Научная статья на тему 'Этносоциальная идентичность современного российского казачества'

Этносоциальная идентичность современного российского казачества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1310
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / КАЗАКИ / НАРОД / СУБЭТНОС / RUSSIAN COSSACKS / COSSACKS / ETHNOS / SUBETHNOS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бредихин Антон Викторович

В статье проводится анализ современной этносоциальной идентичности российского казачества. Представлены статистические показатели численности казаков. Целью исследования выступает рассмотрение отношения казаков к вопросу о выделении казачества в качестве отдельного народа либо субэтноса в составе русского народа. Ставятся задачи изучения вопроса этногенеза казаков, влияния казачьих обществ на казачью идентичность, анализа роли Всероссийских переписей населения в актуализации вопроса субэтничности казачества. На основании полученных данных автор приходит к выводу о сложном и многонациональном характере возникновения и развития казачества, его субэтничности и возможности использования опыта казаков в деле построения российской нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-social Identity of the Modern Russian Cossacks

The article analyzes the modern ethno-social identity of the Russian cossacks. The author presents the statistical data on the number of cossacks. The aim of the article research is to examine the attitude of the cossacks towards the questions of identifying the cossacks as either a separate people or a subethnos the Russian people. The author explores the problems of ethnogenesis of the cossacks, the influence of the cossack societies on the cossack identity, the role of the National Population Census in the actualization of the problems of Cossack identity. The author comes to a conclusion about the complex and multi-ethnic character of the emergence and development of the cossacks, and the possibility of using the Cossack experience in the construction of the Russian nation.

Текст научной работы на тему «Этносоциальная идентичность современного российского казачества»

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

Проблемы управления: теория и практика

Бредихин А.В.

Этносоциальная идентичность современного российского

казачества

Бредихин Антон Викторович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Финансовый университет при Правительстве РФ; научный сотрудник, Национальный институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, Москва, РФ. E-mail: dvachkino@vandex.ru SPIN-код РИНЦ: 2073-2737

Аннотация

В статье проводится анализ современной этносоциальной идентичности российского казачества. Представлены статистические показатели численности казаков. Целью исследования выступает рассмотрение отношения казаков к вопросу о выделении казачества в качестве отдельного народа либо субэтноса в составе русского народа. Ставятся задачи изучения вопроса этногенеза казаков, влияния казачьих обществ на казачью идентичность, анализа роли Всероссийских переписей населения в актуализации вопроса субэтничности казачества. На основании полученных данных автор приходит к выводу о сложном и многонациональном характере возникновения и развития казачества, его субэтничности и возможности использования опыта казаков в деле построения российской нации.

Ключевые слова

Российское казачество, казаки, народ, субэтнос.

В процессе становления и укрепления российской нации актуализируется вопрос сохранения народов и этносоциальных общностей, населяющих Российскую Федерацию. И казачество здесь не исключение. По мнению В. Водолацкого, казаки сегодня — «это самая активная часть граждан нашей великой России»1, потому вопросу сохранения их идентичности уделяется особое внимание в государственной национальной политике.

Согласно нашему подходу, при рассмотрении российского казачества особое место следует уделять донским казакам, давшим начало всем казачьим войскам Российской империи, в том числе и кубанскому, которое, несмотря на явное доминирование выходцев из Запорожской Сечи, ведет свое старшинство со дня взятия г. Азова Хоперским полком донских казаков 17 июля 1696 г . и формировалось при участии линейных (верхнедонских) казаков.

1 Виктор Водолацкий: «Казаки хотят помочь государству в наведении порядка» // Казачий информационно-аналитический центр [Сайт]. 23.09.2013. URL: http://kazak-

center.ru/publ/novosti kazak inform/rossijskoe kazachestvo/viktor vodolackij quot kazaki khotjat pomoch g osudarstvu v navedenii porjadka quot/153-1-0-902 (дата обращения: 15.12.2016).

