Научная статья на тему 'ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ТЕСТИРОВАНИИ ВОДИТЕЛЕЙ ПРИ ЗАМЕНЕ ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ ПО ИСТЕЧЕНИИ 10 ЛЕТ С ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ'

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ТЕСТИРОВАНИИ ВОДИТЕЛЕЙ ПРИ ЗАМЕНЕ ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ ПО ИСТЕЧЕНИИ 10 ЛЕТ С ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / допуск к управлению транспортным средством / замена водительского удостоверения / изменения в правила дорожного движения / возрастные изменения водителя / психофизиологические особенности / обязательное тестирование / road safety / admission to driving a vehicle / replacement of a driver's license / changes to the rules of the road / age changes of the driver / psychophysiological features / mandatory testing

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зейналов Фазил Назим Оглы

В статье рассматривается проблема допуска водителей к участию в дорожном движении в порядке замены водительского удостоверения по истечении 10 лет с его получения. Автор приходит к выводу, что в течение этого времени боль-шинство водителей не обращается к Правилам дорожного движения РФ и билетам, раз-работанным на их основе, не отслеживают изменения в них. Возрастные изменения, влекущие трансформацию психофизиологии человека, не учитываются при замене во-дительского удостоверения. В работе аргументируется необходимость тестирования по положениям действующих Правил дорожного движения водителей, обратившихся за заменой водительского удостоверения, а также по вопросам, позволяющим опреде-лить степень концентрации внимания водителя, ёмкость памяти, длительность хране-ния информации, ее помехоустойчивость, скорость и точность реакции, устойчивость к изменению обстановки. Предложен подход по корректировке правил замены водите-лями водительского удостоверения по истечении 10 лет с его получения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MANDATORY TESTING OF DRIVERS WHEN REPLACING A DRIVER'S LICENSE AFTER 10 YEARS FROM ITS RECEIPT

The article deals with the problem of allowing drivers to participate in road traffic in order to replace a driver's license after 10 years from its receipt. The author comes to the conclusion that during this time, most drivers do not refer to the Traffic Rules of the Russian Federation and tickets developed on their basis, do not track changes in them. Age-related changes entailing the transformation of human psychophysiology are not taken into account when replacing a driver's license. The paper argues the need for testing according to the provisions of the current Traffic Rules of drivers who have applied for a driver's license replacement, as well as on issues that allow determining the degree of concentration of the driver's attention, memory capacity, duration of information storage, its noise immunity, speed and accuracy of reaction, resistance to changes in the situation. An approach is pro-posed to adjust the rules for replacing drivers with a driver's license after 10 years from its receipt

Текст научной работы на тему «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ТЕСТИРОВАНИИ ВОДИТЕЛЕЙ ПРИ ЗАМЕНЕ ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ ПО ИСТЕЧЕНИИ 10 ЛЕТ С ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ»

Научная статья УДК 351.74

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ТЕСТИРОВАНИИ ВОДИТЕЛЕЙ ПРИ ЗАМЕНЕ ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ ПО ИСТЕЧЕНИИ

10 ЛЕТ С ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ

Зейналов Фазил Назим оглы

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орёл,

Россия

[email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблема допуска водителей к участию в дорожном движении в порядке замены водительского удостоверения по истечении 10 лет с его получения. Автор приходит к выводу, что в течение этого времени большинство водителей не обращается к Правилам дорожного движения РФ и билетам, разработанным на их основе, не отслеживают изменения в них. Возрастные изменения, влекущие трансформацию психофизиологии человека, не учитываются при замене водительского удостоверения. В работе аргументируется необходимость тестирования по положениям действующих Правил дорожного движения водителей, обратившихся за заменой водительского удостоверения, а также по вопросам, позволяющим определить степень концентрации внимания водителя, ёмкость памяти, длительность хранения информации, ее помехоустойчивость, скорость и точность реакции, устойчивость к изменению обстановки. Предложен подход по корректировке правил замены водителями водительского удостоверения по истечении 10 лет с его получения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, допуск к управлению транспортным средством, замена водительского удостоверения, изменения в правила дорожного движения, возрастные изменения водителя, психофизиологические особенности, обязательное тестирование.

Для цитирования: Зейналов Ф.Н. Об обязательном тестировании водителей при замене водительского удостоверения по истечении 10 лет с его получения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 1(94). С. 67-75.

