Научная статья на тему 'О работе Вологодского института права и экономики ФСИН России по реализации российско-швейцарского проекта «Совершенствование системы подготовки и практической деятельности специалистов в области социальной работы в УИС»'

О работе Вологодского института права и экономики ФСИН России по реализации российско-швейцарского проекта «Совершенствование системы подготовки и практической деятельности специалистов в области социальной работы в УИС» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — В В. Попов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе Вологодского института права и экономики ФСИН России по реализации российско-швейцарского проекта «Совершенствование системы подготовки и практической деятельности специалистов в области социальной работы в УИС»»

исполнительной системы и содействие трудовой занятости осужденных». Увеличение оснащенности промышленным оборудованием мест лишения свободы приведет к увеличению занятости осужденных, освоению ими новых профессий и приобретению квалификации, увеличит конкурентоспособность исправительных учреждений при участии в конкурсах на размещение заказов, что приведет к росту доходов исправительных учреждений.

Кроме того, существует противоречие между ст. 66 Трудового кодекса РФ и ст. 173 ч. 4 по обеспечению трудовыми книжками осужденных, не работавших до осуждения и в период отбытия наказания.

Представляется целесообразным рассмотреть возможность установления налоговых льгот для организаций, размещающих заказы в исправительных учреждениях, и организаций, которые принимают на работу лиц, освобожденных из исправительных учреждений.

6. Центры социальной реабилитации освободившихся лиц. Центры социальной реабилитации должны предусматривать бесплатное проживание и питание до получения рабочего места и гарантированной зарплаты при условии участия в общественно полезных работах. Центрам необходимо придать статус специальной социальной программы, предусмотреть льготы по налогообложению и оплате коммунальных услуг. В крупных городах необходимо создание общежитий-пансионатов на 40-50 чел. для освободившихся лиц, не имеющих социальных связей (сроком до 6 месяцев) по направлению учреждений ФСИН России. В Центрах социальной реабилитации следует предусмотреть систему социального мониторинга по проблемам трудоустройства, жилья и социальной помощи; организацию психологического и юридического консультирования бывших осужденных, а также членов их семей; реабилитационные курсы, курсы по профилактике алкоголизма и наркомании под руководством соответствующих специалистов.

7. Контроль. На сегодняшний день законодательством не урегулирован вопрос о контроле над условно-досрочно освобожденными лицами и лицами, освободившимися из мест лишения свободы. В соот-

ветствии с ч. 6 ст. 79 УК РФ контроль над поведением лиц, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы, осуществляется специализированным государственным органом, который на данный момент не существует. В связи с этим до создания такого специализированного органа предлагается расширить компетенцию в данной сфере участковых уполномоченных милиции, внеся соответствующие изменения в Приказ Министерства внутренних дел «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» от 16.09.2002 № 900.

Кроме того, согласно Приказу Минюста России от 30.l2.2005 № 262 в штате группы соцзащиты пенитенциарного учреждения должно быть не менее двух аттестованных сотрудников. Фактически во многих учреждениях имеется по одному сотруднику либо не-аттестованные сотрудники, а есть подразделения, в которых такие группы в настоящее время вообще отсутствуют.

Вместе с тем необходимо отметить, что в исправительных учреждениях, например в Свердловской области, проводится серьезная подготовка осужденных к освобождению: практически во всех колониях обеспечена возможность получения общего и начального профессионального образования: в ФГУ ИК-2 (общий режим), ИК-10 (строгий режим), ИК-6 (женская колония) осужденные получают среднее и высшее профессиональное образование в группах колледжа и университета при колонии. В колониях специалисты проводят работу с осужденными в Школах освобождающегося, изыскиваются возможности совместно с Попечительскими советами, другими государственными и негосударственными организациями по обеспечению паспортами освобождающихся, обеспечивают их одеждой.

Однако отсутствие федерального закона о социальной адаптации бывших осужденных с четким определением государственных органов, обязанных решать социальные проблемы данной категории лиц, значительно снижает эффективность титанического труда сотрудников всех служб, в том числе и социальных, пенитенциарных учреждений России, призванных возвращать в общество правопослушных граждан страны.

