Научная статья на тему 'ОБ ОПЕРЕЖАЮЩЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ'

ОБ ОПЕРЕЖАЮЩЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / МИР ПРОФЕССИЙ / WORLD OF PROFESSIONS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIO-ECONOMIC MOBILITY / ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОВЕДЕНИЕ / БУДУЩЕЕ / FUTURE / MULTIPROFESSIONALISM / VOCATIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION / KNOWLEDGE ABOUT PROFESSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислов Александр Геннадьевич

Предметом статьи являются аргументы в пользу основных направлений адекватного современным социально-экономическим процессам обновления содержания и форм профессионального образования - радикальной гетерогенной полипрофессионализации, футурологизации на основе интегрированного профессиоведения, гуманитаризации, а также педагогизации всякого профессионального образования и даже всякой профессиональной деятельности. Цель статьи - пригласить коллег к теоретическому обсуждению этих аргументов и к практическому воплощению предлагаемых направлений обновления профессионального образования. В статье реализована методология аналитической экспликации коллегиального профессионально-педагогического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ADVANCED VOCATIONAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC MOBILITY

The subject of suggested article is the arguments in favor of the main directions of the adequate socio-economic processes of updating of the content and forms of vocational-pedagogical education - the radical heterogeneous, multiprofessionalism, positive changes on the basis of integrated profession studying, humanitarization of whole vocational education and even any professional activity. The aim of the article is to invite colleagues to the theoretical discussion of these arguments, and also to the practical realization of the proposed areas of upgrading of the vocational education. This article reveals the methodology of the analytical explication of the collegial vocational-pedagogical thinking.

Текст научной работы на тему «ОБ ОПЕРЕЖАЮЩЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, НЛУКА, ПРАКТИКА

А.Г. Кислое

ОБ ОПЕРЕЖАЮЩЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Ключевые слова: профессия, мир профессий, социально-экономическая мобильность, полипрофессионализм, профессиональное образование, профессионально-педагогическое образование, профессиоведение, будущее.

Аннотация: Предметом статьи являются аргументы в пользу основных направлений адекватного современным социально-экономическим процессам обновления содержания и форм профессионального образования -радикальной гетерогенной полипрофессионализации, футурологизации на основе интегрированного профессиоведения, гуманитаризации, а также педагогизации всякого профессионального образования и даже всякой профессиональной деятельности. Цель статьи - пригласить коллег к теоретическому обсуждению этих аргументов и к практическому воплощению предлагаемых направлений обновления профессионального образования. В статье реализована методология аналитической экспликации коллегиального профессионально-педагогического мышления.

ао1: 10.21510/1817-3292-2017-1-80-88

Мир профессий в современном обществе стремительно усложняется, за ним усложняются и содержание, структура, формы профессионального образования. Профессии обнаружили свою конечность во времени, многие уходят в прошлое, большинство трансформируется, растет число новых. Соответственно, все больше внимания уделяется попыткам прогнозирования развития мира профессий [1], не остается этот процесс и без внимания государства [10]. В условиях возрастающей социально-экономической мобильности неизбежной становится потребность в постоянном (непрерывном) профессиональном образовании и, конечно, самообразовании, которое вряд ли вытеснит образование, осуществляемое с помощью и в образовательных организациях. Несомненно, впрочем, что первое заметно потеснит второе.

Как у всякого социального усложнения, у современных процессов в сфере профессионального образования есть и свой, задаваемый психофизиологическими границами возможностей человека, предел, выход на который требует принципиального изменения содержания образования, способов его «компоновки», характера отношений в сфере образования и даже самих субъектов образовательных отношений. Отметим очередной, достигнутый в наше время предел усложнения устоявшегося порядка организации учебного процесса в организациях профессионального образования: профессий стало не просто очень много, очень многие из них стали еще и быстро преходящими, еще быстрей меняются запросы на профессионалов и к профессионалам, так что человеку все чаще приходится несколько раз менять род профессиональных занятий и даже связанный с ним образ жизни -и если продолжать двигаться только в этом направлении, то придется «учиться, учиться, учиться», так что некогда будет (!!!) трудиться... Пусть это утрированное выражение складывающейся ситуации, но сосредоточение, даже кратковременное, на трудовой деятельности совсем не утрированно обрекает современного человека, человека недалекого будущего на скоро наступающее отставание в уровне своей квалификации от требований, задаваемых стремительно обновляющимися технологиями, на дилетантизм. К этому пределу развития привычных форм и содержания профессионального образования мы сегодня подошли.

