Научная статья на тему 'ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИВОКЗАЛЬНОГО МИКРОРАЙОНА Г. БАРНАУЛА)'

ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИВОКЗАЛЬНОГО МИКРОРАЙОНА Г. БАРНАУЛА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАНТЫ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / POPULATION / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT / PROJECT ACTIVITY / GRANTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лякишева Валентина Григорьевна, Постникова Людмила Николаевна, Найданова Алена Николаевна

В статье поднята тема реализации конституционных прав граждан на участие в местном самоуправлении, рассмотрены направления совершенствования данного процесса через одну из активных форм участия населения в решении актуальных вопросов местного значения - территориальное общественное самоуправление (ТОС). Изучен опыт проектной (грантовой) деятельности на примере ТОС Привокзального микрорайона Железнодорожного района г. Барнаула.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лякишева Валентина Григорьевна, Постникова Людмила Николаевна, Найданова Алена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS TO PARTICIPATE IN LOCAL SELF-GOVERNMENT (A STUDY OF A TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT OF THE PRIVOKZALNYI MICRO DISTRICT OF THE CITY OF BARNAUL)

The article raises the topic of realization of the constitutional rights of citizens to participate in local self-government, considers directions for improving this process through one of the active forms of participation of the population in solving pressing issues of local importance - territorial public self-government (TPS). The experience of the project (grant) activities was studied on the example of the TPS of the Provokzalnyi micro district of the Zheleznodorozhny District of Barnaul.

Текст научной работы на тему «ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИВОКЗАЛЬНОГО МИКРОРАЙОНА Г. БАРНАУЛА)»

УДК 352.07

Валентина Григорьевна Лякишева, доцент кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», член Совета ТОС Привокзального микрорайона г. Барнаула (Барнаул, Россия)

Людмила Николаевна Постникова, руководитель проекта «<Магия искусства» по гранту Президента РФ на развитие гражданского общества, член Совета ТОС Привокзального микрорайона г. Барнаула (Барнаул, Россия)

Алена Николаевна Найданова, ведущий специалист общего отдела администрации Железнодорожного района г. Барнаула, волонтер проекта «Магия искусства» (Барнаул, Россия)

В статье поднята тема реализации конституционных прав граждан на участие в местном самоуправлении, рассмотрены направления совершенствования данного процесса через одну из активных форм участия населения в решении актуальных вопросов местного значения - территориальное общественное самоуправление (ТОС). Изучен опыт проектной (грантовой) деятельности на примере ТОС Привокзального микрорайона Железнодорожного района г. Барнаула.

Ключевые слова: местное самоуправление, население, территориальное общественное самоуправление, проектная деятельность, гранты.

ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

(НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИВОКЗАЛЬНОГО МИКРОРАЙОНА

Г. БАРНАУЛА)

ABOUT EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS TO PARTICIPATE IN LOCAL SELF-GOVERNMENT (A STUDY OF A TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT OF THE PRIVOKZALNYI MICRO DISTRICT OF THE CITY OF BARNAUL)

Тема реализации на практике власт- и муниципального управления всегда разработки проекта новых Основ госу-

ных полномочий, предоставленных актуальны. В январе 2020 г. на засе- дарственной политики в сфере местно-

народу Конституцией Российской Фе- дании Совета по развитию местного го самоуправления на период до 2030 г.

дерации, изучение опыта участия на- самоуправления руководством страны Была подчеркнута важность упрочения

селения в процессе государственного был сделан акцент на необходимости финансового положения муниципаль-

управление

ных структур и прочных, действенных контактов между муниципалитетами и гражданским обществом. Президент страны отметил, что реализуемые в стране национальные проекты воплощаются в жизнь усилиями, талантом, инициативой самих наших людей, а механизмы прямой коммуникации власти и граждан уже выстроены во многих регионах [1].

В данное время, по сути, на очередном этапе реформирования местного самоуправления (далее МСУ), опыт реализации управленческих функций населением на местном уровне, в том числе через проектную (грантовую) деятельность, представляет большой интерес для исследования. Тем более, что в Барнауле такой опыт уже есть, и довольно успешный, а тезис академика Д.С. Лихачева, что «человеку тесно жить в настоящем, нравственная жизнь требует памяти о прошлом и сохранения памяти на будущее» [2], подчеркивает актуальность изучения в ретроспективе накопленной муниципальной практики.

