Г----
5
Отечественная история
В.В. Добровольский
История участия казачьих объединений в защите общественного порядка и региональной безопасности на Северном Кавказе
В статье рассматриваются условия и факторы формирования и развития казачьих объединений на Юге России, их участия в охране общественного порядка и региональной безопасности в условиях Северного Кавказа.
Ключевые слова: казаки, казачьи общества, терское казачество, Терское казачье войско, Кавказское линейное казачье войско, общественный порядок, региональная безопасность, Северный Кавказ.
Понимание проблем восстановления в социально-политической системе Северного Кавказа казачьих общественных объединений, их участия в деятельности государства по защите общественного порядка и региональной безопасности возможно только с учетом конкретных исторических условий, на формирование которых, в свою очередь, оказали большое влияние общегосударственные, региональные и местные социальные, политические, экономические и иные факторы.
Среди основных причин активного формирования, развития и политизации общественных объединений на Северном Кавказе во второй половине 1980-х - первой половине 1990-х гг. выделяется долгосрочный системный кризис советской политической системы, вызвавший лавинообразное нарастание защитных реакций в национальном сознании, проявляющееся в их стремление к суверенизации - выходу из состава ослабевшего унитарного Советского Союза для создания самостоятельных национальных государств, способных обеспечивать решение актуальные
Отечественная история
социально-экономических и других проблем коренных народов. При этом на Северном Кавказе термин «коренные народы» неправомерно использовался для обозначения лишь титульных этнических групп, что обосновывало их территориальные и другие претензии к другим народам, проживающим в регионе более 100 лет и закономерно ставших «коренными». Легко определяемые этнические признаки «коренных» и «некоренных» народов в национальных республиках применялись национальными общественными объединениями для идентификации и сепарации сограждан на «своих» и «чужих», что вызывало рост напряженности в межэтнических отношениях, усиливало противоборство этнических групп и выражающих их интересы общественных объединений. Противоправные действия радикальных националистических организаций имели признаки экстремизма [10].
Наглядные примеры экстремистской противоправной деятельности в 1990-х гг. демонстрировали в республиках Северного Кавказа националистические организации, пропагандировавшие сепаратизм. Они претендовали на полную политическую власть в регионе, проводили «этнические мобилизации» для вытеснения из региона «инородцев» и «иноверцев», которые выступали против сепаратистских замыслов отделения Северного Кавказа от России и развала Российской Федерации на множество мелких национальных государств. Деятельность таких организаций была возможна из-за слабой государственной власти, допустившей «парад суверенитетов». Для сохранения единства Российской Федерации объективно требовались консолидирующие действия гражданского общества. Среди его акторов в конце 1980-х гг. стали выделяться казачьи общества, организованные по инициативе потомков казаков в местах их традиционного проживания.
Духовное и организационное возрождение казачества во второй половине 1980-х - первой половине 1990-х гг. стало закономерной реакцией наиболее активной части русскоязычного населения (не только этнических русских, но и иных представителей нетитульных народов, использовавших русский язык в качестве основного средства межэтнических коммуникаций) на деструктивные действия националистов и сепаратистов, которые в начале 1990-х гг. оформлялись в незаконные вооруженные формирования. Казачество стало своеобразным буфером, который значительно смягчил удары националистов и сепаратистов по основам российской государственности. В такой обстановке в марте 1990 г. была учреждена общественная организация «Терское казачество», которая провозгласила своей целью объединение всех терских казаков Северного Кавказа для защиты конституционных
прав законопослушного населения региона. К началу 1991 г. казачьи организации Терека и Сунжи насчитывали около 500 тыс. членов. Совместно с правоохранительными органами они формировали военизированные отряды местной самообороны для защиты казачьих станиц и иных поселений от посягательства бандитских группировок и иных незаконных вооруженных формирований местных националистов, агрессивные действия которых против казаков и других представителей «некоренных народов» приобретали характер террора и геноцида на территориях Чечни, Ингушетии и других республик. Конфедерация горских нардов объявляла казаков своими основными врагами и принимала репрессивные меры по отношению к ним. Так, 7 апреля 1991 г. в пос. Карабулак Чечено-Ингушской АССР был убит один из наиболее активных организаторов терского казачества атаман Сунженского отдела А.И. Подколзин, а в ночь с 28 на 29 апреля 1991 г. многочисленная банда хорошо вооруженных националистов напала на станицу Троицкую. За время десятичасового погрома были убиты 5 человек, ранены 53 человека, сожжены 4 жилых дома, автомашины, разграблено имущество, совершены акты насилия над гражданами.
Террор националистов вызвал массовый исход русскоязычного населения из республик Северного Кавказа. Так, из Сунженского района Чечни до конца 1991 г. выехало около 500 семей. В последующие годы количество беженцев и вынужденных переселенцев из Чечни и Ингушетии увеличивалось,в результате чего количество русских в этих республиках уменьшилась в 10 раз - с 400 до 40 тыс. человек.
«Негорское» население притеснялось и в других республиках, вследствие чего только через Ставропольский край мигрировало около 1 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, было зарегистрировано прибытие в край на постоянное жительство 280 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев [5, с. 62].
