Ламонина Л.В., Смирнова О.Б., Мадиев А.Г. О роли открытых онлайн курсов в самостоятельной работе обучающихся: двусторонний взгляд субъектов образовательного процесса // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь - март. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/1/00499.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 378. 147 : 004. 9
Ламонина Людмила Владимировна
Старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск lv. [email protected]
Смирнова Оксана Борисовна
Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Мадиев Асет Габитович
Обучающийся 3 курса
ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск
О роли открытых онлайн курсов в самостоятельной работе обучающихся: двусторонний взгляд субъектов образовательного процесса
Аннотация: В статье описан взгляд субъектов образовательного процесса на применение массовых открытых онлайн курсов в образовательном процессе. В рамках статьи представлен опыт использования массовых открытых онлайн курсов с целью организации самостоятельной работы обучающихся.
Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы, образовательный процесс, самостоятельная работа.
Образу студента как особой категории, основным характеристикам студенчества посвящены работы Б. Г. Ананьева, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой и многих других исследователей. И. А. Зимняя, например, отмечает наличие у студента высокого образовательного уровня, познавательной мотивации, социальной активности [1].
Современного обучающегося в вузе отличает познавательная активность в осуществлении им самостоятельной работы и самообразовании. Его познавательная активность чаще проявляется в том, что обучающийся предпочитает изучение Интернет-ресурсов в ущерб книжным аналогам ввиду того, что совмещает учебную деятельность с трудовой и др. Кроме того, обучающиеся обладают различным уровнем интеллектуальных способностей и возможностей. Эти обстоятельства вынуждают обучающихся искать разнообразные источники знаний, помогающие освоить ту или иную дисциплину в вузе, тем более что в современных условиях возможности для удовлетворения таких познавательных потребностей многообразны. К таким возможностям можно отнести большое многообразие
учебной, учебно-методической литературы, образовательных курсов, которые можно освоить, в том числе в дистанционном режиме и многое другое [2].
В этой связи к источникам осуществления самостоятельной работы обучающихся, их самообразования можно отнести открытые образовательные курсы различной направленности, размещенные на разных образовательных платформах.
Интернет кардинально изменил представление об обучении. На его просторах сегодня можно найти бесчисленное множество массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Дистанционное и электронное обучение стремительно вносят изменения в образовательный процесс. Несмотря на неоднозначность суждений о МООК, онлайн-курсы приобретают все большую популярность.
Приведём цитату о МООК директора проекта «Лекториум» Якова Сомова: «MOOC — это технология, которая состоит из пяти компонентов:
o первый — видеоролики, записанные в студии специально для этого курса,
которые длятся 7-10 минут; o второй — тесты и домашние задания, проверку которых можно
автоматизировать; o третий — обратная связь, общение на форумах, вебинары; o четвертый — дедлайны;
o пятый — массовость. Если убрать какой-то из этих компонентов, то получится другой продукт» [3].
МООК - новое явление для преподавателей высшей школы, освоение готовых предложений (разных вариантов курсов) требует времени, соответствующей оценки содержания, способов работы и целесообразности их включения в образовательный процесс
[4].
Данная статья посвящена исследованию роли МООК в самостоятельной работе, самообразовании обучающихся нашего вуза. В исследовании использованы результаты анкетного опроса, проведенного среди обучающихся очной формы обучения, анализ рецензий и опыт реализации в образовательном процессе различных МООК [5].
Анкетный опрос обучающихся проводился для выявления отношения обучающихся как субъектов образовательного процесса к использованию МООК в их самостоятельной работе и в целях самообразования. В анкетировании приняло участие 60 респондентов. Результаты анкетирования позволяют утверждать, что самообразованием занимается более половины респондентов (60%). К одному из направлений организации, осуществления самообразования и самостоятельной работы опрошенные относят МООК (32%). Третья часть опрошенных (33%) обладает опытом освоения МООК, относящиеся к различным областям знаний. Стоит отметить, что многие обучающиеся (60%) рассматривают МООК только как дополнительный источник обучения, акцентируя внимание на необходимости педагогического сопровождения при его освоении.
