Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В Г. БАРНАУЛЕ'

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В Г. БАРНАУЛЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOCAL SELF-GOVERNMENT / DIRECT DEMOCRACY / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT / SELF-ORGANIZATION OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лякишева Валентина Григорьевна, Мураева Яна Николаевна

Авторами анализируется становление правовой основы организации территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление рассматривается как одна из наиболее доступных форм участия граждан в муниципальном управлении. Изучается практический опыт реализации территориального общественного самоуправления на конкретной территории в г. Барнауле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лякишева Валентина Григорьевна, Мураева Яна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT IN BARNAUL

The authors analysed creation of a legal framework of organization of territorial public self-government. Territorial public selfgovernment is examined as one of the most accessible forms of citizen involvement in municipal management. Practical experience of realization of territorial public self-government on a certain territory in Barnaul is studied.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В Г. БАРНАУЛЕ»

алтайский вестник ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОМ СЛУЖБЫ

72i

2015

Ключевые слова: местное самоуправление, непосредственная демократия, территориальное общественное самоуправление, самоорганизация граждан.

УДК 338.24

Валентина Григорьевна Лякишева, доцент кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» (Барнаул, Россия)

Яна Николаевна Мураева, студент ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» (Барнаул, Россия)

Авторами анализируется становление правовой основы организации территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление рассматривается как одна из наиболее доступных форм участия граждан в муниципальном управлении. Изучается практический опыт реализации территориального общественного самоуправления на конкретной территории в г. Барнауле.

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В Г. БАРНАУЛЕ

EVOLUTION OF THE TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT IN BARNAUL

Местное самоуправление в РФ в настоящий момент находится на новом этапе реформирования, что подчеркивает актуальность исследования вопросов взаимодействия власти и населения, участия жителей в муниципальном управлении в различные периоды, необходимость изучения опыта создания и работы самоуправляющихся структур конкретных территорий.

В ходе современной муниципальной реформы изучаются истоки и различные этапы становления и развития местного самоуправления в России. Один из ярких этапов в развитии местного самоуправления (далее - МСУ) связан с Земской реформой 1864 г., 150-летие этого события стало знаковым в 2014 г. Как отмечают эксперты, для России характерным является наличие так называемого «мирского» самоуправления, когда население принимает непосредственное участие в решении своих проблем. Сейчас эти прин-

ципы заложены в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., в Европейской хартии местного самоуправления, вступившей в силу в сентябре 1988 г. и ратифицированной Россией в апреле 1998 г., в Федеральном законе от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131).

Муниципальная власть привлекает граждан к непосредственному участию в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества. Значимость этого уровня власти подчеркивается тем, что, по мнению известных специалистов в области муниципального права О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева, с помощью органов МСУ осуществляется не только децентрализация управления, но и организация власти на местах, обеспечивающая самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление

—е

5S

управления местными делами в системе управления обществом и госу-дарством1.

Существует множество форм привлечения граждан к участию в развитии местного самоуправления, одной из них является территориальное общественное самоуправление населения (далее - ТО С). Под территориальным общественным самоуправлением в соответствии со ст. 27 ФЗ № 131 понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения2. Из данного определения вытекает главная цель ТО С - активное участие граждан в решении повседневных задач, объединении усилий для решения важных и наболевших проблем.

ТОС, как одна из наиболее доступных форм участия граждан в муниципальном управлении, является

своеобразным «мостиком» между властью и населением, способствует преодолению пассивности жителей, помогает им понять, что есть вопросы, которые за них не решит никакая власть. И только равноправное сотрудничество в решении вопросов местного значения может способствовать как обустройству территории проживания, повышению уровня ее социально-экономического развития, так и росту гражданской активности, мотивации к участию в местном самоуправлении, формированию психологического чувства территориального сообщества и толерантности отношений всех его членов. Исследуемая форма территориальной организации населения может иметь различные наименования: советы и комитеты микрорайонов, сел и поселков, территориальные общины, микросоветы и пр.

