мотивацию к решению задач, самостоятельному контролю собственного прогресса при невысоком уровне сложности и риска.
Для учащихся-конформистов необходимо создавать структурированные, облегченные траектории обучения с низким уровнем риска, которые используют четкие пошаговые руководства, способствующие обучению.
Приведенные выше рекомендации способствуют проектированию персонализированных траекторий обучения, которые поддерживают широкое разнообразие форм обучения с учетом личностных особенностей обучающегося.
Литература
1. См.: Armour-Thomas A. А cognitive model for
examining teachers’ instructional practice in mathematics //Educational study in mathematics. - 1998. - №40.
2. См.: Лефрансуа Г. Прикладная педагоги-
ческая психология. - СПб., 2003.
3. Hallikainen C. A Leonardo project: just in
time reblending // Book of abstracts 12-th International conference on technology supported learning and training. - Berlin, 2006.
4. Патаракин Е. Построение учебной среды
из множества личных «кирпичиков » // Высшее образование в России. - 2007. - № 4.
5. См.: Кэурулайнен Х. Электронное портфо-
лио как инструмент оценки компетенций // Высшее образование в России. - 2007.
- № 4.
Т. ПЕТУХОВА, доцент М. ГЛОТОВА, доцент Оренбургский государственный университет
Современный этап модернизации профессионального образования определяется внедряемым компетент-ностным подходом, предполагающим формирование у студента деятельностной позиции в процессе обучения. При этом одним из основных результатов подготовки выпускника является информационная компетентность, которую мы трактуем как готовность студента к активному использованию профессионально-ориентированных информационных технологий в сфере будущей профессиональной деятельности. Структурно-информационная компетентность рассматривается нами как синтез трех компонентов:
• когнитивного (система нормативных, процедурных и методологических знаний в области информационных технологий);
• технологического (совокупность поисково-ориентировочных,
Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции
конструктивных, аналитико-синтети-ческих и проективных профессионально-ориентированных информационных умений);
• мотивационно-ценностного (стремление, мотивация, отношение к процессу познания, информации, профессионально-ориентированным информационным технологиям и будущей профессии в условиях информатизации) [1].
Формирование информационной компетентности должно протекать в поле активной самостоятельной деятельности студента, что невозможно осуществить только за счет регламентированной аудиторной работы. В связи с этим особую значимость приобретает самостоятельная работа в области информационных технологий, которая в настоящее время занимает не менее 50% учебного времени, и эта доля, учитывая тенденции развития
высшего профессионального образования, по всей видимости, будет только увеличиваться. В таких странах, как Япония и США, внеаудиторная самостоятельная работа студентов с широким внедрением компьютерных технологий занимает примерно в три раза больше учебного времени, чем аудиторная работа.
В нашем исследовании выделены следующие организационно-педагогические условия развития информационной компетентности студентов в самостоятельной работе:
• разработка и внедрение комплекса усложняющихся задач и заданий, решение которых направлено на развитие готовности обучаемых к осуществлению информационной деятельности в измерениях создания стоимости, создания отношений, принятия решений в будущей профессиональной сфере и смежных областях деятельности;
• активизация субъектной позиции студента по самостоятельному принятию профессионально значимых решений в области информационных технологий за счет активного использования элементов е-Ьеагш^ и работы в команде;
• обеспечение асинхронной организации самостоятельной работы, направленной на уровневое развитие информационной компетентности студентов [2].
В этих условиях мы выдвинули и обосновали следующие требования к проектированию и организации самостоятельной работы в области информационных технологий.
> Самостоятельная работа студента должна рассматриваться как отдельный (самостоятельный) вид учебной деятельности, сопоставимый по статусу с аудиторными занятиями, т.е. самостоятельная работа не должна выполнять только вспомогательные
функции доучивания, закрепления пройденного материала и т.д.
> На самостоятельную работу следует планировать разделы дисциплин, имеющие практическую направленность и обеспечивающие студенту выход на исследовательскую деятельность. Однако эти разделы не должны быть базовыми разделами курса, т.е. их изучение должно основываться на двух-трех предыдущих разделах, освоенных в ходе аудиторных занятий.
> Самостоятельная работа по каждому разделу должна предваряться несколькими установочными лекциями, которые позволят сформировать у студента цели, задачи и направление изучения данного раздела, а также определить базовые понятия.
> Самостоятельная работа должна иметь отдельное полное методическое обеспечение для её организации, включая и рабочую программу.
