Научная статья на тему 'На передовой образования УИС России'

На передовой образования УИС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На передовой образования УИС России»

актуальное интервью

1 ноября 2014 г. исполняется 80 лет со дня образования Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний - одного из первых учебных заведений России, которое еще в начале прошлого века стало осуществлять подготовку специалистов для правоохранительных органов, в частности, уголовно-исполнительной системы нашей страны. Неоднократно менялись названия и ведомственная принадлежность вуза, но неизменным оставалось высокое качество подготовки кадров.

О дальнейших перспективах развития образовательной организации рассказывает начальник Академии ФСИН России кандидат юридических наук, доцент, генерал-майор внутренней службы Александр Александрович Крымов.

НА ПЕРЕДОВОЙ ОБРАЗОВАНИЯ УИС РОССИИ

- Уважаемый Александр Александрович, возглавляемый вами вуз является лидером ведомственного образования. Какова при этом его роль в системе высшего образования Российской Федерации?

- В настоящее время в соответствии с новым перечнем направлений и специальностей, установленным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061, и лицензией академия реализует основные образовательные программы по шести укрупненным группам направлений подготовки (специальностей) высшего образования: юриспруденция (40.00.00), психологические науки (37.00.00), социология и социальная работа (39.00.00), образование и педагогические науки (44.00.00), экономика и управление (38.00.00), военное управление (56.00.00).

Такой широкий спектр образовательных программ и возможностей обучения позволяет нам готовить специалистов практически по всем направлениям, необходимым для уголовно-исполнительной системы. В соответствии с распоряжением ФСИН России от 17 апреля 2013 г. № 84-р «О закреплении специализации за образовательными учреждениями ФСИН России» в академии реализуются пять из десяти специализаций (профилей) подготовки кадров для учреждений УИС. Сейчас в академии (с учетом филиала) обучаются более семи тысяч курсантов, слушателей, студентов, адъюнктов и докторантов из всех регионов России, а также зарубежья (Азербайджана, Беларуси, Таджикистана и других стран).

При этом важным направлением развития для нас является достижение статуса одной

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

из ведущих образовательных организаций в системе высшего образования Российской Федерации. С этой целью мы ежегодно последовательно усиливаем свои позиции в учебно-методическом объединении по юридическому образованию вузов РФ, в состав которого академия вошла в феврале 2012 года.

В апреле 2012 г. академия прошла общественную аккредитацию образовательных программ юридического профиля; в ноябре этого же года на базе образовательной организации сформирована учебно-методическая комиссия по подготовке юридических кадров в сфере исполнения уголовных наказаний. Таким образом, вузы уголовно-исполнительной системы наконец получили возможность влиять на разработку и содержание федеральных государственных образовательных стандартов; принимать участие в формировании и осуществлении государственной политики в сфере юридического образования, в том числе в разработке и совершенствовании основных принципов подготовки квалифицированных юридических кадров; участвовать в подготовке предложений и рекомендаций по развитию и совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих юридическое образование, а также определяющих уровень профессиональной подготовки лиц, претендующих на право заниматься юридической деятельностью.

- Расскажите, как реализуются в академии положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. в части максимального приближения содержания программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности учреждений и органов УИС?

- Мы уделяем максимум внимания использованию в учебном процессе эффективных форм практического обучения, способствующих привитию курсантам навыков самостоятельного принятия решений при выполнении оперативно-служебных задач, более углубленного изучения организации деятельности учреждений УИС.

В целом система обучения в академии включает в себя практические, лабораторные и выездные занятия на базе действующих исправительных учреждений; практические занятия в лабораториях, на полигонах и учебных рабочих местах специалистов основных служб уголовно-исполнительной системы; внеучеб-

ную практику в исправительных учреждениях; учебную, производственную и преддипломную практики; лагерные сборы, учения, деловые игры и др.