Система профессионального образования отреагировала на достижение этого предела перераспределением числа обучающихся на более высокий уровень - бакалавриата, который становится все менее специализированным, содержательно широким и по-

80

а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

тому, увы, неизбежно поверхностным. Высшее образование все меньше готовит к определенной профессии и все больше формирует готовность входить в некоторые (довольно широкий круг) профессии, причем, преимущественно, уже в процессе трудовой деятельности, параллельно с нею. Высшее образование на уровне бакалавриата становится не столько профессиональным, сколько предпрофессиональным. А в магистратуре, и тем более аспирантуре, - мета-..., над-... и даже парапрофессиональным. Но и на уровне среднего профессионального образования «от значимых для данной профессии знаний, умений, навыков и черт личности акцент смещается в сторону профессионального потенциала» [12, 21-22], то есть на способность к дальнейшему многовекторному профессиональному развитию. Ключевым становится дальнейшее профессиональное развитие, а не овладение секретами определенной профессии.

Таким образом, высокая социально-экономическая мобильность порождает повсеместный дилетантизм - либо в силу отставания компетенций сформированных профессионалов от процессов в сфере технологий, экономики (что неизбежно), либо в силу расфокусировки профессионального образования куда-то «в сторону» от профессиональной определенности, в пред-., над-., мета-. и пара-., но в любом случае в заведомый не(до)профессионализм. Исключение могут составлять лишь курсы обучения низкотехнологичным, ненаукоемким, примитивным профессиям - быстрые, дешевые, тупиковые для дальнейшего профессионального развития. И для того, чтобы уйти от кажущегося тоже неизбежным выбора только между примитивизмом и дилетантизмом, профессиональное образование, по крайней мере, по высокотехнологичным, наукоемким профессиям, должно стать опережающим.

Правда, об опережающем образовании говорится уже давно, ему посвящены многочисленные публикации [2; 8]. Но по-прежнему «потребность в кадрах определяется не столько фактической количественной нехваткой рабочих и руководящих кадров, сколько отсутствием специалистов, имеющих необходимые профессиональные компетенции по работе в режиме разработки инновационных производств, их испытания и внедрения» [12]. Причина видится в том, что при осмыслении феномена опережающего образования доминирующим и даже самоочевидным является подход к будущему, выраженный, например, Н.В. Ронжиной: «Цель. означает идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека. Соответственно, цель и ее реализация (проектирование деятельности для достижения поставленной цели) лежат в основе любого вида образования» [11]. Подобное стремление подчинить будущее выработанным в настоящем, а нередко и в прошлом целям соответствует упрощенно-линейной картине неповоротливого, инертного и скучного мира, в котором человечество давно не живет и на что пора бы обратить внимание теоретиков профессионального образования.

Также давно социально-экономические реалии соответствуют более правдоподобной нелинейной версии взаимодействия прошлого и настоящего с будущим, изложенной в трудах М. Хайдеггера и его многочисленных последователей. В этой версии будущее крайне редко бывает результатом вброса в него цели, неизбежно продлевающей настоящее, а то и прошлое. Трактовать будущее только как результат и даже продукт настоящего (и прошлого) - значит игнорировать непредсказуемость будущего, игнорировать будущее как непроизводное (от настоящего и прошлого), как самостоятельное, «накатывающее» на настоящее. Представлять будущее как только продолжение прошлого и настоящего - это способ закрывать глаза на будущее, прятаться от него в прошлом, в уходящем в прошлое настоящем. Если строить образование только в логике таких проекций, мы оставим обучающихся безоружными перед тем будущим, которое никто не ждал и не прогнозировал. А вторжение именно такого будущего в настоящее неизбежно, причем, в ускоряющихся и увеличивающихся масштабах. Упование на будущее, сообразное целям, поставленным в настоящем и прошлом - дань архаичному традиционализму, ретроградство, иллюзия неиз-

пеппгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 1(68), Я017 sSSSSSä

менного миропорядка. Проекционизм - латентно агрессивная попытка настоящего (и прошлого) приручить будущее, не дать ему стать будущим, не сбыться. Но можно и нужно готовить к неподготовленному прошлым и настоящим будущему, к нарастающей «сюрпризно-сти» будущего.

Готовность к непредсказуемому будущему в сфере профессий, их востребованности и освоению можно сформировать не столько постановкой гадательных целей, опирающихся на фантазийные прогнозы, сколько переходом от монопрофессиональной к полипрофессиональной подготовке. Симптоматично однако, что для большинства авторов полипрофессионализм - это интегративная характеристика субъекта профессиональной деятельности, отражающая его способность и готовность к осуществлению видов деятельности, свойственных смежным (подчеркнул А.К.) специальностям и профессиональным группам [4, 2]. Полипрофессионализм, с такой точки зрения, формируется «симультанной параллельностью в освоении профессий, использованием имеющихся компетенций из одной профессии для синхронного освоения других родственных (подчеркнул А.К.) профессий» [4, 3]. Более того, «в современных условиях предпочтительней параллельное гомогенное (подчеркнул А.К.) формирование полипрофессионализма в процессе расширения области профессиональной деятельности» [4, 3]. Авторы, разделяющие такую точку зрения, аргументируют: «Как проще сперва выучить родственные языки, так легче вначале освоить составляющие одной профессиональной группы, для которых характерна общность подходов, технологий и методик» [4, 5]. - Спору нет: легче освоить. Но легче ли будет освоиться профессионалу, оставшемуся с «букетом» родственных специальностей в ситуации, когда востребованными окажутся «цветы» из совсем другого «букета» профессий, например из «Атласа новых профессий» [1], хотя и это уже всего лишь один из прогнозов?! - А ведь именно такую ситуацию и необходимо прогнозировать, и постоянно корректировать в прогнозах на рынке труда даже ближайшего (не говоря об отдаленном) будущего! И постоянно быть готовым к непрогнозируемости, повторим, «сюрпризности» будущего, прогнозировать непро-гнозируемость!

Образование и самообразование (на котором справедливо акцентируют внимание С.А. Днепров, Н.Н. Тулькибаева и И.Ф. Медведев) будет действительно полипрофессиональным, если обучающийся освоит не только родственные, но и совершенно далекие друг от друга профессии (хотя бы две)! Ведь дело не только и не столько в расширении диапазона профессиональных возможностей, сколько в готовности выходить за рамки сформировавшихся в процессе профессиональной подготовки (профобразования) стереотипов! Без этих стереотипов (без основательной монопрофессиональной подготовки) полипрофессионализм невозможен, он выродится в дилетантизм. Но обучающемуся бесценно полезным будет опыт освоения совершенно далекой от первой профессии - не столько сама эта вторая профессия, сколько именно опыт разницы! Только тогда он будет готов к встрече с очередной новизной, не вписывающейся в сформировавшиеся ранее стереотипы. Опыт освоения (с помощью ли педагогов или самостоятельно) родственных специальностей к такой встрече не подготовит. Значит, нужен радикальный не гомогенный, а гетерогенный полипрофессионализм профобразования - не количественный, но - качественный - во имя (и являющегося подлинно опережающим) опыта разницы. Задачей же при этом будет не допустить верхоглядства в организации радикального гетерогенного би-, полипрофессионального образования. Нужно основательное и серьезное освоение двух (и даже более) очень разных профессий.

