Научная статья на тему 'Об онлайн-ресурсах в учебной деятельности обучающихся'

Об онлайн-ресурсах в учебной деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ELECTRONIC PUBLICATIONS / MASS OPEN ONLINE COURSES / STUDENT LEARNING ACTIVITIES / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ламонина Людмила Владимировна, Смирнова Оксана Борисовна

В данной статье рассмотрены онлайн-ресурсы, которые применяются в учебной деятельности обучающихся. Описаны некоторые подходы к их классификации. Приведены примеры использования электронных образовательных ресурсов в зависимости от видов учебной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ламонина Людмила Владимировна, Смирнова Оксана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About online resources in the educational activities of students

This article discusses online-resources that are used in the educational activities of students. Some approaches to their classification are described. Examples of the use of electronic educational resources, depending on the types of educational activities of students are given

Текст научной работы на тему «Об онлайн-ресурсах в учебной деятельности обучающихся»

Ламонина Л. В., Смирнова О. Б. Об онлайн-ресурсах в учебной деятельности обучающихся // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №2 (17) апрель - июнь. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00733.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147

Ламонина Людмила Владимировна

Старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск IV. lamonina@omgau.org

Смирнова Оксана Борисовна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск Ob.smimova@omgau.org

Об онлайн-ресурсах в учебной деятельности обучающихся

Аннотация: В данной статье рассмотрены онлайн-ресурсы, которые применяются в учебной деятельности обучающихся. Описаны некоторые подходы к их классификации. Приведены примеры использования электронных образовательных ресурсов в зависимости от видов учебной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, электронные издания, массовые открытые онлайн-курсы, учебная деятельность обучающихся, информационно-образовательная среда.

Информатизация и цифровизация различных сфер жизни современного общества значительно расширяют возможности электронного обучения. Под электронным обучением понимают обучение с применением разнообразных информационных компьютерных технологий. В настоящее время любые «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ ...» [1].

Вышесказанное, а также разнообразие технологий, средств и ресурсов, используемых в рамках современного электронного образования, актуализирует проблему применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебной деятельности обучающихся. ЭОР - это средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных и цифровых технологий. К ЭОР относят компьютерные обучающие системы, электронные учебники, словари и энциклопедии, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и др.

Современный рынок электронных образовательных ресурсов достаточно широк. К их классификации применяются различные подходы. Самой простой подход предполагает деление ЭОР по доступности: открытые и закрытые. Примером открытого электронного образовательного ресурса является свободная электронная энциклопедия Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница). Авторами статьи проведен опрос обучающихся Омского ГАУ о знании ими этой энциклопедии и частоты ее применения в образова-

тельной деятельности. В исследовании приняло участие 120 человек. Опрос показал, что около 96 % обучающихся используют этот онлайн ресурс достаточно часто в качестве дополнительного источника информации при написании эссе, подготовке докладов и сообщений и др. Электронные обучающие курсы, реализуемые в рамках информационно-образовательной среды (ИОС) вуза (например, http://do.omgau.ru), могут быть рассмотрены как закрытые электронные образовательные ресурсы, доступные только обучающимся этого вуза.

Существует достаточное разнообразие баз открытых электронных образовательных ресурсов:

• База Merlot (https://www.merlot.org).

• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru/).

• Универсариум (https: //universarium .org/).

• Лекториум (https://www.lektorium.tv/) и др.

Рассмотренные примеры открытых баз ЭОР размещены в сети Internet и могут быть использованы в образовательной деятельности как обучающимися, так и преподавателями.

Основными критериями к классификации ЭОР в базах являются предмет (дисциплина), уровень образования, тип ресурса.

Так, например, в базе Merlot (https://www.merlot.org) онлайн-ресурсы классифицируются по вышеуказанным критериям:

• дисциплина (языки, математика, социальные науки и др.);

• уровень образования (средняя школа, высшая школа, колледж и др.);

• тип ресурса (онлайн-лекция, симуляция, тест, презентация и др.) (рис.1).

Рис. 1. Коллекция базы Merlot.

Основными сферами учебной деятельности обучающихся в вузе являются:

• аудиторная работа на учебных занятиях (лекционных, практических (семинары, контрольные и самостоятельные работы), лабораторных и пр.);

• внеаудиторная учебная работа (работа над курсовыми проектами, выполнение расчетно-аналитических работ, подготовка докладов и рефератов, самостоятельное изучение тем дисциплины, подготовка к зачетам и экзаменам, и др.);

• научно-исследовательская работа (участие в научно-исследовательской работе по тематикам кафедр, подготовка докладов на конференции, подготовка публикаций, участие в конкурсах и олимпиадах и др);

• практическая подготовка к профессиональной деятельности (практики на предприятиях, курсовое проектирование и др.).

