Концептуальные основы асинхронной
самостоятельной работы студентов в области информационных технологий
Т.П. Петухова, Оренбургский государственный университет, проректор по учебно-методической работе, [email protected]
Становление информационной парадигмы общества, внедрение в производство информационных технологий трансформировало трудовой процесс и вызвало новое разделение труда по трем направлениям, названными М. Кастельсом «измерениями» [1]:
• фактически выполняемые задачи в данном рабочем процессе (предметной области деятельности специалиста) - измерение создания стоимости;
• взаимодействие области деятельности специалиста с внешней средой (глобальным информационным пространством) - измерение создания отношений;
• принятие управленческих решений, т.е. создание отношений между менеджерами и работниками в конкретной организации и сети - измерение принятия решений.
Если рассматривать эти измерения отдельно, то, безусловно, основополагающим является первое «измерение». В рамках несетевых производств, фирм, организаций оно в себя включает планирование и принятие стратегических решений; разработку и внедрение инноваций; управление отношениями между решениями, инновацией, внедрением и исполнением, принимающее в расчет средства, доступные организации для достижения поставленных целей и прочий функционал вплоть до операционного (исполнительского) уровня специалистов.
Однако, учитывая сетевую логику рынка труда, для инновационной деятельности наряду с первым направлением («измерением») особую значимость приобретают второе и третье. Важны специалисты любых профессий, работающие в on-line, и особенно возрастает роль тех специалистов, которые по собственной инициативе прокладывают курс сетевого предприятия, реализуют сетевые проекты.
Таким образом, выпускник университета любого направления подготовки (в области техники и технологий, экономики, физики или математики и т. д.) должен обладать общекультурной информационной компетентностью.
Общекультурная информационная компетентность трактуется нами как интегрированное качество личности студента, выражающееся в его готовности к активному использованию профессионально-
ориентированных информационных технологий в актуальных направлениях разделения труда будущей сферы деятельности и смежных областей: создания стоимости, создания отношений и принятия решений [2].
Общекультурная информационная компетентность включает в себя открытую систему специальных знаний в области информатики и информационных технологий, профессионально-ориентированных информационных умений, способов и алгоритмов деятельности (приобретенного опыта) и ценностных отношений, актуализация и обогащение которой происходит по мере участия студента в реальных жизненно важных и профессионально значимых ситуациях. В связи с этим структурно мы ее рассматриваем как синтез трех компонентов [2]:
• когнитивного (знать), представляющего собой систему декларативных (знаю "что"), процедурных (знаю "как") и методологических (знаю "как узнать") знаний в области информатики и информационных технологий (в т. ч. профессионально-ориентированных), основанных на межпредметных связях и связях с будущей профессиональной сферой. Сформированность данного компонента у обучающегося предполагает наличие у него способности в дальнейшем воспринимать, понимать, видеть проблемы и прогнозировать тенденции информатизации профессиональной сферы и смежных с ней областей деятельности, мыслить категориями ситуации, процесса;
• технологического (уметь, владеть), состоящего из совокупности общенаучных и профессионально-ориентированных информационных умений, способствующих приобретению опыта деятельности по использованию информационных технологий в профессионально значимых ситуациях. Наличие развитости этого компонента у будущего специалиста предполагает способность ориентироваться, принимать решения и действовать в соответствии с принятым решением в типовых, а также в нестандартных ситуациях;
• мотивационно-ценностного (отношение, стремление), позволяющего соотнести отраженную информационную реальность в аспекте изучаемой дисциплины информационно-компьютерного модуля с взглядами, представлениями, убеждениями, идеалами студента. Развитие компонента закладывает основу для постоянного профессионального и личностного самосовершенствования, самореализации будущего специалиста.
В данной ситуации особую значимость приобретает самостоятельная работа, которая дает возможность студенту приобрести опыт самостоятельной и ответственной деятельности, развить его творческий потенциал [2, 3]. Здесь следует заметить, что разноуровневая подготовка студентов, а также индивидуальный стиль учебной деятельности каждого из них не позволяют всем обучающимся одновременно выйти на тот
или иной уровень развития общекультурной информационной компетентности. Следовательно, актуализируется проблема разработки концептуальных основ асинхронной самостоятельной работы в области информационных технологий (1Т-работы).
Учитывая кредитно-модульную организацию учебного процесса, самостоятельная работа студента не должна быть жестко привязана к конкретной дисциплине, а должна проектироваться преподавателями по интегрированному образовательному модулю в целом на основе межпредметных связей и связей с будущей профессиональной сферой обучаемых.
