Научная статья на тему 'Об определении потребного состава взаимодействующих сил для решения ими задач в условиях чрезвычайных ситуаций федерального характера'

Об определении потребного состава взаимодействующих сил для решения ими задач в условиях чрезвычайных ситуаций федерального характера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY SITUATION / ПОТРЕБНЫЙ СОСТАВ СИЛ И СРЕДСТВ / NEEDFUL STRUCTURE OF FORCES AND MEANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молчанов Александр Владимирович

Определение потребного количества сил, направляемых на усиление действующей группировки сил при введении особого уровня реагирования, осуществляется, как правило, на основе субъективных предложений. В работе рассмотрен подход к определению потребного количества взаимодействующих сил ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера. Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; потребный состав сил и средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Молчанов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT DEFINITION OF POTREBNY STRUCTURE OF INTERACTING FORCES FOR THE DECISION THEM TASKS IN THE CONDITIONS OF EMERGENCY SITUATIONS OF FEDERAL CHARACTER

Definition of needful number of forces directed to strengthening of operating group of forces at introduction of special level of reaction is carried out, as a rule, on the basis of subjective offers. In work author's approach to definition of needful number of interacting forces of elimination of emergency situations of federal character is considered.

Текст научной работы на тему «Об определении потребного состава взаимодействующих сил для решения ими задач в условиях чрезвычайных ситуаций федерального характера»

УДК 355/359.07

А.В. Молчанов

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОТРЕБНОГО СОСТАВА ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ СИЛ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ИМИ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ХАРАКТЕРА

Определение потребного количества сил, направляемых на усиление действующей группировки сил при введении особого уровня реагирования, осуществляется, как правило, на основе субъективных предложений. В работе рассмотрен подход к определению потребного количества взаимодействующих сил ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; потребный состав сил и средств.

A. Molchanov

STRENGTH FOR DUTY IN THE EMERGENCIES OF THE FEDERAL LEVEL

Strength for duty oriented for strengthening of operating task forces in the emergency situation is carried out on the basis of subjective offers. The author of the article suggests the approach of required interacting forces in the emergency situations offederal level.

Keywords: emergency situation; strength for duty.

Чрезвычайные ситуации федерального характера, согласно действующему законодательству, характеризуются значительными людскими и материальными потерями (пострадавших свыше 500 человек, размер материального ущерба свыше 500 млн рублей) [2].

Отличительной чертой данных чрезвычайных ситуаций являются:

относительно низкая повторяемость и, как следствие, проблема прогнозирования;

привлечение сил, дислоцирующихся на значительном удалении от зоны чрезвычайной ситуации (далее ЧС);

особые требования к организации управления и взаимодействия разнородными силами ликвидации ЧС;

введение в действие федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

В соответствии с российским законодательством МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В целях обеспечения согласованности действий в вопросах защиты населения и территорий от ЧС создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение указанных вопросов.

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет МЧС России [1].

--9

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'2

Федеральный план действий по предупреждению и ликвидации ЧС не является суммой планов, разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации, а представляет собой варианты выделения дополнительных сил от Федеральных органов исполнительной власти, имеющих функциональные подсистемы единой системы. Как правило, здесь идёт речь о спасательных воинских формированиях МЧС России и специально подготовленных силах и средствах Министерства обороны РФ, имеющих необходимые аварийно-спасательный инструмент, оборудование и специальную технику.

Определение необходимого количества сил и средств для выполнения совместных мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, при введении особого уровня реагирования - задача весьма не простая. При её решении необходимо руководствоваться одним из принципов защиты населения от ЧС, а именно принципом необходимой достаточности и максимально возможным использованием имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС федерального характера.

Решение задачи расчёта потребного состава сил и средств для совместных действий при проведении АСДНР в условиях чрезвычайных ситуаций федерального характера в прямой постановке затруднительно и вряд ли возможно. Это объясняется невозможностью точного определения вида, характера, масштаба ЧС, а также трудностью прогнозирования состояния сил ликвидации ЧС в ходе проведения АСДНР. Кроме того, на состав взаимодействующих сил оказывает влияние их дислокация, удалённость от зоны ЧС, тактико-технические характеристики аварийно-спасательного инструмента и техники этих сил и возможные способы их применения, физико-географические условия зоны ЧС, время года, метеоусловия и многие другие факторы.

