Научная статья на тему 'Об обеспеченности студенческого спорта объектами спортивной инфраструктуры'

Об обеспеченности студенческого спорта объектами спортивной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческий спорт / объекты спорта / образовательная организация высшего образования / student sports / sports facilities / educational organization of higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Александра Анатольевна, Еремина Екатерина Александровна

Представлены анализ нормативной и правовой базы обеспеченности объектами спортивной инфраструктуры образовательных организаций высшего образования, а также результаты проведения мониторинга обеспеченности образовательных организаций высшего образования объектами спорта за 2022–2023 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Александра Анатольевна, Еремина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the provision of student sports with sports infrastructure facilities

The analysis of normative and legal base of provision with objects of sports infrastructure of educational organizations of higher education is conducted. The results of monitoring the provision of educational organizations of higher education with sports infrastructure facilities for 2022–2023 are presented.

Текст научной работы на тему «Об обеспеченности студенческого спорта объектами спортивной инфраструктуры»

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 2. С. 155-164 Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 2, pp. 155-164

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-2-155-164, EDN: UWXYZA

Научная статья УДК 378:796.02

Об обеспеченности студенческого спорта объектами спортивной инфраструктуры

А. А. Зайцева12, Е. А. Еремина3^

Федеральный центр подготовки спортивного резерва, Россия, 105064, г. Москва, ул. Казакова, д. 18/8 калининградский государственный технический университет, Россия, 236022, г. Калининград, Советский проспект, д. 1 Национальный исследовательский университет ИТМО, Россия, 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49, лит. А

Зайцева Александра Анатольевна, кандидат педагогических наук, Начальник отдела развития студенческого спорта, 2старший преподаватель кафедры физической культуры, aa_zaytseva39@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6280-8094

Еремина Екатерина Александровна, заместитель директора аналитического центра физической культуры и спортивных технологий, eremeaa@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4503-1447

Аннотация. Представлены анализ нормативной и правовой базы обеспеченности объектами спортивной инфраструктуры образовательных организаций высшего образования, а также результаты проведения мониторинга обеспеченности образовательных организаций высшего образования объектами спорта за 2022-2023 гг.

Ключевые слова: студенческий спорт, объекты спорта, образовательная организация высшего образования Для цитирования: Зайцева А. А., Еремина Е. А. Об обеспеченности студенческого спорта объектами спортивной инфраструктуры // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 2. С. 155-164. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-2-155-164, EDN: UWXYZA

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

On the provision of student sports with sports infrastructure facilities

A. A. Zaytseva1'2, E. A. Eremina3 H

1 Federal Center of Preparation of a Sports Reserve, 18/8 Kazakova St., Moscow 105064, Russia 2Kaliningrad State Technical University, 1 Sovetsky prospect, Kaliningrad 236022, Russia 3ITMO University, 49 lit. A Kronverksky Ave., Saint Petersburg 197101, Russia

Alexandra A. Zaytseva, aa_zaytseva39@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6280-8094 Ekaterina A. Eremina, eremeaa@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4503-1447

Abstract. The analysis of normative and legal base of provision with objects of sports infrastructure of educational organizations of higher education is conducted. The results of monitoring the provision of educational organizations of higher education with sports infrastructure facilities for 2022-2023 are presented. Keywords: student sports, sports facilities, educational organization of higher education

For citation: Zaytseva A. A., Eremina E. A. On the provision of student sports with sports infrastructure facilities. Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 2, pp. 155-164 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-2-155-164, EDN: UWXYZA

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

Текущие приоритеты и тенденции развития студенческого спорта в Российской Федерации отражают значимость повышения обеспеченности образовательных организаций объектами спорта. Так, в соответствии с Концепцией развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г., одним из показателей для оценки эффективности ее реализации является доля образовательных организаций высшего образования, обеспеченных собственной (коллективной) материально-технической физкультурной, спортивной и оздоровительной инфраструктурой в общем количестве образовательных организаций высшего образования [1].

Межотраслевой программой развития студенческого спорта до 2024 г. устанавливается целевой показатель в 65% доли обучающихся образовательных организаций высшего образования (далее - ООВО), занимающихся физической культурой и спортом (далее - ФКиС) на объектах спорта ООВО, а также показатель в 90% ООВО, обеспеченных объектами спорта, в том числе для занятий ФКиС инвалидов и лиц с ограниченными возможностями [2].

Необходимым условием для достижения требуемых значений целевых показателей к 2024 г. является создание материально-технических условий для занятий физической культурой и спортом обучающимися в рамках учебной и внеучебной деятельности, а именно обеспечение ООВО объектами спорта, спортивными оборудованием и инвентарем, позволяющими создать условия для занятий 85% обучающихся. Однако, несмотря на приоритетность развития материально-технического обеспечения студенческого спорта, вопросы текущего состояния и развития спортивной инфраструктуры в ООВО редко рассматриваются в научном поле и затрагивают, прежде всего, отдельные аспекты развития спортивной инфраструктуры [3-7].

