2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)
2.1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (XX - XXI ВЕК)
Галуева В.О. Должность: ассистент кафедры теории государства и права и политологии. Место работы: юридический факультет Горского ГАУ, г.Владикавказ. E-mail: veronika.fbg@mail.ru.
Аннотация: анализируется правовое положение войсковых казачьих обществ в период возрождения, рассмотрена правовая база их деятельности, а также существующие пробелы в законодательстве о казачестве.
Ключевые слова: казачество, возрождение, казачьи войска, казачьи общества, правовая основа.
LEGAL STATUS OF COSSACKS AT THE END OFХХ-BEGINNING OF ХХ1 CENTURIES.
Galueva V.O. Position: lecturer, the Chair of Theory of State and Law and Politology. Place of Employment: Law faculty, Gorski State Agrarian University, t. Vladikavkaz. E-mail: ve-ronika.fbg@mail.ru.
Annotation: legal status of military Cossack societies in the period of revival has been examined. Legal foundation of the Cossacks activities and the existing gaps in Cossack legislation has been considered.
Keywords: the Cossacks, revival, Cossack troops, Cossack societies, legal foundation.
С начала 90-х годов, после почти векового забвения казачьей истории и традиций, в России, и в частности на Юге, начался этап возрождения казачьих войск.
Однако не прошло бесследно в истории казачества так называемое расказачивание, в основу которого был положен декрет ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и ряд других актов органов большевистской власти, расколовших казаков на «красных» и «белых», а затем окончательно упразднивших казачество как особое сословие. Советская власть, ради достижения своей цели, не чуждалась даже таких методов, как массовые переселения казаков с обжитых земель, конфискация имущества, в т.ч. и оружия, расстрелы, сожжение восставших хуторов и т.д.
Но проверенное веками российское казачество не ушло в никуда. Казаки продолжали служить Отечеству и в годы Великой отечественной войны, и в послевоенное мирное время, не имея никакой правовой базы своей деятельности.
Возрождение современного казачества началось в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда в Москве, Краснодарском крае, Ростовской области и других регионах России стали создаваться общественные казачьи организации. Их правовой основой стали Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» и Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества», в котором, в частности, Президент РФ постановил: «В целях восстановления исторической справедливости в отношении казачества, его реабили-
тации как исторически сложившейся культурноэтнической общности... Осудить проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей»1.
В июле 1994 года указом Президента РФ был образован Совет по делам казачества при Президенте РФ2. Его основной задачей являлось информирование Президента РФ по вопросам российского казачества и объединения казачьих обществ, а также разработка предложений по определению государственной политики в отношении российского казачества.
В январе 1996 года Указом Президента РФ создается Главное Управление казачьих войск при Президенте РФ, которое действовало до августа 1998 года, когда в целях выработки единой государственной политики, направленной на возрождение российского казачества, а также совершенствование организации государственной и иной службы членов казачьих обществ в составе Администрации Президента РФ было образовано Управление Президента РФ по вопросам казачества3,
Немаловажную роль в реализации государственной политики по возрождению казачества сыграл Указ Президента РФ «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества» от 25 февраля 2003 года, которым было упразднено Управление Президента РФ по вопросам казачества, а его функции были переданы аппаратам полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и другим подразделениям Администрации Президента РФ4. Это позволило более обстоятельно, на местах учитывать все аспекты деятельности по возрождению того или иного казачьего войска.
Одним из последних нормативных актов является Распоряжение Президента РФ об образовании Совета при Президенте РФ по делам казачества5. Совет является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества. Среди основных задач Совета можно выделить такие как: подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной политики в отношении российского казачества; систематическое информирование Президента Российской Федерации по вопросам, касающимся российского казачества; участие в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам реа-
1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 25, ст. 1429
2 Указ Президента РФ от 1 декабря 1994 года №2141 «Об утверждении Положения о Совете по делам казачества при Президенте Российской Федерации и его состава» // СЗ РФ, 1994, №32, ст.2141
3 Указ Президента РФ от 7 августа 1998 года № 920 «Об Управлении Президента РФ по вопросам казачества» // СЗ РФ, 1998, №32, ст.1123
4 Указ Президента РФ от 25 февраля 2003 года №249 «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества» // СЗ РФ, 2003, №9, ст.850
5 Распоряжение Президента РФ от 12 января 2009 года №15-РП «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества» // СЗ РФ, 2009, №2, ст.195
Галуева В. О.
