УДК 72.04 КАПТИКОВ А. Ю.
Средневековые города Эстремадуры
(Часть 1)
Статья посвящена исследованию архитектуры малоизученной исторической области Испании — Эстремадуры, ее средневековым городам, начиная с Пласенсии. Анализируются крепостные сооружения, храмы и дворцы этого города, определяется их стилистика в контексте всей испанской архитектуры романской, готической и ренессансной эпох.
Ключевые слова: Испания, Эстремадура, Пласенсия, храмы, композиция, фасады, романский стиль, готика, платереско.
KAPTIKOV A. Y.
THE MEDIEVAL CITIES OF EXTREMADURA (Part 1)
The article is devoted to architecture of little-known historical region of Spain-Extremadura, Its medieval cities, begin to Plasencia. Fortess, temples and palaces are inspected, their stylistic is analized in a context of all Spanish architecture in Romanesque, Gotic and Renessanse epochs.
Keywords: Spain, Extremadura, Plasencia, templs, composition, facades, Romanesque style, Gotic, plateresco.
Каптиков
Анри
Юрьевич
кандидат искусствоведения, профессор УралГАХУ
e-mail: [email protected]
Эстремадура — историческая область на западе Испании, у границы с Португалией. Горная цепь Сьярра-де-Гва-делупе делит ее на Верхнюю и Нижнюю Эстремадуру, которым соответствуют современные провинции Касерес и Бадахос. При своей традиционной отсталости, преимущественно сельскохозяйственном укладе, она дала Испании ряд крупных деятелей, таких как конкистадоры Э. Ф. Кортес, Ф. Писарро-и-Гонсалес, В. Н. де Бальбоа и др., художники Л. Моралес и Ф. Сурбаран.
Патриархальность Эстремадуры, в известной степени сохраняющаяся и в наши дни, способствует консервации старой городской застройки. Здесь в окружении «средовых» объектов (нередко, впрочем, выходящих за рамки ординарности) расположены выдающиеся произведения средневекового и ренессансного зодчества.
К сожалению, эстремадурские города не являются туристическими, а также почти не привлекают внимание специалистов, по крайней мере, за пределами Испании. Показательно, что в недавно переведенных в России капитальных трудах немецких ученых о романи-ке, готике [2] эта часть Испании фактически отсутствует в описаниях. То же можно видеть и в российском искусствознании, за исключением предельно кратких справок в издании энциклопедического характера [3, 190, 195, 198]. Это положение дел, как и яркие личные
впечатления, побудили автора обратиться к данной теме.
Для анализа выбраны три самых замечательных в архитектурном плане города Эстремадуры1. Методология работы заключается в том, что памятники каждого города в процессе исследования будут по возможности введены в контекст общеиспанской архитектуры той или иной эпохи, чтобы затем, подытоживая, выявить региональную специфику архитектуры Эстремадуры в целом.
Пласенсия — город в Верхней Эстремадуре. Источники называют разные даты ее возникновения — 1159, 1178 и даже 1186 г., но едины в том, что основателем был король Кастилии Альфонсо VIII, которому у восточных городских ворот воздвигнут конный монумент2.
Построенная на возвышенности над живописной долиной реки Херте, Пласенсия обнесена стеной конца XII в. с башнями (в настоящее время их насчитывают 68). Почти все они круглые (Иллюстрация 1), лишь на восточном участке имеются квадратные. С юга впереди местами возведены дополнительные низкие
1 Оставляем в стороне Мериду, поскольку там представлены не средневековые (кроме базилики Св. Эулалии, интересной своей криптой), а древнеримские постройки. По городам Трухильо, Кориа, монастырю Гуаделупе не располагаем достаточным материалом.
2 Герой известного исторического романа Леона Фейхтвангера «Испанская баллада». Название города происходит от латинского «Ut Deo placeat» («На радость Господу»).
Иллюстрация 1. Пласенсия. Стены и башни. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г
Иллюстрация 4. Пласенсия. Церковь Сан-Мартин. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г
Иллюстрация 2. Пласенсия. Ратуша. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г.
Иллюстрация 3. Пласенсия. Церковь Сан-Мартин. План (экспонируется у церкви). Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г.
стены, а на северо-западе в оборонительную систему значительно позже (XVI в.?) была включена двор-цово-замковая постройка с башней, еще напоминающей средневековые донжоны.
