Научная статья на тему 'Концептуальные основы асинхронной самостоятельной работы студентов'

Концептуальные основы асинхронной самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИНХРОННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КОНЦЕПЦИЯ / МОДЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОН1 НОЕ ОБЩЕСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТНО1ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петухова Татьяна Петровна

В статье изложены концептуальные основы асинхронной самостоятельной работы, ориенти1 рованной на формирование готовности выпускника к осуществлению будущей профессиональ1 ной деятельности в условиях информационного общества. В основу данной концепции положе1 ны субъектно1деятельностный, компетентностный и ресурсный подходы. Теоретические поло1 жения асинхронной самостоятельной работы студентов представлены в виде процессуальной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы асинхронной самостоятельной работы студентов»

Петухова Т.П.

Оренбургский государственный университет E-mail: inform@mail.osu.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АСИНХРОННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В статье изложены концептуальные основы асинхронной самостоятельной работы, ориентированной на формирование готовности выпускника к осуществлению будущей профессиональной деятельности в условиях информационного общества. В основу данной концепции положены субъектно-деятельностный, компетентностный и ресурсный подходы. Теоретические положения асинхронной самостоятельной работы студентов представлены в виде процессуальной модели.

Ключевые слова: асинхронная самостоятельная работа, концепция, модель, информационное общество, компетентностно-ориентированное обучение.

Становление информационной парадигмы общества, внедрение в производство информационных технологий трансформировало трудовой процесс и вызвало появление новых форм социального и технического разделения труда [1] . Сегодня можно говорить о наличии в каждой профессиональной сфере трехуровневой структуры рынка трудовых ресурсов: внесетевой специалист-исполнитель, сетевой специалист-исполнитель, сетевой специалист-универсал [2].

Для экономики информационного общества все большую значимость приобретают специалисты, работающие on-line, мобильные в принятии решений, способные при необходимости достаточно гибко менять свои функции, т.е. грани между профессиональной сферой и смежными областями деятельности для них являются достаточно условными. Особенно возрастает роль тех специалистов, которые по собственной инициативе прокладывают курс сетевого предприятия, реализуют сетевые проекты.

В связи с этим выпускник университета должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности, связанной не только с решением фактических задач, но и осуществлением взаимодействия с глобальным информационным пространством, принятием управленческих решений как в конкретном (локализованном) производстве, так и в распределенной компании. Кроме этого, он должен быть готов к самостоятельному освоению постоянно обновляющегося содержания его будущей профессиональной сферы и смежных областей деятельности, к проявлению профессиональной мобильности.

В результате перед профессиональным образованием возникла проблема не только осво-

ения выпускником вуза нарастающего объема знаний и умений, но и формирования культуры самообразовательной деятельности. В этой связи все большую значимость в вузе приобретает самостоятельная работа, которая дает возможность студенту приобрести опыт самостоятельной и ответственной деятельности, развить его гносеологический, аксиологический и творческий потенциал.

Общепедагогические подходы к раскрытию проблемы самостоятельной работы студентов нашли свое отражение в трудах С.И. Архангельского, В.К. Буряк, М.Г. Гарунова, И.А. Зимней, И.И. Кобыляцкого, Н.Д. Никандрова, П.И. Пид-касистого, В.А. Сластенина и других. Частным вопросам организации самостоятельной работы в вузе посвящено существенное количество кандидатских исследований. Отметим, что самостоятельная работа обучающихся в условиях индустриального общества преимущественно характеризовалась как одно из эффективных и необходимых средств прочного усвоения и закрепления учебного материала, которая планируется, организуется, направляется и управляется педагогом. Определенный всплеск исследований по обозначенной проблеме происходит в 70-80 годах XX столетия [3-5], в которых в качестве цели самостоятельной работы рассматривалось формирование грамотного специалиста на основе реализации когнитивного подхода. В то время этого было вполне достаточно, так как в условиях индустриального общества объект деятельности будущего специалиста был относительно устойчив, квалификационные требования менялись незначительно, что и определяло востребованность знаниевой парадигмы образования.