Обращение к теме совершенствования МСУ в целом и территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) в частности подчеркивается юбилейной датой 30-летием с момента создания первых органов ТОС в г. Барнауле. Начав развитие с 2 первых Советов ТОС, созданных в Железнодорожном районе, количество этих структур достигло 70. Данной деятельностью охвачено 96% населения города. Эволюцию этого процесса мы уже неоднократно рассматривали [3].

Опыт успешного развития института ТОС Барнаула обсуждается и получает высокие оценки на краевом и федеральном уровнях. По данным администрации города в 2018 г. ТОС реализовано 86 социально значимых проектов (2017 г. - 76). Финансирование из бюджета города ежегодно увеличивается (2016 г. - 10 млн руб., 2017 г. - 11,2 млн руб., 2018 г. -14,9 млн руб.) [4]. В качестве поддержки из местного бюджета с 2008 г. на ведение уставной деятельности и реализацию инициатив населения выделено около 90 млн руб. Более 54,5 млн руб. привлечено органами ТОС на развитие своих территорий из регионального и федерального бюджетов, в том числе в 2019 г. - 13 млн руб. [5]. Далее считаем целесообразным осветить одно из направлений работы ТОС - про-

ектную (грантовую) деятельность на конкретных примерах, тем более что включенность авторов в исследуемый процесс позволяет сделать это более подробно.

На территории Железнодорожного района Барнаула, ставшего «родоначальником» ТОС, действует 9 общественных формирований в микрорайонах: Петровском (создан в 1989 г.), Червонном (1989 г.), Матросовском (1991 г.), Стахановском (1996 г.), Красноармейском (2000 г.), Локомотивном (2004 г.), Привокзальном (2008 г.), Власихинском (2012 г.), Зеленой Роще (2012 г.) [6]. Эти самоуправленческие структуры отличаются размером территорий и количеством жителей, своими традициями, разной экономической базой, проблемами и путями их решениями. Но их объединяет общая цель -создание комфортной и безопасной среды проживания, улучшение уровня социально-экономического развития территории, привлечение и активизация участия жителей на совместное решение проблем. Главной задачей ТОС стало обеспечение и поддержание жизнедеятельности самоуправляе-

вует с органами власти, НКО и местным сообществом. Сотрудничество с муниципальными органами строится на основе партнерских отношений. Работа направлена не только на повышение гражданской активности населения, но и на решение вопросов по оказанию социальной, материальной и психологической помощи социально незащищенным категориям граждан.

В ситуации постоянного дефицита денежных средств ТОС ведет поиск источников поддержки, использует различные формы привлечения инвестиций на решение вопросов социально-экономического развития микрорайона. Одной из них является участие в конкурсной деятельности по различным направлениям. Ежегодно Совет ТОС разрабатывает проекты на получение грантов, формирует пакет документов и подает заявки на участие в конкурсах. Для реализации проектов ТОС получает финансовую поддержку из бюджетов города Барнаула и Алтайского края, других фондов, а также привлекает собственные и спонсорские средства. На рисунке 1 представлена динамика данной деятельности [7].

Рис. 1 Динамика участия ТОС Привокзального микрорайона в конкурсах в 2010-2019 гг., ед.

мой территории населением совместно с органами власти и представителями различных слоев местного сообщества. Для ее решения используются разнообразные формы и методы работы.

Рассмотрим эту деятельность на примере ТОС Привокзального микрорайона Железнодорожного района г. Барнаула.

Данный Совет ТОС уже более 11 лет в своей работе тесно взаимодейст-

В таблице 1 дан анализ структуры средств на реализацию проектов в исследуемый период [7].

Анализ данных позволяет сделать вывод, что число выигранных конкурсов возрастает, но в структуре финансового обеспечения проектов доля грантовых средств в разные периоды колеблется в пределах от 20 до 77%.

