Научная статья на тему 'ОБ ОПАСНОСТИ ЗАБОЛЕВАНИИ, ВЫЗЫВАЕМЫХ ПРЕПАРАТАМИ ДДТ'

ОБ ОПАСНОСТИ ЗАБОЛЕВАНИИ, ВЫЗЫВАЕМЫХ ПРЕПАРАТАМИ ДДТ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
151
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОПАСНОСТИ ЗАБОЛЕВАНИИ, ВЫЗЫВАЕМЫХ ПРЕПАРАТАМИ ДДТ»

УДК 615.778.386-099

ОБ ОПАСНОСТИ ЗАБОЛЕВАНИИ, ВЫЗЫВАЕМЫХ ПРЕПАРАТАМИ ДДТ

Канд. мед. наук В. И. Польченко

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

Как известно, ДДТ (дихлордифенилтрихлорэтан) стал применяться в качестве инсектицида во время второй мировой войны и в послевоенный период нашел широкое распространение, особенно в сельском хозяйстве и быту. Препараты ДДТ в большом количестве используются во многих странах, в том числе и в СССР. Однако в последние годы целесообразность применения ДДТ становится весьма сомнительной в связи с массивным загрязнением им внешней среды, особенно пищевых продуктов, а также накоплением его в организме человека.

Обладая средней токсичностью (по классификации Л. И. Медведя), стойкостью и выраженными кумулятивными свойствами, ДДТ — не такой уже безобидный агент, с которым можно было бы не считаться. Поэтому факты внутритканевой концентрации его "у жителей многих стран вызывают беспокойство и дают основание думать о потенциальной опасности ядохимиката для здоровья населения. Разумеется, что перед лицом такой опасности нет смысла в том, чтобы ждать каких-то особых ее проявлений и не учитывать тех, которые уже наблюдались главным образом в виде отравлений.

Описано около 1500 случаев отравлений, вызванных ДДТ, и надо полагать, что их изучение даст возможность обоснованно предвидеть характер угрожаемой опасности. Случаи отравлений ДДТ стали наблюдаться в первые годы испытания и внедрения этого препарата. Еще в 1944 г. в Великобритании было зарегистрировано тяжелое отравление лабораторного рабочего, позволившего в порядке эксперимента нанести себе на тыл руки ДДТ, растворенный в ацетоне, а также смешанный с нейтральным дустом (Wigglesworth). В 1945 г. наблюдалось 28 случаев отравлений ДДТ среди военнослужащих австралийской армии, из них 3 в результате работы с раствором и дустом этого препарата и 25 — в результате случайного попадания ядохимиката в пищевые продукты (Mackerras). В том же году отмечались и смертельные случаи: в США — при применении в домашних условиях 6% раствора ДДТ в керосине (Hill и Damiani) и в Юго-Западной Африке из-за случайного принятия ребенком внутрь 1 унции (28,35 г) 5% раствора ДДТ в керосине (Hill и Robinson).

В послевоенные годы случаи профессиональных и бытовых отравлений выявлялись в США, Великобритании, ФРГ, Голландии, Иране, Южно-Африканской Республике, Марокко, Конго, Мексике и многих других странах. Изучение этих случаев, по литературным данным, показало, что отравления ДДТ могут приобретать различные клинические формы и нередко проявляются в виде симптомов, характерных для других заболеваний.

В первые послевоенные годы, когда ДДТ широко распространился среди гражданского населения США, Biskind находил много заболеваний, которые из-за незнания этиологического фактора приписывались вирусу — %. Наблюдаемый синдром, как правило, проявлялся в виде острого гастроэнтерита с тошнотой, рвотой, болями в животе и диареей, сопровождавшимися крайним тенезмом. Нередко при этом были и другие симптомы: зловонный насморк, головная боль, кашель, боли в горле и суставах. Иногда обнаруживались и фибриллярные подергивания мускулатуры.

Постоянство симптомов и их повторение в течение многих месяцев были характерными для заболевания. Biskind, изучив более 200 случаев заболеваний с указанным выше синдромом, установил, что все они были связаны с воздействием ДДТ. Учитывая распространенность его остатков и их поступление в организм человека, автор допускает возможность широкой интоксикации населения с проявлением названного синдрома. Симптомы гастроэнтерита и другие описанные выше явления наблюдались рядом других авторов как при острых, так и при хронических отравлениях ДДТ (Biden-Steele и Stuckey; Herman; Smith; Soubrier с соавторами).

В некоторых случаях интоксикаций преобладают неврологические симптомы и признаки гастроэнтерита проявляются слабо или совершенно могут отсутствовать. Неврологический тип отравлений характеризуется сильными головными болями, головокружением, беспокойством, бессонницей, возникновением сильных болей в конечностях, парестезии, дрожания мышц и прогрессирующей мышечной слабости вплоть до развития тяжелого полиневрита (Campbell; Fornadi с соавторами; Jenkins и Toole; Klingemann; Piraux, и др.). Отравления ДДТ могут сопровождаться также психическими расстройствами в виде стойких депрессий. Все эти явления, несмотря на лечение, сохраняются многие месяцы.

