Научная статья на тему 'Национальная безопасность современной России: новый взгляд на роль муниципального самоуправления'

Национальная безопасность современной России: новый взгляд на роль муниципального самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / МУНИЦИПАЛИТЕТ / MUNICIPALITY / АРХЕТИПЫ / ARCHETYPES / ПРОТЕСТ / PROTEST / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY MYTHS / МИФЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Феоктистова Оксана Анатольевна, Попов Дмитрий Александрович

В настоящей статье автором приведены некоторые факты, подтверждающие важную роль местного самоуправления в формировании национального сознания, способного противодействовать протестным настроениям, формирующимся в информационной среде «In cloud».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Феоктистова Оксана Анатольевна, Попов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA''S NATIONAL SECURITY: THE IMPORTANCE OF LOCAL GOVERNMENT

World meets threat related information. The author presented the facts important role of local government in the formation of national consciousness, which is able to counteract the mood of protest, emerging in the information environment «In cloud».

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность современной России: новый взгляд на роль муниципального самоуправления»

УДК 32

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (на примере Краснодарского края)

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, Южный институт менеджмента (350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 216). E-mail: [email protected] адъюнкт, Краснодарский университет МВД России (350005, Россия, г.Краснодар, ул. Ярославского, 128). E-mail: [email protected] Аннотация

В статье рассмотрены формы участия граждан в обеспечении общественной безопасности и общественного порядка и опыт органов государственной власти Краснодарского края и муниципального образования город Краснодар в организации и поддержке общественных организаций и граждан, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности и общественного порядка.

Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок, добровольные народные дружины, казачество

Исходя из положений «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации», общественная безопасность является частью национальной безопасности, среди задач которой можно назвать обеспечение общественной безопасности и личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод. Государство, выполняя возложенные на него функции, обязано охранять общественную и индивидуальную безопасность. В свою очередь и общество обладает определенными средствами обеспечения безопасности.

Среди субъектов обеспечения безопасности Концепция называет: уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, принимающие участие в обеспечении общественной безопасности. Концепция исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер: по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, критически важные и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации; по профилактике социальных и межнациональных конфликтов и др.

Усилия государства в сфере противодействия терроризму направлены на формирование и совершенствование законодательных, организационных и иных механизмов, способствующих повышению эффективности этой деятельности. Функционирование системы противодействия терроризма осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 28 декабря 2010г. №390-ФЗ «О безопасности», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Большинство специалистов отмечают, что эффективное противодействие терроризму возможно только при осознании всем обществом необходимости активного участия в обеспечении общественной

Помазан

Светлана

Витальевна

Рябошапко

Олеся

Николаевна

безопасности и общественного порядка. Сегодня правовые условия для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка создает Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». В Краснодарском крае с 2007г. действует закон N 1267-КЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае», который в своей последней редакции соответствует требованиям федерального закона, дополняет и детализирует его положения. Краевой закон определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Краснодарском крае по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка, регулирует деятельность добровольных народных дружин и координирующих органов - организационных центров, созданных в целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин, органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления по охране общественного порядка. Следует заметить, что Краснодарский край и муниципальные образования края имеют большой опыт организации и поддержки общественных организаций и граждан, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности и общественного порядка. Так, напр., постановлением Главы администрации города Краснодар № 1242 от 5.08.2002г. «О совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка на территории города Краснодара» были сформулированы основные задачи ДНД: оказание содействия правоохранительным органам; участие в предупреждении и пресечении правонарушений, в деятельности по охране общественного порядка, защите всех форм собственности; содействие органам внутренних дел в распространении правовых знаний и проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений. С целью координации деятельности органов внутренних дел и добровольных народных дружин по охране общественного порядка в административных округах были введены должности помощников глав администраций по общественной безопасности, в обязанности которых входило непосредственное участие в формировании добровольных народных дружин и организации их работы.