В 2010-2019 гг. было подано 50 и выиграно 27 заявок на участие

алтайский вестник

государственной и муниципальной службы

118Л

2020 ^■

в конкурсах. Среди них проекты общегородского значения, направленные на благоустройство территорий: «Зеленая, зеленая трава», «Смена занятий - лучший отдых», «Двор детства моего». В 2015-2018 гг. реализованы гранты, направленные на развитие спорта и здоровый образ жизни: городской - «Знак ГТО на груди у него!» (2015 г.), краевой - «Выбор молодых -ЗОЖ на Алтае» (2016 г.). В 2017 г. внедрен актуальный проект «Несет дозор на улице дружина «Барнауль-

ская»». С целью вовлечения населения в процесс муниципального управления и повышения мотивации к участию в МСУ реализованы проекты «Есть такой ТОС?!» (2016 г.) и «Опыт, знания, уменье - вклад наш в самоуправление!» (2018 г.). В 2017 г. в результате победы в конкурсе «Активное поколение» благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко с проектом «Лаборатория праздника» была создана творческая мастерская для проведения мастер-классов по пошиву ростовых

кукол и созданию изделий из папье-маше для выставок и праздников, проводимых в микрорайоне. Это направление, выбранное с целью организации творческого досуга старшего поколения жителей микрорайона, оказалось востребованным, что подвигло Совет ТОС под руководством председателя В.И. Бжицких в 2018 г. подать заявку в Фонд президентских грантов. Одержав победу в данном конкурсе, ТОС заслуженно стал одним из первых в городе обладателем подобного гранта.

Таблица 1

Структура средств на реализацию проектов ТОС Привокзального микрорайона г. Барнаула за 2010 - 2019 гг., тыс. руб.

Годы Средства грантов, тыс. руб. Средства софинансирования, тыс. руб. Доля грантовых средств в объеме финансирования проектов, %

2010 38,0 112,0 25,3

2011 1048,5 590,0 63,9

2012 49,0 200,0 19,6

2013 184,216 301,3 37,9

2014 118,54 36,0 76,7

2015 83,263 195,6 29,8

2016 198,019 135,947 59,2

2017 104,935 183,769 36,3

2018 317,065 711,065 30,8

2019 389,152 197,593 66,3

С ноября 2018 г. в течение года в ТОС Привокзального микрорайона велась работа по реализации проекта «Магия искусства» по гранту Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Общая сумма проекта составила 534,434 тыс. руб., в том числе средства гранта - 350,903 тыс. руб., собственные и привлеченные средства -183,531 тыс. руб. [8]. В первую очередь на грантовые средства было приобретено необходимое оборудование для создания мастерской по изготовлению ростовых и подарочных кукол, освоению техник «Фоамиран» (изделия из пластичной замши) и «Канзаши» (изделия из атласной ленты). В актовом зале Совета ТОС состоялась встреча команды проекта с жителями района, пожелавшими освоить мастерство рукоделия. Была подготовлена выставка архивных профессиональных работ, где все желающие могли познакомиться с образцами творчества и оценить свои возможности. В формате круглого стола участники встречи обсудили во-

просы организации процесса обучения и изготовления изделий по заявленным техникам. Так как тематика грантово-го направления - повышение качества жизни старшего поколения и людей с ограниченными возможностями здоровья, была поставлена задача, чтобы участники проекта не только смогли украсить предметами собственного изготовления свой дом, но и наметили перспективы получения дополнительного дохода от реализации своих изделий, смогли представить их на различных выставках и использовать как подарки.

На первом этапе проекта (январь-апрель 2019 г.) были прочитаны лекции по декоративно-прикладному творчеству, проведено более 40 мастер-классов, где изготовлено более 140 изделий по названным техникам. Были организованы выставки архивных и вновь созданных предметов рукоделия на культурно-массовых мероприятиях, на Дне открытых дверей и на конференции ТОС. В апреле были изготовлены значки «Гвоздика на Георгиевской ленте»,

«Яблоневый цвет на Георгиевской ленте» и вручены ветеранам в День Победы, ведь этот праздник традиционно является одним из самых приоритетных среди мероприятий ТОС [7].

