Научная статья на тему 'Об одном подходе к измерению инфляции'

Об одном подходе к измерению инфляции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об одном подходе к измерению инфляции»

ОБ ОДНОМ ПОДХОДЕ К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФЛЯЦИИ

Е.Д. Сушко

В стТтье В.И. МТевского, опубликовТнной в журнТле «ЭкономическТя нТукТ современной России» (МТевский, 2006), рТскрывТется природТ неТдеквТтности применяемого стТтистикТми спо-собТ измерения инфляции, его несоответствия реТльности в условиях ускорения кТчественных изменений в экономике. ТТм же предлТгТется ТльтернТтивный подход к измерению динТмики инфляции, основТнный нТ рТзделении всех производимых экономикой стрТны блТг нТ две кТте-гории: Т) блТгТ, потребности в которых в течение рТссмТтривТемого периодТ относятся к числу не-нТсыщенных, и В) блТгТ, потребности в которых в это же время относятся к числу нТсыщенных. ТТк кТк инфляция - это тТ единственнТя внешняя силТ, которТя может повлиять нТ повышение цен блТг видТ В, то именно через динТмику цен нТ блТгТ этого видТ Твтор стТтьи и предлТгТет ее измерять.

В то же время, кТк подчеркивТется В.И. МТевским, сТмо рТзделение блТг нТ эти две кТтегории является непростой зТдТчей, для решения которой может потребовТться сТмостоятель-нТя исследовТтельскТя прогрТммТ.

В нТстоящей рТботе предлТгТется следующий подход к измерению инфляции, основТнный нТ оценке степени обесценения денег с точки зрения потребителей.

1. РТзделение потребителей нТ группы (клТстеры) по уровню достТткТ тТким обрТзом, что потребители, принТдлежТщие к одной группе, способны поддерживТть сходный обрТз (стиль) жизни, в то время кТк стили жизни потребителей из рТзных групп существенно рТзличТются.

НТпример, возможно рТзделение нТ следующие уровни достТткТ: Т) низкий; б) средний и в) высокий.

2. РТнжировТние блТг по степени их доступности для потребителей кТждой из укТзТнных групп:

• блТгТ, которые доступны, но нежелТтель-ны, тТк кТк устТрели морТльно;

• те, которые доступны и необходимы;

• те, которые желТтельны, но мТлодоступны;

• те, которые недоступны (роскошь).

3. СоздТние «обрТзТ» кТждой группы потребителей в виде минимТльной потребительской корзины, соответствующей дТнному обрТзу жизни.

4. Перевод создТнных «обрТзов» нТ язык среднедушевых доходов, т.е. рТсчет стоимости сформировТнной для кТждой группы минимТль-ной потребительской корзины.

В результТте будут получены интервТлы знТчений, позволяющие любого из потребителей отнести к той или иной группе в соответствии с уровнем его доходТ. ТТким обрТзом, происходит рТзделение всех потребителей нТ четыре группы, тТк кТк к определенным выше трем добТвляется группТ, в которой доходы ниже уровня минимТль-ной потребительской корзины для низкодоходной группы (уровень нищеты).

Кроме того, для кТждого периодТ времени можно проследить, в кТкой интервТл попТдТет знТчение фТктических среднедушевых доходов нТселения, т.е. позиционировТть это среднее знТ-чение относительно уровней достТткТ и вырТзить в терминТх соответствующих им стилей жизни.

ТогдТ и изменение стоимости денег во времени может быть описТно движением этого среднего знТчения фТктических среднедушевых доходов относительно шкТлы уровней достТткТ.

НТ нТш взгляд, достоинствТ предлТгТемого подходТ к измерению уровня инфляции зТключТ-ются в способности ТдеквТтно отрТжТть следующие особенности реТльной экономической действительности:

• имеется огромный рТзброс в кТчестве кТждого потребляемого в обществе блТгТ;

• рТзные кТтегории потребителей не только пользуются блТгТми рТзного кТчествТ, но и могут потреблять их в рТзном количестве;

• существуют знТчительные регионТльные рТзличия в стилях жизни (потребностях), Т тТкже в стоимости соответствующих этим стилям потребительских корзин.

ВозврТщТясь к постТвленной в стТтье В.И. МТевского зТдТче, можно предположить, что к кТтегории В по его клТссификТции относятся те блТгТ, которые окТзТлись ненужными кТк морТльно устТревшие дТже потребителям с низким уровнем доходов. Но тогдТ инфляцию можно измерить тТкже с помощью чТстного индексТ цен,

TTTTnTTTTTTT тл1 TTTTT ITTTTTTTT TIТTTTTT

тпт

ЛuтеpPтуpP

М^евскийВ.И. I IIIIIIIH TTTTT; III III Т TTTTTTTTTTTT lТТ. 2006. Т 2. T. 7-20.

TTT («TTTTTT TTT; TTTTTT ; T T TTTTT TT TT»)

на. тарасова

; TTTTTTTT-Т тттттт...;

TT!

TTTmTnTT-TTTTTn; тттттт тт ITTIТT

тттптт TTT («TT-тттт TTTTTTTTT-

TTT ТITIТTT Т TTTTTT-ттттт T ттптптптпт TT TTTTTH ттттттт 1995-2005'

2006). T ттlтттттт ' птштт ттттшт; T TTITT TITTTTT тттттт TTTTTTTTTT ШШТ тт TTTITТTTlTTTTT TTTTT TTnTTTrTT Т Т TTTITT Ш'ШТ П; TTTTTTT Ш-ттитт T TTTU TTTТTTTTTIlTTTTТT (TTTTTTTT; 2006; TTTTTTTT; TTHTTTT; TTTTTTTT; 2006).

TTTTTTT ТТПТТТГ) TTTTTTTTTTTlTTT TT 2006-2010 ТТ.; T TU TTTTT TT TTTT S TTTTTTTTTTT тттттттт TTTTTTTTTTTTTT VS; TTnUTTTTTT TT-

TTTTTT ТП1 TTTTTTT TTTTTTTTTT TTTTTTTT (TTTTTTTTTTT T тттттт...; 2006; TTTTTTTT; 2008; Tara-sova; Hachatrjan at al.; 2007). TTTTT TTTTTTTTTT T ITTTT 2006 T ттшттттт тттттт ШШШШТ TTTTnTTTTTTT TTTITTTTTT TTTTTTTTT T TTTTTT-ТТ TTTTTTT - TTT тттштти TTTTT иттт (V) T ттптт (V) ТTTIТTT T TTTTTTTTTTT (CN) TTTTTT-

TTTTTTTTTT ТТПТТТТ TTTTT TTTTTTTTTTTTTT

TTTTTTTTTTT ттттттттт TTTTTTTTTT TTTTTTTT-TTT TTTT TTTTTTTTT T TTTTTTTTTTTT TTTTTTTTT

TTTTTTTTTTTTTTI TTTITTTI тПТТТТПТ).

T nTTTT: TTTTTTTTTTTTT TTTTTTTT тттт VT (TTT TTT TTTTHTH TTTTTTTTTT TTTTTTTTTTT Т ППП-TT TTTTTTTT TITTTTTTTTTTTiTПTTTTTTT ттт-TTTT ТTTIТT) T TTTTTTTTTTTT (T TTTT) TTTTTTTTTT TTTT - ТПТ VT. VT HTTT TTTTTTTTT T 2010 T TTT TTTTT TTTTT V TTT TTTTTTTT VT тт 56;3%V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.