Абдулаев Ш.-С.О., Садыкова А.М.
О ЦЕЛЕБОЙ ОРИЕНТЛПИИ НАУЧНОГО ПОТЕН1ШЛЛЛ СУБЪГКТОБ РЕГИОНА НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОПИАЛЬНО-ЭЮНОМИЧЕСЮГО
АБДУЛАЕВ Ш.-С.О., САДЫКОВА А.М.
О ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ РЕГИОНА НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
Аннотация. На основе анализа количественных показателей научного потенциала в статье сделан вывод о низком уровне его использования. Обоснована необходимость повышения эффективности переработки естественных ресурсов, а также оптимизации структуры государственного управления социально -эколого -экономическим развитием региона. Предлагается создать единый инновационно-исследовательский центр с производственными площадями.
Ключевые слова: научный потенциал, производительные силы, социально-экономическое развитие, инновационно-исследовательский центр.
ABDULAEV SH.-S.O.,SADYKOVA A.M.
ON TARGETED ORIENTATION OF SCIENTIFIC POTENTIAL OF REGIONAL SUBJECTS TO RESOLVE PROBLEMS OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT (ON AN EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)
Abstract. Based on an analysis of quantitative indicators of the quality of scientific potential, a conclusion has been made about low activity of effectiveness of its use. The need of improving the effectiveness of processing of natural resources, as well as optimization of the structure of state management of the social-environmental-economic development of the region have been substantiated. It is suggested to create one innovative-research center with production sites.
Keywords: research potential, production forces, social-economic development, innovative-research center.
Основная цель при формировании академических научных учреждений в субъектах Российской Федерации состояла в развитии производительных сил на основании новейших научных результатов. Последующие исторические преобразования в Российской Федерации в целом и в Республике Дагестан в частности, заключавшиеся в переходе к рыночной экономике, в конечном счёте привели к разрыву связей между фундаментальной и прикладной наукой, а также системой образования. Тем не менее научные и учебные учреждения всех уровней являются той базой, которая определяет повышение эффективности, позволяет модернизировать сферу производства и выпускать инновационную и конкурентоспособную продукцию.
Основными показателями интеллектуального и инновационного потенциала Республики Дагестан являются академические учреждения ДНЦ РАН, государственные высшие учебные заведения, значительно в меньшей степени — сохранившиеся отраслевые научные конструкторские и технологические подразделения научно-производственных объединений и предприятий. В последние годы появились самостоятельные малые предприятия, функционирующие при государственных высших учебных заведениях в сфере научно-технической деятельности.
Представление о структуре и соотношениях научных организаций в Республике Дагестан к 2010 году даёт диаграмма, представленная на рисунке 1 [1].
Количество научно-исследовательских учреждений республики — более 16, система образования Дагестана представлена 6 государственными высшими учебными заведениями и значительно большим числом филиалов и коммерческих вузов.
По данным Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан, внутренние затраты на исследования и разработки в 2009-2013 годах увеличились на 142,7 млн руб., при этом оставшись неизменными в процентах к ВРП — 0,2%.
Количество организаций, выполнявших научные исследования и разработки в Дагестане в 2009-2013 годах, составило 30 учреждений с численностью до 1561 человека, при этом объёмы внутренних затрат по годам распределяются следующим образом [2]:
РЕГИОНАЛЬНЫ!-: НРОВЛГМЫ нргоьрлаоьлнии экономики, №2, 2015
I Прочие НТ-предприятия — 17,20%
Академическии НИИ — 25,70%
Отраслевые НИИ, КБ — 25,70%
I Вузы, НТ-организации при вузах — 31,40%
Рис. 1. Структура и соотношение научных организаций в Республике Дагестан к 2010 году
Таблица 1
Объёмы внутренних затрат
2009 2010 2011 2012 2013
Внутренние затраты на исследования и разработки в действующих ценах (млн руб.) 710,8 674,4 773,0 872,3 893,5
За этот же период разработано 35 передовых производственных технологий, но при этом патентной чистотой обладает 21 разработка. Об отраслевом составе докторов и кандидатов наук, выполнявших научные исследования, даёт представление таблица 2 [1]:
Таблица 2
Отраслевой состав докторов и кандидатов наук, выполнявших научные исследования
Отрасль науки Доктора наук Кандидаты наук
Физико-математическая 19 55
Биологическая 13 64
Химическая 6 16
Геолого-минералогическая 5 29
Техническая 14 22
Сельскохозяйственная 19 62
Историческая 22 44
Экономическая 11 27
Филологическая 26 40
Философская 6 8
Юридическая - 2
Педагогическая 3 8
Медицинская 3 14
Искусствоведческая 1 -
ВСЕГО 148 391
Представление о количестве работников, занятых в научно-исследовательской сфере на конец 2014 года, даёт таблица 3:
По данным на 8 декабря 2014 года, представленным Аграрным университетом, Техническим университетом, Медицинской академией, НИИ сельского хозяйства Республики Дагестан, ДГИНХ и ДГУ, докторов наук в республике — 530, кандидатов наук — 1 984, а всего в научной сфере работают 3 319 человека. Эти показатели свидетельствуют о том, что научный потенциал растёт большими темпами, а количество инновационных разработок и технологий остаётся неизменным. Это говорит о низкой эффективности использования научного потенциала и его невостребованности экономикой Дагестана.
