Научная статья на тему 'Об опыте применения МАК-метода в психологическом сопровождении сотрудников ведомственных образовательный организаций'

Об опыте применения МАК-метода в психологическом сопровождении сотрудников ведомственных образовательный организаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
611
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ / МАК-МЕТОД / PSYCHOLOGICAL HELP TO EMPLOYEES / PSYCHOCORRECTION / PSYCHOLOGICAL CONSULTATION / METAPHORICAL ASSOCIATIVE CARDS / MACK METHOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ракитская О. Н., Глебова Е. С.

В статье представлены результаты критического анализа опыта применения метафорических ассоциативных карт в психологическом консультировании. Наряду с достоинствами МАК-метода определены его ограничения в психологическом сопровождении сотрудников уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On experience of application of the MACK method in psychological support of the staff of the departmental educational organizations

The authors present the results of the critical analysis of experience of use of metaphorical associative cards in psychological consultation. Along with advantages of the MACK method its restrictions in psychological help to the staff of the penal correction system are defined.

Текст научной работы на тему «Об опыте применения МАК-метода в психологическом сопровождении сотрудников ведомственных образовательный организаций»

О. Н. РАКИТСКАЯ O. N. RAKITSKAYA

начальник кафедры общей психологии психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, подполковник внутренней службы, кандидат психологических наук, доцент

Е. С. ГЛЕБОВА E. S. GLEBOVA

начальник отделения психологического обеспечения образовательного процесса отдела по работе с личным составом ВИПЭ ФСИН России, подполковник внутренней службы

Об опыте применения МАК-метода в психологическом сопровождении сотрудников ведомственных образовательных организаций

On experience of application of the MACK method in psychological support of the staff of the departmental educational organizations

Аннотация. В статье представлены результаты критического анализа опыта применения метафорических ассоциативных карт в психологическом консультировании. Наряду с достоинствами МАК-метода определены его ограничения в психологическом сопровождении сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: психологическое сопровождение сотрудников, психокоррекция, психологическое консультирование, метафорические ассоциативные карты, МАК-метод.

Annotation. The authors present the results of the critical analysis of experience of use of metaphorical associative cards in psychological consultation. Along with advantages of the MACK method its restrictions in psychological help to the staff of the penal correction system are defined.

Key words: psychological help to employees, psychocorrection, psychological consultation, metaphorical associative cards, MACK method.

В

соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р,

в рамках кадрового обеспечения работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) предполагается осуществление профилактики их профессиональной деформации и психологической перегрузки, которая

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019

47

может проводиться не только в медико-реабилитационных центрах, но и на рабочих местах посредством привлечения специалистов психологической службы.

Согласно Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.12.2005 № 238, одной из ее задач является психологическое обеспечение профессиональной деятельности персонала органов и учреждений УИС, а также учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, подведомственных ФСИН России.

Достаточно часто в работе психолога УИС возникает необходимость оказания экстренной психологической помощи клиентам, получившим травматический опыт. Многие специалисты-практики обычно обращаются к уже имеющемуся собственному опыту оказания кризисной психологической и психотерапевтической помощи людям и одновременно пробуют адаптировать зарубежные методы психологической помощи. В УИС остро ощущается необходимость в экспресс-методах и таких инструментах индивидуальной и групповой работы с курсантами и сотрудниками, которые бы обладали высокой степенью «экологичности», помогали эффективно решать диагностические и психокоррекционные задачи.

Одним из таких инструментов являются метафорические ассоциативные карты (МАК), ставшие на сегодняшний день достаточно популярными в среде практических психологов разных направлений. Этот относительно новый метод приобретает все больший интерес и огромную популярность как среди профессионалов, так и среди населения, стремящегося к самопознанию и саморазвитию,

желающего заглянуть внутрь себя, узнать о себе что-то новое и ресурсное.

