УДК 72.03 КАПТИКОВ А. Ю.
Об одном из направлений романского стиля в архитектуре Испании
В статье на основе обзора широкого круга памятников анализируется так называемое мосарабское, или кирпичное, направление в испанской романике. Показаны характерные черты его фасадных композиций и декоративного убранства с многочисленными особенностями в конкретных объектах, затронуты проблемы происхождения и связей с мусульманской архитектурой.
Ключевые слова: Испания, романский стиль, мосарабы, храмы, кирпич, фасады, декор, арки, ниши.
KAPTIKOV A. Y.
ABOUT ONE OF TRENDS OF THE ROMANESQUE STYLE IN SPAIN
In the article so called Mozarabic or brick trend in Spainish Romanic is analysed on the basis of wide circle of monuments. Characteristics of its fasade compositions, decoration with many features in concrete objects, the problems of genesis and contacts with Moslem architecture are showed.
Keywords: Spain, the Romanesque style, Mozaraabs, temples, brick, facades, decorations, arches, niches.
Каптиков
Анри
Юрьевич
кандидат искусствоведения, профессор Уральской государственной архитектурно-художественной академии
e-mail: [email protected]
В архитектуре Испании романская эпоха представлена необыкновенно богато. Реконкиста — процесс отвоевания испанцами территорий, ранее захваченных арабами, — протекала под идеологическим главенством церкви, придававшей этому форму борьбы христианства с исламом. Исключительная даже для средневековой Европы роль духовенства, нагнетаемый им религиозный энтузиазм масс порождали обширнейшее художественно-многообразное храмовое строительство.
Среди целого ряда направлений, подчас имевших тенденцию превращения в региональные школы (как, например, в Сеговии или Са-море), есть одно, которое четко выделяется уже за счет преобладающего материала — кирпича. Другая характерная черта этой архитектуры — плоские арочные ниши в качестве лейтмотива декора. Испанцы предпочитают именовать данное направление «мосарабским». К нему, употребляя то же слово несколько осторожнее, подходят и ученые из других стран. Краткую характеристику находим, в частности, у Е. И. Кириченко [3, 255-257] и немецкого автора Б. Клайна [5, 196-197]. Однако оба, в сущности, ограничиваются «первоосновой» — двумя церквами Саагуна.
Наша задача состоит главным образом в том, чтобы показать распространение выработанного там стиля вглубь и вширь с многочисленными индивидуальными оттенками. Это облегчается предпринятой в недавнее время в Испании публикацией памятников романского стиля по провинциям [8-12] — к сожалению, указанное издание имеет в большей степени туристический, нежели искусствоведческий формат. В подавляющем большинстве статей отсутствуют датировки, нет названий множества сельских храмов. Очень недостает визуальных фрагментов, особенно фотографий интерьеров, что лишает возможности судить о внутренней структуре и перекрытиях. Тем не менее специалисту, не имеющему возможности ездить по стране, предоставляется обширный интереснейший материал.
Прежде всего, необходимо коротко сказать о мосарабах, положении тех в обеих частях тогдашней Испании — остававшейся еще под властью мусульман и освобожденной Реконкистой. Само это прозвание идет от искаженного «мустариб», т. е. «арабизировавший-ся» [1, 102; 2, 18]. На арабских территориях эти люди пользовались самоуправлением, сохраняли свои храмы и даже церковные школы [1, 105,107,116; 4, 31]. Вместе с тем, оставаясь
Иллюстрация 1. Саагун. Сан-Тирсо. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г
Иллюстрация 3. Саагун. Сан-Тирсо. Фрагмент апсиды. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.
Иллюстрация 4. Саагун. Сан-Тирсо. Башня. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.
Иллюстрация 2. Саагун. Сан-Тирсо. Фрагмент апсиды. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.
христианами, проживая в особых кварталах, они «находили привлекательными многие аспекты мусульманской цивилизации... освоили арабский язык... переняли многие арабские обычаи» [6, 41]. В конце XI — XII в., по мере успехов Реконкисты, положение мосарабов стало ухудшаться. Если ранее их религия и образ жизни уважались, то при новых правителях — фанатичных Альморавидах и Альмохадах — их вынуждали принимать ислам, подвергая гонениям. Оттого усилилось переселение на север, на земли королей Кастилии и Леона, предоставлявших им привилегии и вольности (фуэрос). С собой мосарабы привнесли на христианские земли многое из культуры, включая перенятые у мусульман строительные приемы, в первую очередь, предпочтение кирпичной кладки.