О работе Вологодского института права и экономики ФСИН России по реализации российско-швейцарского проекта

«Совершенствование системы подготовки и практической деятельности специалистов в области социальной работы в УИС»

■ В. В. ПОПОВ — начальник Вологодского института права и экономики ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

Современная уголовная и уголовно-исполнительная политика России последовательно развивается в направлении гуманизации законодательства, сокращения численности осужденных в местах лишения свободы, более широкого применения альтернативных видов наказания 1. Совокупность принимаемых государством мер приводит к изменению внутренней сути пенитенциарных учреждений. Деятельность УИС все больше приобретает социальную направ-

ленность. Ее развитие идет по пути переориентации исправительных учреждений в центры социальной реабилитации в условиях изоляции. Все шире реализуются специальные программы работы с осужденными, включающие получение образования, профессии, оказание всех видов социальной помощи. Последовательно осуществляется курс на законодательное закрепление социальных прав осужденных, что создает благоприятные условия для успешной

работы с ними как в период отбытия наказания, так и после освобождения.

Важнейшей вехой на пути развития пенитенциарной социальной работы в общеевропейском масштабе стало принятие 11 января 2006 г. новых Европейских пенитенциарных правил, в которых (по сравнению с правилами 1973 и 1987 гг.) существенно уточнены и значительно расширены требования к внедрению и использованию социальных институтов в работе с осужденными, соблюдению их прав по предоставлению им дополнительных социальных гарантий 2.

В свете реализации данных требований деятельность уголовно-исполнительной системы приобретает все большую социальную направленность. Развитие УИС идет по пути трансформации исправительных учреждений в центры социальной реабилитации в условиях изоляции. Все шире реализуются специальные программы, включающие получение осужденными общего и профессионального образования, оказание им всех видов социальной помощи.

Последовательно осуществляется курс на законодательное закрепление социальных прав осужденных. Только за последние два года было принято 9 федеральных законов, непосредственно относящихся к сфере исполнения уголовных наказаний, свыше 30 нормативных правовых актов, которые значительно расширили объем социальных прав лиц, отбывающих наказание 3. Принимаемые меры позволили существенно укрепить социальный статус осужденных. Таким образом, созданы предпосылки для успешной работы с ними как в период отбывания наказания, так и после освобождения.

Внедрение в отечественную пенитенциарную практику социальной работы обусловило создание специальных подразделений (групп социальной защиты осужденных), которые в настоящее время успешно осуществляют работу по выявлению социальных проблем лиц, отбывающих наказание; обеспечивают необходимые условия для их социальной поддержки; осуществляют подготовку к освобождению; оказывают содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей, бытовом и трудовом устройстве после освобождения, оформлении документов.

Результаты специальных исследований, проведенных институтом, свидетельствуют, что практические органы и учреждения УИС испытывают острую потребность в специалистах, способных обеспечить выполнение функций социального сопровождения процесса исполнения уголовных наказаний. Отмечается недостаточный уровень профессиональной подготовки социальных работников. Только 30,2 % сотрудников, замещающих должности социальных работников УИС, имеют высшее и среднее специальное образование по профилю работы, 63,7 % социальных работников имеют стаж работы в должности менее трех лет. При этом большинство практических работников УИС (более 82 %) считают социальную работу одним из наиболее важных и перспективных направлений реформирования УИС 4.

Вместе с тем социальная работа в УИС, рассматриваемая в свете новых Европейских пенитенциарных правил как важнейшее средство исправления осужденных, находится лишь в стадии становления.

Формируется нормативно-правовая база (только 19,1% опрошенных специалистов по социальной работе УИС оценивают существующее состояние правовой регламентации социальной работы как удовлетворительное), ощущается острый недостаток в квалифицированных специалистах, способных обеспечить выполнение функций социального сопровождения процесса исполнения уголовных наказаний.

Внедрение в практику деятельности УИС социальной работы как необходимого условия гуманизации исполнения уголовных наказаний 5, следование требованиям Европейских пенитенциарных правил предопределили введение в учебных заведениях ФСИН России подготовки специалистов в области социальной работы, проведение научно-исследовательской деятельности в данном направлении.

Начало этой работы было положено Академией права и управления ФСИН России, в которой с 1997 г. при активной поддержке Департамента иностранных дел Швейцарии осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы для УИС по очной и заочной формам обучения.

Положительный опыт академии нашел свое продолжение и развитие в деятельности Вологодского института права и экономики ФСИН России по реализации с 2002 г. российско-швейцарского проекта «Совершенствование системы подготовки и практической деятельности специалистов в области социальной работы в УИС».

Основная цель проекта — содействие формированию гуманной системы исполнения уголовных наказаний и создание структуры профессионального образования специалистов по социальной работе УИС.

