Научная статья на тему 'Об опыте взаимодействия органов внутренних дел и казачьих объединений в охране общественного порядка в условиях Северо-Кавказского региона'

Об опыте взаимодействия органов внутренних дел и казачьих объединений в охране общественного порядка в условиях Северо-Кавказского региона Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
892
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / КАЗАЧЬИ ОБЩЕСТВА / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / COSSACKS / COSSACK SOCIETY / PUBLIC ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добровольский В. В.

В статье анализируется опыт привлечения казачьих объединений к охране общественного порядка в условиях Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Добровольский В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the experience of interaction between police and Cossack organizations in the protection of public order in the North Caucasus region

The paper analyzes the experience of bringing Cossack associations for the protection of public order in the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «Об опыте взаимодействия органов внутренних дел и казачьих объединений в охране общественного порядка в условиях Северо-Кавказского региона»

ОБ ОПЫТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И КАЗАЧЬИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА

ДОБРОВОЛЬСКИЙ В.В.,

заместитель начальника - начальник учебного отдела, полковник полиции, Центр профессиональной подготовки ГУВД по Ставропольскому краю,

e-mail: [email protected]

В статье анализируется опыт привлечения казачьих объединений к охране общественного порядка в условиях Северного Кавказа.

Ключевые слова: казачество; казачьи общества; охрана общественного порядка.

The paper analyzes the experience of bringing Cossack associations for the protection of public order in the North Caucasus.

Keywords: Cossacks; Cossack society; public order.

Коды классификатора JEL: H56, Z13.

Формирование и развитие казачьих общественных объединений в конце 1980-х гг. стало закономерной реакцией потомков казаков и симпатизирующих им граждан на нарастающий социетальный кризис советского общества, при котором партийно-государственный аппарат «перестроечного» типа перестал обеспечивать эффективное управление плановой социалистической экономикой и другими сферами общества, вследствие чего объективно требовалась компенсация ослабленной государственной власти общественно полезной деятельностью институтов гражданского общества. В Северо-Кавказском регионе традиционным политическим институтом, сочетавшим функции политического управления государства и гражданского общества, являлось качество. До 1917 г. оно выполняло не только оборонительные, пограничные функции на южных границах государства, но и занималось правоохранительной деятельностью в местах компактного проживания казаков. В советский период функционирование казачьих объединений было значительно ограничено и сведено, в основном, к этнокультурному самодеятельному творчеству.

Однако в Северо-Кавказском регионе, имеющем исторически сложившиеся места проживания потомков казаков, в начале 1990-х гг. активизировались национальные общественные объединения, которые организовали «парад суверенитетов» с целями создания «независимых» мононациональных государств. Для реализации подобных программных установок национальные общественные объединения, претендовавшие на господствующее положение в региональных политических системах, проводили этническую мобилизацию соответствующих «коренных» народов для вытеснения из республик представителей «некоренных» народов административными, экономическими, психологическими и физическими методами. При этом нарушения правопорядка, конституционных прав граждан в республиках Северного Кавказа приобрели массовый характер. Так, в ночь с 28 на 29 апреля 1991 г. многочисленная банда националистов совершила вооруженное нападение на станицу Троицкую Чечено-Ингушской АССР. Во время десятичасового погрома убито 5 человек, ранено 53 человека, сожжены 4 жилых дома, автомашины, разграблено имущество, совершены многочисленные акты насилия над гражданами. Увеличение численности подразделений органов внутренних дел в Сунженском районе не обеспечило снижение криминальной напряженности и до конца 1991 г. из района выехало 500 семей.

Для противодействия националистам, грубо нарушавшим конституционные права граждан, правоохранительным органам требовалась поддержка местного населения, среди которого выделись казачьи объединения. Однако у казачьих организаций с правоохранительными органами поначалу складывались напряженные взаимоотношения по ряду причин. Во-первых, в казачьи организации вступало значительное число граждан с криминальным прошлым. Они трактовали казачество как независимую «вольницу», пытались устанавливать «казачий порядок». В городах Пятигорске и Новоалександровске, станице Лысогорской Георгиевского района, например, казаки применяли ногайки для наказания нарушителей общественного порядка. Подобные действия казаков вызывали протест населения. В 1991-1994 гг. в Ставропольском крае зарегистрировано более 70 преступлений с участием казаков. Во-вторых, под

© В.В. Добровольский, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

172

В.В. ДОБРОВОЛЬСКИЙ

предлогом самозащиты некоторые казаки незаконно вооружались огнестрельным и холодным оружием, которое использовалось в «операциях по наведению общественного порядка». Отмечались случаи незаконного приобретения и перевозки казаками оружия, боеприпасов из зоны боевых действий в Чечне. В 1994 г. на Ставрополье изъято более 500 единиц огнестрельного оружия, в том числе и у казаков.

