ОБ ОПЫТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И КАЗАЧЬИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА
ДОБРОВОЛЬСКИЙ В.В.,
заместитель начальника - начальник учебного отдела, полковник полиции, Центр профессиональной подготовки ГУВД по Ставропольскому краю,
e-mail: [email protected]
В статье анализируется опыт привлечения казачьих объединений к охране общественного порядка в условиях Северного Кавказа.
Ключевые слова: казачество; казачьи общества; охрана общественного порядка.
The paper analyzes the experience of bringing Cossack associations for the protection of public order in the North Caucasus.
Keywords: Cossacks; Cossack society; public order.
Коды классификатора JEL: H56, Z13.
Формирование и развитие казачьих общественных объединений в конце 1980-х гг. стало закономерной реакцией потомков казаков и симпатизирующих им граждан на нарастающий социетальный кризис советского общества, при котором партийно-государственный аппарат «перестроечного» типа перестал обеспечивать эффективное управление плановой социалистической экономикой и другими сферами общества, вследствие чего объективно требовалась компенсация ослабленной государственной власти общественно полезной деятельностью институтов гражданского общества. В Северо-Кавказском регионе традиционным политическим институтом, сочетавшим функции политического управления государства и гражданского общества, являлось качество. До 1917 г. оно выполняло не только оборонительные, пограничные функции на южных границах государства, но и занималось правоохранительной деятельностью в местах компактного проживания казаков. В советский период функционирование казачьих объединений было значительно ограничено и сведено, в основном, к этнокультурному самодеятельному творчеству.
Однако в Северо-Кавказском регионе, имеющем исторически сложившиеся места проживания потомков казаков, в начале 1990-х гг. активизировались национальные общественные объединения, которые организовали «парад суверенитетов» с целями создания «независимых» мононациональных государств. Для реализации подобных программных установок национальные общественные объединения, претендовавшие на господствующее положение в региональных политических системах, проводили этническую мобилизацию соответствующих «коренных» народов для вытеснения из республик представителей «некоренных» народов административными, экономическими, психологическими и физическими методами. При этом нарушения правопорядка, конституционных прав граждан в республиках Северного Кавказа приобрели массовый характер. Так, в ночь с 28 на 29 апреля 1991 г. многочисленная банда националистов совершила вооруженное нападение на станицу Троицкую Чечено-Ингушской АССР. Во время десятичасового погрома убито 5 человек, ранено 53 человека, сожжены 4 жилых дома, автомашины, разграблено имущество, совершены многочисленные акты насилия над гражданами. Увеличение численности подразделений органов внутренних дел в Сунженском районе не обеспечило снижение криминальной напряженности и до конца 1991 г. из района выехало 500 семей.
Для противодействия националистам, грубо нарушавшим конституционные права граждан, правоохранительным органам требовалась поддержка местного населения, среди которого выделись казачьи объединения. Однако у казачьих организаций с правоохранительными органами поначалу складывались напряженные взаимоотношения по ряду причин. Во-первых, в казачьи организации вступало значительное число граждан с криминальным прошлым. Они трактовали казачество как независимую «вольницу», пытались устанавливать «казачий порядок». В городах Пятигорске и Новоалександровске, станице Лысогорской Георгиевского района, например, казаки применяли ногайки для наказания нарушителей общественного порядка. Подобные действия казаков вызывали протест населения. В 1991-1994 гг. в Ставропольском крае зарегистрировано более 70 преступлений с участием казаков. Во-вторых, под
© В.В. Добровольский, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
172
В.В. ДОБРОВОЛЬСКИЙ
предлогом самозащиты некоторые казаки незаконно вооружались огнестрельным и холодным оружием, которое использовалось в «операциях по наведению общественного порядка». Отмечались случаи незаконного приобретения и перевозки казаками оружия, боеприпасов из зоны боевых действий в Чечне. В 1994 г. на Ставрополье изъято более 500 единиц огнестрельного оружия, в том числе и у казаков.
В-третьих, под предлогом восстановления казачьего самоуправления отдельные казачьи организации захватывали помещения органов местного самоуправления, вводили атаманское правление. Такие действия казаков, например, пресекались милицией в с. Садовом Предгорного района.
В-четвертых, отсутствие строгой дисциплины в казачьих объединениях приводило к неуправляемости объединений, называвшихся «казачьими», в конфликтах с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами.
