Научная статья на тему 'Региональная экономика и кластерная организация производства'

Региональная экономика и кластерная организация производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / КЛАСТЕР / THE CLUSTER MECHANISM OF MODERNIZATION / МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ECONOMY OF THE REGION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулаев Ших-Саид Омаржанович, Садыкова Аминат Магомедхановна

Рассмотрены место и роль региональной экономики и ее связь с провозглашенными в последние годы лозунгами социально-экономического развития страны. Сформулирован содержательный механизм модернизации экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдулаев Ших-Саид Омаржанович, Садыкова Аминат Магомедхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ECONOMY AND CLUSTER PRODUCTION

The place and role of regional economy and its communication with the slogans of social and economic development of the country proclaimed in last years are considered. The substantial mechanism of modernisation of economy of region is formulated

Текст научной работы на тему «Региональная экономика и кластерная организация производства»

Структурная перестройка экономики региона

АБДУЛАЕВ Ш.-С.О, САДЫКОВА А. М.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОИЗВОДСТВА

Рассмотрены место и роль региональной экономики и ее связь с провозглашенными в последние годы лозунгами социально-экономического развития страны. Сформулирован содержательный механизм модернизации экономики региона.

ABDULLAEVSH.-S.O., SADYKOVA А. М.

REGIONAL ECONOMY AND CLUSTER PRODUCTION

The place and role of regional economy and its communication with the slogans of social and economic development of the country proclaimed in last years are considered. The substantial mechanism of modernisation of economy of region is formulated

Ключевые слова: региональная экономика, кластер, механизм модернизации, экономика региона, социально-экономическое развитие, эффективность.

Keywords: regional economy, the cluster mechanism of modernization, the economy of the region, socio-economic development, efficiency.

Региональная экономика выступает как раздел региональной науки, адаптирующей рыночные методы макроэкономики, при этом проявляются как достоинства, так и недостатки этих методов при организации управления регионом. Эффективность такого управления в существенной степени будет определяться полнотой учета особенностей этого региона и возможностью количественной характеристики этих особенностей. Например, для Республики Дагестан наиболее характерной особенностью является трудоизбыточ-ность населения, но при этом нельзя не учитывать особенности географического положения, национальной структуры общества, землеустройства, а все эти особенности связаны с необходимостью привлечения к этим исследованиям юристов, экологов, психологов, инженеров и т.д.

Эффективность региональной экономики будет определяться в существенной степени от эффективности функционирования производственной сферы и существования всех атрибутов рыночной экономики (финансовый рынок, банки, фонды, биржи, инвестиции и т.д.).

Исторический опыт показывает, что решение проблемы безработицы возможно путем развития промышленного производства, направленного на выпуск конкурентоспособной или востребованной товарной продукции.

Одним из видов товарной продукции в Республике Дагестан может быть продукция судостроительной промышленности, начиная от лодок, прогулочных катеров до самоходных барж и тримаранов [1, 2]. А для этого необходимо организовать судостроительный промышленный кластер, основанный на глубокой внутренней кооперации и интеграции в государственную федеральную корпорацию. При этом необходимо, с одной стороны, исследовать межотраслевые связи и, в частности, соотношение продукции различных отраслей экономической деятельности в регионе, а с другой стороны, рассматривать экономику региона как часть информационного общества и как подсистему глобальной экономической системы, в отношении которой необходимо осуществлять государственное управление [3]. Теория региональной экономики основывается на научных достижениях исследований макро- и микроэкономики. Учет этих достижений и определение путей повышения эффективности региональной экономики можно осуществлять на математической модели, учитывающей наиболее существенные для Республики Дагестан национальные, социально-экономические, экологические и другие факторы как субъекта РФ.

С этой точки зрения экономические показатели Республики Дагестан отражают неоднородность и многоотраслевой характер структуры производства.

Исходя из указанных выше характеристик, математическую модель экономики Дагестана целесообразно представить как модель корпорации государства, рассматривая его как рынок (единица спроса или потребления) или как часть транснациональной корпорации, или как один из элементов глобальной экономики.

Но прежде чем формулировать задачу оптимизации (или повышения эффективности) региональной экономики, необходимо знать критерий (количественные показатели), по которому принимается политическое решение о донорности или дотационности того или иного региона.

Но как оценить уровень дотационности той или иной региональной экономики, если не учтена структура сферы производства, если не осуществляется государственное регулирование и управление экономикой?

