Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА Г. БАРНАУЛА)'

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА Г. БАРНАУЛА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОВЕТ ТОС / УЛИЧНЫЕ КОМИТЕТА / ДОМОВЫЕ КОМИТЕТЫ / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT / TPS COUNCIL / STREET COMMITTEES / HOUSE COMMITTEES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ломова Наталья Григорьевна, Сивокозова Кристина Олеговна

В статье представлен анализ опыта работы Советов территориального общественного самоуправления Железнодорожного района г. Барнаула, рассмотрены исторические аспекты формирования, основные направления их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ломова Наталья Григорьевна, Сивокозова Кристина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT AS AFACTOR OF THE DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY (FROM EXPERIENCE OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT OF ZHELEZNODOROZHNIY DISTRICT OF BARNAUL)

The article presents an analysis of the experience of the work of the councils of territorial public self-government of Zheleznodorozhniy district of Barnaul; the historical aspects of formation and the main directions of their activity are considered.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА Г. БАРНАУЛА)»

УДК 352.07

Наталья Григорьевна Ломова, доцент кафедры государственного и муниципального управления Алтайского филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), кандидат психологических наук

Кристина Олеговна Сивокозова, студент 4 курса направления «Государственное и муниципальное управление» Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)

В статье представлен анализ опыта работы Советов территориального общественного самоуправления Железнодорожного района г. Барнаула, рассмотрены исторические аспекты формирования, основные направления их деятельности.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, Совет ТОС, уличные комитета, домовые комитеты.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА Г. БАРНАУЛА)

TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT AS AFACTOR OF THE DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY (FROM EXPERIENCE OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT OF ZHELEZNODOROZHNIY DISTRICT OF BARNAUL)

Барнаул - яркий пример достаточно успешного развития системы территориального общественного самоуправления не только среди городов Сибири, но и всей России. Железнодорожный район города Барнаула, основанный 80 лет назад, является одним из старейших районов города, образован постановлением президиума Барнаульского городского Совета от 7 февраля 1938 г. вместе с Центральным и Октябрьским районом.

Географически занимая центральную часть города, район является сердцем Барнаула, от центра которого расходятся дороги, трамвайные пути,

тротуары и аллеи. В районе располагается 120 улиц, общей протяженностью 142 км. Основные улицы района: проспекты Ленина, Строителей, Социалистический, Красноармейский, Павловский тракт, улицы Молодёжная, Юрина, Матросова, Северо-западная и др.

В Железнодорожном районе по данным на начало 2018 г. проживает 112 824 чел. Территория площадью 1 505 га разделена на микрорайоны, в каждом из которых работают органы ТОС.

Преимущественную часть территории Железнодорожного райо-

на занимает частный сектор и лишь на востоке находятся крупные жилые кварталы, железнодорожный вокзал, площадь Октября, площадь Сахарова, размещается Правительство Алтайского края, Алтайский государственный университет, Алтайский государственный аграрный университет и т.д. В зависимости от этого, в Железнодорожном районе территории микрорайонов имеют разные типы застройки: 6 - смешанной, 2 - многоэтажной, 1 - индивидуальной. На территории района расположено 632 многоквартирных жилых дома, 8 тепловых кооперативов, 24 детских сада, 13 об-

АЛТАЙСКИЙ ВЕСТНИК j ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОМ СЛУЖБЫ j

?018

щеобразовательных школ, 7 высших учебных заведений, 18 медицинских учреждений, а также 27 управляющих компаний, 86 ТСЖ и ЖСК осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.

Территориальное общественное самоуправление в Железнодорожном районе формировалось достаточно долго и нелегко.

В 1971 г. в городе по решению партийных органов были определены микрорайоны для организации работы с населением, за которыми закреплялись трудовые коллективы, были организованы первые общественные советы микрорайонов, которые за многие годы работы накопили большой опыт и явились фундаментом для создания территориального общественного самоуправления населения в Железнодорожном районе.