Правовое положение казачества на рубеже веков
лизации государственной политики в отношении российского казачества; анализ деятельности казачьих обществ и общественных объединений казачества и некоторые другие.
Сегодня восстанавливается некогда трагически нарушенная связь времен. Это весьма деликатная сфера деятельности, требующая учета исторического прошлого, современных реалий, взвешенных, выверенных шагов в будущее. Нужно время, ибо невозможно в одночасье возродить российское казачество, которое почти 80 лет находилось в забвении. Это объективно необратимый процесс, его нельзя искусственно ни ускорять, ни тормозить. Пусть медленно, но этот процесс идет...
В настоящее время казачье движение Юга России организационно делится на Донское, Кубанское и Терское войсковые общества.
Первым из возрожденных войск стало Донское казачье войско, которое справедливо считалось одним из первых по времени возникновения, по численности, по боевым возможностям, а также по многочисленным подвигам во славу Отечества.
Историческое название войска связано с рекой Дон, одной из крупнейших рек Европы. В период зарождения казачества среднее и нижнее течение Дона было за пределами Русского государства, и в этом месте, называвшемся «диким полем», обитали различные кочевые народы. В эти богатые рыбой и зверем места устремлялись бежавшие от тяжкой доли люди из русских земель, объединяясь в казачьи общины. Постепенно население росло, создавались традиции, порядки и правила жизни, превратившие казаков в хорошо организованную военную силу — донское Войско.
Военная история донских казаков началась в царствование Ивана Грозного (1547- 1584 гг.), когда казаки участвовали вместе с русскими войсками во взятии Казани в 1552 году, в походах на Астрахань (1554 г. и 1556 г.). Считаясь с возросшей военной силой казаков, Иван Грозный 3 января 1570 года послал грамоту казакам, в которой обещал «жаловать их за службу»6. Именно с этого времени началась официальная история первого в Российском государстве Донского казачьего войска.
Современное войсковое казачье общество «Всеве-ликое войско Донское» представляет собой межрегиональное этническое объединение казачьих обществ, действующее на исторической территории Области Войска Донского - в Ростовской и Волгоградской областях, а также на территории Астраханской области и Республики Калмыкия7. Войско действует на основании Устава, утвержденного Президентом РФ в 1997 году. Согласно Уставу, членами казачьих обществ могут быть как потомственные казаки, так и граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста и признающие традиции донского казачества.
Кубанское казачье войско является самым структурированным и развитым на сегодняшний день казачьим обществом. Образовано оно было в 1860 году и размещалось в Кубанской области (ныне Краснодарский край и часть Ставропольского края - прим. автора) с центром в Екатеринодаре (ныне Краснодар -
6 Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Р-н/Д., 1992. С.114
7 Указ Президента РФ от 7 декабря 2008 года №1732 «О внесении изменений в Устав войскового казачьего общества "Всевели-кое войско Донское", утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 г. №612» // СЗ РФ, 2008, №50, ст.5894
прим. автора). Сложилось Кубанское казачье войско из двух частей: из Черноморского казачьего войска, так называемых «черноморцев» - потомков запорожцев, переселенных в 90-х годах XVIII века на р.Кубань и части Кавказского линейного казачьего войска, так называемых «линейцев», в основном потомков переселенных на Кубань в конце XVIII века донских казаков.
В настоящее время Кубанское войсковое казачье общество составляют казаки Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской Республики и Краснодарского края.