В ходе проектирования самостоятельной работы студентов в области информационных технологий нами были выполнены следующие мероприятия:
• осуществлен детальный анализ стандартов специальностей(направле-ний подготовки): виды, объекты профессиональной деятельности и т.д.;
• проведен анализ состояния и перспектив информатизации производственной сферы в регионе, что позволило увидеть тенденции востребованности информационных технологий для конкретной специальности (направления подготовки);
• спроектирована фундаментальная составляющая курса информатики, направленная на формирование готовности студентов к самостоятельному освоению информационных технологий;
• разработан план непрерывной подготовки в области информационных технологий (как приложение к
учебному плану специальности) на основе учета междисциплинарных связей и рассмотрения курса информатики как введения в компьютерные науки с последующей его поддержкой рядом курсов по выбору и факультативных дисциплин в области профессионально-ориентированных информационных технологий;
• проведен мониторинг информационной образованности абитуриентов с целью выявления их готовности к получению 1Т-образования;
• осуществлено планирование индивидуальной исследовательской деятельности наиболее успешных студентов в области профессионально-ориентированных информационных технологий.
Специализированное методическое обеспечение самостоятельной работы ориентировано на внедрение в процесс обучения трехуровневой системы усложняющихся задач и заданий на использование информационных технологий. Кратко охарактеризуем каждый из уровней.
• Репродуктивный уровень направлен на воспроизведение и закрепление в рамках конкретной темы изученных базовых понятий, фактов, операций, составляющих простейший алгоритм использования информационных технологий в типовых ситуациях.
• Реконструктивный уровень с элементами эвристики ориентирован на анализ задачи, ее декомпозицию по подзадачам, актуализацию необходимых знаний, умений, простейших алгоритмов, изученных в рамках нескольких тем, и системное их применение в новой ситуации; характеризуется поиском и осмыслением профессионально значимой информации в контексте будущей сферы деятельности и смежных областей.
• Творческий уровень предполагает выполнение небольших проектов,
направленных на нахождение новых идей, алгоритмов, самостоятельное освоение новых профессиональноориентированных информационных технологий; данный уровень характеризуется актуализацией методологических знаний в решении задачи, проектированием дальнейшей информационной деятельности субъекта.
Учитывая, что самостоятельная работа студента должна быть ориентирована на самообучение студента, должна стимулировать его к получению нового знания, побуждать к творческой активности, а также то, что она должна способствовать формированию обучающихся сообществ, установлению партнерских отношений между студентами и преподавателем, для ее организации и ведения использовались элементы е-Ьеагш^ [3].
Интегрирующим компонентом методической системы самостоятельной работы является специализированный сайт, структура которого представлена на рис. 1.
Программно-стратегический блок предназначен для реализации целепо-лагания, развития потребностно-моти-вационной сферы студента в изучении и использовании профессиональноориентированных информационных технологий, он позволит обучающемуся принять и осознать цели информационного образования, определить задачи своей информационной деятельности, поможет преподавателю совместно со студентом выработать личностно-ориентированную стратегию уровневого развития его информационной компетентности.
Учебно-методический блок содержит основной контент самостоятельной работы. По всем блокам тем, вынесенным на самостоятельное освоение, были созданы самоучители и программы самостоятельной работы. Каждая тема самоучителя содержит
Учебно-методический блок:
• электронные самоучители;
• программы самостоятельной работы:
• формулировки творческих заданий
Программно-стратегический блок:
• программа развитая информационной
компетентности студента:
• стандарт специальности (направления подготовки) и основная образовательная программа,
• тенденции востребованности информационных технологий в профессиональной сфере региона:
• программа непрерывней подготовки студента в области информационных технологий:
• рабочие программы по дисциплинам информационно-компьютерного блока
Информационный блок: ссылки на федеральные и региональные профессионально- ориентированные образовательные порталы, сайты предприятий и организаций, сайты компаний по ГГ-консалтингл-
Сайт самостоятельной работы в области информационных технологий
Блок «Новостная лента»:
• новости группы, факультета:
• новости в сфере профессионально-ориентиров анных инф ормационных технологий:
• темы и планы проведения семинаров творческих студенческих групп
Блок рекомендаций и консультаций:
• рекомендации сту дентов и преподавателей:
• консультации преподавателя Д*1Я студентов
Блок проектов п задач:
• решение наиболее сложных задач и заданий;
• описание реализованных проектов:
• представление текстов докладов;
• студенческие публикации в области информационных технологий
Рис. 1. Структура сайта самостоятельной работы студентов
Высшее образование в России • № 12, 2008
теоретический материал с вопросами для самоконтроля (приобретение знаний), типовые алгоритмы (формирование информационных умений), практические задания репродуктивного (получение опыта деятельности по образцу) и реконструктивного характера (формирование конструктивных и аналитико-синтетических умений), тесты для самоконтроля, глоссарий и список рекомендованной литературы. Тестовые задания для самоконтроля содержат не только элементы повторения и закрепления материала, но и вопросы проблемного характера, требующие от обучающегося умения анализировать и нестандартно мыслить, т.е. в ходе самопроверки проявляется многомерность информационной компетентности.
