Закон и право. 2021. № 11. С. 202-205. Law and legislation. 2021;(11):202-205.
Научная статья УДК 343.85
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-202-205 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200
Об организации обеспечения уголовного преследования сотрудниками оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы
Дмитрий Александрович Высоцкий1, Юрий Иванович Шульгов2
1 Санкт-Петербургский Университет Федеральной службы исполнения наказаний, Пушкинский район, г. Пушкин, Санкт-Петербург, Россия
2 Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Вологда, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, сформулированы предложения по совершенствованию правовой основы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, правовое регулирование, оперативно-розыскное обеспечение, сравнительный анализ.
Для цитирования: Высоцкий Д.А., Шульгов Ю.И. Об организации обеспечения уголовного преследования сотрудниками оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы / / Закон и право. 2021. № 11. С. 202—205. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-202-205
Original article
About of organizing the provision of criminal prosecution by employees of operational units of the penal system
Dmitry A. Vysotsky1, Yuri I. Shulgov2
1 Saint Petersburg University of the Federal penitentiary service, Pushkin District, Pushkin,
Saint Petersburg, Russia
2 Vologda institute of law and economics of the Federal penitentiary service, Vologda, Russia
Abstract. The article deals with the problems of legal regulation of operational-search activity, proposals for improving the legal basis of operational-search activity in the penal system.
Keywords: operational-search activity, legal regulation, operational-search support, comparative analysis.
For citation: Vysotsky D.A., Shulgov Yu.I. About of organizing the provision of criminal prosecution by employees of operational units of the penal system // Law and legislation. 2021;(11): 202—205. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-202-205
© Высоцкий Д.А., Шульгов Ю.И. М., 2021.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
Анализ положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»1 (далее — Закон об ОРД) применительно к специфике предмета исследования позволил выделить ряд пробелов и недостатков в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе.
Одной из основных проблем является отсутствие должной регламентации в данном Законе полного объема задач оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе (УИС) РФ.
В частности, ст. 2 указанного Закона об ОРД не предусматривает возможности осуществления такой деятельности для решения задач борьбы с нарушениями установленного порядка отбывания наказания со стороны осужденных и лиц, задержанных и заключенных под стражу.
Вместе с тем ст. 7 (подп. 1 п. 2 ч. 1) Закона об ОРД в качестве основания проведения оперативно-розыскных мероприятий предусматривает наличие сведений о признаках противоправного деяния, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела2.
Статья 7 Закона об ОРД не предусматривает всех необходимых оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), характерных для УИС РФ.
В связи с этим, на наш взгляд, в нее должны быть внесены изменения в части, устанавливающей такое основание для проведения ОРМ, как необходимость добывания информации, использование которой обеспечивает правопорядок и законность в пенитенциарных учреждениях3.
Кроме того, целесообразно дополнить ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД пунктом 5, изложив его в следующей редакции:
«5) сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного нарушения режима содержания со стороны осужденных, лиц задержанных и заключенных под стражу».
Рассмотрение перспектив совершенствования системы и методов нормативно-правового регулирования вопросов оперативно-розыскной деятельности приводит к выводу о необходимо-
1 См.: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (действ. ред.) // Рос. газ. 1995. 18 авг.; 2021. 1 июля.
2 Власова H.A. Проблемы совершенствования форм досудебного производства в уголовном процессе: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 372.
3 Кутковский В.В. Функции оперативно-розыскной де-
ятельности в уголовно-исполнительной системе России:
Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 6.
сти комплексной разработки перспективной модели нормативно-правового регулирования ОРД, которая охватывала бы все взаимосвязи этой деятельности, ее основные функциональные подсистемы, отражала бы специфику осуществления оперативно-розыскных мер на различных стадиях единого оперативно-розыскного процесса.
Составляющими такой модели могло бы стать нормативно-правовое регулирование:
1) практики конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям;
2) подсистем оперативно-поискового, оперативно-технического и силового обеспечения ОРД с учетом их специфики;
3) важнейших организационно-тактических комплексов (организационно-тактических форм), включающих выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, оперативную разработку и ее организационно-тактические варианты.
К числу задач оперативно-розыскной деятельности Закон не относит обеспечение исполнения уголовного наказания и реализации иных мер уголовно-правового характера.
В сопоставлении с нормой, содержащейся в ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ4, это означает, что за пределами оперативно-розыскного воздействия со стороны учреждений и органов УИС оказываются все лица, осужденные к видам наказаний, не связанным с лишением свободы. Между тем только на учете уголовно-исполнительных инспекций состоит более 1 млн осужденных5. Законодательное признание этих осужденных в качестве потенциальных объектов ОРД позволило бы на ведомственном уровне определить пределы, основания и условия проведения в отношении них если не всех, то хотя бы отдельных оперативно-розыскных мероприятий силами оперативных подразделений УИС.
Сравнительный анализ целей и задач оперативно-розыскной деятельности, определенных в Законе об ОРД (статьи 1 и 2), с аналогичными задачами такой же деятельности, осуществляемой в исправительных учреждениях (ст. 84 УИК
4 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (действ. ред.) // Рос. газ. 1997. 16 янв.; 2021. 17 июня.