Определило структуру и задачи Антитеррористической комиссии Краснодарского края постановление Главы администрации Краснодарского края от 30.10.2006 N 945(ред. от 29.04.2013) «О мерах по противодействию терроризму на территории Краснодарского края». На региональном и муниципальном уровнях принято ряд нормативных актов по вопросам обеспечения общественной безопасности. Сегодня в городе Краснодаре численность добровольной народной дружины составляет более 4,5 тыс. человек, и только в первом квартале этого года они приняли участие в 2 тыс. рейдов совместно с сотрудниками полиции на территории города. Указанные мероприятия способствовали раскрытию 20 преступлений, было составлено 308 протоколов об административных правонарушениях, в отделы полиции доставлены 170 правонарушителей.

При реализации задач по обеспечению общественного порядка добровольные народные дружины тесно взаимодействуют с государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами; участвуют в борьбе правонарушениями несовершеннолетних; принимают меры по оказанию неотложной помощи пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в общественных местах в беспомощном состоянии; участвуют в спасении людей, имущества и поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с п.3 ч.4 ст.5 Федерального закона №154-ФЗ от 5 декабря 2005 г. представители казачьих обществ могут принимать участие в предупреждении преступлений, в том числе террористического характера. За конодательным Собранием Краснодарского края 23 октября 2002 года был принят закон «О привлечении к государственной и иной службе членов казачьих обществ Кубанского казачьего войска в Краснодарском крае».

Для организации данной работы на местах принят совместный приказ ГУ МВД России по Краснодарскому краю и Кубанского войскового казачьего общества от 29.06.2012 № 908/114/1«О взаимодействии территориальных органов МВД России на районном уровне Краснодарского края и казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества в охране общественного порядка на территории края» и приказ ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 09.08.2012 № 1104 «О проведении отбора

и первоначальной профессиональной подготовки членов казачьих дружин Кубанского войскового казачьего общества». Кроме того, действует трехстороннее соглашение Администрации Краснодарского края, Управления на транспорте МВД России по ЮФО и Кубанского войскового казачьего общества от 29.01. 2014г. № 48 «Об участии казачьих дружин районных казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества в охране общественного порядка на транспорте в Краснодарском крае». Этот документ определяет порядок взаимодействия сторон соглашения и создание казачьих дружин для оказания содействия Администрации края и Управлению на транспорте в решении задач по обеспечению правопорядка, защите личности, общества и государства от противоправных посягательств, участия в мероприятиях по обеспечению безопасности населения, а так же распространения правовых знаний и разъяснения населению норм поведения в общественных местах. Одним из последних актов такого рода стало Постановление администрации МО город Краснодар от 18.12.2014 № 9560 (ред. от 19.01.2015) «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) социально ориентированным казачьим обществам кубанского войскового казачьего общества на осуществление деятельности по участию в охране общественного порядка».

О конкретном содержании службы казаков по охране общественного порядка и пресечению правонарушений дает представление следующее: в начале девяностых годов в Краснодарском крае, как и в целом по стране, наблюдалось ухудшение криминогенной обстановки, вызванное общественно-политической и социально-экономической нестабильностью. Приграничное положение края, близость его к зонам вооруженных конфликтов и «горячим точкам», активная миграция беженцев и вынужденных переселенцев, пестрота национального состава, появление мест компактного расселения новых для Кубани этнических групп, способствовали росту социальной напряженности, возникновению конфликтных ситуаций, в т.ч. числе и на межнациональной почве. В этих условиях начавшийся процесс возрождения казачества и желание казаков оказывать помощь в охране правопорядка, стать надежным заслоном на пути преступности, было положительно восприняло правоохранительными органами края. Уже 14 июля 1991 г. в соответствии с решением Краснодарского городского совета народных депутатов № 321 была зарегистрирована первая казачья дружина, которая регулярно участвовала в охране общественного порядка совместно с сотрудниками городской милиции. Были подготовлены и направлены в УВД-ОВД края ряд указании определяющих порядок участия казачества в охране общественного порядка, форма ежемесячной отчетности о проделанной работе, примерная программа обучения членов казачьих дружин и других общественных формирований правоохранительной направленности. Налажены тесные рабочие взаимоотношения с атаманами казачьих обществ и непосредственно с атаманом Кубанского казачьего войска Громовым В. П.