Установлено, что ДДТ вызывает различного рода дерматиты, которые могут сопровождаться указанными выше явлениями гастроэнтерита и неврологических расстройств или быть без них. Такие формы отравления обычно протекают по типу рожистого воспаления (Karpin-ski), экземы (Leider; Marshall), пиодермии (Hertel) или красной пурпуры (Karpinski). Происхождение их может быть как аллергического (Kwoczek; Marshall) , так и неаллергического характера.

Острые и хронические отравления ДДТ нередко приводят к опасным для жизни заболеваниям кроветворной системы и кровиаплазии костного мозга, апластической (Sanchez-Medal с соавторами; Stormont и Conley; Wright с соавторами)1 или гипохромной анемии (Р. И. Бой-дык). Ряд серьезных патологических проявлений наблюдается и в сердечно-сосудистой системе: ретикуло-эндотелиоз, различного рода геморрагии, спазм коронарных и мозговых сосудов, слабость сердечной деятельности и др. Под воздействием ДДТ могут возникать гепатит и желтуха, заболевания щитовидной железы (J. и R. Steger), приступы удушья типа бронхиальной астмы (Soubrier с соавторами и др.).

Таким образом, отравления ДДТ имеют самые различные проявления, и при отсутствии анамнестических сведений о контакте с этим ядохимикатом их легко принять за обычные, широко распространенные заболевания желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей, нервной и сердечно-сосудистой систем, крови, печени, кожи. Скрытый характер принадлежности этих заболеваний к отравлениям ДДТ создает условия, при которых многие из них могут учитываться (и нередко учитываются на практике) под другими диагнозами. Поэтому истинные размеры заболеваемости, вызванной ДДТ, остаются неизвестными. По этой причине мы лишены возможности дать полноценную количественную характеристику отравлениям ДДТ и, таким образом, оценить их опасность. Что касается качественной стороны анализа, то она позволяет, на наш взгляд, обоснованно видеть опасность в следующих эффектах, связанных с общей заболеваемостью населения.

Обращает на себя внимание возможность как прямого, так и косвенного влияния ДДТ на общую заболеваемость населения. В первом

1 По сообщению Sanchez-Medal с соавторами, ДДТ включен советом фармации и химии Американской медицинской ассоциации в список средств, способных вызвать апластическую анемию.

6 Гигиена и санитария № 3

81

случае это обусловлено специфическим действием ДДТ, вызывающим возникновение явных и скрытых форм интоксикаций, во втором — неспецифическим действием ДДТ, которое может проявляться в ослаблении резистентности организма и возникновении на этой основе других различных заболеваний, происхождение которых имеет скрытый характер. Советские авторы В. К. Навроцкий, И. Г. Фридлянд, Г. X. Шахбазян и И. М. Трахтенберг, С. И. Ашбель с соавторами и другие показывают, что возможность такого неспецифического эффекта существует в отношении как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний. В обоих случаях влияние ДДТ на общую заболеваемость населения может приобретать формы, скрывающие от нас истинное значение опасности и создающие представление о ней лишь по явным признакам интоксикаций. Таким образом, именно скрытый характер воздействия ДДТ на общую заболеваемость населения представляет наибольшую опасность и делает ее недосягаемой для контроля. Поэтому опасность заболеваний от ДДТ нельзя приуменьшать и сводить ее только к случайным фактам.

Имеются и многие другие сообщения, свидетельствующие об опасности ДДТ. Среди них особенно интересной, на наш взгляд, является работа голландского автора Van Raalte, который методом специальной сравнительной оценки установил, что среди различных пестицидов ДДТ представляет наибольшую опасность для населения. И с этим нельзя не согласиться.

Тем не менее в капиталистических странах нередко делаются попытки ослабить остроту вопроса об опасности ДДТ разного рода сомнениями в отношении вызванных им заболеваний и противопоставить этому экономическую эффективность инсектицида. Однако такие попытки, как правило, исходят от представителей частных фирм, заинтересованных в производстве и реализации ДДТ, а не от сотрудников государственных учреждений, особенно тех, которые призваны заботиться об охране здоровья населения.

В СССР, где здравоохранение и все другие отрасли народного хозяйства подчинены единым задачам советского социалистического государства, направленным на повышение благосостояния народа, противопоставление экономической эффективности ДДТ здоровью населения не может иметь место. Поэтому соображения безопасности и экономической целесообразности в отношении всех пестицидов, в том числе и ДДТ, имеют в СССР общую научную основу, позволяющую разумно использовать достижения химии исключительно в интересах человека.