Можно согласиться с исследовательницей, что вместо приглашения в Кастилию и Леон каменщиков из Франции было куда проще и дешевле нанимать мосарабов [3, 255]. Местом, где впервые воспользовались их услугами, явился, по всей вероятности, Саагун1. Там существовал богатейший монастырь, который в XI в. получил много дарений от короля и частных лиц, превратившись к концу столетия в одного из крупнейших землевладельцев. Принадлежавшие ему земли охватывали территорию от Тахо до Бискайского залива, в нынешних провинциях Леон, Паленсия, Самора, Вальядолид, Бур-гос, Саламанка, Сантандер. Монастырь положил начало одноименному городу, где селились ремесленники различных специальностей, проводились ярмарки [см.: 4, 126,158,218].
Главный храм аббатства — Сан-Тирсо — начат не позднее 1123 г. [5, 196]. Это трехнефная базилика без трансепта с тремя полукруглыми апсидами (Иллюстрация 1). Над предалтарной ячейкой центрального нефа, которую при наличии трансепта можно было бы назвать средокрестием, находится прямоугольная башня2. В отличие от появившейся на этом месте еще в вестготской Испании башни-симборио, она служит колокольней.
В оформлении фасадов акцент сделан на алтарных полукружиях. Среднее над высоким цоколем из тесаного камня3 имеет глухую уступчатую аркатуру на квадратных, упирающихся в кладку цоколя консолях. Похожая выве-
1 О происхождении названия монастыря и образовавшегося вокруг города см. у Б. Клайна [5, 196].
2 Восстановлена после обрушения ее в 1949 г.
3 Упоминавшийся немецкий ученый считает, будто по первоначальному замыслу «апсиду должны были расчленять выступающие столбы» [5, 196].
дена на боковых, только переместившись на их верхнюю часть (Иллюстрация 2). Если данный мотив можно считать вариацией известного общероманского, этого не скажешь о другой составной убранства — плоских арочных нишах в прямоугольных обрамлениях (Иллюстрация 3). Они глухие, за исключением центральных, где прорезано по одному небольшому окну. На продольных фасадах внизу тоже имеются ниши, но как бы превратившиеся в систему прямоугольных уступов-филенок, над которыми располагается пояс поребрика.
Эффектно возвышающаяся башня (Иллюстрация 4) имеет, не считая расширенного низа, три ряда арочных пролетов, в каждом следующем уменьшающихся. В первом они разделены одинарными, во втором — удвоенными в глубину колонками. Уступчатость самих арок перекликается с нишами апсид.
Развитие найденных в Сан-Тирсо приемов композиции и убранства дает другой, сооруженный предположительно уже в конце XII — начале XIII в. саагунский храм — Сан-Лоренсо (Иллюстрация 5). Здесь кирпич вытеснил камень даже в исполнении цоколя, а в украшениях тех же апсид сильнее раскрыты его декоративные возможности. В главной и левой апсидах видим одно и то же сочетание ниш — нижних уступчатых, с внутренней подковообразной аркой, и простых, но заключенных в прямоугольник с поребриком наверху (Иллюстрация 6). Центральное алтарное окно при всей своей узости пластично врезано в верх высокой прямоугольной филенки. Она разделяет в этом месте третий ряд ниш, тут принявших вид того же прямоугольника. Убранство правой апсиды расходится с описанными выше. Мотив арки присутствует у нее лишь внизу. Однако в членениях всех трех алтарных полукружий, наряду с поребриком, достаточно заметны пояса кирпича, уложенного вертикально, чем усиливается пестрота стен с их бесконечными полосками кирпичей и раствора.
Башня (Иллюстрация 7), совпадая с Сан-Тирсо небольшой величиной самого верхнего ряда пролетов, имеет в целом другую, квадратную форму, а колонки сквозных арок в ней исчезли. Зато благодаря ряду глухих, подчеркнуто глубоких арочных ниш в основании, отделенном от вышележащего тем же поребриком, она, по выражению Е. И. Кириченко, «выглядит естественным завершением апсиды» [3, 256]. Пролеты двух основных рядов — соответственно, подковообразных и стрельчатых очертаний, свойственных, как известно, мусульманскому Востоку. Стрельчатое завершение и у северного портала. Но широкие арки галереи вдоль южного фасада Сан-Лоренсо4 — полукруглые (Иллюстрация 8).
В несколько упрощенном виде формы убранства храмов Саагуна передает церковь Сантьяго в Саламанке (XIII в.; Иллюстрация 9). Высоким фасадным нишам (лишь на центральной апсиде сделан дополнительный ряд) приданы как полукруглые, так и стрельчатые очертания, причем на продольных фасадах ниши не уступчатые, а простые. Данный памятник выделяется в объемном отношении: наличием трансепта, выявленного своим повышением и снаружи, квадратным симборио5.