Постоянное взаимодействие с казачеством позволило определить перспективные направления совместной работы: - проведение рейдов по охране общественного, порядка и проверке соблюдения гражданами паспортных правил; -дежурство казаков на общественных пунктах охраны порядка совместно с участковыми уполномоченным милиции; - участие в охране правопорядка при проведении культурно-массовых мероприятии и религиозных праздников; - дежурство с сотрудниками ГАИ на КПМ по пресечению незаконного ввоза в край огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и т.д.; - охрана объектов важных для жизнеобеспечения жителей края.

Для координации действий, подготовки совместных мероприятий 24.08.95 года совместным распоряжением начальника ГУВД края и атамана ККВ была создана рабочая группа, в которую вошли представители милиции и казачества. Учитывая накопленный опыт взаимодействия и для придания этому процессу правового статуса, 5 августа 1997 г. между ГУВД края и Кубанским казачьим войском (ККВ) был заключен Договор об участии Кубанского казачества в охране общественного порядка на территории Краснодарского края сроком на пять лет, который был пролонгирован. В нем, в частности, говорилось, что стороны приступают к совместной работе по охране общественного порядка, охране объектов государственной и муниципальной собственности на территории Краснодарского края.

Войско брало на себя обязательства: сформировать из казаков подразделения по охране общественного порядка; принимать активное участие в проведении разъяснительной работы среди насе-

ления, направленной на воспитание уважения к законам Российской Федерации, Краснодарского края, правам и интересам жителей Кубани, в привлечении граждан к совместной работе по борьбе с преступностью и усилению правопорядка на территории Краснодарского края; проводить работу по подбору и направлению казачьей молодежи на службу в органы Министерства внутренних дел Российской Федерации; принимать активное участие в разработке совместных планов и мероприятий по укреплению законности и правопорядка на территории Краснодарского края и др. ГУВД, в свою очередь, брало на себя обязательства: - оказывать постоянную помощь и поддержку казачьим подразделениям в выполнении возложенных на них задач по охране правопорядка; -обеспечивать необходимой для их деятельности информацией о правонарушениях; - организовать обучение членов казачьих подразделений формам и методам несения службы по охране общественного порядка, оказывать методическую помощь в планировании и учете их работы; - обеспечивать оперативное руководство в проводимых совместно с казачьими обществами мероприятиях по охране общественного порядка и др. Нижестоящие органы внутренних дел обязаны были заключать договоры с казачьими обществами Кубанского казачьего войска при наличии соответствующей инициативы последних. В указанных договорах определялись конкретные права и обязанности сторон по охране общественного порядка, охране объектов государственной и муниципальной собственности на их территории.

Вхождение в 1998г. Кубанского казачьего войска в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации способствовало дальнейшей активизации налаженного взаимодействия. С учетом изменившегося статуса ККВ, для координации работы милиции с казачьими обществами, ГУВД края и ККВ были подготовлены и направлены для исполнения на места совместные указания, в которых повышалась ответственность атаманов и руководителей органов внутренних дел за организацию работы по охране правопорядка. Для оказания правовой помощи, за казачьими обществами были закреплены опытные сотрудники. Привлекаются члены казачьих обществ и к охране объектов государственной собственности. В соответствии с решением Федеральной службы лесного хозяйства от 11 июня 1998 года № Д-5-64/273 «О проведении эксперимента по отработке механизмов взаимодействия с казачьими обществами» и договором от 19 мая 1999 г. между ККВ и Краснодарским управлением лесами «О несении государственной службы но охране лесов Краснодарского края членами Кубанского казачьего войска» на территории трех лесхозов с 1999 года осуществлялась охрана лесов с участием патрульных казачьих групп. В соответствии с Постановлением Главы администрации Краснодарского края № 233 от 7 апреля 1999 года и № 864 от 20 ноября 2000 года «О состоянии и мерах по обеспечению сохранности сельскохозяйственных животных в Краснодарском крае» члены казачьих обществ в составе подвижных групп ОВД были привлечены к охране животноводческих комплексов и ферм.

