НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ОБЩЕСТВО
№4 2012
РАЗОВАНИЕ
Личности
>5
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В контексте поликультурности как ведущей педагогической стратегии современного воспитания и образования особая роль принадлежит педагогу, который должен принять ответственность в своем профессиональном самоопределении в поликультурном воспитательном пространстве. Данная статья рассматривает логику, которую должен осуществить педагог в реальном построении своей воспитательной деятельности.
А.В. Кисляков,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования
Ключевые слова:
поликультурность, воспитание, социализация, полисубъектность, социокультурные условия, национальный воспитательный идеал, поли-культурное воспитательное пространство, воспитательная деятельность педагога.
В реалиях современной России происходит процесс становления новой системы образования и воспитания детей и молодежи, их переориентация на формирование активной гражданской позиции, социальной компетентности, воспитание свободной, творческой, инициативной, са-моразвивающейся личности. Современная модель образования задает новые требования к условиям, содержанию и результатам в воспитательной деятельности педагога, который должен быть готов к решению целей и задач образования, определяемых новыми Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников» сформулирован национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, ответственный, инициативный и компетентный гражданин России [5].
Педагогу в реальности приходится работать в сложных социальных условиях: расслоение населения по уровням обеспеченности и уровням образованности; разрастание в об-
А.В. Кисляков.
Профессиональное самоопределение педагога в поликультурном воспитательном пространстве
ществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности; экспансия молодежной субкультуры, ориентирующей молодое поколение на удовольствия и потребление; нарастание межнациональных, межконфессио-нальных, межвозрастных напряжений; возрастание влияния средств массовой информации на формирование сознания детей и молодежи и т.д. В таких сложных условиях одной из важных задач педагога может стать организация и поддержка рефлексивного отношения ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в качестве ведущего фактора ценностного самоопределения в пространстве возможностей самореализации и самовыражения.
Поликультурное воспитание предполагает формирование модели поведения, способной обеспечить нормальную адаптацию и комфортное существование личности гражданина России в современном информационном обществе, равноправное участие носителя собственной этнокультурной и национальной традиции в глобальных процессах, происходящих в цивилизации.
В то же время в условиях складывающегося поликультурного мира становится проблемным определение единого идеала и единой логики действий, перед педагогом встает сложная задача выбора собственных ориентиров воспитательной деятельности. В этом отношении следует обратить внимание на то, что адекватно реагировать на изменяющиеся современные условия возможно, если педагог будет иметь позицию воспитателя. Позицию следует рассматривать как единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реали-
зации его базовых ценностей. При этом содержанием воспитания становится развитие сущностных сил самого человека, который представлен как самосозидающее, само-развивающееся существо, и показателем его развития служит характер отношений к миру, к другим людям, к самому себе. Для педагога явно и то, что в социально-педагогическом понимании становление и развитие личности представляет собой многоэтапный процесс вовлечения человека в социум и культуру, т.е. в социально-культурные институты, среду, различные виды деятельности, способствующие социализации и индивидуализации личности. При этом личность обретает способность преодолевать диктат выбора, создавать конструктивную альтернативу самому выбору. Человек принимает решение в зависимости от различных факторов, но главенствующим является среда (социальная, духовнонравственная), в которой личность обнаруживает проекции своего «Я» и «точки роста», определяющие образ жизни, достойной человека.
В условиях поликультурной реальности существует множество принципиально несравнимых идеалов, и принципы классической педагогики перестают работать. С точки зрения поликультурности процесс воспитания и все его составляющие рассматриваются как целостное, внутренне противоречивое, многозначное, многомерное явление. Индивидуально-личностное профессиональное понимание педагогом сути данного явления происходит в процессе ценностно-смыслового самоопределения в пространстве между крайними идеальными смыслами. Поликультурность в данном контексте следует рассматривать как ведущую педагогическую стратегию современного воспитания и образования, ориентированную на вариативность, паритетность, свободу принятия решений, диалогизм, уважение личности, реалистичность, культивирование не только полезности, но и достоинства личности.
В настоящее время есть необходимость серьезного анализа современных социокультурных тенден-
ций, с учетом которых важно определится, в каком направлении возможно обновление содержания повышения квалификации педагогов образовательных учреждений. Педагогу как воспитателю в условиях большого спектра существующих взглядов на воспитание, порождающих многообразие педагогических концепций, нужно иметь четкую, осознанную педагогическую позицию. Для этого педагог должен попытаться ответить для себя на три важных вопроса.