Весь проект был успешно завершен в ноябре 2019 г., финансовый и аналитический отчеты сданы в срок и приняты Фондом президентских грантов. При подведении итогов выполнения проекта в целом было отмечено, что приоритетом в деятельности ТОС традиционно является взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти, НКО и другими представителями местного сообщества в решении вопросов местного значения и развитии гражданских инициатив. Эти традиции были сохранены и в ходе реализации данного проекта. Так, администрацией Железнодорожного района, помимо поддержки при разработке проекта, оказывалась методическая и организационная помощь на всех этапах его выполнения. Предоставляли свои площадки для проведения мастер-классов такие давние

управление

партнеры, как АКОО «Вместе против рака», АКОО СП «Синерджи», МБОУ «СОШ № 103», Совет ветеранов Западно-Сибирской железной дороги по Алтайскому региону, Музей истории железной дороги на Алтае, Центральная городская библиотека им. Н.М. Ядринцева. Также было налажено сотрудничество с Центральным домом-интернатом для инвалидов и престарелых, Комплексным центром социального обслуживания населения г. Барнаула, МБОУ «Гимназия № 80», библиотекой № 3 МБУ ЦБС г. Барнаула, кафедрой региональной экономики и управления Алтайского государственного университета и др. Представители АКООИ «Браском-Алтай» помогали организовать проведение мастер-классов с инвалидами (перевозили инвалидов к месту проведения занятий или доставляли материалы для мастер-классов на дом). В ряде мероприятий проекта участвовали активисты местного отделения Союза пенсионеров России по Железнодорожному району, члены ТОС Петровского микрорайона, Союза художников России.

Командой проекта были приложены все усилия для его успешной реализации и продолжения дела инициатора проекта - председателя Совета ТОС В.И. Бжицких, возглавлявшей его с июня 2008 по март 2018 гг. Память о ней, жизненный опыт и ценностные установки старшего поколения участников, соединенные с энергией и креативностью молодежи, способствовали достижению намеченных целей и решению поставленных задач, сохранению исторических и культурных традиций. В результате большинство плановых показателей было перевыполнено: проведено 144 мастер-класса (при плане - 45) с количеством участников 491 вместо запланированных 150 чел. (в том числе 114 людей с ограниченными возможностями здоровья при плане 50 чел.). Участниками проекта освоено 64 наименования различных изделий (подарочные куклы, изделия в техниках «Фоамиран» и «Канзаши»), изготовлены 3 и обновлены 2 ростовые куклы. Проведено 10 выставок изделий народно-прикладного творчества и 3 лекции. Всего в мероприятиях приняли участие около 2 тыс. человек. Были выпущены 900 листовок и буклет, в СМИ представлено 28 публикаций, ход реализации проекта обсуждался на различных публичных мероприятиях [7].

Мы убедились, что организуемые выставки изделий народно-прикладного творчества, проводимые лекции и мероприятия с участием ростовых кукол, освещение хода реализации проекта «Магия искусства» в СМИ с представлением красочных фотографий вызывают позитивные эмоции у населения. Это расширяет кругозор и познания участников в области культурных традиций, подчеркивает необходимость их сохранения, способствует формированию творческого мышления, позволяет убедиться в неограниченных возможностях реализации человеческого потенциала.

Подчеркнем, что важным моментом стало вовлечение в проект молодежи как в качестве волонтеров, так и участников мастер-классов (в их числе были студенты специальности «Государственное и муниципальное управление» АлтГУ). Ход мероприятий, проводимых в рамках проекта, транслировался на семинарах, конференциях, круглых столах и пр., сопровождался презентациями. Основной целью данной идеи стало сохранение культурного наследия и привлечение активных молодых людей к решению проблем культуры и развития гражданского общества. Тем самым был значительно расширен круг участников и повышена степень информированности сообщества не только о данном проекте, но и о возможности участия жителей в реализации гражданских инициатив, в иных проектах, реализуемых как по грантам Президента РФ, так и других органов власти, различных фондов.

