УДК 72.04 КАПТИКОВ А. Ю.
Романские храмы Авилы
Статья продолжает серию публикаций автора о средневековой архитектуре Испании. В статье рассматриваются храмы романского стиля в городе Авила (Испания), их типологические группы, композиционные и декоративные особенности. Путем сопоставления с современными им памятниками Кастилии и Леона обосновывается существование здесь особой ветви испанской романской архитектуры и степень их своеобразия.
Ключевые слова: храмы, Авила, романский стиль, объемно-планировочная композиция, декоративное убранство.
KAPTIKOV A. Y.
THE ROMANESQUE TEMPLES OFAVILA
The article continues the publication series of the author of the medieval architecture of Spain. The article is devoted to many temples of the Romanesque style in Spanish city Avila, their typological groups, features of space-planning composition and decoration. By the way of juxtapositions with contemporary monuments ofCastilia and Leon the existence here of special branck of Romanesque architecture in Spain is proved and the extent of their distinguishingfeatures.
Keywords: temples, Zamora, Romanesque style, space-planning composition, decoration.
можности выявив их типологию и характерные местные особенности.
Согласно легенде, Авила основана одним из сыновей Геркулеса. Достоверно известно, что тут существовало иберийское поселение, затем покоренное римлянами. Впоследствии его завоевали арабы, а с началом Реконкисты на протяжении примерно трех столетий Авила переходила из рук в руки вплоть до окончательного освобождения почти одновременно с Толедо - в 1083 или 1085 г. Альфонсо VI. Король заселял Авилу дворянами — выходцами из Астурии, Леона и Галисии, отчего она получила прозвище Avila de los Caballeros («Рыцарская Авила»).
Местная епархия учреждается только в 1142 г.3, но строительство храмов развернулось уже с конца XI в. Старейшим считается Сан-Андрее. Это трехнефная базилика, где, однако, центральный продольный объем приподнят незначительно. Более того, с востока за счет угловых контрфорсов и сильного выноса карнизов над ними он выглядит почти слитным с боковыми, образуя лишь уступ (Иллюстрация 1). Церковь имеет три апсиды, из которых две в виде полуцилиндров невелики, особенно в сравнении со средней. Средняя апсида сильно выдвинута и состоит из сочлененных прямоугольной (типа прес-битерия) и полуовальной частей. Первая часть с обеих сторон наделена глубокой двойной, разделенной парой колонок, аркой. В арочных углублениях второй части, фланкируя щеле-
3 Свое значение крупного религиозного центра город приобрел много позднее благодаря культу местной святой — монахини Терезы, жившей в XVI в.
Каптиков
Анри
Юрьевич
кандидат искусствоведения, профессор УралГАХУ
e-mail: [email protected]
Настоящая статья продолжает серию публикаций автора, посвященных средневековой архитектуре Испании по стилям и направлениям, отдельным регионам и городам. Объектом данного исследования является архитектура романских храмов в городе Авила.
В отечественном искусствознании этот город обычно упоминается лишь в связи с его уникальной сохранности укреплениями, созданными в романскую эпоху [2, 246-247; 3,385]1. Между тем из многочисленных местных храмов того же стиля внимания удостоен2 один Сан-Висенте, пишущая о нем Е. И. Кириченко больше внимания уделяет устройству крыш [2,251-252]. Примерно то же находим и в переводной литературе. Соавтор капитальных немецких изданий по романике и готике Бруно Кляйн ограничивается теми же Сан-Висенте и собором [5,201-202,206], не затрагивая в Авиле все остальное, даже стены и башни. Из испанских исследований по теме нам, к сожалению, доступно единственное — Висенте Эрбоса, чья книжка [6] рассчитана главным образом на туристов.
Основываясь в гораздо большей степени на собственном натурном материале, нежели на названных скудных источниках, ставим целью описать романские церкви Авилы, по воз-
1 Т. П. Каптерева дает выразительную характеристику городу: «Узкие кривые улочки, строгие романские постройки, дворцы знати и древний собор... все несет на себе неизгладимый отпечаток времени кровопролитных религиозных и феодальных войн» [3,385].