Первый вопрос: кто является основным воспитателем, т.е. тем, чьи смыслы и цели должен понимать, принимать и реализовывать на практике конкретный педагог? Одним из ответов на этот вопрос становится обращение к идеям полисубъектнос-ти воспитания [7]. Оптимальная среда воспитания создается путем социально-педагогического партнерства, в которой педагог выступает координатором воспитательных усилий различных субъектов воспитания. Для этого необходимо исследовать воспитательный потенциал возможных субъектов воспитания: семья, школа, общественные, культурные, религиозные организации, детские общественные объединения, молодежные субкультурные общности и т.д. Именно определение ценностно-смыслового ядра воспитания может стать системообразующим в выстраивании партнерских, диалоговых отношений между различными субъектами. Это будет возможно при выявлении и согласовании потребностей, интересов и ценностей всех заинтересованных в позитивных результатах воспитания обучающихся. Таким образом, важно будет в контексте понимания и реализации национального воспитательного идеала определить конкретные личностные смыслы и ценности в воспитании детей, учитывая собственный опыт дет-ско-взрослого коллектива школы и этнокультурные, социально-экономические особенности региона.
Второй вопрос: каким образом должны строиться отношения между воспитателем и воспитанником в воспитательном процессе? Здесь можно выделить три типа отношений [1]:
1. Воздействие на личность ребенка, т.е. воспитание как формирование определенных, необходимых, с точки зрения воспитателя, качеств воспитанника. В этом случае воспитатель рассматривается как «скульптор», отсекающий все лишнее и добавляющий необходимое. Воспитательные отношения определяются как субъект-объектные, так как цели определяет педагог, рассматривая ребенка как объект необходимых изменений.
2. Взаимодействие, сотрудничество воспитателя и воспитанника, направленное на решение общих и личных проблем. В этом случае воспитатель становится «старшим товарищем», обладающим чуть большим опытом в решении жизненных проблем. Задача такого педагога — организация жизни ребенка. Причем чем меньше искусственного в организуемой жизни, чем больше совместных решений, тем воспитание эффективнее. В данном случае отношения между воспитателем и воспитанником определяются как субъект-субъ-ектные.
3. Содействие, поддержка ребенка в саморазвитии и самосовершенствовании. В этом случае воспитатель рассматривается как «фасилитатор», который способен помочь ребенку в обнаружении внутренних резервов, необходимых для саморазвития. В данном случае отношения между воспитателем и воспитанником определяются как субъект-субъектные, но главной ценностью этих отношений являются интересы, желания и цели ребенка, т.е. педагог выступает в роли помощника, создающего условия для саморазвития ребенка.
Принципиально важно, что все перечисленные типы отношений в воспитании не определяется как
А.В. Кисляков.
Профессиональное самоопределение педагога в поликультурном воспитательном пространстве
плохие или хорошие. В их рамках возможны как продуктивное воспитание, обеспечивающее достижение заявленной цели и способствующее совершенствованию и развитию ребенка, так и неэффективное, не дающее результата.
Третий вопрос: с помощью каких средств предполагается обеспечивать совершенствование воспитанника и в чем именно будет заключаться это совершенствование?
Одними из основных средств воспитания являются создание коллектива и организация коллективной творческой деятельности. Жизнедеятельность ребенка в пространстве событийной общности сверстников может выступать важным условием развития и саморазвития личности ребенка в детском возрасте [8]. Именно в данной деятельности педагог в свободных позиционных отношениях, а не сугубо социально-ролевых отношениях вместе с детьми создает особую атмосферу. Атмосфера взаимопонимания, взаимопринятия друг друга, где развивалась бы эмоциональное единство и ценностно-смысловая близость, где проживание превращалось бы для ребенка в цепь значимых и важных событий. И в такой общности будут складываться благоприятные условия для осознанного самоопределения, позитивного самоутверждения, самореализации и самовыражения ребенка.
Другим средством совершенствования человека может стать освоение определенного образа жизни, принятие ведущих ценностей и смыслов как носителей культуры. Средством такого воспитания является среда, специально организованная на основе заданных ценностей, законов, норм, событий. Воспитание предполагает насыщение педагоги-
ческого процесса духовными референтами, т.е. значимыми образцами для подражания, способными задать нравственный идеал, стать точкой отсчета в определении смысла жизни [3]. Поэтому и условия для саморазвития ребенка обеспечиваются наличием в них смысловых и ценностных конструктов, субъективно воспринимаемых личностью в качестве значимых. Подобные образы как объекты идентификации должны содержать различные уровни и пласты бытия: природный, национально-культурный, социально-ролевой, общечеловеческий. Ребенку следует почувствовать «таинственную целесообразность природы» и обрести благоговение перед ней; пережить «реальность чужого страдания» и научиться принимать, жалеть, беречь другого и помогать ему, «хотеть добра и стыдиться зла» [4].
Совершенствование воспитанника может происходить через самоактуализацию, самореализацию, раскрытие талантов и способностей как творческой индивидуальности. В этом контексте целесообразно рассматривать технологию педагогической поддержки [6].