2 Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар: Печатник, 1913. Т. 1.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

Российское казачество в настоящее время объединено в 11 реестровых войсковых казачьих обществ (ВКО «Всевеликое войско Донское», ВКО «Центральное казачье войско», Волжское ВКО, Енисейское ВКО, Забайкальское ВКО, Иркутское ВКО, Кубанское ВКО, Оренбургское ВКО, Сибирское ВКО, Терское ВКО, Уссурийское ВКО). Идет процесс создания Крымского войскового казачьего общества. Ведут работу общественные объединения казаков, крупнейшими из которых являются «Союз казаков-воинов России и Зарубежья» и «Союз казаков России». А для реализации политических интересов казачества создана Казачья партия Российской Федерации .

Целью нашего исследования является рассмотрение вопроса субэтничности современного российского казачества, для чего будут проанализированы исторический этногенез казаков, влияние казачьих обществ на казачью идентичность, статистические показатели Всероссийских переписей населения.

Казачеству пришлось пройти долгий путь от фронтирменов (жителей межцивилизационного, межконфессионального пограничья), ярко проявлявших специфические признаки этнической общности, характерной для контактной зоны, до особого военно-служилого сословия русского сообщества4. Им, по мнению А.В. Сопова, было суждено выполнять роль некой «губки», через которую в «плоть и кровь» русской нации попадали новые элементы: ценности, стереотипы, идеи, люди5.

Специфика пребывания донских казаков в контактной зоне, характерными особенностями которой были постоянная война, противостояние с противником, согласно выводам М.А. Рыбловой, наложила глубокий отпечаток на формирование модели поведения и мировосприятия донских казаков. Влияние на формирование этой модели оказали и политические порядки Московского царства и Золотой Орды, и опыт, который приносили с собой переселенцы на земли Дикого поля. При этом изначально казаки создавали сообщества, копирующие культурные модели тех мест, откуда они приходили, во многом противопоставляя себя соседствующим культурам6.

3 В статье использованы материалы публичных лекций автора «Донское казачество в этносоциальной системе Юга России и Юго-Востока Украины: современное состояние» на факультете государственного управления и «Государственная политика Российской Федерации в отношении российского казачества» на историческом факультете ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова».

4 Бредихин А.В. Фронтирная культура Донского края (социально-исторический аспект) // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 3. С. 13-17.

5 СоповА.В. Динамика социально-политического и этнокультурного статуса казачества: дис... докт. ист. наук. М., 2012.

6 Рыблова М.А. Мужские сообщества донских казаков как социокультурный феномен XVI — первой трети XIX в.: дис. докт. ист. наук. СПб., 2009.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

Ярко характеризует идентичность казаков термин «воины Христовы» — защитники и поборники Православной веры. Вера, в свою очередь, становится фактором, объединявшим жителей Дона и Московского царства. Так, известный историк А.И. Ригельман приводит следующее высказывание казаков об их связи с Россией посредством христианства: «Я де, не Москаль, но Руской, и то по закону и по вере Православной, а не по природе» .

В тоже время ряд историков — сторонников автохтонной теории происхождения казачества, такие, как Е.П. Савельев, А.А. Гордеев, А.Г. Попов, И.Ф. Быкадоров , рассматривают казаков как потомков скифов, сарматов, готов, хазар, половцев и других народов, населявших Дикое поле в различные исторические периоды. Многие современные казачьи деятели используют подобный подход в качестве аргумента для выделения казаков в отдельный народ.

Характерно, что развитие казачества происходило в постоянном взаимодействии с окружающими его народами. Важнейшую роль в данном случае играл татарский компонент. Например, в низовых донских казачьих станицах вплоть до XIX в. казаки широко использовали татарский язык. Говорить по-татарски считалось знаком особой изысканности. Л.Н. Толстой в своей повести «Казаки» пишет: «Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски».