5 Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Офиц. сайт ФСИН России: https://fsin.gov.ru/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har- ка% 20Ш8/ (Дата обращения: 25.09.2021)
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
РФ), показывает не только текстуальное, но и смысловое их расхождение.
Ни в Законе об ОРД, ни в УИК РФ, ни в других законодательных актах не определен механизм взаимодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы с аналогичными подразделениями других государственных органов — субъектов ОРД. Лишь отдельные элементы этого механизма просматриваются в статьях 6, 7, 13, 14 Закона об ОРД и ст. 84 УИК РФ.
В законодательных актах отсутствует надлежащая нормативно-правовая база для оперативно-розыскной профилактики преступлений. Задача их предупреждения в оперативно-розыскном законодательстве вообще только декларируется. Между тем в теории ОРД оперативно-розыскная профилактика, или оперативно-розыскное предупреждение преступлений, сегодня признается самостоятельной важнейшей организационно-тактической формой ОРД.
В целом нормативно-правовая база оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе несовершенна, изобилует пробелами, недостаточно согласуется с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и нуждается в улучшении.
Необходимо привести в соответствие цели и задачи ОРД, представленные в Законе об ОРД и УИК РФ.
Статью 2 Закона при этом целесообразно дополнить указанием на задачу обеспечения исполнения уголовного наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, а ст. 84 УИК РФ — на цели, вытекающие из Закона об ОРД, и уточнить задачи этой деятельности в исправительных учреждениях6.
Безотлагательного решения требует совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся при осуществлении оперативно -розыскной деятельности в УИС РФ.
Предлагаются, в частности, следующие поправки в нормативно-правовые акты:
1) дополнить часть 1 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» нормой следующего содержания:
«В ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности для решения задач, предусмот-
6 Бажанов С.А. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 4.
ренных статьей 2 настоящего Федерального закона, могут предприниматься оперативно-розыскные меры, представляющие собой совокупность организационно-управленческих, организационно-тактических, оперативно -тактических и иных действий уполномоченных органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно -розыскную деятельность»;
2) внести изменения в статью 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», дополнив ее частью следующего содержания:
«Дела оперативного учета содержат первичные информационные материалы, данные, отражающие результаты оперативной проверки информации, документирования действий, фактов и обстоятельств, представляющих оперативный интерес, и результаты использования оперативно-розыскной информации для решения задач оперативно-розыскной деятельности»;
3) внести в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» следующие изменения:
а) статью 7 дополнить частью 6 следующего содержания:
«Оперативные подразделения территориальных органов уголовно-исполнительной системы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях реализации задач, установленных для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
б) статью 8 дополнить частью 2 следующего содержания:
«Оперативные подразделения федерального органа уголовно-исполнительной системы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях реализации задач, установленных для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Список источников
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (действ. ред.) // Рос. газ. 1997. 16 янв.; 2021. 17 июня.
2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (действ. ред.) // Рос. газ. 1995. 18 авг.; 2021. 1 июля.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
3. Бажанов С.А. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 26 с.
4. Власова Н.А. Проблемы совершенствования форм досудебного производства в уголовном процессе: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. 405 с.
5. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Офиц. сайт ФСИН России: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/ statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (Дата обращения: 25.09.2021)
6. Кутковский В.В. Функции оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 22 с.
References
1. The Criminal Executive Code of the Russian Federation dated 01/08/1997 № 1-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 1997.16 January; 2021.17 June.
2. Federal law «On operational-search activity» of 12.08.1995 № 144-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 1995.18 August; 2021.1 July.
3. Bazhanov S.A. Legal regulation of operational-search activity in the penal system of Russia: author. dis. Cand. jurid. Sciences: 12.00.09 / Bazhanov Sergey Andreevich. Moscow, 2007. 26 p.
4. Vlasova N.A. Problems of improving the forms of pre-trial proceedings in the criminal process: dis. doct. jurid. Sciences: 12.00.09 / Vlasova Natalya Anatolyevna. Moscow, 2001. 405 p.
5. Brief description of the penal system // Official site of the Federal Penitentiary Service of Russia. Access mode: https://fsin.gov.ru/structure/inspec-tor/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (Accessed: 09/25/2021)
6. Kutkovsky V. V. Functions of operational-search activity in the penal system of Russia: author. dis. Cand. jurid. Sciences: 12.00.09 / Kutkovskiy Valentin Valentinovich. Moscow, 2006. 22 p.
Информация об авторах
Высоцкий Д.А. — старший преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Шульгов Ю.И. — старший преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки инженерно-экономического факультета
Information about the authors
Vysotsky D.A. — senior lecturer of the department of organization of operational-investigative activities Shulgov Yu.I. — senior lecturer of the department of combat and tactical and special training of the faculty of engineering and economics
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 06.09.2021; одобрена после рецензирования 08.10.2021; принята к публикации 14.10.2021.
The article was submitted 06.09.2021; approved after reviewing 08.10.2021; accepted for publication 14.10.2021.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021