Однако уже в конце 20 века самостоятельную работу стали рассматривать как форму обучения, при которой студент учится планомерно, систематически работать, мыслить, формирует свой стиль умственной деятельности [69]. Сегодня, учитывая требования информационного общества и компетентностно-ориенти-рованное обучение, необходимо предоставить студенту в образовательном процессе широкие возможности активной самостоятельной деятельности и ответственности за ее результаты, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса и внешним информационным пространством.

Наши исследования показали [10-13], что разноуровневая подготовка студентов, а также индивидуальный стиль учебной деятельности каждого из них не позволяют всем обучающимся одновременно выйти на тот или иной уровень развития общекультурной или профессиональной компетентности. Таким образом, актуализируется проблема разработки концептуальных основ асинхронной учебной деятельности студента.

Идеи асинхронной организации деятельности все увереннее проникают из технической сферы в гуманитарную. Современные научные исследования в психологии, социологии, экономике, менеджменте подтверждают реальность и результативность асинхронизации социальных и личностных процессов. В профессиональном образовании асинхронность учебной деятельности проявляется в вариативности образовательных маршрутов, в реализации индивидуальных образовательных траекторий [13-15]. В этом случае студенту предоставляется свобода выбора отдельных учебных дисциплин образовательной программы и последовательности их изучения. Перспективы развития образовательных технологий во всем мире связывают именно с этими тенденциями. В то же время самостоятельная работа студента в аспекте ее асинхрониза-ции практически не рассматривается, но в реальности элементы ее достаточно часто реализуются. В теории и практике профессионального образования к настоящему времени целостная концепция, обеспечивающая эффективность асинхронной самостоятельной работы студента современного вуза, пока еще не сформирована.

Нами предлагаются концептуальные подходы к организации в вузе асинхронной самостоятельной работы, которую мы понимаем как вид

учебно-познавательной деятельности, состоящей в индивидуальном, распределенном во времени выполнении студентами комплекса усложняющихся заданий при консультационно-координи-рующей помощи преподавателя, ориентированной на самоорганизацию деятельности обучающихся в условиях содержательно-смыслового структурирования их личностного времени.

Выполнение самостоятельной работы в индивидуальном режиме и темпе способствует не только развитию собственной образовательной траектории, но и в определенный момент времени приводит к формированию единого смыслового поля отдельных студентов, готовых к осуществлению совместной творческой деятельности, что является основой для работы в команде, выполнения коллективных и сетевых проектов.

Учитывая кредитно-модульную организацию учебного процесса, самостоятельная работа студента не должна быть жестко привязана к конкретной дисциплине, а должна проектироваться преподавателями на основе межпредметных связей и связей с будущей профессиональной сферой обучаемых по интегрированному образовательному модулю, под которым мы понимаем совокупность непрерывно следующих друг за другом учебных дисциплин, позволяющих реализовывать одну или несколько смежных компетенций. Результатом освоения студентом интегрированного образовательного модуля должен стать тот или иной уровень сформированности (развитости) заявленной компетентности.

В основу авторской концепции асинхронной самостоятельной работы студентов положены субъектно-деятельностный, компетентно-стный и ресурсный подходы.

Использование компетентностного подхода позволяет рассматривать в качестве результата самостоятельной работы студента достижение им соответствующего уровня требуемой компетентности, выявить основные сущностные характеристики самостоятельной работы студента в современных условиях и выделить принцип асинхронности как основополагающий в организации данного вида учебно-познавательной деятельности.

Субъектно-деятельностный подход, во-первых, позволяет уточнить понятие асинхронной самостоятельной работы студента в современных условиях, выявить ее процессуальные аспекты и конструировать конкретное содержа-

ние с учетом структуры профессиональной деятельности будущего специалиста, во-вторых, помогает уточнить структуру компетентности, заявленной в качестве результата асинхронной самостоятельной работы.

Обращение к ресурсному подходу позволяет учитывать в исследуемом процессе возможность реализации как личностных ресурсов студентов, так и потенциала образовательной среды вуза.

Нами создана модель асинхронной самостоятельной работы студента, включающая в себя основание, ядро и следствие. Первый блок модели (рис. 1) отражает цель и задачи асинхронной самостоятельной работы студента.