От ворот изгибы улиц ведут к относительно небольшой главной площади (Plaza Mayor). На ней выделяется ратуша XVI в. (Иллюстрация 2). Широкие двухэтажные трехпролет-ные арки-лоджии демонстрируют известный фасадный прием Ренессанса. Но лоджия ратуши расположена между углами-контрфорсами готического типа. «Готицизмы» есть и в деталях: зооморфных (внизу) и растительных (вверху) капителях колонн, ажурном парапете кровли,
Иллюстрация 5. Пласенсия. Церковь Сан-Мартин. Интерьер. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г.
пинаклях с фигурками-кронштейнами под тумбами.
Несколько западнее Plaza Mayor находится старейшая приходская церковь Пласенсии — Сан-Мартин (XIII в.). Прямоугольная схема плана с одной выступающей полукруглой апсидой нарушена с юга капеллой и примкнутой к алтарю колокольней, а с севера — сакристией и трапециевидных очертаний помещения для капитула (Иллюстрация 3). Тем самым, наряду с разновысот-ностью объемов собственно храма, капеллы, вверху переходящей в восьмигранную, башни-колокольни, вносится живописная асимметрия с акцентом на восточную часть здания (Иллюстрация 4). Стены сложены из камней различной величины; декора, даже на портале, практически нет. Стиль, в том числе тип оконных проемов, — в целом романский. Однако у портала и конхи апсиды3 (Иллюстрация 5) расположены уже стрельчатые арки, а в обособленной капелле имеется свод звездчатого типа.
У церкви Сан-Николас на северо-западе города, неподалеку от замка
3 Кладка ее верха кирпичная (позднейшее изменение?).
(Иллюстрация 6), иное стилевое соотношение. Поначалу романская (XIII в.), она в XV столетии сделалась преимущественно готической, приобретя высокий граненый алтарь с такими же стрельчатыми окнами. Над одной из ячеек интерьера появился причудливый свод, где диагональные продолговатые листья соединены вогнутыми пятиугольниками, а сердцевину составляет колесо. Система этих мелких нервюр обильно скреплена розетками (Иллюстрация 8). Романскими остались строгая четырехгранная колокольня у северо-восточного угла, а также порталы с их львами и прочим «зверьем», человеческими головами, в одной из которых угадывается намек на обет молчания (Иллюстрация 7). Наконец, абрис арки северного притвора навеян скорее мусульманской, нежели готической архитектурой.
К готике можно отнести в Пласенсии и церковь Санта-Анны (начата в 1555 г. при монастыре Ордена иезуитов). Но тут из камня выведен только алтарный свод, тогда как над основным помещением сделано деревянное перекрытие волнистых очертаний, разделяемое пологими каменными арками (Иллюстрация 9).
Как по-своему ни любопытны с точки зрения стилевых процессов в архитектуре вышеописанные постройки, наиболее значительным архитектурным памятником города, разумеется, является собор. Он создан по меньшей мере в три этапа. Первый этап — возведение романского храма — приходится на ХШ-Х^ вв. На втором (поздний XIV-XV в.) с южной стороны появилась сакристия вместе с башней-колокольней. Поначалу она, как и колокольня, по-видимому, стояла отдельно, но довольно скоро была соединена с собором клуатром в стилистике наступившей готики. Третий этап начался в 1498 г., когда строители приступили к возведению новой огромной, также готической церкви, охватившей уже имевшуюся. Работы шли по вторую половину XVI в. включительно. На этом этапе участвовали известнейшие по всей Испании мастера — Хиль де Онтань-он, Диего де Силоэ, Алонсо де Ко-варрубиас; великолепный северный фасад (1558) склонны приписывать менее известному Хуану де Алава. Но и такое, чрезвычайно разросшееся здание называют неоконченным [3, 198].
Лучшие виды на собор открываются с востока, особенно от реки
Иллюстрация 6. Пласенсия. Церковь Сан-Николас. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г.
(Иллюстрации 10, 11). Композиционно весьма несобранный в силу указанных причин, к тому же разноуровневый за счет террасы на южной стороне, он, впрочем, увлекает как раз сумбурностью нагромождения объемов. Не меньше — силуэтом, в котором доминируют мелкие остроконечные пинакли и развернутые не поперек, а вдоль оси здания звонницы.
