Об опыте реализации компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной 1Т-работы студентов
Т.П. Петухова, Оренбургский государственный университет, проректор по УМР, [email protected]
В реализации компетентностно-ориентированных основных образовательных программ направлений подготовки (специальностей) особую значимость приобретает организация самостоятельной работы, позволяющей студенту приобрести опыт самостоятельной и ответственной деятельности, развить его творческий потенциал [1]. В данной статье излагается обобщение результатов 5-летнего опыта внедрения компе-тентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной работы по информационно-компьютерному модулю (самостоятельной 1Т-работы).
Самостоятельную работу обучающегося в современных условиях должны отличать внутренняя мотивированность, рефлексивность, целеустремленность, ответственность, интеллектуальное удовольствие от процесса познания и самопознания.
Под компетентностно-ориентированной самостоятельной 1Т-работой студентов мы понимаем вид учебно-познавательной деятельности, базирующийся на выполнении ими комплекса усложняющихся профессионально-ориентированных задач и заданий использования информационных технологий при консультационно-координирующей помощи преподавателя, направленной на приобретение обучающимися трех типов опыта деятельности (по образцу, познавательной, творческой) и опыта эмоционально-ценностных отношений, развитие самостоятельности принятия решений и вовлечение их в самостоятельную поисковую деятельность [2].
Информационно-компьютерные дисциплины, изучаемые студентами, направлены, прежде всего, на формирование и развитие информационной компетентности обучающегося, которую мы трактуем как интегрированное качество личности студента, выражающееся в его готовности к активному использованию профессионально-ориентированных информационных технологий в информационных измерениях создания стоимости, создания отношений, принятия решений будущей профессиональной деятельности и смежных областей. Структурно информационная компетентность нами рассматривалась как синтез трех компонентов:
63. когнитивного (знать), представляющего собой систему декларативных (знаю "что"), процедурных (знаю "как") и методологических (знаю "как узнать") знаний в области информатики и информационных технологий (в т.ч. профессионально-ориентированных), осно-выванных на межпредметных связях с будущей профессиональной сферой. Сформированность данного компонента у обучающегося предполагает наличие у него способности в дальнейшем воспринимать, понимать, видеть проблемы и прогнозировать тенденции информатизации профессиональной сферы и смежных с ней областей деятельности, мыслить категориями ситуации, процесса;
64. технологического (уметь, владеть), состоящего из совокупности общенаучных и профессионально-ориентированных информационных умений, способствующих приобретению опыта деятельности по использованию информационных технологий в профессионально значимых ситуациях. Наличие развитости этого компонента у будущего специалиста предполагает способность ориентироваться, принимать решения и действовать в соответствии с принятым решением в типовых, а также в нестандартных ситуациях;
65. мотивационно-ценностного (отношение, стремление), позволяющего соотнести отраженную информационную реальность в аспекте изучаемой дисциплины (модуля) с взглядами, представлениями, убеждениями, идеалами студента. Развитие компонента закладывает основу для постоянного профессионального и личностного самосовершенствования, самореализации будущего специалиста.
66. Развитость информационной компетентности студента нами оценивалась по трем уровням:
67. адаптационно-исполнительскому (восприятие, осознание, запоминание, воспроизведение фактов, знаний, умений; накоплен опыт деятельности по образцу);
68. частично-поисковому (применение знаний, умений в похожей, приближенной к типовой ситуации; приобретен опыт познавательной деятельности);
69. креативному (применение знаний, умений в нестандартных ситуациях, обстоятельствах; накоплен опыт творческой деятельности). Создавая рабочие программы по информационно-компьютерным
дисциплинам, мы учитывали приведенные выше основные теоретические положения: структуру информационной компетентности и ее уровневое развитие. В целях обеспечения профессиональной ориентации содержания информационно-компьютерных дисциплин, их большей практической направленности нами проводился анализ состояния и перспектив информатизации будущей профессиональной деятельности выпускников, учитывая региональные особенности. Это позволило нам
включить в учебный процесс направлений подготовки и специальностей информационные технологии, реально востребованные в практике, и увидеть тенденции их развития.
На самостоятельную работу по конкретной дисциплине информационно-компьютерного блока мы выносили разделы, которые имеют практическую направленность (формирование преимущественно технологического компонента информационной компетентности) и обеспечивают студенту выход на исследовательскую деятельность в области профессионально-ориентированных информационных технологий. Эти разделы не были теми разделами, изучение которых способствовало приобретению основополагающих знаний, умений, необходимого минимума опыта по использованию базовых информационных технологий. Самостоятельная 1Т-работа по модулю предварялась 1-2 установочными лекциями и имела отдельное полное методическое обеспечение, включая собственную программу [3].
В целях развития информационной компетентности в самостоятельной работе комплекс усложняющихся задач и заданий удовлетворял следующим требованиям:
70. соответствие уровня сложности задачи (задания) конкретному уровню информационной компетентности;
71. преемственность в содержании и решении задач;
72. обобщенные формулировки комплексных и творческих задач;
73. наличие проблемности в содержании творческих задач;
74. результативность задачи и ее практическая востребованность.
