УДК 343.98.67
М. В. Кремлёв
РЕЗУЛЬТА ТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
КАК ИСТОЧНИК КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ
ИНФОРМАЦИИ
M. V. Kremlyov
RESULTS OF ACTIVITY OF PSYCHOLOGICAL DIVISIONS OF PENAL SYSTEM AS SOURCE CRIMINALISTIC SIGNIFICANT INFORMATION
В статье проведён анализ психологической интеграции в деятельность по расследованию преступлений, обозначены основные направления эволюции психологических знаний в криминалистике. Указано место психологических служб уголовно-исполнительной системы в информационном обеспечении предварительного расследования.
This article analyzes the psychological integration in efforts to investigate crimes, identified the main lines of the evolution of psychological knowledge in forensic science. Specified place of psychological services of penal system information support of the preliminary investigation.
Ключевые слова: психология, психологический портрет осуждённого, психологическая служба уголовно-исполнительной системы, психологические свойства.
Keywords: psychology, psychological portrait of the convicted person, psychological service of penal system, psychological properties.
Фундаментальные изменения в обществе, происходившие в прошлом столетии, предопределили возникновение углубленного интереса к социальному знанию, а также повышенное внимание к проблемам межличностных связей индивидов. Среди дисциплин, изучающих особенности человеческого взаимодействия, не последняя роль принадлежит психологии. Именно в её границах разработан методологический инструментарий исследования личности, сформирован достаточно широкий понятийный аппарат и собран богатый эмпирический опыт1.
Психология как наука позволяет разобраться в том, как изменяются психологические явления в зависимости от внутренних и внешних воздействий, помогает определить существующие связи между психикой человека и его поведением2. Применение научно обоснованных приёмов и способов психологической работы с людьми дают возможность качественно изменить любую деятельность, в том числе правоохранительную.
Экстраполируясь в криминалистическую науку, психология нашла своё отражение во многих её теоретических разработках.
1 Ахмедшин Р. Л. Основы пенитенциарной психологии : учебное пособие. Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013. С. 4.
2 Столяренко С. Д. Психология : учебник для вузов. СПб.: Питер, 2014. С. 6-9.
Ещё основатель криминалистики Г. Гросс делал попытки выявить закономерности следообразования в зависимости от психологических свойств преступника определённой социальной группы1.
Следует отметить, что и отечественная криминалистика не лишена соответствующих акцентов. Русский криминалист Л. Е. Владимиров утверждал: «Глубокое убеждение, что свет для криминалистики блеснет не из кабинета юриста, а из клиники психиатра, руководило мною с самого начала моей учёной деятельности2».
Сегодня на фоне научного и технического прогресса человеческого общества высказанная Л. Е. Владимировым идея звучит не так категорично, однако она и сейчас не утратила своего смысла. Свидетельством тому - масса научно-криминалистических изысканий на пограничные с психологией темы , из которых центральное место занимают труды по изучению личности во всем её многообразии.
В. К. Гавло говорит о необходимости разработки понятия психолого-криминалистической характеристики преступления, под которой подразумевается некая динамическая система относительно устойчивых количественных и качественных признаков жизнедеятельности преступника, отражающих его психологические свойства, состояния и процессы совершения преступления, а также противодействию в ходе его раскрытия и расследования .
Комментируя высказанную идею, Р. Л. Ахмедшин справедливо замечает, что в ней, по сути, мы наблюдаем попытку переосмыслить содержание чисто криминалистического продукта5 путём ввода альтернативного понятия, преследующую главную цель изучить
личность неизвестного преступника. Именно поэтому в предлагаемое
6
словосочетание включено «психолого-» .
Отметим, что Р. Л. Ахмедшин, будучи убеждённым, что личность преступника (включая её криминалистический аспект) может быть определена главным образом через психологические конструкции, в
1 См.: Гросс Г. Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции. Смоленск, 1895; Гросс Г. Криминальная психология. Грац, 1905.
2 Владимиров Л. Е. Психологическое исследование в уголовном суде. М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1901. С. 1.
3 См., например: Гавло В. К. Судебно-следственные ситуации: психолого-криминалистические аспекты : монография. / В. К. Гавло, В. Е. Клочко, Д. В. Ким; под ред.
B. К. Гавло. Барнаул, 2006. 226 с.; Лушечкина М. А. Криминалистическое изучение личности в тактике расследования : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 217 с.; Миронов Д. В. Психологическое обеспечение раскрытия серийных убийств : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 20 с.; Симакова Е. С. Отражение в почерке психологических свойств и состояний личности (криминалистический, уголовно-процессуальный и психологический аспекты) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2003. 23 с.; Ахмедшин Р. Л. Криминалистическая характеристика личности преступника : дис. ... д-ра юрид. наук. Томск, 2006. 413 с. и т. д.
4 Гавло В. К. К вопросу о психолого-криминалистической характеристике преступлений // Актуальные проблемы правоведения в современный период. Томск, 1996.
C.186.
5 Имеется в виду криминалистическая характеристика преступлений.
6 Ахмедшин Р. Л. Основы пенитенциарной психологии. С. 114.