Рассмотрим некоторые онлайн-ресурсы, помогающие обучающимся осуществлять указанные выше виды учебной деятельности.

Образовательные электронные издания представляют собой совокупность графической, текстовой, видео-, аудио- и другой информации. Это отдельные онлайн-ресурсы, предлагающие материал по определенному предмету или отдельной теме раздела (модуля) дисциплины. К этому типу относятся онлайн-ресурсы, в которых интерактивные функции не предусмотрены или представлены в минимальном объеме (например, учебники в формате PDF, электронные учебники по дисциплинам (высшая математика, информационные технологии и пр.), научные статьи, приложения, работающие как справочники и энциклопедии).

С учетом характера взаимодействия пользователя различают детерминированные и недетерминированные образовательные электронные издания.

• детерминированное электронное издание, способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменены пользователем;

• недетерминированное электронное издание, способ взаимодействия с которым устанавливаются пользователем и производятся с помощью алгоритмов, определенных издателем [2].

Чаще всего электронные издания рассматриваются обучающимися как альтернативный источник информации на учебных занятиях, при подготовке докладов и рефератов, в том числе на конференции, при самостоятельном изучении тем дисциплины, при подготовке публикаций и др.

Другими онлайн-ресурсами являются ресурсы-агрегаторы, которые используется обучающими и позволяют осуществлять поиск по базам таких материалов как лекций, видеозаписей и других учебных материалов, примером такого ресурса является Edumarket (http://edumarket.ru/library/webinar/) (рис. 2).

Рис. 2. Ресурс Edumarket.

Большую популярность в последнее время приобретают такие онлайн-ресурсы как массовые открытые онлайн курсы (МООК), размещенные на различных платформах от ведущих университетов и компаний мира. МООК предлагают обучение с получением сертификата. Исследование роли МООК в самостоятельной работе обучающихся показало, что подобные курсы являются одной из форм организации самостоятельной работы и самообразования обучающихся, их использование повышает эффективность процесса обучения и качество образовательных результатов [3]. Примерами таких онлайн-ресурсов являются: Coursera, edX, Универсариум, Лекториум, Stepik и др. (рис.3).

Рис. 3. Российская образовательная платформа открытых онлайн-курсов Stepik.

Во внеаудиторной работе немаловажную роль занимают онлайн-ресурсы, которые дают им возможность апробировать на практике полученные знания, увидеть результаты своего труда, получить личностный опыт использования компьютера в решении учебных задач, что в свою очередь повышает интерес обучающихся к изучению дисциплины. Такие онлайн-ресурсы предполагают использование интерактивных заданий, что способствует не только закреплению знаний (теоретического материала), а также развитию универсальных умений обучающихся и их творческих способностей. Примером интерактивного ресурса служит LearningApps.org (https://leamingapps.org/), который находится в открытом доступе. LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки процесса обучения и преподавания с помощью интерактивных модулей. Тематика разнообразна: от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Сервис поддерживает несколько языков (русский язык поддерживается на отдельных шаблонах при заполнении контента). Существующие модули LearningApps.org могут быть непосредственно включены в аудиторную работу обучающихся, а также их можно создавать в оперативном режиме.

• II

Рисунок 4. Галерея LearningApps.org общедоступных интерактивных заданий.

Существует достаточное количество онлайн ресурсов, которые могут служить инструментом в научно-исследовательской работе обучающихся. Можно выделить несколько типов инструментов для проведения исследования [2]:

• онлайн-ресурсы, представляющие программы для построения и проверки теоретических моделей (например, база знаний Wolframalpha (https://www.wolframalpha.com/) (рис. 5), средство визуализации ChemViz (https://apps.cytoscape.org/apps/chemviz) (рис 6.));

Wolfram Alpha

computational intelligence.

Enter what you want to calculate or know about

= Обзор примеров Удиви меня

Вычислять Ответы Нд уровне экспертов, L/СПОЛЬЗуЯпередовые алгоритмы Wolfram, базу знаний и технологию искусственного интеллекта

Математика >

Пошаговые решения ^ Элементарная

Х2-1 Алгебра

^ двимшайма

Научная технология >

„^Д, Единицы измерения

U фИЗк J^C Xmmi

Ш м

Общество и культура >

а*

люди

^^ Искусство и СМИ

АхА

Даты и время Уповай пмнгниптикя

Повседневная жизнь >

Личное здоровье fc^H Личные финансы ^^ сюрпризы ьр I __ Развлекательная

Рисунок 5. База знаний Wolframalpha.