Большое количество церквей того же направления существует в других городах и сельской местности Кастилии и Леона. Приступая к обзору, следует для начала отметить различие материалов в некоторых из них либо в их отдельных частях. Так, в храме местечка Сантервас-де-Кампос (провинция Вальядолид) центральная апсида
Иллюстрация 5. Саагун. Сан-Лоренсо. Восточный фасад. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.
Иллюстрация 6. Саагун. Сан-Лоренсо. Фрагмент апсиды. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.
выполнена из камня, а боковые, как и звонница — кирпичные, причем неодинаковой обработки. В той же провинции у церкви в Муриэль-де-Сапардиль левая апсида своей каменной, но с кирпичными прослойками кладкой подобна южному фасаду здания, тогда как две остальные апсиды — из кирпича. Во Фресно-де-Вьехо (провинция Вальядолид) низ апсиды вместе с арками каменный, верх же кирпичный, однако декорирован аналогично. Церковь в Альдеа-де-Сан-Мигель (там же) совмещает основную каменную часть (включающую, тем не менее, кирпичные ряды) с целиком кирпичной алтарной.
Нередко встречается и смешанная техника. Внутренность фасадных арок замечательной церкви в Ла-Луга-реха (провинция Авила; Иллюстрация 10)6 частично заполнена камнем. Примерно то же видим в Аревало на апсиде храма Санто-Доминго, Сан-Хуан-эн-Моха-дос (провинция Вальядолид) и др. На боковом фасаде аревальской церкви Сан-Мигель кирпичными являются портал и арки окон, между тем стена во всю ее протяженность выложена из камня с прослойками кирпича. В этом же городе «полосатость» церкви Сан-Хуан прида-
4 Находится в аварийном состоянии.
5 Эти верхние части здания — результат реставрации 1956-1957 гг.
6 Сохранилась с утратами.
Иллюстрация 7. Саагун. Сан-Лоренсо. Башня. Иллюстрация 9. Саламанка. Сантьяго.
Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г
Иллюстрация 10. Ла-Лугареха. Церковь. URL: www.espanaescultura.es
ла-Майор. URL: www.espanaescultura.es
ют тонкие кирпичные ряды, перемежающиеся с широкими каменными. А у храма Санта-Мария-ла-Майор (Иллюстрация 11) кирпичный хор наделен своего рода аттиком — высоким каменным, но содержащим кирпичные горизонтали и вертикали (углы). Весьма любопытна система кладки башни церкви в Эспиноса-де-лос-Кабальерос (провинция Авила), чей объем (кроме верха с пролетами) при кирпичных углах расчленен прямоугольниками из камня, ритмически чередующимися по длине7. В смысле эффектности сочетания материалов и их фактур надо особо отметить сторожевую башню замка в Бургосе (Иллюстрация 12).
Что касается построения объемов, то в них редко вводится симборио, хотя оно, например, превосходно венчает ту же церковь в Ла-Лугаре-ха с ее могучими массами. Скромнее, несмотря на относительно крупную величину, смотрится симборио на храмах Сан-Хуан в Альба-де-Тор-мес (провинция Саламанка) и Гаха-тес (там же)8. Последний обладает
7 В тех же краях кирпич использован для архивольтов и парапетов каменного моста в Пуэнте-де-Медина.
8 В церкви Турра-де-Альбы (та же провинция) оно удачно заменено крупной, ступенчатой в торцах, звонницей.
еще и галереей, как и в Ломовьехо (провинция Вальядолид). А церковь Сан-Мартин в столь насыщенном памятниками интересующего нас направления Аревало, помимо галереи, примечательна асимметричной расстановкой башен. Одна пристроена с запада, другая — на северной стороне, опять-таки различаясь кладкой — смешанной у первой и почти всецело кирпичной — у второй.
Поскольку, однако, в подавляющем большинстве объектов галереи нет, раскрываются полосатые — за счет кладки — стены основного базиликального объема (например, в упомянутом храме Муриэль-де-Са-пардиль). При этом, даже при преимущественном использовании камня, не исключалось устройство вверху арок-ниш (Альдеа-де-Сан-Мигель).
Когда кирпич применяется целиком или почти полностью, декор определяют опять-таки ниши. Яркий пример — церковь во Фресно-эль-Вьехо (провинция Вальядолид; Иллюстрация 13), где южный фасад обработан двумя их рядами, вопреки обычаю, невысокими внизу и продолговатыми вверху. Все они, однако, глухие, так как окна отнесены в третий ряд. Здесь ниши меняют форму с арочной на узкую прямо-
Иллюстрация 12. Бургос. Сторожевая башня. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.