Достойно упоминания и широчайшее распространение в казачьей среде татарских имен и фамилий, начиная от одного из первых атаманов Сары-Азмана и продолжая казачьими фамилиями Бурхановых, Зембулатовых, Машлыкиных, Сариновых и др. Известный российский историк Н.Ф. Бугай пишет о существовании татарских поселений, инкорпорированных в казачью среду. Так, куренным атаманом таманской слободы Ада был князь Айшет Гирей Султанов, куренные судьи Мамичей Приспегоглы, Смаил Теотекоглы, сотник Кирей Янгазоглы, урядник Дженей Еженгозоглы9. Примеры станицы Татарской на Дону, вхождения представителей близкого к татарам тюркского этноса нагайбаков в Оренбургское казачье войско подтверждает факт теснейшего казачье-татарского взаимодействия в процессе этногенеза.

7 Ригельман А.И. История и повествование о донских казаках / Под ред. К.С. Филиппова. Ростов н/Д: Артель, 2010.

8 Савельев Е.П. Древняя история казачества. М.: Вече, 2012; Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2006; Попов А.Г.История о Донском войске. Харьков: Университетская типография, 1814; Быкадоров И.Ф. История казачества. Париж, 1930. Т. 1.

9 Бугай Н.Ф. Казачество России: мир на границе, спокойствие в государстве, служба Отечеству... // «Белые пятна» российской и мировой истории. 2015. № 3. С. 21-46.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

В ряде казачьих поселений шел процесс казачье-малоросского синтеза. На одной и той же территории, в Области войска Донского, проживали как донские казаки, так и украинцы-малороссы. В ходе их взаимодействия формировалась общая идентичность, происходило взаимное обогащение ментальности. Благодаря имперским указам малороссы от Дона до Терека «оказачивались» целыми слободами. А в годы «украинизации» 20-30-х гг. XX в. многие казаки на Кубани записывались украинцами10.

Актуальным является вопрос о степени участия народов Южной России в деле становления и возрождения казачества. В XVII в. донским атаманом С.Т. Разиным подписывается договор о вхождении калмыков Нижнего Подонья (бузавов) в состав донского казачества, а сегодня в рамках ВКО «Всевеликое войско Донское» создан Калмыцкий казачий округ. Следует отметить, что широчайшее распространение у донского казачества (низового) приобрели браки с пленными татарками, турчанками, ногайками, а в среде кубанского и терского (гребенского) казачества с представительницами горских народов — чеченками, черкешенками, кабардинками и др. «Вся наша родня чеченская, — говорили казаки Л.Н. Толстому. — У кого бабка, у кого тетка чеченка была»11.

В Республике Северная Осетия — Алания, где ведет свою работу Аланское

республиканское окружное казачье общество «Терское ВКО», атаманом является

12

потомственный казак, этнический осетин Едзиев Харитон Константинович . В общество входят многие осетины, чьи предки служили в дореволюционном Терском казачьем войске. В процессе создания Крымского войскового казачьего общества поднимался вопрос об участии в нем крымских татар. Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров выступал с предложением о вхождении в состав Сунженского

13

отдела ТВКО 5 000 казаков-ингушей .

Индикатором, демонстрирующим казачью идентичность, можно назвать итоги

10 Батаева С.В. Казачество в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и участие в ней астраханских казаков. (Материалы Бирюковских чтений — 2013) // Этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области [Сайт]. 17.09.2013. URL: https://etnokonf.astrobl.ru/document/1771 (дата обращения: 12.12.2016).

11 Л.Н. Толстой на Кавказе в записях современников (сост. Б.В. Виноградов) // Труды Чечено-ингушского Научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Грозный, 1961. Т. III.

12 Бредихин А.В. Роль казачества в формировании элит Северного Кавказа // Kaukaz: transformacja przywodztwa i elit politycznych / Redakcja naukowa Tadeusz Bodio. Warszawa, 2012. Т. 6.

