Научная статья на тему 'Об организации обеспечения уголовного преследования сотрудниками оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы'

Об организации обеспечения уголовного преследования сотрудниками оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / правовое регулирование / оперативно-розыскное обеспечение / сравнительный анализ / perational-search activity / legal regulation / operational-search support / comparative analysis

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Александрович Высоцкий, Юрий Иванович Шульгов

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, сформулированы предложения по совершенствованию правовой основы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитрий Александрович Высоцкий, Юрий Иванович Шульгов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About of organizing the provision of criminal prosecution by employees of operational units of the penal system

The article deals with the problems of legal regulation of operational-search activity, proposals for improving the legal basis of operational-search activity in the penal system.

Текст научной работы на тему «Об организации обеспечения уголовного преследования сотрудниками оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы»

Закон и право. 2021. № 11. С. 202-205. Law and legislation. 2021;(11):202-205.

Научная статья УДК 343.85

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-202-205 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200

Об организации обеспечения уголовного преследования сотрудниками оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы

Дмитрий Александрович Высоцкий1, Юрий Иванович Шульгов2

1 Санкт-Петербургский Университет Федеральной службы исполнения наказаний, Пушкинский район, г. Пушкин, Санкт-Петербург, Россия

2 Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Вологда, Россия

1 d.vysota14@mail.ru

2 jyrash2@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, сформулированы предложения по совершенствованию правовой основы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, правовое регулирование, оперативно-розыскное обеспечение, сравнительный анализ.

Для цитирования: Высоцкий Д.А., Шульгов Ю.И. Об организации обеспечения уголовного преследования сотрудниками оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы / / Закон и право. 2021. № 11. С. 202—205. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-202-205

Original article

About of organizing the provision of criminal prosecution by employees of operational units of the penal system

Dmitry A. Vysotsky1, Yuri I. Shulgov2

1 Saint Petersburg University of the Federal penitentiary service, Pushkin District, Pushkin,

Saint Petersburg, Russia

2 Vologda institute of law and economics of the Federal penitentiary service, Vologda, Russia

1 d.vysota14@mail.ru

2 jyrash2@mail.ru

Abstract. The article deals with the problems of legal regulation of operational-search activity, proposals for improving the legal basis of operational-search activity in the penal system.

Keywords: operational-search activity, legal regulation, operational-search support, comparative analysis.

For citation: Vysotsky D.A., Shulgov Yu.I. About of organizing the provision of criminal prosecution by employees of operational units of the penal system // Law and legislation. 2021;(11): 202—205. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-202-205

© Высоцкий Д.А., Шульгов Ю.И. М., 2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

Анализ положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»1 (далее — Закон об ОРД) применительно к специфике предмета исследования позволил выделить ряд пробелов и недостатков в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе.

Одной из основных проблем является отсутствие должной регламентации в данном Законе полного объема задач оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе (УИС) РФ.

В частности, ст. 2 указанного Закона об ОРД не предусматривает возможности осуществления такой деятельности для решения задач борьбы с нарушениями установленного порядка отбывания наказания со стороны осужденных и лиц, задержанных и заключенных под стражу.

Вместе с тем ст. 7 (подп. 1 п. 2 ч. 1) Закона об ОРД в качестве основания проведения оперативно-розыскных мероприятий предусматривает наличие сведений о признаках противоправного деяния, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела2.

Статья 7 Закона об ОРД не предусматривает всех необходимых оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), характерных для УИС РФ.

В связи с этим, на наш взгляд, в нее должны быть внесены изменения в части, устанавливающей такое основание для проведения ОРМ, как необходимость добывания информации, использование которой обеспечивает правопорядок и законность в пенитенциарных учреждениях3.

Кроме того, целесообразно дополнить ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД пунктом 5, изложив его в следующей редакции:

«5) сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного нарушения режима содержания со стороны осужденных, лиц задержанных и заключенных под стражу».

Рассмотрение перспектив совершенствования системы и методов нормативно-правового регулирования вопросов оперативно-розыскной деятельности приводит к выводу о необходимо-

1 См.: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (действ. ред.) // Рос. газ. 1995. 18 авг.; 2021. 1 июля.

2 Власова H.A. Проблемы совершенствования форм досудебного производства в уголовном процессе: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 372.

3 Кутковский В.В. Функции оперативно-розыскной де-

ятельности в уголовно-исполнительной системе России:

Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 6.

сти комплексной разработки перспективной модели нормативно-правового регулирования ОРД, которая охватывала бы все взаимосвязи этой деятельности, ее основные функциональные подсистемы, отражала бы специфику осуществления оперативно-розыскных мер на различных стадиях единого оперативно-розыскного процесса.

Составляющими такой модели могло бы стать нормативно-правовое регулирование:

1) практики конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям;

2) подсистем оперативно-поискового, оперативно-технического и силового обеспечения ОРД с учетом их специфики;

3) важнейших организационно-тактических комплексов (организационно-тактических форм), включающих выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, оперативную разработку и ее организационно-тактические варианты.

К числу задач оперативно-розыскной деятельности Закон не относит обеспечение исполнения уголовного наказания и реализации иных мер уголовно-правового характера.

В сопоставлении с нормой, содержащейся в ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ4, это означает, что за пределами оперативно-розыскного воздействия со стороны учреждений и органов УИС оказываются все лица, осужденные к видам наказаний, не связанным с лишением свободы. Между тем только на учете уголовно-исполнительных инспекций состоит более 1 млн осужденных5. Законодательное признание этих осужденных в качестве потенциальных объектов ОРД позволило бы на ведомственном уровне определить пределы, основания и условия проведения в отношении них если не всех, то хотя бы отдельных оперативно-розыскных мероприятий силами оперативных подразделений УИС.