Иллюстрация 13. Фресно-де-Вьехо. Церковь. URL: www.espanaescultura.es
угольную, которая в уменьшенном виде повторена выше, на приподнятости среднего нефа. Отметим, что высоте двух нижних рядов ниш соответствует «наложенное» в виде прямоугольника-выступа обрамление портала, заимствованное опять-таки из мусульманских построек. Сходный, но оформленный куда проще продольный фасад храма в Пеньярандилья (провинция Саламанка) до позднейшей надстройки членили во всю высоту глухие стрельчатые ниши. Нельзя не вспомнить и церковь в Гальегуильос-де-Альба, с ее тоже высокими, а в правой части стены расширяющимися уступчатыми нишами по сторонам еще более крупной входной ниши. Последняя, в отличие от множества порталов «мосарабских» храмов, не является стрельчатой, но, подобно остальным на этом фасаде, полукруглой. А на стене церкви в Нар-рос-дель-Кастильо (провинция Авила), предвосхищая узоры мудехара, переплетаются оба очертания.
Главным в облике зданий вслед за тем, как это сделано в Саагуне, являлось оформление хора. Часто оно приводилось в полное соответствие у его боковых стен и выступов апсид. Там и там выводились арки-ниши: либо высокие одинарные (Ла-Лугареха; Донвидас — провинция Авила, Иллюстрация 14; Сан-Боал в По-салдес — провинция Вальядолид; Санта-Мария-де-ла-Вега в Торо), либо в два (Сан-Лоренсо в Торо) или три ряда (Альдеа-де-Сан-Мигель, Гахатес, Турра-де-Альба; Иллюстрация 15). За счет этого вся алтарная часть становится удивительно цельной, чему не противоречит, что, к примеру, в Гахатесе ниши апсиды имеют на уступ меньше, а в Альдеа на боковой стене заключены в сетку членений-валиков9. Однако в обработке слагаемых хора бывали расхождения и существеннее. Например, у храма Санта-Мария в Искаре (провинция Вальядолид) в сетке боковых стен верхние ниши прямоугольные и поделены пополам, тогда как на апсиде располагаются «вперебежку». Довольно часто на алтарных полукружиях ограничиваются двумя рядами ниш (Ольмо-де-Гуаренья, Виллалпандо — провинция Самора; и др.).
Отметим некоторые нюансы применения самих арок-ниш и их формы. В церкви села Педро-Родригес (провинция Авила) высокие арки алтарного полукружия разделены трехчетвертными колонками. Этот случай приближения к распространенной в романике аркатуре на колонках в исследуемом направлении крайне редок. Так же, как и колонки-вставки по бокам арок-ниш (левая апсида церкви Сан-Хуан в Альба-де-Тормес). Не чаще
9 Похожая, правда, плоская и на сей раз для ниш апсиды, сетка сохранилась на руинах монастырского храма Санта-Мария-де-ла-Вега (провинция Паленсия).
Иллюстрация 14. Донвидас. Церковь. URL: www.espanaescultura.es
Иллюстрация 15. Турра-де-Альба. Церковь. URL: www.espanaescultura.es
Иллюстрация 16. Константинополь (Стамбул). Церковь Панто-кратора. Фрагмент апсиды. Фото А. Ю. Каптикова. 2007 г
Иллюстрация 17. Константинополь (Стамбул).
Церковь монастыря Хора. Апсида. Фото А. Ю. Каптикова. 2007 г
встречаются завершения арок, похожие на трехлопастные (снова элемент пока еще далекого мудехара!). Такие есть разве что в верхнем ряду алтарной стены церкви Сантьяго в том же городке или Санта-Мария-ла-Майор в Бехаре10. Зато больше примеров подразделения арки по высоте (храм Сан-Педро и Сан-Исидоро в Сьюдад-Родриго; Посалдес), причем в Виллории (провинция Саламанка) для этого применен поребрик. Наконец, ниши на фасадах плохо сохранившейся церкви в Бра-гохос-де-Медина (провинция Вальядолид) отмечены какой-то удивительной живописностью.
Заключение
«Мосарабское», или «кирпичное», направление, представляя собой своеобразный феномен, имеет, конечно, точки соприкосновения с романской архитектурой Испании в целом и другими отдельными ее ветвями. Это, к примеру, почти всегдашнее отсутствие трансепта (по крайней мере, читающегося во внешнем облике храма), порой введение симборио, галереи (столь частой, к примеру, в романских памятниках Сеговии) и т. д. Однако можно утверждать, что вряд ли любая другая школа испанской романики обладает столь ярко выраженным лицом.
