Научная статья на тему 'ОБ ОБМЕНЕ ОПЫТОМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ КРУПНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

ОБ ОБМЕНЕ ОПЫТОМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ КРУПНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ / AZERBAIJAN REPUBLIC / INTEGRATED APPROACH / INTERNATIONAL COOPERATION / PUBLIC SAFETY / PUBLIC ORDER PROTECTION / SPECIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дашдамиров Р.С.

На конкретных примерах работы государственных органов Азербайджанской Республики рассмотрена методика организации охраны общественного порядка и общественной безопасности в период проведения крупных международных общественно-политических, культурных и спортивных мероприятий. Выводы статьи обосновывают применение системного и комплексного подхода к обеспечению безопасности, а также необходимость международной поддержки и тесного сотрудничества с правоохранительными органами друже-ственных стран в ходе обеспечения безопасности массовых международных мероприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дашдамиров Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EXCHANGE OF EXPERIENCE IN ENSURING THE SAFETYOF MAJOR INTERNATIONAL EVENTS, INTERNATIONAL COMPETITIONSIN THE FIELD OF CULTURE AND SPORTS EVENTS

Using concrete examples of the work of the state bodies of the Republic of Azerbaijan, the article discusses the methodology of organizing the protection of public order and public security during major international socio-political, cultural and sporting events. The conclusions of the article substantiate the application of a systematic and integrated approach to security, as well as the need for international support and close cooperation with law enforcement agencies of friendly countries in the course of ensuring the security of mass international events.

Текст научной работы на тему «ОБ ОБМЕНЕ ОПЫТОМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ КРУПНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

УДК 323.28

Об обмене опытом по обеспечению безопасности крупных международных мероприятий, международных конкурсов в области культуры и спортивных мероприятий

ДАШДАМИРОВ РАСИМ САРЫ ОГЛЫ,

полномочный представитель Азербайджанской Республики при Антитеррористическом центре государств - участников СНГ (e-mail: rasim0704@mail.ru)

АННОТАЦИЯ

На конкретных примерах работы государственных органов Азербайджанской Республики рассмотрена методика организации охраны общественного порядка и общественной безопасности в период проведения крупных международных общественно-политических, культурных и спортивных мероприятий. Выводы статьи обосновывают применение системного и комплексного подхода к обеспечению безопасности, а также необходимость международной поддержки и тесного сотрудничества с правоохранительными органами дружественных стран в ходе обеспечения безопасности массовых международных мероприятий. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Азербайджанская Республика; комплексный подход международное сотрудничество; общественная безопасность; охрана общественного порядка; специальные службы.

On the exchange of experience in ensuring the safety of major international events, international competitions in the field of culture and sports events

DASHDAMIROV RASIM SARY OGLY,

Plenipotentiary Representative of the Republic of Azerbaijan to the Anti-Terrorist Center of the CIS member States (e-mail: rasim0704@mail.ru)

ANNOTATION

Using concrete examples of the work of the state bodies of the Republic of Azerbaijan, the article discusses the methodology of organizing the protection of public order and public security during major international socio-political, cultural and sporting events. The conclusions of the article substantiate the application of a systematic and integrated approach to security, as well as the need for international support and close cooperation with law enforcement agencies of friendly countries in the course of ensuring the security of mass international events.

KEYWORDS: Azerbaijan Republic; integrated approach; international cooperation; public safety; public order protection; special services.

На фоне сложной оперативной обстановки в мире, характеризующейся радикализацией религиозно-экстремистских движений, глобальным ростом угрозы терроризма, активизацией деятельности международной организованной преступности обеспечение безопасности массовых мероприятий сегодня является сложной задачей, требующей принятия комплекса организационных мер, координации усилий практически всех государственных структур и прежде всего правоохранительных органов, вовлечения большого количества сил и средств, специалистов различного профиля, а также использования международного опыта и более тесного взаимодействия органов безопасности дружественных государств.

Эта проблема сегодня касается практически многих стран, в том числе и Азербайджана, превратившегося за последние годы в одно из традиционных мест для проведения различных крупных международных мероприятий. Так, в течение последних десятилетий в Баку состоялись песенный конкурс «Евровидение» в мае 2012 г., XXIII ежегодный международный форум по межкультурному диалогу Кранс Монтана в июле 2012 г., Чемпионат мира по футболу среди девушек до 17 лет в октябре 2012 г., 48-е ежегодное заседание Совета Руководителей Азиатского Банка Развития в мае 2015 г., первые Европейские игры в июне 2015 г., Глобальный форум Альянса цивилизаций ООН в апреле 2016 г., «Гран-при Формула 1» в июне 2016 г., Всемирная шахматная олимпиада в сентябре 2016 г., IV международные Исламские игры солидарности 1222 мая 2017 г., а также ежегодные заседания Бакинского международного гуманитарного форума, мероприятия Международного Центра Низами Гянджеви, этапы гонки «Формула 1: Гран-при Азербайджан» и др.