История развития правовых и организационных основ территориального общественного самоуправления в г. Барнауле ведет свой отсчет с 1990 г., когда решением Президиума Барнаульского городского Совета народных депутатов (БГСНД) от 19 июля 1990 г. было утверждено Положение об общественном самоуправлении микрорайонов г. Барнаула. Положительным результатом совпадения интересов органов власти и населения стало создание осенью 1989— 1990 гг. в Железнодорожном районе г. Барнаула первых Советов ТО С -Петровского и Червонного микрорайонов. Наличие определенной правовой базы, удачное стечение обстоятельств, инициатива главы района Ю.М. Петрова, депутатских групп, членов Советов общественности при опорных пунктах правопорядка и наиболее активной части населения позволили создать необходимую базу для развития ТОС в районе. Реализацию намеченных планов поддержали активисты - А.В. Лисиченко, А.Н. Са-рычев, М.Л. Винокуров, Л.В. Ио-нова, Ю.С. Колпаков, Г.И. Худяков, а затем В.И. Бжицких, Г.Я. Медведева, Н.С. Тарская, В.Г. Юдин и многие другие.

После принятия Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О мест-

ном самоуправлении в РСФСР» было разработано типовое Положение о территориальном общественном самоуправлении, утвержденное решением малого Совета БГСНД от 12 ноября 1992 г. № 233. В нем отмечалась необходимость включения в систему управления городом органов ТОС.

В период конституционной реформы, начавшейся осенью 1993 г., администрацией города было разработано Положение о городском самоуправлении (постановление от 12 января 1994 г. № 10).

Практический опыт развития ТОС как одной из наиболее доступных для населения форм участия в МСУ подкреплялся новой законодательной базой. Так, Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ТОС рассматривалось как форма непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения на территории микрорайона, села, поселка, дома и т.д. Должное внимание ТОС уделялось и законами субъектов РФ. Алтайским краевым Советом народных депутатов был принят Закон Алтайского края от 31 декабря 1996 г. № 65-ЗС «О территориальном общественном самоуправлении в Алтайском крае», определяющий в соответствии с ФЗ № 154, Уставом (Основным Законом) края общие принципы, формы организации, полномочия, виды деятельности, права и гарантии ТОС. В Уставе Алтайского края ТОС посвящена ст. 104, а в Уставе г. Барнаула, принятом решением Барнаульской городской Думы (БГД) от 16 ноября 1995 г. № 169, эту деятельность регулировали ст. 18 и гл. XVI, а органы ТОС включались в систему городского самоуправления. Следующим документом стал Типовой Устав квартального, уличного комитета г. Барнаула, утвержденный решением БГД от 16 ноября 1995 г. № 171. Вопросы развития ТОС нашли свое отражение в Положении о районе в городе Барнауле и районной в городе администрации (решение БГД от 20 февраля 1997 г. № 97) и в других правовых ак-

тах. Решением БГД от 19 июня 1997 г. № 146 был утвержден Типовой Устав домового комитета г. Барнаула.

В 1997 г. при активном участии руководителей Советов и Комитетов ТОС, депутатов Барнаульской городской Думы Л.М. Сувориновой, В.Д. Позднякова, а затем М.Н. Звягинцева, В.Г. Юдина и др. разрабатывался проект Положения о ТОС в г. Барнауле, принятый в дальнейшем решением БГД от 29 апреля 1998 г., позднее - в новой редакции от 24 августа 2000 г. № 50.

В начале 1998 г. администрацией города был взят курс на создание органов ТОС в населенных пунктах на территории города, особенно в селах и поселках, где нет сельских администраций (постановление от 19 января 1998 г. № 51).

С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 были внесены значительные изменения в правовые, территориальные, организационные и экономические основы МСУ, что коснулось и деятельности ТОС. Она регулируется ст. 29 Устава городского округа - г. Барнаула Алтайского края, принятого решением городской Думы от 20 июня 2008 г. № 789 (в ред. от 28.11.2014 № 387), Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле, утвержденным решением БГД от 3 июня 2011 г. № 550 (в ред. от 24.02.2012 № 696), иными муниципальными правовыми актами и уставами конкретных самоуправляемых территорий.

Как мы видим, в г. Барнауле сформирована достаточная нормативная правовая база, определяющая работу всех «ступенек» местного самоуправления. Координацию деятельности органов ТОС осуществляет совет под председательством первого заместителя главы администрации города, руководителя аппарата П.Д. Фризе-на.

