Section 1. Other aspects of Psychotechnology
Tolstaia Svetlana Victorovna, PhD in Psychology, Associate Professor of Moldova State University,
Republic of Moldova E-mail: [email protected]
Ttraumatic experience of loss: psychological counseling by MAC
Abstract: Using metaphorical associative cards in the process of psychological support — is another key that unlocks access to the unconscious, which allows with sufficient clarity to identify not only the client's problem, but also help him to find a new and effective solution that fully satisfied him. The article is an example of study of the loss of injury using metaphorical associative cards.
Keywords: metaphoric associative cards, traumatic experience of loss, psychological counseling.
Толстая Светлана Викторовна, кандидат психологических наук, доцент Молдавского Государственного университета,
E-mail: [email protected]
Травма потери: психологическое консультирование методом МАК
Аннотация: Использование метафорических ассоциативных карт в процессе оказания психологической помощи — это еще один ключ, открывающий доступ к бессознательному, позволяющий с достаточной четкостью выявить не только проблему клиента, но и помочь ему самому найти новое, эффективное решение, которое его полностью устроит. В статье представлен пример проработки травмы потери с помощью метафорических ассоциативных карт.
Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, психотравмирующие переживание, потеря, психологическое консультирование.
Введение. Внезапная смерть родного, близкого щенностью образом утраченного, чувством вины,
человека, потеря одного из родителей вследствие раздражительностью, злостью, уходом от контактов
развода, потеря партнера, развод, утрата места с близкими, отсутствием интереса к ранее любимым
жительства, родины, потеря здоровья, молодости, занятиям, неспособностью и нежеланием организо-
красоты, силы, утрата дееспособности, смерть лю- вать свою деятельность [3].
бимого животного — переживание таких тяжелых Консультирование и терапия при утрате —
событий называют одним, очень емким словом — трудная работа, начиная с утешения и поддержки
горе. Горе это реакция на утрату чего-либо значи- и заканчивая разрешением тяжелой и болезненной
мого для человека. Переживание горя поглощает реакции потери, если клиент этого хочет. Профес-
и охватывает личность целиком, отнимая огром- сиональная задача психолога заключается в том, что-
ное количество энергии, не позволяя оставить му- бы помочь клиенту по-настоящему пережить утрату,
чительные переживания. Горевание может быть совершить работу горя, а не в том, чтобы притупить
сопряжено с физическими страданиями, погло- остроту душевных переживаний.
Ttraumatic experience of loss: psychological counseling by MAC
Постановка проблемы. При оказании помощи людям, пережившим горе потери, нужно понимать, что конечно, подход к каждому клиенту индивидуален и зависит от многих составляющих: личности клиента, его убеждений и ожиданий от психотерапии, характера взаимоотношений с умершим, давности произошедшего и пр. Практика показывает, что очень эффективными являются различные арт-терапевтические техники, потому что проблемы клиентов носят эмоциональный характер. Как известно за эмоции и чувства отвечает правое полушарие, а арт-терапия, направленна на работу именно с правым полушарием. Обладая рядом специфических особенностей, арттерапия эффективно способствует восстановлению целостности личности, развивая креативность, помогая найти выход, приобрести новое видение ситуации. Изменив опыт прошлого, меняется опыт настоящего и будущего.
Метод. Современная арт-терапия многогранна: рисование, лепка, рукоделие, клоунада, театр, сказ-котерапия. Использование метафор, историй, сказок является достаточно эффективным методом при работе с травмой, как с взрослыми, так и с детьми. В последнее время все больший интерес вызывает новый уникальный метод: метафорические ассоциативные карты, как эффективный метод работы с различного рода психотравмирующими ситуациями.
Проективные карты как инструмент арт-терапии, применяемый психологами в индивидуальной, семейной и групповой работе с клиентами любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам, используется для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции. Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии [1].
Карты стимулируют взаимодействие работы обоих полушарий головного мозга (образ обращается к правому полушарию мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым оформлением представления), что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации и появлению инсайтов. В работе с проективными картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения и находит ответы на свои вопросы [2].
