ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
АБДУЛЛАЕВ Ш. -С. О., САДЫКОВА A.M.
ОБ ОДНОМ ПОДХОДЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ (на примере Республики Дагестан)
Наличие большого числа экономических и социальных проблем, политическая нестабильность, высокая коррупционность в Дагестане обуславливают один из самых низких уровней качества жизни населения республики среди субъектов России. В связи с этим особую актуальность обретают вопросы повышения эффективности и конкурентоспособности экономики региона. В настоящей статье представлен авторский подход к организации социально-экономического развития регионов на основе модернизации
АВБиЬЬАЕVЖО., ЯАОУКОУА А.М.
ABOUT ONE APPROACH ТО THE ORGANIZATION OF INNOVATIVE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS (on the example of the Republic of Dagestan)
The presence of a large number of economic and social problems, political instability, high corruption in Dagestan cause one of the lowest levels of the quality of life of the population of the Republic among the regions of Russia. In connection with this particular relevance acquire questions of increase of efficiency and competitiveness of the economy of the region. In this article presents the author's approach to the organization of social-economic development of the regions on the basis of modernization.
Ключевые слова: регион, модернизация экономики и приоритеты экономического развития, стратегия социально-экономического развития
Keywords: region, modernization of the economy and priorities of the economic development strategy of the socio-economic development.
Показатели инфляции, повышение тарифов ЖКХ и цен на продукты питания, понижают действенность мер социального и политического развития страны и не приводят к повышению экономической эффективности, сокращению безработицы и повышению качества жизни. Одной из серьезных причин сложившейся ситуации является все уменьшающееся доверие народа к власти, вызванное пронизывающей всю деятельность властных экономических и социальных структур коррупцией, которая проникла в политическую, институциональную, экономическую и бытовую сферы деятельности челове-
ка. Эта ситуация особенно контрастно проявляется в регионах, в том числе и в Республике Дагестан.
Республика Дагестан является одним из самых отсталых субъектов РФ по уровню качества жизни человека. Существующая дотационность республики и решение социальных проблем на федеральном уровне демфируют сложивщуюся в РД напряженность, выражающуюся в непрекращающихся столкновениях незаконных вооруженных формирований с правоохранительными органами власти. Поэтому, восстановление доверия народа к власти путем существенного сокращения политической, экономической, институциональной и бытовой коррупции является одной из актуальнейших и первоочередных проблем для регионов.
Направлений и способов восстановления доверия народа к власти может быть множество, но в основе этой деятельности должна лежать социальная справедливость, определяемая в первую очередь, отношением человека к труду и эффективностью этого труда. Это отношение к труду легче всего оценить на низовом уровне, где человек «как на ладони». Адекватность этой оценки и существенное уменьшение коррупционных явлений обеспечит представление в муниципальных выборных органах несколько политических партий и общественно-политических движений. Такой подход к формированию выборных органов власти, кроме того, позволит повысить политическую грамотность и активность населения, уменьшит политическую апатию, а все это интегрально будет содействовать формированию гражданского общества.
Мощным фактором ослабления коррупционных процессов будет обязательность реагирования власти на критические выступления прессы, радио, телевидения.
К числу мер, направленных на ослабление коррупции, будет пересмотр и обновление законодательных норм регионов в соответствие с рекомендациями международной конвенции ООН по борьбе с коррупцией, подписанной Российской Федерацией, в частности, публикация и контроль декларации доходов и расходов. Эти меры будут содействовать воспитанию культуры потребления, а также выработать рекомендации по взаимодействию с правоохранительными органами.
Следующие меры, направленные на ослабление коррупции, являются экономические штрафы на всех участников рыночных отношений, в том числе, физических и юридических лиц, собственников, за неэффективность экономической деятельности, независимо от форм собственности. При этом можно поставить вопрос о национализации экономически неэффективной собственности, путем выкупа государством по остаточной цене или лишением лицензии. К этому же ряду мер можно отнести административные наказания чиновников, вплоть до уголовного преследования.
Все эти меры, направленные на уменьшение коррупции и, соответственно, повышение доверия народа к власти, будут эффективны на уровне муниципальных органов власти и в сфере бытовой и экономической коррупции.