Уже к концу 80-х годов в районе существовали различные многочисленные общественные формирования жителей и трудящихся, к которым относились координационные советы, советы директоров, советы общественности опорных пунктов охраны порядка и другие. Но зачастую складывалось так, что в этих общественных формированиях состояли люди, не проживающие в микрорайонах, и, по сути, не знающие проблем жилых микрорайонов, не заинтересованные в результатах своего общественного труда в закрепленном за ними микрорайоне. В большинстве случаев подобные формирования были организованы не инициативой граждан, а волей руководящих инстанций, и важным является то, что на тот момент они не имели своей правовой, организационной и экономической основы.

В июле 1989 г. на сессии исполкома Железнодорожного района был поставлен вопрос о новых подходах к решению насущных проблем жителей, которых в то время уже существовало немало. Было решено, что важнейшим звеном может стать самоуправление в лице Советов микрорайонов, избираемых на собраниях жителей, т.к. именно они могут позволить привести к гармоничному балансу интересы жителей, жилищных и коммунальных служб.

Это было вызвано тем, что депутаты районного, городского и краевого Советов объединились в депутатскую

группу под руководством Лякишевой В.Г., выступили с инициативой о создании совета самоуправления и получили поддержку исполнительного комитета. В результате практически одновременно стал создаваться Совет ТОС Червонного и Петровского микрорайона, тем самым было положено начало формированию ТОС в г. Барнауле.

Особенность Барнаульского ТОС заключается в том, что оно является частью системы городского самоуправления и призвано обеспечить поддержку инициативы граждан в решении вопросов, касающихся социально - экономического развития соответствующей территории города.

После принятия Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», где был сделан акцент на необходимости привлечения населения к решению местных проблем, в Барнауле было разработано типовое Положение о ТОС, утвержденное решением малого Совета БГСНД от 12 ноября 1992 г. № 233. В нем и отмечалась необходимость включения в систему управления городом органов ТОС, что предопределило особенность Барнаульского ТОС.

Таким образом, было положено начало формированию законодательной базы для образования в районе и городе органов территориального общественного самоуправления.

В период конституционной реформы, начавшейся осенью 1993 г., администрацией города было разработано Положение о городском самоуправлении (постановление администрации г. Барнаула от 12 января 1994 г. № 10). В ст. 15 данного положения было закреплено, что деятельность ТОС регулируется Положением о территориальных органах общественного самоуправления.

Практический опыт развития ТОС как одной из наиболее доступных для населения форм участия в МСУ подкреплялся новой законодательной базой. Был принят Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Должное внимание территориальному общественному самоуправлению уделялось и законами субъектов

РФ. Так, в Уставе (Основном Законе) Алтайского края деятельность ТОС стала регулировать ст. 104, определяющая в соответствии с ФЗ - 154 основы их деятельности1.

Далее Алтайским краевым Советом народных депутатов был принят Закон Алтайского края от 31 декабря 1996 г. № 65 - ЗС «О территориальном общественном самоуправлении в Алтайском крае» определяющий на то время в соответствии с ФЗ - 154, Уставом (Основным законом) Алтайского края общие принципы, формы организации, полномочия, виды деятельности, права и гарантии ТОС. Подобные законы в то время были приняты не во всех субъектах РФ, что подчеркивало прогрессивность алтайского законодательства. Однако, с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ данный закон о ТОС утратил силу с 1 января 2003 г.

В настоящее время деятельность ТОС на территории г. Барнаула регулируется: Конституцией РФ, выше упомянутым 131 Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Барнаульской городской Думы от 03.06.2011 № 550 «Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле», подпрограммой «Содействие развитию гражданского общества в городе Барнауле на 2015-2019 годы», а также уставами ТОС.

На территории Железнодорожного района система ТОС является сложной и многоступенчатой. Она состоит из взаимодополняющих друг друга органов различного уровня, обеспечивающих согласованное решение находящихся в ведении ТОС вопросов.