Наряду с уже проверенными временем формами взаимодействия постоянно ведется поиск новых способов привлечения казаков к участию в охране общественного порядка. Так, например, в 2000 г. по инициативе комитета Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, делам казачества межнациональным отношениям и миграционной политике, в некоторых районах края были созданы казачьи охранные предприятия. Средства на их создание выделялись из краевого бюджета. Апробируются и качественно новые формы участия казаков в охране общественного порядка. Это разработанные Кубанским казачьим войском и согласованные с ГУВД края целевые комплексные программы «Казачество против наркотиков» и «Участие казачества в охране общественного порядка и проведении мероприятий по пресечению незаконной миграции на территорию Краснодарского края». Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.10.2013 № 1107 (ред. от 22.12.2014) утверждена государственная программа Краснодарского края «Казачество Кубани» одной из задач которой является финансовая поддержка социально ориентированных казачьих обществ на осуществление их деятельности по охране общественного порядка, защите государственной границы, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, охране окружающей среды и защите животных.

Литература

1. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. - http://www.kremlin.ru.

2. Закон Краснодарского края от 28.06.2007 N 1267-КЗ (ред. от 28.11.2014) «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае» опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru - 28.11.2014.

3. Официальный Интернет-портал администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара. - http://krd.ru.

Pomazan Svetlana Vitalyevna, candidate of jurisprudence, head of the department of state and legal disciplines; Southern institute of management (216, Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Ryaboshapko Olesya Nikolaevna, adjunct; Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (128, Yaroslavl st., Krasnodar, 350005, Russian Federation). E-mail: [email protected] ABOUT PARTICIPATING OF CITIZENS IN PROVIDING OF PUBLIC SAFETY (on the example of Krasnodar Krai) Abstract

The article discussed the forms of participation of citizens in public security and public order and the experience of public authorities of Krasnodar Region and the Krasnodar City municipality in the organization and support of public organizations and citizens who participate in the public security and public order. Keywords: public safety, public order, voluntary people's guards, the Cossacks.

References

1. Koncepcija obshhestvennoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii. - http://www.kremlin.ru.

2. Zakon Krasnodarskogo kraja ot 28.06.2007 N 1267-KZ (red. ot 28.11.2014) «Ob uchastii grazhdan v ohrane

obshhestvennogo porjadka v Krasnodarskom krae» opublikovan na oficial'nom sajte administracii Krasnodarskogo kraja http://admkrai.krasnodar.ru - 28.11.2014.

3. Oficial'nyj Internet-portal administracii municipal'nogo obrazovanija gorod Krasnodar i gorodskoj Dumy Krasnodara. - http://krd.ru.

УДК 32.019.51

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Феоктистова кандидат политических наук, заведующий кафедрой социально-Оксана политических процессов и регионоведения,

Анатольевна Коми Республиканская академия государственной службы и управления (167982, Россия, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 11). E-mail: [email protected]

Попов аспирант кафедры социально-политических процессов и регионоведения,

Дмитрий Коми Республиканская академия государственной службы и управления

Александрович (167982, Россия, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 11). E-mail: [email protected]

Аннотация

В настоящей статье автором приведены некоторые факты, подтверждающие важную роль местного самоуправления в формировании национального сознания, способного противодействовать протестным настроениям, формирующимся в информационной среде «In cloud».

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципалитет, архетипы, протест, национальная безопасность, мифы.

Изучение социальных сетей и онлайн сообществ - новое направление исследовательских практик. Применение классических количественных методов на больших массивах данных становится малоэффективным. Коммуникация в онлайн среде - это анонимность и независимость от материальных ограничений. Изучать это размытое пространство как устойчивую структуру невозможно. Мобильность сетей, их текучесть не позволяет исследователю применять «классический микроскоп».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.