В 2010 г. в структуре академии впервые в практике вузов ФСИН России совместным приказом с УФСИН России по Рязанской области от 7 июля 2010 г. № 225/307 был создан центр практического обучения. В его состав вошли учреждения УФСИН России по Рязанской области: ФКУ ИК-2, ФКУ СИЗО-1, ФКУ УИИ. Для проведения учебных занятий в центре практического обучения привлекаются сотрудники подразделений УФСИН России по Рязанской области с учетом специализации, имеющие практический опыт работы по изучаемым темам в сфере оперативной работы, безопасности, воспитательной работы с осужденными, кадрового, тылового обеспечения, финансово-экономической службы и др.

В 2013/14 учебном году мы начали проводить защиту учебной и производственной практики в территориальных органах ФСИН России по месту ее прохождения. В ходе защиты не только оцениваются собранные курсантами материалы и выполнение программы практики, но и уделяется особое внимание сформирован-ности личностных качеств, необходимых для решения оперативно-служебных задач.

В целом система практического обучения в академии постоянно совершенствуется и ориентирована на решение задач, поставленных перед вузом руководством Федеральной службы исполнения наказаний.

- Важным направлением развития кадровой политики Федеральной службы исполнения наказаний является работа с резервом руководящих кадров. Какое участие в этом процессе принимает академия?

- Работа с резервом руководящих кадров -это в первую очередь развитие у соответствующих кандидатов управленческих компетенций, которые могут быть сформированы только при успешном освоении образовательных программ высшего образования второго уровня (магистратура) и профессиональной переподготовки. С этой целью еще в 2001 г. в составе академии были сформированы факультет управления и высшие академические курсы.

Академия - единственный вуз в системе образовательных организаций ФСИН России, осуществляющий подготовку кадров по программам магистратуры для руководящего со-

става УИС. Особое место в процессе обучения на факультете управления отводится дополнительной инновационно ориентированной профессиональной подготовке руководителей, зачисленных в кадровый резерв, имея в виду формирование на этой основе высококвалифицированного, компетентного руководящего ядра в кадровом корпусе.

С момента открытия факультета по настоящее время проведено шесть выпусков специалистов и пять выпусков магистров. Всего прошли обучение 439 человек. Более 20 выпускников назначены на должности заместителей начальников, а три выпускника - на должности начальников территориальных органов ФСИН России.

Высшие академические курсы осуществляют профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководящего состава сотрудников ФСИН России, в том числе сотрудников центрального аппарата ФСИН России, начальников территориальных органов, сотрудников, состоящих в резерве на замещение должностей начальников территориальных органов, а также иных руководителей верхнего звена организационной структуры уголовно-исполнительной системы, номенклатуры Президента РФ и директора ФСИН России.

- Что представляет собой научный потенциал академии?

- Академия по праву считается не только ведущим центром подготовки специалистов для УИС, но и одной из авторитетных научных организаций страны в области исполнения уголовных наказаний. История академии отражает основные вехи развития отечественной пенитенциарной науки. Труды таких выдающихся ученых, как М. П. Мелентьев, В. А. Еле-онский, В. Г. Деев, В. И. Гуськов, А. И. Зубков, Н. А. Огурцов, Н. А. Тюгаева, А. И. Ушатиков, А. Н. Сухов, В. А. Фефелов легли в основу ряда научных направлений и школ и дали академии право считаться одним из крупнейших центров пенитенциарной науки в России.

В настоящее время научную работу ведут 56 докторов наук, профессоров, свыше 240 кандидатов наук, доцентов. Все кафедры возглавляют руководители, имеющие ученые степени и звания, а также опыт работы в практических подразделениях и учебных заведениях ФСИН России.

В рамках 14 научных школ интенсивно разрабатываются концептуальные проблемы теории и практики предупреждения преступ-

лений, оперативно-розыскной деятельности, уголовного права, педагогики и психологии и др. На их основе осуществляется подготовка научно-педагогических кадров для УИС, функционируют специализированные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций, издаются учебники, монографии и другая литература.

Особое значение имеет вовлечение в науку молодежи. Практически все исследования осуществляются с привлечением курсантов, студентов и адъюнктов, позволяя формировать устойчивую тенденцию преемственности научных поколений и научных знаний в Академии ФСИН России.

- Какую научную деятельность ведет академия и каковы основные достижения научного коллектива вуза?

