Научная статья на тему 'Об опыте развития Барнаульского городского самоуправления в аспекте сохранения исторических и иных местных традиций'

Об опыте развития Барнаульского городского самоуправления в аспекте сохранения исторических и иных местных традиций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лякишева Валентина Григорьевна

Область местного самоуправления широка и многогранна. Идет постоянный процесс его развития и реформирования, обновляется законодательство, появляются новые организационные формы вовлечения населения в муниципальное управление. В различных муниципальных образованиях эти процессы идут по-разному. Целью данной работы ставится выявление наиболее характерных положительных моментов становления и развития городского самоуправления. Богатый исторический опыт и местные традиции заслуживают постоянного внимания, анализа и обобщения, а также необходимости их сохранения и преумножения, что является обязательным условием для развития муниципального образования и усиления мотивации членов городского сообщества к участию в местном самоуправлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лякишева Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте развития Барнаульского городского самоуправления в аспекте сохранения исторических и иных местных традиций»

Европейская хартия местного самоуправления, Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 (далее - ФЗ № 131), иные нормативные правовые акты о местном самоуправлении подчеркивают важный принцип эффективного развития муниципальных образований - учет и сохранение исторических и иных местных традиций.

В России более 23 тыс. муниципальных образований, в Алтайском крае их более 700, среди этого множества - муниципальные районы, городские и сельские поселения, городские округа, где местное самоуправление (далее МСУ) развивается с учетом многообразия организационных форм его осуществления, со своими проблемами и достижениями.

Эксперты в области МСУ подчеркивают, что его историческое развитие, начиная с Киевской Руси, идет волнообразно. Это «всплески» периодов Руси Московской, царствования Петра I, Екатерины II, земских реформ, НЭПа и пр., а также ряд «провалов» в различные временные периоды. С этими мнениями можно соглашаться или спорить, вместе с тем на примере становления МСУ на Алтае и в г. Барнауле можно проследить некоторые особенности данного процесса.

В статье освещены лишь некоторые положительные моменты из богатого опыта развития МСУ в краевом центре, в основном в постсоветский период, когда приходилось создавать новое правовое поле и организационные формы муниципального управления.

»ГШ Чи »ямяяв

Валентина Григорьевна Лякишева, доцент кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Область местного самоуправления широка и многогранна. Идет постоянный процесс его развития и реформирования, обновляется законодательство, появляются новые организационные формы вовлечения населения в муниципальное управление. В различных муниципальных образованиях эти процессы идут по-разному.

Целью данной работы ставится выявление наиболее характерных положительных моментов становления и развития городского самоуправления. Богатый исторический опыт и местные традиции заслуживают постоянного внимания, анализа и обобщения, а также необходимости их сохранения и преумножения, что является обязательным условием для развития муниципального образования и усиления мотивации членов городского сообщества к участию в местном самоуправлении.

ОБ ОПЫТЕ РАЗВИТИЯ БАРНАУЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ И ИНЫХ МЕСТНЫХ ТРАДИЦИЙ

В период реформирования МСУ в 1990-е гг. Алтайский край традиционно считался одним из передовых регионов в правотворческой и организационной деятельности в области государственного и муниципального управления. Так, Устав (Основной Закон) Алтайского края весной 1995 г. принимался дважды (20 апреля и 26 мая), т.к. группа демократично настроенных депутатов Алтайского краевого Совета народных депутатов (АКС-НД) обратилась в Конституционный суд РФ с заявлением о нарушении прав граждан и необходимости внесения изменения в ст. 83 Устава в части избрания главы администрации края. В результате форма избрания главы краевыми депутатами была изменена на всенародные выборы. Как известно, затем эта норма опять претерпела изменения, а в настоящее время на повестке дня стоит вопрос о необходимости возврата нормы избрания губернаторов на всенародных выборах.

Прогрессивность краевых законодателей данного периода в области МСУ можно подчеркнуть еще рядом примеров. Закон Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае» был принят постановлением Алтайского краевого законодательного собрания (АКЗС) от 10.09.1997 г. № 288 на несколько месяцев раньше аналогичного федерального закона. Затем принимается Закон Алтайского края от 05.12.1995 г. № 29-ЗС «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае». Через год

был принят Краевой закон о территориальном общественном самоуправлении от 31.12.1996 г. № 65-ЗС, а на федеральном уровне подобный закон так и не был разработан.