Не случайно во многих университетах Европы, например, с середины ХХ века распространялась и поощрялась возможность студентов приобщиться к учебным дисциплинам, не имеющим никакого (по крайней мере, прямого) отношения к содержанию получаемой ими профессиональной подготовки. Например, будущим математикам предлагался курс, посвящающий в тонкости стихосложения вагантов. Такие приемы и позволяют при-

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы. нпунп, прпнтикп

поднять формирующееся профессиональное мышление над его стереотипами, без которых не может обойтись ни одна гомогенная подготовка, не выходящая за рамки родственных, смежных дисциплин.

А если вспомнить о самом лучшем варианте освоения нескольких языков?! - не с приобщения к родственным и смежным стоит начинать, а с параллельного - и с самого раннего детства - существования ребенка в разных и лучше - очень разных - языковых средах! Общение с разными взрослыми на разных языках - этот вариант (образец/парадигму) и предлагается перенести в профессиональное образование. Точно так же, как каждый новый язык осваивается легче, так и каждая новая профессия осваивается легче - на базе растущего опыта разницы профессий.

Сравнение мира профессий и особенно освоения профессий (профессионального образования) с миром языков не случайно: «Нам нетрудно представить себе образование по аналогии с языком, когда мы говорим о развитии маленького ребенка. Собственно, для него освоение языка и есть образование. На первых этапах жизни "словарный запас" - естественный показатель образованности. коррелят образования. Однако значит ли это, что "родовое сходство" образования и языка заканчивается с последним написанным в школе сочинением? Отнюдь нет. Профессиональное образование еще в большей степени требует обращения к лингвистической метафоре» [3, 27]: профессия - это всегда особый дискурс (выраженный, прежде всего, в языке, а также в деятельности и взаимоотношениях с миром мышлении), а значит, и обособленная группа его (этого дискурса) носителей. Обособленность эта не установлена искусственно. Здесь имеет место естественный и неизбежный эзотеризм, обусловленный спецификой определенной социальной ниши. Определенность же данной ниши мало что подвижна, как все в этом мире, но еще и определяема только изнутри, из самой ниши, то есть, говоря языком эзотериков, «посвященными». Кстати, и «работодатели практически никогда не могут четко и операционально (то есть на уровне алгоритма) выразить свои требования к кандидату. Однако в большинстве случаев отбор и последующее продвижение происходит не по формальным критериям, а по «общности языка». Общность устанавливается в первые же минуты собеседования: по словам-маркерам, часто ничего не говорящим постороннему, и используемым оборотам речи, которые действуют как пароль («Мы с тобой одной крови, ты и я»). То, что традиционно именуется «личными качествами» претендента, порой не имеет никакого отношения к его личности - это качества языка, которым он овладел (и который овладел им). Именно поэтому специалисты кадровых агентств также имеют все основания называть себя «переводчиками» [3, 28].

Так что радикальный гетерогенный полипрофессионализм, подобно радикальному гетерогенному полилингвизму, обеспечит обучающемуся и вхождение в очень разные профессии и круги (социальные группы) их носителей, и опыт приятия, адаптации к разнице, готовность к встрече с новой разницей, совладание в этой ситуации с собой и самою этой разницей - это и есть опережающий опыт, опережающее образование. Говоря строже, опережающее профессиональное образование - это такое профобразование, которое позволяет обучающемуся серьезно и основательно войти не только в одну и даже не только в несколько смежных, но в две и более принципиально неоднородные профессии, а на основании этого опыта вхождения в разные профессии обрести готовность к полноценной профессиональной жизни в условиях высокой социальной и профессиональной динамики, высоких темпов обновления технологий и социально-экономических оснований организации труда, что гарантирует постоянную востребованность такого работника на рынке труда. Не требует специальных пояснений и то обстоятельство, что нормой профессиональной жизни такого работника будет образование, в том числе профессиональное на протяжении всей жизни (непрерывное профессиональное образование).