- Направления и тематика научных исследований определяются исходя из потребностей научно-методического, кадрового обеспечения основных направлений деятельности ФСИН России, а также научных интересов кафедр и служб академии и соответствуют профилю образовательной организации.

Основными заказчиками научной продукции выступают структурные подразделения центрального аппарата ФСИН России. Удельный вес научно-исследовательских разработок, выполненных по заданиям ФСИН России и заявкам территориальных органов УИС, в последние годы составляет более 90% от общего объема научно-исследовательских разработок академии. Например, в прошлом учебном году сотрудниками академии в целях научного и научно-методического обеспечения деятельности практических органов и вузов ФСИН России подготовлено 184 научных продукта и учебно-методических материала.

На базе академии созданы и успешно работают два совета по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по юридическим и психолого-педагогическим наукам и факультет подготовки научно-педагогических кадров.

Академия издает три научных журнала: «Человек: преступление и наказание», «Уголовно-исполнительное право», «Прикладная юридическая психология». Все они включены ВАК Минобрнауки России в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание уче-

ных степеней доктора и кандидата наук. Завершается работа по созданию сетевого издания «Международный пенитенциарный журнал».

Активно развивается международное сотрудничество. За последние годы произошел ощутимый рост доверия со стороны зарубежных коллег, совместно проводимые мероприятия приобрели практическую направленность, постоянно увеличивается количество соглашений и договоров о сотрудничестве с иностранными партнерами академии.

- В прошлом году впервые на базе академии состоялся Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление». Расскажите, что этому предшествовало и какие результаты были достигнуты?

- Ежегодно, начиная с 2003 г., на базе академии проводится международная научно-практическая конференция по обсуждению широкого круга проблем назначения и исполнения уголовных наказаний. В ходе конференции 2012 г. участники высказали предложение о целесообразности укрупнения статуса проводимого научного мероприятия. Идея организации форума оказалась очень востребованной среди представителей органов государственной власти Российской Федерации, зарубежных пенитенциарных систем, ведущих отечественных и иностранных ученых-пени-тенциаристов, руководства ФСИН России, ее территориальных органов, научно-исследовательских и образовательных организаций.

Благодаря форуму расширились контакты с пенитенциарными системами иностранных государств, международными неправительственными организациями. На заседании круглого стола представителей пенитенциарных служб государств-участников СНГ был подписан протокол о намерении создания Совета глав пенитенциарных служб государств-участников Содружества Независимых Государств.

Хочу отметить, что мероприятия, проводимые в дни форума, способствовали созданию диалоговой площадки по обсуждению основных направлений развития уголовно-исполнительной системы России, деятельности пенитенциарных учреждений иностранных государств, передового зарубежного опыта в сфере исполнения уголовных наказаний, совершенствования организационно-правовых, материально-технических, психолого-педагогических условий исполнения уголовных наказаний. Подтверждением этому стали многочисленные по-

ложительные отзывы участников и обращения в наш адрес с пожеланиями проводить подобное масштабное мероприятие систематически.

В настоящее время при полной поддержке ФСИН России мы активно занимаемся подготовкой к проведению второго Международного пенитенциарного форума, который планируем провести в сентябре 2015 г.

- Участвует ли академия в нормативно-правовом обеспечении деятельности ФСИН России?

- Академия принимает активное участие в подготовке предложений по внесению в действующее законодательство, а также проводит работу по подготовке законопроектов. В рамках данной деятельности ежегодно утверждается план работы академии по участию в разработке нормативных правовых актов, в котором отражаются конкретные проекты нормативных правовых актов как федерального, так и регионального уровня, сроки и исполнители. Помимо выполнения плановых позиций, сотрудники образовательной организации принимают участие в подготовке предложений в действующее законодательство либо проекты нормативных правовых актов в соответствии с запросами государственных и региональных органов власти.

В 2013-2014 гг. профессорско-преподавательским составом академии подготовлено и направлено в соответствующие органы более 60 предложений, из них большая часть касалась федерального законодательства.

Кроме того, подготовлено 16 нормативных правовых актов в соответствии с рекомендациями Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление».