2 Не считая собора, сооруженного в основном уже в следу-
ющий, готический период.
30
© Каптиков А. Ю., 2018
Работа выполнена в рамках фундаментальных НИР
видный проем, «утоплены» такие же колонки. Капители тут почти утрачены, над отдельными колонками уцелели импосты с мотивом плетений. Центральной апсиде придан орнаментальный пояс из своего рода сухариков, который на южной апсиде был «плетеным», хотя и в ином варианте, чем в обрамлениях окон главного алтаря.
Детали портала на южном фасаде сохранились довольно плохо; гораздо лучше состояние западного портала. Здесь привлекают, прежде всего, разнообразные розетки-цветы, в том числе в окружении бусин (Иллюстрация 2). Сам этот портал «перспективного» типа любопытен тем, как нарочито укорочены его колонки, водруженные на общие высокие диагональные постаменты из гранита.
В интерьере Сан-Андрее подчеркнуто высокие уступчатые междунефные арки (с боков к ним посередине примкнуты колонны) упираются в пилоны с колоннами, которые доведены до карниза, отделяющего деревянные перекрытия. Хор открывается через широкую уступчатую арку, его колонки вставлены в окна и изнутри.
В живописном месте у реки Адаха стоит романская церковь Сан-Сегун-до4. В XVI в. она подверглась некоторой перестройке. Отсюда асимметрия с «перекосом» на северную сторону, хотя трехнефное здание и подведено под одну крышу всеми своими частями, кроме апсид (Иллюстрация 3). Алтарных полукружий три, их объемы глухие. Суровость облика усиливается парой внушительных контрфорсов у южной стены, толщину которой подчеркивает врез портала. Его преимущественно «розеточное» оформление, на капителях дополняемое зверями с подобием крыльев, родственно церкви Сан-Андрее. Западный фасад с единственным круглым окном в квадратной нише включает сдвинутую вправо простую двухпролетную звонницу. Внутри арки значительной ширины разделяющие нефы опираются на тонкие колонки. Потолок со скатами по бокам выполнен в дереве.
Еще одним храмом Авилы, имеющим интерьер с подобными арками на колоннах и деревянным перекрытием, является Санто-Томе-эль-Вье-хо5. Этот храм значительно крупнее
4 Нынешнее свое название в честь первого епископа Авилы она получила лишь в 1519 г.
5 Ныне используется под археологическую
экспозицию. Большую ценность представляют
помещенные сюда части мозаичного пола с необычными «скрученными» крестами позднерим-ских или вестготских времен.
Иллюстрация 3. Авила. Сан-Сегундо. Фото А. Ю. Каптикова. 2017 г.
Иллюстрация 1. Авила. Сан-Андрее. Восточный фасад. Фото А. Ю. Каптикова. 2017 г.
Иллюстрация 2. Авила. Сан-Андрее. Деталь западного портала. Фото А. Ю. Каптикова. 2017 г.
вышеописанных, а его контрфорсы приставлены к переднему фасаду. Между высоким порталом с тем же набором деталей и круглым окном выведена розетками (только четы-рехлепестковыми) горизонтальная филенка.
Далее следует назвать два памятника (оба в предместьях Авилы), в чьем построении, у каждого по-своему, велика роль башни6. У церкви Сан-Мартин (XIII в.) собственно храм и нижняя часть баш-ни-колокольни выложены гранитными блоками (Иллюстрация 4). Однако верх последней кирпичный со сквозными уступчатыми арочными пролетами, во втором ряду удвоенными и отделенными от первого фризом типа поребрика (повторен ниже, над границей кладок, и выше, под карнизом).