Еще один интересный факт: в июне 1995 г. был принят региональный закон, регламентирующий статус депутата представительного органа МСУ1. После признания его утратившим силу, как и ряда других краевых законов, в декабре 2005 г. в связи с вступлением в силу с 01.01.2006 г. ФЗ № 131 в этой области образовался «вакуум», так как обсуждаемый на протяжении ряда лет проект подобного федерального закона так и не был принят. Этот пробел был лишь частично восполнен принятием Закона Алтайского края от 10.10.2011 г. № 130-ЗС «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае». В 1999 г., при активном участии Избирательной комиссии Алтайского края под председательством Н.А. Еремеевой, депутатами АКЗС принимается Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц. Ценность этого документа заключалась в том, что он не только объединил законодательные и технологические нормы проведения региональных и муниципальных выборов, но и обеспечил правовое поле для реализации таких форм осуществления

Щ.

<|ЕЦШШШЩ|

алтайским вестник государственной и муниципальной службы

МСУ как народный опрос, местный референдум, отзыв региональных и муниципальных депутатов и глав поселений. Кстати, по процедуре отзыва Алтайский край стал одной из первых экспериментальных площадок в России.

Характерной чертой названных региональных законов было то, что разрабатывались и принимались они краевыми депутатами совместно с органами МСУ с учетом предложений, поступающих с мест, поэтому и на практике они действительно «работали». В качестве примера продолжения традиций в данном аспекте можно привести активное участие в правотворческой деятельности А.В. Морозова - председателя комитета по законности и местному самоуправлению Барнаульской городской Думы пятого созыва, в течение трех лет работавшего вместе с краевыми законодателями над проектом вышеупомянутого закона о гарантиях осуществления депутатской деятельности.

Вот как характеризует период 1990-х гг. известный алтайский и российский политик В.А. Рыжков: «Алтай (как край, так и республика) стал одним из самых открытых и свободных регионов страны, с высоким уровнем политической конкуренции, относительной свободой СМИ, самостоятельностью регионального парламента и муниципалитетов. Это легко увидеть по результатам всех выборов, что были за эти годы, по рейтингам демократического развития регионов»2.

В конце 2009-начале 2010 гг. отмечалось 70-летие представительной власти на Алтае. В ходе празднования данного юбилея в большинстве муниципальных образований прошли торжественные заседания, где встретились депутаты и руководители органов МСУ различных периодов, обсуждались вопросы истории и современности, что должно было стать определенным потенциалом для повышения эффективности муниципального развития с учетом накопленного опыта и преемственности поколений.

В г. Барнауле началом становления МСУ принято считать 1877 г., хотя городская Дума, распорядительный орган городского самоуправления, была создана под названием «шестигласной думы» примерно в 1790-х гг. (точная дата не установлена). В 1877 г., в ходе реализации нового городового положения 1870 г., появилась городская Дума, действительное всесословное представительное учреждение, принципиально отличавшееся от шестигласной3.

7 (19) апреля 1877 г. в Барнауле состоялось первое заседание только что избранной городской Думы, и гласными

(депутатами) была принесена присяга. Это событие явилось началом самоуправления в городе Барнауле. Данный орган просуществовал в Барнауле до августа 1919 г. С декабря 1919 г. по октябрь 1993 г. выборным органом самоуправления был уездный совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, позже - городской совет депутатов трудящихся и городской совет народных депутатов4. Вспомнив историю, барнаульские депутаты решили вернуться к исконному названию представительного органа, и с мая 1994 г. возобновила свою деятельность Барнаульская городская Дума постсоветского периода.

В ноябре 1995 г. депутатами Барнаульской городской Думы (БГД) первого созыва был принят Устав города Барнаула. После его регистрации и публикации в январе 1996 г. наш город первым в крае получил возможность жить по своей «конституции». Преемственность при принятии главного муниципального правового акта проявилась в том, что данный устав был разработан на основе проекта, принятого в первом чтении на сессии городского Совета народных депутатов 21 января 1993 г. и прошедшего обсуждение в трудовых коллективах предприятий и организаций города. Однако этот документ так и не был принят в связи с роспуском советов в октябре 1993 г.