Естественным и совершенно необходимым уровнем самоорганизации жителей являются Советы подъездов или уличные и домовые комитеты. Объединение жителей на уровне подъезда либо улицы органично связано с взаимопомощью и непосредственным взаимодействием соседей. Заинтересованность таких организаций сосредоточена, в первую очередь, на решении вопросов безопасности, социального климата, добрососедских отношений более, чем на вопро-

5

сах содержания жилищного фонда, а также управления им2.

Система ТОС Железнодорожного района включает в себя 51 уличный комитет, 1302 старших по подъездам, 528 Советов домов, 8 Советов и 1 Комитет ТОС. Как сегодня выглядит карта территориального общественного движения в Железнодорожном районе.

Как было отмечено ранее, первые Советы ТОС в Барнауле появились на территории именно Железнодорожного района. В июле 1989 г. был образован оргкомитет, который провел подготовительную работу по проведению собрания представителей общественности микрорайона. Собрание представителей от домов и организаций микрорайона было проведено 2 августа 1989 г., на котором был выбран общественный Совет самоуправления Петровского микрорайона.

4 октября 1989 г. состоялась конференция жителей в Червонном микрорайоне, на которой был избран первый совет самоуправления микрорайона. В последующие годы были сформированы Советы ТОСМатросовского, Красноармейского, Локомотивного, Привокзального, Власихинскогоми-крорайонов, Комитет ТОС Стахановского микрорайона и Совет ТОС микрорайона «Зеленая Роща»3.Органы ТОС на территории Железнодорожного района:

- представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

- обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

- могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

- вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компе-

тенции которых отнесено принятие указанных актов.

Совет ТОС является коллегиальным исполнительным органом ТОС, обеспечивающим организационно-распорядительные функции по реализации собственных инициатив граждан, а также участию граждан в решении вопросов местного значения4.

По решению Собрания (Конференции) граждан избирается контрольно-ревизионная комиссия в целях осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Совета, также на нее могут быть возложены функции контроля по исполнению устава ТОС. Ежегодно на отчетных Собраниях (Конференциях) Советы ТОС отчитываются за проделанную работу, а ревизионная комиссия о результатах проверки и отчетов финансово-хозяйственной деятельности Советов перед населением.

Председатель Совета (Комитета) является единоличным исполнительным органом, руководящим деятельностью Совета (Комитета) ТОС. Он представляет интересы жителей, проживающих на определенной территории, обеспечивает исполнения тех решений, которые были приняты на собраниях (конференциях). В своей деятельности он также подотчетен собранию (конференции) ТОС и Совету ТОС.

Во исполнение возложенных на Совет (комитет) задач, председатель Совета (комитета):

- представляет ТОС в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их форм собственности, и гражданами;

- организует деятельность Совета;

- организует подготовку и проведение Собраний (конференций) граждан, осуществляет контроль за реализацией, принятых нанихрешений;

- ведет заседания Совета;

- информирует органы местного самоуправления о деятельности ТОС, о положении дел на подведомственной территории;

- обеспечивает организацию выборов членов Совета взамен выбывших;

- подписывает решения, протоколы заседаний и другие документы Совета, выдает доверенности;

- решает иные вопросы, порученные ему Собранием (конференцией) граждан, органами местного самоу-правления5.

Ни одна самая совершенная нормативная база не будет работать без конкретных неравнодушных людей. Председатели Советов ТОС Железнодорожного района всегда отличались отзывчивостью, заинтересованностью и активностью.

Председатели ТОС - это инициативные, добросовестные, болеющие душой за общее дело, граждане, которые стараются изменить мир вокруг себя, обустраивая территорию своего места проживания. Ярким примером заинтересованного отношения является возглавляющая деятельность Совета ТОС «Привокзальный» В.И. Бжицких, до этого руководившая Советами самоуправления Мат-росовского, а затем и Локомотивного микрорайонов. За активную деятельность в сфере самоуправления в 2013 г. ей была вручена краевая награда «За заслуги перед обществом», она стала победителем проводимого впервые городского конкурса «Лидер общественного самоуправления». Другим примером является председатель Петровского Совета ТОС В.Г. Юдин, являющийся с 2004 г. депутатом Барнаульской городской Думы. В 2012 г. за значительный вклад в развитие ТОС и плодотворную общественную деятельность он был награжден дипломом и памятным знаком «За заслуги в развитии города Барнаула». Многие активисты-общественники ТОС Железнодорожного района имеют награды различного достоинства.