Башня церкви Сан-Николас (Иллюстрация 5) не только не служила колокольней, но и сделана глухой. Она приставлена с северо-восто-ка на месте, где должна быть одна
6 У рассмотренной уже церкви Сан-Андрее она композиционно менее значима да в верхней части и видоизменена, что подтверждает и испанский автор [6,33].
Иллюстрация 4. Авила. Сан-Мартин. Фото А. Ю. Каптикова. 2017 г.
Иллюстрация 5. Авила. Сан-Николас. Южный фасад. Фото А. Ю. Каптикова. 2017 г.
из апсид. Отметим в этом памятнике и крайнюю простоту западного портала, всего лишь с одним уступом, лишенного колонок и резного только на импостах.
От всех этих интересных, но все же относительно второстепенных объектов перейдем к самому замечательному романскому храму Авилы — Сан-Висенте (Иллюстрация 7). Он там, где, по преданию, в IV в. претерпели за веру мучения и казнь будущие святые — Винсент и две его сестры, Сабина и Кристина. Это место не пребывало в забвении даже во времена мусульманского владычества. С возвращением города христианам тут на первых порах воздвигли ораторий. Вероятно,
Иллюстрация 11. Авила. Сан-Висенте. Фрагмент южного портала. Благовещение. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г.
Иллюстрация 9. Авила. Сан-Висенте. Деталь восточного фасада. Фото А. Ю. Каптикова. 2017 г.
Иллюстрация 10. Авила. Сан-Висенте. Северный фасад. Фото А. Ю. Каптикова. 2017 г.
Иллюстрация 6. Авила. Сан-Висенте. План (по Е. И. Кириченко)
Иллюстрация 7. Авила. Сан-Висенте. Вид с городской стены. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г.
Иллюстрация 8. Авила. Сан-Висенте. Восточный фасад. Фото А. Ю. Каптикова. 2017 г.
на исходе XI столетия на средства Раймонда Бургундского и его жены Урраки началось строительство церкви, прерванное около 1109 г. Наступил длительный период бездеятельности, работы возобновились лишь в последние годы XII в. [6,12]. Этот этап связан с участием мастера по имени Фурчел — того, кто ранее начал собор Авилы. Были достроены нефы, по всей вероятности, тогда же получившие нервюрные своды7. Сооружение Сан-Висенте продолжалось по XV столетие включительно. Потому западная часть, ее башни, галерея вдоль южной стороны и капелла у северного рукава трансепта заметно отличаются в смысле стилистики (воздействие уже готики, кое-где с некоторым привкусом мудехара). Последние композиционно мало связаны со зданием, да еще и выполнены из другого материала — северного гранита.
7 Считаются первыми в Испании [4,190].
Собственно романский массив составляют три нефа с тремя апсидами, трансептом и квадратным симборио над средокрестием (Иллюстрация 6). Истинно по-романски смотрится восточный фасад (Иллюстраиця 8): совершенно глухие стены трансепта, такой же, не считая маленьких окошечек, низ апсид. Но их полукружия все же «оживлены» протянутыми во всю высоту тонкими трехчетвертными колонками и трижды идущим орнаментальным (четырехлепест-ковые розетки) поясом. Он еще раз повторен под карнизом, поддерживаемый, кроме капителей, консолями в виде растительных элементов, голов животных, в том числе бычьих (Иллюстрация 9)8. Еще больше выделяются капители оконных обрамлений. Преобладают «роман-ско-коринфские» капители, однако здесь можно встретить и кентавров', из чьих туловищ как бы вырастает что-то похожее на «усы» аканфа. У зверей с птичьими лапами оно превращено в подобие крыльев.
8 Бык (телец) — в христианстве символ евангелиста Луки. Авторы бестиариев, начиная, кстати, от испанца VII в. Исидора Севильского, отмечают доброту быков [1,156], какими они и выглядят на этих консолях.
9 «В христианстве подчиненный животным импульсам и слепой воле кентавр становит-
ся воплощением дьявола, объединяя в себе две породы, возвышенную и низкую; кентавр бестиариев символизирует лицемера, еретика, двоедушного человека...» [1,264]. Однако такое толкование вряд ли подойдет к изображениям на Сан-Висенте.