Без решения проблем управления (регулирования) экономикой региона разработанная математическая модель не будет адекватной реальной экономике и, соответственно, трудно разработать оптимизационную модель.

Известно, что эффективность экономики определяется эффективностью управления производственной сферой, организацией маркетинга и рядом других факторов, по которым необходимо принимать политическое решение и проявлять политическую волю [4]. Такой подход к региональной экономике необходим, если мы ставим задачу обеспечения равномерности социально-экономического развития регионов. Поэтому необходимо, чтобы государство определило формы и методы государственного управления и регулирования региональной экономикой. Сложившаяся ситуация требует незамедлительного решения проблем повышения эффективности региональной экономики и ликвидации разделения субъектов Российской Федерации на донорные и до-

тационные. Без решения этих проблем не может быть и речи о модернизации России, да и сам лозунг вызывает тревогу, определенную следующими обстоятельствами:

❖ были приняты стратегии развития регионов и России в целом, а какова ситуация с реализацией этих стратегий, непонятно, неизвестно, они сбалансированы или согласуются со стратегией развития страны в целом;

❖ был провозглашен лозунг о формировании инновационной экономики, но как это сделать, за счет каких ресурсов, на какой правовой основе, не определено;

❖ в настоящее время провозглашен лозунг о модернизации России, имея в виду, в большей степени, модернизацию политической системы, которая позволяла бы более полно учитывать волеизъявление народа и эффективно решать социальные проблемы государства.

Кто бы возражал против этих лозунгов, тем более что они направлены на укрепление государственности, экономической мощи нашей страны, на рост авторитета России на международной арене, на повышение конкурентоспособности продукции нашей промышленности, на сохранение и развитие национальных самобытных культур, традиций, обычаев, на сохранение окружающей среды, природы и т.д.

Но почему-то вспоминаются ваучеры, приватизация, реструктуризация экономики, конверсия промышленности, не из этого ли ряда декларируемые властью современные лозунги?

Власть совершенно не занимается реализацией своих экономических программ и лозунгов, а олигархи руководствуются своими сиюминутными корпоративными интересами и проблемами. В условиях отсутствия культуры потребления это привело к тому, что имеем: недопустимое расслоение общества и низкий уровень качества жизни населения.

Допустим сослагательное наклонение: что было бы со страной, с ее экономикой, если бы не поднялись цены на сырьевые ресурсы (нефть, газ, лес, металлы и т.д.)?

Но чем объяснить, что власть не делает попыток исправить ошибки, которые допущены, и реализовать те правильные лозунги, которые провозглашались. Власть не контролировала процесс приватизации, в результате которой обворовали народ путем сбора ваучеров; получили неэффективных собственников, которые и сегодня не думают о перспективе развития своего производства, о конкурентоспособности своей продукции, а думают о том, как выжать максимум дивидендов из существовавшего научно-производственного и кадрового потенциала.

В результате сегодня мы имеем неравномерность в социально-экономическом развитии страны, которая определила появление дотационных и донорных регионов.

Изложенное не декларирование критики. Под каждым негативным явлением имеются «объяснения» и предложения по их устранению. В равной степени это относится и к Республике Дагестан, где эти вопросы находили

отражение в прессе, на телевидении, в научных публикациях, основанных на научных исследованиях. Но ни власть, ни общественная палата Республики Дагестан не предприняли никаких шагов для принципиального изменения сложившейся ситуации.

На этом фоне общественно-политического и социально-экономического положения один из лидеров партии «Единая Россия» Грызлов Б.В. предлагает лишить дотационные регионы статуса субъектов РФ, чему автор нисколько не удивляется: дотации не могут существовать вечно. А что это значит, какие могут быть последствия, пока трудно оценить. Но эта неопределенность и вызывает еще большую тревогу в связи с провозглашением лозунга модернизации не только политической системы, но и всей жизнедеятельности страны.

Эта тревога усиливается, особенно в Дагестане, где большое этническое разнообразие, много национальностей, где огромная дифференциация на богатых и бедных, где существует много зон природно-географического характера, где огромное разнообразие культур, верований, традиций и т.д.

С точки зрения здравого смысла политической модернизации должна предшествовать экономическая, цель которой - достижение одинаковых показателей качества жизни населения регионов. Но равномерность социально-экономического развития регионов достигается индивидуально и разными путями для каждого региона.

Для Республики Дагестан критическим параметром социально-экономического развития является занятость трудоспособной части населения. Как показывает исторический опыт развития Дагестана, занятость обеспечивается за счет приоритета развития промышленного производства.

