ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
АБДУЛАЕВ Ш.-С. О.
ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАЦИИ-СУБЪЕКТА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
В интересах реализации приоритетного проекта «Новая индустриализация» и обеспечения устойчивости социально-экономического развития Республики Дагестан предлагается формировать корпорацию-субъект региональной экономики, функционирование которого оценивается только экономическими показателями, в частности, как единица спроса и потребления. В заключении сформулированы новые цели. Ключевые слова: экономическая эффективность, устойчивость, развитие, корпорация-субъект, ГЧП, государственное регулирование, капитал.
ABDOULAYE SH.-S. O.
FORMING A CORPORATION, SUBJECT FOR SUSTAINABLE AND EFFECTIVE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
In order to implement priority project "New Industrialization" and sustainability of socio-economic development of the Republic of Dagestan is proposed to form a corporation, subject of the regional economy, the functioning of which is assessed only by economic indicators, in particular, as a unit of supply and demand. In conclusion, formulated a new goal.
Keywords: economic efficiency, stability, development, corporation subject PPP, government regulation, the capital.
Ретроспективный анализ развития социума показывает, что различные формы и структуры организации общества возникали с целью улучшения качества жизни человека. На начальном этапе этого улучшения добивались определенные группы, которые в последующем эволюционировали в государственные структуры. В дальнейшем эти государственные структуры развивались, защищая определенную территорию и прикладывая усилия членов своего социума для повышения эффективности труда и производства того и иного продукта, что в итоге опять же было направлено на улучшение качества жизни. Таким образом, человеческий индивидуум выживал и развивался несколько тысячелетий как одна из частей живой природы.
Однако в последние 400-500 лет человеческое общество, состоящее из существ разумных, претерпело переход от эволюционного развития к революционному, инновационному. Этот переход продолжается и в настоящее время.
Анализ современного этапа развития человеческого общества как составной части живой природы приводит к разрушению самой природы и к самоуничтожению человеческого общества на планете Земля. Об этом предупреждают гуманитарные организации ООН.
В свете этих предупреждений необходимо формировать не только стратегию социально-экономического развития, но и параметры всех проектов, разработанных для реализации стратегий.
В Республике Дагестан в числе 10 приоритетных декларируется проект «Новая индустриализация». Сама формулировка подобного проекта требует проработки таких проблем, как специализация сферы производства Республики Дагестан и ее уровень, а также место в рамках Российской Федерации. Следующий вопрос, который необходимо оценить, — наличие всех видов ресурсов. При этом следует обратить внимание на решение задач повышения эффективности используемых природных ресурсов и принимаемых мер по охране и восстановлению окружающей среды. И наконец, важно оценить отдаленные по времени результаты реализации проектов программы «Новая индустриализация».
Изложенные выше фрагменты мыслей необходимы для понимания того, что человечество переживает период кризиса оценки мироздания, определяемый беспрецедентными масштаба-
_Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_
ми разрушения живой природы, геологической и географической среды обитания человека. С другой стороны, естественно желание человека и социума повышать качество жизни, но не за счет своих соплеменников, не за счет эксплуатации одних другими, не уничтожением путем введения глобальных войн для уменьшения народонаселения и т. д.
У людей на генетическом уровне заложено развитие, и это развитие должно быть устойчивым, на основе системного подхода к формированию нового мироздания. Суть мироздания состоит в комплексном рассмотрении взаимообусловленных экологических, экономических, политических, межнациональных, социальных, духовно-нравственных, правовых и других проблем методами научного анализа и синтеза.
Целью такого научного подхода к исследованию проблем устойчивого развития человеческого социума должно стать формирование самоорганизующей, социоприродной системы (государственной структуры) с оптимальным управлением. Основой такого управления являются механизмы устранения противоречий между бедными и богатыми, неразвитыми и развитыми странами, между неограниченными и разумными потребностями (выработка культуры потребления), настоящими и будущими поколениями.
Основными предпосылками решения указанных проблем и устойчивого развития являются мощный экономический потенциал, демократическая ориентация функционирования государственной власти, а также существование сильного гражданского общества, в руках которого государственная власть является инструментом проведения своей социальной политики. Ранее мы обсуждали указанные выше различные проблемы [1-6].
На современном этапе социально-экономического развития Республики Дагестан на передний план выходят задачи формирования экономического базиса на основе производственной сферы промышленности. При этом целесообразно, чтобы Республика Дагестан рассматривалась как «корпорация-субъект» с приоритетом экономических законов для оптимального развития.