Успех проекта был изначально обусловлен высоким уровнем его организации и постоянным составом участников. Протокол о сотрудничестве был подписан ГУИН Минюста России и Департаментом иностранных дел Швейцарии в апреле 2002 г. Руководство осуществляет постоянно действующая координационная группа, в состав которой входят представители швейцарского управления развития и сотрудничества, центрального аппарата ФСИН России, НИИ и образовательных учреждений ФСИН России. Особенно заметна работа в группе г-на Ф. Хохштрассера (независимого эксперта проекта), г-на Л. Видмера (менеджера проекта), а также В.Л. Полозюка (начальника Управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России) и И. В. Евдокимова (технического координатора проекта) 6. Большую помощь в осуществлении проекта оказывает институту Академия права и управления ФСИН России, которая имеет значительный опыт международного сотрудничества в данной сфере.

Комплексный, системный характер проекта, гибкость форм и методов его реализации позволили добиться существенных результатов в достижении поставленных задач.

В ходе реализации проекта в институте:

— создана инфраструктура для подготовки социальных работников (выделены соответствующие штаты, подготовлен профессорско-преподаватель-

ский состав, создана кафедра социальной психологии и социальной работы, определены источники финансирования, сформирована учебная, научная и материальная база);

— повысился уровень взаимодействия с практическими органами УИС и социальными учреждениями;

— формируется концепция подготовки специалистов по социальной работе в УИС.

Данные направления деятельности института ориентированы на удовлетворение потребности УИС в квалифицированных кадрах и осуществляются на основе постоянного мониторинга состояния социальной работы. Так, результаты опроса специалистов по социальной работе УИС показали, что 81,5 % респондентов считают необходимыми постоянное самообразование, повышение собственного профессионального уровня, развитие профессиональных компетенций. При этом 83,8 % опрошенных имеют высокий уровень мотивации к продолжению профессионального образования.

Подготовка специалистов в институте в области пенитенциарной социальной работы осуществляется по четырем уровням: дополнительная подготовка, повышение квалификации, обучение по специальности «Социальная работа», профессиональная переподготовка.

В целях углубленного изучения курсантами очной пятилетней формы обучения проблем социальной работы с осужденными в образовательные программы по специальностям «Юриспруденция», «Управление персоналом» и «Психология» включены дополнительные спецкурсы по выбору обучающихся, предусматривающие их дополнительную подготовку в объеме 60 часов. Это позволяет курсантам более полно осуществлять социальные функции в своей будущей профессиональной деятельности.

В период с 2002 г. институтом проведено обучение на очных курсах повышения квалификации свыше 200 слушателей из 23 регионов страны из числа сотрудников групп социальной защиты осужденных, непосредственно занимающихся вопросами социальной работы. Обучение на курсах повышения квалификации, осуществляемое в объеме 260 часов, позволяет слушателям в сжатые сроки изучить изменения в действующем законодательстве, освоить новые формы и методы социальной работы, повысить уровень профессиональной компетентности в области социальной работы с осужденными.

В 2005 г. в институте осуществлен первый набор курсантов на очное пятилетнее обучение по программе высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа». В настоящее время обучается 78 курсантов из 15 региональных управлений.

Используя зарубежный опыт подготовки специалистов по социальной работе для пенитенциарных учреждений, институт впервые в России приступил к переподготовке выпускников гражданских вузов для работы в УИС. В течение 2005-2006 гг. обучение прошли 44 слушателя, в 2007 г. произведен набор 23 слушателей. Обучение на курсах профессиональной переподготовки сотрудников УИС по социальной работе

осуществляется в течение 3,5 месяцев. Его проходят специалисты с опытом практической деятельности в области пенитенциарной социальной работы, не имеющие профильного образования. Обучение ориентировано на овладение профессиональными компетенциями, подготовку к квалифицированному осуществлению должностных обязанностей. По итогам обучения слушатели получают дипломы государственного образца.

В настоящее время акцент делается именно на эту форму обучения, поскольку она позволяет в условиях дефицита специалистов в сжатые сроки при незначительных затратах подготовить достаточное количество социальных работников для пенитенциарных учреждений.

Востребованность этой формы обучения подтверждается и специальными исследованиями. По мнению 2/3 респондентов из числа руководителей учреждений и социальных работников, повышение квалификации и профессиональная переподготовка являются оптимальными формами подготовки социальных работников УИС в современных условиях.

При оценке результатов обучения от 37,5 % до 62,5% слушателей отметили, что курсы позволили им развить интеллектуальные техники (наличие профессионального мышления и знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности), владение которыми является необходимым условием осуществления профессиональной социальной работы в УИС; освоить навыки организационной и административной деятельности в области социальной работы УИС; усовершенствовать практические умения в области социальной работы с осужденными, повысить уровень социальной и личной компетентности.

