ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
АБДУЛАЕВ Ш.-С.О. , САДЫКОВА А.М.
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
Обосновывается необходимость новой модели развития социума на основе управляемого биосферно-экологического подхода. Приведены сравнения основных показателей социально-экономического развития различных субъектов с Республикой Дагестан, свидетельствующие об отсутствии специализации управления со стороны федеральных органов власти по обеспечению равномерности их развития. Дан ряд предложений по повышению эффективности производства.
Ключевые слова: специализация, ресурсы, эффективность производства, социально-экономическое развитие.
ABDULAEV SH.-S.O. ,SADYKOVA A.M.
ABOUT ECONOMIC AND PRODUCTION SPECIALIZATION OF SUBJECTS OF
THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)
Need of new model of development of human society on the basis of operated biospheric and ecological approach locates. Comparisons of the main indicators of social and economic development of various subjects about Republic of Dagestan testifying to lack of specialization of management from federal authorities on ensuring uniformity of their development are given. A number of offers on production efficiency increase is given. Keywords: specialization, resources, production efficiency, social and economic development.
В докладе «Наше общее будущее», подготовленном Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1987 году, провозглашена необходимость новой парадигмы развития человечества, взаимоотношений человека, общества и природы. Причин появления указанного доклада большое множество, но главной является социально-экономическая дисгармония, выразившаяся в формировании социальных контрастов, таких как центры богатства и бедности мировой экономической системы.
Результаты фундаментальных экономических исследований последних десятилетий XX — начала XX века показывают, что мировой социум исчерпал ресурс своего стихийного развития и, как следствие, каждого отдельного государства и географических регионов.
Анализ современной мировой экономической системы показал, что темпы роста экономики и численности населения привели к необходимости развития техники, промышленного производства и других результатов «технотронной» цивилизации, обеспечивающих подъём мировой экономики, увеличение материальных богатств за счёт нещадной эксплуатации природных ресурсов.
Последнее обстоятельство привело к недопустимо большой нагрузке на биосферу, которая не успевает восстанавливаться. Экологический кризис приобретает глобальный характер и превращается в самую серьёзную угрозу развитию и существованию человечества. Поэтому необходимо изменять саму модель развития, переходя от стихийного развития и ресурсного подхода к управляемому биосферно-экологическому подходу, обеспечивающему человечеству устойчивое развитие в качестве единого целого с природой.
Исходя из этих предпосылок, необходимо разрабатывать стратегию развития географических регионов и районов, государств, субъектов административно-политических делений. В равной степени это относится и к Российской Федерации в целом, и к Республике Дагестан в частности.
Однако Российская Федерация, а точнее, её федеральные экономические структуры не
Абдулаев Ш.-С.О., Садыкова А.М.
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ --(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) -
смогли организовать управление и регулирование экономикой и обеспечить равномерность развития регионов с учётом геоэкономического и политического положения, объёма всех видов ресурсов, включая трудовые, а также других индикативных показателей, в том числе ВРП, производительность труда и др. Без знания вышеуказанных индикативных показателей не определить, на каком уровне мы находимся, как корректировать вектор социально-экономического развития. Без понимания этого наше развитие напоминает «бег по кругу». На необходимость такого понимания обращает внимание президент России В. В. Путин: «Мы должны быть готовы к тому, что спад производства и кризисные явления в мировой финансовой системе могут отразиться на нашей экономике». А готовы ли регионы страны к таким событиям? И каковы должны быть действия региональных органов власти по управлению экономикой? Об этом свидетельствует удельный вес субъектов в общероссийских основных социально-экономических показателях в 2011 году [1]. К примеру, возьмём Смоленскую область и Дагестан. При приблизительно одинаковой территории Дагестан имеет больше основных фондов (это ресурсы), а обрабатывающего производства более чем в 6 раз меньше, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — в 3 раза меньше. Или почти одинаковые по численности населения, географическим и климатическим условиям Ставропольский край и Дагестан — в последнем обрабатывающих производств почти в 7 раз меньше, а производство и распределение электроэнергии, газа и воды более чем в 4 раза меньше. Аналогичная ситуация возникает при сравнении и по многим другим показателям, свидетельствующим о неэффективности существующих механизмов управления и отсутствии политической воли по обеспечению фактической равномерности развития регионов в России. Иначе как объяснить, что при приблизительно одинаковых ресурсных показателях субъектов и федеральных округов, валовой региональный продукт в текущих ценах значительно различается. Например, валовой региональный продукт за 2010 год по Северо-Кавказскому федеральному округу составляет 887 605,6 млн руб., по Южному федеральному округу — уже 2 293 686,1 млн руб., а по Северо-Западному федеральному округу — 3 905 154,0 млн руб. Эти показатели отличаются в 2-4 раза [1].