Подробно процесс эволюции правового и организационного обеспечения ТОС г. Барнаула изложен в ряде публикаций, в том числе в 2008 г.3 и 2014 г.4

Город постоянно прирастает новыми общественными структурами.

ГОСУДАРСТВЕННОМ

АЛТАЙСКИЙ ВЕСТНИК

и муниципальной службы

I

'015

Начавшись с четырех органов ТО С Железнодорожного района, уже в 2003 г. в г. Барнауле эта форма участия населения в местном самоуправлении насчитывала 34 органа ТОС. На 1 января 2015 г. на территории города создано и работают 75 органов ТОС (2013 г. - 74, 2012 г. - 61, 2011 г. - 60), из них: в Железнодорожном районе - 9 , Индустриальном - 23 , Ленинском - 13, Октябрьском - 8, Центральном - 22 ТО С. В их числе 28 ТО С находятся в селах и поселках, расположенных на территории городского округа. В Барнауле также действуют 531 уличный и 2130 домовых комитетов5. Это различные самоуправленческие органы, со своими традициями или пока без них, с разной экономической базой, проблемами и путями их решения. Так, в Железнодорожном районе в начале 1990-х гг. самым «богатым» был Матросовский Совет - ему администрацией района были делегированы полномочия по взиманию арендной платы за землю под коммерческими киосками, которых было великое множество у магазина «Чайка». Червонный Совет проводил огромную работу по инвентаризации временных сооружений - погребов и гаражей, поставленных кем угодно и где угодно, строил первую в районе площадку для выгула собак. Петровский Совет взялся, в первую очередь, наводить порядок на рынке, где были упорядочены торговые места, построен платный туалет, что решило «проблему» не только продавцов, но и ближайших подъездов. В пос. Ягодном была реализована идея очистки водоема, который не только стали использовать как противопожарный, но и запустили в него рыбу, а зимой он становился катком. Специфика деятельности так называемых городских и сельских ТО С различна. Если советы и комитеты в городе решают вопросы ремонта подъездов, оборудования и благоустройства дворов, хоккейных коробок, организации субботников по очистке территорий, то для органов ТО С сел и поселков на первом месте стоят ремонт, грейдирование и строительство внутрипоселковых дорог, установка уличного освеще-

ния, газификация, водоснабжение и пр. Так, в 1998-2010 гг. Советом ТО С поселка Казенная Заимка, возглавляемым К.С. Кучеренко, был построен водозабор для снабжения поселка артезианской водой и начато строительство трубопровода для водоснабжения нового поселка. Здесь строили дороги, проводили газ, приняли решение об открытии продуктового магазина на берегу озера. Большие задачи поставлены Советом ТО С Казенная Заимка на 2015 г.: продолжение асфальтирования улиц; организация уличного освещения всего поселка; улучшение качества водоснабжения; добавление контейнерных площадок; организация автобусной остановки на Гоньбинском тракте; улучшение инфраструктуры поселка, работа по благоустройству зоны отдыха на берегу озера.

Примеры положительной деятельности общественных структур можно приводить бесконечно - это и благоустройство территорий, праздники дворов и улиц, встречи Нового года, День защиты детей и День Победы, различные благотворительные мероприятия и возрождение добровольных народных дружин. Приоритетным направлением стало активное участие ТО С в решении проблем ЖКХ - органы ТОС создают свои ТСЖ, становятся учредителями управляющих организаций. В 2008 г. ТОС Петровского микрорайона стал учредителем с долевым участием подрядной организации ООО ЖЭК «Петровская», созданной на базе управляющей компании МУП ЖЭУ-47 «Строитель». К своему 20-летию Советом было принято решение сделать жителям микрорайона и города подарок - возродить аллею по ул. Г. Исакова и сделать ее местом семейного отдыха. Для проведения работ по ее восстановлению Советом был разработан и выигран городской грант «Место семейного отдыха - аллея на улице Г. Исакова». В ходе его реализации через домовые комитеты среди жителей микрорайона был объявлен конкурс проектов по благоустройству аллеи и детский конкурс рисунков «На аллее - всей семьей». За активное участие в озеле-

нении, цветочном оформлении и благоустройстве аллеи Совет ТОС Петровского микрорайона был отмечен памятным дипломом главы города и благодарностью главы администрации Железнодорожного района.