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 1(68), яо!7 эЖёЖёЖб

Обратим внимание на тот факт, что многие студенты вузов и ссузов уже получают два одно- и даже разноуровневых образования - это симптом общественной потребности в таком варианте образования, проявленный у наиболее чутких к социально-экономической ситуации молодых людей. Образовательные организации высшего и среднего профессионального образования могут, должны и, думается, вынуждены будут пойти навстречу этой общественно, экономически обоснованной потребности. В современных крупных российских организациях профессионального образования достаточно условий для радикально гетерогенного би-, полипрофессионального образования, если соответствующим образом комбинировать возможности педагогических работников и инфраструктур этих организаций - даже если сами эти работники далеки от радикального гетерогенного полипрофессионализма. Большие перспективы сулит сетевое взаимодействие в этом направлении.

С традиционной точки зрения профподготовка и особенно профобразование должны стать и полипрофессиональными, предполагающими глубокое освоение профессий, и избыточно-., метапрофессиональными - это и будет реально обеспечивающей их опережающий характер чертой. Именно избыточность («экономия непроизводительной траты» по Ж. Батаю) - черта богатой и развивающейся культуры, а с ее помощью и всего социума-носителя данной культуры. Это экономия / экономика креативной щедрости, образ жизни, реализующий фундаментальную черту человека, его антропологическое и даже онтологическое своеобразие - способность к трансцендированию (выходу за границы, за пределы), к преодолению («доли», «судьбы»).

В связи с этим было бы очень полезно, чтобы профессионально-педагогическая подготовка стала одной из составляющих всякого профессионального образования. Россия входит в «экономику знаний». Значит, нужна соответствующая инфраструктура трансфера не только предметов и энергии, но и знаний, умений, компетенций. Тут мало компьютеров и Интернета. Нужны люди, работники, умеющие воспроизводить, преобразовывать и передавать знания, умения, компетенции. А это и есть то, чем занимается педагогика, в первую очередь профессиональная педагогика. Она учит быть наставниками, педагогами на рабочих местах. Делать это можно и нужно сегодня уже со студенчества, значит, нужны те, кто научит наставничеству. Выпускники, освоившие программы профессионального обучения, вполне могут пойти в организации профессионального образования для того, чтобы научить будущих профессионалов квалифицированно, а не примитивно выполнять в будущем роль наставников.

Профессионально-педагогическая подготовка всякого профессионала не представляется возможной при недооценке роли гуманитарной образованности. Готовность жить и мыслить в условиях высокой социальной, экономической и технологической мобильности невозможна без соответствующего строя души и мысли. И ничто так не диагностирует симптоматику социокультурных перемен (в том числе в сфере технологий и организации труда), и ничто так не готовит к ним, как искусство, прежде всего, музыка и изобразительное искусство. Их понимание - нетривиальная задача, но решаемая. В стенах вуза или колледжа в том числе.

Опережающее профессиональное образование предполагает готовность к радикальному обновлению технологий производства. Значит, футурулогическая составляющая профессионального образования также поможет сделать его опережающим, то есть необходимо постоянное и своевременное («по горячим следам») ознакомление студентов со всеми техническими, технологическими, художественными, социально-политическими, экономическими и др. новинками, создание пространства их живого, в том числе альтернативного обсуждения.

Кроме того, профессионально-педагогическое образование должно ориентироваться не только на устоявшиеся традиции и требования современного работодателя, но и на современную науку о мире профессий, в том числе, и даже прежде всего, - современных

а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

профессий. Пока же отдельно друг от друга существуют психологическое и историческое профессиоведения. В психологическом профессиоведении «на первый план выступает профессионал, личность. ценностно-смысловая сфера которого определяют результат труда и сами претерпевают изменения вследствие производимой работы. Начальный этап профессионализации (выбор сферы деятельности, поиск своего места в профессиональном сообществе, социальная адаптация и самореализация) считается исследователями ключевым, зачастую определяющим всю дальнейшую жизнь человека» [7]. Приведенная цитата весьма характерна и для современного психологического профессиоведения, которое «приговорено» к реализации личностно-ориентированного подхода, ставшего сизифовым камнем нынешней вдохновленной клинической психологией психологии теоретической.