ABOUT MANDATORY TESTING OF DRIVERS WHEN REPLACING A DRIVER'S LICENSE AFTER 10 YEARS FROM ITS RECEIPT

Fazil N. Zeynalov

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia

[email protected]

Abstract. The article deals with the problem of allowing drivers to participate in road traffic in order to replace a driver's license after 10 years from its receipt. The author comes to the conclusion that during this time, most drivers do not refer to the Traffic Rules of the Russian Federation and tickets developed on their basis, do not track changes in them. Age-related changes entailing the transformation of human psychophysiology are not taken into account when replacing a driver's license. The paper argues the need for testing according to

the provisions of the current Traffic Rules of drivers who have applied for a driver's license replacement, as well as on issues that allow determining the degree of concentration of the driver's attention, memory capacity, duration of information storage, its noise immunity, speed and accuracy of reaction, resistance to changes in the situation. An approach is proposed to adjust the rules for replacing drivers with a driver's license after 10 years from its receipt.

Keywords: road safety, admission to driving a vehicle, replacement of a driver's license, changes to the rules of the road, age changes of the driver, psychophysiological features, mandatory testing.

For citation: Zeynalov F.N. About mandatory testing of drivers when replacing a driver's license after 10 years from its receipt // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2023. No. 1(94). Р. 67-75.

Государственная политика Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (далее - ОБДД) одним из важнейших направлений развития общественных отношений на среднесрочный период определяет совершенствование организационно-правовых основ, регламентирующих допуск водителей и транспортных средств (далее - ТС) к участию в дорожном движении.

В соответствии с прогнозами Всемирной организации здравоохранения Организации Объединённых Наций к концу третьего десятилетия XXI века травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) будет четвертой по значимости причиной сокращения здоровых лет жизни в государствах, имеющих переходную или развивающуюся экономику. Это же значение в период с 2015 по 2030 год будет главной причиной утраты здоровых лет жизни среди детей в возрасте от 5 до 14 лет, если не будут предприняты неотложные меры по их предупреждению1.

В своих выступлениях руководство Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - Госавтоинспекция) МВД России одной из причин ДТП, происходящих по вине начинающих водителей, неоднократно называли их слабую теоретическую и практическую подготовку [1, с. 42].

Как свидетельствуют результаты проводимых международных и отечественных исследований причин и условий происхождения ДТП, их количество, тяжесть последствий прямо зависят от качества подготовки водителей, а также оценки знаний, умений и навыков кандидатов в водители при приёме квалификационных экзаменов на получение права управления ТС [2, с. 252].

Предполагается, проблемы подготовки водителей, допуска их к участию в дорожном движении должны решаться сообща всеми субъектами, действующими в интересах ОБДД. Ретроспективный анализ вопроса подготовки водителей и их допуска к управлению ТС свидетельствует о том, что органы государственной власти всегда стремились к упорядочению данного процесса [3, с. 372].

Научное сообщество, занимающееся исследованием проблем ОБДД, и специалисты в обозначенной области общественных отношений считают, что причина недостаточного качества подготовки водителей, а также оценки знаний, умений и навыков кандидатов в водители при приёме квалификационных экзаменов на получение права управления ТС кроется в том числе в несоответствии уровня организации процесса

1 Безопасность на дорогах: объединить силы для спасения жизни людей: Материалы Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения (Москва, 2009) // [Электронный ресурс]. www.road-safety-conf.net. (дата обращения: 12.12.2022).

подготовки будущих участников дорожных отношений требованиям особого характера этих взаимоотношений [4, с. 249].

В настоящее время в целях комплексного решения указанной проблемы в области ОБДД, повышения качества подготовки водителей органами власти принимаются фундаментальные, стратегические нормативные и правовые документы [5, с. 2]. Однако статистика, правоприменительная и судебная практика свидетельствуют о том, что ОБДД на дорогах Российской Федерации в настоящее время все ещё далеко от совершенства, несмотря на предпринимаемые меры со стороны государства [6, с. 3].

Исходя из сказанного выше, полагаем, что приоритетным направлением объединённой работы Госавтоинспекции, организаций, занимающихся профессиональной подготовкой водителей и специалистов в сфере безопасности дорожного движения (далее - БДД), должна стать модернизация нормативной правовой базы, образовательного процесса, а также порядка подготовки кадрового потенциала, задействованного в данном направлении.

