КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 616. 932 - 078 (470. 41)
Г.Г. Онищенко, В.В. Морозов, В.А. Трифонов,
A.В.Чернышева, Н.И. Захарова, И.В. Милова,
B.Б. Зиатдинов, Е.Ф. Юмагулова, А.А. Маслени-кова, Н.Ю. Куряева, Д.М. Шарифуллина, Е.С. Казакова, Г.М.Сидимирова (Москва—Казань) Об организации лабораторной базы в очаге холеры
Лабораторное обеспечение противоэпидемических мероприятий в очаге холеры в Казани осуществляли три бактериологические лаборатории.
Всего в течение 25 дней были обследованы пробы, полученные от людей (в городском диагностическом центре — 5732, в ЦГСЭН г. Казани — 10504) и из объектов окружающей среды (в ЦГСЭН г. Казани — 2350, в ЦГСЭН РТ — 195).
Лабораторная база очага была оснащена всем необходимым оборудованием, в том числе люминесцентными микроскопами, двумя лабораториями полимеразной цепной реакции (ПЦР), обеспечена в полном объеме питательными средами, иммунобиологическими препаратами (ИБП), дезинфекционными средствами, лабораторной посудой и спецодеждой. Все питательные среды, которые использовались для выделения холерного вибриона, ранее проверялись штаммом V.Nag Р-9741. Использовались питательные среды производства "Биомед" им. Мечникова, а также ИБП (холерная агглютинирующая 0-сыворотка, холерная агглютинирующая сыворотка Огава, холерная агглютинирующая сыворотка Инаба, холерные фаги и ПЦР тест-системы производства РосНИПЧИ "Микроб"). В лабораториях ЦГСЭН функционирует оборудование для проведения ПЦР производства фирмы "Литех" (Москва). Исследования с применением ПЦР для подтверждения вирулентности холерного вибриона проводились специалистами РосНИПЧИ "Микроб".
При исследовании на холеру проб из окружающей среды наибольшее количество положительных результатов (0,6%) зарегистрировано при анализе воды в открытых водоемах. При анализе сточной воды холерный вибрион был выделен в 0,3% проб. В пробах пищевых продуктов, питьевой воды, смывах холерный вибрион не обнаружен.
Характеристика культур холерных вибрионов, выделенных в очаге холеры от людей и объектов окружающей среды. Первая культура в очаге была выделена 24.07.2001 г. от больного 13 лет. При изучении по основным идентификационным тестам культура отнесена к Vibrio cholerae 01, биовар Эль-Тор, серовар Огава. По морфологическим, куль-туральным и биохимическим свойствам выделенная культура типична, агглютинировалась в диагностическом титре холерными сыворотками О (титр 1:200, серия 1, срок годности 02.06, производство РосНИПЧИ "Микроб"), Огава (титр 1:1600, серия 158, срок годности 04.06.). В реакции с холерными люминесцирующими иммуноглобулинами наблюдалось специфическое свечение на 3 + , 4 + . Культура лизировалась в диагностическом рабочем разведении бактериофагом Эль-Тор. По результатам ПЦР-анализа, гемолитической активности в пробе Грейга, оценки комплексным методом с помощью набора бактериофагов ctx+, штамм содержит ctx А ген и является эпидемически опасным. Результаты изучения чувствительности к антибактериальным препаратам культур холерных вибрионов 01, выделенных от людей и объектов окружающей среды, свидетельствуют о чувствительности к антибиотикам фтор-хинолонового ряда (ломефлоксацин, ципрофлок-сацин, офлоксацин, пефлоксацин), цефотаксиму, умеренной устойчивости к ампициллину, тетрациклину и хлорамфениколу, устойчивости к группе аминогликозидов, полимиксину, фурагину и фурадонину.
Таблица 1
Характеристика культур холерных вибрионов 01, выделенных из объектов окружающей среды в очаге холеры
Основные
Точка за- Дата за- Число
изолированных культур
бора бора биовар
Основные идентификационные (таксономические) признаки холерных вибрионов
чувствительность к фагам
С Эль-Тор
гемолиз эритроцитов барана
чувствительность
к фагам ПОР фаго-
вар
ctx+ ctx-
Водоем Азино-1 р. Нокса
КНС (Совет. район)
Водоем Азино-1 р. Волга
п.Воз-несен. Нок-
спуск 1
с.Кызыл Байрак
24.07. 28.07
29.07.
03.08.
05.08. 05.08.
Эль-Тор Огава Эль-Тор Огава
1 Эль-Тор Огава
Эль-Тор Огава Огава
ДРТ ДРТ
ДРТ
ДРТ
15 15
15
15
Наибольший процент выделения культур холерного вибриона наблюдался у больных холерой и вибриононосителей (12,6 %). Меньше (2,0%) высевалось культур у больных острыми кишечными инфекциями. У контактировавших высев составил 1,54%, у обследованных по эпидпока-заниям — 0,6 %, у декретированного контингента — 0,02 %.