Первичным звеном городского самоуправления и составной частью ТОС являются уличные и домовые комитеты. В Барнауле по данным за I квартал 2018 г. действуют 530 уличных комитетов, 2093 домовых комитетов.

20 декабря 1963 г. решением исполкома Железнодорожного района Совета народных депутатов трудящихся было утверждено Положение об уличных комитетах Железнодорожного района г. Барнаула. С 1971 г. в районе было сформировано 52 уличных комитета. Такое деление сохранилось и сегодня.

Цели и задачи уличных комитетов направлены на реализацию конституционного права граждан на участие

лЖ

АЛТАЙСКИЙ ВЕСТНИК \ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОМ СЛУЖБЫ 2

'018

в местном самоуправлении, содействие формированию гражданского общества, самостоятельное осуществление под свою ответственность собственных инициатив, содействие созданию эффективного механизма обеспечения взаимосвязи органов местного самоуправления с населением, защиту прав и законных интересов жителей и т.д.

За время работы Советами ТОС Железнодорожного района были выбраны наиболее актуальные направления и отработаны основные формы, ставшие уже традиционными.

Одним из приоритетных направлением деятельности ТОС Привокзального микрорайона является социальная работа. Регулярно проводятся мероприятия с пенсионерами, диаспорами и молодежью, организовываются творческие выставки, занятия хоровых и танцевальных коллективов, студий прикладного творчества. Важным направлением является и работа с советами домов. Одним из главных вопросов здесь стало повышение правовой грамотности в сфере ЖКХ. Совет разработал новый, первый на территории Железнодорожного района проект - Школа домкомов «Управляем сами». ТОС взаимодействует с местным отделением Союза пенсионеров Железнодорожного района и тесно сотрудничает с общественными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории района, привлекая их к совместным мероприятиям. Микрорайон всегда занимает призовые места в городском округе по благоустройству в номинации «ТОС многоэтажной застройки».

Совет ТОСВласихинского микрорайона также делает акцент на социальной работе, направленной на принятие мер по поддержке социально незащищенных категорий граждан, в т.ч. подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На учете в совете ТОС состоит более 1100 жителей, нуждающихся в поддержке. Обратившимся за помощью гражданам Совет ТОС оказывает посильную помощь.

Географическое расположение ТОС Красноармейского микрорайона позволяет определить в приоритете работу ТОС по вовлечению молодежи в общественную жизнь микрорайона. Это обуславливается тем, что в микро-

районе располагаются 4 высших учебных заведения, в которых проходят обучение более 10 тыс. студентов, также 11 студенческих общежитий, в которых проживает около 4 тыс. студентов. Налажено сотрудничество с молодежным парламентом и студенческими профкомами высших учебных заведений, совместно проводятся различные мероприятия. Красноармейский микрорайон неоднократно становился победителем районных и городских конкурсов по благоустройству. ТОС стал призером городского конкурса «Самый благоустроенный район города Барнаула» вподноминации «Лучший Совет (Комитет) ТОС микрорайона смешанной застройки».

Одним из направлений Совета ТОС Матросовского микрорайона является работа с неблагополучными семьями и трудными подростками. Ежегодно ТОС и образовательные учреждения района устраивают экскурсии, спортивные соревнования и конкурсы, праздники на аллее по ул. Георгия Исакова. Совместно с КГБУ-СО «Краевой кризисный центр для мужчин» и «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула» проводит мероприятия для трудных подростков. Проводятся рейды по неблагополучным семьям, профилактические мероприятия по предотвращению преступлений, выявлению мест незаконной реализации алкоголя, проверке ранее судимых лиц.