Формирование корпорации-субъекта производится не только для придания приоритета промышленному производству, но и для интеграции дагестанской экономики в российскую и мировую и ее перехода на инновационную модель. Эта интеграция может существовать при идентичных концепциях устойчивого экономического развития. Такая идентичность возможна при наличии четырех типов капитала:
- производственного,
- финансового,
- человеческого,
- естественного.
Как известно, естественный капитал включает природные ресурсы, живые системы и возможности экосистемы [2-3].
Обеспечение приоритетности промышленного производства в инновационном экономическом развитии осуществляет государство, которое является политической организацией общества. Логика эволюции существующей власти во власть корпорации-субъекта может быть следующей. В настоящее время мы имеем нацию-государство. Эта форма обеспечивает полноту включения населения в государство в качестве граждан, равенство которых гарантировано правом. Можно полагать, что существующая форма нации-государства не последняя, ибо имеют место коррупция, кланы, касты, собственнические ранги (олигархи). Дальнейшей эволюции власти содействуют научно-технические революции, экономика знаний, глобализация и т. д. Эти же факторы с учетом формирования глобальных финансовых, сырьевых и других рынков опреде-ляют ослабление возможностей государства по управлению социально-экономическим развитием, регулированию финансовых потоков. Возникает вопрос, как же в этом случае управлять субъектом в федеративном государстве?
Вопрос не праздный, поскольку даже если Россия превращается в государство всеобщего социального обеспечения, Дагестан и подобные субъекты Российской Федерации имеют уровень жизни намного ниже, чем в среднем по стране. А возможность выравнивания уровней жизни населения в субъектах в условиях финансового кризиса и глобализации становится неочевидной. Поэтому альтернативой существующей структуре управления в государственной власти может стать превращение Республики Дагестан в субъект региональной экономики или субъект-государство (СГ). Сутью функционирования такого субъекта-государства являются сугубо экономические показатели, а не политические или социальные условия, т. е. СГ — это единица спроса и потребления.
С этой точки зрения логично республику назвать корпорацией-субъектом (КС), которая имеет такое государственное устройство, когда ее функционирование носит экономический ха -рактер. Деятельность корпорации направлена на получение экономического эффекта, прибылей, на снижение издержек не только экономических, но и политических и социальных. Но с другой стороны, любая корпорация заинтересована в комфортной жизни своих сотрудников, понимая под этим социальное обеспечение, а также политическое положение и морально-
Абдулаев Ш.-С.О.
ФОРМИРОВАНИЕ «КОРПОРАЦИИ-СУВЬЕКТ» ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
психологическое состояние населения. Таким образом, корпорация-субъект провозглашает экономическую конкурентоспособность, а это исключает уравниловку в экономическом, социальном и общественном положениях граждан субъекта.
СГ (или КС) решает региональные проблемы путем использования глобальных ресурсов; он может быть в большей степени связан с другими регионами и субъектами, чем со своей страной. Таким образом, КС является административно-экономическим комплексом, который играет самостоятельную и вполне определенную роль.
Для традиционных корпораций политика была средством достижения цели, а для корпораций-субъектов, стремящихся к превращению в квазигосударство, политика и вообще власть сами являются целью.
Дальнейшая эволюция, или трансформация, корпорации-субъекта возможна в региональную корпорацию развития, использующую дополнительно принципы государственно-частного партнерства (ГЧП).
Создание ГЧП позволит использовать широкий спектр современных и перспективных инструментов, правовая база которых достаточно разработана в Российской Федерации [3-4].
К числу таких инструментов относятся:
- инвестиционный фонд,
- банк развития,
- особые экономические зоны,
- венчурные компании,
- концессии,
- государственные корпорации.
Без этих инструментов трудно достичь необходимых величин базовых параметров инновационной экономики, в частности, роста производительности труда, выпуска конкурентоспособной продукции.
С учетом изложенных выше подходов и представленных инструментов можно предложить обобщенный механизм перехода на инновационную экономику с последующим выходом из дотационной зоны, учитывающий особенности каждого региона или даже зон региона. Для Республики Дагестан это равнина, предгорья и горы [5-6].
1. Каждому региону определить приоритетную продукцию (промышленную и сельскохозяйственную), которую наиболее выгодно производить в силу географического положения, исторического опыта, менталитета населения и уровня кадрового потенциала. При этом критерием для Республики Дагестан должно быть обеспечение занятости трудоспособной части населения.