Сравнительный анализ целей и задач оперативно-розыскной деятельности, определенных в Законе об ОРД (статьи 1 и 2), с аналогичными задачами такой же деятельности, осуществляемой в исправительных учреждениях (ст. 84 УИК

4 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (действ. ред.) // Рос. газ. 1997. 16 янв.; 2021. 17 июня.

5 Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Офиц. сайт ФСИН России: https://fsin.gov.ru/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har- ка% 20Ш8/ (Дата обращения: 25.09.2021)

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

РФ), показывает не только текстуальное, но и смысловое их расхождение.

Ни в Законе об ОРД, ни в УИК РФ, ни в других законодательных актах не определен механизм взаимодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы с аналогичными подразделениями других государственных органов — субъектов ОРД. Лишь отдельные элементы этого механизма просматриваются в статьях 6, 7, 13, 14 Закона об ОРД и ст. 84 УИК РФ.

В законодательных актах отсутствует надлежащая нормативно-правовая база для оперативно-розыскной профилактики преступлений. Задача их предупреждения в оперативно-розыскном законодательстве вообще только декларируется. Между тем в теории ОРД оперативно-розыскная профилактика, или оперативно-розыскное предупреждение преступлений, сегодня признается самостоятельной важнейшей организационно-тактической формой ОРД.

В целом нормативно-правовая база оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе несовершенна, изобилует пробелами, недостаточно согласуется с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и нуждается в улучшении.

Необходимо привести в соответствие цели и задачи ОРД, представленные в Законе об ОРД и УИК РФ.

Статью 2 Закона при этом целесообразно дополнить указанием на задачу обеспечения исполнения уголовного наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, а ст. 84 УИК РФ — на цели, вытекающие из Закона об ОРД, и уточнить задачи этой деятельности в исправительных учреждениях6.

Безотлагательного решения требует совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся при осуществлении оперативно -розыскной деятельности в УИС РФ.

Предлагаются, в частности, следующие поправки в нормативно-правовые акты:

1) дополнить часть 1 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» нормой следующего содержания:

«В ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности для решения задач, предусмот-

6 Бажанов С.А. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 4.

ренных статьей 2 настоящего Федерального закона, могут предприниматься оперативно-розыскные меры, представляющие собой совокупность организационно-управленческих, организационно-тактических, оперативно -тактических и иных действий уполномоченных органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно -розыскную деятельность»;

2) внести изменения в статью 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», дополнив ее частью следующего содержания:

«Дела оперативного учета содержат первичные информационные материалы, данные, отражающие результаты оперативной проверки информации, документирования действий, фактов и обстоятельств, представляющих оперативный интерес, и результаты использования оперативно-розыскной информации для решения задач оперативно-розыскной деятельности»;

3) внести в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» следующие изменения:

а) статью 7 дополнить частью 6 следующего содержания:

«Оперативные подразделения территориальных органов уголовно-исполнительной системы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях реализации задач, установленных для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

б) статью 8 дополнить частью 2 следующего содержания:

«Оперативные подразделения федерального органа уголовно-исполнительной системы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях реализации задач, установленных для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Список источников

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (действ. ред.) // Рос. газ. 1997. 16 янв.; 2021. 17 июня.

2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (действ. ред.) // Рос. газ. 1995. 18 авг.; 2021. 1 июля.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

3. Бажанов С.А. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 26 с.

4. Власова Н.А. Проблемы совершенствования форм досудебного производства в уголовном процессе: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. 405 с.

5. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Офиц. сайт ФСИН России: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/ statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (Дата обращения: 25.09.2021)

6. Кутковский В.В. Функции оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 22 с.

References

1. The Criminal Executive Code of the Russian Federation dated 01/08/1997 № 1-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 1997.16 January; 2021.17 June.

2. Federal law «On operational-search activity» of 12.08.1995 № 144-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 1995.18 August; 2021.1 July.

3. Bazhanov S.A. Legal regulation of operational-search activity in the penal system of Russia: author. dis. Cand. jurid. Sciences: 12.00.09 / Bazhanov Sergey Andreevich. Moscow, 2007. 26 p.

4. Vlasova N.A. Problems of improving the forms of pre-trial proceedings in the criminal process: dis. doct. jurid. Sciences: 12.00.09 / Vlasova Natalya Anatolyevna. Moscow, 2001. 405 p.

5. Brief description of the penal system // Official site of the Federal Penitentiary Service of Russia. Access mode: https://fsin.gov.ru/structure/inspec-tor/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (Accessed: 09/25/2021)

6. Kutkovsky V. V. Functions of operational-search activity in the penal system of Russia: author. dis. Cand. jurid. Sciences: 12.00.09 / Kutkovskiy Valentin Valentinovich. Moscow, 2006. 22 p.

Информация об авторах

Высоцкий Д.А. — старший преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Шульгов Ю.И. — старший преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки инженерно-экономического факультета

Information about the authors

Vysotsky D.A. — senior lecturer of the department of organization of operational-investigative activities Shulgov Yu.I. — senior lecturer of the department of combat and tactical and special training of the faculty of engineering and economics

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 06.09.2021; одобрена после рецензирования 08.10.2021; принята к публикации 14.10.2021.

The article was submitted 06.09.2021; approved after reviewing 08.10.2021; accepted for publication 14.10.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.