13 Казакам Ингушетии обещаны помощь, рынок и храм // Казачий информационно-аналитический центр [Сайт]. 29.10.2013. URL: http://kazak-

center.ru/publ/novosti kazak inform/rossijskoe kazachestvo/kazakam ingushetii obeshhany pomoshh rynok i khram/153-1-0-1060 (дата обращения: 12.12.2016).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. Заранее оговоримся, что к казакам в ходе определения своей национальности причисляли себя граждане Российской Федерации, состоящие в реестровых казачьих обществах, общественных объединениях казаков, «родовые» казаки и казаки «по духу». В целом количество людей, определивших свою национальность как «казак», не совпадает с числом граждан России, отождествляющих себя с казачеством в социальном, организационном, политическом отношениях.

В 2002 г. определили свою национальность как «казак» 140 028 чел., из них наибольшее количество в Ростовской области (87 492 чел.), Волгоградской области (20 648 чел.), Краснодарском крае (17 542 чел.), Ставропольском крае (3 902 чел.), Карачаево-Черкесской Республике (2 501 чел.), Республике Северная Осетия-Алания (722 чел.), Московской области (559 чел.), г. Москва (548 чел.), Республике Адыгея (470 чел.), г. Санкт-Петербург (396 чел.), Челябинской области (316 чел.), Кабардино-Балкарской Республике (307 чел.), Красноярском крае (288 чел.), Тюменской области (266 чел.), Воронежской области (256 чел.)14.

Данные Всероссийской переписи населения 2002 г. показывают, что наибольшее число граждан Российской Федерации, считающих себя по национальности «казаками», проживает на территории Юга России, где в настоящее время ведут свою деятельность ВКО «Всевеликое войско Донское», Кубанское ВКО и Терское ВКО, а также ряд общественных объединений казаков. Лидерами в рейтинге являются Ростовская и Волгоградская области, расположенные на территории дореволюционной Области войска Донского. В этом же регионе осуществляет свою деятельность и маргинальная Донская казачья республика (атаман — А.Н. Юдин), выступающая за создание казачьей автономии и выделение казаков в качестве отдельного народа15.

Определяя свою национальность как «казак», жители указанных регионов стремились подчеркнуть свою особую идентичность, продемонстрировать властям многочисленность и общественную значимость носителей казачьей идентичности. Активная Р^-компания в пользу признания казаков отдельной национальностью велась руководством ВКО «Всевеликое войско Донское». «Мы считаем крайним недоразумением тот факт, что в списке 182 национальностей, населяющих сегодня

14 Всероссийская перепись населения 2002 года [Официальный сайт]. URL: http://www.perepis2002.ru (дата обращения: 12.12.2016).

15 Бредихин А.В. Казачий сепаратизм на Юге России // Альманах «Казачество». 2016. № 14. С. 36-46.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

Россию, нет казаков. Ведь казаки — это один из восточнославянских народов, имеющий особенный физический и духовный облик. Казаки отличаются соборностью, отвагой, взаимовыручкой. Мы твердо уверены, что казак — это национальность... нынешняя перепись населения для казаков важнее любых выборов, потому что она дает возможность впервые за последние 80 лет определить численность российского казачества»16. «По подсчетам ученых, в России живет 6-8 миллионов казаков, однако в

17

результате переписи может выясниться, что нас миллионов десять» , — заявлял атаман ВКО «Всевеликое войско Донское», заместитель губернатора Ростовской области В.П. Водолацкий.

Важным аргументом в пользу признания казаков особой национальностью является заявление о наличии особых казачьих диалектов русского языка: донского гутара и кубанской балачки. Они не имеют широкого распространения в среде современного казачества, однако изучение диалектизмов присутствует в региональном компоненте школьных программ. Отметим, что в Краснодарском крае учеными Кубанского государственного университета было предложено преподавать школьный предмет «Кубановедение» на балачке18.

Необходимо подчеркнуть, что казачество имеет историческую родину, территорию постоянного проживания, а наличие подобных признаков играет важнейшую роль при определении той или иной социальной группы в качестве самостоятельного этноса или субэтноса. Для донского казачество это бассейн реки Дон как генерализующий ареал проживания, территориальное пространство этнического кларка донцов19.