Абдулаев Ш.-С.О., Садыкова А.М.
О ЦЕЛЕБОЙ ОРИЕНТЛПИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ РЕГИОНА НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОНИЛЛЬНО-ЭЮНОМИЧЕСЮГО
Таблица 3
Количество работников, занятых в научно-исследовательской сфере на конец 2014 года
ДНЦ РАН ДГУ ДГТУ ДГАУ ДГМА ДГИНХ НИИСХ Всего
Всего 813 420 247 610 601 68 3 319
Доктора наук 133 52 39 104 84 12 530
Кандидаты наук 610 266 146 362 338 33 1984
Без учёной степени 70 102 62 146 179 23 582
Источник: составлено автором по данным ДНЦ РАН и вузов Республике Дагестан.
Следствие сложившейся ситуации — основные показатели социально-экономического развития Республики Дагестан на душу населения в 2012 году отстают от средних значений РФ:
- по ВРП — в 2,8 раза;
- по доходам в консолидированный бюджет — в 2,1 раза;
- по среднемесячной заработной плате — почти в 2 раза.
С целью преодоления сложившейся ситуации рассчитаны прогнозные показатели на 2016 год с ростом по отношению к 2012 году по:
- ВРП — 151,9%;
- промышленному производству — 177%;
- продукции сельского хозяйства — 127,9%;
- инвестициям в основной капитал — 186,6%.
Напрашивается вопрос: каким образом достичь прогнозируемых индикативных показателей социально-экономического развития с учётом задач сохранения окружающей среды?
Достижение этих показателей возможно при решении эколого-экономических и социальных задач в следующих направлениях:
- определение существенных факторов устойчивого развития экономики Республики Дагестан, включая демографическую ситуацию и экологические нормативно-правовые показатели;
- формирование экономической и производственной специализации и в целом промышленной политики Республики Дагестан;
- разработка институциональных преобразований и создание инновационно -исследовательских и производственных структур для модернизации промышленности Республики Дагестан.
Решение всех этих задач является предметом функционирования Корпорации развития Дагестана.
Развитие мировой экономической системы, основанной на рыночных отношениях, определило направление развития технического прогресса. Суть этого направления состояла в разработке технических систем и технологических процессов с целью повышения производительности труда для получения в конечном счёте максимальной прибыли.
Указанное направление развития технического прогресса на современном этапе мировой экономики дискредитировало себя. Причинами такой дискретизации явились: неустойчивость социально-экономического развития, в результате которой появилась безработица, расточительное использование дефицитных природных ресурсов, игнорирование требований экологии и охраны окружающей среды. Всё это привело к неравномерности развития территорий не только на планетарном уровне, но и в различных географических зонах, регионах, странах и субъектах этих стран. К такому выводу пришёл Римский клуб — международная неправительственная организация, которая изучает глобальные проблемы развития человечества [3].
На современном этапе развития человеческого общества успешность экономической деятельности определяется производительностью труда и прибылью. Одновременно наблюдается переход к экономике знаний, интеллектуальной собственности и в конечном счёте происходит переход к информационному обществу, которое в свою очередь приводит к экономике нематериальных потоков финансов. Следствием этих преобразований является неустойчивость
РЕГИОНАЛЬНЫ!-: ИРОВЛКМЫ црюьрлаоьлнии экономики, №2, 2015
социально-экономического развития геоторий и разрушение природной среды в результате нещадной эксплуатации источников естественных ресурсов, включая человеческий капитал.
Россия, и в том числе Дагестан, переживает исторический период формирования новой рыночной экономики, основанной на разработке новых технологий, производстве нового продукта, удовлетворяющего внутренний спрос и конкурентоспособного на внешнем рынке, а не на продаже природных ресурсов (нефть, газ и т. д.)
