Научная статья на тему 'Романские храмы Сеговии'

Романские храмы Сеговии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
320
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ИСПАНИИ / АРХИТЕКТУРА СЕГОВИИ / ХРАМ / КОМПОЗИЦИЯ / ГАЛЕРЕЯ ХРАМА / КОЛОКОЛЬНЯ / КАПИТЕЛЬ / РОМАНСКИЙ СТИЛЬ / ARCHITECTURE OF SPAIN / ARCHITECTURE OF SEGOVIA / TEMPLE / COMPOSITION / TEMPLE GALLERY / BELL TOWER / CAPITAL / ROMANESQUE STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каптиков Анри Юрьевич

В статье рассматривается архитектура многочисленных романских храмов одного из исторических городов Испании Сеговии, их композиция и фасадное убранство. Путем анализа в контексте всей испано-романской архитектуры выявляются некоторые характерные региональные особенности. ©Каптиков А. Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROMANESQUE TEMPLES OF SEGOVIA

In the article many Romanesque temples of Segovia, one the most remarkable historical cities of Spain, are inspected. By the way of analysis in the contact of all Spanish Romanesque architecture characteristic some regional features are exposed.

Текст научной работы на тему «Романские храмы Сеговии»

УДК 72.04 КАПТИКОВ А. Ю.

Романские храмы Сеговии

В статье рассматривается архитектура многочисленных романских храмов одного из исторических городов Испании — Сеговии, их композиция и фасадное убранство. Путем анализа в контексте всей испано-романской архитектуры выявляются некоторые характерные региональные особенности.

Ключевые слова: архитектура Испании, архитектура Сеговии, храм, композиция, галерея храма, колокольня, капитель, романский стиль.

KAPTIKOV A. Y.

THE ROMANESQUE TEMPLES OF SEGOVIA

In the article many Romanesque temples of Segovia, one the most remarkable historical cities of Spain, are inspected. By the way of analysis in the contact of all Spanish Romanesque architecture characteristic some regional features are exposed.

Keywords: architecture of Spain, architecture of Segovia, temple, composition, temple gallery, bell tower, capital, Romanesque style.

Каптиков

Анри

Юрьевич

кандидат искусствоведения, профессор УралГАХУ

e-mail: henry2@com.ru

Статья продолжает серию публикаций автора, посвященных средневековому зодчеству Испании по отдельным периодам,направлениям и городам [5-8]. Одно из первых мест среди таких городов по праву принадлежит Сеговии. Правда, в ее богатом архитектурном наследии наиболее прославлены грандиозный древнеримский акведук [см. о нем: 5, 15-16], величественный, на вершине скалы замок Алькасар1, позднего-тический (XVI в.) собор. Но, наряду с ними, город хранит и большую группу романских церквей, весьма важную для характеристики этого стиля в Испании, к тому же обладающих рядом локальных черт. Отметим, что в российском искусствознании данный «куст» объектов затрагивался [2-4] как с верными, так и со спорными (на взгляд автора) оценками, однако слишком кратко. Такая композиционно редкостная церковь, как Вера Крус, не удостоилась даже упоминания в источниках2. Теперь, анализируя их подробнее и привлекая сравнительный материал, выявим общеиспанские и местные особенности их архитектуры.

Начнем с занимающей видное положение в центре верхней части города церкви Сан-Мартин (Иллюстрация 1). Это трехнефная базилика с трансептом, квадратной башней над средокрестием, именуемой в Испании симборио, колокольней спереди и охватывающей здание с трех сторон галереей. Из трех апсид лишь боковые сохранились в изначаль-

1 К сожалению, после пожара 1862 г. представляет собой во многом результат произвольного восстановления лишь с отдельными подлинными (в том числе романскими) фрагментами.

2 Напротив, немецкий автор Бруно Кляйн в разделе об испан-

ском романском зодчестве из Сеговии взял только ее одну, не коснувшись всех остальных [9, 209-211].