С другой стороны, в 1990-х гг. в соответствии с общей тенденцией снижения авторитета и эффективности деятельности государственных органов члены казачьих объединений выражали недоверие правоохранительным органам, нежелание участвовать в совместных с милицией мероприятиях. В то время Главное управление казачьих войск при Президенте России и МВД РФ отмечали, что, несмотря на положительные тенденции, в сотрудничестве казачества и милиции не преодолены противоречия, вследствие чего восемь из десяти опрошенных казаков выразили желание заниматься охраной общественного порядка независимо от милиции [5].
Такие обстоятельства затрудняли отношения казаков с правоохранительными органами, которые были вынуждены проявлять повышенное внимание к казачьим объединениям, искать законные пути их привлечения к охране обще ственного порядка.
Для усиления сотрудничества с казачеством в мае 1993 г. проводилось совместное заседание коллегий УВД администрации Ставропольского края и прокуратуры Ставропольского края, в котором при рассмотрении вопроса «О мерах по улучшению взаимодействия органов внутренних дел и казачества в обеспечении общественного порядка и укрепления законности на территории Ставропольского края» участвовали атаманы казачьих обществ Ставропольского края. Результатом принятых мер стало формирование в Ставропольском крае в 1993-1994 гг. 243 добровольных казачьих дружин и муниципальных казачьих гвардий численностью около 3,5 тысячи казаков, из которых 347 являлись внештатными сотрудниками милиции.
Вместе с тем, предложения милиции об участии казаков в совместных мероприятиях не всегда получали поддержу местных казачьих объединений, которые стремились к организации самостоятельных правоохранительных формирований, основанных на принципах местной самообороны, вооруженных огнестрельным оружием, специальными средствами.
Взаимодействие органов внутренних дел с казачеством активизировалось в связи с указом Президента РФ «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной или иной службе» [9]. В июне 1994 г. МВД России направило министерствам внутренних дел республик в составе РФ, ГУВД и УВД краев и областей, УВДТ письмо «Об участии казачества в обеспечении общественного порядка». В нем признавалось, что «потенциал казачества в охране общественного порядка и борьбе с преступностью используется не в полной мере. Нередко работа органов внутренних дел в этом направлении проводится лишь эпизодически. Самостоятельные же действия казачества по обеспечению правопорядка зачастую носят элементы самоуправства, приводящие к нарушениям законности, ущемлению прав и свобод граждан» [4, с. 89]. Органам внутренних дел предписывалось во взаимоотношениях с казачеством руководствоваться действующим законодательством, а казачьи формирования к охране правопорядка привлекать лишь на основании решений местных органов власти. Запрещалось оснащать казачьи формирования оружием и специальными средствами, не предусмотренными законодательством. Органам МВД РФ поручалось совместно с казачеством разработать и внести на утверждение органов государственной власти проекты нормативных документов о добровольных казачьих дружинах, отрядах содействия милиции, работающих на безвозмездной или договорной основе. На руководителей служб милиции общественной безопасности возлагалась персональная ответственность за привлечение казаков к охране общественного порядка. Органам внутренних дел поручалось незамедлительно реагировать на факты самоуправства казаков, нарушения прав населения, другие нарушения законности казаками или против них [4, с. 89-90].
Приказы МВД России создали правовые основы для реализации инициатив органов внутренних дел по привлечению казаков к охране общественного порядка. Принятыми мерами к середине 1999 г. численность казачьих подразделений, участвовавших в укреплении правопорядка в РФ, доводилась до 1 тыс. С их помощью только за 1998 г. раскрывалось 2,4 тыс. преступлений, пресекалось 54 тыс. административных правонарушений [6]. Положительный опыт взаимодействия казаков и милиции был накоплен в городах Буденновске, Георгиевске, Невинномысске и Пятигорске, Александровском, Кировском, Кочубеевском, Левокумском, Шпаковском районах.
В последующие годы правовые основы деятельности казачьих объединений расширили Федеральный закон «О государственной службе российского казачестве» [11], Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, Указ Президента РФ от 7 октября 2009 г. № 1124 «Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы», постановления Правительства РФ от 8 октября 2009 г. «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами договоров с казачьими обществами» и от 26 февраля 2010 г. № 93 «О видах государственной или иной службы, к которым привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных, окружных и войсковых казачьих обществ».
ОБ ОПЫТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.