Российская Федерация, а именно её федеральные экономические структуры, не смогла организовать управление и регулирование экономики, обеспечить равномерность развития регионов с учётом геоэкономического и геополитического положения, объёма всех видов ресурсов, включая трудовые ресурсы и другие индикативные показатели, в том числе валовой региональный продукт (ВРП), производительность труда и т. д.
Без знания вышеуказанных индикативных показателей невозможно определить, на каком уровне мы находимся, как корректировать вектор социально-экономического развития. Без понимания этого обстоятельства наше развитие напоминает «бег по кругу». На это обращает внимание и Президент России В. В. Путин: «Мы должны быть готовы к тому, что спад производства и кризисные явления в мировой финансовой системе могут отразиться на нашей экономике».
А готовы ли регионы страны к таким событиям? И каковы должны быть действия региональных органов власти по управлению экономикой? Об этом свидетельствует удельный вес субъектов в общероссийских основных социально-экономических показателях в 2011 году. Например: Смоленская область и Дагестан: при приблизительно одинаковой площади территории Дагестан имеет больше основных фондов (это ресурсы), а обрабатывающее производство — более чем в 6 раз меньше, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — в 3 раза меньше. Одинаковые приблизительно по численности населения, географическим и климатическим условиям Ставропольский край и Дагестан: в последнем обрабатывающих производств почти в 7 раз меньше, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — более чем в 4 раза меньше. Аналогичная ситуация при сравнении по многим другим показателям, свидетельствующим о неэффективности существующих механизмов управления и отсутствии политической воли федерального центра по обеспечению фактической равномерности развития регионов в России.
Принимая во внимание, что Республика Дагестан является одним из старейших нефтегазодобывающих регионов России, располагает минерально-сырьевыми ресурсами термальных рассолов и занимала передовые позиции среди республик Северного Кавказа по этим ресурсам, необходимо:
- провести оценку прогнозных ресурсов углеводородов и термальных вод по всей территории Дагестана и аудит существующих запасов нефти, газа и редкометалльных элементов термальных рассолов;
- составить комплексную программу освоения новых месторождений нефти, газа и термальных рассолов с обоснованием основных направлений геологоразведочных работ на перспективу.
Только на этой базе можно повысить эффективность добычи углеводородов, доведя её до уровня, соответствующего потенциальным возможностям республики, а также организовать добычу и разработку современных технологий извлечения редкометалльных элементов из термальных рассолов.
Следующим направлением обеспечения устойчивого и позитивного развития социума является технология эффективного государственного управления в Российской Федерации и в её субъектах.
До настоящего времени доля роста показателей социально-экономического развития в инновационном развитии сферы производства ещё незначительна, низка эффективность использования природных ресурсов, не соблюдаются требования и нормы по охране окружающей среды. Эти негативные явления вызывают неустойчивость экономического развития и связанное с этим ухудшение качества жизни населения. Ещё многие слои нашего общества (учителя, врачи, работники социальной сферы, культуры и т. д.) получают за свой труд меньше, чем другие работники экономики субъектов РФ.
Абдулаев Ш.-С.О., Садыкова А.М.
О ЦЕЛЕБОЙ ОРИЕНТЛПИИ НАУЧНОГО ПОТЕН1ШЛЛЛ СУБЪГКТОБ РЕГИОНА НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОНИАЛЬНО-ЭЮНОМИЧЕСЮЮ
К числу негативных факторов, в некотором смысле определявших сложившуюся ситуацию в экономической, социальной и духовно-нравственной сфере, относится слабость или отсутствие гражданского общества в Дагестане [4].
Перечисление только этих негативных факторов и их анализ применительно к Республике Дагестан наводит на мысли о необходимости институциональных преобразований. Ранее такие предложения были озвучены в прессе, однако остались незамеченными [5, 6, 7].
Суть этих преобразований в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Дагестане, состоит, в первую очередь, в решении следующих задач:
- оптимизировать структуру государственного управления экономикой субъекта в рыночном пространстве;
- организовать государственно-частное партнёрство (ГЧП) и разработать механизмы его реализации.
В основе оптимизации государственной структуры управления должно быть определение приоритетных критических технологий и программ для каждого субъекта.
В основе организации ГЧП должна лежать обоснованная государственная политика для формирования ответственности бизнеса.
Для решения этих задач уже имеется достаточное количество нормативно-правовых актов как на федеральном уровне, так и на уровне Республики Дагестан. Теперь необходимо их конструктивно решать.
Оптимизация структуры государственного управления Дагестана должна осуществляться на основании показателей имеющихся природных ресурсов, научно-технического и производственного потенциала, демографической ситуации, а также ограничений, связанных с охраной окружающей среды. Эти же показатели должны определять критические технологии и программы для республики.