Для того чтобы можно было говорить о месте региональной экономики Дагестана в постиндустриальном периоде жизни общества, необходимо устранить дотационность, сделать республику самодостаточной по основным социально-экономическим показателям. Для этого должно быть создано развитое промышленное производство, в основе которого лежат современные инновации, модернизация или обновление всего парка основных фондов, новые уклады технологического развития.
Фактически стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан должна на современном этапе превратиться в стратегию модернизации традиционно существовавшего промышленного производства. Необходимо организовать новые сферы производства, определяемые местными ресурсами всех видов, и на этой основе осуществить разделение сфер управления между федеральным центром и регионами.
О каком же разделении сфер экономического управления между центром и регионами идёт речь? Первая и логичная основа развития экономики — контрольные цифры (индикаторы) развития производственной сферы, которые должны быть определены для каждого региона категорией развития страны. При этом можно реализовать детерминированные математические методы расчёта указанных контрольных цифр. Однако это не означает перехода к административно-плановой экономике (типа определённой Госпланом СССР).
Контрольные цифры (индикаторы), используемые в рыночной экономике, должны учитывать уровень производительности труда и вообще эффективность производства, на которую нужно выходить регионам. Здесь имеются определённые резервы и неиспользованный (или находящийся в тени) потенциал: так, при удельном весе Республики Дагестан в общероссийских основных социально-экономических показателях в 2011 году по площади территории 0,29 %, а по населению 2,05 %, валовой региональный продукт в 2010 году — 0,8 %, добыча полезных ископаемых — 0,04 %, обрабатывающие производства — 0,08 %, экспорт — 0,0 %, импорт — 0,2 %. Все эти показатели не вызывают доверия, особенно при сравнении с такими показателями, как занятость и безработица [1]. Но при подобных показателях могут быть поставлены социально-политические задачи, такие как уменьшение уровня безработицы, равномерность социально-экономического и политического развития региона. Одновременно должны быть определены: широкое использование в каждом регионе самого эффективного вида производства (рассчитаны финансовые показатели), стоимость решения указанных задач. По результатам решения социально-экономических и политических задач могут быть пересмотрены контрольные показатели для центра и каждого региона.
В результате такого пересмотра может быть изменён вектор государственного регулирования и экономического управления, определяемый особенностями региона. В этом вопросе не должно быть спекулятивных решений, определённых коррупционными связями и схемами. Опасность таких решений существует на уровне разработки отдельных проектов, которые не
_Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2013_
учитывают всех факторов эффективности и не оценивают перспектив реализации отдельных проектов без учёта особенностей каждого региона.
Это особо остро проявляется в вопросах сохранения живой природы, нарушения экологии, нового строительства без учёта микросейсморайонирования и т. д. Устранение ущерба, проявляемого через много лет после выполнения отдельно взятого проекта, потребует многолетних и многократных затрат (пример — Байкальский ЦБК).
В республике принята вторая стратегия социально-экономического развития, направленная в конечном счёте на улучшение качества жизни человека, определяющая духовно-нравственный и психологический климат в социуме.
В указанных выше стратегиях подчёркивается приоритетность развития сферы промышленного производства как направления развития экономики, имеющего мультипликативный эффект. При традиционно существующей демографической ситуации без развития промышленности мы не добьёмся сокращения безработицы среди трудоспособной части населения, а также не решим миграционных проблем, не отвлечём молодёжь от «леса» и не устраним других противоправных процессов.
Принятие стратегии определяет необходимость разработки научно-технической и промышленной политики Республики Дагестан, на основании которой формируется программа реализации стратегии. Эта программа может быть проконтролирована, с ней можно участвовать в различных федеральных целевых программах (ФЦП). Однако есть ли такая политики и соответствующие ей программы, нам не известно. Такие программы должны быть объектами, содействующими мобилизации всего населения республики на созидательную деятельность, а также предметом пристального внимания средств массовой информации.
В связи с вышеизложенным следовало бы отметить как позитивный факт приглашения одной из российских экспертных групп, разрабатывающих региональные программы. Целью этой группы является повышение эффективности государственного управления республикой. Но при этом остаются вопросы, а какова корреляция принимаемых приоритетных проектов с уже принятыми стратегиями? Каковы индикативные показатели, которые определят достижения стратегических целей, как они будут управляться (корректироваться) и с помощью каких ресурсов, особенно в свете грядущих кризисных явлений и новой индустриализации.
