ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Operational search activity
УДК 343.8
https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/3(48)/119-126
А. А. Чайковский
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Статья посвящена вопросам правового регулирования розыскной работы в уголовно-исполнительной системе (далее — УИС), осуществляемой оперативными подразделениями учреждений и территориальных органов ФСИН России.
Целью работы является анализ нормативных правовых актов, регламентирующих розыскную работу УИС, и внесение в них изменений и дополнений для совершенствования указанной деятельности.
Автором работы было выделено три уровня правового регулирования розыскной работы в УИС: международный, федеральный, ведомственный и межведомственный. При рассмотрении международного уровня были проанализированы международные договоры, регламентирующие порядок осуществления розыскной работы. Нормативные правовые акты федерального уровня были условно разделены на три группы. При анализе УИК РФ высказано мнение о необходимости закрепления норм, содержащихся в различных статьях, касающихся порядка объявления в розыск отдельных категорий осужденных, в отдельную статью. В рамках ведомственного и межведомственного уровня проанализированы приказы Минюста России, ФСИН России, а также межведомственные приказы, регулирующие розыскную работу.
Кроме того, на основе мнений ученых в области оперативно -розыскной деятельности, рассматривающих вопросы правового регулирования общественных отношений в указанной сфере, предложено авторское определение понятия «правовое регулирование розыскной работы в уголовно-исполнительной системе ».
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; правовое регулирование; розыскная работа; розыскные подразделения; уголовно-исполнительная система.
Для цитирования: Чайковский А. А. Правовое регулирование розыскной работы в уголовно-исполнительной системе // Вестник Кузбасского института. 2021. № 3 (48). С. 119-126. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/3(48)/119-126.
© Чайковский А. А., 2021 © Chajkovskij A. A., 2021
A. A. Chajkovskij
LEGAL REGULATION OF INVESTIGATIVE WORK IN THE PENAL SYSTEM
The article is devoted to the legal regulation of search work in the penal system carried out by operational units of institutions and territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia.
The purpose of the work is to analyse the normative legal acts governing search work in the penal correction system and to introduce amendments and additions to them in order to improve these activities.
The author of the work identified three levels of legal regulation of search work in the penal system: international, federal, departmental and interdepartmental. When considering the international level, international treaties governing the procedure for conducting search work were analyzed. Regulatory legal acts of the federal level were conditionally divided into three groups. When analyzing the PEC of the Russian Federation, the opinion was expressed on the need to consolidate the norms contained in various of its articles regarding the procedure for declaring certain categories of convicts on the wanted list into a separate article. Within the framework of departmental and interdepartmental levels, the orders of the Ministry of Justice of Russia, the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as interdepartmental orders regulating search work, were analyzed.
In addition, on the basis of the opinions of scientists in the field of operational-search activities considering issues of legal regulation of public relations in this area, the author's definition of the concept of "legal regulation of search work in the penal system" was proposed.
Keywords: operational-search activity; legal regulation; search work; search units; criminal-executive system.
For citation: Сhajkovskij A. A Legal regulation of investigative work in the penal system. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2021, no. 3 (48), p. 119-126. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/3(48)/119-126.
На сегодняшний день в теории оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) имеется достаточно много точек зрения относительно понятия «правовое регулирование», регламентирующего различные правоотношения в данной сфере. Проанализируем некоторые из них и предпримем попытку дать авторское определение понятия «правовое регулирование розыскной работы в уголовно-исполнительной системе».
Ведущий ученый в области ОРД Е. С. Дубоносов рассматривает правовое регулирование данной деятельности как осуществление при помощи системы правовых средств воздействия на оперативно-розыскные отношения с целью их упорядочения [1, с. 84]. В свою очередь, К. В. Капустин, исследовавший доста-
точно подробно сущность и содержание данного понятия, под правовым регулированием ОРД понимает совокупность юридических норм, регламентирующих осуществление ОРД (правовой основы ОРД), и правовых механизмов их реализации, предназначенных для регулирования правоотношений, существующих в сфере ОРД [2, с. 142].
Г. Ю. Лесников отмечает, что нормы оперативно-розыскного, уголовно-
исполнительного и уголовно-
процессуального законодательства в совокупности образуют правовые основания розыскной работы и проведения ОРМ в отношении осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений или уклоняющихся от отбывания лишения свободы и ряда иных наказаний,
не связанных с изоляцией от общества [3, а 151].
Анализ указанных понятий позволил нам сделать вывод, что авторами правовое регулирование ОРД рассматривается как система (совокупность) правовых (юридических) норм, содержащихся в нормативных правовых актах, регулирующих различные правоотношения в сфере ОРД.