МАК - это набор картинок величиной с игральную карту или открытку с изображением людей, их взаимодействия, жизненных ситуаций, пейзажей, животных, предметов быта, абстрактных картин. Это иллюстрации, на которые проецируется содержание психологической реальности человека, в которых отражается как проблемный опыт, так и возможности разрешения проблем (ресурсы).

На данный момент можно говорить об успешном использовании этого инструмента психологической консультативной работы в России (Л. Тальпис, Н. Нелидова, Т. Колошина, А. Копы-тин, Н. Дмитриева, Н. Буравцова, Г. Кац, Е. Мухаматулина, Т. Ушакова и другие), Белоруссии (А. Горобченко, Л. Степанова), Украине (Е. Морозовская, Р. Ткач, В. Инжир, Г. Попова, Н. Милорадова и другие), а также в Германии (М. Эгет-мейер) и Израиле (И. Шмулевич). Применение МАК-метода сопровождается разработкой и описанием методологических принципов использования метафорических карт в деятельности практического психолога и созданием разных колод карт.

Г. В. Попова, Н. Э. Милорадова рассматривают МАК как мультимодальную стимуляцию, вызывающую разнообразные ассоциации клиента. При этом, с одной стороны, на клиента воздействует зрительный стимульный ряд, с другой - организуется нарративная практика, обеспечивающая последующие интервенции в процессе консультирования. Нарративная терапия основывается на идее о том, что идентичность человека (представление о том, кем он является) не столько осознается, сколько конструируется в форме рассказанных им историй (нарративов). В ходе повествования проясняются жиз-

48

[email protected] www.or.fsin.su

ненные смыслы, ценности, намерения и возможности людей, прослеживается процесс их возникновения и развития.

Сравнивая ассоциативные методы исследования внутреннего мира клиента, авторы признают МАК проективным методом исследования личности. При этом они отмечают, что колоды ассоциативных карт не являются валидизиро-ванными методиками, в результате применения которых допустимо делать психологическое заключение. То, что клиент приписывает изображению на карте определенный смысл, является одной из форм проекции его бессознательного, выражения личностного смысла, субъективного понимания происходящего.

Итак, важными функциями карт в консультативном процессе, по мнению Г. В. Поповой и Н. Э. Милорадовой, являются целенаправленное исследование внутреннего пространства клиента, его проблемных зон при помощи ассоциаций клиента, выделяемых им образов; метафорические интервенции, которые помогают найти пути и ресурсы для преодоления проблем. В консультативном процессе с помощью МАК достигаются такие эффекты, как установление доверия; актуализация переживаний клиента; его самораскрытие; установление контакта с внутренними частями личности; исследование его ценностей и мотивов; обнаружение вытесненного материала; инсайт, рефрейминг, структурирование проблемы; поиск путей решения и ресурсов; обогащение личных смыслов; расширение картины мира; получение метафорической обратной связи. Данные результаты достигаются за счет функционирования следующих психологических явлений и механизмов: проекции, идентификации, ассоциирования, инсайтов клиента, выделения в материале фигуры

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019

и фона, диссоциации от проблем, снижения уровня защитных механизмов, метафорического воздействия [1].

В литературе описываются различные способы предъявления карт клиенту. Так, Г. Б. Кац и Е. А. Мухаматулина, опираясь на собственный опыт применения карт в ходе психологического консультирования, утверждают, что при выборе карт вслепую клиенты анализируют себя более глубоко, отвечают на более сложные вопросы. В связи с этим ученые рекомендуют этот вариант в большей степени для людей, которые находятся в достаточно устойчивом психоэмоциональном состоянии, нежели чем для тревожных и эмоционально неустойчивых клиентов [2]. Схемы раскладок разрабатываются различными авторами для анализа отношений, конфликтов, эффективности деятельности, удовлетворенности процессами и так далее. Для анализа проблем клиента психолог может выбрать любые актуальные матрицы («Баланс жизни» Н. Пезешкиа-на, SMART, «Треугольник» С. Карпмана, многомерная модель BASIC Ph и другие).