В последнее время плодотворное сотрудничество в данной области налажено с Комитетом по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, от руководства которого только в текущем году получено шесть актов о внедрении предложений академии в проекты федеральных законов.

- Как в настоящее время развивается материально-техническая база академии?

- Заметное развитие материально-технической базы академии связано со знаковым событием в ее жизни - утверждением директором ФСИН России Концепции развития Академии ФСИН России на 2012-2015 гг.

За истекший период нами была проделана серьезная работа в этом направлении. Объем освоения финансовых средств на проведение капитального ремонта объектов академии за последние три года превысил 200 млн рублей. Капитально отремонтированы здания экономического факультета; спортивного корпуса № 1; несколько этажей главного учебного корпуса и общежития, музей и др.

Приобретена мебель, предметы интерьера, кондиционеры. Загородный учебный центр академии был оснащен отапливаемыми зданиями учебного корпуса и столовой. Автомобильный парк пополнился двенадцатью единицами автомобильной техники, в том числе автобусом повышенной проходимости на базе автомобиля КамАЗ, самосвалом КамАЗ-65115 А4, микроавтобусом Ford Transit.

- Каковы основные перспективы модернизации учебно-материальной базы академии?

- Академия ФСИН России обладает существенной учебно-материальной базой, которая в целом позволяет реализовать учебный процесс в соответствии с предъявляемыми требованиями. При этом необходимо осуществлять модернизацию учебной и материально-технической базы, что позволит академии в перспективе выйти на уровень, соответствующий реализации учебно-воспитательного процесса в ведущих образовательных учреждениях Российской Федерации. Для этого планируется строительство нового комплекса учебно-административных зданий.

Для достижения необходимой транспортной доступности загородного учебного центра планируется реализовать комплекс мероприятий по подготовке к строительству автомобильной дороги. Также в загородном учебном центре будут возведены недостающие объекты (автономная система отопления с газовой магистралью, система электроснабжения, автономная система водоснабжения с водопроводом и канализацией), позволяющие осуществлять учебный процесс в круглогодичном режиме.

Планируется проведение мероприятий по усовершенствованию материально-технической базы стрельбища в п. Реткино.

Общие финансовые затраты на развитие имущественного комплекса Академии ФСИН России составят около 1,4 млрд рублей.

- Александр Александрович, расскажите об учебно-воспитательной работе, проводимой с курсантами академии.

- В этом направлении делается многое. Особой популярностью пользуется Международная неделя творчества курсантов и студентов образовательных организаций ФСИН России «Виват, курсанты!», которую мы проводим начиная с 2012 г. Она направлена на формирование у обучающихся активной жизненной позиции, создание условий для приобретения опыта организации собственной научно-исследовательской деятельности по направлениям, выявление одаренной молодежи и формирование кадрового потенциала для научно-исследовательской, спортивной и творческой деятельности.

Данное мероприятие уже стало доброй традицией и удобной площадкой для диалога и обмена опытом курсантского научного сообщества вузов ФСИН России. На сегодняшний день география участников недели творчества существенно расширена: в ее работе принимают участие не только курсанты образовательных учреждений ФСИН России из Вологды, Воронежа, Перми, Пскова и Самары, но и представители Академии МВД Республики Беларусь, Коста-найской академии МВД Республики Казахстан, ряда образовательных организаций Украины.

Проводится много иных мероприятий, которые уже приобрели статус ежегодных (различные конкурсы, семинары, олимпиады, брейн-ринги и т.д.).

В академии осуществляется масштабная разноплановая работа по повышению уровня творческой деятельности. В вузе в течение года проводится свыше 70 мероприятий в рамках военно-патриотического воспитания личного состава академии, направленных на сохранение и приумножение устоев и традиций отечественной военной культуры. Творческие коллективы образовательной организации активно участвуют во всех общественно значимых акциях региона.

Мы также не забываем о своих ветеранах и делаем все возможное, чтобы ни один из них не почувствовал себя одиноким. Внимание к пожилым людям оказывают и преподаватели, и курсанты.

Одним из важнейших органов воспитательной работы в академии является Комитет ветеранов, который осуществляет военно-патриотическое, нравственно-эстетическое воспитание будущих специалистов уголовно-исполнительной системы.