своих работах уделяет большое внимание вопросам интеграции психологии в криминалистику1.
Безусловно, интеграция психологических знаний в криминалистическую науку - достаточно важная составляющая, но, несмотря на указанные тенденции, считаем, что она должна протекать с большой осторожностью, избегая излишней «психологизации», а также с оглядкой на уголовно-процессуальные нормы как форму поисково-познавательной деятельности следователя.
В продолжение вышеуказанного тезиса считаем необходимым согласиться с Р. Л. Ахмедшиным, сформулировавшим принцип «адаптируемости», применяемый в процессе использования данных о преступнике из психологии и социологии. Его суть заключается в том, что данные, содержащиеся в знаниях о человеке, и разработанные ими методики должны быть ориентированы с учётом особенностей криминалистического исследования личности преступника2.
На сегодняшний день существует несколько смежных с психологией методов, разрабатываемых и внедряемых в правоохранительную деятельность криминалистической наукой. К примеру, при изучении личности в целях коррекции поведения или его прогнозирования специалистом-психологом могут применяться метод обобщения независимых оценок, биографический метод, метод беседы и пр. Аналогичные приёмы будут не менее эффективны, если их
3
качественно применит следователь, но уже в тактических целях .
Один и тот же объект4 может вызывать к себе определённый интерес разных субъектов, причём последние для достижения своих целей будут применять одни и те же методы исследования, а значит, получать ожидаемо схожие результаты.
Исходя из вышесказанного, для оптимизации процесса расследования могут встречаться обоснованные идеи привлечения специалистов-психологов в осуществляемое следователем производство по уголовному делу. Однако, как показывают результаты опроса сотрудников следственных подразделений Кемеровской области, такое участие применялось хотя бы однократно 4 % процентами следователей из 73 опрошенных.
Низкий уровень взаимодействия может объясняться разными причинами, от недопонимания ценности такого сотрудничества до уверенности в собственных психолого-аналитических способностях.
Если в первом случае достаточно провести разъяснительную беседу с яркими примерами успешных результатов совместной работы,
1 См. например Ахмедшин Р. Л. Основы пенитенциарной психологии; Ахмедшин Р. Л. Криминалистическая характеристика личности преступника. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 247 с.
2 Ахмедшин Р. Л. Основы пенитенциарной психологии. С. 110.
3 Криминалистика : учебник для вузов / отв. редактор проф. Н. П. Яблоков. М., 1995. С. 371-372.
4 В данном случае под объектом понимается личность.
то во втором ситуация будет зависеть от сознательности и добросовестности следователя относительно повышения своей компетенции.
Стоит отметить, что при объективно высокой психологической культуре следователя не исключается, а вероятнее всего - создаются предпосылки для использования психологов при расследовании.
Безусловно, указанное взаимодействие осложняется подбором сведущего лица, его мотивацией, увеличением времени предварительного расследования, риском утечки информации и т. д. Потому считаем такое вовлечение специалиста в уголовное судопроизводство факультативным, зависящим от обстановки расследования.
В ситуации, когда преступник становился объектом обязательного психологического исследования в рамках исполнения обязанностей конкретного должностного лица правоохранительного органа, результаты такой деятельности получают вне рамок расследования преступления. Следовательно, они лишены оговорённых ранее негативных тенденций, связанных с привлечением в процесс специалиста-психолога.
В данном примере неиспользование указанной информации органом предварительного расследования, на наш взгляд, является тактически необоснованным решением.
В контексте заявленной проблемы речь идёт о работе штатной психологической службы исправительного учреждения, выступающей основным субъектом психологического обеспечения деятельности учреждений, исполняющих наказание1.
Как отмечает М. Г. Дебольский, применение психологических закономерностей в уголовно-исполнительной практике имеет давние традиции, уходящие корнями в эпоху Просвещения . Однако, несмотря на появление социально значимых пенитенциарно-психологических идей3, первые отечественные психологические лаборатории в исправительных учреждениях начинают создаваться лишь на рубеже 1980- - 1990-х гг. Но уже к началу XXI в. последние развились в самостоятельную психологическую службу.
Сегодня психологическая служба Федеральной службы исполнения наказаний - «это централизованно управляемая организационная система, состоящая из структурных подразделений и должностей специалистов (психологов), осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов,
1 Дебельский М. Г. Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе : лекция. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2005. С. 6.
2 Там же. С. 6-8.
3 Поздняков В. М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. М., 2000. С. 6.
учреждений, исполняющих уголовные наказания, не связанные с изоляцией осуждённых от общества, а также специальных подразделений по конвоированию, отделов специального назначения территориальных органов УИС и образовательных учреждений, подведомственных ФСИН России»1.
Её миссия, среди прочего, направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения лиц, осуждённых к лишению свободы, а основным видом работы выступает подготовка их психологических портретов для формирования личных дел.
К числу основных видов деятельности или функций, которые возлагаются на психологическую службу уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), относится психологическая диагностика осуждённых.