В институте с участием Ф. Хохштрассера с позиций компетентностного подхода разработана модель специалиста по социальной работе с осужденными, определяющая содержание профессиональной подготовки кадров УИС. Компетентностный подход 7 позволяет наделить выпускника не столько суммой знаний, навыков и умений, о которых мы привыкли говорить при использовании традиционного подхода, сколько интегрированным сочетанием знаний, способностей, готовности и опыта, позволяющих эффективно выполнять профессиональную деятельность в изменяющейся обстановке.

Важным условием успешного развития социальной работы в УИС является формирование ее позитивного имиджа. Специальные исследования, проведенные институтом, позволили определить оптимальные пути формирования позитивного общественного мнения о пенитенциарной социальной работе. Так, 35,8 % опрошенных экспертов назвали в их числе необходимость рекламы и освещения достигнутых практических результатов в СМИ, 41,2 % — проведение научно-практических и обучающих конференций и семинаров с сотрудниками, 52,6 % — оказание результативной практической помощи осужденным, 58,3 % — формирование традиций, свыше 70 % — активность и широту профессиональных контактов.

В связи с этим институтом проведен значительный комплекс мероприятий по созданию положительного

имиджа социальной работы в УИС. Вопросы развития социальной работы неоднократно обсуждались в ходе научно-практических конференций, семинаров и «круглых столов», на которые приглашались не только практические работники органов и учреждений УИС, но и гражданских социальных учреждений. Кроме того, в рамках российско-швейцарского проекта с участием преподавателей института проведено более 30 обучающих проблемных семинаров, в ходе которых обсуждался широкий круг проблем практической деятельности социальных работников в УИС.

Развитие социальной работы в УИС невозможно без соответствующего научного сопровождения 8. В этой связи в план научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности института по заявке Управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России при поддержке Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству включена тема «Мониторинг состояния социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительной системе России».

В декабре 2006 г. в институте состоялась международная научно-практическая конференция «Социальная работа в свете новых Европейских пенитенциарных правил: теория и практика». В ходе конференции были обсуждены проблемы становления и развития пенитенциарной социальной работы в России и за рубежом, совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики, развития системы подготовки специалистов в области социальной работы в исправительных учреждениях в свете реализации основных принципов Европейских пенитенциарных правил, применения в деятельности уголовно-исполнительной системы России зарубежных инновационных моделей социальной работы с осужденными.

Результаты сотрудничества и изменения, происходящие в организации пенитенциарной социальной работы, широко освещались в средствах массовой коммуникации — в публикациях ведомственных журналов «Преступление и наказание», «Ведомости УИС», областной прессе, репортажах Вологодской государственной телерадиокомпании.

В целях формирования единого информационного пространства в области социальной работы в УИС, повышения ее престижа институтом при финансовой помощи швейцарской стороны разработан и поддерживается в сети Интернет специализированный веб-портал «Социальная работа в УИС», способствующий развитию пенитенциарной социальной работы в России, повышению уровня взаимодействия между различными субъектами социальной работы. На веб-портале в открытом доступе размещена предложенная институтом программа «Автоматизированное рабочее место специалиста по социальной работе "Социальное досье"», позволяющая обеспечить автоматизированную работу с документами и иной информацией социальных работников УИС всех регионов России.

Отдельное внимание уделялось формированию нормативной базы социальной работы в УИС — специалисты института наряду с Академией права и управления ФСИН России приняли участие в разработке новой редакции Положения о группе социальной защиты осужденных, Концепции развития социальной,

психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях до 2010 г., подготовили Положение о всероссийском конкурсе профессионального мастерства социальных работников ИУ, а также нормативы обеспеченности рабочего места социального работника.

Решение проблем развития социальной работы в УИС невозможно без поддержки государства и институтов гражданского общества. В этой связи важным направлением деятельности института является участие в формировании социальной инфраструктуры, которая позволяла бы в комплексе решать вопросы оказания социальной помощи и поддержки лицам, преступившим закон, как в период отбытия наказания, так и после освобождения.

Сегодня отсутствие развитой социальной инфраструктуры на федеральном уровне отчасти компенсируется созданием широкой системы профессионального взаимодействия на региональном уровне, в которую включены как учреждения УИС, так и социальные службы. Формирование региональной социальной инфраструктуры осуществляется путем установления взаимодействия с государственными и муниципальными учреждениями, а также с негосударственными общественными социальными организациями.

