Научная статья на тему 'Об организации и перспективах развития процесса обучения и воспитания иностранных слушателей в образовательных организациях ФСИН России (на примере подготовки в Академии ФСИН России специалистов для пенитенциарной службы Республики Азербайджан)'

Об организации и перспективах развития процесса обучения и воспитания иностранных слушателей в образовательных организациях ФСИН России (на примере подготовки в Академии ФСИН России специалистов для пенитенциарной службы Республики Азербайджан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об организации и перспективах развития процесса обучения и воспитания иностранных слушателей в образовательных организациях ФСИН России (на примере подготовки в Академии ФСИН России специалистов для пенитенциарной службы Республики Азербайджан)»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. И. КУЗНЕЦОВ доцент кафедры юридической психологии и педагогики

психологического факультета Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

С. А. ЛУЗГИН доцент кафедры юридической психологии и педагогики

психологического факультета Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

Об организации и перспективах развития процесса обучения и воспитания иностранных слушателей в образовательных организациях ФСИН России (на примере подготовки в Академии ФСИН России специалистов для пенитенциарной службы Республики Азербайджан)

Профессиональная подготовка специалистов для зарубежных государств в Рязанской специальной средней школе МВД СССР началась в 1968 году, когда на переподготовку прибыла группа сотрудников МВД Республики Кубы. В 1976 году начал функционировать специальный курс для обучения иностранных слушателей из десяти стран мира. В процессе расширения масштабов подготовки в 1989 году на его базе был создан специальный факультет для иностранных слушателей. Очное обучение сотрудников для исправительных учреждений осуществ-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2019

лялось по специальности «Юриспруденция». Содержание пятилетней образовательной программы в основном соответствовало отечественным требованиям к подготовке специалистов юридического профиля, однако имело свои особенности. Так, на начальном этапе в течение года, используя интенсивные формы и технологии, иностранных слушателей обучали русскому языку. Такой подход позволял обучающимся успешно выстраивать личностное и профессиональное общение не только в ходе образовательного процесса, но и при проведении культурно-воспитательной

63

работы. Кроме того, программы и планы обучения этой категории слушателей включали в себя большой цикл учебных дисциплин психолого-педагогического характера: «Исправительно-трудовая психология», «Исправительно-трудовая педагогика (политико-воспитательная работа с осужденными)», «Организация работы с личным составом (партийно-политическая работа с сотрудниками)» и другие. При этом максимально учитывались национальные особенности пенитенциарных систем тех или иных стран.

Отдельные группы сотрудников иностранных правоохранительных органов проходили профессиональную подготовку или повышали квалификацию без предварительной языковой подготовки, но с помощью синхронного перевода.

Важной составляющей образовательного процесса был культурный обмен, который включал в себя дружеские встречи с курсантами, экскурсии в музеи, театры, другие вузы Рязани, посещение и участие в спортивных мероприятиях, концертах художественной самодеятельности, творческих вечерах, выставках и так далее.

За период существования специального курса и специального факультета «в Рязанской высшей школе МВД СССР по различным образовательным программам прошли обучение около 1 200 иностранных слушателей из одиннадцати государств: Афганистана, Болгарии, Вьетнама, Кампучии (Камбоджи), Кубы, Лаоса, Монголии, Никарагуа, Палестины, Северного Йемена, Южного Йемена. О высоком уровне подготовки специалистов свидетельствует то, что в настоящее время большое количество руководителей уголовно-исполнительных ведомств, а также представителей старшего и высшего начальствующего состава министерств внутренних дел Болгарии, Вьетнама, Кампучии, Кубы,

64

Монголии являются выпускниками вуза» [1].

Однако в 1991 году после развала Советского Союза профессиональная подготовка зарубежных специалистов для исправительных учреждений прекратилась, за исключением эпизодических курсов повышения квалификации на базе высших академических курсов Академии ФСИН России. Многие годы потребовались для осознания объективной необходимости возобновления межгосударственного сотрудничества в сфере профессиональной подготовки кадров для учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

С 2005 года на основании двухсторонних международных договоренностей для подготовки специалистов с высшим юридическим образованием по пятилетней программе в Академию ФСИН России ежегодно направляется группа слушателей - сотрудников пенитенциарной службы Республики Азербайджан. Сегодня на специальном курсе Академии ФСИН России, структурно входящем в институт подготовки государственных и муниципальных служащих, обучаются 112 слушателей -сотрудников пенитенциарной системы Азербайджана (57 - по очной, 55 -по заочной форме обучения)*.

Организация процесса обучения и воспитания слушателей из Республики Азербайджан практически полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность [2]. В рамках вариативной части основной образовательной программы предусмотрено бо-

*Данные предоставлены руководством специального курса института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России.