В настоящее время в России объявлен очередной этап реформирования общественно - политической системы РФ. Уже начато обновление соответствующего законодательства, идет активное обсуждение возврата к выборности губернаторов и глав муниципальных образований, расширения круга избираемых чиновников. Успех заявленных перемен зависит не только от органов государственной власти и МСУ но и от активности населения, чье неравнодушное участие в значительной мере влияет на ход муниципальной реформы.

В г. Барнауле традиционно большое внимание уделялось роли общественных формирований, населения и его представителей в управлении городским округом. Считаем целесообразным подчеркнуть некоторые положительные моменты из этой сферы.

В 2009 г. с принятием постановления администрации города от 10.08.2009 г. № 3881 возродила свою деятельность Общественная палата города Барнаула (далее - ОП), созданная в целях обеспечения реализации горожанами права на МСУ. Возглавил ее В.М. Лопаткин - ректор Алтайской государственной педагогической академии, Почетный

гражданин города, депутат БГД двух созывов. Два года членами ОП были еще два депутата БГД предыдущих созывов: - В.Л. Сафонов и А.Ф. Балушкин. В начале апреля 2012 г. состоялось первое заседание Общественной палаты второго созыва. Впервые создание в г. Барнауле такого общественного органа было идеей В.Н. Баварина, много лет успешно руководившего городом и входившего в десятку лучших мэров страны, умевшего и любившего работать с общественниками. Постановлением главы городского самоуправления - главы администрации города от 18.10.1994 г. № 407 - была создана Общественная палата при главе городского самоуправления, а затем ее деятельность была продолжена в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации города от 18.05.2000 г. № 903. Далее этот орган трансформировался в институт общественных советников при главе города, но время показало необходимость создания ОП вновь. Большой опыт работы с подобными формированиями имеет

B.П. Овчинников - старший советник главы городского самоуправления того периода.

Опыт ветеранов используется в ходе избирательных кампаний, в различных общественных структурах. Так, в общественной приемной при главе администрации г. Барнаула долгое время вели приемы граждан В.Н. Кушпелев, А.А. Гончаров. Продолжает эту деятельность В.Н. Коновалов, а также принявшие эстафету «молодые ветераны муниципальной службы» Г.Н. Дмухина и О.М. Петрова. Этим специалистам с многолетним управленческим стажем есть чем делиться с молодежью, передавая свой опыт.

Реальным потенциалом развития местного самоуправления является межмуниципальное сотрудничество, когда вопросы управления муниципальным образованием, взаимодействия с населением, активизации деятельности различных представителей местного сообщества регулярно обсуждаются на различных форумах в рамках Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов (АСДГ), где Барнаул участвует около 20 лет. В октябре 2008 г. БГД было принято решение об участии городского округа в Ассоциации «Международная Ассамблея столиц и крупных городов (МАГ)».

Еще одной формой обмена опытом является организация и проведение научно-практических конференций по вопросам МСУ. Так, в мае 2007 г. по инициативе председателя БГД четвертого созыва СВ. Краснова и представителей научных

кругов в г. Барнауле прошла конференция на тему «Городское самоуправление в России: вчера, сегодня, завтра», посвященная 130-летию Барнаульского городского самоуправления. В этом мероприятии, организованном БГД, администрацией города, Алтайским государственным университетом (АлтГУ), приняли участие около 400 человек: ученые, руководители государственных и муниципальных органов, депутаты различных созывов, гости из Москвы, Томска, Омска и городов Алтайского края.

На протяжении многих лет представители науки традиционно привлекались к разработке различных программ социально-экономического развития городского округа, проводили учебу депутатов и муниципальных служащих, входили в группу разработчиков Устава города, начиная с первого его проекта в советское время. В подготовку проекта Устава городского округа, принятого в июне 2005 г. в соответствии с ФЗ № 131, весомый вклад внесли В.В. Невинский, заслуженный юрист РФ, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конституционного и международного права АлтГУ, член группы экспертов-разработчиков Конституции РФ 1993 г. и Устава Алтайского края, а также В.И. Маньковская, к.ю.н., доцент этой же кафедры.