ном виде — полукруглые, имеющие на стене двухъярусное членение с подоконной аркатурой3. Лучшая архитектурная деталь этого памятника — безусловно, широкая и просторная галерея. С юга, отвечая спуску площади, она приподнята на высокий цоколь. Арка у входа с торца трехлопастная, остальные — полукруглые, несомые парами колонок, поставленными в глубину (Иллюстрация 2). Почти «сросшиеся», как и стволы, капители кое-где несут на себе следы неумелых реставраций. Примечательны «целующиеся» птицы (Иллюстрация 3), человеческие, хотя и с лапами-когтями, полуфигурки, которые неожиданно разделены подобием концов-завитков аканта из античного ордера (Иллюстрация 4). Дополняющие капитель импосты заполнены крупными розетками в медальонах, которыми составлены и пояса апсид. В интерьере барочный алтарь открывается через прежнюю арку на укороченных колонках, которые фланкированы кронштейнами «висячих» выступов.

Сан-Мильян — возможно, старейший храм Сеговии (первая половина XII в.). В северное плечо трансепта этой трехнефной церкви с симборио была несколько позднее «врезана» четырехгранная, с легким уступом наверху, колокольня. Ей придана апсида, дополняющая три храмовые апсиды и соперничающая со средней из них в масштабности (Иллюстрация 5). Важным слагаемым архитектуры храма и здесь служит галерея на северной и южной (Иллюстрация 6) сторонах; входы в нее сдвинуты к востоку.

3 Взамен центральной апсиды потом [в XVI столетии?] возвели новую, грубовато-кубической формы, а к северо-восточному углу примкнула столь же малоудачная пристройка.

Иллюстрация 1. Сеговия. Сан-Мартин. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г.

Иллюстрация 2. Сеговия. Сан-Мартин. Галерея. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г

Иллюстрация 3. Сеговия. Сан-Мартин. Капитель. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г.

Убранство фасадов по-романски скупое4. Его определяют угловые лопатки-контрфорсы (они с юга частично идут и над галереей, в то время как с другой стороны туда выведены глухие арки). Такой «брутальности» не противоречат колонки — тонкие, на постаментах, у апсид и пластичные, с растительными капителями — в нишах алтарных окон, а также частый ритм скульптурных модульонов. Колокольня покрыта узорами, создаваемыми рядами мелких кружков и ромбической сеткой по сторонам пролетов. Портал содержит медальоны с розетками (четырех- или шести-, а не пятиле-пестковыми, как в Сан-Мартин) и, что важнее, восьмиконечными звездами (Иллюстрация 7). На сильно деформированных капителях узнаются святые в арочках на витых колонках, сирины-русалки. Обращает на себя внимание находящееся тут же плетение, абрисом напоминающее птиц5 (Иллюстрация 8). Внутри Сан-Ми-льян — цилиндрические своды; сим-борио покоится на четырех арках и снабжено тромпами.

Сан-Мильян можно поставить во главу родственной композиционной группы храмов, в которых колокольня поставлена асимметрично: у северного выступа (Сан-Хусто)

4 Как удачно выразилась Т. П. Каптерева, «се-говийские церкви... выглядят сурово, солидно и прочно» [3, 354].

5 А. В. Волков, чья книга во многом базируется

на испанском материале, отмечает, что «переплетенные птичьи шеи распространены именно в Сеговии» [1, 63].

Иллюстрация 5. Сеговия. Сан-Мильян. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г.

Иллюстрация 4. Сеговия. Сан-Мартин. Галерея. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г.

или с юго-востока, наделяясь собственной апсидой, грань над которой отделана плоскими нишами в прямоугольных углублениях (Сан-Ан-дрес; Иллюстрация 9). Такие храмы интересны именно своими колокольнями. Стабильно квадратные в основании, без убывания (вместо него мастера прибегали к членению карнизами на ярусы), они различаются высотой, а также ритмикой пролетов. Если в Сан-Хусто и Сан-Андреа только вверху на один пролет больше, то у колокольни церкви Сан-Лоренсо число поярусно возрастает от единственного до четырех. Шестиярусная колокольня храма Сан-Эстебан совершенно подавляет соседствующее с нею небольшое симборио, зато вполне гармонирует с галереей (Иллюстрация 10). По высоте (53 м) и стройности она недаром считается «королевой башен Испании» [4, 201]. Глухие нижние и сквозные верхние части объединяет мотив убранства. У верхних частей к профилированным архивольтам добавляется система колонок (Иллюстрация 11), чьи капители поражают зооморфным разнообразием.