При определении потребного состава сил и средств для решения совместных задач необходимо в полной мере использовать принцип полноты учёта возможного развития ЧС, который в данном случае заключается в проведении мероприятий по недопущению действия вторичных поражающих факторов, их согласования по цели, месту и времени между собой и с другими мероприятиями по локализации источников ЧС. При этом возникает возможность компенсации недостатка или отсутствия одних сил и средств за счёт других или же за счёт проведения организационных мероприятий.

Другим важным фактором, определяющим потребный состав сил и средств для решения совместных задач по ликвидации ЧС, является динамика людских потерь как санитарных, так и безвозвратных.

Известно, что подразделение частично утрачивает способность эффективно выполнять АСДНР при потере в личном составе и технике до 50-60 % и сохранении управления, а полностью - при нарушении управления и выходе из строя более 50-60 % сил и средств [5].

Казалось бы, потери личного состава и техники до 50-60 % в условиях современных ЧС цифра не реальная. Однако не будем забывать горький опыт ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года, когда уже в августе сложившаяся экологическая ситуация привела к необходимости создать Чернобыльскую группировку войск численностью около 40 тыс. человек и поддерживать её в течение последующих двух лёт на уровне 20 тыс. человек [4].

Подтверждением колоссальных санитарных потерь в Чернобыле может служить докладная штаба ГО УССР о ходе ликвидации аварии на ЧАЭС.

В ней сообщалось, что по состоянию на 31 августа 1986 г. в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС принимают участие 111 соединений и частей общей численностью 39245

человек, в том числе дивизий - 1 (25 МСД), бригад - 2 (25, 26 БрХ3), полков - 23 (в т. ч. ОМП ГО-9), батальонов - 28 (в т. ч. ГО-1), рот - 8, отдельных подразделений - 49 [4].

Основываясь на приведённых выше фактах и рассуждениях, предлагается следующий подход к определению состава сил и средств для решения совместных задач в условиях современных ЧС, схема которого представлена на рис. 1.

Факторы, определяющие предназначение и состав взаимодействующих сил ликвидации ЧС

Социально-технический фактор

Социально-экономический фактор

Географический фактор

Фактор учёта

участков проведения АСДНР

Задачи взаимодействующих сил ликвидации ЧС

Разведка зоны ЧС

Информационный обмен

Проведение АСДНР

Организация связи

Всестороннее обеспечение

Этапы применения взаимодействующих сил ликвидации ЧС

Рис. 1. Схема подхода к определению состава взаимодействующих сил ликвидации ЧС

Первым этапом определения состава группировки взаимодействующих сил будет оценка факторов, оказывающих влияние на предназначение и состав сил и средств, выполняющих совместные задачи по ликвидации ЧС федерального характера.

К таким факторам можно отнести: фактор риска возникновения ЧС; социально-технический; социально-экономический;

- 11

географический;

фактор учёта участков проведения АСДНР.

Оценка факторов риска возникновения ЧС природного и техногенного характера позволит спрогнозировать и минимизировать их последствия с учётом мероприятий по предупреждению ЧС.

Анализ социально-технического фактора позволяет определить наличие и достаточность сил и средств ликвидации ЧС, способных эффективно вести АСДНР в зоне ЧС, согласно планов действия (взаимодействия) на территории федерального округа и возможности по привлечению дополнительных (федеральных) сил и средств для решения задач в условиях ЧС федерального характера.

Оценка социально-экономического фактора позволяет определить способности по комплектованию сил ликвидации ЧС личным составом, оснащению их аварийно-спасательным инструментом и специальной техникой, ГСМ, МТС, продовольствием и т. д., способность к восстановлению техники и восполнению потерь в ходе проведения АСДНР. Кроме того, анализ данного фактора позволяет сделать вывод о степени обученности личного состава действиям в складывающейся обстановке.