Из числа нормативно-правовых актов, касавшихся казачества и действовавших на момент проведения переписи населения 2002 г., выделим наиболее значимый. Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» определено, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и

16 Бондаренко М. Донские казаки хотят, чтобы им вернули национальность // Независимая газета. 30.09.2002. URL: http://www.ng.ru/regions/2002-09-30/12 nationalitv.html (дата обращения: 10.12.2016).

17 Строителева Е. Считайте меня казаком // Известия. 25.11.2001. URL: http://izvestia.ru/news/255104 (дата обращения: 10.12.2016).

18 Карасев И. Звонок на балачку. Как на Кубани пытаются сохранить уникальный местный диалект // Российская газета — неделя: Кубань-Кавказ. 04.02.2010. № 5102 (0). URL: https://rg.ru/2010/02/04/reg-kuban/dialekt.html (дата обращения: 11.12.2016).

19 СкорикА.П., ОзеровА.А. Этносоциальный адрес донцов: научно-полемический дискурс. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2005.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

развивать традиционные для казачества формы хозяйствования, возрождать и

сохранять его культуру и быт, участвовать в несении государственной и иной службы,

а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казачество,

могут объединяться в казачьи общества и создавать их в виде хуторских станичных,

городских, районных (юртовых), окружных (отдельских), войсковых казачьих обществ

и всероссийского казачьего общества20.

В промежутке между переписями населения 2002 и 2010 годов принимается

Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе

российского казачества» (далее — Федеральный закон № 154-ФЗ). Под российским

казачеством в нем понимаются граждане Российской Федерации, являющиеся членами

казачьих обществ. При этом казачье общество — это форма самоорганизации граждан

Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях

возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных

образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с

21

федеральным законодательством (некоммерческая организация) . Связь с этнической идентичностью в законе не прослеживается.

К 2010 году руководство ВКО «Всевеликое войско Донское» начинает рассматривать признание казаков особой национальностью как проблему, относящуюся прежде всего к сфере культуры. «Указание такой национальности нужно не для того, чтобы говорить о казаках как об особом субэтносе. Это вопросы

самоидентификации. В том числе исходя из численности казаков будут решаться

22

вопросы возвращения на Дон культурного наследия» , — подчеркнул атаман ВКО «Всевеликое войско Донское», депутат Государственной Думы Российской Федерации В.П. Водолацкий.

Наиболее яркой акцией того периода стало появление клипа казачьей рэп-группы «Атаманский дворец» «Национальность — казак!». Что же касается количественных показателей, характеризующих состояние казачьей общности, то, по оценкам полномочного представителя Президента Российской Федерации,

20 Указ Президента РФ от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 13825/ (дата обращения: 30.04.2017).

21 Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LA W 56842/ (дата обращения: 30.04.2017).

22 Перепись поможет казакам вернуть культурное наследие // РИА Новости [Сайт]. 11.03.2010. URL: https://ria.ru/society/20100311/213591608.html (дата обращения: 09.12.2016).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

председателя Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества

23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.Д. Беглова, численность потомков казаков к 2010 г. составляла 7 млн чел. По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, в 2008 г. численность реестровых казачьих обществ составляла 740 тыс. казаков. На казачьих форумах неоднократно упоминалось, что в ходе переписи 2010 г. свою национальность как «казак» определили в 450 тыс. чел. Представители ВКО «Всевеликое войско

24

Донское» говорили о 200 тыс. чел. Официальные результаты переписи 2010 г. существенно расходятся с этими оценками. Они показали значительное уменьшение числа людей, считающих себя представителями казачьей национальности.