В-третьих, под предлогом восстановления казачьего самоуправления отдельные казачьи организации захватывали помещения органов местного самоуправления, вводили атаманское правление. Такие действия казаков, например, пресекались милицией в с. Садовом Предгорного района.

В-четвертых, отсутствие строгой дисциплины в казачьих объединениях приводило к неуправляемости объединений, называвшихся «казачьими», в конфликтах с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами.

С другой стороны, в 1990-х гг. в соответствии с общей тенденцией снижения авторитета и эффективности деятельности государственных органов члены казачьих объединений выражали недоверие правоохранительным органам, нежелание участвовать в совместных с милицией мероприятиях. В то время Главное управление казачьих войск при Президенте России и МВД РФ отмечали, что, несмотря на положительные тенденции, в сотрудничестве казачества и милиции не преодолены противоречия, вследствие чего восемь из десяти опрошенных казаков выразили желание заниматься охраной общественного порядка независимо от милиции [5].

Такие обстоятельства затрудняли отношения казаков с правоохранительными органами, которые были вынуждены проявлять повышенное внимание к казачьим объединениям, искать законные пути их привлечения к охране обще ственного порядка.

Для усиления сотрудничества с казачеством в мае 1993 г. проводилось совместное заседание коллегий УВД администрации Ставропольского края и прокуратуры Ставропольского края, в котором при рассмотрении вопроса «О мерах по улучшению взаимодействия органов внутренних дел и казачества в обеспечении общественного порядка и укрепления законности на территории Ставропольского края» участвовали атаманы казачьих обществ Ставропольского края. Результатом принятых мер стало формирование в Ставропольском крае в 1993-1994 гг. 243 добровольных казачьих дружин и муниципальных казачьих гвардий численностью около 3,5 тысячи казаков, из которых 347 являлись внештатными сотрудниками милиции.

Вместе с тем, предложения милиции об участии казаков в совместных мероприятиях не всегда получали поддержу местных казачьих объединений, которые стремились к организации самостоятельных правоохранительных формирований, основанных на принципах местной самообороны, вооруженных огнестрельным оружием, специальными средствами.

Взаимодействие органов внутренних дел с казачеством активизировалось в связи с указом Президента РФ «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной или иной службе» [9]. В июне 1994 г. МВД России направило министерствам внутренних дел республик в составе РФ, ГУВД и УВД краев и областей, УВДТ письмо «Об участии казачества в обеспечении общественного порядка». В нем признавалось, что «потенциал казачества в охране общественного порядка и борьбе с преступностью используется не в полной мере. Нередко работа органов внутренних дел в этом направлении проводится лишь эпизодически. Самостоятельные же действия казачества по обеспечению правопорядка зачастую носят элементы самоуправства, приводящие к нарушениям законности, ущемлению прав и свобод граждан» [4, с. 89]. Органам внутренних дел предписывалось во взаимоотношениях с казачеством руководствоваться действующим законодательством, а казачьи формирования к охране правопорядка привлекать лишь на основании решений местных органов власти. Запрещалось оснащать казачьи формирования оружием и специальными средствами, не предусмотренными законодательством. Органам МВД РФ поручалось совместно с казачеством разработать и внести на утверждение органов государственной власти проекты нормативных документов о добровольных казачьих дружинах, отрядах содействия милиции, работающих на безвозмездной или договорной основе. На руководителей служб милиции общественной безопасности возлагалась персональная ответственность за привлечение казаков к охране общественного порядка. Органам внутренних дел поручалось незамедлительно реагировать на факты самоуправства казаков, нарушения прав населения, другие нарушения законности казаками или против них [4, с. 89-90].

Приказы МВД России создали правовые основы для реализации инициатив органов внутренних дел по привлечению казаков к охране общественного порядка. Принятыми мерами к середине 1999 г. численность казачьих подразделений, участвовавших в укреплении правопорядка в РФ, доводилась до 1 тыс. С их помощью только за 1998 г. раскрывалось 2,4 тыс. преступлений, пресекалось 54 тыс. административных правонарушений [6]. Положительный опыт взаимодействия казаков и милиции был накоплен в городах Буденновске, Георгиевске, Невинномысске и Пятигорске, Александровском, Кировском, Кочубеевском, Левокумском, Шпаковском районах.