^ Cytoscape Арр Store

е ■»• Search the Арр Store

ChemViz

Визуализирует химическую структуру каждого соединения е сети с оригинальным интерфейсом.

* (8) I сообщений ^^

подробности

Категории: молекулярная структура

Загрузка недоступна.

ресурсы

О Задайте вопрос Р Поиск сообщений

# Веб-сайт Ш Репозиторий кода

Рисунок 6. Средство визуализации ChemViz.

• онлайн-ресурсы, рассматриваемые как инструменты для самостоятельного сбора информации (мобильные лаборатории, сервисы для проведения опросов, например, сервисы Google);

• онлайн-ресурсы, являющиеся инструментами для анализа информации

(программы для создания таблиц, графиков, например, GeoGebra Math Apps (рис7)).

Например, применение математической программы Geogebra позволяет обучающимся провести решения исследовательских задач, в которых необходимо изучить влияние различных параметров на результаты расчетов и предполагает реализацию принципа визуализации, за короткий промежуток времени и без трудоемких вычислений построить графики функций и провести анализ [4].

Рисунок 7. GeoGebra Math Apps.

При всем многообразии онлайн-ресурсов в организации образовательной деятельности обучающихся преподаватель не может ограничиваться лишь существующими ЭОР, и потому ему нужны инструменты для создания собственных ЭОР.

Существует большое разнообразие онлайн-сервисов для создания электронных образовательных ресурсов. Онлайн-сервисы, которые использовались в процессе обучения обучающимися при выполнении заданий по различным дисциплинам, формируют навыки саморазвития и самообразования, сотрудничества, творческого и критического мышления, самостоятельности и ответственности. Преподаватели используют сервисы для организации учебного процесса обучающихся, и подготовки образовательного контента ИОС.

Примером такого ресурса является сервис WordArt.com (https://wordart. com или Tagul.com) используется для создания облака слов. Облако слов - это интересный способ сделать краткое описание текста. Он очень прост в использовании, позволяет подгружать списки слов, шрифты и поверхности, имеет разные формы экспорта. (https://youtu.be/9uQosR4OmS4).

А wordart.com Галерея - WordArt.com

ГАЛЕРЕЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ СООБЩЕСТВО-

СОЗДАВАТЬ I ПОДПИСАТЬ

АВТОРИЗОВАТЬСЯ

Галерея

I Поиск Google в галерее

Новый трендовыи выбор самых любимых редакторов

\V д^'пл /}Ук- h 1 ш

Ч^Ч^/// V

■Aw. '

м. jj

Копия STARBUCK(первоначальноdanie ^^ Сбрось козырь! 76 Снежинка 10 2 месяцев назад 55 2 месяца назад

^^ Машмелло в Фортните 5j Ariannaro2024 2 месяцев назад

tcite""

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■fc^

В

Рисунок 8. Сервис WordArt.

В заключении отметим, что электронное обучение - это не временное увлечение, необходимость комплексного применения онлайн-ресурсов в учебной деятельности обучающихся - это действительность образовательной системы.

Ссылки на источники:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 01.05.2019) "Об образовании в Российской Федерации"// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ [Дата обращения 29.05.209].

2. В. Синельников, С. Г. Косарецкий, А. Г. Милякина, Н. А. Чеботарь; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2016. (Современная аналитика образования. № 4). - С. 1016.

3. Онлайн-ресурсы для самообразования российских школьников / В. В. Синельников, С. Г. Косарецкий, А. Г. Милякина, Н. А. Чеботарь; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М. :НИУ ВШЭ, 2016. — 29 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 4)

4. Ламонина Л.В., Смирнова О.Б., Мадиев А.Г. О роли открытых онлайн-курсов в самостоятельной работе обучающихся: двусторонний взгляд субъектов образовательного процесса // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь - март. - URL: http://ejournal. omgau.ru/images/issues/2018/1/00499.pdf. [Дата обращения 29.05.209].

5. Клоков А.С., Ламонина Л.В., Смирнова О.Б., Сорокин А.Н. О возможностях ИКТ как средства визуализации в решении учебных задач // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь -март. - URL: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/1/00497.pdf. [Дата обращения 29.05.209].

Lyudmila Lamonina

Senior Instructor

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

lv. lamonina@omgau.org

Oksana Smirnova

Senior Instructor

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

ob.smirnova@omgau.org

About online resources in the educational activities of students

Abstract: This article discusses online-resources that are used in the educational activities of students. Some approaches to their classification are described. Examples of the use of electronic educational resources, depending on the types of educational activities of students are given.

Keywords: electronic educational resources, electronic publications, mass open online courses, student learning activities, information - educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.