В церкви Сан-Хуан-де-лос-Каба-льерос колокольня смещена в сторону от центрального нефа лишь частично (Иллюстрация 12). Кроме такого сдвига, она, правда, согласно испанскому источнику, «будучи укороченной уже в современное время» [10, 87], выделяется еще и угловыми контрфорсами. Этот трехнефный трехапсидный, с галереей на южной и западной сторонах храм, судя

Иллюстрация 6. Сеговия. Сан-Мильян. Галерея. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г.

Иллюстрация 7. Сеговия. Сан-Мильян. Деталь портала. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г

Иллюстрация 8. Сеговия. Сан-Мильян. Капитель. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г.

по стрельчатой арке притвора, сооружен уже на пороге готики (начало XIII в.?).

Другую группу составят храмы, хотя и однонефные, с трансептом и галереей, но по оси с доминантой-вертикалью. Здесь она, скорее, вроде симборио, хотя и заменяет

Иллюстрация 9. Сеговия. Сан-Андрес. Фото А. Ю. Каптикова. Иллюстрация 10. Сеговия. Сан-Эстебан. Фото А. Ю. Каптикова.

2013 г. 2013 г.

Иллюстрация 11. Сеговия. Сан-Эстебан. Фрагмент колокольни. Фото А. Ю. Капти-кова. 2013 г.

Иллюстрация 12. Сеговия. Сан-Хуан-де-лос-Кабальерос. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

Иллюстрация 13. Сеговия. Сан-Клименте. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

Иллюстрация 14. Сеговия. Тринидад. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

собой колокольню. Как в Тринидад, так и в Сан-Клименте эта часть церкви растянута в ширину, массивна, а пролеты устроены почти по самому верху. Но если в Сан-Клименте они оставлены без архивольтов и прочего оформления (Иллюстрация 13), то в Тринидад таковое имеется, пусть и в весьма упрощенном варианте.

А главное, данный объем утолщен книзу (Иллюстрация 14).

Особняком, в прямом и переносном значении, стоит в Сеговии церковь Вера Крус (Иллюстрации 15, 16), находящаяся внизу, напротив Алькасара, но на удалении от него. Этот храм, освященный, как сообщает надпись, в 1208 г., сооружен тамплиерами. После ликвидации их ордена перешел к мальтийским рыцарям, под чьей юрисдикцией находился до конца XVII в.6 Далее храм был заброшен до реставрации 1845 г. [10, 32], весьма тщательной и, что не часто в те времена, обошедшейся без произвольного вмешательства.

В отличие от всех других сеговий-ских и огромного числа иных роман-

6 Ныне снова принадлежит им.

ских памятников Испании, сплошь относящихся к типу базилик, тут композиция центрическая, во многом удивительная. Наружные стены образуют двенадцатигранник, заключая в себе двухэтажную «сердцевину», также граненую (Иллюстрация 17). Между тем и другим обход-деамбу-латорий, дополненный на восточной стороне тремя полукруглыми апсидами7 (Иллюстрация 18). По мнению Б. Кляйна, Вера Крус можно «отнести к зданиям как с центрической, так и с линейной планировкой», но первая явно превалирует. Тот же автор признает, что «нет несоответствия между внутренним и внешним кругом стен» [9, 209].

7 Четвертая, ориентированная на север и использовавшаяся в качестве сакристии — позднейшая, как и примкнувшая с другой стороны колокольни.

Иллюстрация 15. Сеговия. Вера Крус. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

Иллюстрация 16. Сеговия. Вера Крус. План (экспонируется в церкви).

Перекрытие деамбулатория — цилиндрический свод — разделено тоже на двенадцать частей системой арок, опирающихся на колонны, что одинаково приставлены к «изнанке» наружных стен и углам внутреннего объема. Последнему приданы еще и арочные ниши. Глухие на диагональных гранях, они внизу по осям раскрыты. Благодаря этому насквозь просматривается нижний этаж этого ядра здания (Иллюстрация 19), несколько напоминающий крипту. В верхний этаж ведет двухвсходная лестница на широкой пологой арке, «накрывающей» как бы срезанные ею колонны. Стена вдоль всходов покрыта растительным орнаментом.