Вышесказанное позволяет утверждать, что МООК рассматривается обучающимися как одна из форм организации самостоятельной работы при изучении дисциплины и могут вполне служить источником самообразования.
Эмпирический опыт педагогов (авторов статьи) как субъектов образовательного процесса подтверждает вышеизложенное предположение. Так, при изучении дисциплины «Основы проектирования с применением автоматизированных программ» в качестве дополнительного источника информации обучающимся был предложен МООК «2D+3D проектирование в AutoCAD». Интегрирование данного МООК в процесс обучения дисциплине было осуществлено в целях самостоятельного изучения теоретических основ использования программы AutoCAD как компонента самоподготовки к лабораторным занятиям, а также частично контроля знаний и для удовлетворения познавательных потребностей, возникающих в ходе освоения дисциплины [6]. Изучение дисциплины обучающимися в вузе осуществлялось параллельно с прохождением ими онлайн-курса. Применение МООК как дополнительного материала не предусматривает изменение нагрузки
преподавателя и стоимости обучения обучающегося, поэтому его использование не вносит существенных изменений в образовательный процесс.
Платформой, на которой опубликован МООК «2D+3D проектирование в AutoCAD», является Лекториум [7, 8]. Организацией создателем МООК«2Б+3Б проектирование в AutoCAD» является Омский государственный технический университет. Лекториум — образовательный проект, который публикует онлайн-курсы лидеров образовательного рынка, размещает курсы научно-исследовательских университетов, лучших школ России, ассоциаций специалистов и профессиональных центров педагогического образования. Указанная платформа работает с программами по поступлению в вуз и профориентации школьников, специализации студентов и повышению квалификации специалистов и школьных учителей и др.
Важную роль в успехе реализации методики обучения является личность обучающегося, от него ожидается образовательная самостоятельность, нацеленность на результат, а также способность работать в онлайн-среде и умение учиться самостоятельно. В обучении с использованием массового открытого онлайн-курса приняло участие две группы обучающихся университета. Во время обучения на онлайн-курсе создается образовательное сообщество, где каждый может внести вклад в расширение знаний своих сокурсников, помочь им решить какую-либо проблему или дать совет на форуме [6]. Результаты завершения прохождения онлайн-курса засчитываются частично, как освоение обучающимися теоретических основ по дисциплине. Получение сертификата по результатам обучения не требует финансовых и административных затрат ни со стороны университета, ни со стороны обучающегося, который является подтверждением успешного прохождения онлайн-курса и свидетельствует о самостоятельной работе по дисциплине. Объем работы преподавателя в период прохождения обучающимися курса не сокращается.
Интеграция MOOK в образовательный процесс позволила преподавателю: отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки, развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность, воспитывать привычки чёткого следования требованиям дисциплины в организации учебных занятий. МООК не заменяет полностью методику преподавания, а лишь является её составной частью для реализации самостоятельной работы по изучению дисциплины, которая является формой организации учебно-практической деятельности обучающихся, средством ее активизации. На основе самостоятельной работы каждого обучающегося обеспечивается глубокое усвоение теоретических знаний, формирование потребности в постоянном их пополнении и обновлении, овладение рациональными приемами и методами самообразования, развитие научного мышления. Совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывается на теории обучения и обеспечивает планируемые результаты. Использование МООК в учебном процессе не является обязательным, он включен в список дополнительных учебно-методических материалов для обучения, но немаловажным положительным моментом его использования является повышение академической мобильности обучающихся, расширение возможности самообучения и контроля знаний по дисциплине.
Таким образом, исследование роли МООК в самостоятельной работе обучающихся показало, что подобные курсы являются одной из форм организации самостоятельной работы и самообразования обучающихся, их использование повышает эффективность процесса обучения и качество образовательных результатов.