Умение управлять ТС безопасно, грамотно и своевременно оценить обстановку на автомобильной дороге, предвидеть возникновение опасной дорожной ситуации являются краеугольными и наиважнейшими показателями качества подготовки водителя, на которые должны быть нацелены образовательные организации, занимающиеся профессиональной подготовкой водителей автомототранспортных средств.

Общественные отношения в обозначенной сфере, вне всяких сомнений, должны быть охвачены безусловным контролем со стороны Госавтоинспекции, что позволит в конечном итоге выстроить чёткую и прозрачную систему подготовки водителей ТС и, главное, добиться при этом максимально возможного сокращения аварийности на дорогах страны.

С середины 2018 года в общественных отношениях в сфере БДД активно обсуждается предложение Союза Автошкол России о необходимости пересдачи водителями ТС теоретического экзамена на знание положений Правил дорожного движения1

(далее - ПДД) при замене водительского удостоверения по истечении 10 лет с его получе-

2

ния .

Эта идея получила неоднозначный отклик у субъектов указанных общественных отношений, однако стоит согласиться с авторами идеи в том, что продолжающаяся административная реформа ежегодно вносит в ПДД новые положения и меняет редакцию норм, которыми участники дорожного движения постоянно должны руководствоваться.

К сожалению, в обязанности водителю не вменяется поддержание знаний Правил в актуальном состоянии, что влечёт недопонимание, незнание обновлённых положений подзаконного акта и, как следствие, создание аварийных ситуаций на дороге.

Большинство автомобилистов в последний раз обращались к ПДД и билетам по ним в автошколе, что приводит к негативным последствиям в контексте БДД и достижения целей Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации 2018-2024 года и Федерального проекта «Безопасность дорожного движения».

Если проанализировать несколько последних лет на предмет внесения изменений в ПДД Российской Федерации, то мы обнаружим, что их было более 18:

2015 год - проведена реформа правил остановки и стоянки3;

1 О правилах дорожного движения [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Предложения Союза Автошкол России [Электронный ресурс]: URL: https://www.ibc.ru/society/24/01/2018/5a67fc309a7947cf45c3a3a6?from=main (дата обращения: 12.12.2022).

3 О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 2 апреля 2015 г. № 315. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2016 год - основное изменение - появление в ПДД Российской Федерации понятия «опасное вождение»1;

2017 год - глобальное значение имела новация введения нового порядка пересечения перекрёстка с круговым движением и изменения правил перевозки детей. Помимо этого, для водителей ТС, имеющих стаж управления автомобилем меньше 2-х лет, был введён запрет на буксирование прицепов и автомобилей, а также на перевозку пассажиров на мотоцикле и мопеде2.

2018 год - законодатель закрепил в Правилах термин «велосипедная зона», им также был определен порядок движения в велосипедной зоне и порядок ее обозначения посредством горизонтальной дорожной разметки и дорожных знаков. В рамках либерализации законодательства водителям ТС было разрешено при проверке сотрудником Госавтоинспекции МВД России документов в рамках п. 2.1.1. ПДД предъявлять оформленный (дистанционно) в электронном виде (распечатанный самостоятельно на обычном листе бумаги) полис обязательного страхования авто-гражданской ответственности (ОСАГО). Также претерпели изменения обязанности водителей при совершении ДТП3.

Заслуживающим внимания водителей стало также внесение изменений в п. 12.4 ПДД Российской Федерации относительно перечня мест, где было введено запрещение остановки и стоянки.

Законодателем также была скорректирована редакция п. 13.2 ПДД, который определяет порядок проезда перекрёстков, границы которых стали обозначаться жёлтой разметкой 1.26 «вафельница» и предупреждающим о ней знаком 1.35.

Значительным с точки зрения обеспечения безопасности участников дорожного движения в условиях ограниченной видимости и в ночное время стало введение обязанности для водителей в случае вынужденной остановки или ДТП вне населённых пунктов в тёмное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине надевать куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала.

2020 год - существенным изменениям подверглись положения Правил об учебной езде. Они в большей степени представляли важность для автошкол, их учащихся и обучающих. К примеру, с начала указанного года учебную езду разрешили на автома-

4

гистралях .