Несмотря на популярность данного метода в психотехнической практике, в научной литературе его возможности освещены скудно. Отмечается дефицит публикаций, подтверждающих эффективность их применения в зависимости от разновидности методики, а также в условиях индивидуального и группового взаимодействия.

Опыт применения МАК в процессе психологического консультирования сотрудниками отделения психологического обеспечения образовательного процесса отдела по работе с личным составом ВИПЭ ФСИН России исчисляется с 2008 года, с момента прохождения соответствующего обучения одним из авторов

49

настоящей статьи Е. С. Глебовой (в рамках программы профессиональной переподготовки по арт-терапии кандидата психологических наук Т. Ю. Колошиной). С течением времени к работе с МАК стали привлекаться и другие сотрудники данного отделения, работающие с различными его модификациями (колодами), такими как OH-cards, Saga, Cope, Persona, Personto, Habitat и другие, что, помимо накопления соответствующего опыта, способствовало популяризации метода среди потенциальных клиентов.

Эффективность использования данного метода по сравнению с консультативными беседами без его применения проявляется в следующем:

1. Быстрее наблюдаются заметные улучшения в межличностных отношениях клиента, как в области семейных отношений, так и в профессиональной деятельности (в том числе учебной). В среднем, по наблюдениям специалистов, практикующих МАК во время консультирования, для результатов, в том числе отмечаемых самими клиентами, требуется от трех до пяти консультативных бесед.

2. Мотивационный эффект по отношению к процессам самопознания и саморазвития сотрудников, обеспечиваемый в ходе их психологического сопровождения. Так, специалисты отделения психологического обеспечения образовательного процесса ВИПЭ ФСИН России отмечают, что за время применения в психологическом консультировании МАК увеличилось количество инициативных обращений со стороны сотрудников как постоянного, так и переменного состава, в том числе с запросом на работу с применением карточек. Видимо, возможности данного метода обусловливают ощущение безопасности и легкости изложения информации о проблемной ситуации, за-

являемой клиентами, что делает процесс работы по осознанию собственного проблемного опыта более привлекательным.

О востребованности метода свидетельствуют данные, представленные в отчетах о количестве консультативных бесед с персоналом и обучающимися института. В соответствии с ними с 2017 года сотрудниками отделения проведено 3 002 консультации, из них 1 939 -по личным вопросам (58 % обращений по инициативе постоянного и переменного состава), среди которых 737 - по проблемам в межличностных отношениях, из них 331 (45 %) - с применением МАК.

Итак, мы разделяем мнение большинства практических психологов о том, что метафорические карты являются эффективным средством, применимым в ситуациях, когда в консультативной работе у клиента возникают сложности в описании чувств и переживаний, которые он испытывает в отношении имеющейся у него проблемы или затруднения, в определении возможных вариантов решения волнующих его вопросов. Как правило, встреча с метафорой для людей является интересной, она облегчает для них выражение собственных эмоций и подталкивает к активной работе.

Однако, на наш взгляд, в изучении возможностей МАК-метода следует обращать внимание не только на уже широко описанные достоинства, но и на менее привлекательные эффекты, сопровождающие его применение. Очевидно, что популярность данного метода основывается на его видимой яркости и кажущейся простоте, возможности обойти сознание клиента и его естественные психологические защиты. Критический анализ возможностей метода позволит сделать ожидания от его применения более реалистичными, само применение - более вдумчивым и менее ажитированным.

50

[email protected] www.or.fsin.su

Говоря о метафорических картах, Н. В. Дмитриева и Н. В. Буравцова выделяют ряд важных моментов в их использовании [3].