Опасность распространения заболеваний, связанных с широким применением ДДТ и стойким накоплением его остатков во внешней среде и организме человека, не только настораживает, но и выдвигает необходимость резкого сокращения или даже запрещения использования этого ядохимиката в качестве инсектицида, в первую очередь в сельском хозяйстве, торговле и быту. Наблюдаемое уменьшение эффективности ДДТ в результате адаптации насекомых к нему и возможность замены его другими новыми, более совершенными и безопасными препаратами позволяет учесть и экономическую целесообразность указанных ограничений.

Все изложенное представляется необходимым для того, чтобы решить вопрос в пользу здоровья человека.

Выводы

В результате широкого применения ДДТ во многих странах наблюдается стойкое накопление его остатков во внешней среде и организме человека. Однако последствия такого окружения и длительного носи-тельства ДДТ населением еще не выяснены. Изучение данных мировой

литературы об отравлениях ДДТ (около 1500 случаев) показало, что признаки этих отравлений имеют характер обычных широко распространенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей, нервной и сердечно-сосудистой систем, крови, печени, кожи. При отсутствии анамнестических сведений о контакте с ДДТ такие заболевания могут расцениваться не как следствие интоксикации, а как отдельные патологические проявления другого происхождения. Поэтому установить истинные размеры заболеваемости от ДДТ не представляется возможным. Скрытый характер проявления указанных заболеваний обусловливает возможность прямого или косвенного влияния ДДТ на общую заболеваемость населения, что представляет особую опасность. Ввиду опасности распространения заболеваний, связанных с широким применением ДДТ, требуется резкое ограничение использования этого ядохимиката, в первую очередь в сельском хозяйстве, торговле и быту.

ЛИТЕРАТУРА

А ш б е л ь С. И., Г л е з е р о в а Н. Н., X и л ь Р. Г. В кн.: Вопросы промышленной и сельскохозяйственной токсикологии. Киев, 1964. с. 66. — Бойдык Р. И. В кн.: Сборник научных трудов Винницк. мед. ин-та, 1957, т. 16, с. 93. — Н а в р о ц к и й Б. К. Гиг. и сан., 1959, № 8, с. 21, —Фридлянд И. Г. Там же, 1959, № 8, с. 55.— Шахбазян Г. X., Трахтенберг И. М. В кн.: Вопросы промышленной и сельскохозяйственной токсикологии. Киев, 1964, с. 7.— Bi den- Steele К., Stuckey R. E., Lancet, 1946, v. 2, p. 235. — В i s k i n d M. S., Am. J. dig. Dis., 1949, v. 16, p. 79.— Campbell A. M., Lancet, 1949, v. 2, p. 1178. — F о r n a d i F., Röhl ö„ Szegedy L., Ideggyo Szle., 1961, v. 14, p. 313, — Hill K. R., Robinson G., Brit. med. J., 1945, v. 2, p. 845. — H i 11 W. R„ D a m i a n i C. R., New Engl. J. Med., 1946, v. 235, p. 897. — Herman В., Acta. Med. Acad. Sei. Hung., 1958, v. 11, p. 209.— Hertel H., Dtsch. arch. klin. Med., 1952, Bd 99, S. 256.— Jenkins R. В., Toole J. F., Arch, intern. Med., v. 113, p. 691. — Karpinski F. E„ J. Pediat., 1950, v. 37, p. 373, — Klin gern a n n H., Arztl. Wschr., 1949, Bd 4, S. 465. — К w о с z e k J., Med. Mschr., 1950, Bd 4, S. 25.— Leider M. J., J. invest. Derm., 1947, v. 8, p. 125. — M а с k e r r a s I. M., West R. F., Med. J. Austr., 1946, v. 1, p. 400. — M а г s h a 11 J., S. Afr. med. J., 1950, v. 24, p. 300. — Piraiix A., Acta neurol. belg., 1957, v. 7, p. 733. — S a n с h e z - M e -dal L. et al. New Engl. J. Med., 1963, v. 269, p. 1365.— Smith N. J., J. A. M. A., 1948, v. 136, p. 469. — Soubrier R. et al. Arch. Mai prof., 1965, v. 26, p. 339.— Stormont R. Т., Conley В. E., J. A. M. A., 1951, v. 145, p. 728. — S t e g e r J., Steger R„ Münch, med. Wschr., 1957, Bd 99, S. 1023. — S t о r m о n t R. Т., Conley В. E., J. A. M. A„ 1951, v. 145, p. 728, —Van Raalte H. G. S., Industr. Med. Surg., 1965, v. 34, p. 160.— Wiggles worth V. В., Brit. med. J., 1945, v. 1, p. 517,— Wright C. S. et al. Am. J. Med., 1946, v. 1, p. 562.

Поступила 25/XI 1966 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.