В его плане (Иллюстрация 12), опять-таки до крайности сложном, все же легко читается романская первооснова — трехнефная базилика. Однако внутри она, вероятно, потом подверглась переделке (замена столбов на пучкообразные и, соответственно, крестовые своды, простейшие в боковых нефах и звездчатого типа в центральном нефе). Зато эта старая часть собора сохранила свой главный западный фасад, по контурам завершения которого идут маленькие зубчики, над контрфорсами дополненные фигурками. Последние сейчас сильно деформированы, как и большинство скульптурных капителей портала. В лучшей сохранности находятся человечки, сидящие на откосах входной арки, а также помещенная выше в нише группа «Благовещение», где так наивно трогателен образ Марии (Иллюстрация 13). Если для портала и ниши был образован специальный выступ, то находящийся над ними круглый проем дан на плоскости стены.
Романский облик остался и у сакристии — квадратной, перекрытой куполом на стрельчатых, с внутренними «прожилками» посередине, тромпах. Шестнадцать ребер-нервюр, между которыми внизу столько же окон, сходятся к вершине, отмеченной розеткой (Иллюстрация 17). Внешне купол скрыт восьмигранным шатром, чью «чешуйчатую» поверхность можно назвать каменной черепицей, а то, чем унизаны ребра, — каким-то очень органическим вариантом краббов. Шатер возвышается над парой двухъярусных круглых сквозных остроконечных башенок, заключающих меж собой два окна в углублениях на колоннах и фронтон (Иллюстрация 15). В тимпан последнего врезан крест, составленный из крупных цветков (Иллюстрация 16). Все слагаемые увенчания сакристии — и как группа, и в отдельности — поражают своей пластичностью.
Новая часть собора тоже трехнефная, но один только средний неф равняется по ширине всей старой базилике. Алтарная сторона, несмотря на четкую «граненость» обставленной снаружи контрфорсами (аркбутанов нет) апсиды, получилась асимметричной. Интерьер захватывает, прежде всего, системой удивительных сетчатых сводов, в ряде которых переплетения нервюр достигли высшей степени затейливости (Иллюстрация 18).
Иллюстрация 7. Пласенсия. Церковь Сан-Николас. Деталь портала. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г
Иллюстрация 8. Пласенсия. Церковь Сан-Николас. Свод. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г.
Иллюстрация 9. Пласенсия. Церковь Санта-Анна. Интерьер. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г.
Иллюстрация 10. Пласенсия. Собор. Вид с востока. Иллюстрация 11. Пласенсия. Собор. Вид с юга.
Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г.
Иллюстрация 13. Пласенсия. Собор. Западный фасад. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г.
Столь затянувшееся сооружение собора привнесло в него, после романики и готики, то, что в Испании называют «платереско»4. К нему относится северный фасад (Иллюстрация 19). Портал, сам по себе относительно скромный, стал частью внушительной четырехъярусной ордерной композиции, куда входит и система пилястр на соседних контрфорсах. Группы из трех колонн с каждой стороны разделены внизу порталом, выше — широкими арками-нишами, а в самом верхнем ряду — окном. Колонны первого яруса, покрытые, как и их постаменты, лепниной, сменяются во втором тонкими фигурными?, наложенными на филенчатые пилястры. Колонны третьего выделяются квадратной формой и еще больше — своим разворотом под углом (Иллюстрация 20). У ко-
4 Зарубежные исследователи чаще включают таковое в испанскую готику как завершающий ее этап, сопоставляя с «пламенеющей» во Франции или «перпендикулярной» в Англии [2], тогда как российские авторы склонны считать платереско начальной, следующей за «исабелино», стадией архитектуры Возрождения в Испании [см.: 1, т. 5].
Иллюстрация 14. Пласенсия. Собор. Деталь западного фасада. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г.
Иллюстрация 16. Пласенсия. Собор. Сакристия. Фрагмент фасада. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г
лонн четвертого яруса стволы перехвачены гирляндой, за которой каннелюры из «бороздок» превращаются в общепринятые. Капители везде ионического типа, хотя, особенно у квадратных колонн, существенно отличаются от канона.
Всем ярусам, кроме последнего, несущего фронтон, приданы многофигурные лепные фризы. Не исключено, что, судя по консолям и раковинам-конхам, в промежутках колонн и пилястр могли поместить статуи, доведя декоративную насыщенность до крайности. Но и без того убранство так роскошно и разнообразно, что сколько-нибудь подробное описание заняло бы много места.