Вопросы сокращения политической и институциональной коррупции могут быть поставлены и эффективно решаться на уровне региональных органов власти и гражданского общества (региональные общественные палаты).
Восстановление доверия народа к власти сложнейшая и многогранная работа, которую нужно проводить на всех уровнях социального устройства общества одновременно и параллельно, не дожидаясь указаний сверху.
Для решения этой основополагающей проблемы необходимо внести изменение в систему политического устройства РД и модернизировать ее государственную власть. В частности, можно предложить: для борьбы с политической коррупцией сформировать в парламентах страны и регионов коалицию нескольких партий, для начала, хотя бы из двух, обеспечивающую большинство, при этом законодательно не допускать количество голосов одной партии более 40%.
Для борьбы с экономической коррупцией и во избежание институционального «коллапса» и «ловушек» разработать программу по изменению структуры государственного управления и регулирования социально-политической и экономической жизни республики, т.е. речь идет о модернизации власти.
Для определения модернизации власти в области экономики (структура управления и регулирования) необходимо оценить исходные ресурсы всех видов, включая геополитическое и географическое положение, роль и место регионов в стратегическом развитии РФ, определить стратегические цели и задачи социально-экономического, политического и культурного развития регионов как субъекта РФ. Для любого региона интегральными целями является развитая экономика, эффективное управление государственной собственностью и решение социальных проблем для обеспечения качества жизни всех слоев населения цивилизованного общества.
Исходя из этих предпосылок, можно в качестве примера, предложить на верхнем уровне управления экономикой субъекта РФ (осуществления государственной власти) оставить 3 министерства:
1. Министерство экономического развития;
2. Министерство социального обеспечения;
3. Министерство управления государственной собственностью.
Эти министерства ответственны за достижение стратегических целей, которые должны иметь количественные параметры, строго научно-обоснованные и рассчитанные. Для решения задач по достижению стратегических целей в рамках этих министерств в соответствии с функциональными назначениями сформировать управляющие структуры (агентства, управления, комитеты и т.д.) с четко определенными функциями. Эти структуры образовывают матрицу исполнительной власти, только через эту матрицу (поле) можно осуществлять управление и регулирование экономикой.
Все остальные структуры государственной власти должны осуществлять функции координации, контроля, а также политического и идеологического обеспечения.
Вся эта деятельность и стратегические цели должны быть узаконены, сформулированы и приняты как государственная политика, которую должны проводить в жизнь все государственные структуры власти и общественные организации региона, мобилизуя все население для реализации этой политики. Эта политика должна вписываться в общую государственную политику страны, но формы реализации этой политики могут быть различными для каждого субъекта исходя из его особенностей.
Все эти меры, в конечном итоге, позволяют обеспечить оптимальное соотношение количества управляющих структур, их функциональные связи, которые обеспечат прозрачность функционирования и соответственно уменьшить коррупцию.
Однако, указанные выше меры недостаточны, для определения конструктивного содержания модернизации власти в области экономики, необходимо разработать механизмы управления и регулирования макроэкономическими параметрами, используя рычаги рыночной экономики. К этим механизмам могут быть отнесены рычаги, определяемые программно-целевым планированием, бюджетными финансово-кредитными отношениями, законодательно-правовыми основами, банковскими преференциями, инвестиционной и социальной политикой, а также количественные нормативы и ставки, дифференцированные по регионам и зонам, характерные для конкретного субъекта. К числу микроэкономических параметров следует отнести такие, которыми можно воздействовать на конкретные субъекты региона (промышленные предприятия, их объединения, производственно-экономическая и научно-техническая инфраструктура и т.д.), направлениями непосредственного воздействия могут быть труд и капитал.
Повышение эффективности экономики субъектов, таких как Республика Дагестан, будет определяться наряду с вышеприведенными факторами, инфраструктурой управления государственным пакетом акций собственности, находящихся во введении субъекта и федерации. Кроме рыночных механизмов, и государство, и регион может использовать административные меры, например, стимулирование развития горных территорий путем выдачи земли в личную собственность, а также предоставления субсидии или льготных кредитов.
Комплекс скоординированных мер управления и регулирования позволит устранить дублирование и параллелизм на уровне властного администрирования и управления, но главное эти меры будут содействовать формированию конкурентоспособной эффективной экономики.