Содержание. Рассмотрим далее технику проработки потери с использованием метафорических ассоциативных карт [3].
Клиент и запрос: на консультацию обратилась женщина 36 лет. Недавно потеряла свою близкую подругу, которая умерла от цирроза печени. Подруга страдала алкоголизмом, несколько лет назад проходила курс лечения, но вскоре сорвалась и уже не нашла в себе силы бороться с этим пристрастием, как результат — смерть. Потерю переживает очень тяжело, много плачет, днями только о ней и думает, ночами появилась бессонница. Появился страх засыпания, страх темноты.
На консультационной сессии мы много говорили о жизни и смерти, об отношениях с умершей, прорабатывали представления клиентке о жизни после жизни, ее представления о смерти. Сессия была достаточно тяжелой и для клиентки и для меня, как консультанта. Все время было ощущения какой-то недосказанности, ощущение, что мы не коснулись чего-то очень важного в отношениях. Из рассказа клиентки я уловила не ясно выраженную мысль о наличии различных отношений между ними: с одной стороны, добрые, приятельские, с другой, было раздражение и конфликты. Ясно клиентка об этом не высказывалась. Тогда я решила попробовать поработать с колодой «Persona» для проработки темы отношений с умершей подругой.
Я предложила из колоды карт «Persona» отобрать изображения, которые подходят для образа подруги, какой клиентка ее знала, ее различные образы.
Клиентка выбрала 3 карты. Я предложила описать их.
Комментарий клиентки к образу № 1 (см. фото 1): «Вот такой я ее знала и очень любила. Она была молода, красива, очень любила и хотела жить. Она всегда следила за собой, ну тогда, когда не уходила в запои. Она была душой компании, веселая, у нее было много друзей и все ее очень любили».
Комментарий клиентки к образу № 2 (фото 2): «Такой я ее тоже знала и не просто любила, а очень уважала и считалась с ней. Она была мудрой, всегда готовой прийти на помощь. Они никогда мне ни в чем не отказывала, я могла и ночью к ней обратиться и знала, что она поможет. Никогда меня не бросала. Когда я развелась с мужем, она водила меня по ресторанам и магазинам, очень много со мной возилась и, можно сказать, вытащила из депрессии. Она была очень надежным человеком».
Комментарий клиентки к карте № 3 (см. фото 3): «К сожалению, такой я ее тоже знала и очень не любила. Она пила, часто напивалась до чертиков. В такие дни я вообще не хотела с ней разговаривать. И я ей об этом говорила. Она очень обижалась, что я ее
не приглашала к себе на праздники. Но как я могла? прямо накануне своей смерти она звонила мне и про-
Там всегда есть алкоголь, а она не могла не пить, а если сила купить ей что-то выпить, я отказалась. И накри-
пила, то это был испорченный праздник для всех. На- чала на нее. Ну, как я могла ей налить? А теперь думаю,
верное, это предательство по отношению к ней. Еще что это была ее последняя просьба?»
Фото 1. Фото
Комментарий автора: Когда клиентка расположила перед собой три разных образа своей подруги, ей легче стало выражать свои мысли, описывать их взаимоотношения. И в этом рассказе четко прослеживается одна, ранее не затронутая, тема: я ее любила, она надежный человек, который всегда помогал, а я отказала в последней просьбе умирающему. Таким образом, мы вышли на тему вины.
Далее мы прорабатывали именно этот аспект.
С. Т.: Перед какой из них вы чувствуете себя виноватой?
Клиент: Перед этой (третий образ). Она просила дать ей выпить, а я отказала.
С. Т.: Почему вы ей отказали?
Клиент: Я знала, что спиртное ее убивает, а я не хотела принимать в этом участие. У нее цирроз печени, ей категорически нельзя было пить.
С. Т: А если б вы ей наливали, уважили бы просьбу?
Клиент: Мне было бы еще хуже. Я понимала бы, что участвовала в ее убийстве.
С. Т.: Она вас поняла?
Клиент: Думаю, нет. Она пьяная, точно нет. Ей было неприятно, она восприняла это как предательство.
С. Т.: А от какой из них вы бы хотели получить прощение?