Отметим еще только род киота, вписанного между пилястрами, которые соединяются двойной аркой. Она, в свою очередь, вставлена между колонок на невероятных по обработке круглых основаниях.
Иллюстрация 18. Пласенсия. Собор.
Интерьер готической части. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г
Поблизости от собора — Паласио Грихальба (XVI в.) с асимметричным башнеобразным объемом слева, галереей верхнего этажа и обрамлениями окон, составленными из шариков-бусин. Здесь же расположен епископский дворец, сохранивший обнесенный аркадами патио и превосходный портал. Портал служит главным, а часто единственным украшением ряда других старинных домов города.
Что касается современного состояния архитектурных памятников Пласенсии, то они, несомненно, поддерживаются. Так, церкви Сан-Мартин и Санта-Анна, хотя давно уже не являются действующими, запущенными не назовешь. Первая используется как выставочный зал, вторая — для концертов и конференций. Довольно долго, вплоть до 2011 г., проводились реставрационные работы по собору, правда, не охватившие его целиком.
Иллюстрация 19. Пласенсия. Собор. Северный фасад. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г.
Иллюстрация 20. Пласенсия. Собор. Фрагмент северного фасада. Фото А. Ю. Каптикова. 2016 г.
Приведена в порядок и доступна для подъема юго-восточная сторона стен и башен. Однако в остальных местах крепостные сооружения подчас чуть не в буквальном смысле срослись с прилегающими домами, а их состояние оставляет желать лучшего.
Заключение
Если сравнивать Пласенсию с другими средневековыми городами Испании, прежде всего, Кастилией, то в смысле фортификации она уступает только Авиле с ее 88 башнями. При этом вместо включения в систему укреплений собора дополняющую роль, правда, со временем стал играть замок. Отличается устройство городских ворот. В Авиле фланкирующие башни «скрепляет» вверху арка-перемычка, чего не было в Пла-сенсии.
У местных романских или ро-манско-готических храмов уже отсутствуют цилиндрические своды, будучи вытеснены крестовыми, хотя в применении последних первенство необходимо признать за той же Авилой (базилика Сан-Винсенте). Деревянное перекрытие в сочетании с каменными арками пласенсийской церкви Санта-Анна находит немало параллелей в Саморе. А заднее расположение башни-колокольни — явление довольно частое для средневековой культовой архитектуры
Испании. Примеров этому много в Кастилии [4].
Роза, важный элемент западного фасада собора в Пласенсии, тогда была еще редкой в испанских храмах. В церквах Сан-Педро (Авила), Санто-Доминго (Сория), особенно в первой, видим окна-колеса; к тому же их масштабное соотношение со всем фасадом, где они превращены в сильный акцент, другое. Тем самым построение западного соборного фасада по вертикали со скульптурами в нише между порталом и небольшой розой достаточно оригинально.
Круглые башенки, сопровождающие шатер сакристии собора Пласен-сии, равно как и имитация в камне черепицы, перекликаются с собором в Саморе, коллегиальной церковью Сан-Томе в Торо. Образцом для самого шатра, включая фронтоны, послужил, по всей вероятности, старый собор в Саламанке. Но там он располагается над средокрестием самого собора, представляя собой известное в Испании «симборио». Фронтоны выведены не с одной стороны, зато в них нет столь замечательного резного креста, как в Пласенсии.
Пример дополнения изначального романского собора готическим собором несколько раньше дала Саламанка, однако там новая часть просто пристроена сбоку, тогда как в Пласенсии это — охватываю-
щее продолжение в продольном направлении, за счет чего образовался куда более усложненный симбиоз.
Решение северного соборного фасада родственно характером построения созданному примерно тремя десятилетиями ранее при входе в университет Саламанки. Но по размаху, четкости системы членений, наверное, превзошло этот куда более известный шедевр платереско.
Всем отмеченным Пласенсия, развивавшаяся в русле общеиспанской архитектуры, вправе претендовать на долю художественной самостоятельности.
Список использованной литературы
1 Всеобщая история архитектуры : в 12 т. Л. ; М. : Искусство, 1966. Т. 4. 694 с.; М. : Искусство, 1967. Т. 5. 660 с.
2 Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись. Кельн, 2004. 520 с.
3 Искусство стран и народов мира : энциклопедия. М. : Изобразительное искусство, 1965. Т. 2. 556 с.
4 Saiz J. S. El gotico rural en Castilla y Leon. [Madrid], 2007. 142 p.