Это не значит предать забвению традиционные для Дагестана отрасли экономики, такие как сельское хозяйство и агропромышленное производство, стройиндустрия, гидроэнергетика, добыча нефти и газа, освоение рекреационных зон и т.п.

Но при этом эффективность всех форм производства может быть достигнута путем его модернизации, используя научно-технический прогресс во всех сферах производственной деятельности (обновление основных фондов, новые технологии, автоматизация и эффектные алгоритмы управления производством, повышение производительности труда).

Без повышения эффективности производства, без повышения производительности труда, без использования новейших достижений науки и техники не может быть конкурентоспособной продукции, особенно на мировом рынке.

Возникает проблема: как реализовать представленные предложения?

Предлагается обобщенный механизм реализации схемы экономической модернизации, который должен конструктивно учитывать особенности каждого региона:

1. Каждому региону определить приоритетную продукцию (промышленную и сельскохозяйственную), которую наиболее выгодно производить в силу своего географического положения, исторического опыта, менталитета населения, при этом критерием для Республики

Дагестан должно быть обеспечение занятости трудоспособной части населения.

2. Каждому региону оценить природные ресурсы, в том числе и трудовые, а на этой основе определить оптимальное соотношение отраслей производственной сферы и их приоритетность с целью обеспечения максимальной занятости населения.

3. По результатам такой оценки и определения приоритетных отраслей сформировать промышленно-производственные кластеры, направленные на обеспечение максимальной внутренней кооперации предприятий для обеспечения выпуска законченной товарной продукции.

4. В приоритетных отраслях производственной деятельности оценить состояние основных фондов (физическая изношенность, моральное старение) и, в зависимости от проектируемого выпуска продукции, инвестировать средства в формирование современных основных фондов и соответствующей производственной инфраструктуры.

5. Рассчитать необходимые объемы инвестирования, оценить возможности частного капитала и бюджета региона, определить место и роль промышленных кластеров в экономике России показать какие социально-экономические проблемы Дагестана и России могут быть решены.

6. Разработать проекты выпуска товарной продукции, оценить объемы государственного инвестирования и, если необходимо сформулированному кластеру, войти в госкорпорацию (по аналогии, как гидроэнергетические предприятия Республики Дагестан входят в «Рус-гидро»).

7. Для обеспечения стабильного и устойчивого развития сферы промышленного производства, формирования рынка с конкурентоспособной продукцией необходимо осуществлять маркетинговые и патентные разработки по фундаментальным исследованиям, по виду выпускаемой промышленной продукции, по эффективности производства, по объемам сбыта и т.д.

8. Для выполнения оценок состояния сферы промышленного производства, расчета объемов инвестирования, разработки проектов создания инновационной (конкурентоспособной) продукции и решения ряда других задач на Министерство промышленности торговли и связи РД возложить функции управляющего холдинга и создать в его составе систему научно-технических и производственных предприятий (аналоги отраслевых институтов, конструкторских, технологических бюро, обеспечивающие выпуск инновационной продукции).

Такова наиболее общая условная схема механизма реализации процесса выпуска инновационной продукции. Наиболее существенные процедуры из механизмов реализации стратегических задач будут рассмотрены на соответствующих этапах разработки проектов.

Но наличие механизмов по выпуску инновационной продукции еще не является гарантией формирования, а также стабильного и устойчивого разви-

тия инновационной экономики. Подтверждением этой мысли является разразившийся всемирный финансовый кризис: как раз те страны, где налажен выпуск инновационной продукции, где сформировалась инновационная экономика, оказались в большей степени подвержены кризису.

Даже небольшой опыт России по переходу на рыночную экономику показал, что рынок без государственного регулирования не решает целый ряд проблем современной экономики, социологии, экологии и приводит к экономическому кризису и социальной напряженности.

_Литература_

1. Абдулаев Ш.-С.О. К стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан. // Вестник Дагестанского научного центра. 2004. № 17.

2. Абдулаев Ш.-С.О. Пути развития и направления реструктуризации промышленности Дагестана для устойчивого развития и интегрирования в единое экономическое пространство России // Вестник Дагестанского научного центра. 2005. № 20.

3. Абдулаев Ш.-С.О. Роль власти в формировании региональной инновационной экономики. - М.: Изд-во «Научный эксперт», 2008.

4. Абдулаев Ш.-С.О. К вопросу о политической воле в реализации экономической политики // Вестник Дагестанского научного центра. 2008. №31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.