Использование выше перечисленных мер и механизмов государственного управления и регулирования в сфере экономической деятельности будет иметь мультипликативный эффект, если будет разработана долгосрочная стратегия социально-экономического, политического и культурного развития регионов. Мультипликативность будет определяться путем учета и использования корреляционных связей между различными сферами производственной деятельности.
Разработке стратегии должна предшествовать глубокопродуманная работа по оценке всех видов ресурсов, которыми располагает регион (субъект), в частности, демографические параметры, геополитическое и геоэкономическое положение, уровень науки и образования и т.д. Кроме того, регион должен определить свое место и роль в общей структуре производства страны, оценить вклад региона в общую стратегию политического развития России.
По результатам этой предварительной работы необходимо установить приоритетность развития направлений производственной сферы в стране, которая позволит субъектам, в данном случае РД, принять стратегические приоритеты.
Известно, что последнее десятилетие в РД значительное внимание уделялось разработке стратегии социально-экономическоко развития на 10-15-20 лет. В процессе разработки последней стратегии установлены следующие приоритетные направления экономического развития:
1. Промышленное производство, и в первую очередь, отрасль машиностроения. Необходимость интенсивного развития машиностроения связано с возможностью обеспечить занятость трудоспособной части населения. Кроме того, машиностроение содействует развитию всех сфер производственной деятельности, в том числе, и в АПК, и в стройндустрии и т.д. Промышленное производство в Дагестане является тем опорным (базовым) процессом, который позволит гармонично развивать всю экономику РД и Северного Кавказа.
2. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс РД, исторически сложившееся направление экономики, определяемое, во многом, географическим положением, погодно-климатическими условиями, а также почвенными, биологическими и водными ресурсами. Однако экономическая эффективность этой сферы производства остается еще очень низкой и требует целенаправленных инвестиций, как в сферу производства сельскохозяйственной продукции, так и в сферу ее переработки.
3. Промышленность строительной индустрии была обусловлена наличием природных строительных материалов и необходимостью развития инфраструктуры промышленного и жилищного строительства, связанного с демографической ситуацией. Поэтому в Дагестане появились заводы железобетонных изделий, карьеры по добыче природных строительных материалов, строительные организации и отраслевые научно-исследовательские институты по проектированию, налажена система подготовки кадров. Всю эту инфраструктуру нужно возродить, используя рычаги рыночной экономики. При решении проблем подъема экономической эффективности в этих трех направлениях мы столкнемся с необходимостью автоматизации производственных процессов, а это обычно приводит к высвобождению трудовых ресурсов, что не приводит к сокращению безработицы. Здесь необходима глубокопродуманная политика переподготовки кадров, перемещения трудовых ресурсов на другие приоритетные направления деятельности, на создание условий созидательной деятельности, улучшающей качество жизни человека.
4. Топливно-энергетический комплекс является решающим звеном в системе экономического развития в любой стране. В Дагестане развитие ТЭК исторически начиналось со строительства малых и крупных гидроэлектростанций, которые использовали гидроэнергетические ресурсы горных рек РД и традиционно составляют основной объем энергетического потенциала. Для обеспечения необходимых энергетических резервов и повышения эффективности производства электроэнергетики, определяющей стоимость ее потребления необходимо рассчитать и иметь баланс выработки и потребления электроэнергии, а также рассмотреть вопросы создания в Дагестане нетрадиционных возобновляемых источников энергии (термальные, солнечные, ветровые). Наличие такой глубокозарезервированной системы электроэнергетики позволит развить конкурентоспособную экономику в РД.
5. Торгово-транспортно-логистический блок экономической деятельности является относительно новым для Дагестана, но при рыночных отношениях значение скоординированной, слаженной деятельности элементов этого блока существенно определяет конкурентоспособность продукции предприятий республики и сама эта деятельность является источником финансового пополнения объема республиканского бюджета. Это связано с геополитическим и географическим положением Дагестана на берегу Каспия. На путях межконтинентальных торговых и транспортных потоков «Север-Юг» и «Запад-Восток».