В основу концепции асинхронной самостоятельной работы студентов в области информационных технологий положены субъектно-деятельностный, компететностный и ресурсный подходы.
Использование компетентностного подхода позволяет рассматривать результат самостоятельной 1Т-работы студента как достижение им соответствующего уровня общекультурной информационной компетентности, выявить основные сущностные характеристики самостоятельной работы студента в условиях реализации ФГОС ВПО и выделить принцип асинхронности как основополагающий в организации данного вида учебно-познавательной деятельности.
Субъектно-деятельностный подход, с одной стороны, позволяет уточнить понятие асинхронной самостоятельной 1Т-работы студента в условиях информационного общества, выявить ее процессуальные аспекты и конструировать ее конкретное содержание 1Т-работы с учетом структуры будущей профессиональной деятельности выпускника, с другой стороны, помогает определить структуру общекультурной информационной компетентности (ее компонентный состав).
Обращение к ресурсному подходу позволяет учитывать все ресурсы, доступные студенту в образовательном процессе вуза. С одной стороны, для эффективной организации асинхронной самостоятельной 1Т-работы на основе внедрения в образовательный процесс научно-методического обеспечения необходимо задействование психологических ресурсов личности, с другой стороны, процесс самостоятельной работы призван обеспечивать развитие не только личностного потенциала (асинхронное углубление знаний и умений, обогащение опыта деятельности для различных составляющих общекультурной информационной компетентности), но и образовательно-ресурсной среды вуза.
Асинхронная самостоятельная 1Т-работа студента трактуется нами как вид учебно-познавательной деятельности, базирующейся на индивидуально-распределенном во времени выполнении комплекса разноуровневых задач и заданий по использованию информационных технологий при консультационно-координирующей помощи преподавателя.
Асинхронная самостоятельная 1Т-работа характеризуется самоорганизацией информационно-компьютерной деятельности студентов в условиях содержательно-смыслового структурирования личностного времени.
Асинхронная самостоятельная 1Т-работа способствует приобретению обучающимися трех типов опыта деятельности (репродуктивной, познавательной, творческой) и опыта эмоционально-ценностных отношений. Она ориентирована на развитие самостоятельности в принятии решений, вовлечение студентов в самостоятельную поисковую деятельность в области информационных технологий.
Анализ научно-педагогической литературы и опыт собственных исследований [2-4] позволил определить, что асинхронная самостоятельная 1Т-работа студента в русле интеграции трех подходов проявляется в следующих закономерностях:
закономерности обусловленности
• асинхронный характер самостоятельной 1Т-работы студента обусловлен становлением сетевой структуры информационного общества, усиливающейся мобильностью рынка трудовых ресурсов, введением системы уровневого профессионального образования;
• результативность асинхронной самостоятельной 1Т-работы студента обусловлена повышением уровня индивидуальной ответственности за саморазвитие в компетентностно-ориентированной парадигме образования, изменением ценностно-смыслового отношения к информационным технологиям, самообразованию, к будущей профессии в условиях глобальной информатизации;
• асинхронная самостоятельная 1Т-работа проектируется в целом по информационно-компьютерному модулю на основе межпредметных связей;
закономерность самоорганизации
• асинхронная самостоятельная 1Т-работа способствует выбору студентом индивидуального самообразовательного маршрута в области информационных технологий, адекватного ресурсным возможностям его личностно-образовательного развития и предполагает формирование единого ценностно-смыслового пространства полисубъектного взаимодействия, подразумевающего совместную творческую деятельность в команде;
закономерность обеспеченности
• эффективная организация асинхронной самостоятельной 1Т-работы студента предполагает разработку и внедрение в образовательный процесс комплексного научно-методического обеспечения, направленного на системное, поэтапное и уровневое формирование об-
щекультурной информационной компетентности будущего специалиста;
закономерности дискретности и цикличности
• асинхронная самостоятельная IT-работа студента происходит поэтапно и зависит от имеющегося опыта учебно-познавательной деятельности студента в области информационных технологий и возможностей образовательно-ресурсной среды вуза;
• асинхронная самостоятельная IT-работа студента имеет характер восходящей цикличности в контексте уровневого освоения содержания информационно-компьютерного модуля;
закономерность результативности
• образовательная эффективность асинхронной самостоятельной IT-работы проявляется в уровневом развитии общекультурной информационной компетентности (уровни: адаптационно-исполнительский, продуктивный, креативный) [2].