Не случайно появление и стремительное развитие исторического профессиоведения [5] на базе другой науки, свободной, по крайней мере, от упомянутого «послушания» Сизифа. В его рамках существуют классификации профессий (профессиографии), в основе которых их (профессий) объективные, а не субъективные параметры. Необходимость в сохранении объективного измерения налицо на фоне всеобщего увлечения субъективизмом философии личностных ориентаций. В самом деле, «все европейцы верят в Личность -богиню, явно сохраняющую архаические черты принадлежности к неразвитому первобытному сознанию, где каждый имеет своего особого божка, умащивает его остатками пищи или наказывает в зависимости от собственных удач или неудач. Личность - богиня иррациональная, ни одному европейцу не удалось внятно и понятно объяснить другим европейцам, что она такое, кто ее родители, каким навыкам она покровительствует, хотя до недавнего времени, когда в Европе господствовало христианство, в личности находили черты фамильного сходства с Богом-отцом, искру божественного и вечного в человеке. К первобытному непрофессиональному сознанию личность близка и в том отношении, что она явно связана с тотемизмом. Как дикари говорят: я - попугай, я - выдра, я - крокодил, так европеец твердит: я - личность. Это его тотем.

Может быть, поэтому личность - самое чувствительное и болезненное место европейца» [9, 135], поскольку, как известно, «у кого что болит, тот про то и говорит», отсюда бесконечные дискуссии о личности, ее природе, сущности, типологии и, конечно же, лично-стно-ориентированный подход ко всему на свете. Нельзя назвать этот подход непродуктивным, но ему явно нужны «противовесы» для баланса. Потому психологическому профес-сиоведению в качестве «противовеса» противостоит историческое профессиоведение. Две эти ветви профессиоведения дополняют друг друга, позволяя учесть социальные, природные, технологические факторы, формирующие мир профессий в прошлом и настоящем, и особенности вхождения в мир профессий и в отдельную профессию отдельного человека, его самочувствие в профессии.

Но вряд ли развитое профессиоведение будет представлено лишь суммой своих психологической и исторической ветвей. В рамках исторического профессиоведения мы сталкиваемся с весьма специфической проблематикой правового регулирования сферы труда и иных занятий, связанных с понятием профессии. Эта специфика усугубляется вторжением в мир профессий экономических, культурных (особенно, моральных и религиозных), политических и, конечно же, технологических, в том числе информационно-компьютерных факторов. Изучающие их науки должны быть представлены и в учебном плане будущего профессиоведа. Но учебный план - это способ интеграции учебных дисциплин, а не самих наук.

Научная интеграция предполагает ряд стадий, первую из которых можно назвать феноменологической, результатом которой в рассматриваемом случае должна стать предметная определенность мира профессий, критерии отличения профессиональной стратификации от других социальных стратификаций, профессиональных видов деятельности от

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 1(68), яо!7 эЖёЖёЖб

других ее видов. Эта предметная определенность имеет или должна приобрести соответствующую культурную маркировку, нередко закрепленную юридически.

Второй стадией интеграции профессиоведческого знания должно, на наш взгляд, стать историко-генетическое выведение современного мира профессий из весьма архаичного прошлого в совокупности всех социально-структурных, природных, технологических, мифорелигиозных, моральных и др. факторов и аспектов. Эта работа частично осуществлена в так называемой «истории повседневности», но без приоритетного внимания к миру профессий. Здесь важно не ошибиться с «точкой отсчета», которая, как представляется, уже верно указана некоторыми исследователями. Так, предложенная М.К. Петровым концепция профессионально-именного кодирования социальной информации, свойственного архаичным обществам [9], позволяет понять истоки феномена профессии как специфического социально-значимого, устойчивого, часто мистифицируемого феномена.