Естественен вопрос о происхождении данного направления. Хотя Саагун, где оно зародилось и оставило непревзойденные при последующем массовом использовании образцы, основан клюнийскими монахами, воздействие архитектурного канона этого прославленного на всю Европу аббатства (деамбулаторий с вен-
10 До искажения ее фасадов.
ком капелл и пр.) тут почти не проявилось. Фактически не сказалось и нахождение Саагуна на широко известной доныне паломнической тропе Св. Иакова с ее, как выразился Б. Клайн, «международным стилем» [5, 196].
При взгляде на «мосарабские» постройки невольно встает в памяти Византия, для которой обращение к кирпичу было обычным с самого начала. В средне- и поздне-византийской архитектуре этот материал доминировал, хотя пользовалась популярностью и смешанная техника. Это сходство — только внешнее. Ведь еще в 623-625 гг., т. е. задолго даже до нашествия арабов, вестготский король Свинтилла захватил остатки владений Византии на юге и юго-востоке Испании. Тем самым, как констатирует Ю. Б. Циркин, «70-летний византийский эксперимент на Пиренейском полуострове завершился» [7, 262-263]. Правда, контакты в сфере искусства имели место и потом. Если Константинополь считал возможным по просьбе арабских правителей Испании посылать мозаичистов для украшения мечети в Кордове, то нечто подобное могло быть и в отношении Кастилии и Леона. Об архитектурном влиянии вряд ли можно говорить. Распространенные в стенах константинопольских храмов Х!-Х!У вв., таких как церкви Пантократора, Паммакаристы или монастырь Хора, пусть будучи тоже уступчатыми, обычно куда глубже (Иллюстрации 16, 17), они западают по дуге, обладая конхой. Кроме того, у византийцев в нишах могло находиться несколько довольно больших, иных по форме окон, тогда как в Испании те же алтарные окна единичны и узки. Ошибочно усматривать и прямое воздействие византийской техники кладки кирпичей с «утопленными» рядами или включением в нее камня на «полосатость» многих мосарабских
зданий. Уместно, скорее, говорить
0 параллелях.
Зато само собой разумеется перенимание мусульманских строительных традиций, особенно преобладания кирпича, а вместе с ним и некоторых соответствующих декоративных форм. При этом надо иметь в виду, что, в отличие от стрельчатой, подковообразная арка была известна испанцам и до арабов, в вестготский период. Еще важнее практически полное отсутствие в «мавританском» зодчестве, в частности, ближайшего к Испании Магриба, арочной разработки внешних фасадов. У мусульман арка применялась снаружи главным образом в порталах, не выстраиваясь в ряды (а тем более идущие друг над другом) арочных ниш. Нечто подобное, причем при иных высоте и использовании самих арок, делалось только во внутренних дворах мечетей или медресе. Все это дает основание считать рассмотренное направление в значительной степени самостоятельным, отнюдь не заимствовавшим механически исламские формы.
Правда, круг распространения «мосарабского» не был особенно широк, ограничиваясь Кастилией и Леоном, да и то не полностью. Не случайно считающийся «самым романским» в Испании город Самора лишен его памятников, хотя в соседнем Торо их несколько. А на севере страны, скажем, в Астурии, Кантаб-рии, Наварре, оно, насколько нам известно, не представлено. Потому, быть может, прав авторитетный историк Р. Альтамира-и-Кревеа, считая, будто «влияние мосарабов на развитие испанской культуры не столь велико» [1, 105]. Тем не менее в области архитектуры это заслуживает дальнейшего детального изучения. Особенно это касается его роли в возникновении позднее другого родственного явления, известного в Испании как стиль мудехар.
Список использованной литературы
1 Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. М., 1951. Т. 1.
2 Вилар П. История Испании. М., 2006.
3 Всеобщая история архитектуры : в 12 т. Л. ; М., 1966. Т. 4.
4 Корсунский А. Р. История Испании К-ХШ веков. М., 1976.
5 Романское искусство: Архитектура. Скульптура. Живопись. Ко1п, 2001.
6 Уотт У. М., Какиа П. Мусульманская Испания. М., 1976.
7 Циркин Ю. Б. Испания от античности к средневековью. СПб., 2010.
8 Herbosa V. El Románico en Avila. Leon, s. a.
9 Herbosa V. El Románico en Palencia. Leon, s. a.
10 Herbosa V. El Romanico en Salamanca. Leon, s. a.
11 Herbosa V. El Romanico en Valladoilid. Leon, s. a.
12 Sainz Saiz J. El Romanico en Zamora. Leon, s. a.