2021 год - введение обновлённого дорожного знака «Фотовидеофиксация», который стал применяться самостоятельно, без уточнения конкретного расстояния до начала контроля5;

1 О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 21 января 2016 г. № 23. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 28 июня 2017 г. № 761. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 4 декабря 2018 г. № 1478. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 21 декабря 2020 г. № 2200. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 О внесении изменений в приложение 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2441. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2022 год - внесены изменения в ПДД Российской Федерации, основная часть которых касается статуса электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Отдельно прописано движение электросамокатов по тротуарам. Введена синяя горизонтальная разметка, обозначающая, что зона парковки используется на платной основе. Введены знаки 8.26 «Зарядка электромобилей», 3.34 «Движение автобусов запрещено», 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено»1.

В настоящее время, в соответствии с п. 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» , при истечении 10-летнего срока действия водительского удостоверения выдача российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного производится без сдачи экзаменов. Условие, по большому счёту, одно - отсутствие медицинских противопоказаний, подтверждённое соответствующей справкой3, в том числе от нарколога и психиатра.

Полагаем, в указанный выше пункт правил проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений следовало бы внести изменения, которые позволили бы уйти от автоматической замены водительского удостоверения, сопроводив процедуру сдачей теоретического экзамена на знание ПДД Российской Федерации.

Считаем, что водитель, управляющий ТС 10 лет и должным образом следящий за изменениями в ПДД, сможет без труда сдать теоретический экзамен на знание их положений. А, в свою очередь, для тех, кто не имеет опыта управления ТС и фактически утратил такие навыки через 10 лет после получения водительского удостоверения, это станет барьером перед доступом к участию в дорожном движении. Думаем, это положительно скажется на ОБДД.

Кроме того, в обществе существует определённый процент людей, которые вообще в силу психофизиологических и иных особенностей, в принципе, не могут и не должны управлять ТС.

Статистика свидетельствует о том, что большой процент ДТП наблюдается на автомобильных дорогах, где водитель чувствует наибольшее нервно-психическое напряжение. Вне всяких сомнений, безошибочность действий, которые водитель предпринимает за рулём, коррелирует с такой психофизиологической закономерностью, как достижение результата, поставленной цели, в зависимости от психического напряжения, которое испытывает человек. В соответствии с этим правилом существует определенное значение, не превышая которое водитель будет выполнять свою задачу с большим коэффициентом полезного действия. Выход за пределы такого значения, как,

1 О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 24 октября 2022 г. № 1888. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О допуске к управлению транспортными средствами [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

3 Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также о признании утратившими силу отдельных приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Министерства здравоохранения Рос. Федерации от 24 ноября 2021 г. № 1092н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

впрочем, и его снижение, негативно будет сказываться на результатах деятельности, в нашем случае - управлении ТС.

В психофизиологических исследованиях критериями оценки влияния различных дорожных условий на водителя являются значения психофизиологических показателей, соответствующие оптимальному уровню эмоционального напряжения. Исходя из этого, определяется степень надёжности действий водителя. Для поддержания эмоциональной напряжённости водителя в оптимальных пределах необходимо постоянное поступление к нему некоторого объёма новой информации об условиях движения и окружающем пространстве. Существенную роль в обеспечении надёжности действий водителя играет его способность к приёму и переработке информации. Качество усвоения информации зависит главным образом от ее количества [7, с. 38].

Водитель, не знающий или не способный в сложной дорожной ситуации действовать разумно и безопасно, без сомнения, представляет опасность для себя и других участников дорожного движения. Полагаем, помимо теста на знание ПДД, следует ввести также специальный тест, позволяющий установить соответствие психофизиологических способностей водителя требованиям безопасного управления ТС.

За границей подобное тестирование получило широкое распространение в Германии. Там медицинско-психологическое обследование (MPU) является проверкой на пригодность к вождению автомобиля. Обычно оно назначается, если способности человека к вождению вызывают сомнения. При этом проверяются не только навыки управления автомобилем, но и личностные качества, а также психологическое состояние.

Медицинско-психологическое обследование назначается государственным органом, выдающим в Германии водительские удостоверения, - Führerscheinstelle, и проводится такими учреждениями, как TÜV и AVUS. Обследование носит добровольный характер, но если жителя Германии лишили водительского удостоверения, то его возвращают исключительно после успешного прохождения MPU-теста.

Сам MPU-тест состоит из трёх частей:

медицинской;

теста реакции - «Leistung Test»;

психологической.