Представители общественного самоуправления активно участвуют в переписи населения, проведении избирательных кампаний, сотрудничают с депутатами, партийными активистами, НКО и другими членами местного сообщества.

Взаимодействие ТОС с муниципальными органами строится на основе партнерских отношений. Стало традиционным заключение соглашений о взаимодействии администраций районов и ТОС, на их основании последним передается ряд полномочий органов МСУ. Поддержка органов ТОС осуществляется органами власти различными способами. Так, по договорам безвозмездного пользования органам ТОС предоставлены нежилые помещения муниципальной собственности. Сумма преференций в 2014 г. составила 950 тыс. руб. (2013 г. - 500 тыс. руб.). В 2014 г. органам ТОС впервые предоставлены субсидии в размере 1850 тыс. руб. на проведение праздничных мероприятий, в их рамках реализовано 66 проектов, проведено 210 мероприятий с участием около 8 тыс. человек6.

Стали традиционными среди ТОС городские конкурсы: на лучшую организацию работы с населением по благоустройству территории; на лучшего председателя органа ТОС; проектов общегородского значения среди НКО. ТОСы участвуют в региональных, федеральных и международных проектах и грантах. Высокую планку здесь традиционно держит Железнодорожный район: в 2008 г. на Всероссийском конкурсе дипломом высшей степени в номинации «Объединение домовладельцев» награжден Петровский ТОС, а дипломом третьей степени - Червонный. Список призеров конкурсов с годами постоянно растет, количество грантов увеличивается.

Более подробно остановимся на деятельности ТОС Железнодорожного района города как

—е

«родоначальника» этой формы в системе Барнаульского городского самоуправления.

Железнодорожный район г. Барнаула - один из старейших районов города, образован постановлением ВЦИК от 9 февраля 1938 г. На территории площадью 1547 га проживает 117059 чел. Район имеет свою символику с изображением железнодорожного вокзала, так как его история тесно связана со строительством Алтайской железной дороги.

Как мы уже отмечали, первые ТОСы в г. Барнауле были образованы именно в Железнодорожном районе. Администрация района на протяжении многих лет уделяет большое внимание этой форме взаимодействия власти и населения в решении вопросов местной жизни. В настоящее время территориальным общественным самоуправлением охвачена вся территория района. Система ТО С района складывается из деятельности 8 Советов и 1 Комитета ТО С, 48 председателей уличных комитетов, 572 председателей домовых комитетов, 1169 старших по подъездам7.

Мы часто говорим о том, что ни одна самая совершенная нормативная база не будет работать без конкретных неравнодушных людей. Их в городе Барнауле великое множество. Так, в июне 2008 г. был создан Совет ТО С «Привокзальный», его возглавила В.И. Бжицких, до этого руководившая Советами самоуправления Матросовского, а затем Локомотивного микрорайонов. За активную деятельность в сфере самоуправления в 2013 г. ей была вручена краевая награда «За заслуги перед обществом», она стала победителем проводимого впервые городского конкурса «Лидер общественного самоуправления». Председатель Петровского Совета ТОС В.Г. Юдин с 2004 г. является депутатом Барнаульской городской Думы, в 2012 г. за значительный вклад в развитие ТОС и плодотворную общественную деятельность он был награжден дипломом и памятным знаком «За заслуги в развитии города Барнаула». Многие активисты-общественники имеют награды различного достоинства.

Рассмотрим ряд направлений деятельности территориального общественного самоуправления на примере Совета ТОС «Привокзальный».

В соответствии с уставом главными вопросами, решаемыми ТОС, являются осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории; общественный контроль за использованием муниципальной собственности, содержанием жилого фонда и качеством санитарной уборки территории; проведение разъяснительной работы с собственниками многоквартирных домов; оказание содействия правоохранительным органам в поддержании общественного порядка; организация и проведение культурных, спортивных, праздничных мероприятий; осуществление работы с детьми и подростками по месту жительства; создание условий для массового отдыха жителей микрорайона.

Одной из форм работы ТОС является участие в конкурсной и гран-товой деятельности. ТОС «Привокзальный» ведет эту работу по всем направлениям. Ежегодно Совет ТОС под руководством В.И. Бжицких разрабатывает проекты на гранты, формирует пакет документов и подает заявки на участие в конкурсах. Проанализируем данное направление за прошедшие 5 лет. В 2009-2010 гг. было подано по 1 заявке, в 20112012 гг. - по 2, в 2013 г. - 5, в 2014 г. - 6. В 2015 г. подано 6 заявок, по состоянию на 1 мая выиграна 1 заявка.