Все вышеперечисленные мероприятия традиционно проводятся в условиях повышенных мер безопасности и охраны правопорядка,

поскольку террористические и преступные группировки рассматривают крупные международные мероприятия как «легкие мишени» из-за большого скопления людей и международного внимания.

В этих условиях основными задачами правоохранительных органов страны являются предупреждение и пресечение преступлений и нарушений общественного порядка и общественной безопасности, обеспечение охраны мест проведения мероприятия и его участников, а также недопущение ослабления безопасности территорий, где это мероприятие не проводится.

Приобретенный Азербайджаном за последние годы опыт показывает, что успех в деле обеспечения безопасности и охраны общественного порядка достигается благодаря разработке и реализации комплексного плана действий всех уполномоченных структур, распределения между ними функциональных обязанностей, четкой организации управления всеми силами правопорядка и повышению мер ответственности при выполнении ими служебных задач.

Указом Президента страны для координации деятельности всех структур, ответственных за подготовку и проведение мероприятия, создается постоянно действующий Организационный комитет. В него наряду с руководителями правоохранительных органов входят главы профильных министерств, а также члены исполнительных структур различных комитетов и ведомств.

Для обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности создается постоянно действующий Генеральный Штаб из числа уполномоченных представителей Службы Государственной Безопасности (СГБ), Службы Внешней Разведки (СВР), Министерства внутренних дел (МВД), Главного Управления Государственной Дорожной Полиции (ГУГДП), Специальной Службы государственной охраны

(ССГО), Государственной Пограничной Службы (ГПС), Государственной Службы Миграции (ГСМ) и Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

При самой СГБ создается Международный Штаб по мониторингу проблем безопасности, в работе которого наряду с местным персоналом принимают участие аккредитованные сотрудники партнерских спецслужб. Штаб СГБ работает в тесном взаимодействии с Генеральным Штабом по обеспечению безопасности мероприятия, между которыми в онлайн режиме осуществляется обмен информацией об общей ситуации на объектах проведения международного мероприятия и имевших место инцидентах.

В соответствии с утвержденным Организационным планом структурные подразделения СГБ во взаимодействии со всеми государственными структурами привлекаются к выполнению комплекса разведывательных, контрразведывательных и контртеррористических мер с целью выявления и пресечения возможных акций подрывного характера и иных противоправных действий, направленных на срыв мероприятия и дестабилизацию общественного порядка.

Усиление контрразведывательных и контртеррористических мер с использованием оперативно-технических средств осуществляется в местах проведения мероприятия, проживания и передвижения участников, гостиницах, объектах досуга и местах массового скопления людей, торговых центрах, общественных местах, транспорте, подземных переходах, мостах, узлах связи и иных средствах коммуникации, а также на станциях по обеспечению электроэнергией и других объектах жизнеобеспечения. С целью выявления и устранения недостатков в системе обеспечения безопасности и общественного порядка на указанных объектах в подготовительный период специальными подразделениями СГБ, МВД и МЧС

проводятся внеплановые учебные мероприятия под кодовым названием «условный противник».

Большое внимание уделяется также проверке по оперативным учетам лиц, прибывающих в страну в качестве участников мероприятия, туристов, гостей, а также привлеченных к организационным работам граждан из числа иностранцев, волонтеров, местных служащих и рабочих. Так, например, в период подготовки и проведения первых Европейских игр в июне 2015 г. проверочные мероприятия были проведены в отношении более 105 тыс. человек, обратившихся в получении аккредитации, а также 14 000 волонтеров, 12 500 наемных рабочих и служащих, 5700 водителей транспортных средств, а также самих 2200 членов Генерального Штаба Европейских игр по координации вопросов обеспечения безопасности и общественного порядка. В ходе проверочных мероприятий были выявлены и не допущены к Европейским играм более 1400 человек по причине имеющихся на них компрометирующих данных различного характера, таких как судимость, прохождение по делам оперативных разработок, подозрение в причастности к иностранным спецслужбам, нахождение на учете в наркодиспансере и др.

Наряду с этим особое внимание уделялось работе по оперативному наблюдению за лицами, проходящим по материалам СГБ АР, в числе которых подозреваемые в причастности к иностранным спецслужбам, участники международных террористических и религиозно-экстремистских организаций, члены преступных группировок, торговцы наркотиками, активисты радикальных политических движений, сепаратистских и националистических объединений, выпускники международных религиозных центров, нелегальные мигранты и др. Под особый контроль были взяты лица, подозреваемые в незаконном изготовлении оружия и взрывчатых веществ.

В ходе Европейских игр для обеспечения безопасности в местах проведения спортивных мероприятий, проживания и досуга атлетов, тренировочных центрах, международном информационном центре, а также объектах по оказанию этим местам коммунальных и коммуникационных услуг были организованы круглосуточные наряды из числа полиции, сотрудников и курсантов Академии СГБ, а также технических специалистов различного профиля.