6. Туристко-рекреационный блок является весьма перспективным направлением экономической и этнокультурной деятельности, который позволяет создать еще один источник пополнения бюджета, развивать горные территории, уменьшить безработицу в горах. Кроме того, это направление деятельности будет содействовать развитию национальной культуры, расширению различных кустарных производств, а также воспитанию патриотизма у подрастающего поколения нашей страны.
При формировании стратегии экономической деятельности по 4, 5, 6 направлениям необходимо очень тщательно рассмотреть проблемы экологии, сохранения природы, возобновления ее ресурсов, сохранения флоры и фауны горных территорий.
7. Социальный блок и гуманитарная сфера деятельности непосредственно связана с качеством жизни человека и тесно связана с уровнем социального обеспечения, существенно определяемым федеральными властями. Сфера гуманитарной деятельности в Дагестане находится в зачаточном состоянии. У нас недостаточно благотворительных обществ, государственно-частных фондов, попечительских советов, деятельность которых была бы направлена на уменьшение детской смертности, на увеличение продолжительности жизни человека.
Эффективность деятельности в социальном блоке и гуманитарной сфере в существенной степени будет определяться результатами экономической деятельности, особенно в производительной сфере.
В немалой степени возможности достижения стратегических целей в РД будет зависеть от той региональной социально-экономической политики, которую будут проводить федеральные власти.
К сожалению, федеральные власти не определили роль РД в сфере промышленного производства в СКФО и России.
В последних разработках долгосрочной стратегии социально-экономического развития РД отмечается необходимость инвестиций, но какова инвестиционная политика РФ в отношении РД не сформулировано, а это определяется той промышленной политикой, которая будет реализовываться в СКФО.
Установлено, что для решения социально-политических, экономических, демографических проблем СКФО необходимо развивать сферу промышленного производства, а направления производств должны устанавливаться исходя из показателей естественных и других ресурсов, а также с учетом геополитического, географического положения, предшествующего опыта экономического и социально-политического развития [1, 2]. В результате такого анализа установлено, что узловым решением для РД является ускоренное и приоритетное развитие судостроительного производственного кластера. Об этом говорилось и писалось очень много [3, 4, 5, 6], но позиция РФ в этом вопросе неясна или она состоит в игнорировании очевидных политических и экономических решений. Это единственное направление промышленного производства, которое позволит получить для РД мультипликативный эффект для развития всех направлений социально-экономического развития республики, обоснованных в стратегии 2025.
В этой проблеме важна убежденность властных структур РД в необходимости развивать промышленное производство через развитие и государственное регулированием управления судостроительным кластером.
Возникает вопрос, как реализовать эту убежденность? Необходимы инвестиции, приток которых обеспечит обоснованная и стабильная деятельность в следующих направлениях:
❖ разработка инновационной промышленной и научной политики;
❖ создание венчурного фонда РД;
❖ формирование «корпорации-субъект», обеспечивающей приоритет экономических законов;
❖ формирование непрерывного инновационного профессионального образования и системы повышения квалификации.
Реализация приведенных выше предложений позволит разработать и осуществить глубокопродуманную инвестиционную политику на период до достижения стратегических целей.
_Литература_
1. Абдулаев Ш.-С.О., Евсеенко А.В. Внедрение целевых фундаментальных и прикладных исследований. // Экономика и организация промышленного производства, изд. СО РАН, 1985.
2. Абдулаев Ш.-С.О. Перспективы развития инновационной деятельности в новых экономических условиях. // Вестник ДНЦ, №4, 1999.
3. Абдулаев Ш.-С.О. К стратегии социально-экономического развития РД. // Вестник ДНЦ, №17, 2004.
4. Абдулаев Ш.-С.О. Пути развития и направления реструктуризации промышленности Дагестана для устойчивого развития и интегрирования в единое экономическое пространство России. // Вестник ДНЦ, №20, 2005.
5. Абдулаев Ш.-С.О., Цапиева О.К. Структурные преобразования в экономике региона на основе формирования инновационной политики. // Материалы Всероссийской научной конференции. Изд. «Научный эксперт», 2008.
6. Абдулаев Ш.-С.О. Роль власти в формировании региональной инновационной экономики. Материалы Всероссийской научной конференции. Изд. «Научный эксперт», 2008.