В Дагестане при определении специализации промышленного производства должен учитываться избыток трудовых ресурсов (большая безработица среди трудоспособной части населения), а также осознание необходимости выпуска законченной товарной продукции (транспортное средство, станок, самолёт и т. д.), а не специализированных агрегатов ограниченных серий. Только такое производство позволяет обеспечить мультипликативный эффект для организации, например, выпуск технологического оборудования агропромышленного производства, медико-биологического оборудования и электронных агрегатов для диагностики и физиотерапии и т. д.
Таким производством может быть машиностроительный комплекс. Сформировать его можно, организовав внутреннюю кооперацию промышленных предприятий субъекта, в частности Республики Дагестан. Такая кооперация позволит шире использовать научно-технический и инновационный потенциал региона.
Понимание необходимости институциональных преобразований и повышения эффективности государственного управления в Республике Дагестан есть. Создана Государственная корпорация развития Дагестана. Но какова политика развития промышленного производства и перехода на новые инновационные технологии, каковы механизмы функционирования существующей корпорации, определённой уставом ОАО «Корпорация развития Дагестана», единственным акционером которого является Республика Дагестан, не известно.
Эта корпорация по своим уставным целям должна разработать промышленную и технологическую политику, повысить эффективность государственного регулирования и управления экономикой республики.
Анализ развития инновационной деятельности в Российской Федерации показывает целесообразность интегрирования различных форм этой деятельности с конкретной социально-экономической системой и управление через административно-территориальные органы исполнительной власти, которые определяют правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. Этим объясняется, что основу сегодняшней инфраструктуры национальной инновационной системы составляют недавно созданное АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Инновационный центр «Сколково», центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки и территории высоких технологий, фонды под-
Региональные проблемы прюьрлйо&лниу экономики, №2, 2015
держки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров (персонала) и информационного обеспечения инновационной деятельности.
Принимая во внимание отсутствие в республике отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений, а также недостаточную эффективность функционирования существующих субъектов инновационной деятельности, предлагается создание в Дагестане республиканского Единого инновационно-исследовательского центра, по аналогии с проектом «Сколково» и другими подобными зарубежными центрами, работа которого была бы сконцентрирована, с одной стороны, на поддержке приоритетных для нашей республики направлений развития науки, техники и технологий, а с другой — инициировала создание перспективных высокотехнологичных производственных участков.
Наличие Единого инновационно-исследовательского центра с производственной площадкой для создания и тестирования действующих макетных образцов и новых технологических решений позволило бы решать следующие задачи:
- содействие в организации НИОКР и разработку прототипа нового продукта;
- обеспечение доступа к современному оборудованию и технологиям для всех участников инновационного процесса, в особенности малым и средним предприятиям;
- обеспечение доступа к профессиональным консультациям по широкому спектру вопросов — финансовых, экономических, маркетинговых, внешнеэкономической деятельности;
- сбалансированная подготовка кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность;
- оказание помощи в доступе к научно-технической, патентной и маркетинговой информации как субъектов инновационной деятельности, так и потенциальных потребителей;
- создание предпосылок для привлечения рыночных денег в инновационные предприятия;
- содействие в продвижении наукоёмкой продукции на внутренний и мировые рынки. Социально-экономическая функция работы Единого инновационно-исследовательского
центра предполагает тесное сотрудничество с органами власти и местного самоуправления, определение задач и выработку совместных решений по реализации этих задач, а также применение инновационных технологий в государственном и муниципальном управлении, в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Накопленный научно-исследовательский потенциал и создаваемая производственная база позволят в перспективе выполнять и работы на договорной основе для различных организаций (инновационный аутсорсинг). Это позволит действующим субъектам экономики внедрять перспективные разработки, оптимизируя затраты на содержание конструкторских и научно-исследовательских подразделений в своём штате.
Такова инфраструктура и технология функционирования инновационной деятельности в форме инновационно-исследовательского центра, но необходима промышленно-производственная инфраструктура, способная выпускать серийную продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке.
Решение этих задач должно стать целью деятельности, в первую очередь, Минэкономики, Минпрома и Корпорации развития Дагестана, а также ряда других учреждений и организаций республики.
Литература
1. Экономическая энциклопедия Республики Дагестан. Интеллектуальный потенциал Республики Дагестан. -М.: Экономика. - 2009. - С.275-281.
2. Дагестанстат. Краткий статистический сборник. Дагестан в цифрах 2014. Раздел науки и инноваций. - Махачкала. - 2014.