173
Новым значительным вкладом в развитие правовых основ возрождения и деятельности российского казачества стала Стратегия развития российского казачества до 2020 г., утвержденная Президентом РФ В.В. Путиным 15 октября 2012 г. Она предполагает расширение условий и факторов участия членов казачьих обществ в различных видов общественно значимой деятельности казачьих объединений, в том числе и более активное их участие в охране общественного порядка [11].
Федеральное законодательство, обеспечивающее привлечение казачьих обществ к выполнению правоохранительных функций, дополняется правовыми актами субъектов РФ. Так, в Ставропольском крае был принят краевой закон «О казачестве в Ставропольском крае», в котором конкретизированы правовые основы деятельности казачьих обществ [11; 3]. Дополнительные правовые основы участия казачества в охране общественного порядка создал закон Ставропольского края «Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка». Он предусматривает возможность формирования муниципальных казачьих дружин на территории соответствующего поселения или городского округа из числа казаков «реестровых» казачьих обществ [2], а п. 6 ст. 4 этого закона указывает, что при общественных объединениях не допускается создание добровольных правоохранительных формирований. Нормативные документы органов местного самоуправления существенно дополняют правовую базу привлечения казачьих объединений к участию в охране общественного порядка [7].
В свою очередь, органы местного самоуправления, действующие в местах компактного проживания потомственных казаков, привлекают казаков к охране общественного порядка в составе муниципальных казачьих дружин. Такие дружины активно действуют в Ростовской и Волгоградской областях, Краснодарском крае. Разворачивается их работа и в Ставропольском крае. Так, члены казачьих обществ на регулярной основе несут правоохранительную службу в городах региона Кавказских Минеральных Вод, в г. Ставрополе, других муниципальных образованиях.
Накопленный казачьими общественными объединениями опыт правоохранительной работы заслуживает изучения органами государственной власти и местного самоуправления, имеющими право заключать с казачьими обществами договоры об их участии в охране общественного порядка.
Для привлечения казачьих объединений к охране общественного порядка и региональной безопасности необходимо реально обеспечить социальные гарантии казакам, участвующим в этой общественно значимой деятельности, решить весь комплекс вопросов материально-технического оснащения муниципальных казачьих дружин.
Члены казачьих обществ готовы участвовать в охране общественного порядка и такое желание казаков выполнять общественно значимые функции должно быть использовано для укрепления общественного порядка и региональной безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Ставропольского края от 1 августа 2003 г. № 29-КЗ «О казачестве в Ставропольском крае» // Сб. законов и других правовых актов Ставропольского края. 2003. №17 (119). 15 сент.
2. Закон Ставропольского края от 18 декабря 2007 г. № 69-к «Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.dumask/ledislation/regional/ zakony/2007/ 12200.
3. Закон Ставропольского края от 26 февраля 2008 г. № 2-КЗ «О внесении изменений в закон Ставропольского края «О казачестве в Ставропольском крае» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2008. № 11. Ст. 7131.
4. Письмо МВД Российской Федерации от 28 июня 1994 г. № 1/2899 «Об участии казачества в обеспечении общественного порядка» // Казаки на службе России: Информационный бюллетень ГУКВ. М., 1997. Вып. 2. С. 89. Там же. С. 89-90.
5. Приказ МВД России от 27 авг. 1996 г. № 478 «О создании Координационного совета МВД России по взаимодействию с казачьими обществами» // Казаки на службе России: Информационный бюллетень ГУКВ. М., 1997. Вып. 2. С. 102-105.
6. Распоряжение МВД РФ от 28 июня 1999 г. «Об эксперименте по привлечению членов казачьих обществ к работе по поддержанию общественного порядка». // Т.В. Таболина Казачество: формирование правового поля. М., 2001. Т. 2. С. 323.
7. Решение Ставропольской городской думы от 27 октября 2010 г. №106 «Об утверждении Положения о муниципальных казачьих дружинах города Ставрополя». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www/dumast. ru|legislation/resh/resh.php.
8. Стратегия развития российского казачества до 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kasak. cc/praktika/programma_razvitia.php.
9. Указ Президента Российской Федерации от 16 апр. 1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной или иной службе» // Российская газета. 1996. 24 апр.
10. Указ Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 г. «О концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.kremlin.ru.
11. Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. №154-ФЗ «О государственной службе российского казачестве» // Российская газета. 2005. 8 дек.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2