Анализ географического фактора позволяет оценить места дислокации сил ликвидации ЧС, местность предполагаемых АСДНР, а также возможности по передислокации сил ликвидации ЧС и своевременному их обеспечению.

И наконец, анализ участков проведения АСДНР позволяет определить, какой источник ЧС представляет наибольшую угрозу в конкретной ситуации, и в соответствии с этим осуществлять перераспределение имеющихся сил и средств для эффективного ведения АСДНР.

Исходя из перечисленных выше факторов, определяется предназначение и состав сил и средств, решающих совместные задачи в условиях чрезвычайных ситуаций федерального характера, в том числе по недопущению действия вторичных поражающих факторов.

Вторым этапом определения состава группировки взаимодействующих сил является определение и учёт совместно выполняемых задач силами ликвидации ЧС. В общем виде к ним относятся:

разведка и мониторинг зоны ЧС;

информационный обмен участников ликвидации ЧС;

проведение АСДНР;

организация связи и оповещения сил ликвидации ЧС;

всестороннее обеспечение АСДНР.

Кроме этих задач имеется и ряд других, направленных на повышение надёжности выполнения совместных задач, таких как эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, специальная и санитарная обработка, и др. Однако основное влияние на состав сил и средств, выполняющих совместные задачи, оказывают эти пять перечисленных выше основных задач.

Существенное влияние на состав сил и средств, решающих совместные задачи в условиях ЧС современности, также оказывает учёт и чёткие временные рамки этапов проведения АСДНР, что является третьей составляющей предлагаемого подхода.

К ним относятся:

I этап: проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР.

II этап: проведение крупномасштабных АСДНР в зонах ЧС.

III этап: ликвидация последствий ЧС [7].

12 -

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'2

Влияние вышеперечисленных этапов напрямую связано и обусловлено эшелонированием сил ликвидации ЧС на каждом из них.

Так например, по результатам проведённого в 2013 году с 996 СЦ (ЦРЦ) исследовательского учения руководством Министерства был одобрен ряд предложений по эшелонированию сил и средств СВФ:

I эшелон - силы экстренного реагирования - срок готовности 1 минута;

II эшелон - аэромобильные подразделения (состав и оснащённость по видам ЧС) - готовность до 30 минут;

III эшелон - полный состав сил и средств спасательного центра - готовность в рабочее время до 2 часов, в нерабочее время до 3 часов.

Проблема определения количества сил, необходимых для усиления имеющейся (согласно плану взаимодействия) группировки сил при введении федерального или особого уровня реагирования, была и остаётся актуальной. Анализ АСДНР при ликвидации ЧС федерального характера последних лёт указывает на отсутствие единого подхода, позволяющего обоснованно определять состав сил и средств, призванный усилить имеющуюся группировку. Как правило, это приводит к избыточному количеству сил и средств, находящихся в зоне ЧС, что влечёт за собой проблемы их размещения, обеспечения, большие материальные затраты, а также отрыв от выполнения мероприятий повседневной деятельности в пунктах постоянной дислокации.

Предложенный подход не претендует на законченность и не является единственным. Вместе с тем, учёт рассмотренных факторов при выполнении основных задач на различных этапах применения взаимодействующих сил позволит определять не только количественный, но и качественный их состав, что, в свою очередь, значительно повысит эффективность проведения АСДНР взаимодействующими силами.

Литература

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Методические рекомендации по разработке межрегионального плана действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. - МЧС России, 2013.

4. Дьяченко А. А. Опыт ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы: учёб. пособие для вузов // под редакцией академика РАН В.Н. Михайлова. - 2-е изд. - М.: РосАтом, 2004. 128 с,: ил.

5. Микрюков В.Ю. Теория взаимодействия войск. // М.: Вузовская книга, 2002. 240 с.: ил.

Энциклопедия «Гражданская защита» // Под общ. ред. С.К. Шойгу. МЧС России. -М.: Московская

типография № 2, 841 с. ил.

6. Федорук В.С., Попов П.А., Тикунов К.Б., Гаврилов И.Н. Взаимодействие сил МЧС России с силами других министерств и ведомств Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций. // Новогорск; АГЗ МЧС России, 2003. 205 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.