В результате анализа МООК, размещенных на различных платформах можно утверждать, что предлагаемые МООК охватывают разнообразные области знаний. Изложение материала разделов курса, чаще всего, является логичным и структурированным, что позволяет легко ориентироваться в его содержании. Содержание МООК чаще состоит из курса видеолекций, практических заданий и итогового контроля.
Выделим некоторые достоинства и недостатки МООК с точки зрения субъектов образовательного процесса (обучающихся, являющиеся респондентами анкетного опроса, и преподавателей).
Исходя из двустороннего взгляда субъектов образовательного процесса, к достоинствам МООК можно отнести:
о независимость обучения от места и времени (20% респондентов); о получение необходимой информации, удовлетворяющей текущим
потребностям (22% респондентов); о широкое привлечение обучающихся.
К недостаткам использования МООК относим: о «малоэффективность» (1% респондентов);
о открытие курса в определенный период времени (2% респондентов); о отсутствие индивидуального подхода к обучению и др.
Новые технологии и внедрение их в учебный процесс требуют от преподавателя изменения стиля работы и организации труда, приобретения новых навыков педагогической деятельности [9]. МООК вряд ли вытеснят традиционную систему образования, такие курсы дополняют учебно-методический комплекс по дисциплинам и могут стать хорошими помощниками в решении актуальных проблем, связанных с современным обучением.
" Сегодня бытует мнение, что через 10-15 лет классическая форма вуза изживет себя, и все обучение будет проходить в формате онпайн-лекций. Не знаю. Я считаю, что важно не забывать о том, что онлайн-занятие не заменит живого общения студента и преподавателя
Берзсн Николай Иосифович ординарный геонассор ВШЭ
Ссылки на источники:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2002. 480 с
2. Смирнова О.Б. Рецензия на открытый онлайн курс «Математический анализ (часть 1)» // Электронный научно- методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. -URLhttp://ejournal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00432.pdf. - ISSN 2413-4066.
3. Massive Open Online Courses - массовые открытые онлайн курсы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL https://eto.kai.ru/wp-content/uploads/2015/04/M_MOOC.pdf (дата обращения 20.12.2017).
4. Нилова С. В. Массовые открытые онлайн курсы в образовательном процессе университета. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17_i2/pdf/17.pdf (дата обращения 20.12.2017).
5. Электронный научно- методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00432.pdf. - ISSN 2413-4066
6. Ламонина Л.В. Рецензия на открытый онлайн курс «Экспресс-курс: 2D+3D проектирование в AutoCAD» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00416.pdf. -ISSN 2413-4066
7. Лекториум [Электронный ресурс] - Режим
доступа: URL https://www.lektorium.tv/ (дата обращения 20.12.2017).
8. Рынок онлайн-образования в России и мире: сегмент массовых онлайн-курсов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL http:// json.tv/ict_telecom_analytics_view/ rynok-onlayn-obrazovaniya- v-rossiii- mire-segment- massovyh-onlaynkursov- 20141209065340 (дата обращения 20.12.2017).
9. Бобренко И.А., Филатова Л.М., Склярова М.А., Лихоманова Л.М., Попова В.И., Болдышева Е.П. О результатах внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по дисциплинам кафедры // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - №3 (10) июль - сентябрь. -URL http://eioumalomgau.ru/images/issues/2017/3/00384.pdf. - ISSN 2413-4066 (дата обращения 20.12.2017).
Lyudmila Lamonina
Senior Instructor
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Oksana Smirnova
Senior Instructor
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Aset Madiev
Student
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
On the Role of Open Online Courses in the Independent Work of Students: Two-Sided View of the Educational Process Subjects
Abstract: The view of the educational process subjects on the use of massive open online courses in the educational process are in the article. The experience of using massive open online courses to organize the students independent work is represented in this article.
Keywords: massive open online courses, educational process, independent work.