Нужно отметить, что как федеральное, так и региональное законодательство не уточняют организационные формы взаимодействия власти и населения. Эти моменты находят отражение в муниципальных правовых актах: уставах, регламентах, положениях. Возвращаясь к традициям, заложенным В.Н. Бавари-ным в сфере общения власти и населения, можно вспомнить ряд публичных мероприятий. Одним из них стало вступление в должность главы городского самоуправления по итогам всенародных выборов весной 1996 г. Принесение присяги проходило в торжественной обстановке перед представителями городского сообщества с прямой трансляцией из зала филармонии для всех горожан. Начиная с февраля 1997 г., традиционным стал отчет главы муниципального образования по итогам работы за год. Первый такой отчет прошел на расширенном заседании БГД, где присутствовало 60 приглашенных. Следующие ежегодные отчеты носили публичный характер и проходили в залах, вмещающих достаточное количество представителей общественности, СМИ. В 1998-2000 гг. отчеты проходили в Краевой филармонии, в 2001 г. - во Дворце культуры ОАО «Шинный завод», в 2002 г. - в большом зале администрации Октябрьского района, в 2003 г.

- в Краевом театре драмы, 2004-2010 гг.

- во Дворце культуры г. Барнаула. С изменением схемы управления городом депутаты вернулись в 2011-2012 гг. к рассмотрению отчетов на заседаниях городской Думы.

В ходе обсуждения отчетов главы города жители могли дать свою оценку деятельности по социально-экономическому развитию городского округа, высказать свои замечания и предложения. Необходимо отметить, что заинтересованные горожане, обратившись в органы МСУ и библиотеки города, могут ознакомиться с отчетом о деятельности администрации, представленным в форме буклета, содержащего ценную информацию о городе, его управленческих структурах и пр. Стало хорошей традицией готовить подобные материалы и к отчетам глав администраций районов города, проходящим с приглашением общественности. Проведение этих мероприятий широко освещается в СМИ, в первую очередь - в газете «Вечерний Барнаул», и на Интернет-сайтах.

Доброй традицией стало в городе общение власти и населения в рамках Дня города, праздников, проводимых в его районах, селах и поселках. Это Дни открытых дверей, часы прямого провода, в том числе и в газете «Вечерний Барнаул», а также Дни администрации.

Регулярно проводятся выездные приемы в микрорайонах, органах территориального общественного самоуправления, в управляющих компаниях. Руководители органов МСУ депутаты в рамках Единого информационного дня выезжают на предприятия, в организации, где информируют жителей о состоянии дел в городе, отвечают на их вопросы. Такие формы общения способствуют налаживанию «обратной связи», помогают изучению общественного мнения. Несколько лет успешно работает общественно-консультационный центр, созданный в структуре администрации и работающий по методу «одного окна». В сентябре 2007 г. при главе города была создана Народная инспекция, при муниципальных органах функционируют различные советы, комитеты, хотя деятельность некоторых общественных формирований попадает, на наш взгляд, под определение «имитационная демократия».

Одной из доступных и прижившихся в Барнауле форм участия горожан в решении вопросов местного значения стало территориальное общественное самоуправление (ТОС), когда жители совместно с органами МСУ наводят порядок на территории своего проживания.

История ТОС начиналась с осени 1989 г. созданием первых 3-х таких структур в Железнодорожном районе по инициативе главы администрации Ю.М. Петрова. Сейчас в городе уже более 60 советов и комитетов ТОС, создана достаточная нормативная база для реализации и развития этого движения. Основой стало Положение об общественном самоуправлении микрорайонов города Барнаула, утвержденное Президиумом городского Совета народных депутатов 19.07.1990 г.

Принятые позже муниципальные правовые акты, регламентирующие деятельность домовых, уличных, квартальных комитетов, были разработаны с участием представителей самоуправляемых структур, знающих проблемы не на словах, а на деле. В н.в. действует Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле, утвержденное решением БГД от 03.06.2011 г. № 550 (в ред. решения от 25.11.2011 г. № 644). Координацию деятельности данных органов осуществляет совет под председательством первого заместителя главы администрации города, руководителя аппарата П.Д. Фризена. К сожалению, прекратила свою деятельность городская ассоциация органов ТОС, созданная в 2000 г. и возглавляемая Н.С. Тарской. Но на смену этой структуре приходят другие формирования. К примеру, в Железнодорожном районе действует координационный совет, объединяющий 7 органов ТОС, решающих вопросы благоустройства, социально-экономического развития территорий, организующих различные встречи, спортивные и культурно-досу-говые мероприятия. Так, 06.04.2012 г., по инициативе главы администрации района М.Н. Звягинцева и его заместителя Л.Л. Тимченко, прошла спартакиада под девизом «В здоровом ТОСе - здоровый дух!», ставшая демонстрацией пропаганды здорового образа жизни среди жителей микрорайонов. Подобные традиции характерны для Барнаула, где уже много лет проходят ежегодные спартакиады муниципальных служащих, спортивные недели, когда в равных условиях соревнуются чиновники различных рангов, депутаты, общественники и простые горожане.