Помещение наверху приподнято над основным объемом Вера Крус и в этой части служит как бы прорезанным окнами барабаном купола, в конструкции которого применены двойные пересекающиеся арки (Иллюстрация 20).

Фасады куда строже любой се-говийской базилики: «пустынная» стена, щелевидные окна северной стороны, простейшая форма подкар-низных кронштейнов. Зато высокие порталы весьма представительны, а на их капителях можно увидеть, помимо грешника, терзаемого дьяволами, чьи-то загадочные «бюсты» и головы, опять-таки с чем-то вроде птичьих лап.

Заключение

Если заняться выявлением в архитектуре романских церквей Сеговии специфических черт, то это в первую очередь галереи. На них уже указывали исследователи, но акцентируя одну только функциональную сторону. Так, по Т. П. Кап-теревой, «они защищают. от чрезмерного нагревания солнечными лучами, создавая вокруг. "теневую" зону» [3, 384], а Е. И. Кириченко ви-

Иллюстрация 17. Сеговия. Вера Крус. Интерьер. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

Иллюстрация 18. Сеговия. Вера Крус. Интерьер. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

Иллюстрация 19. Сеговия. Вера Крус. Интерьер. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

дит в них прообраз «будущих общественных зданий — крытых рынков, бирж, судов» и место собраний прихожан [2, 255]. Для нас куда существеннее их композиционная роль, которая столь велика именно в Сеговии. Ибо в недалекой Авиле лишь известная базилика Сан-Висенте имеет галерею, изначальность облика которой не бесспорна. А в считающемся самым «романским» из городов Испании — Саморе [см. о нем: 6] — галерей нет ни у какого храма. Аналогом сеговийских являются лишь галереи отдельных памятников провинций Бургос (Реболледо-де-ла-Торре, Пинеда-де-ла-Сьерра, Хамильо-де-ла-Фуэнте) и Сория (Рехас-де-Сан-Эстебан, Сан-Педро-де-Карасена). Впрочем, в указанных

Иллюстрация 20. Сеговия. Вера Крус. Свод. Фото А. Ю. Каптикова. 2013 г.

областях галерейные арки могут поддерживаться и одинарными колонками (Сан-Эстебан-де-Гормес) либо чередованием спаренных в глубину, как в Сеговии, и опять же одиночных, притом толстых (Агулера, Ан-далус). Гораздо более распространенные галереи с простенками между арок и галереи-навесы на столбах-колоннах с Сеговией никак не схожи.

Другим важным компонентом объемного построения выступают в Сеговии башни-колокольни8.

8 Показательно, что там совершенно отсутствуют звонницы. Между тем в Саморе их находим немало (Санта-Лючия, Санта-Мария-ла-Нуева, Санта-Сельпукро и др.). Продолжая сравнение романики этих двух городов, видим, что ни в одной из сеговийских церквей не встретить апсид прямоугольных, которые в Саморе едва ли не преобладают.

Как уже констатировано, они реже занимают осевое положение, нежели ставятся асимметрично. Пропорциями и обработкой они сильно отличаются от множества церковных башен в различных местностях Испании, обычно крайне простых и обладающих массивностью. Высотностью и стройностью с сеговийскими могут соперничать разве что колокольни храмов Санта-Мария-ла-Антигуа в Вальядолиде и особенно Сан-Висенте в Саморе, где есть и поярусное нарастание числа пролетов. Обе, однако, стоят спереди. Асимметрична сходная шестиярусная колокольня в Тауле (1123), которую, впрочем, Б. Кляйн склонен называть «типично каталонской постройкой» [9, 186].