3. Вайцзекер Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат - половина, отдача - двойная. Новый доклад Римскому клубу. Перевод А.П.Заварницина и В.Д.Новикова под редакцией академика Г.А.Месяца. М.: Academia, 2000. - 400 с.
4. Абдулаев Ш.-С.О. Преобразования гражданского общества для повышения эффективности региональной инновационной экономики // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Общее и особенное в формировании гражданского общества на Северном Кавказе». ДГУ. - 20 мая 2014г.
5. Абдулаев Ш.-С.О. К стратегии социально-экономического развития РД // Вестник ДНЦ, №17, 2004. С.- 129-132.
Абдулаев Ш.-С.О., Садыкова А.М.
О ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪГКТОБ РЕГИОНА НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
6. Абдулаев Ш.-С.О. Пути развития и направления реструктуризации промышленности Дагестана для устойчивого развития и интегрирования в единое экономическое пространство России // Вестник ДНЦ, №20, 2005. С. - 142-144.
7. Абдулаев Ш.-С.О. Роль власти в формировании региональной инновационной экономики //Материалы Всероссийской научной конференции. Изд. «Научный эксперт», 2008. С. - 354-361.
8. Кутаев Ш.К. Востребованное образование как условие развития региональной экономики // Апробация. - №7. - 2014. - с. 16-19
9. Гимбатов Ш.М. Проблемы социально-экономического развития республик Северного Кавказа // Вопросы структуризации. - 2012. №3. - с. 114-117
10. Петросянц В.З. Особенности формирования научно-образовательного кластера в структуре инновационной системы Северо-Кавказского федерального округа // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - №3. - с. 139-152
11. Поташева О.В., Морошкина М.В. Образовательный потенциал региона: содержание и оценка // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - №2. - с. 122-129
12. Баширова А.А. Инновационная составляющая сбалансированного развития проблемного региона (на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11-2. - с. 148-151.
13. Идзиев Г.И. Инновационное развитие промышленности региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 151-158.
14. Гордеев О.И. Формирование инновационной экономики и системная индустриализация регионального хозяйства //Вопросы структуризации экономики. 2011. № 4. С. 92-97.
References:
1. Economic encyclopedia of the Republic of Dagestan. The intellectual potential of the Republic of Dagestan. -M.: Economics. - 2009. Pp. 275-281.
2. Daghestanstat. Short statistical book. Dagestan in figures 2014. Section of science and innovation. - Makhachkala. - 2014.
3. The Weizsacker put E., Lovins L. a Factor of four. Cost is half, the return - double. A new report to the club of Rome. Translated by A. P. Salernitana and D. V. Novikov, under the editorship of academician G. A. Mesyats. M.: Academia, 2000. - 400p.
4. Abdullaev S. S. Transformation of civil society to improve the efficiency of regional innovation economy // proceedings of all-Russian scientific-practical conference "the General and the particular in the formation of civil society in the North Caucasus". DSU. - May 20, 2014.
5. Abdullaev S. S. To the strategy of socio-economic development of the Republic of Dagestan // Bulletin of the dnts, No. 17, 2004. S. 129-132.
6. Abdullaev S. S. development Path and direction of industrial restructuring of Dagestan for sustainable development and integration into the common economic space of Russia // Bulletin of the dnts, No. 20, 2005. S. 142-144.
7. Abdullaev S. S. the Role ofpower in shaping regional innovative economy // proceedings of all -Russian scientific conference. Ed. "Scientific expert", 2008. S. - 354-361.
8. The Kutaev S. K. Popular education as a condition for regional economic development // Testing. - No. 7. -2014. - p. 16-19
9. Gimbatov S. M. Problems of socio-economic development of the republics of the North Caucasus // structuring Issues. - 2012. No. 3. - p. 114-117
10. Petrosyants V. Z. Features of formation of scientific-educational cluster in the structure of the innovation system of the North Caucasus Federal district // Regional problems of transforming the economy. - 2011. - No. 3. - S. 139 through 152
11. Potasheva O. V. Moroshkina M. V. Educational potential of the region: the content and assessment // Regional problems of transforming the economy. - 2014. - No. 2. - p. 122-129.
12. Bashirova A. A. An innovative component of the balanced development of the problem region (on the example of the subjects of the North Caucasus Federal district) // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2014. No. 11-2. - p. 148-151.
13. Izieu G. I. Innovative development of industry in the region // Regional problems of transforming the economy. 2012. No. 2. P. 151-158.
14. Gordeev, O. I. Formation of innovative economy system and the industrialization of regional economy // problems of structuring the economy. 2011. No. 4. P. 92-97.