В Барнауле сложилась практика общения с представителями партий, движений, общественных формирований, проведение «круглых столов» по наиболее актуальным и острым вопросам. Особенно активно эти встречи проходили в рамках избирательных кампаний.

Анализ проведения избирательных кампаний является отдельной темой

118

алтайским вестник государственной и муниципальной службы

исследования. Но в рамках традиций Барнаульского городского самоуправления необходимо отметить высокий организационный уровень проведения выборов в 1994-2004 гг. Весомый вклад в этот процесс внесли работавшие на общественных началах члены муниципальной избирательной комиссии под председательством В.И. Маньковской и окружной избирательной комиссии по выборам депутата ГД РФ, возглавляемой Г.Г. Гаврилиным.

В настоящее время при неоднозначном отношении к прошедшим избирательным кампаниям и утрате многими избирателями доверия к их организаторам автор считает целесообразным отметить ряд положительных моментов при организации выборов в г. Барнауле.

На этапах развития и реформирования избирательной системы в городе традиционно большое внимание уделяется повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов. В сентябре 2009 г. при избирательной комиссии муниципального образования г. Барнаула, действующей на постоянной основе с апреля 2008 г., по инициативе секретаря комиссии О.И. Белоруковой создан клуб молодых избирателей «Мы выбираем сами». Первое заседание молодежной избирательной комиссии г. Барнаула, сформированной из 10 членов, прошло в сентябре 2011 г. Основной задачей этой комиссии стала организация выборов в молодежный Парламент шестого созыва. С целью вовлечения молодежи в избирательный процесс традиционно проводятся месячники молодого избирателя, конкурсы, викторины, выборы школьных парламентов, «президентов лицеев». В конце ноября 2011 г. прошел первый слет клубов (школ) молодых избирателей, где с участием представителя Совета Федерации РФ, членов избирательных комиссий Алтайского края и г. Барнаула обсуждались вопросы участия молодежи в формировании позитивного мировоззрения. В декабре 2011 г. активисты вышеназванных молодежных формирований обменялись опытом с международными наблюдателями миссии стран СНГ из республики Казахстан5.

Происходящие в стране события показывают, что выборы привлекают к себе большое количество граждан, желающих использовать свое как активное, так и пассивное избирательное право. А деятельность избранных депутатов, их связь с избирателями влияют на активность граждан и находят качественное отражение в следующих избирательных кампаниях. Активность и результативность

работы депутатов всегда находились в постоянной взаимосвязи с насущными потребностями избирателей, делегировавших им свои права на решение наиболее важных вопросов местной жизни. Участие неравнодушного населения в местном самоуправлении, реализация форм непосредственной демократии значительно влияют на качественный состав представительного органа и повышение эффективности его работы. Так, в г. Барнауле регулярное общение депутатов Барнаульской городской Думы с избирателями всегда было одним из приоритетных направлений в их деятельности. Это и депутатские приемы, отчеты перед населением, работа с наказами избирателей и т.д. Поэтому, вспомнив тернистый путь развития городского самоуправления, отметим всех депутатов, внесших посильный вклад в решение вопросов местного значения совместно с муниципальными служащими различных рангов и активными представителями городского сообщества.

Как уже отмечалось выше, г. Барнаул сохраняет традиции активного участия в межмуниципальном сотрудничестве. Так, 10-11 ноября 2011 г. в городе состоялась конференция АСДГ с основным девизом «Сильное самоуправление - залог развития страны». На совещании обсуждались вопросы функционирования представительных органов муниципальных образований, их взаимодействие с местными администрациями, региональными органами государственной власти и населением, подчеркивалась необходимость обмена информацией в различных сферах депутатской деятельности. Интерес у коллег вызвало выступление А.В. Морозова -председателя комитета по законности и местному самоуправлению БГД. 1516 марта 2012 г. в г. Новосибирске состоялась конференция АСДГ «Основные направления социальной политики муниципалитета», где г. Барнаул представлял председатель комитета по социальной политике Барнаульской городской Думы А.А. Миронов. Он принял участие в пленарной части, а также в работе секции «Муниципальный спорт: проблемы и перспективы»6. Выступление привлекло большое внимание, так как опытному депутату, управленцу, спортсмену всегда есть чем поделиться с коллегами.