Кроме того, особый режим безопасности при участии подразделений Министерства внутренних дел был установлен вокруг посольств и иных представительств зарубежных стран. Министерством по чрезвычайным ситуациям были предприняты меры по обеспечению и контролю над пожарной безопасностью объектов, задействованных для проведения мероприятия. Были усилены меры безопасности на режимных объектах, а также в местах складирования оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов. Также для недопущения возможного нарушения общественного порядка, провокаций дестабилизирующего характера и возникновения угроз безопасности в период международного мероприятия был введен запрет на проведение различного рода массовых акций, маршей и демонстраций.

На пунктах пограничного контроля, а также при входе на объекты международного мероприятия и на самих объектах с помощью специальных технических средств осуществлялся круглосуточный биометрический мониторинг с целью выявления лиц, проходящих по материалам СГБ и других правоохранительных органов страны, в том числе по информации, предоставленной спецслужбами дружественных стран. Над наиболее важными объектами проведения мероприятия при большом скоплении людей специальными беспилотными аппаратами и вертолетами гражданской авиации осуществлялся видеомониторинг с воздуха, данные которого поступали

в информационный центр Генерального Штаба по обеспечению безопасности и общественного правопорядка для обработки и принятия решений.

Особый режим безопасности был установлен на всех контрольно-пропускных пунктах, включая международные аэропорты в столице и регионах республики, железнодорожные станции, морской порт и пункты международных автомобильных перевозок. Все транспортные средства, грузы, а также пассажиры, въезжающие на территорию республики, подвергались тщательному таможенному и пограничному досмотру. Для этих целей на всех пограничных КПП были установлены специальные сканирующие установки и современные технические средства. Были предприняты меры по усилению береговой охраны с целью недопущения нелегального проникновения со стороны моря на территорию республики враждебных элементов.

В круглосуточном режиме осуществлялся мониторинг СМИ, информационных интернет-ресурсов, в том числе различных социальных сетей с целью выявления преступных намерений деструктивных сил по осуществлению возможных противоправных действий в период подготовки и проведения международного мероприятия. Анализ информационных порталов велся как по лицам, проходящим по материалам СГБ, так и в режиме свободного поиска. Наряду с этим готовились ежедневные информационно-аналитические обзоры о реакции, оценках и возможных обструкциях со стороны различных международных организаций и недружественных стран в отношении проведения в республике крупного международного мероприятия. Была организована работа по оказанию ему информационной поддержки как внутри страны, так и за рубежом. Для возможного служебного пользования и проведения среди населения просветительской работы на основе международного и национального

опыта было составлено и направлено в различные подразделения СГБ методическое интерактивное пособие «О признаках подготовки террористических актов и возможных противоправных действиях в период проведения крупных массовых мероприятий».

Традиционно активную поддержку национальным органам безопасности в период проведения крупных международных мероприятий оказывали специальные службы дружественных государств. Их своевременное информационное и профессиональное содействие способствовало оперативному выявлению, предупреждению и пресечению потенциальных угроз особенно в подготовительный период. Такая практика была успешно апробирована в период проведения Чемпионата мира по хоккею с шайбой в Минске в мае 2014 г., XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи в феврале

2014 г., Первых Европейских Игр в Баку в июне

2015 г., 42 Шахматной Олимпиады в Баку в сентябре 2016 г. и других спортивных и культурных событий. Благодаря скоординированной

Библиография

1. http://www.eurovision.tv/page/news?id= 51763&_t=eldar_nargiz_leyla_to_host_eurovision_ 2012 (дата обращения: 12.02.2022).

2. Конкурс песни Евровидение 2012 | Eurovision Video Contest вики | Fandom (дата обращения: 12.02.2022).

3. https://www.formula1.com/en/racing/2021/ Azerbaijan.html (дата обращения: 12.02.2022).

4. https://www.f1news.ru/Championship /2021/azerbaijan/friday-free.shtml (дата обращения: 12.02.2022).

и налаженной работе на канале партнерского сотрудничества, тесному взаимодействию в процессе обеспечения безопасности крупных международных мероприятий, обмену опытом удавалось своевременно и эффективно реагировать на планируемые противоправные действия деструктивных сил, предотвращать различного рода акции подрывного характера.

Таким образом, противодействие потенциальным угрозам и вызовам в период подготовки и проведения крупных международных мероприятий требует системного и комплексного подхода. При этом следует отметить, что без международной поддержки и тесного сотрудничества с правоохранительными органами дружественных стран добиться решения всех проблем безопасности силами одного государства практически невозможно. Только совместными усилиями, посредством координации деятельности и обмена опытом и информацией возможно добиться эффективных результатов в деле обеспечения безопасности крупных международных мероприятий.

5. https:// Чемпионат мира по хоккею 2014 Результаты Итоговое положение команд Награды Тренеры Pribalt.info (дата обращения: 12.02.2022).

6. Официальный сайт Службы Государственной Безопасности Республики Азербайджан. URL: https://dtx.gov.az (дата обращения: 12.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.