С учетом изложенного под правовым регулированием розыскной работы в уголовно-исполнительной системе мы понимаем совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность розыскных подразделений УИС, а также механизмов их реализации с целью регулирования правоотношений в данной сфере.
В ходе проведенного исследования было установлено, что 16,8 % опрошенных сотрудников розыскных подразделений УИС не удовлетворены современным состоянием правового регулирования розыскной работы в УИС, 57,9 % — удовлетворены частично, 25,3 % — удовлетворены полностью. При ответе на вопрос «Считаете ли вы, что в правовом регулировании розыскной работы в УИС имеются недостатки?» все респонденты отметили, что недостатки имеются. Причем 55,4 % указали на недостатки в международном и федеральном законодательстве, предусматривающем порядок объявления и осуществления розыскными подразделениями УИС межгосударственного и федерального розысков. В свою очередь 44,6 % обозначили недостатки в межведомственных нормативных правовых актах, регламентирующих порядок взаимодействия розыскных подразделений УИС с органами внутренних дел. Кроме того, сотрудники розыскных подразделений УИС отметили, что в ФСИН России отсутствует отдельный приказ, предусматривающий порядок осуществления розыскной работы в УИС.
Таким образом, в настоящее время в правовом регулировании розыскной работы УИС имеется ряд проблем, решение которых способствовало бы совершенствованию данной деятельности. В этой
связи целесообразно рассмотреть недостатки в указанной сфере и предложить пути их устранения.
С нашей точки зрения, правовое регулирование розыскной работы в УИС целесообразно рассматривать по следующим уровням: международный, федеральный, ведомственный и межведомственный.
К нормативным правовым актам международного уровня относятся международные договоры, регулирующие порядок осуществления розыскной работы, основными из которых являются:
1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена между государствами-участниками СНГ в г. Минске 22 января 1993 г.). В ст. 61.1 Конвенции предусмотрены основания и последовательность осуществления межгосударственного розыска лиц, находящихся на территории государств-участников СНГ.
2. Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц (заключен в г. Москве 10 декабря 2010 г.). В данном договоре определено понятие межгосударственного розыска лиц, а также подробно рассмотрены формы сотрудничества правоохранительных органов в процессе осуществления межгосударственного розыска, перечислены категории разыскиваемых лиц.
3. Решение Совета глав правительств СНГ «О Регламенте компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц» (принято в г. Душанбе 30 октября 2015 г.). Регламент разработан в целях реализации положений договора государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц от 10.12.2010 и определяет единый порядок взаимодействия органов, уполномоченных осуществлять розыск лиц в соответствии с национальным законодательством.
Нормативные правовые акты федерального уровня мы условно разделим на три группы.
1) Конституция Российской Федерации.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. В гл. 2 Конституции РФ конкретизируются права и свободы человека и гражданина. Так, при осуществлении розыскной работы оперативным сотрудникам розыскных подразделений УИС необходимо учитывать, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22); каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23); никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25); каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27).
2) Федеральные законы.
В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее — УИК РФ) розыскную работу регулируют несколько правовых норм. Так, в ст. 181 УИК РФ отражено, что объявление розыска осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля УИИ, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы. В соответствии с ч. 4 ст. 60.2 УИК РФ в случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания, указанного в ч. 2 настоящей статьи (в том числе в случае неявки за получением
предписания), или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск территориальным органом уголовно-исполнительной системы. Со-
17
гласно ч. 2 ст. 60 УИК РФ осужденный, уклонившийся от отбывания принудительных работ (за исключением осужденного, уклонившегося от получения предписания, указанного в ч. 2 ст. 602 Кодекса, и осужденного, не прибывшего к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок), объявляется в розыск администрацией исправительного центра. В соответствии с ч. 6 ст. 751 УИК РФ в случае уклонения осужденного от получения предписания о направлении в колонию-поселение или неприбытия осужденного к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск. В ст. 84 УИК РФ определяется одна из основных задач оперативных аппаратов исправительных учреждений (далее — ИУ) — розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из ИУ, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы. Необходимо отметить, что в данном случае организацией и осуществлением розыска осужденных занимаются непосредственно розыскные подразделения УИС, а оперативные подразделения ИУ оказывают им в этом помощь.
С нашей точки зрения, нормы данных статей УИК РФ необходимо объединить в одну статью, назвав ее «Объявление розыска отдельных категорий осужденных». Структура и содержание статьи могут быть представлены следующим образом:
1. В случае уклонения осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания от контроля уголовно-исполнительной инспекции, осужденные объявляются в розыск оперативными
подразделениями уголовно-
исполнительной системы.
2. В случае уклонения осужденного от получения предписания о направлении в колонию-поселение или исправительный центр (в том числе в случае неявки за получением предписания) или неприбытия осужденного к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск территориальным органом уголовно-исполнительной системы.