Непосредственное участие авторов в данном процессе позволяет сделать вывод, что подобная деятельность способствует сохранению традиций декоративно-прикладного творчества, повышению качества жизни старшего поколения и людей с ограниченными возможностями здоровья, улучшению социального климата, привлекает к творчеству жителей разных возрастов и поколений. Считаем необходимым и далее продолжать изучать и внедрять разные направления проектной деятельности, интересные для населения. Это будет не только способствовать улучшению связи людей «серебряного» возраста и молодежи, но и передаче опыта, исторических и местных традиций, эффективному взаимодействию всех членов городского сообщества.

Мы ценим экспертное мнение Н.Г. Ломовой о том, что в Железнодорож-

ном районе сложилась целая система работы органов ТО С, на практике доказавшая свою востребованность у жителей [9]. Еще раз отметим, что трансляция положительных наработок, обмен опытом являются важным фактором совершенствования муниципального управления. Органы власти и местное сообщество должны постоянно обсуждать актуальные вопросы МСУ вести активную информационную политику. Специалисты считают, что необходимы эффективные управленческие технологии и конкретные меры, способствующие тому, чтобы сформировать специфику места, изменить имидж, сделать его интересным для местных жителей и для гостей [10], а процессом формирования позитивного имиджа территории нужно целенаправленно управлять [11]. Освещая опыт участия Барнаула в межмуниципальном сотрудничестве, мы неоднократно останавливались на необходимости пропаганды и внедрения лучших муниципальных практик [12]. Тем значимее тот момент, что в декабре 2019 г. на VIII Съезде Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края», после выступления председателя Совета ТОС Петровского микрорайона г. Барнаула, депутата Барнаульской городской Думы В.Г. Юдина об опыте создания и организации ТОС в городе, в резолюции съезда была отмечена необходимость обобщения и распространения опыта Барнаула среди городских округов Алтайского края [13].

Осветив только некоторые яркие примеры работы активистов ТОС, мы показали, что деятельность этих общественных формирований востребована, разнообразна и многогранна. Но она и очень трудна, так как должна учитывать интересы различных слоев населения, применять и совершенствовать разнообразные формы работы. Значимость этого подчеркивают слова В.И. Бжицких, активного участника ТОС с 1990 г., отличника российского ТО С-движения: «Сделано много. Почему? Потому, что сделано сообща. Никогда проблемы территории проживания, а тем более вопросы местного значения жителями только одного подъезда, дома, улицы - не решить!». Поэтому еще раз заострим внимание на том, что в исследуемом направлении, наряду с множеством положительных примеров, наблюдается и ряд трудностей правового, организационного,

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

78í

2020

материально-технического характера. Отдельным вопросом стоит кадровая проблема, так как активисты, стоявшие у истоков создания ТОС (такие как А.В. Лисиченко, М.Л. Винокуров, Н.С. Тарская, Г.Я. Медведева и др.), к сожалению, постепенно уходят, а найти им равноценную замену очень трудно. Встречаются случаи, когда к руководству органов ТОС стремятся люди, желающие реализовать свои амбиции, собственные, отнюдь не коллективные интересы, считая эти структуры местом для решения проблем личного благополучия, не учитывая, что в аббревиатуре «ТОС» ключевым является слово «общественное». Но подобных случаев значительно меньше, чем положительных примеров, ведь большинство жителей проявляют свою гражданскую активность, реализуют свой потенциал и предоставленное им право на участие в решении вопросов местного значения.

Важность заявленной нами темы подтверждается цитатой шотландского писателя, философа, реформатора Сэмюэла Смайлса: «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан» [14]. И наши общественники своими действиями подтверждают этот тезис, понимая, что преодолеть трудности можно только при тесном взаимодействии органов государственной власти и МСУ, всего сообщества. С экспертной точки зрения городские проекты, направленные на улучшение качества жизни барнаульцев и затрагивающие все ключевые сферы жизни города, должны обсуждаться и запускаться в действие при активном участии общественности [15]. Ведь не зря в феврале 2016 г. на I Всероссийском съезде органов ТОС звучал девиз: «Сила общественности -на благо России!».

Подводя итог, отметим, что в декабре 2019 г. в Барнауле принята новая му-

ниципальная программа «Совершенствование муниципального управления и реализация национальной политики в городе Барнауле» [16]. С учетом вышеизложенного считаем, что в ее выполнении, как и в ряде других актуальных программных документов, горожане должны принимать самое непосредственное участие, тем самым способствуя повышению комфортности места своего проживания, улучшению имиджа территории и совершенствованию таких активных и доступных форм участия населения в МСУ как территориальное общественное самоуправление.

1. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/62701 (дата обращения: 01.02.2020).

2. Барнаул в воспоминаниях старожилов. ХХ век. Ч. 1 / отв. ред. Л.М. Дмитриева. - Барнаул, 2005. - С. 5.

3. Территориальное общественное самоуправление: теория и практика формирования и функционирования: монография / В.В. Мищенко, В.Г. Лякишева, Л.А. Капу-стян, Я.Н. Мураева; под ред. В.В. Мищенко. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. -237 с.

4. Основные итоги работы администрации города Барнаула: к отчету главы города. - Барнаул, 2018. - 120 с.

5. 30 лет успеха: Территориальное общественное самоуправление города Барнаула / Молодые журналисты Алтая. - Барнаул, 2019.

6. Текущий архив администрации Железнодорожного района г. Барнаула за 20142019 гг.

7. Текущий архив Совета ТОС Привокзального микрорайона г. Барнаула за 20102019 гг.

8. Официальный сайт Фонда президентских грантов [Электронный ресурс]. -URL: http: / /пр езидентскиегр анты.р ф. (дата обращения: 10.02.2019).

9. Ломова Н.Г., Сивокозова К.О. Территориальное общественное самоуправление как фактор развития гражданского общест-

ва (из опыта работы территориального общественного самоуправления Железнодорожного района г. Барнаула) // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2018. - № 16. - С. 4-8.

10. Добрынина И.Ю., Лякишева В.Г., Мищенко В.В. Развитие территориально-производственных кластеров и продвижение региональных брендов как основа инновационной модели экономического развития и улучшения имиджа .Алтайского края // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края. -2018. - № 10. - С. 34-44.

11. Князева И.В., Ретивых И.В. Исследование внутреннего имиджа города как составляющая диагностики его социально-экономического развития (на примере города Барнаула) // ЭТАП: Экономическая теория, Анализ, Практика. - 2016. - № 6. -С. 91-106.

12. Лякишева В., Шлегель А. Становление и развитие правовых и организационных основ межмуниципального сотрудничества в России // Государственная служба. - 2016. - № 2 (100). - С. 50-52.

13. Официальный сайт Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.altsovmun.ru/news/25-12-2019_348 (дата обращения: 18.01.2020).

14. Гражданин - цитаты и афоризмы [Электронный ресурс]. - URL: http:// citaty.su/grazhdanin-citaty-i-aforizmy (дата обращения: 10.02.2020).

15. Лякишева В.Г., Добрынина И.Ю. Имидж Алтайского края: влияние региональных брендов на уровень социально-экономического развитие территории // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2017. -№ 4. - С. 42-47.

16. Об утверждении муниципальной программы «Совершенствование муниципального управления и реализация национальной политики в городе Барнауле»: постановление администрации города Барнаула от 24.12.2019 № 2149 // Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс]. - URL: http://barnaul. org/strategy/programme (дата обращения: 15.01.2020).

Valentina Grigoryevna Lyakisheva, Associate Professor of the Department of Regional Economics and Management of Altai State University, member of the Council of TPS of the Privokzalnyi micro district of Barnaul (Barnaul, Russia)

Lyudmila Nikolaevna Postnikova, Head of the «Magic of Art» project under a grant support of the President of the Russian Federation for the development of civil society, member of the Council of TPS of the Privokzalnyi Micro district of Barnaul (Barnaul, Russia)

Alena Nikolaevna Naydanova, Leading Specialist of the General Department of the Administration of the Zheleznodorozhny District of Barnaul, Volunteer of the "Magic of Art" project (Barnaul, Russia)

The article raises the topic of realization of the constitutional rights of citizens to participate in local self-government, considers directions for improving this process through one of the active forms of participation of the population in solving pressing issues of local importance - territorial public self-government (TPS). The experience of the project (grant) activities was studied on the example of the TPS of the Provokzalnyi micro district of the Zheleznodorozhny District of Barnaul. Keywords: local self-government, population, territorial public self-government, project activity, grants.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.