Научная статья на тему 'Об организации нового типа практик бакалавров-филологов в условиях перехода на ФГОС ВПО'

Об организации нового типа практик бакалавров-филологов в условиях перехода на ФГОС ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об организации нового типа практик бакалавров-филологов в условиях перехода на ФГОС ВПО»

открывающим обсуждение вопросов многоязычия, межкультурного воспитания и межнациональных отношений.

Мифтахутдинова А. Н.

Удмуртский госуниверситет

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОГО ТИПА ПРАКТИК БАКАЛАВРОВ-ФИЛОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ВПО

В настоящее время система образования находится на стыке требований двух образовательных стандартов. К сожалению, Институт иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета (ИИЯЛ УдГУ) начал осуществлять подготовку в рамках бакалавриата только в 2008 г. В связи с этим до сих пор не была отработана технология организации учебной практики бакалавров-филологов. С одной стороны, в данный переходный момент необходимо разработать такой вид практики, который бы позволял студентам применить все свои знания, умения, навыки, соответствующие требованиям ГОС-2 (2000 г.), с другой стороны, уже сейчас важно осваивать практику, которая была бы использована в условиях реализации требований ФГОС (2010 г.).

Согласно ГОС-2 на последнем курсе обучения бакалавры-филологи проходят учебную практику продолжительностью не менее 4 недель (п. 6.5 Стандарта). Конкретные виды практик определяются вузом в соответствии с областью профессиональной деятельности обучающихся. В данном случае практическая и исследовательская деятельности бакалавра сосредоточены в области гуманитарного знания, межъязыковой коммуникации, образования и культуры.

Таким образом, выделяются два вида деятельности. Научно-исследовательская деятельность не является доминирующей в рамках бакалавриата. Однако бакалавры про-

водят учебно-научное исследование под руководством научного руководителя, по его окончании защищают выпускную квалификационную работу.

Практическая деятельность реализуется в процессе прохождения учебной практики, которая позволяет закрепить теоретические знания. Стандарт свидетельствует о том, что осуществление практической деятельности бакалавров связано с использованием знаний и умений в области филологии в учреждениях образования, культуры, управления, в СМИ и в области межкультурной коммуникации (п. 1.3 Стандарта).

Таким образом, в Стандарте не говорится ни о педагогической, ни о переводческой практиках. В связи с этим мы предлагаем новый вид практики - менеджерскую практику, представляющую собой интегрированный тип, объединяющий педагогическую, проектную и организационно-управленческую практики (обозначенные в ФГОС по направлению подготовки «Филология»). Необходимо отметить, что эти виды практик обозначены в ФГОС не только бакалавриата, но и магистратуры.

Менеджерская практика позволяет студентам испытать себя во всех перечисленных видах деятельности, а в дальнейшем определиться с профилем подготовки в магистратуре. Практика проводится на базе Учебно-методического центра (УМЦ) «УдГУ-Лингва», в котором созданы все условия для ее проведения:

- научно-методические - разработана программа проведения практики; описана деятельность СНО, действующего на базе УМЦ;

- материально-технические - класс оснащен необходимым оборудованием и материалами;

- организационные - в УМЦ прописан план мероприятий на ближайший учебный год, некоторые из них стали ежегодными.

Итак, менеджерская практика интегрирует три составляющих.

Педагогическая составляющая. Бакалавры проводят учебные занятия по иностранному языку (первому или второму) в детской школе «Лингва» и в колледже «Ин-Яз» при ИИЯЛ, готовят учебно-методические материалы.

Проектная составляющая. Разрабатывают проекты, связанные с пропагандой филологических знаний: создают проекты по мониторингу уровня речевой деятельности в регионе, праздников, фестивалей, торжественных мероприятий; разрабатывают проекты в области перевода с родного языка на иностранный и с иностранного на родной.

Организационно-управленческая составляющая. Бакалавры осуществляют учебно-воспитательную работу среди обучающихся; проводят семинары, научные дискуссии и конференции, организуют процесс редактирования, комментирования, распространения различных видов текстов.

Внедрение в учебный процесс менеджерской практики обусловлено несколькими условиями.

Во-первых, большая часть выпускников ИИЯЛ - это менеджеры либо учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях (поэтому включены элементы педагогической практики), либо менеджеры разного вида мероприятий (присутствуют проектная и организационно-управленческая практики).

Во-вторых, менеджерская практика позволяет бакалаврам-выпускникам определиться с выбором магистратуры. В ИИЯЛ предлагаются два направлений: «Менеджмент в иноязычной и межкультурной коммуникации» и «Сопоставительное исследование языков и культур в переводческой коммуникации».

Основная цель менеджерской практики - закрепление теоретических знаний и приобретение первичных профессиональных умений и практических навыков в педагоги-

ческой, проектной и организационно-управленческой сферах деятельности. Практика предоставляет возможность для апробации и закрепления профессиональных компетенций бакалавра-филолога.

В связи с тем, что на третьем курсе обучения студенты специализируются либо в рамках направлений «Менеджмент в филологическом образовании», либо «Обучение иностранному языку в раннем возрасте», то правомерным будет предоставление относительной свободы в выборе доминирующей составляющей в условиях менеджерской практики. Это означает, что максимальное количество баллов, которое студент может получить в течение менеджерской практики, а именно 100, могут быть распределены следующим образом:

Составляющие Баллы

Педагогическая 50 25 25

Проектная 25 50 25

Организационно-управленческая 25 25 50

Таким образом, студент сам определяет траекторию своей практики. В заключение, говоря о перспективах, отметим, что мы предполагаем проводить менеджерскую практику в непрерывном (сквозном) режиме начиная с первого курса обучения. В настоящее время в УМЦ «УдГУ-Лингва» существует СНО «Менеджмент в образовании», разработана программа его деятельности, рассчитанная на 4 года. Деятельность СНО является прообразом менеджерской практики, где апробируется технология организации и управления подобного вида практиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.