В 2010 г. в графе национальность «казак» указали 67 573 чел., из них наибольшее количество в Ростовской области (29 682 чел.), Волгоградской области (18 452 чел.), Краснодарском крае (5 261 чел.), Ставропольском крае (3 006 чел.), г. Москва (1 157 чел.), Московской области (691 чел.), Республике Дагестан (688 чел.), Кабардино-Балкарской Республике (489 чел.), Карачаево-Черкесской Республике (465 чел.), г. Санкт-Петербург (430 чел.), Красноярском крае (391 чел.), Тюменской области (379 чел.), Республике Адыгея (374 чел.), Челябинской области (360 чел.),

25

Республике Северная Осетия-Алания (297 чел.), Воронежской области (291 чел.) .

В 2011 г. Южнороссийским филиалом Института социологии РАН было проведено социологическое исследование «Казачество как этносоциальный феномен современной России» среди представителей донской, кубанской и терской казачьих общин, проживающих в Ростовской области. По данным исследования, большинство респондентов (71,7%) самоопределяется как «часть русского народа, обладающего особой культурой и традициями», т. е. в качестве субэтноса русского народа, 9,8% считают себя сословием защитников государства Российского, 6,3% определяют казаков как род войск на государственной службе. Несмотря на пропагандистскую кампанию в

период проведения Всероссийской переписи населения 2010 г., лишь 8,4% опрошенных

26

высказались за то, что казаки являются отдельным народом .

Заметим, что количество людей, причисляющих себя к казачьей

23 Фалалеев М. Любо! Госполитика в отношении казачества обретает законодательную базу // Российская газета. 26.05.2010. Федеральный выпуск № 5191 (112). URL: https://rg.ru/2010/05/26/kazaki.html (дата обращения: 09.12.2016).

24 Степанов А. Перепись населения — 2010 на Дону: женщин стало меньше, а вот казаков — больше // Комсомольская правда [Сайт]. 29.03.20111. URL: http://www.irk.kp.ru/dailv/25659/822301/ (дата обращения: 12.12.2016).

25 Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 12.12.2016).

26 Барков Ф.А., Водолацкий В.П., Садко Д.О. и др. Казачество как этносоциальный феномен современной России (по результатам социологического исследования казачества Дона). Ростов н/Д.: Антей., 2011.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

национальности, не соответствует численности войсковых казачьих обществ. При объяснении этого явления необходимо учитывать особенности нормативно-правового акта, определяющего порядок создания казачьих обществ. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», казачьи общества признаются формой самоорганизации граждан Российской Федерации, а членство в них не может быть ограничено по этническому (субэтническому) принципу.

По данным микро-переписи населения 2015 г., при выборке в 2,2 млн чел. свою принадлежность к казачьей национальности указали 219 чел. Перенося этот показатель на уровень населения всей страны, получим примерно 14 000 чел. Данная цифра не отражает реальной численности людей, отождествляющих себя с казачьей национальностью, ввиду точечной выборки микро-переписи. Для адекватной оценки казачьей этничности необходимо проведение новой Всероссийской переписи.

Согласно отчетам войсковых казачьих обществ, поступивших в Федеральное агентство по делам национальностей в 2015 г., общая численность членов казачьих обществ составила 179 179 чел., при этом в ВКО «Всевеликое войско Донское» — 44 031 чел., в ВКО «Центральное казачье войско» — 19 848 чел., в Волжском ВКО — 8 805 чел., в Енисейском ВКО — 2 076 чел., в Забайкальском ВКО — 2 875 чел., в Иркутском ВКО — 3 659 чел., в Кубанском ВКО — 44 340 чел., в Оренбургском ВКО — 18 637 чел., в Сибирском ВКО — 6 949 чел., в Терском ВКО — 22 235 чел., в Уссурийском ВКО — 5 724 чел. По данным Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, численность членов Крымского окружного казачьего общества составляет порядка 1 600 чел.