Усилению консолидации казачьих обществ и их влияния на региональный политический процесс способствовала реорганизация в феврале 1992 г. общественного объединения «Терское казачество» в межрегиональную организацию «Терское казачье войско». Его целью провозглашалось возрождение терского казачества в исторических местах его жизнедеятельности. Но относительная малочисленность казачьих объединений, в которых насчитывалось менее 5% от общей численности населения региона, не позволяла казакам самостоятельно противостоять разгулу националистов. Поэтому в 1993 г. терцы поддержали объединение казачьих обществ Северного Кавказа в межрегиональную общественно-политическую организацию «Кавказское линейное казачество»
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
(впоследствии переименована в «Кавказское линейное казачье войско» -КЛКВ), уставной целью которой было «объединение казачьих организаций Северного Кавказа в единую общественно-политическую и экономическую структуру для совместной деятельности, восстановления и сохранения казачества как этнической формации, имеющей равные права на самовыражение, наряду с другими народами в этом регионе. Восстановление казачьих традиций, культуры, истории с учетом современных условий, пропаганда обычаев, праздников, обрядов казачества, их традиционного быта... реализация и защита гражданских (политических, экономических, культурных) прав и свобод казаков» [9].
В КЛКВ входили казачьи общества Ставропольского края, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании, Чечни, насчитывавшие около 300 тыс. членов, что создавало предпосылки для усиления влияния КЛВК на общественно-политический процесс в регионе. Однако реформа государственно-казачьих отношений, проводившаяся во исполнение Указа Президента России от 9.08.1995 г. № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» [7] и других политико-правовых документов [8], ослабила межрегиональные связи казачьих обществ Северного Кавказа и привела к роспуску КЛКВ. При этом нарастала зависимость казачьих объединений от характера отношения к ним региональной и местной политической элиты. Так, казачьи общества Ростовской области и Краснодарского края получают от государственных органов поддержку, которая во много раз больше, чем в других регионах Юга России.
Несмотря на эти обстоятельства, значительная часть казачьих обществ Северного Кавказа провела реорганизацию и была включена в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации в составе Терского войскового казачьего общества, Кубанского войскового казачьего общества и войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское».
Реализуя возможности, предоставленные законодательством «реестровым» казачьим обществам, в 1996 г. казаки сформировали 694-й отдельный мотострелковый казачий батальон им. генерала А.П. Ермолова, который участвовал в восстановлении конституционного порядка в Чечне. Кроме того, казаки Терского войскового казачьего общества сформировали две комендантские роты Внутренних войск МВД России и две отдельные мотострелковые роты Министерства обороны РФ, выполнявшие комендантские функции в Наурском и Шелковском районах Чечни. После прекращения активных боевых действий эти воинские части были расформированы.
Положительный опыт участия казаков в стабилизации социальных отношений, охране правопорядка накоплен в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях, где созданы муниципальные казачьи дружины, которые получили от органов местного самоуправления полномочия и ресурсы для охраны общественного порядка [1-3]. В Ростовской области, например, правоохранительную работу ведут 54 муниципальные казачьи дружины численностью более 1100 человек. Их деятельность положительно сказывается на оперативной обстановке в области. Но в других регионах казачьи общества занимаются правоохранительной деятельностью только эпизодически, как правило, в дни церковных праздников. Так, несмотря на то, что согласно закону Ставропольского края от 18.12.2007 г. № 69-КЗ «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» [4] для казачьих обществ предоставлены дополнительные права и полномочия на участие в правоохранительной деятельности, не все казачьи общества заключили с правоохранительными органами и органами местного самоуправления договоры о сотрудничестве в охране правопорядка.
Очевидно, дальнейшее изучение опыта и перспектив участия казаков в охране региональной безопасности и общественного порядка позволит точнее определять реальный правоохранительный потенциал казачества, перспективы его использования для решения проблем охраны общественного порядка, региональной безопасности, противодействия различным противоправным действиям экстремистских организаций. Для этого правоохранительные и иные государственные органы должны налаживать взаимовыгодное сотрудничество с казачьими формированиями в соответствии с Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества [6], активнее и эффективнее решать весь комплекс задач материально-технического оснащения муниципальных казачьих дружин, реально обеспечить социальные гарантии казакам, участвующим в правоохранительной деятельности.
Библиографический список
1. Закон Волгоградской области от 25.09.2000 г. № 41-ОД «О муниципальных казачьих дружинах на территории Волгоградской области» // Волгоградская правда. 2000. № 188. 10 окт.
2. Закон Краснодарского края от 5.11.2002 г. № 539-К3 «О привлечении к государственной и иной службе членов казачьих обществ Кубанского казачьего войска в Краснодарском крае» // Кубанские новости. 2002. № 258. 4 дек.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
3. Закон Ростовской области от 16.09.1999 г. № 47-ЗС «О муниципальных казачьих дружинах» // Наше время. 1999. № 188-189. 8 окт.
4. Закон Ставропольского края от 18.12.2007 г. № 69-КЗ «Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка». URL: http/ /www.dumask/ ledislation/regional/zakony/2007/12200 (дата обращения: 15.03.2011).
5. Изменение основных демографических характеристик Ставропольского края за 1989-1999 гг.: Стат. сб. Ставрополь, 2000.
6. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. Утверждена Президентом Российской Федерации 2.07.2008 г. Пр-1355. URL: http: //www.kremlin.ru (дата обращения: 20.03.2011).
7. Указ Президента Российской Федерации от 9.08.1995 г. № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3559.
8. Указ Президента Российской Федерации от 16.04.1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной или иной службе» // Российская газета. 1996. 24 апр.
9. Устав межрегиональной общественно-политической организации «Кавказское линейное казачество» // Ведомственный архив правительства Ставропольского края (ВАПСК). Оп. 1. Д. 154. Л. 2-3.
10. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. 2002. 30 июля.