Выбранная автором тема неисчерпаема для исследования. Отразив некоторые положительные аспекты развития городского округа, мы видим, что органы МСУ г. Барнаула в основном следуют историческим и иным местным тради-

циям и реализуют накопленный годами интеллектуальный потенциал.

В октябре 2012 г. состоятся выборы в Барнаульскую городскую Думу -кстати, впервые по смешанной избирательной системе. Надеемся, что после них, по старой доброй традиции, для депутатов будут организованы выставки архивных материалов по истории городского самоуправления, использованы ресурсы краевого и муниципального архивов, музея «Город». К экскурсу в историю могут приобщиться и общественники (члены молодежного Парламента, Общественной палаты и пр.), и обычные барнаульцы. Ведь знание истории своей малой родины - Алтая и его краевой столицы необходимо для успешного развития местного самоуправления.

Перспективным продолжени-

ем исследования данной темы могут стать вопросы реализации концептуальных и стратегических подходов к развитию городского округа, так как эффективный менеджмент предполагает принятие управленческих решений, способных использовать накопленный потенциал для дальнейшего развития муниципального образования.

Кратко отразим некоторые из принятых организационно-распорядительных документов. На 31.01.2012 г. в реестр, представленный на официальном сайте города, входили 28 действующих городских программ. Городской округ развивается в соответствии с Программой комплексного социально-экономического развития города Барнаула на 2008-2017 гг. (решение БГД от 01.02.2008 г. № 696) и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития города Барнаула до 2020 г. (решение БГД от

10.06.2010 г. № 305). Эти документы являются продолжением Стратегии развития Барнаула до 2010 г. (решение БГД от 21.10.2004 г. № 37) и утверждены с учетом изменения ситуации в развитии города и принятием нового Генерального плана городского округа. Наряду с долгосрочными целевыми программами «Развитие общественных инициатив в городе Барнауле на 2010-2012 гг.» (постановление главы города от 23.11.2009 г. № 5214) и «Повышение инвестиционной привлекательности города Барнаула на 2012-2017 годы» (постановление администрации города Барнаула от

23.08.2011 г. № 2290) интерес вызывают программы «Электронный Барнаул на 2011-2015 годы» (поста-

новление администрации г. Барнаула от 21.10.2010 г. № 3204) и «Развитие муниципальной службы города Барнаула на 2012-2014 годы» (постановление администрации г. Барнаула от 26.09.2011 г. № 2828). Их реализация вписывается в процесс осуществления административной реформы в РФ.

В ретроспективе деятельности городского самоуправления можно отметить, что и в XIX в. круг его обязанностей был довольно обширен: «.развитие торговли и промышленности, содержание улиц, мостов, памятников и прочее, установление городских сборов и налогов с недвижимого имущества, трактиров, постоялых дворов, извозного и перевозного промыслов, противопожарные мероприятия, охрана народного здравия, попечение о народном образовании, устройство театров, библиотек, музе-

7

ев и т.д.» .

Интерес для изучения представляют также вопросы, касающиеся имиджа муниципального образования, социального мониторинга, взаимодействия органов МСУ с молодежью, различными общественными организациями, со СМИ, а так же анализ официальных сайтов муниципальных органов, призванных в рамках соблюдения принципов гласности, открытости органов МСУ повысить эффективность их взаимодействия с населением, коллегами из других поселений и регионов. Также видится целесообразным исследование эффективности деятельности МСУ по методу SWOT-анализа.

В Посланиях Президента РФ Д.А. Медведева 2008-2011 гг., в программных статьях избранного в марте 2012 г. Президента РФ В.В. Путина подчеркивается значимость проводимых реформ в России и участия в них населения.