3. В случае совершения осужденным побега из исправительного учреждения или уклонения от отбывания лишения свободы осужденный объявляется в розыск территориальным органом уголовно-исполнительной системы.
4. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ (за исключением осужденного, уклонившегося от получения предписания, указанного в ч. 2 ст. 60 УИК РФ, и осужденного, не прибывшего к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок), осужденный объявляется в розыск администрацией исправительного центра.
В ст. 247 «Участие подсудимого» Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) отражено, что судебное разбирательство уголовного дела проводится при обязательном участии подсудимого. Вместе с тем ч. 4 данной статьи предусматривает, что судебное разбирательство в отсутствие подсудимого может быть допущено в случае, если по уголовному делу о преступлении небольшой и средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении уголовного дела в его отсутствие (в данном случае подсудимый ходатайствует об этом, если понимает, что ему будет вынесен обвинительный приговор, а сам скрывается от органов дознания, следствия и суда). В ч. 5 ст. 247 УПК РФ также указано, что в исключительных случаях судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях может проводиться в отсутствие подсудимого, который находится за
пределами территории Российской Федерации и (или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу. Таким образом, приговор суда, вынесенный в отношении лица заочно, после его вступления в законную силу направляется в территориальный орган ФСИН России, и подразделение розыска УИС приступает к розыску данного лица. Проблема розыска таких осужденных заключается в том, что на первоначальном этапе розыскные подразделения не обладают информацией о вероятном местонахождении разыскиваемого лица, что существенно затрудняет их розыск.
В соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД») одной из основных задач ОРД является осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших (ст. 2).
Розыскные подразделения УИС в ходе розыскной работы должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (ст. 5); имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия и использовать при их проведении информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде (ст. 6), вести дела оперативного учета (ст. 10), привлекать граждан к содействию (ст. 6, 15, 17); в пределах компетенции пользуются правами и несут обязанности, которые предусмотрены ФЗ «Об ОРД» (ст. 14 и 15).
В ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» отражено, что одной из обязанностей полиции является оказание содействия учреждениям и органам УИС в осуществлении розыска и задержании
лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, получения предписания о направлении к месту отбывания наказания, либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок. Вместе с тем, в практической деятельности имеются факты, когда сотрудники органов внутренних дел не принимают меры по задержанию лиц, находящихся в федеральном розыске, которые числятся за оперативными подразделениями УИС, чтобы в последующем не заниматься подготовкой документов в суд о заключении разысканного лица под стражу, ограничиваясь лишь информированием инициатора розыска о местонахождении разыскиваемого лица.
3) Подзаконные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В пп. 9.6 п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» указано, что ФСИН России в установленном порядке сотрудничает с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями при осуществлении розыска лиц.
Указом Президента РФ «О компетентных органах Российской Федерации, осуществляющих сотрудничество в рамках договора государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» в качестве компетентного органа Российской Федерации, осуществляющего сотрудничество в рамках Договора государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц, определена ФСИН России.
К нормативным правовым актам ведомственного и межведомственного уровня относятся приказы Минюста России, ФСИН России, а также межведомственные приказы, регламентирующие розыскную работу. Отметим, что нами будут рассмотрены ведомственные и
межведомственные приказы только открытого характера.
Ведомственный уровень включает в себя:
1. Приказ Минюста России от 06.04.2009 № 102 «Об утверждении Инструкции по направлению в колонию-поселение осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование осужденного к месту отбывания наказания». В III разделе Инструкции указано, что в случае уклонения осужденного от получения предписания для направления в колонию-поселение или неприбытия осужденного к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок начальник территориального органа ФСИН России либо лицо, его замещающее, выносит постановление о розыске осужденного. После этого подразделение розыска территориального органа ФСИН России проводит мероприятия по розыску осужденного.
2. Приказ Минюста России от
20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества». Согласно Инструкции филиал УИИ информирует подразделение розыска об осужденном, в отношении которого им начаты ПРМ по установлению его местонахождения. После получения указанной информации подразделение розыска оказывает содействие УИИ в установлении местонахождения осужденного.
3. Приказ Минюста России от
11.10.2010 № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы». В п. 58 Инструкции указано, что если в течение тридцати дней в результате первоначальных розыскных мероприятий местонахождение осужденного не будет установлено, то УИИ направляет в оперативное подразделение территориального органа ФСИН России информацию для принятия решения об объявлении осужденного в розыск с приложением матери-
алов первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного.