Так, в г. Вологде и Вологодской области эти проблемы решаются путем установления взаимодействия с Комплексным центром социального обслуживания населения, Территориальным центром социальной помощи семье и детям, Домом ночного пребывания, Вологодским областным центром по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Вологды, Областным социально-реабилитационным Центром для несовершеннолетних «Феникс», Специальной общеобразовательной школой для несовершеннолетних с девиантным поведением.

Таким образом, результаты реализации первой фазы российско-швейцарского проекта «Совершенствование системы подготовки и практической деятельности специалистов в области социальной работы УИС России» показали, что данный опыт является положительным и требующим дальнейшего развития в контексте реформирования УИС.

Основными направлениями второй фазы проекта (до 2008 г.) являются распространение социальной работы в пенитенциарной системе и расширение сети образовательных учреждений ФСИН России, осуществляющих подготовку социальных работников для УИС.

Во многом решению этой задачи будет способствовать дальнейшее расширение взаимодействия института с органами и учреждениями УИС по внедрению социальной работы. В частности, институтом активно прорабатывается вопрос о сотрудничестве с УФСИН России по Мурманской области по реализации проекта Совета Европы «Тюрьмы-побратимы». В ближайшее время предполагается рассмотреть вопрос об оказании академической поддержки УФ-СИН России по Мурманской области в реализации программы «Жизненные умения» в части разработки учебных программ, подготовки методических ма-

териалов для проведения занятий с осужденными, осуществления профессиональной подготовки сотрудников с участием института, изучения возможностей распространения проекта на другие органы и учреждения Северо-Западного региона, предоставления научных продуктов в сфере социальной работы для внедрения в практическую деятельность исправительных учреждений. В дальнейшем институт при поддержке Управления ФСИН России по Северо-Западному федеральному округу предполагает распространить этот опыт на весь Северо-Западный регион.

В настоящее время также изучается вопрос об участии института в проекте «Помор-2» по подготовке социальных работников для УИС на базе Поморского государственного университета, осуществляемом УФСИН России по Архангельской области и Правительством земли Шлезвиг-Гольдштейн (Германия).

Вместе с тем дальнейшее развитие социальной работы в УИС неразрывно связано с необходимостью проведения эффективной государственной социальной политики, формированием законодательного массива, созданием социальной инфраструктуры. В решении социальных проблем в обществе в целом и в деятельности УИС значительную помощь может оказать положительный зарубежный опыт.

ПРИМЕЧАНИЯ:

И1 См., напр.: Александров А.И. Уголовно-процессуальная поли-а в России в условиях реформирования государства: история и современность. СПб., 1998. С. 22-29; Босхолов С. С. Уголовная политика современной России в условиях конституционно-правового реформирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999.

С. 13-19; Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. М., 2000. С. 10-15; Малышева О.А. Уголовная политика: содержание и эффективность. Рязань, 2005. С. 6-32; Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учеб. / Под ред. Л. И. Беляевой. М., 2003. С. 22-31.

2

См.: Шамсунов С.Х. Европейские пенитенциарные правила и их влияние на уголовно-исполнительную политику России // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации: Материалы международной научно-практич. конф. (Вологда, 14-15 декабря 2006 г.). Вологда, 2006. С. 5.

3

См.: Дубровицкий Л.П. Правовые аспекты функционирования следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы // Материалы III Всероссийского совещания начальников следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы (28-29 сентября 2006 г.). Самара, 2006. С. 57.

4 Исследование проблем становления и развития социальной работы в УИС проводилось в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, Центрального, Северо-Западного, Уральского и Сибирского регионов. Опрошено свыше 250 сотрудников групп социальной защиты осужденных учреждений УИС, специалистов, прошедших переподготовку по специальности «Социальная работа в УИС» на базе ВИПЭ ФСИН России, 63 курсанта института, обучающихся

по очной форме.

5

См., напр.: Ковалев О.Г. О стратегии развития уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 3. С. 5-7; Шамсунов С.Х. Организация и правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы в целях их социальной реабилитации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2005. С. 10-11.

6 См.: Зорина А. Реализуется совместный проект // Преступление и наказание. 2006. № 3. С. 23-25.

7 См.: Зимняя И.А. Компетентность человека — новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Уфа, 2003. С. 35-42; Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002. С. 216-225; Ши-шов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2. С. 15-20; Петров А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы // Вестник высшей школы. 2004. № 10. С. 6-10.

8 См.: Ковалев О.Г. О задачах ведомственной науки по реформированию уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2004. № 1. С. 26-28. н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.