Учитывая результаты регулярно проводимого мониторинга информационной образованности абитуриентов, зачисляемых на первый курс университета, был дополнительно разработан самоучитель «Введение в современные компьютерные технологии» по школьному курсу информационных технологий как средство самостоятельного достижения первокурсниками базового минимума.
Программа самостоятельной работы состоит из двух частей. Первая часть ориентирована на студента и содержит краткое описание тем, вынесенных на самостоятельное изучение, схему их освоения на основе самоучителя, перечень приобретаемых обучающимся знаний, умений, опыта деятельности (содержательное наполнение компонентов информационной компетентности), а также указывает студенту возможности углубленного освоения того или иного раздела и перспективы выхода на исследовательскую, творческую деятельность. Вторая часть программы предназначена для педагогов и является методической поддержкой организа-
ции самостоятельной работы. Наличие самоучителя и программы самостоятельной работы позволяет студенту оптимально использовать свое время, рационально организовать свою деятельность в индивидуальном темпе и стиле и иметь собственный маршрут уровне-вого развития информационной компетентности.
Каждый самоучитель снабжается пакетом интегрированных комплексных заданий для приобретения опыта творческой деятельности. В ходе выполнения таких заданий проявляются междисциплинарность и надпредметность информационной компетентности.
Информационный блок позволяет студентам достаточно оперативно находить нужную им профессионально значимую информацию с целью получения нового знания.
С помощью блока «Новостная лента» студенты узнают о новых программных продуктах - специализированных и общего назначения, о работе следующего студенческого семинара и т.д.
Блок рекомендаций и консультаций создан как инструмент взаимного обогащения студентов опытом деятельности с использованием информационных технологий и средство формирования партнерских отношений между студентами и преподавателями. Сюда помещаются рекомендации студентов, сформулированные ими в процессе преодоления трудностей при решении заданий, советы руководителей творческих студенческих групп по выполнению проектов, рекомендации преподавателей, полученные на основе анализа выполненных студентами заданий, вопросы студентов, ответы на которые они хотели бы получить. Это наиболее динамичный блок информации, за счет которого во многом реализуется консультационно-координи-рующая помощь преподавателя.
Блок проектов и задач содержит предложенные студентами оригинальные решения наиболее сложных комплексных задач, подробное описание выполненных проектов, тексты докладов, с которыми студенты выступали на семинарах и конференциях, и студенческие публикации в области информационных технологий.
Контроль за ходом самостоятельной работы является индивидуальноориентированным, осуществляется распределенно во времени за счет тес-тирования,анкетирования,бесед и использования электронной почты.
Одним из основных требований работодателей, предъявляемых к выпускникам вузов, является умение работать в команде. Для его формирования нами использовался метод проектов (с учетом пожеланий студентов создавались творческие группы по 4-5 человек) в интеграции с приемами технологии коллективного взаимодействия. Темы проектов формулировались в тесном сотрудничестве с преподавателями выпускающих кафедр, руководителями производственных практик, специали-стами-практиками с учетом выявленных типовых ситуаций использования профессионально-ориентированных информационных технологий в регионе, потребностей научной и учебной деятельности факультетов. Текущие и окончательные результаты выполнения проектов обсуждались на совместных семинарах студенческих групп.
Как показал практический опыт, подобная организация самостоятельной работы способствует развитию мотивации студентов к освоению профессионально-ориентированных информационных технологий, вовлечению обучаемых в исследовательскую деятельность, формированию способ-
ности принимать самостоятельные решения и проектировать их последствия. У студентов появился профессиональный интерес, потребность в будущем добиться успехов в инженерной деятельности за счет использования современных информационных технологий. Они самостоятельно изучают программные продукты, в том числе и профессионально-ориентированные. Следует отметить, что при выполнении лабораторных работ по специальным дисциплинам активизировалась работа студентов в команде. Результаты ежегодного опроса экспертной группы, включающей заведующих выпускающими кафедрами и преподавателей специальных дисциплин, показали, что на 54,8% выросло число студентов, активно взаимодействующих с внешней информационной средой посредством Интернет-технологий, более чем на 16% увеличилось количество старшекурсников, использующих профессионально-ориентированные информационные технологии на занятиях по специальным дисциплинам.
Литература
1. См.: Петухова Т.П. Самостоятельная ра-
бота по информатике в контексте компе-тентностного образования: теоретические основы, проектирование и реализация // Современные информационные технологии и ИТ-образование: Труды II Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2006.
2. Петухова Т.П., Глотова М.И. Педагоги-
ческие условия развития информационной компетентности будущих инженеров средствами самостоятельной работы // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - Т. 1. - № 6.
3. См.: Донди К. Какая система е-Ьеагпш§ нам
нужна? // Высшее образование в России.
- 2007. - № 11; Денисов Д. Интенсивное обучение в е-Ьеагпш§ // Высшее образование в России. - 2007. - № 5.