Изучая их личности, психолог, прежде всего, выделяет те свойства, которые позволяют прогнозировать его поведение в местах лишения свободы. К ним относятся: ценностные ориентации; мотивы и обстоятельства совершённого преступления; отношение к совершённому преступлению и жертве; отношение к наказанию; социальный статус и социальное окружение; личностные качества (жестокость, агрессивность, доброжелательность, степень чувствительности к межличностным отношениям, отчуждённость и приспособляемость к новой обстановке); эмоциональные и волевые качества; общий уровень психического развития и интеллекта (психические отклонения и акцентуаций характера); планы и намерения осуждённого.
Полученные результаты хранятся в личных делах осуждённых, а также в алфавитной картотеке (своего рода информационная база данных).
В свою очередь, при расследовании преступлений следователь с целью планирования тактики производства отдельных следственных действий также нуждается в прогнозе относительно поведения преступника, исходя из чего может испытывать нужду в соответствующих психологических данных. Опуская дискуссию относительно объёма последних, к таковым, по нашему мнению, следует относить: психические формы отражения (ощущение, восприятие, память, мышление) и биологически обусловленные свойства (темперамент, характер, воля)2.
Сравнивая полученные результаты психологических служб УИС и информационные потребности следователя о личности преступника, можно установить их совпадения по основным психологическим качествам и свойствам, что напрямую указывает на необходимость
1 Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 12.12.2005 № 238.
2 См.: Аксенов Р. Г., Аксенова Л. Ю., Бондарева М. В. Изучение личности подозреваемого (обвиняемого) в процессе расследования преступлений : лекция. Омск: Омская академия МВД России, 2003. С. 7-8.
конструктивного взаимодействия органов предварительного расследования и психологической службы УИС.
Указанные данные, безусловно, будут иметь определённое практическое значение при формировании тактики производства следственных действий, поскольку сущность «всякого тактического приема заключается в том, что это научная рекомендация, рассчитанная на то, что следователь, исходя из оценки ситуации, из обстоятельств дела, из особенностей психики людей, во взаимодействии с которыми проводится следственное действие, выбирает тактический приём, который является наиболее целесообразным для данного случая»1.
Литература
1. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 12.12.2005 № 238.
2. Аксенов Р. Г., Аксенова Л. Ю., Бондарева М. В. Изучение личности подозреваемого (обвиняемого) в процессе расследования преступлений : лекция. - Омск: Омская академия МВД России, 2003.
3. Ахмедшин Р. Л. Криминалистическая характеристика личности преступника : дис. ... д-ра юрид. наук. - Томск, 2006.
4. Ахмедшин Р. Л. Основы пенитенциарной психологии : учебное пособие. -Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013.
5. Ахмедшин Р. Л. Криминалистическая характеристика личности преступника. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005.
6. Васильев А. Н., Яблоков Н. П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. - М., 1984.
7. Владимиров Л. Е. Психологическое исследование в уголовном суде. - М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1901.
8. Гавло В. К. К вопросу о психолого-криминалистической характеристике преступлений // Актуальные проблемы правоведения в современный период. - Томск, 1996.
9. Гавло В. К. Судебно-следственные ситуации: психолого-криминалистические аспекты : монография. / В. К. Гавло, В. Е. Клочко, Д. В. Ким; под ред. В. К. Гавло. Барнаул, 2006.
10. Гросс Г. Криминальная психология. - Грац, 1905.
11. Гросс Г. Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции. - Смоленск, 1895.
12. Дебельский М. Г. Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе : лекция. - Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2005.
13. Криминалистика : учебник для вузов / отв. редактор проф. Н. П. Яблоков. - М., 1995.
14. Лушечкина М. А. Криминалистическое изучение личности в тактике расследования : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
15. Миронов Д. В. Психологическое обеспечение раскрытия серийных убийств : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
1 Васильев А. Н., Яблоков Н. П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. М., 1984. С. 22.
16. Поздняков В. М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. - М., 2000.
17. Симакова Е. С. Отражение в почерке психологических свойств и состояний личности (криминалистический, уголовно-процессуальный и психологический аспекты) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2003.
18. Столяренко С. Д. Психология : учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2014.
УДК 343.8
Ю. М. Попова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИУГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДО 2020 ГОДА)
Y. M. Popova
SAFETY AS ACTIVITY OF PENAL SYSTEM (ANALYSIS OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF PENAL SYSTEM OF RUSSIA TILL 2020)
Статья посвящена анализу положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года и формированию дефиниции «безопасность», определению видов безопасности.
Article is devoted to the analysis of provisions of the Concept of development of Penal System of Russia till 2020 and definition formation "safety", to definition of types of safety.
Ключевые слова: безопасность, уголовно-исполнительная система, угроза, источник повышенной опасности, риск.
Keywords: safety, penal system, threat, source of the increased danger, risk.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года1 (далее -Концепция).
В частности, в Концепции говорится о необходимости обеспечения информационной, продовольственной, общественной безопасности в рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики обеспечения безопасности как самого осуждённого, так и сотрудников.
Так, обеспечение режима и безопасности в уголовно-исполнительной системе предполагает создание системы противодействия преступному поведению осуждённых на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также формирование
1 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.