Научная статья на тему 'ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЦОМ, ПРОИЗВОДЯЩИМ РАССЛЕДОВАНИЕ, ПРАВА ВНЕСЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСТРАНЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СПОСОБСТВОВАВШИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ'

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЦОМ, ПРОИЗВОДЯЩИМ РАССЛЕДОВАНИЕ, ПРАВА ВНЕСЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСТРАНЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СПОСОБСТВОВАВШИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / СПОСОБСТВОВАВШИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садиокова Ульяна Валерьевна

В статье рассмотрены вопросы правовой регламентации внесения представлений лицами, осуществляющими расследование по уголовным делам; обеспечения достижения цели реализации этой уголовно-процессуальной меры и, как следствие, эффективности ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садиокова Ульяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION BY THE PERSON CONDUCTING THE INVESTIGATION OF THE RIGHT TO SUBMIT A SUBMISSION TO ELIMINATE THE CIRCUMSTANCES THAT CONTRIBUTED TO THE COMMISSION OF CRIMES

The article deals with the issues of legal regulation of the submission of submissions by persons conducting the investigation of criminal cases, ensuring the achievement of the goal of implementing this criminal procedural measure and the effectiveness of its application.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЦОМ, ПРОИЗВОДЯЩИМ РАССЛЕДОВАНИЕ, ПРАВА ВНЕСЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСТРАНЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СПОСОБСТВОВАВШИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

Об эффективности реализации лицом, производящим расследование, права внесения представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления

УЛЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА САДИОКОВА,

доцент кафедры управления органами расследования преступлений, кандидат юридических наук Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: ulyana578@list.ru

Оп the effectiveness of the implementation by the person conducting the investigation of the right to submit a submission to eliminate the circumstances that contributed to the

commission of crimes

ULYANA VALEREVNA SADIOKOVA,

Associate professor of the Department of Management

Bodies Investigation of Crimes, Candidate of Law

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: ulyana578@list.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы правовой регламентации внесения представлений лицами, осуществляющими расследование по уголовным делам; обеспечения достижения цели реализации этой уголовно-процессуальной меры и, как следствие, эффективности ее применения.

Ключевые слова и словосочетания: профилактика; следователь; представление; обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений.

УДК 343.985

Annotation. The article deals with the issues of legal regulation of the submission of submissions by persons conducting the investigation of criminal cases, ensuring the achievement of the goal of implementing this criminal procedural measure and the effectiveness of its application.

Key words and phrases: prevention; investigator; representation; circumstances that contributed to the commission of crimes.

Предупреждение преступлений определено одним из приоритетов Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1 и, соответственно, деятельности органов внутренних дел .

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Феде-

В этой связи выявление органами предварительного расследования в ходе производства по уголовным делам обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, и принятие регламентированных нормативными правовы-

рации от 2 июля 2021 г. № 400. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

ми актами мер реагирования являются одной из основных задач в этом направлении .

Необходимость установления следователями и дознавателями обстоятельств, способствовавших совершению преступления, определена в ст . 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), наряду с иными обстоятельствами, подлежащими установлению и доказыванию по уголовному делу Уголовно-процессуальной мерой реагирования на установленные обстоятельства является составление и направление лицом, расследующим уголовное дело, в организацию или должностному лицу, их допустившим, представления об их устранении в соответствии с положениями ч .2 ст . 158 УПК РФ .

Несмотря на то, что внесение представления в соответствии с положениями уголовно-процессуального закона является правом (выделено нами — У .С .) следователя (дознавателя), принятые ведомственные целевые программы государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»1 и соответствующие им критерии ведомственной оценки эффективности профилактической деятельности органов предварительного расследования2 позволили достичь достаточно высоких показателей в этом направлении. Так, согласно статистическим данным Следственного департамента МВД России, в 2020—2021 гг . удельный вес уголовных дел от оконченных производством, по которым следователями внесены в соответствии с ч .2 ст . 158 УПК РФ представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, составляет 98 % .В отдельных следственных органах территориальных органов внутренних дел на региональном уровне доля таких уголовных дел достигает 100 %, что, безусловно, нельзя не оценить положительно . Большая часть вносимых представлений (44,7 %) адресована органам власти и (или) местного самоуправления, в государственные учреждения внесено 20,3 % представлений, в коммерческие

1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г . № 345 .Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

2 Об утверждении системы изучения и оценки эффективности деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России: распоряжение МВД России от 20 июня 2012 г. № 1/5072; Об оценке деятельности территори-

альных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по осуществлению дознания: распоряжение МВД России от 30 августа 2018 г. № 1/10035; Об утверждении системы изучения и оценки эффективности деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России: распоряжение МВД России от 19 июля 2021 № 1/8120 .

структуры — 20,3 %, в общеобразовательные учреждения направлено 2,4 %3 .

Между тем анализ состояния работы органов предварительного расследования в системе МВД России в этом направлении свидетельствует, что каждое пятое представление следователя (дознавателя) остается без соответствующего реагирования на него адресатом, указывая тем самым на недостижение преследуемой профилактической цели применения этой процессуальной меры, и, как следствие, не в полной мере ее эффективности . УПК РФ определяет обязательное рассмотрение представлений с уведомлением о принятых мерах по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, не позднее одного месяца со дня его вынесения, но не регулирует последствия не исполнения адресатом представления этой процессуальной нормы [1, с .96] .