Терское казачье войско официально существует с 1577 года, хотя доподлинно неизвестно, когда на реке Терек появились первые русские поселенцы, носившие название гребенцы. К 1735 году на Тереке оформилось три войска: Гребенское (из потомков первых переселенцев), Терско-семейное (из донских переселенцев) и Кизлярское (из донцов, армян и грузин), которые затем были переименованы в полки и наравне с Моздокским, Волгским и Горским полками в связи с образованием Кавказской линии в 1832 году вошли в состав Кавказского линейного казачьего войска. В 1860 году Кавказская линия была разделена на Кубанскую и Терскую области, а казаки последней и составили Терское казачье войско, которое и вело свою историю вплоть до 20-х годов ХХ века.
На сегодняшний день Терское казачье войско имеет 5 округов, расположенных на территории пяти субъектов Южного федерального округа. Самые крупные из них - Ставропольский и Аланский округа.
Аланский республиканский казачий округ (АРКО) -первоначально Аланское казачье войско - было образовано в Республике Северная Осетия-Алания в 1994 году. В 1997 году Аланское казачье войско вошло в состав «реестрового» Терского казачьего войска, обретя статус реестрового казачьего округа, одним из первых в войске и в стране в целом. На сегодня Аланский республиканский казачий округ состоит из семи районных казачьих отделов и Владикавказского городского казачьего общества.
Правовую основу деятельности Терского казачьего войска на сегодняшний день составляют Конституция Российской Федерации 1993г., Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» 2005г. и подзаконные акты, благодаря которым работает механизм реализации Федерального закона. Среди них можно отметить:
- Указ Президента РФ от 25 февраля 2003 года №249 «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества»;
- Распоряжение Президента РФ от 12 января 2009 года № 15-рп «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества»;
- Распоряжение Правительства РФ от 23 августа 2007 года № 1110-р об образовании рабочей группы по подготовке предложений по нормативному регулированию вопросов государственной политики в отношении российского казачества и государственной службы российского казачества;
- Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 июня 2007 года № 59 «Об организации работы по проведению мониторинга в сфере реализации государственной политики Российской Федерации в отношении казачества»;
- Приказ Министерства регионального развития РФ от 13 августа 2007 года №80 «Об утверждении аналитической программы Министерства регионального
развития РФ «Становление и развитие государственной службы российского казачества в 2008 - 2010 годах» и другие.
Немаловажную роль играют также конституции (уставы) и нормативно-правовые акты субъектов Федерации (например: Конституция Республики Северная Осетия-Алания 1994 года, Закон Ставропольского края от 1 августа 2003 года №29-кз «О казачестве в Ставропольском крае» и другие).
Наиболее активно работа по подготовке нормативноправовой базы организации и деятельности Терского казачьего войска ведется в Ставропольском крае. Так, уже в мае 1996 года Государственная Дума Ставропольского края утвердила «Положение о казачестве в Ставропольском крае», а в августе 2003 года был принят Закон «О казачестве в Ставропольском крае»8. Власти края активно поддерживают и программу возрождения казачества.
В последнее время активизировалась в этом плане и Республика Северная Осетия-Алания. Так, в июле 2007 года, был принят республиканский закон «О государственной поддержке казачьих обществ в Республике Северная Осетия-Алания»9, который наряду с федеральным законом дает казакам возможность участвовать в вооруженной охране жизненно важных хозяйственных объектов и общественного порядка. Кроме того, правительство республики приняло решение о создании госучреждения «Республиканский казачий центр» при Министерстве РСО-А по делам национальностей, который будет координировать всю деятельность по духовному и практическому возрождению казачества.
Однако, несмотря на то, что правовая база деятельности Терского казачьего войска постоянно пополняется, остаются и пробелы в законодательстве, которые необходимо как можно скорее устранять. Так, казачеству необходима правовая база о землепользовании, о казачьем фермерском хозяйстве, которые позволили бы сделать казачество экономически самодостаточным.