Таким образом, согласно информации, предоставляемой войсковыми казачьими обществами, наблюдается сокращение численности этих обществ. Связано подобное явление во многом с тем, что в период возрождения казачества лидеры движения, стремясь продемонстрировать высокую численность возглавляемых ими обществ, записывали в отчеты и членов казачьих семей. Однако в процессе реализации Федерального закона № 154-ФЗ начали выявляться более достоверные количественные данные. Формирование таких данных связано и с появлением альтернативных источников информации относительно численности казачества, поступающей из Министерства внутренних дел Российской Федерации, ведущего учет членов казачьих дружин, Министерства обороны Российской Федерации, в территориальных органах

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

которого (военкоматах) в настоящее время производится учет членов казачьих обществ.

Необходимо учесть и такой показатель, как число членов казачьих обществ, взявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы российского казачества (правоохранительной, природопользовательской, охраны объектов культурного значения, охраны государственной границы и др.). Общее их количество сегодня составляет 121 755 чел.

Анализ изложенного материала, касающегося этносоциальной идентичности российского казачества, позволяет прийти к следующим выводам.

Во-первых, необходимо отметить, что современное российское казачество носит этнически неоднородный характер. Его становление и развитие во фронтирной среде шло в процессе взаимодействия с окружающими казаков этническими группами. Следствием подобных контактов стало присутствие в казачьей среде этнических черт, элементов традиций и культуры славянских, кавказских и тюркских народов.

Во-вторых, казачество, пройдя период геноцида (расказачивания) со стороны советской власти и вступив с конца 1980-х гг. в эпоху возрождения, являет собой в настоящее время крупную этносоциальную группу (субэтнос) в составе русского народа, сохраняет и приумножает его традиции и культуру. Разумеется, вопрос об отнесении казачества к категории этноса или субэтноса является спорным, вызывает различные толкования. Однако в целом представляется, что требование выделить казаков в отдельную национальность носит политизированный характер и не отражает мнения большинства представителей казачества.

Полагаем, что современное российское казачество можно рассматривать как один из центров формирования российской нации. Исторический опыт взаимодействия с другими народами России, идеология патриотизма, роль военной составляющей в традиционном образе жизни казачьих общин создают основу для плодотворного применения уникального опыта казачества в таком сложном, но стратегически необходимом для укрепления государства процессе, как национальное строительство.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consu ltant.ru/document/cons_doc_LAW_13825/ (дата обращения: 30.04.2017).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

2. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 56842/ (дата обращения: 30.04.2017).

3. Барков Ф.А., Водолацкий В.П., Садко Д.О. и др. Казачество как этносоциальный феномен современной России (по результатам социологического исследования казачества Дона). Ростов н/Д.: Антей., 2011.

4. Батаева С.В. Казачество в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и участие в ней астраханских казаков. (Материалы Бирюковских чтений — 2013) // Этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области [Сайт]. 17.09.2013. URL: https://etnokonf.astrobl.ru/document/1771 (дата обращения: 12.12.2016).

5. Бондаренко М. Донские казаки хотят, чтобы им вернули национальность // Независимая газета. 30.09.2002. URL: http://www.ng.ru/regions/2002-09-30/12 nationality.html (дата обращения: 10.12.2016).

6. Бредихин А.В. Казачий сепаратизм на Юге России // Альманах «Казачество». 2016. № 14. С. 36-46.

7. Бредихин А.В. Роль казачества в формировании элит Северного Кавказа // Kaukaz: transformacja przywodztwa i elit politycznych / Redakcja naukowa Tadeusz Bodio. Warszawa, 2012. Т. 6.

8. Бредихин А.В. Фронтирная культура Донского края (социально-исторический аспект) // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 3. С. 13-17.

9. Бугай Н.Ф. Казачество России: мир на границе, спокойствие в государстве, служба Отечеству... // «Белые пятна» российской и мировой истории. 2015. № 3. С. 21-46.

10. Быкадоров И.Ф. История казачества. Париж, 1930. Т. 1.

11. Виктор Водолацкий: «Казаки хотят помочь государству в наведении порядка» // Казачий информационно-аналитический центр [Сайт]. 23.09.2013. URL: http://kazak-center.ru/publ/novosti kazak inform/rossijskoe kazachestvo/viktor vodolackij quot kazaki

khotjat pomoch gosudarstvu v navedenii porjadka quot/153-1-0-902 (дата обращения: 15.12.2016).