Клиент: От этой (первый образ).
С. Т.: Как вы думаете, она поняла, почему вы отказали ей в спиртном?
Клиент: Думаю, да. Уверена. Она хотела жить, и понимала, что ее убивает, и понимала, что я не хочу в этом участвовать, что не хочу помогать ей гробить себя.
2. Фото 3.
С. Т.: Что она сейчас говорит вам?
Клиент: Что понимает меня, что сама поступила бы точно так же в отношении своей подруги. Еще говорит, что рада, что мы были знакомы, что дорожит нашей дружбой. Говорит, что не нашла в себе силы воли, или не так сильно любила эту жизнь, чтоб бороться с алкоголем. Говорит, что прошла свой путь, это был ее выбор.
Клиентка очень плакала, это был тяжелый разговор. В завершении сессии была применена релаксационная медитация в техниках эриксоновского гипноза. После сеанса релаксации, где клиентка в воображении бродила по облакам, она призналась, что видела образ подруги в ярком свете и как она ей улыбается, а потом она словно растворилась в облаках. Клиентка сказала, что ощутила, как подруга просит ее отпустить, не винить себя, продолжать жить и помнить ее только трезвой и красивой.
Заключение. Таким образом, использование метафорических ассоциативных карт в процессе оказания психологической помощи — это еще один ключ, открывающий доступ к бессознательному, позволяющий с достаточной четкостью выявить не только проблему клиента, но и помочь ему самому найти новое, эффективное решение, которое его полностью устроит. Карты позволяют получить картину, отражающую наиболее важные аспекты проблемной ситуации и ее субъективного переживания; произвести необходимые уточнения и прояснения. В то же время следует отметить, что метафорические ассоциативные карты не предназначены для того, чтобы заменить собой другие психотерапевтические
Computer gaming addiction — a new kind of ad-dicting behavior of the XXI century
методы, но они могут стать еще одним важным твор- которым можно пользоваться в сочетании с различ-ческим средством исцеления, личностного роста, ными другими существующими подходами.
Список литературы:
1. Кац, Г. Метафорические карты: руководство для психолога/Г. Кац, Е. Мухаматулина. - М.: Генезис, 2014. 168 с.
2. Киршке, В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. OH Verlag, 2010. 240 с.
3. Толстая С. Методы арт-терапии при работе с людьми, пережившими психотравмирующее событие. Chi-sinau, CEP USM, 2016. 213 с.
Filatova Tatiana Petrovna, applicant of the Department of psychology of the Moscow Universities, the Ministry of internal Affairs of Russia senior police Lieutenant Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Computer gaming addiction — a new kind of addicting behavior of the XXI century
Abstract: The article discusses a new kind of non-chemical addiction, generated daily intensive development of computer technology. On the basis of the re-results of studies highlighted the influence of computer games addic-tion on the psyche and the physical condition of the player.
Keywords: computer game addiction, computer game addict, the genre of the game, story game, computer game.
Филатова Татьяна Петровна, соискатель кафедры психологии Московского Университета МВД России старший лейтенант полиции г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
Компьютерная игровая аддикция — новый вид аддиктивного поведения XXI века
Аннотация: В статье рассматривается новый вид нехимической аддикции, порожденной интенсивным развитием компьютерных технологий. На основе результатов исследований освещается влияние компьютерной игровой аддикции на психику и физическое состояние игрока.
Ключевые слова: компьютерная игровая аддикция, компьютерный игровой аддикт, жанр игры, сюжет игры, компьютерная игра.
За более чем тридцатилетнюю историю изучения влияния компьютерных игр, было проведено сотни исследований, в рамках которых изучались факторы риска и эффекты кратковременного и пролонгированного воздействия чрезмерного увлечения ими с медицинской и психологической точки зрения. Подавляющее количество специалистов делают заключение о негативных последствиях систематических
игровых сеансов, что подтверждается научными выводами по результатам большинства исследований, а также участившимися случаями совершения уголовно наказуемых деяний и суицидов под пагубным влиянием компьютерных игр в таком психическом состоянии как эмоциональное напряжение, примеры которых приведены в таблице 1.