4. Приказ Минюста России от 24.09.2020 № 220 «Об утверждении Порядка направления осужденных к месту отбывания принудительных работ и их перевода для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой». В соответствии с пп. 8 ч. 7 Порядка в случае такого уклонении осужденного или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок начальник территориального органа ФСИН России объявляет осужденного в розыск. Далее подразделением розыска проводится комплекс ОРМ по его розыску.
К межведомственному уровню относятся:
1. Приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 06.10.2006 № 786/310/470/454/333/971 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола». Данная Инструкция подробно регламентирует порядок организации и осуществления международного розыска.
Необходимо отметить, что в настоящее время МВД России подготовлен проект совместного приказа МВД России, Минюста России, Минфина России, ФСБ России, ФСО России, СК России «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола», который разработан в целях повышения эффективности использования возможностей и инструментов Интерпола органами внутренних дел и иными государственными органами Российской Федерации в борьбе с международной преступностью. При разработке проекта приказа учтены требования нормативных актов Интерпола в сфере использования информационно-телекоммуникационной системы Интерпола, специальных уведомлений и циркуляров, а также баз данных.
На данный момент формируется окончательный вариант текста проекта приказа [4].
2. Приказ МВД России и ФСИН России от 17.06.2013 «Об утверждении Порядка оказания территориальными органами МВД России содействия учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержания лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания, либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок». В приказе содержится перечень мероприятий, осуществляемых при побеге лица (лиц) из ИУ, СИЗО или при конвоировании; определена организация направления и исполнения запросов о проведении ОРМ в целях установления местонахождения и задержания разыскиваемых лиц; действия сотрудников территориальных органов МВД России и территориальных органов ФСИН России при установлении местонахождения разыскиваемого лица.
Таким образом, в рамках проведенного исследования нами было сформулировано авторское определение понятия «правовое регулирование розыскной работы в УИС», проанализированы нормативные правовые акты международного, федерального, ведомственного и межведомственного уровней, регулирующие данную деятельность. Кроме того, предложены название и структура отдельной статьи УИК РФ, регламентирующей деятельность территориальных органов ФСИН России по объявлению в розыск отдельных категорий осужденных.
С нашей точки зрения, эффективность деятельности сотрудников розыскных подразделений УИС будет во многом зависеть от знания положений, содержащихся в рассмотренных нормативных правовых актов.
Литература
1. Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 379 с.
2. Капустин, К. В. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях / К.В. Капустин // Вестник Кузбасского института.
— 2020. — № 3 (44). — С. 140-149.
3. Лесников, Г. Ю. Особенности правового регулирования розыскной работы в уголовно-исполнительной системе / Г. Ю. Лесников // Организационное и правовое обеспечение деятельности уголовно-исполнительных инспекций на современном этапе : сборник материалов заочного круглого стола, Москва, 26 июня 2020 года.
— Москва: Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний», 2020. — С. 148-152.
4. Проект приказа «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» https://regulation.gov.ru/Projects/List?type=Grid#npa=1064n (дата обращения: 30.04.2021).
References
1. Dubonosov E. S. Operativno-rozy'sknaya deyatel'nost' [Operational-search activity]. Textbook and workshop for applied undergraduate studies. 6t iss., rewr. and add. Moscow, Yurajt, 2018. 379 p.
2. Kapustin K. V. Pravovoe regulirovanie operativno-rozy'sknoj deyatel'nosti v ispravi-tel'ny'x uchrezhdeniyax [Legal regulation of operational-search activities in correctional institutions]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2020, no. 3 (44), p. 140-149.
3. Lesnikov G. Yu. Osobennosti pravovogo regulirovaniya rozy'sknoj raboty' v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Peculiarities of legal regulation of search work in the criminal enforcement system]. In: Organizacionnoe i pravovoe obespechenie deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'ny'x inspekcij na sovremennom e'tape [Organizational and legal support for the activities of penal enforcement inspections at the present stage]. Collection of materials from the absentee round table, Moscow, June 26, 2020. Moscow, Research Institute of Information Technology of the FPS of Russia, 2020. P. 148-152.
4. Proekt prikaza «Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii informacionnogo obespecheni-ya sotrudnichestva po linii Interpola» [Draft Order "On Approval of the Instruction on the Organization of Information Support for Cooperation through Interpol"]. URL: https://regulation.gov.ru/Projects/List?type=Grid#npa=106411 (data obrashheniya: 30.04.2021).
Сведения об авторе
Алексей Александрович Чайковский: Владимирский юридический институт ФСИН России (г. Владимир, Российская Федерация), доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности юридического факультета, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Aleksey A. Chajkovskij: Vladimir Law Institute of the FPS of Russia of the FPS of Russia (Vladimir, Russia), assistant professor of the Chair of Operatively-Search Activity faculty of Law, candidate of law, associate professor. E-mail: [email protected]