С севера (Иллюстрация 10) Сан-Висенте придан мощный ритм контрфорсов, один из которых, помещенный на торце трансепта, делит его ниже окна пополам.
На южном фасаде за галереей скрывается превосходный, развитый в ширину портал. Розетки архивольтов на нем довольно мало заметны, ибо акцент перенесен на скульптуру. В глубине слева находится группа Благовещения (Иллюстрация 11), где голова Марии размещена в специальной нише под простой массивной гранитной консолью. На капителях правой стороны любопытны фигуры львиц, наклоняющихся либо играющих своими хвостами (Иллюстрация 12)10.
Нельзя обойти молчанием и то, что во внешности Сан-Висенте относится к более позднему времени. Изящны пучкообразные, с «перехватами», столбы галереи. Впечатляет арка между разноуровневыми башнями западного фасада. За ней находится глубокая лоджия с галереей-балконом над порталом, а башни соединяют переход. У левой башни своеобразные очертания верхних пролетов и контуров этого яруса (украшены «бусами»). Портал западной части здания сохранился хуже, чем южной части, но он масштабнее. Его откосы состоят из двух
10 Согласно А. В. Волкову, ссылающемуся на традиционное толкование, хвост всегда выражает стремление к земному: «Когда зверь кусает свой хвост, он символизирует погруженность в заботы мира сего» [1,107].
ярусов. Нижние откосы составлены колоннами, к которым в верхнем ярусе добавляются статуи святых. Между дверей находится столб с сидящим Христом, над которым размещено подобие аканфа и пальметок. Соседние консоли изваяны в виде агнцев, чьи головы не менее крупны, чем у самого Христа.
Внутри (Иллюстрация 13) «центральные полуколонны несут на себе поперечные арки, а плоские полупилоны по бокам поддерживают диагональные ребра свода. Капители облегчают искусный переход от прямоугольного края столбов к диагонально расположенным нервюрам» [5,200-201]. Это описание Б. Кляйна необходимо дополнить упоминанием трифория, который отделен горизонталями, пересекающими опоры.
Главная достопримечательность интерьера — это гробница (кенотаф) Св. Винсента (Иллюстрация 14). Не только киворий, но сама она — настоящее архитектурное сооружение, стилистически, по крайней мере, в украшениях, содержащее больше мотивов мудехара, нежели романики. Тем не менее в ярко раскрашенных рельефах можно увидеть типичное для романского искусства сочетание крайней условности с натуралистическими деталями, особенно в сценах надругательств и истязаний (Иллюстрация 15). Но подробное рассмотрение этого шедевра заняло бы слишком много места.
Второй выдающейся романской церковью Авилы является Сан-Пед-ро. Сколько-нибудь точной даты постройки она не имеет, совпадая, однако, по объемно-планировочной схеме с основной частью Сан-Висен-те — тоже три нефа с тремя апсидами, трансепт и симборио. Но она несколько укорочена и, что существеннее, ее северо-восточный угол занимает четырехгранная башня, состыкованная с трансептом и боковой апсидой (Иллюстрация 16). Подобное нам уже встречалось в местном храме Сан-Николас, но у Сан-Педро башня с полуцилиндром внутренней лестницы и пролетами наверху выполняет функции колокольни.
Восточный фасад обнаруживает сходство с Сан-Висенте в отношении разбивки и членящих элементов (колонны, пояса). Только его массы приземистее, поэтому апсиды сделаны без нижних окошек. В убранстве можно отметить такие нюансы, как ввод в дополнение к четырехле-пестковым розеткам (правда, преобладающим) — восьмилепестковых
Иллюстрация 12. Авила. Сан-Висенте. Деталь южного портала. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г.
Иллюстрация 13. Авила. Сан-Висенте. Своды. Фото А. Ю. Каптикова. 2017 г.