Во-первых, они напоминают практикующим психологам, что карта является своеобразной «дверью во внутреннее пространство другого человека», обеспечивающей быстрый контакт с бессознательной частью его психики. Действительно, метафоры, образы и ассоциации, возникающие в процессе работы с картами, позволяют достаточно быстро и легко соприкоснуться с вытесненным материалом. При этом в меньшей степени освещается, что из-за быстроты доступа к ранее не воспринимавшейся информации она может быть не только неожиданной для клиента, но и восприниматься как шокирующая. В качестве иллюстрации можно привести метафору со стремительным «обнажением» в присутствии другого человека - психолога, о чрезмерной прозорливости и всевиде-нии которого у клиента и до этого могли присутствовать представления как о сверхспособностях. Собственно, данный эффект учитывается, когда устанавливается условие применять данный метод в психологическом консультировании только со второй встречи с клиентом (как это происходило в нашем опыте обучения МАК-методу). При этом в рамках первой беседы именно от личности специалиста зависит возможность организации такого общения с клиентом, в результате которого он осознанно принимает решение продолжить работу по исследованию и решению своей проблемы, в том числе посредством применения МАК.

Во-вторых, отмечается возможность этого метода погрузить клиента в переживания, поскольку благодаря возникающим в ходе работы с метафорически-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019

ми картами ассоциациям клиент может заново пережить некоторые события истории своей жизни, в том числе и травмирующего характера. Считается, что подобное повторное проживание является безопасным для клиента, так как работа с картами увлекает его и позволяет отключиться на время от тревожащих событий, спроецировать на карты свое внутреннее состояние. Однако в меньшей степени обращается внимание на то, что будет происходить с клиентом в связи с данными переживаниями после консультации. Нужно отметить, что при профессиональной подготовке психотерапевтов много времени уделяется действиям специалиста на завершающем этапе беседы, в ходе которого он проверяет состояние клиента и «эколо-гичность» собственных воздействий на него, готовность человека к продолжению повседневной жизни. Не стоит ожидать, что при передаче МАК-метода из арсенала психотерапевтов психологам и другим «помогающим» специалистам произойдет автоматическая передача и указанных умений. Иногда у пользователей МАК-метода создается впечатление о легкости и простоте его применения, что в сочетании с заявленными для клиента эффектами делает его едва ли не волшебным и весьма привлекательным для использования в работе. Следует учитывать, что даже хороший инструмент не заменит компетентности специалиста.

При описании организации работы с картами различают прямые и дихо-томичные ассоциации, которые может осуществлять клиент. Так, прямая ассоциация проявляется в виде непосредственной связи изображения на карте с рассматриваемой проблемой. Дихото-мичная ассоциация связана с синони-

51

мами/антонимами, которые приходят на ум клиенту, когда он рассматривает выбранную им карту. Всеми признано, что размышление над изображениями на метафорических картах повышает активность «креативного центра» клиента. Считается, что в итоге фантазии и нетривиальные ассоциации способствуют возникновению у него внезапных инсайтов, которые являются отдельными шагами на пути к решению психологических трудностей. Однако в меньшей степени в литературе представлена информация о том, как данные отдельные шаги сложатся в путь к решению проблемы. Также не слишком понятно, как обеспечивается конструктивный характер этого пути.

В-третьих, в рекомендациях по применению МАК-метода устанавливается необходимость реализации диагностических задач консультативной беседы, поскольку ожидается, что практический психолог при работе с клиентом будет выстраивать последовательность предъявления карт и сопровождающих их вопросов с учетом определенного алгоритма анализа проблемы. При этом обращается внимание на формулировку вопросов специалистом, которая должна быть корректной и точной, а еще - совместимой с речевой практикой клиента. Уточняющие вопросы («Как вы конкретизируете собственные переживания, связанные с этой картой?») рекомендуется дополнять конфронтационными. Также хотелось бы отметить, что вопросные стратегии представляют собой интервенции, настойчиво стимулирующие процесс осознавания у клиента, а значит, могут сопровождаться закономерным переживанием дискомфорта с его стороны. Таким образом, требуются особые усилия для обеспечения коммуникативной, в частности речевой, подготовки

практических психологов, позволяющие решить обозначенную проблему.