Для реализации проектов ТОС получает средства из бюджета города Барнаула и Алтайского края, а также привлекает средства спонсоров. Рассмотрим структуру средств на реализацию проектов ТОС Привокзального микрорайона с 2010 по 2015 г.:

2010 г.: средства гранта - 38 тыс. руб., собственные средства - 25 тыс. руб., спонсорская помощь - 87 тыс. руб.;

2011 г., соответственно, - 1 048,5 тыс. руб.; 140 тыс. руб.; 450 тыс. руб.;

2012 г. - 49 тыс. руб.; 100 тыс. руб.; 100 тыс. руб.;

2013 г. - 184,216 тыс. руб.; 111,3 тыс. руб.; 190 тыс. руб.;

2014 г. - 118,54 тыс. руб.; 20,5 тыс. руб.; 15,5 тыс. руб.;

2015 г. (по состоянию на 01 мая) -246,946 тыс. руб.

Проанализировав структуру средств, направленных на реализацию проектов, можно сделать вывод, что самые крупные проекты были реализованы в 2011 г. В 2012-2014 гг. наблюдается значительное уменьшение грантовых средств, что объясняется меньшим количеством выигранных конкурсов (2012 г. - 1; 2014 г. - 2). Считаем важным отметить, что в 2015 г. уже выигран грант со значительным объемом финансирования и возможно участие в других конкурсах.

В течение 2009-2015 гг. ТОС ежегодно участвует в проектах общегородского значения. Получены гранты и реализованы проекты «Зеленая, зеленая трава», «Смена занятий - лучший отдых», «Двор детства моего». В реализации каждого проекта участвовало от 20 до 40 добровольцев. На каждый полученный рубль гран-товых средств привлечено дополнительно от 5 до 10 руб. В дальнейшем мы планируем провести более глубокий анализ проектной деятельности ТОС.

ТОС ежегодно участвует в акции «Весенняя неделя добра», в конкурсах «Социальная звезда». В 2014 г. Совет «Привокзальный» участвовал в конкурсах «Лучшее территориальное общественное самоуправление», «Лидер общественного самоуправления» по номинациям: «Лидер некоммерческой организации», «Лидер органа ТОС».

За 7 лет работы ТОС в микрорайоне обустроено 17 дворовых территорий, 5 из них - со спортивными площадками. К обустройству дворовых площадок привлечено более 516 добровольцев и более 3200,00 тыс. руб. спонсорских средств.

Большое значение Совет уделяет духовно-нравственному развитию общества, бережному отношению к наследию прошлого и преемственности поколений в организации досуга различных категорий взрослого населения микрорайона, используя разнообразные формы работы: вече-

ГОСУДАРСТВЕННОМ

АЛТАЙСКИЙ ВЕСТНИК И МУНИЦИПАЛЬНОМ СЛУЖБЫ

I

'015

ра отдыха, встречи поколений, встречи ветеранов, экскурсии, посещение театров, выезды на природу, организация выставок прикладного творчества.

За 2011-2015 гг. организовано 86 мероприятий, из них 15 - на деньги, выделенные на оказание услуг в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие общественных инициатив в г. Барнауле». По инициативе Совета совместно с НКО проведено 71 мероприятие.

Тесное взаимодействие с депутатами также дает свои результаты. Так, с помощью депутата АКЗС В.Н. Устинова отремонтирован зал в новом помещении. У Совета появилась возможность проведения в нем различных мероприятий, что уже смогли оценить общественники и их гости в дни празднования юбилея Победы.

Одной из самых распространенных форм самоорганизации жителей микрорайона являются советы многоквартирных домов. На них опирается Совет ТО С в организации работы с населением. В 2014 г. Советом была организована Школа домкомов «Управляем сами», на ее занятиях прошли обучение более 250 чел.

В Совете ТОС также ведется обучение компьютерной грамотности населения микрорайона. Знание компьютерных технологий расширяет возможности пожилого населения. С 2010 г. обучено более 450 жителей микрорайона. Имея опыт владения Интернетом, председатели советов домов и жители в кратчайшие сроки могут найти нужную информацию и решить стоящие перед ними вопросы. В результате «повышения квалификации» 8 председателей советов многоквартирных домов стали победителями городского конкурса «Лучший председатель Совета дома».