Кроме того, республиканский закон устанавливает, что финансирование тех или иных направлений развития, мероприятий должно вестись в соответствии с целевыми программами. Пока такая республиканская программа не разработана и не принята.
Немало проблем возникает и в сфере взаимодействия госорганов и казачьих формирований. Усложняет положение то, что в субъектах Федерации вопросами казачества занимаются разностатусные подразделения. Как таковая управленческая вертикаль субъектов Федерации и органов местного самоуправления отсутствует, что значительно усложняет работу с казачьими обществами, взявшими на себя обязательства по несению государственной и иной службы. Так, в Республике Ингушетия и Ставропольском крае вопросами казачества занимаются заместитель секретаря Совета Безопасности Республики и секретарь Совета Безопасности края соответственно, в Республике Северная Осетия-Алания - атаман Терского войскового казачьего общества, а в Чеченской Республике таких подразделений вообще нет.
На федеральном уровне этот вопрос уже решен -создан Совет при Президенте по делам казачества, одной из задач которого является обеспечение взаи-
8 Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2003, №17 (119), ст.2916.
9 Северная Осетия, 2007, 12 июля, №123.
модействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с казачьими обществами и общественными объединениями казачества.
В состав Совета входят атаманы всех казачьих войск. Работа в Совете строится в основном в 17 постоянных комиссиях. А комиссии окружные и рабочие группы в регионах должны продвигать решения Совета в жизнь. Это позволит оперативно решать вопросы казачества как на федеральном, так и на региональном уровнях.
И все же главным условием стабильности развития казачьего движения Юга России остается его идейное единство и взаимопомощь между общественными организациями казаков и реестровыми казаками. А в такой многонациональной республике как наша, это, безусловно, еще и полное взаимопонимание между народами, составляющими понятие «казак».
Список литературы
1. Алмазов Б. А. Казаки. СПб., 1999.
2. Дулимов Е.И. Российская власть и казачья государственность на Дону // Казачий сборник. Р-н/Д., 2000
3. Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества (XVI -XVIII вв.) СПб, 1996.
4. Краснов П.Н. История войска Донского. М.: Вече, 2007.
5. Омельченко И.Л. Терское казачество. Владикавказ, 1991.
6. Рязанов В. Казакам закон написан // Северная Осетия, 2007, 8 сентября, №167.
Рецензия
Тема исследования Галуевой В. О. является актуальной, т.к. с начала 90-х годов XX века, после почти векового забвения казачьей истории и традиций, в России, и в частности на Юге, начался этап возрождения казачьих войск.
Автором в статье анализируется правовое положение войсковых казачьих обществ в период возрождения, рассмотрена правовая база их деятельности, а также существующие пробелы в законодательстве о казачестве.
Особый интерес вызывает взгляд автора на состояние Терского казачьего войска, которое на сегодняшний день имеет 5 округов, расположенных на территории пяти субъектов Южного федерального округа. Самые крупные из них - Ставропольский и Аланский округа. Правовую основу деятельности Терского казачьего войска на сегодняшний день составляют Конституция Российской Федерации 1993г., Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» 2000г. и подзаконные акты, благодаря которым работает механизм реализации Федерального закона. Однако, несмотря на то, что правовая база деятельности Терского казачьего войска постоянно пополняется, остаются и пробелы в законодательстве, которые необходимо как можно скорее устранять. Автор уточняет, что казачеству необходима правовая база о землепользовании, о казачьем фермерском хозяйстве, которые позволили бы сделать казачество экономически самодостаточным.
Вывод, сделанный автором статьи, является логичным завершением исследования -главным условием стабильности развития казачьего движения Юга России остается его идейное единство и взаимопомощь между общественными организациями казаков и реестровыми казаками, а в такой многонациональной республике как РСО-Алания, это, безусловно, еще и полное взаимопонимание между народами, составляющими понятие «казак».
Считаю целесообразным рекомендовать статью Галуе-вой В.О. к публикации.
Декан юридического факультета ГГАУ, д.ю.н., профессор Плиев Э. Г.