В последующие годы правовые основы деятельности казачьих объединений расширили Федеральный закон «О государственной службе российского казачестве» [11], Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, Указ Президента РФ от 7 октября 2009 г. № 1124 «Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы», постановления Правительства РФ от 8 октября 2009 г. «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами договоров с казачьими обществами» и от 26 февраля 2010 г. № 93 «О видах государственной или иной службы, к которым привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных, окружных и войсковых казачьих обществ».

ОБ ОПЫТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

173

Новым значительным вкладом в развитие правовых основ возрождения и деятельности российского казачества стала Стратегия развития российского казачества до 2020 г., утвержденная Президентом РФ В.В. Путиным 15 октября 2012 г. Она предполагает расширение условий и факторов участия членов казачьих обществ в различных видов общественно значимой деятельности казачьих объединений, в том числе и более активное их участие в охране общественного порядка [11].

Федеральное законодательство, обеспечивающее привлечение казачьих обществ к выполнению правоохранительных функций, дополняется правовыми актами субъектов РФ. Так, в Ставропольском крае был принят краевой закон «О казачестве в Ставропольском крае», в котором конкретизированы правовые основы деятельности казачьих обществ [11; 3]. Дополнительные правовые основы участия казачества в охране общественного порядка создал закон Ставропольского края «Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка». Он предусматривает возможность формирования муниципальных казачьих дружин на территории соответствующего поселения или городского округа из числа казаков «реестровых» казачьих обществ [2], а п. 6 ст. 4 этого закона указывает, что при общественных объединениях не допускается создание добровольных правоохранительных формирований. Нормативные документы органов местного самоуправления существенно дополняют правовую базу привлечения казачьих объединений к участию в охране общественного порядка [7].

В свою очередь, органы местного самоуправления, действующие в местах компактного проживания потомственных казаков, привлекают казаков к охране общественного порядка в составе муниципальных казачьих дружин. Такие дружины активно действуют в Ростовской и Волгоградской областях, Краснодарском крае. Разворачивается их работа и в Ставропольском крае. Так, члены казачьих обществ на регулярной основе несут правоохранительную службу в городах региона Кавказских Минеральных Вод, в г. Ставрополе, других муниципальных образованиях.

Накопленный казачьими общественными объединениями опыт правоохранительной работы заслуживает изучения органами государственной власти и местного самоуправления, имеющими право заключать с казачьими обществами договоры об их участии в охране общественного порядка.

Для привлечения казачьих объединений к охране общественного порядка и региональной безопасности необходимо реально обеспечить социальные гарантии казакам, участвующим в этой общественно значимой деятельности, решить весь комплекс вопросов материально-технического оснащения муниципальных казачьих дружин.

Члены казачьих обществ готовы участвовать в охране общественного порядка и такое желание казаков выполнять общественно значимые функции должно быть использовано для укрепления общественного порядка и региональной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Ставропольского края от 1 августа 2003 г. № 29-КЗ «О казачестве в Ставропольском крае» // Сб. законов и других правовых актов Ставропольского края. 2003. №17 (119). 15 сент.

2. Закон Ставропольского края от 18 декабря 2007 г. № 69-к «Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.dumask/ledislation/regional/ zakony/2007/ 12200.

3. Закон Ставропольского края от 26 февраля 2008 г. № 2-КЗ «О внесении изменений в закон Ставропольского края «О казачестве в Ставропольском крае» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2008. № 11. Ст. 7131.

4. Письмо МВД Российской Федерации от 28 июня 1994 г. № 1/2899 «Об участии казачества в обеспечении общественного порядка» // Казаки на службе России: Информационный бюллетень ГУКВ. М., 1997. Вып. 2. С. 89. Там же. С. 89-90.

5. Приказ МВД России от 27 авг. 1996 г. № 478 «О создании Координационного совета МВД России по взаимодействию с казачьими обществами» // Казаки на службе России: Информационный бюллетень ГУКВ. М., 1997. Вып. 2. С. 102-105.

6. Распоряжение МВД РФ от 28 июня 1999 г. «Об эксперименте по привлечению членов казачьих обществ к работе по поддержанию общественного порядка». // Т.В. Таболина Казачество: формирование правового поля. М., 2001. Т. 2. С. 323.

7. Решение Ставропольской городской думы от 27 октября 2010 г. №106 «Об утверждении Положения о муниципальных казачьих дружинах города Ставрополя». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www/dumast. ru|legislation/resh/resh.php.

8. Стратегия развития российского казачества до 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kasak. cc/praktika/programma_razvitia.php.

9. Указ Президента Российской Федерации от 16 апр. 1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной или иной службе» // Российская газета. 1996. 24 апр.

10. Указ Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 г. «О концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.kremlin.ru.

11. Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. №154-ФЗ «О государственной службе российского казачестве» // Российская газета. 2005. 8 дек.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.