В период существования очага было выделено 178 культур холерных вибрионов: 171 культура от больных и вибриононосителей и 7 из объектов окружающей среды. Результаты изучения свойств холерных вибрионов представлены в табл. 1, 2. Приведенные данные свидетельствуют об идентичности выделенных культур в разные периоды вспышки независимо от объекта выделения. В по-
Казанский медицинский журнал, 2003 г., том 84, N 2.
Таблица 2
Свойства культур вибрионов 01 серогруппы, выделенных в очаге холеры от людей и объектов окружающей среды
Количество Основные идентификационные (таксономические) признаки холерных вибр ионов
Объекты выделения агглютина бельность фаголизабе льность гемо- ПЦР саха- араби- орни- арги-
штаммов O огава инаба Ro С Эль-Тор otx+ otx- вар лиз роза ноза ноза лизин тин нин
Больные, 171 в в _ _ — ДРТ — — 15 — + + — + + + —
вибрионо- диаг. диаг.
носители тит. тит.
6 в в — _ — ДРТ — — 15 — + + — + + + —
Объекты диаг. диаг.
внешней тит. тит.
среды 1 в диаг. тит. в диаг. тит. + + + + +
следние годы на территории России среди эпидемических и неэпидемических штаммов возросла частота встречаемости холерных вибрионов 01, резистентных к холерным бактериофагам. В очаге холеры в г.Казани из 178 культур не лизирова-лись холерными диагностическими бактериофагами в ДРТ 5 штаммов, что составило 2,8%, из них 3 штамма лизировались фагом Эль-Тор в разведении 10:1 и 2 штамма — цельным.
В начале вспышки проводилась полная идентификация выделенных культур с использованием дополнительных тестов, определяющих их принадлежность к биовару: реакции гемагглюти-нации куриных эритроцитов, реакции Фогес— Проскауэра. В дальнейшем, при проведении массовых исследований в очаге, окончательный положительный ответ давался на основании сокращенной схемы идентификации, предусматривающей изучение культуры в развернутой реакции агглютинации с холерными сыворотками 01, Огава и Инаба, определение чувствительности к диагностическим бактериофагам, принадлежности к биохимической группе Хейберга. Эпидемическая значимость выделенных в очаге культур подтверждалась отрицательным гемолизом эритроцитов барана в пробе Грейга и наличием с1х А гена по данным ПЦР. ПЦР тест-систему применяли для идентификации чистых культур и как ускоренный метод на первых этапах выделения (1 и 2 пептонная вода, объекты внешней среды, контактные, секционный материал). Результаты ПЦР в 100% случаев совпадали с окончательным ответом. При выборочном изучении культур, выделенных в разные периоды вспышки, с использованием набора типирующих фагов (1—7) Ростовского НИПЧИ и оттитрованных индикаторными штаммами в лаборатории Противочумного центра Минздрава России, установлена циркуляция в очаге холерных вибрионов 15-го фаго-вара независимо от объекта выделения (человек или объект окружающей среды).
Культуры холерных вибрионов были направлены для окончательной идентификации в Рос-НИПЧИ "Микроб" (Саратов) и в НИПЧИ (Ростов-на-Дону). Данными бактериологического и геннодиагностического анализов диагноз холеры был подтвержден у всех больных.
УДК 616.346.2—002.1
Т.М. Бараев (Волгоград). Еще раз о катаральном аппендиците
Тактические установки при недеструктивных формах острого аппендицита (ОА) остаются достаточно противоречивыми, что обусловлено целым рядом причин. Актуальность этой проблемы очевидна, так как большое число больных подвергают хирургическому вмешательству с неопределенными и неудовлетворительными последствиями. Отнюдь не случайно этот вопрос стал предметом дискуссии на авторитетных форумах как в нашей стране, так и за рубежом.
В чем суть настоящей проблемы? Прежде всего следует отметить, что среди исследователей нет единства мнений о существовании катарального аппендицита как такового. Предлагается исключить эту форму заболевания из классификаций. Действительно, при использовании рутинных методов исследования, специфических гистологических признаков, характерных для простого аппендицита, нет, они бывают малоотличимы от операционных артефактов. Вместе с тем современные иммуноаллергические представления о патофизиологии ОА предопределяют возможность возникновения как деструктивных, так и недеструктивных форм воспаления червеобразного отростка (ЧО). При специальных иммунохимичес-ких исследованиях, по данным литературы, в 22% гистологически нормальных отростков содержание цитокинов ИЛ-2 и TNF повышается, что является убедительным доказательством наличия воспалительного ответа. В активацию клеточных инфильтратов при ОА включаются цитокины ИЛ-8 и GRO. В тех ЧО, где не было гистологических признаков ОА, количество клеток, экспрессиру-ющих указанные цитокины, было повышенным, хотя и значительно ниже, чем при деструктивных формах ОА. А.И. Струков и В.В. Серов (1993) высказываются однозначно: " Изменения, свойственные простому, или поверхностному, аппендициту, обратимы. Если они прогрессируют, то развивается острый деструктивный аппендицит".
Какова же практически значимая частота катарального аппендицита? Оценить ее чрезвычай-