Вся проверка занимает в общей сложности от 3-х до 4-х часов.

В рамках медицинского осмотра врач проверяет общее состояние здоровья и медицинскую историю, в том числе заболевания в семье. Если у водителя были обнаружены следы алкоголя или наркотических препаратов в крови, то в ходе обследования ему предстоит сдать анализы крови и мочи. Возможен анализ волос, так как волосы сохраняют следы алкоголя и наркотиков.

Во второй части обследования водителя проверяют на реакцию и внимание. Как правило, тест проводится на компьютере, а содержание теста зависит от причины обследования. Тестирование выглядит как компьютерная игра или симулятор вождения. Если гражданину сдать тест не удалось, то его способности проверяют при вождении реального автомобиля на безопасной площадке. В случае подтверждения отрицательного результата, тест можно пройти повторно только через 6 месяцев.

Заключительной частью обследования является собеседование, и занимает оно около часа. Психолог задаёт вопросы о жизни водителя. Если у тестируемого были обнаружены следы алкоголя или наркотических препаратов в крови, большинство вопросов будут на эту тему. Психологу важно понять, как алкоголь или наркотики влияют на жизнь проходящего проверку, а также планирует ли он изменить ситуацию в будущем. Он может также задать вопросы о родителях, образовании, профессии и финансовом

положении водителя. Весь разговор записывается, чтобы в случае спорных ситуаций можно было удостовериться в верности решения проверяющего. Иностранцам разрешается приглашать на собеседование с психологом переводчика. Его выбирает проводящая тестирование организация, а оплата услуг ложится на тестируемого.

Менее половины тестируемых проходят тест с первого раза. У 38 % подвергнутых проверке не получается её пройти даже после повторного тестирования.

В России такую проверку можно было бы проводить посредством ответов на вопросы, позволяющие определить такие психофизиологические свойства водителя, как: степень концентрации внимания, ёмкость памяти, длительность хранения информации, помехоустойчивость памяти, скорость и точность реакции, устойчивость к изменению обстановки.

Считаем такое тестирование необходимым, так как оно обеспечит возможность определения способности водителей к управлению отдельными категориями ТС - источников повышенной опасности, с учётом их возрастных и психологических изменений, и наоборот - установить потенциальную опасность управления испытуемыми такими ТС, как, к примеру, мотоцикл, автобус или грузовое ТС, перевозящее опасные грузы. Не секрет, что с возрастом психофизиологические особенности человека могут меняться: утрачивается скорость реакции, ослабляется внимание, падает стрессоустой-чивость и т. д. Исходя из этого, оправданы ограничения для управления пассажирским или скоростным транспортом.

Кроме того, такое тестирование позволит выяснить степень готовности водителя к выполнению им профессионально-важных задач при управлении ТС определенной категории и подкатегории. Указанная процедура могла бы быть полезной и в начале обучения кандидата в водители при изъявлении им желания обучаться по программе подготовки водителей какой-либо категории или подкатегории ТС [7, с. 39].

Учитывая результаты сдачи теоретического экзамена на знание ПДД Российской Федерации, а также результаты психофизиологического тестирования водителей, меняющих водительское удостоверение по истечении 10 лет, могло бы приниматься решение о допуске или недопуске к управлению ТС отдельных категорий или подкатегорий ввиду незнания обновлённых положений Правил или несоответствия психофизиологических качеств условиям БДД. Считаем, проведение психофизиологического тестирования на профессиональную пригодность водителей, меняющих водительское удостоверение по истечении 10 лет, в полной мере будет способствовать снижению риска возникновения аварийно-опасных ситуаций на автомобильных дорогах.

Вне всяких сомнений, предлагаемые нововведения могут привести к ряду проблем, которые необходимо будет разрешать:

внесение правок во второй раздел ПДД Российской Федерации, предусматривающий появление у водителей обязанности по отслеживанию и учету в дорожном движении изменений, приведенных в положениях указанного нормативного правового акта;

внесение изменений в правила проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 № 10971), предусматривающих тестирование по положениям актуальных на момент замены водительского удостоверения ПДД;

1 О допуске к управлению транспортными средствами (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») Постановление Правительства РФ [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

внесение правок в Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей ТС (кандидатов в водители ТС) (утв. приказом Министерства здравоохранения Рос. Федерации от 24 ноября 2021 № 1092н1), предусматривающих тестирование, собеседование на предмет выявления психофизиологических изменений у водителя, негативно влияющих на БДД;

разработка и утверждение отдельных билетов для проведения тестирования только по теоретическим положениям ПДД, исключая устройство и техническое обслуживание ТС, первую помощь и т. п.;

определение способа и порядка прохождения проверки теоретических знаний ПДД Российской Федерации (сотни тысяч водителей, заменяющих водительское удостоверение, создадут большие очереди в и без того загруженных экзаменационных подразделениях);

определение стороны, несущей расходы на оплату прохождения проверки теоретических знаний положений ПДД водителями.