В поликультурном воспитательном пространстве педагогу важно будет осуществить рефлексию своей деятельности, прежде всего со стороны результата и эффектов, воспитания. Разговор о результатах воспитательной деятельности педагога можно вести на трех уровнях. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений школьника к базовым национальным ценностям российского общества (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение
школьником опыта самостоятельного социального действия. Достижение всех трех уровней результатов воспитательной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей, которые выражаются через формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников, а также их социокультурной идентичности: этнической, культурной, гендерной и др. [2].
Следующим важным шагом для педагога как воспитателя является разговор о необходимости обеспечения целостности воспитательного процесса в образовательном учреждении, т.е. о целесообразности создания в образовательном учреждении воспитательной системы, позволяющей структурировать и технологизировать воспитательный процесс на основе единых смыслов и ценностей. А основанием и «точкой роста» для согласования единых позиций различных субъектов воспитания могут стать «базовые национальные ценности» как основа морали, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа России. Это позволяет сформировать у педагога понимание того факта, что основной технологией осуществления воспитательного процесса в образовательных учреждениях является создание уникальной саморазвивающей-ся воспитательной системы.
В проекте «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» подчеркивается, что базовым учреждением поли-культурного образования является школа. Такое создание открытой гуманистической воспитательной системы предполагает активную роль педагога в поиске и предоставлении условий для воспроизводства форм социальной и культурной жизни многонационального народа России, что позволит воспитанникам не только участвовать в межкультурном диалоге, но и лучше понимать собствен-
ную культуру в тесной взаимосвязи с другими культурами России и мира. Соответственно культуротворческая миссия образовательного учреждения — приоритетность становления личности в культуре, предполагающая взаимодействие субъектов образовательного процесса в пространстве разнообразных культурных практик и языкового плюрализма, а также полноценную эффективную самореализацию личности в креативно-проектном пространстве.
Примером реализации поли-культурного взаимодействия в образовательном пространстве Челябинской области стал международный проект «Молодежь в действии: инициатива, участие молодежи в социальной и воспитательной жизни», реализуемый ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области. Взаимодействие осуществляется с Международной федерацией «Центры распространения активных методов воспитания» (СЕМЕА). С 2009 г. по настоящее время ученые, педагоги и учащиеся — участники проекта из России, Украины, Италии, Франции — принимают участие в семинарах и исследованиях по изучению и представлению опыта формального и неформального воспитания и социализации детей и молодежи. Приоритетными направлениями в диалоге участников разных стан стали: разнообразие практик воспитания в контексте социокультурных механизмов формирования социальной компетентности и опыта активного гражданского действия у детей и молодежи; особенности воспитания и социализации детей, имеющих различные про-
А.В. Кисляков.
Профессиональное самоопределение педагога в поликультурном воспитательном пространстве
блемы социальной адаптации в обществе; создание открытой образовательной среды в условиях поли-субъектного взаимодействия; организация коммуникации в поликуль-турной языковой образовательной среде профессионального взаимодействия (http://ipk74.ru/).
Таким образом, педагогу в условиях поликультурного воспитательного пространства необходимо для себя проделать важную значимую для себя работу: проанализировать различные смыслы понятия «воспитания» в различных концепциях и практиках воспитания, на основе чего сформулировать собственное понимание воспитания; самоопределиться в выборе своей личностно-профессиональной позиции как воспитателя; отрефлек-сировать собственную воспитательную деятельность и определить ее основные характеристики и результаты; осознать сущность феномена «воспитательная система» и принятие необходимости системного построения воспитания в ученическом коллективе или детском объединении, образовательном учреждении на принципах поликультурности; спроектировать воспитательную систему на основе общих ценностей и смыслов, согласовать выявленные позиции в условиях социально-педагогического партнерства, учитывая свои возможности и прогнозируя риски.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2005.
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / Д.В. Гри-
горьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010.
3. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002.
4. Ильин ИА. Путь духовного обновления. Путь к очевидности. М., 1993.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Под ред. А.Я. Да-нилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. М.: Просвещение, 2008.
6. Педагогическая поддержка ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
7. Полисубъективность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности: (концепция) / Под ред. Н.Л. Селиванова. М.: ИТИП РАО, 2009.
8. Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. СПб., 2005.
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития челоевка: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.
DETERMINING THE PROFESSIONAL ROLE OF THE TEACHER IN A MULTICULTURAL CLASSROOM
A.V. Kislyakov
In the context of multiculturalism as a leading educational strategy of contemporary education, the teacher must determine the professional role she/he plays in the multicultural space. This article examines the logic that a teacher must use in the development of her/his educational activities.
Key words: multiculturalism, education, socialization, sociocultural conditions, the national educational ideal, multicultural educational space, the educational activities of the teacher.