Е. И. Кириченко считала башни Сеговии «примером "романизированных" мусульманских форм», уподобляя их минаретам [2, 257]. Нам это представляется преувеличенным. Вместе с тем не подлежит сомнению, что использование смешанной каменно-кирпичной кладки (Сан-Андрес) или одного кирпича (Сан-Лоренсо) сближает ряд их с «мосарабским» направлением романики в Испании [см. о нем: 5]. Упоминавшаяся обработка низа колокольни Сан-Андрес обнаруживает прямое сходство с лучшими его образцами (саагунский храм Сан-Лоренсо, Санта-Мария в Аревало и др.). Напрямую сопоставлять, как вышеназванный автор, башню Сан-Лоренсо в Саагуне (да еще именуя ее «донжоном») с одноименной церковью Сеговии допустимо, наверное, только в смысле ее нахождения над средокрестием9.

Достигая весьма выразительной компоновки объемов, сеговийские мастера мало занимались разработкой главного (переднего) фасада. В то время как в Авиле (Сан-Педро) или Пласенсии в Эстремадуре (старая часть собора) на нем эффектно устраивают окно-колесо, а в Сории, растягивая в ширину, добавляют двухъярусную аркатуру (Санто-Доминго), в Сеговии ограничиваются обыкновенным арочным окном над порталом, изредка добавив по сторонам два маленьких круглых проема (Сан-Хусто).

Несколько «проигрывает» Сеговия и по набору, сочности элементов декора. Как ни хороши тут звезды на исламский лад или «лепестки», они уступают дугам пальметок на портале церкви Ла-Магдалена в Саморе или увеличенным до впечатляющего размера розеткам апсиды Сан-Хуан-де-Рабанера в Сории.

Несмотря на это, романские базилики Сеговии целым рядом композиционных и декоративных черт позволяют говорить о своеобразии на уровне местной школы.

Что касается церкви Вера Крус, то она — объект вовсе уникальный в Испании. Да и на всем Пиренейском полуострове есть лишь одна родственного типа — в городе Томар (Португалия), так называемая Чарола. Похоже, более ранняя (вторая половина XII в.?), она построена тем же орденом тамплиеров, тоже имея прообразом храм Гроба Господня в Иерусалиме. Структура ее простая и четкая: наружный шестнадцатигранник и внутренний, без деления на этажи, восьмиугольник. Так что Вера Крус стала композицией более сложной как по конфигурации, так и по объемно-пространственной стороне. К тому же, при всей своей строгости, она лишена сугубо «замковой» внешности португальского памятника. Она увеличивает выдающуюся историко-архитектурную значимость Сеговии.

Список использованной литературы

1 Волков A. В. Код средневековья. М. : Вече, 201З. 448 с.

2 Всеобщая история архитектуры : в l2 т. Л. ; М. : Строй-издат, ^бб. Т. 4. б94 с.

3 Всеобщая история искусств : в б т. М. : Искусство, 196o. Т. l. Кн. l. 508+LXXVI с.

4 Искусство стран и народов мира : энциклопедия : в 5 т. М. : Изобразительное искусство, 1965. Т. 2. 55б с.

5 Каптиков A. Ю. Об одном из направлений романского стиля в архитектуре Испании // Aкадемичеcкий вестник УралНИИпроект PAAŒ. 2016. № l. С. ЗЗ-З9.

6 Каптиков A. Ю. Романские храмы Саморы // Aкаде-мический вестник УралНИИпроект PAAŒ. 2015. № 2. С. 62-66.

7 Каптиков A. Ю., Богданова Д. В. Дороманская архитектура Испании. Екатеринбург : Тат1т, 2016. 120 с.

8 Каптиков A. Ю., Богданова Д. В. Мавританская архитектура Испании. Екатеринбург : Тат1т, 2015. 184 с.

9 Романское искусство: Aрхитектура. Скульптура. Живопись. Köln : Könemann, 2001. 484 с.

10 Эрерро Санс М.-Х. Вся Сеговия [Segovia]: Escudo De Oro, [s.a.]. 96 с.

9 Если «мосарабское» направление было в Испании в основном синхронно романике, то во многом его продолживший «мудехар» [см. о нем: 8, 50-62] развивался параллельно готике. В Сеговии с ним связано упоминавшееся нами украшение колокольни Сан-Мильян, которое перекликается с колокольней Санто-Томе в Толедо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.