Второй блок модели представляет собой совокупность методологического и содержательно-организационного компонентов. Методологический компонент (рис. 2) включает в

Рисунок 1. Основание модели асинхронной самостоятельной работы студента

Подходы:

Субъектно-деятельностный Компетентностный | Ресурсный

Закономерности:

обусловленности самоорганизации обеспеченности дискретности и цикличности результативности

Принципы:

вариатив- ности науч- ности ресурс- ности субъект- ности профес- сиональной ориентирован- ности дискрет- ности циклич- ности проектив- ного переноса оптимальной интенсив- ности

Организационно-педагогические условия:

Разработка и внедрение комплекса усложняющихся заданий, решение которых направлено на развитие готовности обучаемых к осуществлению деятельности в измерениях создания стоимости, построения отношений, принятия решений будущей профессиональной сферы и смежных областей деятельности Активизация субъектной позиции студента по самостоятельному принятию профессионально значимых решений за счет системного использования активных и интерактивных форм обучения, е^еаттд Функционирование в вузе открытой образовательно-ресурсной среды, являющейся релевантным отражением существующих особенностей информационного общества и складывающихся в нем производственных и социальноличностных отношений

Рисунок 2. Методологический компонент ядра модели асинхронной самостоятельной работы студента

себя подходы, закономерности, принципы и организационно-педагогические условия асинхронной самостоятельной работы студента.

Содержательно-организационный компонент модели (рис. 3) отражает этапы, виды, формы, методы и средства асинхронной самостоятельной работы студента, конкретное наполнение которых существенно зависит от ре-

ализуемого интегрируемого образовательного модуля.

Последний блок (рис. 4) включает результат асинхронной самостоятельной работы студента, выражающийся в уровневом развитии нового интегративного качества личности -компетентности в некоторой предметной области (информационно-компьютерной, матема-

Этапы

Ознакомительно- ориентационный Исполнительский Поисковый Творческий

Виды Фомы Методы Средства

работа с книгой; работа с самоучителем; работа в Шетй; работа со специализированным сайтом, системой тооШе; решение типовых и комплексных заданий; работа над проектами; подготовка докладов. индивидуальные (решение типовых и комплексных заданий, работа в библиотеке, в сети Intemet и т.д.); коллективные (работа в команде, коллективные и сетевые проекты, ролевая или деловая игра, проблемные семинары, студенческие конференции, олимпиады и т. д.). системное создание квазипрофессиональных ситуаций; метод проектов; метод развития мотивации; кейс-метод; Портфолио дискуссии; самоучители; программы самостоятельной работы; е-Ьеатш# сеть 1^етй; компьютер; программное обеспечение; печатная продукция;

Рисунок 3. Содержательно-организационный компонент ядра модели асинхронной самостоятельной работы студента

Результат - компетентность будущего специалиста в определенной предметной области

Компоненты

Когнитивный Т ехнологический Мотивационно-ценностный

декларативные, процедурные, методологические знания в конкретной предметной области аналитико-синтетические, поисково-ориентировочные, конструктивные, проективные умения стремление, система ценностных ориентаций (отношение к профессиональному образованию, самообразованию, будущей профессии)

Уровни развитости

Адаптационно- исполнительский Продуктивный Креативный

студент имеет отдельные декларативные и процедурные знания в конкретной предметной области; владеет алгоритмами их использования в типовых ситуациях; обладает ограниченной мотивацией достижения конечного результата; характеризуется скрытой потребностью к использованию обозначенного вида знания и технологий, ценностное отношение находится в потенции студент имеет системные декларативные и процедурные знания в конкретной предметной области; способен принимать решения в новой ситуации, актуализируя необходимые знания с использованием известных ему алгоритмов деятельности; имеет регулярную потребность в совершенствовании имеющегося знания и опыта деятельности, профессиональный интерес и потенциальное ценностное отношение к познанию, профессии Студент имеет систему декларативных, процедурных и методологических знаний в данной предметной сфере и смежных областях знания; способен принимать решения в нестандартных ситуациях; проектирует свою деятельность в аспекте использования приобретенного знания; имеет устойчивый профессиональный интерес, потребность в совершенствовании своей профессиональной и общекультурной компетентности, в самоактуализации, самореализации, актуальное ценностное отношение к информации, как главному источнику знания, к профессии

Рисунок 4. Блок-следствие модели асинхронной самостоятельной работы студента

тической, программистской, иноязычной и т. д.), что способствует развитию культуры самообразовательной деятельности как стратегии асинхронной самостоятельной работы.