В-четвертых, следует признать, что диагностические возможности карт прочно закрепились в сознании специалистов, хотя их пытаются сдерживать формулировками наподобие этой: «Несмотря на то, что в отдельных случаях метафорические карты можно использовать как инструмент проективной диагностики, не существует „правильной" и „неправильной" интерпретации карт». Упускается из виду оценочная ориентация самих специалистов, применяющих карты, несформированность у них так называемой безоценочной позиции или установки, создание которой требует длительных рефлексивных усилий.

Что касается технологических особенностей работы с МАК-методом или способов вытаскивать карты, то в случае «закрытого» способа процедура приближает клиента к восприятию ситуации как сеанса гадания, наделяя последующие действия специалиста метафизическими или эзотерическими смыслами.

Можно по-разному относиться к данным вариантам мировоззрения, признавая некоторый терапевтический эффект от восприятия «знаков и подсказок свыше», однако предпочтительнее, чтобы клиент во время консультативной работы с психологом актуализировал собственные возможности, внутренние ресурсы для понимания возникшей в его жизни проблемной ситуации, осознал себя как человека, способного ее решить, изменяя себя и свою жизнь в лучшую сторону. Желательно, чтобы использование метафорических карт позволяло клиенту осуществить работу на эмотивном и когнитивном уровнях проблемы. В свою очередь, изменения, отмечаемые на этих уровнях, могут способствовать пониманию клиентом

52

[email protected] www.or.fsin.su

сущности проблемы на поведенческом и телесном уровнях, обеспечивая его активную действующую позицию в жизни.

Еще одна причина привлекательности применения метода в психологической работе связана с возможностями его использования в разрешении широкого спектра психологических трудностей, то есть с универсальным характером МАК-метода. Он применим в работе с проблемами личностного плана (заниженная самооценка, неуверенность в себе, внутриличностные конфликты, построение жизненных планов), эмоциональными затруднениями (тревожность, агрессивность), сложностями во взаимоотношениях с другими людьми (связанными с застенчивостью или повышенной конфликтностью в рамках семьи или служебного коллектива), нахождением в сложных жизненных ситуациях (при переживании утраты, последствий чрезвычайных обстоятельств), девиантным поведением (зависимым, суицидальным, де-линквентным). Однако следует помнить, что карты сами по себе не решают указанных проблем, конструктивные ориентиры для психокоррекции содержатся в знаниевом компоненте компетентности специалиста, организующего совместное размышление с клиентом с опорой на иллюстрации, изображенные на картах.

На фоне обилия позитивных рекламаций МАК-метода в профессиональном сообществе психологов может сложиться впечатление, что именно карты, а не психолог с его личностными проявлениями создают обстановку, способствующую подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии, обеспечивают чудесным образом один из ценнейших результатов консультативной работы -подлинное общение с доверием и самораскрытием в контакте.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019

Предложенный в данной статье вариант критического осмысления опыта применения интересующего нас метода, включающий наряду с описанием достоинств метода актуализацию сопровождающих его менее полезных эффектов, на наш взгляд, способствует формированию реалистичных ожиданий у потенциальных пользователей. Для его рационального применения нам представляется полезным организовать возможность для дискуссии и обмена мнениями в отношении МАК-метода апробирующих или практикующих его специалистов, например в виде форума или вебинара с применением электронных ресурсов связи. Полезно обеспечить возможность обучения данному методу практических психологов УИС с привлечением сертифицированных специалистов, имеющих обширный опыт в сфере психологического консультирования и психотерапии. В качестве направления повышения квалификации практических психологов можно включить в программы научно-практических мероприятий тематические дискуссии и мастер-классы по проблемам использования техник МАК в психологическом сопровождении сотрудников образовательных организаций и исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. ф

1. Милорадова Н. Э., Попова Г. В. Стратегии исследования проблем клиента при помощи метафорических ассоциативных карт // Практична психолопя та сощальна робота. 2014. № 7. С. 13.

2. Кац Г. Б., Мухаматулина Е. А. Метафорические карты. Руководство для психолога. М. : Генезис, 2016. С. 27.

3. Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В. Ассоциативные карты в работе с трудным случаем. 2-е изд., доп. Новосибирск. 2016. 248 с.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.