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

лее глубокое изучение учебных дисциплин, модулей, курсов пенитенциарной направленности правового, психологического, педагогического содержания. Для обучающихся из числа иностранных граждан в академии создана доступная современная образовательная среда, включающая в себя все возможности для их личностного и профессионального формирования и развития.

Вместе с тем в процессе профессиональной подготовки этой категории обучающихся отмечается целый ряд проблем и трудностей не только организационного, но и содержательного, научного, методического и иного характера, требующих перспективного разрешения. Лонгитюдное исследование деятельности специального курса, в том числе опросы обучающихся, позволяет определить эти проблемы и предложить меры по совершенствованию подготовки специалистов для других государств в образовательных организациях ФСИН России:

- улучшение первоначальной языковой подготовки, для чего необходимо изучение русского языка как иностранного на первом и втором году обучения, в том числе и факультативно, а также привлечение к активному участию в читательских, зрительских конференциях, тематических вечерах совместно с российскими студентами и курсантами;

- участие сотрудников пенитенциарных служб зарубежья в учебно-воспитательном процессе в целях поддержания профессиональных связей слушателей очной формы обучения с пенитенциарной службой их страны;

- контроль за проведением учебной, производственной и преддипломной практики с помощью 8куре;

- проведение контроля и подведение итогов по всем видам практики с помощью 8куре при участии руководителей

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2019

практики от исправительных учреждений пенитенциарной службы соответствующих государств;

- организация знакомства с культурой, обычаями, географией страны, выезды на стажировку в исправительные учреждения иностранного государства с целью повышения уровня общекультурной и профессиональной компетенции преподавателей;

- возможность приема и просмотра (прослушивания) телевизионных и радиоканалов на родном языке слушателей;

- обобщение опыта подготовки иностранных специалистов в советский и постсоветский период с оформлением соответствующего стенда в музее истории УИС и учебного заведения, а также расширение связей с выпускниками учебного заведения предшествующих лет, проходящих (проходивших) службу в пенитенциарной системе иностранного государства;

- согласование программ учебных дисциплин, относящихся к вариативной части, с пенитенциарной службой иностранного государства в целях совершенствования основной образовательной программы обучения, более полного учета специфики деятельности его пенитенциарной системы в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта;

- проведение телевидеоконференций и телемостов в рамках учебных занятий и воспитательных мероприятий с участием руководства пенитенциарной службы зарубежного государства, а также изучение опыта деятельности зарубежных пенитенциарных систем с целью сравнительного анализа, обмена опытом и его систематизации, в том числе путем написания курсовых, дипломных работ, рефератов (сравнительный анализ);

65

- создание и активное использование учебных видеофильмов о тюремной системе зарубежного государства с участием слушателей;

- обеспечение библиотек и кафедр вуза нормативными документами пенитенциарных служб соответствующих государств в целях преодоления дефицита нормативных источников и учебно-методических материалов о пенитенциарных службах зарубежных стран; организация подписки и систематизация периодических изданий, публикующих нормативные документы руководства иностранного государства и его пенитенциарной службы;

- проведение совместных (курсанты и слушатели) групповых занятий (семинаров, практических занятий) в рамках изучения одной и той же дисциплины с учетом того, что учебные группы иностранных обучающихся являются небольшими по численности;

- закрепление кураторов из числа профессорско-преподавательского состава, знакомых со страной, а также наставников из числа курсантов выпускных курсов за слушателями-иностранцами первого года обучения;

- создание слушательского актива в учебных группах (редактор боевого листка и стенгазеты, культорги, спорт-орги);

- проведение торжественных собраний по наиболее значимым государственным и религиозным датам иностранного государства;

- профилактика экстремистских проявлений, поддержание связи с представителями национальной диаспоры и религиозных конфессий по месту дислокации образовательной организации ФСИН России;

- подготовка и опубликование научных статей под руководством про-

фессорско-преподавательского состава в зарубежных научных изданиях стран, откуда слушатели прибыли на обучение;

- психологическое сопровождение слушателей-иностранцев, особенно на первом году обучения, курсантами психологического факультета во взаимодействии с кураторами, наставниками.

Представляется перспективным расширение перечня специальностей и направлений подготовки обучения иностранцев в образовательных организациях ФСИН России (например, «Психология служебной деятельности», «Педагогика и психология девиантного поведения», в том числе по заочной форме).

Перспективы взаимодействия и реально очевидные тенденции к координации уголовно-исполнительной политики зарубежных стран, особенно из числа Содружества Независимых Государств, актуализируют проблемы сотрудничества в сфере подготовки кадров для их пенитенциарных систем, в том числе с учетом обозначенных направлений. Следует сказать, что пока только Академия ФСИН России имеет международные договоренности о сотрудничестве с пенитенциарными системами и образовательными организациями Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Вьетнама и Монголии. ф

1. Академия ФСИН России: история и современность / под общ. ред. А. А. Крымова. Рязань : Академия ФСИН России, 2014.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) : утв. приказом Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

66

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.