Апробация данной модели асинхронной самостоятельной работы проводится нами в условиях Оренбургского государственного университета по широкому спектру направлений подготовки и специальностей. Анализ научнопедагогической литературы и опыт исследований позволил определить, что асинхронная самостоятельная работа студента в русле интеграции трех подходов проявляется в следующих закономерностях:

- закономерности обусловленности: асинхронный характер самостоятельной работы студента обусловлен становлением сетевой структуры информационного общества, усиливающейся мобильностью трудовых ресурсов, введением системы уровневого профессионального образования; результативность асинхронной самостоятельной работы студента обусловлена повышением уровня индивидуальной ответственности за саморазвитие в компетентност-но-ориентированной парадигме образования, изменением ценностно-смыслового отношения к профессиональному образованию, самообразованию, к будущей профессии; асинхронная самостоятельная работа студента происходит в специально создаваемой открытой образовательно-ресурсной среде вуза, включающей в себя внешние (методическое, технологическое обеспечение, субъект-субъектные отношения и пр.), и внутренние (личностные) ресурсы;

- закономерности самоорганизации: асинхронная самостоятельная работа способствует формированию студентом индивидуального

самообразовательного маршрута, адекватного его ресурсным возможностям профессионального и личностного развития и предполагает создание единого ценностно-смыслового пространства полисубъектного взаимодействия, подразумевающего совместную творческую деятельность в команде, сетевых проектах;

- закономерности обеспеченности: эффективная организация асинхронной самостоятельной работы студента предполагает разработку и внедрение в образовательный процесс комплексного научно-методического обеспечения, направленного на системное, поэтапное и уровневое формирование (развитие) общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста;

- закономерности дискретности и цикличности: асинхронная самостоятельная работа студента проектируется на основе компетент-ностно-ориентированных модульных учебных планов; асинхронная самостоятельная работа студента происходит поэтапно и зависит от имеющегося опыта социальной, учебно-познавательной деятельности студента и возможностей образовательно-ресурсной среды вуза; асинхронная самостоятельная работа студента имеет характер восходящей цикличности в контексте уровневого освоения содержания интегрированного образовательного модуля;

- закономерности результативности: образовательная эффективность асинхронной самостоятельной работы проявляется в уровневом развитии нового интегративного качества личности - компетентности, в личностной ответственности за результаты самообразовательной деятельности.

9.11.2011

Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» - №3.1.1/13256)

Список литературы:

1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. Шкара-тана О.И. - М.: ГУВШЭ, 2000. - 608 с.

2. Петухова, Т.П. О структуре рынка трудовых ресурсов в условиях глобальной информатизации общества / Т.П. Петухова // Приложение к журналу «Открытое образование»: XXXVIII Международная конференция «Информационные технологии в науке, социологии и бизнесе (1Т+8&ЕТ1). -Украина, Крым, Ялта-Гурзуф, 2011. - С. 62-64.

3. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студента: учебно-методическое пособие / В. Граф [и др.].- М.: МГУ, 1981. - 79 с.

4. Иоганзен, Б.Г. Научная организация самостоятельной работы студентов / Б.Г. Иоганзен.- Томск: Изд-во ТГПИ, 1970. -39 с.

5. Кобзев, М.С. Внеаудиторная работа в педагогическом вузе / М.С. Кобзев.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.- 107 с.

6. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - М.: Педагогика, 1990. - 181 с.

7. Зимняя, И.А. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности студента / И.А. Зимняя // Самостоятельная работа студентов: сб. науч. ст. М., 1993.- С. 14-22.

8. Ляудис, В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика инновационного образования / В.Я. Ляудис // Вест. Моск. ун-та. - Сер. 14. - Психология.- 1998.- №2.- С. 88-97.

9. Сластенин, В.А. Педагогика / Сластенин В.А. [и др.]. -М.: Аса(!еша, 2002. - 570 с.

10. Петухова, Т.П. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции // Высшее образование в России. - 2008. - №12. - С. 121-126.

11. Петухова, Т.П. Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе (на примере направления 260000): научно-методическое пособие для преподавателей вузов / Т.П. Петухова, М.И. Глотова - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 149 с.

12. Петухова, Т.П. Конструирование компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной 1Т-работы студентов / Т.П. Петухова // Высшее образование сегодня. - 2011. - №6. - С. 6-10.