С целью уровневого развития информационной компетентности в самостоятельной работе нами были выделены следующие уровни сложности задач и заданий:
75. репродуктивный (типовые задания исполнительского характера) направлен на закрепление и практическое применение базовых понятий, фактов, операций, алгоритмов, изученных в рамках конкретной темы;
76. реконструктивный с элементами эвристики (комплексные, достаточно формализованные задания) направлен на анализ задания, его декомпозицию, актуализацию необходимых знаний, умений, алгоритмов, изученных в рамках нескольких тем, и системное их применение в новой ситуации. Это пропедевтический уровень подготовки студентов к принятию тактических решений;
77. творческий (межпредметные проекты) направлен на нахождение новых идей, самостоятельное освоение новой профессионально-ориентированной информационной технологии, характеризуется актуализацией методологических знаний, проектированием своей са-
мостоятельной деятельности, готовит студентов к принятию стратегических решений.
Следует отметить, что сущностной характеристикой самостоятельной работы является субъектная позиция обучаемого, для активизации которой мы использовали Internet и Web-технологии, элементы e-learning и работу в команде.
Разноуровневая подготовка студентов, а также индивидуальный стиль учебной деятельности не позволяют всем обучающимся одновременно выйти на следующий уровень развития информационной компетентности, что требует асинхронной организации самостоятельной работы. Выполнение самостоятельной работы в индивидуальном режиме и темпе способствует не только развитию собственной образовательной траектории, но и в определенный момент времени приводит к формированию единого смыслового поля отдельных студентов, готовых к осуществлению совместной творческой деятельности, что является основой для работы в команде.
Методическое обеспечение самостоятельной работы по модулю имело следующую структуру:
78. самоучитель (совокупность самоучителей);
79. программа самостоятельной работы;
80. пакет творческих заданий;
81. контент для e -learning;
82. диагностические материалы развития информационной компетентности в самостоятельной работе;
83. алгоритм асинхронной организации самостоятельной IT-работы [4]. Самоучитель представляет собой совокупность законченных блоков
тем и приложений. Каждая тема самоучителя содержит теоретический материал с вопросами для самоконтроля (приобретение знаний), типовые алгоритмы (формирование умений), практические задания репродуктивного (получение опыта деятельности по образцу) и реконструктивного характера (формирование конструктивных и аналитико -синтетических умений), тесты для самоконтроля, глоссарий и список рекомендованной литературы. Тестовые задания для самоконтроля содержат не только элементы повторения и закрепления материала, но и вопросы проблемного характера, требующие от обучающегося умения анализировать и альтернативно мыслить, т.е. в ходе самопроверки проявляется многомерность компетентности.
Программа самостоятельной работы состоит из двух частей. Первая часть ориентирована на студента и содержит краткое описание тем, вынесенных на самостоятельное изучение, схему их освоения на основе самоучителя, перечень приобретаемых обучающимся знаний, умений, опыта деятельности (содержательное наполнение компонентов компе-
тентности), а также указывает студенту возможности углубленного освоения того или иного раздела и перспективы выхода на исследовательскую, творческую деятельность. Вторая часть программы предназначена для педагогов и является методической поддержкой организации самостоятельной 1Т-работы. Наличие самоучителя и программы самостоятельной работы позволяет студенту оптимально использовать свое время, рационально организовать свою деятельность в индивидуальном темпе и стиле и иметь собственный маршрут уровневого развития компетентности.
Каждый самоучитель снабжается пакетом интегрированных комплексных задач для приобретения опыта творческой деятельности в области использования как базовых, так и профессионально-ориентированных информационных технологий. В ходе решения таких задач проявляются междисциплинарность и надпредметность компетентности.
Контроль за ходом самостоятельной работы является индивидуально-ориентированным, осуществляется распределено во времени за счет тестирования, анкетирования, бесед (контактные часы) и использования электронной почты.
С другой стороны, одним из основных требований работодателей, предъявляемых к выпускникам вузов, является умение работать в команде. С этой целью нами использовался метод проектов (создавались, с учетом пожеланий студентов, творческие группы по 4 - 5 человек) в интеграции с приемами технологии коллективного взаимодействия. Следует отметить, что темы проектов формулировались в тесном сотрудничестве с преподавателями выпускающих кафедр, руководителями производственных практик, специалистами-практиками с учетом типовых профессионально-ориентированных ситуаций, потребностей научной и учебной деятельности факультетов в области информационных технологий. Текущие и окончательные результаты выполнения проектов обсуждались на совместных семинарах созданных творческих студенческих групп.
Как показал практический опыт, подобная организация самостоятельной 1Т-работы способствует развитию мотивации студентов к обучению, вовлечению их в исследовательскую деятельность, формированию способности принимать самостоятельные решения и проектировать их последствия.
Описанная выше технология реализации компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной 1Т-работы и диагностические средства уровневого развития компетентности подробно изложены в работах [4, 5].
Литература
1. Петухова, Т.П. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции / Т.П. Петухова, М.И. Глотова // Высшее образование в России. - М.:, 2008, № 12. - С. 121-126
2. Петухова, Т.П. Самостоятельная работа по информатике в контексте компе-тентностного образования: теоретические основы, проектирование и реализация / Т.П. Петухова // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Труды II Междунар. научн.- практ. конф. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - С.44-51.
3. Петухова, Т.П. Методические аспекты организации самостоятельной работы по информатике в контексте компетентностного образования / Т.П. Петухова // Вестник Пермского университета. Серия «Математика. Механика. Информатика», вып. 7 (12), 2007. - С. 56 - 63.
4. Т.П. Петухова Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе (на примере направления 260000): научно-методическое пособие для преподавателей вузов. / Т.П. Петухова, М.И. Глотова - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 149 с.
5. Т.П. Петухова Программа развития информационной компетентности будущих инженеров в самостоятельной работе: методические указания. / Т.П. Петухова, М.И. Глотова - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 39 с