Организационно-педагогическими условиями эффективной асинхронной самостоятельной IT-работы мы считаем:
• разработку и внедрение комплекса усложняющихся задач и заданий использования информационных технологий, направленных на развитие готовности обучаемых к осуществлению информационной деятельности в актуальных направлениях разделения труда будущей сферы деятельности и смежных областей: создания стоимости, создания отношений и принятия решений.
• активизацию субъектной позиции студента в самостоятельной IT-работе за счет моделирования профессионально значимых ситуаций использования информационных технологий, применения Internet- и Web-технологий, e-learning, работы в команде.
• создание открытой образовательно-ресурсной среды вуза, включающей в себя внешние (методическое, технологическое обеспечение, субъект-субъектные отношения и пр.), и внутренние (личностные) ресурсы.
Говоря о практической реализации асинхронной самостоятельной IT-работы, отметим, что в целях обеспечения профессиональной ориентации содержания информационно-компьютерных дисциплин, их большей практической направленности нами был проведен анализ состояния и перспектив информатизации будущей профессиональной деятельности выпускников, учитывая региональные особенности. Это позволило включить в учебный процесс направлений подготовки и специальностей информационные технологии, реально востребованные в практике, и увидеть тенденции их развития [2]. Была спроектирована фундаментальная составляющая курса информатики, направленная на
формирование готовности студентов к самостоятельному освоению информационных технологий, разработан план непрерывной подготовки в области информационных технологий (как приложение к учебному плану направления подготовки, специальности) на основе учета межпредметных связей и рассмотрения курса информатики как введения в компьютерные науки с последующей его поддержкой рядом курсов по выбору и факультативных дисциплин в области профессионально-ориентированных информационных технологий.
На самостоятельную работу по конкретной дисциплине информационно-компьютерного блока мы выносили разделы, которые имеют практическую направленность (формирование преимущественно технологического компонента общекультурной информационной компетентности) и обеспечивают успешному студенту выход на исследовательскую деятельность в области профессионально-ориентированных информационных технологий. Эти разделы не были теми разделами, изучение которых способствовало приобретению основополагающих знаний, умений, необходимого минимума опыта по использованию базовых информационных технологий. Самостоятельная 1Т-работа по модулю предварялась 1-2 установочными лекциями и имела отдельное специализированное методическое обеспечение, ориентированное на внедрение в процесс обучения трехуровневой системы задач и заданий:
• репродуктивный уровень (типовые задания исполнительского характера) направлен на закрепление и практическое применение базовых понятий, фактов, операций, алгоритмов, изученных в рамках конкретной темы;
• реконструктивный уровень с элементами эвристики (комплексные, достаточно формализованные задания) направлен на анализ задания, его декомпозицию, актуализацию необходимых знаний, умений, алгоритмов, изученных в рамках нескольких тем, и системное их применение в новой ситуации. Это пропедевтический уровень подготовки студентов к принятию тактических решений;
• творческий уровень (межпредметные проекты) направлен на нахождение новых идей, самостоятельное освоение новой профессионально-ориентированной информационной технологии, характеризуется актуализацией методологических знаний, проектированием своей самостоятельной деятельности, готовит студентов к принятию стратегических решений.
В целях развития общекультурной информационной компетентности мы при конструировании системы усложняющихся задач и заданий придерживались следующих требований:
• соответствие уровня сложности задачи (задания) конкретному уровню общекультурной информационной компетентности;
• преемственность в содержании и решении задач;
• обобщенные формулировки комплексных и творческих задач;
• наличие проблемности в содержании творческих задач;
• результативность задачи и ее практическая востребованность. Методическое обеспечение асинхронной самостоятельной IT-работы
по информационно-компьютерному модулю [4] включало в себя:
• самоучитель (совокупность самоучителей);
• программу самостоятельной работы;
• пакет творческих заданий;
• контент для e-learning [3];
• диагностические материалы развития информационной компетентности в самостоятельной работе;
• описание технологии реализации асинхронной самостоятельной IT-работы.
Литература
1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. Шкаратана О.И. - М.: ГУВШЭ, 2000. -608 с.)
2. Петухова, Т.П. Конструирование компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной IT-работы студентов / Т.П. Петухова // Высшее образование сегодня, № 6, 2011 - С. 6 -10.
3. Петухова, Т.П. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции / Т.П. Петухова, М.И. Глотова // Высшее образование в России. - М.:, 2008, № 12. - С. 121-126.
4. Петухова, Т.П. Развитие информационной компетентности студентов в самостоятельной работе (на примере направления 260000): научно-методическое пособие для преподавателей вузов. / Т.П. Петухова, М.И. Глотова - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 149 с.