- В этом году на государственном уровне возрождены нормы ГТО, расставлены акценты в процессе популяризации спорта и

физической культуры в нашей стране. Расскажите, какие условия созданы для спортивного совершенствования курсантов и сотрудников академии?

- Стратегической целью академии в сфере физической культуры и спорта является создание условий, ориентирующих курсантов на здоровый образ жизни, в том числе на занятия спортом, развитие спортивной инфраструктуры. Физическая подготовка является элементом системы профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы. В силу специфики службы в органах и учреждениях УИС на базе академии культивируются в первую очередь служебно-прикладные виды спорта - самбо, дзюдо, лыжные гонки, стрельба из боевого оружия, зимнее и летнее многоборье. Традиционными в академии стали турниры по волейболу с участием представителей аппарата губернатора, областной прокуратуры, управления ФСБ России по Рязанской области и УФСИН России по Рязанской области. На базе академии работают группы по самбо, дзюдо и рукопашному бою «Юный динамовец», в котором занимаются 120 детей.

Академия ФСИН России является одним из главных центров подготовки спортсменов для уголовно-исполнительной системы России и Рязанской области. Имена сотрудников и курсантов академии - победителей и призеров чемпионатов и первенств мира, Европы, России, крупных международных и всероссийских соревнований, известны далеко за пределами региона и страны во всех без исключения видах спорта. Преподаватель кафедры физической подготовки и спорта заслуженный мастер спорта, двукратный чемпион России (2011-2012), двукратный чемпион мира (2011-2012), дважды победитель Кубка мира по самбо (2009-2010) Уали Куржев одержал победу в финальном поединке по самбо в весовой категории 74 килограмма и завоевал золотую медаль Всемирной летней Универсиады - 2013 в г. Казани. Курсант Академии ФСИН России мастер спорта международного класса по плаванию Кирилл Стрельников одержал победу на стометровке брассом на Кубке России в Казани в 2013 г. Курсант Академии ФСИН России Ермил Вокуев в 2013 г. стал чемпионом Всемирной зимней универсиады среди студентов в г. Трентино (Италия), заняв 1-е место в командном спринте, он же занял 1-е место на чемпионате России в г. Тюмени в спринте классического стиля.

Академия традиционно выступает организатором ежегодного Международного турнира имени М. Т. Калашникова по стрельбе из автомата (карабина), с 2013 г. Всероссийского турнира по стрельбе из ПМ, посвященного памяти Н. Ф. Макарова.

- Мы знаем, что этот год очень значим для академии. Расскажите нашим читателям о некоторых мероприятиях, которые пройдут в дни празднования юбилея.

- Сам масштаб событий празднования 80-летия академии будет довольно разнообразен. Ожидается приезд руководства ФСИН России, иностранных делегаций, представителей органов государственной власти, губернатора Рязанской области, руководства органов власти и управления города Рязани и области, духовенства региона.

В стенах академии для жителей и гостей Рязани состоится день открытых дверей, пройдет торжественная церемония открытия Аллеи Российской Славы. Одним из исторических событий станет открытие музея истории УИС и Академии ФСИН России. Планируется организовать встречи руководителей территориальных органов ФСИН России и известных приглашенных гостей с курсантами вуза, впервые состоится совместное заседание Совета учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов Российской Федерации и Президиума Ассоциации юридического образования. Торжественные мероприятия, посвященных юбилею, будут проведены и в Псковском филиале Академии ФСИН России.

Юбилей - это общий праздник, и мы рады видеть всех наших партнеров, друзей, педагогов и сотрудников, которые трудятся на благо развития Академии ФСИН России.

В завершение еще раз хотел бы отметить, что главной задачей учебного заведения является подготовка высококвалифицированных специалистов для УИС, и весь комплекс отмеченных выше направлений деятельности мы реализуем именно в этих целях. Соответствовать статусу ведущего вуза и постоянное совершенствование работы в интересах УИС - наша главная задача. ■

Беседовала И. С. Нистратова Фото пресс-службы Академии ФСИН России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.