Заметим, что в архаической ситуации личностно ориентированный подход к процессам вхождения человека в профессию и пребывания в ней возможен лишь в одном виде

- подгонки именно «этого», индивидуально неповторимого человека под предъявляемые к профессионалу («носителю профессии») требования. Собственно, это тот вариант личностной ориентации, который противоположен современному пафосу его пропагандистов. Как всякий пафос, в предельных случаях он приобретает карикатурную форму, в нашем случае,

- подгонки профессии под человека. Впрочем, в шутке всегда только доля шутки, и среди руководителей последних десятилетий в нешуточном ходу принцип «поручай работнику то, что ему по силам». В народе он называется «кто везет, на том и едут». Частным его случаем является так называемый «командный принцип руководства», когда в команде коллег смешаны все субординации и содержание должностных инструкций, иначе говоря - неразбериха. Которая, кстати, иногда бывает продуктивней незыблемой стройности. И это феномен, требующий внимания не только со стороны теоретиков менеджмента, но и со стороны представителей профессиоведения.

Архаика - ситуация строя, порядка, четкости, границ, эзотеричности. Непростая, но юридически оправданная работа по типологизации и классификации профессий, необходимость в которой сохраняется сегодня и на обозримое будущее, опиравшаяся на образцы стройности и порядка, в последние десятилетия сталкивается с ситуацией, все меньше похожей на архаическую. Социальная динамика растет, социальные структуры своими эво-люциями опережают все теоретические модели синергетиков, государство делегировало ряд своих традиционных полномочий по регулированию в сферах труда и образования многочисленным юридическим лицам, потребитель, рынок все чаще диктуют никем и нигде не предусмотренные работы, подготовка к осуществлению которых происходит в полном смысле слова стихийно. Относительно недолговечные организации меняют цели и виды деятельности, подыскивают готовый к реализации не только текущих целей и видов деятельности, но и к переучиванию персонал, подверженный широкой ротации; люди ищут устраивающую их на непродолжительное время организацию, выполняют в ней недолгое время некоторые профессиональные функции. - социальный водоворот, в котором может найти себе место и личностно ориентированный, и всякий другой, кроме ориентированного на стабильность, подход.

Компетентностная парадигма в образовании выражает эти новые социальные реалии, когда приоритетной, массовой становится подготовка не к определенной профессии, а к процессам периодического и даже непрерывного переучивания на протяжении профессиональной жизни. Профессии все больше теряют свою завершенность, каноничность. Человек (взрослый) все меньше остается «носителем профессии», все больше становится обладателем изменчивых, процессуальных, содержательно размытых «компетенций». Подготовка к профессии от основательной моноспециализации все больше переходит к ориен-

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы, нпунп, прпнтикп

тации на генерализованные паттерны, на универсальность, открытость непредсказуемому будущему.

Судьба профессиональной педагогики - следовать тому, что диктует социальная динамика. Заметим, не личности («пунктик» психологического профессиоведения), не традиции («пунктик» исторического профессиоведения). Если рассматривать профессиональную педагогику также одним из важнейших ответвлений пока еще потенциального профессиоведения, то следует признать последнее производным от общей социальной теории, именуемой в большинстве случаев «социальной философией», базовую роль в котором призвана сыграть гетерология [б] - наука о динамике социального многообразия.

Таким образом, в перспективе профессиоведение видится нам новым интегральным научным направлением, исходящим из признания растущей социальной динамики, растущей социальной сложности, вовлекающей в себя человека не только как потребителя, но и как исполнителя все новых социальных функций, требующих в том числе специальной подготовки. Закономерности этой специальной подготовки, ее организация, как представляется, остаются в ведении профессиональной педагогики, учитывающей свое архаическое прошлое, извлекающей уроки из него, но прогнозирующей и многоплановые перспективы социума, создающей условия для подготовки к нему человека. А предметом профессиоведения должна стать профессия как культурно изменчивый, технологически обусловленный феномен дифференцированной социальной структуры.

Конспективно можно предложить и основные разделы и некоторые темы учебного курса по профессиоведению, часть из которых содержательно вполне задается их названием и потому не требует здесь специальной расшифровки.