Совет ТОС Червонного микрорайона уделяет больше внимания поддержке старшего поколения, в том числе его духовному просвещению. Большое значение уделяется организации досуга пожилых людей, инвалидов, участников и ветеранов Великой Отечественной войны. Ежегодно для них проводятся культурно-массовые мероприятия. Советом налажено тесное взаимодействие с образовательными учреждениями микрорайона, проводятся совместные мероприятия и различные акции. Совет ТОС занимается организацией ярмарок вещей для нуждающихся жителей микрорайона. В рамках акций ТОС Червонного микрорайона оказывает помощь ветеранам, инвалидов, одиноким престарелым жителям в уборке помещений, придомовой территории. Уделяется большое внимание поддержанию дво-

ровых территорий многоквартирных домов и детских площадок частного сектора в хорошем состоянии.

ТОС Петровского микрорайона активно занимается благоустройством. За последние годы благоустроено 16 дворов микрорайона. ТОС неоднократно становился победителем конкурсов по благоустройству. Ежегодно осуществляется устройство зон отдыха, детских игровых площадок, производится расширение дворовых проездов с ремонтом асфальтного покрытия и тротуаров, оборудование спортивных площадок, парковочных мест, контейнерных площадок. Благодаря победе проекта «Место отдыха - аллея по ул. Георгия Исакова» в общегородском конкурсе НКО в микрорайоне появилась знаковая зона, которая не только привлекает жителей, но и является местом проведения мероприятий районного масштаба. По инициативе жителей на аллее по ул. Г. Исакова появился уголок отдыха - водоем, включающий в себя каскад водопадов и декоративный мостик.

Актив Совета ТОС микрорайона «Зеленая Роща» занимается поддержкой социально незащищенных категорий граждан. Ежегодно актив ТОС осуществляет сбор вещей для нуждающихся жителейв рамках акции «Соберем детей в школу». В рамках городского конкурса в 2017 г. «На лучшую организацию работы органов ТОС по созданию, благоустройству и эффективному использованию детских и спортивных площадок» Советом ТОС реализован проект «Ребята нашего двора»: по адресу: ул. Матросо-ва,7. Площадка оборудована спортивными снарядами.

Важным направлением деятельности Советов ТОС является организация мероприятий по улучшению экологии и охране окружающей среды. Этому направлению активно уделяет внимание Совет ТОС Локомотивного микрорайона. Ежегодно силами жителей микрорайона проводится чистка русла реки Пивоварка, экологические субботники с привлечением общественных организаций микрорайона. В целях повышения уровня благоустройства, озеленения, санитарного содержания территории микрорайона (и города в целом), обеспечения благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности человека в микрорайоне с апреля по сентябрь

- *

2017 г. было проведено 7 экологических акций, в которых приняли участие более 300 жителей разных возрастных категорий.

Совет ТОС Локомотивного микрорайона в 2017 г. достиг значительных успехов в рамках программы Года экологии и празднования 80-летия Алтайского края. Совету активно оказывают помощь председатели уличных комитетов, ведя работу с населением по заключению договоров на вывоз ТБО, размещения адресных табличек на домах, приведение в надлежащее состояние хозяйственных построек и ограждений и т.д.

В Комитете Стахановского микрорайона в приоритете является организация социальной работы, направленной на принятие мер по поддержке социально незащищенных категорий граждан. Совместно с общественной организацией «Новая жизнь» актив Комитета проводит субботники, оказывает благотворительную помощь малообеспеченным жителям микрорайона.

Сегодня ТОСы решают множество различных вопросов: асфальтирование улиц; сохранение и увеличение площади зеленых насаждений; организация досуга населения; проведение культурно-массовых и спортивных, праздничных мероприятий; участие в конкурсах; информирование населения; газификация жилых домов; взаимодействие с различными общественными формированиями и коммерческими организациями; привлечение молодежи в работе добровольной народной дружины; рассмотрение обращений граждан и контроль за их исполнением; оказание помощи пожилым людям, малообеспеченным и многодетным семьям; создание условий для массового отдыха населения микрорайонов, проведение совместных мероприятий с органами власти; общественный контроль и многое другое.