Иллюстрация 14. Авила. Сан-Висенте. Интерьер. Гробница Св. Винсента. Фото А. Ю. Каптикова. 2017 г.
Иллюстрация 15. Авила. Сан-Висенте. Интерьер. Гробница Св. Винсента. Фрагмент. Фото А. Ю. Каптикова. 2017 г.
Иллюстрация 16. Авила. Сан-Педро. План (экспонируется в церкви)
Иллюстрация 17. Авила. Сан-Педро. Западный фасад. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г.
Иллюстрация 18. Авила. Сан-Педро. Деталь западного фасада. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г.
Иллюстрация 19. Авила. Сан-Педро. Своды. Фото А. Ю. Каптикова. 2017 г.
Иллюстрация 20. Авила. Сан-Сальвадор. Апсида. Фото А. Ю. Каптикова. 2012 г.
либо деталей, которые по характеру выполнения (врезаны по контуру) и абрису, в сущности, перестают быть розетками. Оба продольных фасада примечательны только порталами. Северный11 фасад лишен фигурных изображений, зато выделяется крупным «зигзагоромбическим» заполнением в глубину архивольта. На плохо сохранившемся южном фасаде колонкам, похоже, предпочли зооморфные консоли.
Главный, западный, фасад (Иллюстрация 17) не интересен, так как его портал утратил все резные украшения. Но выше между контрфорсами он прорезан огромным окном-колесом, которое заключено в арку типа портальной. На консолях между «спицами» угадываются изображения животных, тогда как на обрамлениях самого колеса и несколько в стороне помещены человеческие фигурки, головы (портреты?) и маски (Иллюстрация 18). Сами «спицы», расходящиеся от сердцевины, вместе с консолями упираются в стрельчатые арочки, что выдает приближение готики.
Конструктивная система интерьера — опоры, нервюрные своды (Иллюстрация 19), перекрытия симборио с угловыми тромпами — в общем, знакомы по Сан-Висенте. Но нет трифория, а консоли пяти диагональных нервюр «разомкнуты» с капителью колонны на пилоне. Форма консолей упрощена, и у них, как и на «перехватах» устоев, отсутствует резьба.
Обзор романских храмов Авилы неполон без описания начальной стадии строительства собора Сан-Сальвадор. Она пришлась на период от закладки упомянутым Фурчелом в 1170 г. до завершения в 1192 г. хора, для которого по приказу Аль-фонсо VIII был сломан участок городской стены. На этом месте образовался могучий алтарный выступ12 с двухъярусной площадкой наверху и зубцами (Иллюстрация 20). При его полном зрительном единстве с укреплениями хрупкие по романским меркам колонки-членения вносят долю масштабности. Явившийся в итоге, если учесть конструкцию и целый ряд деталей оформления, творением готики, собор Авилы по духу остался романским, о чем говорит его передний фасад.
11 Явно подвергался реставрации.
12 По мнению Е. И. Кириченко, «собор, включенный в линию городских стен в наиболее уязвимом месте, выполняет роль донжона» [2,247].
Заключение
Степень своеобразия храмов Авилы может быть установлена только путем сопоставления с современными им памятниками других испанских городов и областей, в первую очередь, недалекой от Авилы Сеговии и считающейся «самой романской» во всей Испании Саморы.
По конструктивной части Сан-Висенте и Сан-Педро в Авиле своими крестовыми сводами, похоже, опередили всю Испанию. В Саморе крестовый свод, но без нервюр, есть только в церкви Сантьяго. Вместе с тем ряд авильских храмов удерживались деревянными покрытиями, роднящими их со многими храмами Саморы.
В объемно-планировочных построениях приходится отметить отсутствие в Авиле апсид прямоугольной формы, довольно обычных в Саморе, а также галерей, составляющих, как признано, характерную черту сеговийских церквей13. Правда, у последних встречается сочетание трех апсид с трансептом и симборио, обработка алтарных полукружий колонками и форма окон центрального из них, схожие с Сан-Висенте и Сан-Педро. Всем этим Сан-Милиан в Сеговии, пожалуй, ближе к обоим храмам Авилы, нежели известный паломнический храм во Фромисте, у которого легче пропорции и симборио, как и апсиды, вытянутые вверх.