12. Всероссийская перепись населения 2002 года [Официальный сайт]. URL: http://www.perepis2002.ru (дата обращения: 12.12.2016).

13. Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2006.

14. Казакам Ингушетии обещаны помощь, рынок и храм // Казачий информационно-аналитический центр [Сайт]. 29.10.2013. URL: http://kazak-

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

center.ru/publ/novosti_kazak_inform/rossijskoe_kazachestvo/kazakam_ingushetii_obeshhanv pomoshh rynok i khram/153-1-0-1060 (дата обращения: 12.12.2016).

15. КарасевИ. Звонок на балачку. Как на Кубани пытаются сохранить уникальный местный диалект // Российская газета — неделя: Кубань-Кавказ. 04.02.2010. № 5102 (0). URL: https://rg.ru/2010/02/04/reg-kuban/dialekt.html (дата обращения: 11.12.2016).

16. Л.Н. Толстой на Кавказе в записях современников (сост. Б.В. Виноградов) // Труды Чечено-ингушского Научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Грозный, 1961. Т. III.

17. Перепись поможет казакам вернуть культурное наследие // РИА Новости [Сайт]. 11.03.2010. URL: https://ria.ru/societv/20100311/213591608.html (дата обращения: 09.12.2016).

18. Попов А.Г. История о Донском войске. Харьков: Университетская типография, 1814.

19. Ригельман А.И. История и повествование о донских казаках / Под ред. К.С. Филиппова. Ростов н/Д: Артель, 2010.

20. Рыблова М.А. Мужские сообщества донских казаков как социокультурный феномен XVI — первой трети XIX в.: дис... докт. ист. наук. СПб., 2009.

21. Савельев Е.П. Древняя история казачества. М.: Вече, 2012.

22. СкорикА.П., ОзеровА.А. Этносоциальный адрес донцов: научно-полемический дискурс. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2005.

23. Сопов А.В. Динамика социально-политического и этнокультурного статуса казачества: дис. докт. ист. наук. М., 2012.

24. Степанов А. Перепись населения — 2010 на Дону: женщин стало меньше, а вот казаков — больше // Комсомольская правда [Сайт]. 29.03.20111. URL: http://www.irk.kp.ru/dailv/25659/822301/ (дата обращения: 12.12.2016).

25. Строителева Е. Считайте меня казаком // Известия. 25.11.2001. URL: http://izvestia.ru/news/255104 (дата обращения: 10.12.2016).

26. Фалалеев М. Любо! Госполитика в отношении казачества обретает законодательную базу // Российская газета. 26.05.2010. Федеральный выпуск № 5191 (112). URL: https://rg.ru/2010/05/26/kazaki.html (дата обращения: 09.12.2016).

27. Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 12.12.2016).

28. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар: Печатник, 1913. Т. 1.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

Bredikhin A. V.

Ethno-social Identity of the Modern Russian Cossacks

Anton V. Bredikhin — Ph.D., Senior Researcher, Financial University under the Government of the Russian Federation; Researcher, National institute of world economy and international relations, Russian academy of sciences, Moscow, Russian Federation. E-mail: dyachkino@yandex.ru

Annotation

The article analyzes the modern ethno-social identity of the Russian cossacks. The author presents the statistical data on the number of cossacks. The aim of the article research is to examine the attitude of the cossacks towards the questions of identifying the cossacks as either a separate people or a subethnos the Russian people. The author explores the problems of ethnogenesis of the cossacks, the influence of the cossack societies on the cossack identity, the role of the National Population Census in the actualization of the problems of Cossack identity. The author comes to a conclusion about the complex and multi-ethnic character of the emergence and development of the cossacks, and the possibility of using the Cossack experience in the construction of the Russian nation.

Keywords

Russian cossacks, cossacks, ethnos, subethnos.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.