Важным направлением территориального общественного самоуправ-

ления стало активное участие в сфере ЖКХ. Старение жилищного фонда и инженерных сетей, усиление роли собственника, не всегда эффективная работа управляющих организаций и в то же время все возрастающие требования жителей на незамедлительное решение возникающих проблем заставляют мотивировать ТОСы на учреждение управляющих организаций. Так, ТОС Петровского микрорайона сегодня является учредителем управляющей организации ООО «ЖЭК Петровское», что позволяет совместно решать проблемы социально-экономического развития территории. Руководители Советов ТОС через советы многоквартирных домов налаживают конструктивное взаимодействие жителей с обслуживающими организациями.

В целях реализации своей деятельности в Советах ТОС созданы различные комиссии: по ЖКХ и благоустройству, социальная, земельная, по работе с детьми и подростками, спортивной работе, по санитарии, по работе с домовыми и уличными комитетами, культурно-массовая, туристическая, комиссия по работе с народной дружиной, комиссия по работе с общественными объединениями, клубами и др. Комиссии являются консультативно-совещательными органами ТОС и создаются для соответствующих целей.

Так, например, социальные комиссии созданы для содействия решению задач социальной поддержки различных категорий граждан попавших в трудные жизненные условия, вовлечение населения в культурный досуг по месту жительства. Исходя из своих целей, комиссии осуществляют организацию своей работы и создают организационные основы для деятельности клубов.

На территории Железнодорожного района при Советах ТОС создано 34 клуба неформального общения: «Клуб здоровья», «Клуб любителей народной песни», «Клуб садоводов и цве-

товодов», театр-миниатюр «Забава», туристический клуб, «Литературно-музыкальный салон», арт-галерея «Аллегория», спортивный клуб «ЛО-КО-ТОС», парусный клуб «Одиссей», кружок «Азбука шахмат» и т.д.

В 2019 году ТОС Железнодорожного района будет отмечать юбилей - 30 лет. За эти годы территориальное общественное самоуправление изменялось структурно и по содержанию в соответствии с изменением правовой основы, регламентирующей его деятельность. Создание органов ТОС стало определяющим стимулом активного участия населения в управлении районом и городом. В настоящее время в районе сложилась целая система работы органов ТОС, на практике доказавшая свою востребованность у жителей района. Важное место при этом занимают Советы (комитеты) ТОС, т.к. опыт осуществления ТОС в Барнауле показал, что именно они эффективнее всего занимаются организацией и координацией всех органов ТОСна своей территории.

1 Устав (Основной Закон) Алтайского края: закон Алтайского края от 5 июня 1995 г. № З-ЗС (ред. от 31.01. 2018 № З-ЗС) // Сборник законодательства Алтайского края. 1995. № 10.

2 Ломова Н.Г. Актуальные проблемы теории и практики муниципального управления. Монография. — М. - Берлин : Директ-Медиа, 2014. С. 78.

3 Мураева Я.Н., Лякишева В.Г. Территориальное общественное самоуправление как институт взаимодействия власти и населения / Я.Н. Мураева, // Труды молодых ученых Алт. гос. ун-та. 2015. Т. 1, № 12. С. 121130.

4 Решение Барнаульской городской Думы «Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле» от 03.06.2011 № 550 (ред. от 24.02.2012) // Вечерний Барнаул. 2011. № 87.

5 Решение Барнаульской городской Думы «Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле» от 03.06.2011 № 550 (ред. от 24.02.2012) // Вечерний Барнаул. 2011. № 87.

Natalia Grigorievna Lomova, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Altai Branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia), Candidate of Psychological Sciences Kristina Olegovna Sivokozova, fourth-year student of the Altai Branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration(Barnaul, Russia)

The article presents an analysis of the experience of the work of the councils of territorial public self-government of Zheleznodorozhniy district of Barnaul; the historical aspects of formation and the main directions of their activity are considered. Keywords: territorial public self-government, TPS Council, street committees, house committees.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.