Если взять постановку башни не спереди, а в восточной части храма (Сан-Николас в Авиле), то и в Сеговии у Сан-Эстебан, Сан-Андреа, Сан-Хуан-де-лас-Кабальерос она возвышается там же, но с другой стороны. И, что особенно важно, не на месте апсиды14. Тем самым прямого аналога замены северной апсиды башней не обнаруживается.
Создание на главном фасаде храма окна-колеса в Испании впервые произошло, вероятно, при строительстве старейшей части собора в Пласенсии (Эстремадура), т.е. до авильской церкви Сан-Педро. Однако в ней происходит дальнейшее развитие приема и возникает одно из эффектнейших такого рода
13 Галерея Сан-Висенте, как уже говорилось, представляет собой несколько более позднее добавление. Размерами пролетов и обработкой опор она сильно отличается от галерей Сеговии, часто полузакрытых (Сан-Милиан, Сан-Мигель).
14 Известен еще целый ряд примеров расположения башни перед апсидой: Ла Антигуа в г. Бе-хар (провинция Саламанка), Нейла, Риокавадо, Эспиноса-де-Сервера (провинция Бургос), Сан-Эстебан-де-Гормас (провинция Сория).
окон во всей испанской романике15. Фасад Сан-Педро можно сравнить с церковью Санто-Доминго в Сории, хотя в ней он «раздался» в ширину и, вместо контрфорсов и глади стен, украшен двухъярусной аркатурой. Круглое окно здесь правильнее считать розой.
Беря для сравнения декор, в то время концентрировавшийся по преимуществу на порталах, замечаем следующее. Популярный в Авиле мотив розеток присутствует и в Сеговии у Сан-Милиан, где налицо и четырех-, и восьмилепестковые цветки. Обильны розетки и на портальных архивольтах некоторых церквей Саморы. Подчас они превосходят авильские своей сочностью, к тому же вписываясь не только в медальончики, но и в квадратики (Сан-Хуан). Ни один портал Авилы «не дотягивает» до пышности портала храма де-ла-Магдалена в Саморе, на котором выделяются пальметки, которые в Авиле встречаются лишь однажды и в худшем исполнении (западный портал Сан-Висенте)16.
Сан-Мартин в Авиле — единственное сооружение в этом городе, связанное с «мосарабской» ветвью романского стиля в Испании. Это удивительно, учитывая соседство фактически целиком принадлежащего данному направлению Арева-ло. Но все же церковь выделяется резким контрастом измельченных кирпичных деталей (верх башни) и «брутальной» каменной кладки (все остальное).
Отдельно остановимся на проблеме международных связей Авилы. Ибо Сан-Висенте, например, определяется Е. И. Кириченко как «зрелый образец бургундской школы» [4, 150]. Бургундия, откуда были и заказчики памятника, действительно в XI-XII вв. «стала центром западноевропейского монашества и средоточием материальной и духовной культуры того времени», а ее школа зодчества «наиболее творческой и прогрессивной» [2,109,125]. Однако памятники Авилы, находившейся все же в стороне от оживленнейшей «дороги Св. Иакова» в знаменитый на весь католический мир Сантьяго-де-Компостелла, лишены важнейшей черты паломнических, да и многих монастырских церквей
15 Ему, бесспорно, уступает подобное окно на фасаде храма в Мейре (провинция Луго).
16 Продолжая сравнение портальных элементов Саморы и Авилы, нужно упомянуть бруски-цилиндры, из которых в первой сложены архивольты на соборе и церкви Сан-Ильдефонсо, а во второй — храмов Санта-Мария-де-ла-Анти-гуа и Сан-Николас.