Применение в рассматриваемом случае меры процессуального принуждения — наложение денежного взыскания (ст . 117 УПК РФ) — в качестве обеспечительной меры исполнения этой обязанности ограничено уголовно-процессуальным законом возможностью ее применения исключительно в отношении участников уголовного судопроизводства (ст 111 УПК РФ) и, как следует из системного толкования его норм, ограничено периодом производства расследования по уголовному делу Однако адресат внесенного представления не всегда является участником уголовного судопроизводства, а представление следователями (дознавателями), как правило, вносится на этапе окончания расследования, не позволяющего, исходя из изложенного выше, и при имеющемся месячном сроке у должностных лиц для принятия мер по устранению недостатков и направления ответа на представление, реагировать на их непринятие или неуведомление об устранении негативных обстоятельств применением указанной меры

Реализация рассматриваемой уголовно-процессуальной нормы обеспечивается, прежде всего, мерами административно-правового характера . Ст . 17 . 7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за невыполнение законных требований следователя, дознавателя Однако в правоприменительной деятельности факты неисполнения законных требований профилактического характера не всегда компенсируются

3 Данные Следственного департамента МВД России о состоянии работы по профилактике преступлений за 2020 и 2021 г.

и применением обозначенных мер административно-правового воздействия . По данным органов предварительного следствия, в текущем году значительно сократилось и количество составленных протоколов об административном правонарушении по ст . 17 . 7 КоАП РФ (-24,8 %), и, соответственно, уменьшилось число лиц, привлеченных к административной ответственности по указанной статье (-28,8 %) .

Следует отметить, что сотрудники органов предварительного следствия не полномочны, в отличие от должностных лиц подразделений дознания (организации дознания), составлять протоколы об административных правонарушениях Применение ими предусмотренных ст . 17 . 7 КоАП РФ мер административно-правового воздействия осуществляется во взаимодействии, прежде всего, с участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оперативное сопровождение по уголовному делу, или прокурором В этой связи одной из задач руководителей органов предварительного следствия в целях совершенствования рассматриваемого направления следует считать улучшение качества и эффективности организации взаимодействия следственных подразделений с указанными должностными лицами и службами

Эффективным механизмом, полагаем, может служить направление органами предварительного расследования руководителям территориальных органов — субъектам организации взаимодействия подразделений в территориальных органах внутренних дел, уведомления о неполучении ответа на внесенное представление и его копии для организации последующего контроля указанными выше уполномоченными сотрудниками за исполнением предписаний уголовно-процессуального закона. Обозначенный порядок обеспечен возможностью визита сотрудником органа внутренних дел адресата представления по месту его нахождения, способствуя тем самым своевременному принятию профилактических мер по направленному ранее представлению, или немедленному реагированию на выявленные нарушения посредством применения административно-правового воздействия — составления протокола в порядке ст . 17 . 7 КоАП РФ в отношении должностных лиц, не исполнивших законные требования следователя (дознавателя) по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений

Для эффективной реализации приведенного порядка взаимодействия сотрудников территориальных органов МВД России на районном

уровне необходима разработка и принятие их руководителями облаченных в соответствующую форму управленческих решений, детально его регламентирующих, а также права, обязанности и ответственность субъектов его организации и исполнителей

Одновременно органам предварительного расследования следует активнее использовать возможность направлений напоминаний о необходимости исполнения требований следователя (дознавателя), практику внесения обобщенных представлений, количество которых в текущем году, по данным следственных органов системы МВД России, сократилось на треть, разработку в рамках ведомственного контроля методических рекомендаций: для руководителей органов предварительного расследования — по совершенствованию организации этого направления деятельности, системы учета и механизма контроля исполнения представлений и своевременного поступления ответов на них, для следователей — по улучшению, прежде всего, качества вносимых представлений, исключению формального подхода в их подготовке

Проработка и реализация комплекса мер по обеспечению надлежащего контроля на ведомственном уровне за качеством подготовки представлений и активизации применения мер реагирования, в том числе административно-правового воздействия, в отношении должностных лиц, не исполнивших законные требования сотрудников органов внутренних дел по устранению выявленных в ходе расследования уголовного дела обстоятельств, способствовавших совершению преступлению, позволит достичь высоких результатов в этом направлении При этом важным является то, что привлечение к административной ответственности — не самоцель, а, прежде всего, обеспечительная мера в достижении устранения обстоятельств, способствующих совершению преступлений .

Таким образом, эффективность реализации лицом, производящим расследование, уголовно-процессуальной меры — внесения следователем (дознавателем) представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, детерминирована, прежде всего, ведомственным (организационным) обеспечением достижения профилактической цели и эффективности ее применения . Уровень эффективности обусловлен вопросами правовой регламентации и реализации отдельных полномочий сотрудников органов внутренних дел в этом направлении, а также качеством их организации со стороны руководителей органов предварительного расследования

Список литературы:

1 . Кузнецова С. М. Субъекты контроля (надзора) за исполнением представления следователя по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления // Алтайский юридический вестник. 2016 . № 1(13) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.