2. Каждому региону необходимо оценить ресурсы экономического потенциала, в том числе и трудовые, а на этой основе определить оптимальное соотношение отраслей производственной сферы с целью обеспечить максимальную занятость населения и приоритетность отраслей.
3. По результатам такой оценки и определения приоритетных отраслей необходимо сформировать промышленно-производственные кластеры, направленные на обеспечение максимальной внутренней кооперации предприятий для обеспечения выпуска законченной товарной продукции.
4. В приоритетных отраслях производственной деятельности следует оценить состояние основных фондов (физическая изношенность, моральное старение) и в зависимости от проектируемого выпуска продукции инвестировать в формирование современных основных фондов и соответствующей производственной инфраструктуры.
5. Рассчитать необходимые объемы инвестирования, оценить возможности частного капитала и республиканского бюджета, определить место и роль промышленных кластеров в экономике России, показать, какие социально-экономические проблемы Дагестана и России могут быть решены.
6. Разработать проекты выпуска товарной продукции, определить объемы государственного инвестирования и, если необходимо, сформированному кластеру войти в госкорпорацию (по аналогии с гидроэнергетическими предприятиями Республики Дагестан, входящими в «Русгидро»).
7. Для выполнения оценок состояния сферы промышленного производства, расчета объемов инвестирования, разработки проектов создания инновационной (конкурентоспособной) продукции и решения ряда других задач на Министерство промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан возложить функции управляющего холдинга и создать в его составе систему научно-технических и производственных предприятий (аналоги отраслевых институтов, конструкторских, технологических бюро, обеспечивающие выпуск инновационной продукции).
Для реализации этих механизмов необходимо возложить на государственные экономические структуры функции управляющего холдинга и создать в его составе систему научно-
134
www.rppe.ru
_Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_
технических, инновационных и производственных предприятий (аналоги существовавших отраслевых учреждений).
Но главным в этой работе является согласованность и координация федеральной и региональной политики.
Как известно, любая власть, особенно высшая, всегда стремится поставить себя выше закона независимо от того, какие существуют нормативно-правовые акты, т. е. управление будет во многом зависеть от личности, представляющей высшую власть, от ее характера, степени субъективизма. Это означает, что результаты очередных выборов власти могут привести к изменению политики, основанной на популистских обещаниях, и ухудшению экономических показателей, что противоречит цели функционирования корпорации-субъекта. В этом смысле функционирование (политика) корпорации-субъекта будет направлено на разработку механизма, который бы нивелировал субъективные особенности личностной власти, вызывающие экономическую неустойчивость при их сменах, т. е. будут минимизированы издержки.
Формирование такой структуры власти, как корпорация-субъект, позволит сформулировать следующие цели:
1) восстановление необходимого уровня государственного регулирования экономического развития через корпорацию;
2) повышение производственного потенциала, производительности труда, а следовательно, и занятости;
3) повышение покупательной способности населения и устранение экономических диспропорций для понижения дифференциации населения по доходам;
4) переход к политике экономического стимулирования, отход от политики в зависимости от внешнего фактора и усиление акцента на собственные природные и другие ресурсы [3].
Для достижения сформулированных целей необходимо возложить на республиканские экономические структуры функции управляющего холдинга и создать в его составе систему научно-технических, инновационных организаций и производственных предприятий (аналоги существовавших отраслевых учреждений).
Литература
1. Абдулаев Ш.-С. О. Новая парадигма регионального инновационного, политического, социально-экономического и культурного развития региона (на примере Республики Дагестан) // Труды 7-й МНПК, ИНИОН РАН. Часть II. — М, 2011.
2. Абдулаев Ш.-С. О. К стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан // Вестник ДНЦ. — № 17. — Махачкала, 2004.
3. Абдулаев Ш.-С. О. Пути развития и направления реструктуризации промышленности Дагестана для устойчивого развития и интегрирования в единое экономическое пространство России // Вестник ДНЦ. — № 20. — Махачкала, 2005.
4. Абдулаев Ш.-С. О., Цапиева О. К. Структурные преобразования в экономике региона на основе формирования инновационной политики //Материалы ВНК. — М.: Научный эксперт, 2008.
5. Абдулаев Ш.-С. О. Роль власти в формировании региональной инновационной экономики //Материалы ВНК. — М.: Научный эксперт, 2009.
6. Абдулаев Ш.-С. О., Садыкова А. М. Преобразование региональной экономики и ее устойчивое развитие в условиях глобализации // Труды 8-й МНПК, ИНИОН РАН. — Часть II. — М., 2012.