того времени, а именно обхода-деамбулатория с венком капелл. В этом легко убедиться, сопоставляя планы Сан-Висенте или Сан-Педро и любой из них. В частности, той, где, по мнению Г. А. Саркисиана, «все основополагающие признаки французской романики оказались отчетливо выраженными» [2,118] — Сен-Этьенн в Невере (1063-1097). У нее есть алтарный обвод, к которому примыкают три капеллы, дополненные еще двумя у рукавов трансепта. Близок к авильским храмам только собор в Отэне (освящен в ИЗО г.).
Е. И. Кириченко, не вполне правомерно относясь к романским храмам Испании как к «таким обычным в бенедиктинской практике», признает, что испанские строители «сделали логический вывод из особенностей конструкций церквей с почти равной высотой нефов», принимая более отвечающую местным климатическим условиям плоскую крышу, что придает «своеобразие и резкость силуэта, которые достигались сопоставлением простых по форме и резко очерченных объемов» [2, 252]. Все процитированное относится не только к Сан-Висенте, но к большинству других памятников Авилы.
Беря Авилу в целом, приходится признать, что региональные особенности в ее храмах не выражены столь отчетливо, как в Сеговии и, тем паче, в Саморе. Тем не менее некоторые вышеотмеченные новаторские конструктивные и композиционные приемы, равно как устойчивость ряда декоративных мотивов, позволяют, хотя и с оговорками, усматривать здесь признаки особой школы романской архитектуры Испании.
Список использованной литературы
1 Волков А. Код средневековья. М. : Вече, 2013.448 с.
2 Всеобщая история архитектуры : в 12 т. Л. ; М. : Стройиздат, 1966. Т. 4. 694 с.
3 Всеобщая история искусств : в 6 т. М. : Искусство, 1960. Т. 1. Кн. 1. 508+LXXVI с.
4 Искусство стран и народов мира : энциклопедия : в 5 т. М. : Изобразит, иск-во, 1965. Т. 2. 556 с.
5 Романское искусство: Архитектура. Скульптура. Живопись. Köln : Konemann, 2001.484 с.
6 Herbosa V. El románico en Avila. [Leon] : Lancia, s. a. 78 p.
7 Каптиков A. Ю. Об одном из направлений романского стиля в архитектуре Испании // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2016. № 1. С. 39-39.
8 Эрреро Сане М.-Х. Вся Сеговия [Segovia]: Escudo De Oro, [s.a.]. 96 с.
9 Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись. Кельн, 2004. 520 с.
10 Saiz J. El. gotico rurar en Castilla y Leon. [Madrid], 2007. 142 p.
Spisok ispol'zovannoj literatury
1 Volkov A. Kod srednevekov'ya. M.: Veche, 2013.448 s.
2 Vseobshchaya istoriya arhitektury: v 12 t. L.; M.: Strojizdat, 1966. T. 4. 694 s.
3 Vseobshchaya istoriya iskusstv: v 61. M.: Iskusstvo, 1960. T. 1. Kn. 1. 508+LXXVI s.
4 Iskusstvo stran i narodov mira: Ehnciklopediya v 51. M.: Izobrazit. Isk-vo, 1965. T. 2. 556 s.
5 Romanskoe iskusstvo: Arhitektura. Skul'ptura. ZHivopis'. Köln: Konemann, 2001. 484 s.
6 Herbosa V. El románico en Avila. [Leon]: Lancia, s. a. 78 p.
7 Kaptikov A. YU. Ob odnom iz napravlenij romanskogo stilya v arhitekture Ispanii // Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. 2016. № 1. S. 39-39.
8 Errero Sans M.-H. Vsya Segoviya [Segovia]: Escudo De Oro, [s.a.]. 96 s.
9 Gotika: Arhitektura. Skul'ptura. ZHivopis'. Kel'n, 2004. 520 s.
10 Saiz J. El. gotico rurar en Castilla y Leon. [Madrid], 2007. 142 p.