Совет ТОС принимает участие во всех избирательных кампаниях, из его членов сформирована избирательная комиссия, которая успешно проводит выборы всех уровней.

Активисты ТОС, пропагандируя здоровый образ жизни, традиционно участвуют в спартакиадах, днях здоровья и других мероприятиях. Так, в апреле 2015 г. ТОС «Привок-

зальный» совместно с АКОО «Беги за мной, Алтай» провел субботник по очистке ул. Профинтерна с привлечением 42 волонтеров-велосипедистов. 24 апреля в Совете прошел День открытых дверей с участием различных общественных организаций, консультациями психолога, физиотерапевта, фитотерапевта, проведением мастер-классов, выставок прикладного творчества, его посетили более 300 чел8.

Огромную работу активисты ТОС, как и все члены нашего сообщества, посвятили подготовке к празднованию 70-летия Великой Победы. Это и вручение медалей и подарков ветеранам войны и труженикам тыла, встречи, концерты, и флэш-моб на вокзале с участием студентов барнаульских вузов и т.п. Молодежь, участвующая в этих мероприятиях, просто не может не проникнуться духом патриотизма, связи и преемственности поколений, сопричастности к происходящим вокруг нас событиям.

Как мы видим, органы ТОС г. Барнаула стали формой общественной самоорганизации населения. Их основная функция - обеспечить решение задач, затрагивающих интересы жителей. ТОС старается восполнить пробелы в организации жизнедеятельности, помогает органам муниципальной власти благоустроить местную жизнь, способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения.

Вместе с тем в развитии территориального общественного самоуправления существует ряд трудностей. Основываясь на анализе практической деятельности ТОС в разных регионах России, выделим основные проблемы. Среди них различная степень активности ТОС на местах; недостаточная инициатива граждан в создании таких структур; ресурсная (в первую очередь - финансовая) необеспеченность деятельности; проблемы в разграничении полномочий между муниципальными органами и ТОС; недостаточность

материального стимулирования активистов ТОС; недостаток (отсутствие) лидеров и активистов ТОС, их возрастная категория и необходимость формирования кадрового резерва из более молодых жителей. На федеральном уровне закон о территориальном общественном самоуправлении разрабатывался несколько лет, но так и не был принят, хотя, по мнению специалистов, его наличие необходимо, так как норм, регулирующих ТОС уставами муниципальных образований и отдельными положениями, явно недостаточно, особенно в части финансового обеспечения данной деятельности. Имеются разночтения в подходах к деятельности ТОС с точки зрения Гражданского кодекса РФ и других правовых актов. Перспектива развития и повышение эффективности ТОС видится в проведении широкой разъяснительной работы среди населения, в том числе в СМИ, в организации обучающих семинаров на тему «Управляем сами», проектной и грантовой деятельности, создании молодежных структур ТОС и т.п.

Включенность в исследуемый процесс отражает как объективную, так и субъективную оценку становления и развития ТОС в г. Барнауле. Это обусловлено тем, что одному из авторов довелось стоять у истоков зарождения этой формы самоуправления в конце 80-х гг. сначала в качестве представителя Барнаульского радиозавода, шефствующего над Червонным микрорайоном, а с марта 1990 г. - депутата и затем председателя Железнодорожного Совета народных депутатов.

В год «серебряного юбилея» -25-летия создания ТОС в г. Барнауле целесообразно отразить взгляд на деятельность самоуправляемых общественных структур Ю.М. Петрова - одного из основателей этого движения. Он считает, что выстраивание партнерских отношений с населением требует серьезной и профессиональной работы, а успех достигается там, где она ведется с организованным населением, и результаты, возможно, будут видны не сразу. Самоуправление уместно только там,

—е

где для него уже есть соответствующие человеческие ресурсы, энергия инициативы, где ясны преимущества гражданского объединения для защиты продвижения интересов сообщества. ТОС не носит обязательного характера, на какой-то части территории оно может быть, а на другой -нет, и не следует стремиться к единообразию их деятельности.