На муниципальном уровне широкое вовлечение жителей в решение вопросов местного значения позволяет формировать психологическое чувство городского сообщества и усиливать мотивацию его членов к участию в управленческих процессах. В этом аспекте интересным представляется опыт реализации прав жителей на участие в публичных слушаниях; на получение информации о деятельности органов и должностных лиц городского самоуправления; на участие в заседаниях представительного органа, заложенных в Уставах городов Костромы и Калининграда. Как отмечает д.ю.н., профессор Е.С. Шугрина, специалист в области муниципального права, жи-

телям этих городов гарантируется свободный доступ на открытые заседания представительного органа. Регламентом предусмотрено, что если помещение, где проходит заседание, не может вместить всех желающих присутствовать на нем, организуется прямая трансляция заседания. Каждый житель вправе присутствовать и выступать с предложениями на публичных слушаниях, проводимых представительным органом, а рекомендации и предложения, высказанные жителями, обязательны к рассмотрению8.

В последнее время на различных встречах руководством страны акцентируется внимание на расширении представительства молодежи во власти. Обсуждался этот вопрос и в ноябре 2011 г. на Всероссийском студенческом форуме в г. Барнауле с участием Д.А. Медведева. Вспоминая историю, отмечая необходимость воспитания молодого поколения на традициях городского самоуправления, хотелось бы обратить его внимание не только на разумные моменты в деятельности органов МСУ, но и на то, чтобы уберечь от ошибок своих предшественников.

Богатый опыт хранят многие архивные материалы, сборники различных документов, календари знаменательных и памятных дат «Барнаульский хронограф», издаваемые с 1996 г. На два издания автор считает необходимым обратить особое внимание: это сборник документов «Барнаульская городская Дума. 1877-1996»9 и «Городское самоуправление в России: вчера, сегодня, завтра»10. В музее «Город» хранится планшет «Они были первыми» с портретами первых и ярких руководителей городской Думы различных периодов: Н.А. Давидовича-Нащинского, В.Н. Баварина и С.В. Краснова, заложивших, каждый в свое время, добрые традиции Барнаульского городского самоуправления и подтвердивших известное изречение о том, что у власти должно быть «человеческое лицо».

Неоценим вклад в развитие городского округа его жителей. Работники предприятий и организаций г. Барнаула, руководители различного уровня, депутаты, общественники награждаются различными государственными и муниципальными наградами, памятными знаками, удостаиваются звания «Почетный гражданин г. Барнаула», становятся именными стипендиатами, получают городские гранты, их имена заносятся на Доски почета. Это говорит о том, что в центре любых исторических событий

стоит человек с активном жизненном позицией, ведь, как известно, гражданское общество невозможно без граждан.

На расширенном заседании Госсовета 24.04.2012 г. в очередной раз был поднятвопрос о развитиидемократии, местном самоуправлении, прямом включении граждан в управленческий процесс, что позволит сделать наше государство прочнее и эффективнее11.

Для реализации заявленных целей органам власти необходимо приложить максимум усилий при решении поставленных задач на местах. В г. Барнауле есть все условия, чтобы данный процесс проходил с учетом сохранения и продолжения исторических и иных местных традиций. Актуальность вышеизложенного подчеркивается тем, что 2012 г., объявленный в России годом истории, совпадает с 75-летним юбилеем Алтайского края и 135-летием Барнаульского городского самоуправления.

1 О статусе депутата представительного органа местного самоуправления: Закон Алтайского края от 07.06.1995 г. № 4-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. 1995. № 11.

2 Россия 1993-2008: итоги трансформации. М.: Московская школа политических исследований, 2009. С. 21-22.

3 Барнаул: Энциклопедия. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. С. 83-84.

4 Алтайский край. Двухтомное иллюстрированное повествование. Т. 2. Барнаул, 2007 г. С. 30-31.

5 Официальный сайт города Барнаула: [Электронный ресурс]. URL: http// www.bar-naul.org.

6 Официальный сайт Барнаульской городской Думы: [Электронный ресурс] .URL: http//www.duma-barnaul.ru.

7 Барнаульский хронограф: календарь знаменательных и памятных дат. 2000 г. -Барнаул, 1999. С. 38.

8 Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Т.К. Велби; Изд-во Проспект, 2007. С. 175-176.

9 Барнаульская городская Дума. 18771996: Сборник документов. Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999. 305 с.

10 Городское самоуправление в России: вчера, сегодня, завтра. К 130-летию барнаульского городского самоуправления: Материалы научно-практической конференции, посвященной 130-летию Барнаульской городской Думы. Барнаул, 17 мая 2007 г. / Под ред. В.В. Невинского. Барнаул: Изд - во Алт. ун-та, 2007. - 331 с.

11 Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. URL:http//www. kremlin.ru/news/5 111.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.