1. Карагодин А.В., Крапивина Е.С. Место и роль регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД МВД России в системе ОВД, обеспечивающих безопасность дорожного движения // Международный журнал «Проблемы правоохранительной деятельности». 2014. №1. С. 41-44.

2. Губенков А.О. Становление и развитие института, наделённого административно-правовыми полномочиями по допуску водителей к участию в дорожном движении в России Административное право и административный процесс. 2015. № 1(51). С. 251-255.

3. Полякова С.В. К вопросу о подготовке водителей // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 17. С. 372.

4. Копытова С.М. О соответствии процесса обучения водителей автотранспортных средств необходимому уровню подготовки // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4(48). С. 248-254.

5. Амеличкин А.В. Актуальные проблемы подготовки водителей механических транспортных средств в Российской Федерации // Административное право и практика администрирования. 2019. № 1. С. 1-9.

6. Зейналов Ф.Н., Михалева И.С. О правовых коллизиях в положениях законодательства об организации допуска граждан к управлению транспортными средствами // Административное право и практика администрирования. 2021. № 2. С. 1-11.

7. Василенко В. А. Изучение надёжности работы водителя в России и за рубежом // Молодой учёный. 2013. № 3(50). С. 37-39.

1. Karagodin A.V., Krapivina E.S. Mesto i rol" registracionno-e'kzamenacionny'x podrazdelenij GIBDD MVD Rossii v sisteme OVD, obespechivayushhix bezopasnost" dorozhnogo dvizheniya // Mezhdunarodny"j zhurnal «Problemy" pravooxraniteFnoj deya-teFnosti». 2014. № 1. S. 41-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также о признании утратившими силу отдельных приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 24 ноября 2021 г. № 1092н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Gubenkov A.O. Stanovlenie i razvitie instituta, nadelyonnogo administra-tivno-pravovy'mi polnomochiyami po dopusku voditelej k uchastiyu v dorozhnom dvizhenii v Rossii Administrativnoe pravo i administrativny'j process. 2015. № 1(51). S. 251-255.

3. Polyakova S.V. K voprosu o podgotovke voditelej // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 17. S. 372.

4. Kopy'tova S.M. O sootvetstvii processa obucheniya voditelej avtotransportny'x sredstv neobxodimomu urovnyu podgotovki // Uchyony'e zapiski. E'lektronny'j nauchny'j zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 4(48). S. 248-254.

5. Amelichkin A.V. Aktual'ny'e problemy' podgotovki voditelej mexanicheskix transportny'x sredstv v Rossijskoj Federacii //Administrativnoe pravo i praktika administriro-vaniya. 2019. № 1. S. 1-9.

6. Zejnalov F.N., Mixaleva I.S. O pravovy'x kolliziyax v polozheniyax zakonodatel'stva ob organizacii dopuska grazhdan k upravleniyu transportny'mi sredstvami // Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2021. № 2. S. 1-11.

7. Vasilenko V. A. Izuchenie nadyozhnosti raboty' voditelya v Rossii i za rubezhom // Molodoj uchyony'j. 2013. № 3(50). S. 37-39.

Информация об авторе

Зейналов Фазил Назим оглы. Начальник кафедры организации деятельности ГИБДД. Кандидат юридических наук, доцент.

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орёл, ул. Игнатова, 2.

Information about the author

Fazil N. Zeynalov. Head of the Chair of Organization of State Traffic Police Activities. Candidate of Sciences (Law). Associate Professor.

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 302027, Russia, Orel, 2 Ignatov str.

Статья поступила в редакцию 12.12.2022; одобрена после рецензирования 30.01.2023; принята к публикации 14.02.2023.

The article was submitted december 12, 2022; approved after reviewing January 30, 2023; accepted to the writing of the article for publication february 14, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.