Во-первых, раздел «Профессиональная стратификация социума», в котором рассмотреть темы:

• «Профессиональная стратификация архаичной семьи» (изучение разнообразия занятий в архаичном обществе, вариантов их группирования, процессов институциализации и сакрализации профессий, направлений и способов трансляции профессий подрастающему поколению, роли профессий в идентификации человека),

• «Профессии древних цивилизаций» (рост многообразия профессий, обособление профессиональных групп, легитимация профессиональной власти),

• «Цеховая структура Средневековья» (профессии средневековых городов, цех как социальный институт, человек в цеховой иерархии),

• «Влияние промышленной революции на профессиональную стратификацию социума» (технологические факторы роста специализированных занятий, десакрализация профессий, специалист как «одномерный человек», формы консолидации специалистов),

• «Мир профессий в результате научно-технической революции» (рост интеллектуальной и креативной составляющих труда, профессионал ув узкий специалист, возрастание роли экспертного знания и его носителей),

• «Профессиональная принадлежность как фактор образа жизни современного человека» (корреляции социальных страт и профессий),

• «Феномен социально-профессиональной мобильности» (деинституциализация профессий: прекариат, фриланс и др.).

Во-вторых, раздел «Стратегии освоения профессий», в котором рассмотреть темы:

• «Этапы вхождения человека в мир профессий»,

• «Теории освоение профессии»,

• «Кризисы профессионального роста»,

• «Освоение новой профессии как социальная и психологическая проблема»,

• «Инфраструктура профессионального выбора в современном мире»,

• «Полипрофессионализм как норма современного социума».

пеппгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 1(68), SO 17 ШЖШЖШЖё

В-третьих, раздел «Правовое обеспечение профессиональной деятельности в современном обществе», в котором рассмотреть темы:

• «Международное право на защите интересов трудящихся»,

• «Основные источники трудового права в Российской Федерации»,

• «Трудовой договор как форма регулирования трудовых отношений»,

• «Коллективные формы защиты прав трудящихся»,

• «Правовое обеспечение самозанятости в современном социуме».

Таким образом, направления развития и контуры соответствующего современным условиям растущей социально-экономической мобильности профессионального образования вполне видны / просматриваются. Они нуждаются как в дальнейшем теоретическом уточнении, так и в практическом воплощении, без которого мы рискуем так и остаться с поставленными прошлым целями, отгораживающими от уже наступившего будущего, которое не хотим (или не можем) принять.

1. Атлас новых профессий. - URL : http://atlas100.ru/.

2. Бим-Бад, Б.М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика. 1988. № 6. - С. 5155.

3. Вахштайн, В. Код образования // Платное образование. 2006. № 10. - С. 26-29.

4. Днепров, С.А., Тулькибаева, Н.Н., Медведев, И.Ф. От монопрофессиональной подготовки к полипрофессиональной // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 5. - С. 2-6.

5. Информационно-справочная система «Историческое профессиоведение» - URL : http://occupations.asu.ru/?q=node/34.

6. Керимов, Т.Х. Бытие и различие: генеалогия и гетерология. Москва : Академический проект, 2011. - 256 с.

7. Любимова, Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестн. Моск.о ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 1. - С. 47-56.

8. Новиков, П.Н., Зуев, В.М. Опережающее профессиональное образование : научно-практическое пособие. -Москва : РГАТиЗ, 2000. - 266 с.

9. Петров, М.К. Язык, знак, культура. Москва, 1991. - 328 с.

10. Приказ Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» (в ред. от 10.02.2016). - URL : vniitruda.ru>static/documents/2016/03/22/8321.doc.

11. Ронжина, Н.В. Теоретико-методологические основы профессиональной педагогики : дис. ... д-ра пед. н. Екатеринбург, 2016. - 301 с.

12. Федоров, В.А. Опережающее профессионально-педагогическое образование: аспект научного обеспечения // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22-23 апреля 2015 г. / Науч. ред. д-р пед. наук, проф. Е.М. Дорожкин, д-р пед. наук, проф. В.А. Федоров. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун.-т», 2015. Том I. - С. 21-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.