13. Петухова, Т.П. О проблеме асинхронной самостоятельной работы студентов в современных условиях / Т.П. Петухова, М.С. Пашкевич // Методология и технология высшего образования в информационном обществе: материалы докладов Международной научно-практической конференции / Под ред. Академика РАО Г.А. Берулавы. - Сочи: изд-во Международного инновационного университета, 2011. - С. 106-111.

14. Горюнова, Л.В. Асинхронная организация процесса профессиональной подготовки специалиста в условиях современного высшего образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - №10 (октябрь). - С. 30-35.

15. Ерусалимский Я.М., Узнародов И.М.. Технология асинхронного обучения: опыт ЮФУ // Высшее образование в России.- 2009. - №9. - С. 3-8.

Сведения об авторе: Петухова Татьяна Петровна, проректор по УМР Оренбургского государственного университета, кандидат физико-мтематических наук, доцент 4В0018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 912104, е-mail: inform@mail.osu.ru

UDC 378.147 Petukhova T.P.

Orenburg state university, inform@mail.osu.ru

STUDENTS ASYNCHRONOUS INDEPENDENT WORK FUNDAMENTALS

The given article is aimed at the representation of the asynchronous independent work fundamentals. This work is directed to the creation of graduates willingness to perform professional activity under the conditions of information society. Subject-activity, competence and resource approaches form the bases of this concept. The theoretical aspects of students asynchronous independent work are represented in procedural model.

Key words: asynchronous independent work, concept, model, information society, competence oriented training.

Bibliography:

1. Castells, M. The Information Age: Economy, Society and Culture I M. Castels. - M.: GUVSHE, 2000. - 608 p.

2. Petukhova, T.P. To the Structure of Labor Markets in the Global Information Society I T. P. Petukhova I I Appendix to the journal «Open Education». - Ukraine, Crimea, 2011. - P. 62-64.

3. Graf, V. Fundamentals of self-learning activities and independent student work: a teaching manual I V. Graf, I.I. Ilyasov, V.J. Lyaudis.- Moscow: Moscow State University, 1981. - 79 p.

4. Ioganzen, B.G. The scientific organization of independent student work I B.G. Ioganzen. - Tomsk: TGPI, 1970. - 39 p.

5. Kobzev, M.S. Extracurricular work in the teacher training university I M.S.Kobzev. - Saratov: Sarat.Un-ty Press, 1981. -107 p.

6. Unt, I.E. Individualization and differentiation of instruction I I.E. Unt. - M.: Education, 1990. - 181 p.

7. Zimnyaya, I.A. Independent work as the highest form of the student learning activity I I.A. Zimnyaya II Independent

students work: Col. of scientific. issues. - M., 1993. - P. 14-22.

8. Lyaudis, V.J. The new paradigm of teaching phychology and practice of innovative education I V.J. Lyaudis II Bulletin of

Moscow Un-ty. - Ser. 14.- Psychology. - 1998. - №2. - P. 88-97.

9. Slastenin, V.A. Pedagogics I V.A. Slastenin. -M.: Academia, 2002. - S70 p.

10. Petukhova, T.P. Self-study as a means of developing information competence II Higher Education in Russia, 2008. -№12. - P. 121-126.

11. Petukhova, T.P. Development of students information competence in independent work: scientific-methodical manual for university teachers. I T.P. Petukhova, M.I. Glotova. - Orenburg: OSU, 2009. - 149 p.

12. Petukhova, T.P. The design of competence-oriented asynchronous independent students IT - work I T.P. Petukhova II Higher Education Today. - 2011. - №6. - P. 6-10.

13. Petukhova, T.P. To the problem of students asynchronous independent work under the modern conditionsI T.P. Petukhova, M.S. Pashkevich II Methodology and Technology of Higher Education in the Information Society.-Sochi: International Innovation University, 2011. - P. 106-111.

14. Goryunova, L.V. Asynchronous organization of professional training in contemporary higher education II Proceedings of the Southern Federal University. - Pedagogical Science, 2009. - P. 30-3S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Erusalimsk J.M., Uznarodov I.M. The technology of asynchronous learning: experience SFU II Higher education in Russia. - 2009. - №9. - P. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.