Вопросы ТОС регулярно обсуждаются на различных мероприятиях, в том числе в рамках межмуниципального сотрудничества. В феврале 2014 г. в г. Барнауле прошло расширенное заседание Совета АСДГ, где с докладом о деятельности ТОС выступила Л.Л. Тимченко, первый заместитель главы, руководитель аппарата администрации Железнодорожного района г. Барнаула. Поделившись опытом работы, она отметила: практика показывает, что ТОС является школой гражданской активности, а значит - критерием эффективности МСУ

При обсуждении проблем МСУ на различных уровнях власти также затрагиваются и вопросы общественного самоуправления. В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. было отмечено: « ...сейчас мы видим, насколько активно и конструктивно проявляют себя граждане. Они не только ставят перед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении, в решении проблем. Если государство и общество действуют в одной повестке, в атмосфере сотрудничества и доверия, - это гаран-

9

тия достижения успеха».

Полагаем, что этот тезис в полной мере относится и к территориальному общественному самоуправлению как одной из реальных форм

непосредственной демократии. И как бы ни менялись правовые и организационные основы МСУ, формы участия в нем населения, ТОС, по нашему мнению, является одной из самых эффективных. Поэтому опыт его развития должен применяться с учетом как положительных наработок, так и не совсем удачных моментов, опираясь на исторические и иные местные традиции, а они у г. Барнаула есть.

Перспективы развития ТОС в г. Барнауле предусмотрены различными муниципальными программами в области социально-экономического развития г. Барнаула, в том числе «Содействие развитию гражданского общества в городе Барнауле на 2013-2017 годы» (постановление от 12 июля 2012 г. № 1965 (в ред. от 31.10.2013 г. № 3378), «Совершенствование муниципального управления и развитие гражданского общества в городе Барнауле на 20152017 годы» (постановление от 5 августа 2014 г. № 167); решениями Координационного совета по ТОС в городе Барнауле, а также рядом других муниципальных правовых актов10. Их анализ входит в сферу научных интересов авторов.

Затронутые аспекты самоорганизации граждан вписываются в направления муниципальной реформы, намеченные в Основах концепции развития местного самоуправления в Российской Федерации на среднесрочный период, рассмотренных в ноябре 2013 г. на Всероссийском съезде муниципальных образований. В главе VII «Вопросы развития местных сообществ, общественного контроля и гражданских инициатив на местном уровне» отмечено, что «территориальное общественное

самоуправление является важной, может быть даже ключевой формой локального местного сообщества»11. Это подтверждает актуальность исследования опыта становления, развития, проблем и перспектив ТОС.

1 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2002. С. 185.

2 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 30.03.2015 № 64-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

3 Лякишева В.Г. ТОС - «начальная школа» местного самоуправления (из истории развития территориального общественного самоуправления в г. Барнауле) // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2008. № 2. С. 95-96.

4 Капустян Л.А., Лякишева В.Г. Территориальное общественное самоуправление как форма участия граждан в муниципальном управлении // Известия Алт. гос. ун-та. 2014. № 2/2 (82). С. 315-319.

5 Текущие архивы администраций районов г. Барнаула за 2009-2015 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Основные итоги работы администрации города Барнаула за 2014 год / под общ. ред. В.С. Химочки. Барнаул, 2014. С. 83.

7 Железнодорожный ритм города Барнаула. Барнаул, 2015. С. 5.

8 Текущий архив Совета ТОС «Привокзальный» за 2009-2015 гг.

9 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 04 декабря 2014 г. // Российская газета. 2014. № 278.

10 Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс]. URL: http:// barnaul.org.

11 Основы концепции развития местного самоуправления в Российской Федерации на среднесрочный период [Электронный ресурс]. URL: http://gigabaza. ru/doc/2197.html.

Valentina Grigorjevna Lyakisheva, Assistant Professor of the Department of Regional Economics and Management of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Altai State University" (Barnaul, Russia) Iana Nikolaevna Muraeva, Student of Altai State University (Barnaul, Russia)

The authors analysed creation of a legal framework of organization of territorial public self-government. Territorial public self-government is examined as one of the most accessible forms of citizen involvement in municipal management. Practical experience of realization of territorial public self-government on a certain territory in Barnaul is studied.

Key words: local self-government, direct democracy, territorial public self-government, self-organization of citizens.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.