В свете изложенного трудно согласиться с тем, что «обеление» экономики Республики Дагестан и единственной точкой роста, которая может вытянуть всю республику из кризиса, является задача собирания налогов [2].
Российской Федерацией провозглашены лозунги модернизации, широкого использования инноваций и на этой основе технологического развития, без которых никакое промышленное производство не может выпускать конкурентоспособную продукцию. Естественно, возникает вопрос, что модернизировать, чтобы иметь не очень старые (морально не устаревшие) основные фонды (станочный парк, робототехнику и т. д.)
А может ли региональная экономика при существующей системе госзаказов ставить вопрос об обновлении основных фондов. Если может, то почему этого не делается? Ведь заказ пойдёт туда, где есть база, современные основные фонды, гарантирующие выполнение заказов с требуемым качеством и показателями.
С целью обновления основных фондов за счёт бюджетных средств необходимо войти в федеральную государственную программу в соответствующие госкорпорации и быть готовыми выполнять оборонзаказы. Другим направлением обновления основных фондов является организация государственно-частного партнёрства (ГЧП).
Для формирования прочного фундамента развития промышленного производства необходима организация производства товарной продукции, конкурентоспособной в конечном счёте на мировом рынке. В этом случае можно шире использовать финансовые механизмы и инструменты и тем самым минимизировать участие государства в экономике, как нам предлагают органы государственной власти, и оставить за государством только функции регулирования и планирования для достижения стратегических целей.
Одним из главных направлений минимизации участия государства в сфере экономики является привлечение частных инвестиций и предпринимательских ресурсов. За государством остаётся работа по привлечению инвесторов в Республику Дагестан. Сформирована государственная управленческая структура по инвестициям и внешнеэкономической деятельности. Выполнена большая целенаправленная работа по привлечению инвесторов, владеющих не только финансовыми средствами, но и новыми технологиями и т. д.
Весьма позитивным фактом в развитии экономики Дагестана является понимание и поддержка инициативы ОАО «Авиаагрегат» со стороны региональных и федеральных органов власти по выпуску широкой номенклатуры автомашин среднего класса совместно с китайскими инвесторами. В процессе реализации проекта по выпуску машин необходимо будет решать все те задачи, которые мы указывали выше, а также проблему обновления основных фондов. Кроме того, необходимо формировать отраслевые подразделения конструкторов и технологов.
www.rppe.ru
93
Абдулаев Ш.-С.О., Садыкова А.М.
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ --(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) -
Всё это необходимо для устойчивого развития производства товарной продукции. В данном случае придётся организовать замещение импортных комплектующих изделий отечественными, в последующем разработать новые модификации транспортных средств. При этом в процессе проектирования можно шире использовать собственные инновационные разработки и технологические решения.
Повышению эффективности производства и производительности труда будет содействовать деятельность по организации и координации внутренней кооперации и развитию малого предпринимательства в производственной сфере.
Все изложенные выше предложения будут содействовать разработке и выполнению очень своевременных и приоритетных проектов президента Республики Дагестан. Учитывая, что мировое промышленное производство вступает в период новой промышленной и научно-технической революции, особое значение приобретает проект «Новая индустриализация». Однако представляется целесообразным привязать этот проект к области конкретного приложения. Такой областью является судостроение (наличие незамерзающего берега моря и перспективы выхода в мировой океан). Об этом писалось давно и много, и обоснований более чем достаточно, но необходима солидарная поддержка инвесторов и экономических и финансовых структур страны и региона. Это в большей степени важно для России, а не только для Дагестана, о чём свидетельствует и исторический опыт развития сферы промышленного производства страны.
Аналогично все приоритетные проекты необходимо привязать к конкретным областям приложения, кроме проекта «Эффективное государственное управление», как инвариантное к субъекту РФ.
Условием решения преобладающего большинства проблем устойчивого развития промышленного производства Республики Дагестан является противодействие коррупции, особенно в вопросах расстановки кадров по уровню компетентности и квалификации (основной порок — невежество в инженерно-технологических, экономических, управленческих вопросах).
Без устранения инженерно-технологического невежества не может быть и речи о повышении производительности труда, обеспечении мультипликативного эффекта, универсальной инфраструктуре, определяющей гармоничное развитие территорий.
Наконец, необходимым условием реализации всех проектов и стратегий является регулярный и грамотный контроль выполнения принятых решений, а также установление всех форм ответственности сотрудников всех уровней управления и исполнения властных органов республики.
Литература
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. Статистический сборник. — М., 2012.
2. Уровень сбора налогов — показатель работы глав муниципалитетов // Дагестанская правда. №182 от 07.06.2013. — С. 2.