Целью настоящего исследования стало выявление существующих противоречий нормативно-правового регулирования обеспеченности ООВО объектами спорта, а также определение основных особенностей и тенденций развития спортивной инфраструктуры в системе студенческого спорта.

Результаты и их обсуждение

За период с 1993 по 2012 гг. законодательство в части обязательного наличия у образовательных организаций спортивных объектов претерпело значительные изменения. Так, в законе Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» от 27.04.1993 г. № 4868-1 устанавливалось правило, не допускающее строительство/реконструкцию образовательных учреждений без физкультурно-спортивной базы, ликвидацию таких физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания в пределах той же территории равноценных сооружений [8]. В 1999 г. положением Федерального закона от 29.04.1999 № 80-ФЗ г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматривалась реконструкция и строительство в образовательных учреждениях объектов спорта [9].

Однако в настоящий момент в Федеральном законе от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон о ФКиС) и в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) положения, регламентирующие вопросы обеспечения образовательных организаций объектами спорта, отсутствуют [10, 11].

Статьей 28 Закона о ФКиС устанавливаются составляющие организации физического воспитания обучающихся в образовательных организациях, включая создание условий, обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием для физкультурно-спортив-ной подготовки обучающихся [10], но при этом не учитывается необходимость обеспечения ООВО объектами спорта.

Также статьей 27 Закона об образовании устанавливается, что в компетенцию образовательной организации входит создание условий для занятий физической культурой и спортом обучающимися [11], однако конкретные требования к создаваемым условиям не отражены.

Необходимо отметить, что различные формы организованных занятий ФКиС (учебные занятия по ФКиС, спортивные секции по видам спорта как элективные занятия, физкультурные и спортивные мероприятия и др.) применяются в образовательных организациях в рамках учебной и воспитательной работы

с обучающимися и являются частью образовательной деятельности [10].

Согласно части 6 статьи 28 Закона об образовании, образовательная организация обязана обеспечивать соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, материально-техническое оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. При этом материально-техническое обеспечение учитывается при лицензировании образовательной деятельности [12].

Отсутствие нормативно-правового регулирования обеспеченности ООВО иПОО объектами спорта приводит к снижению качества организации занятий ФКиС обучающимися в рамках учебной и воспитательной работы. Так, практика реализации дисциплин (модулей) по ФКиС в ООВО является разнородной, и учебный процесс может осуществляться в различных формах, в том числе в форме самостоятельной работы обучающихся ввиду отсутствия необходимого материально-технического обеспечения образовательного процесса [5].

Помимо отсутствия в правовом поле положений, устанавливающих необходимость обеспечения ООВО спортивной инфраструктурой, в ходе анализа было выявлено и отсутствие конкретных критериев обеспеченности таких ООВО объектами спорта.

Что касается непосредственно осуществления образовательной деятельности, то ранее ряд критериев обеспеченности ООВО объектами спорта был включен в перечень показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливаемый Минобрнауки России [13]. Перечень включал в том числе показатель «материально-техническое и информационное обеспечение организации», а также показатель «наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся» [13], который предусматривал такие позиции оценивания, как наличие спортивного зала, оборудованной спортивной площадки (стадиона), бассейна и др. [14].

Однако действующие показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности ООВО и профессиональными образовательными организациями, устанавливаемые соответственно Минобрнауки России

[15] и Минпросвещения России [16], не включают показатели, связанные с материально-техническим обеспечением образовательной деятельности, в том числе наличием объектов спорта.

Учитывая вышеизложенное, по итогам анализа нормативно-правового поля в части вопросов, касающихся спортивной инфраструктуры ООВО, выявлено отсутствие положений, устанавливающих необходимость обеспечения ООВО объектами спорта, и непосредственно самих критериев обеспеченности ООВО объектами спорта.

В целях определения текущего уровня обеспеченности ООВО объектами спорта и возможностей создания такими организациями условий для занятий обучающимися ФКиС на имеющихся объектах спорта в 2022 г. проведен мониторинг состояния и развития спортивной инфраструктуры в ООВО (далее - Мониторинг). Всего в рамках проведения Мониторинга были получены ответы от 573 ООВО.

Мониторинг затрагивал вопросы состояния и развития спортивной инфраструктуры в ООВО в части:

- наличия объектов спорта, находящихся в собственности, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения ООВО;

- текущего состояния и необходимости проведения капитального ремонта объектов спорта в ООВО;

- информации об объектах спорта, арендуемых ООВО для организации учебной и внеучебной физкультурной и спортивной работы с обучающимися;

- информации об объектах спорта, находящихся на этапе строительства/запланированных к строительству до 2030 г.

1. Наличие объектов спорта в образовательных организациях высшего образования.

По результатам Мониторинга выявлено, что ООВО имеют в собственности, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения различные типы объектов спорта (рис. 1). Разнообразие объектов спорта обусловлено спецификой образовательных направлений, особенностями географического расположения образовательных организаций. Наиболее распространены (более 100 объектов спорта):

Рис. 1. Количество объектов спорта различных типов, находящихся в собственности, на праве оперативного управления,

хозяйственного ведения ООВО

Fig. 1. The number of sports facilities of various types owned, under the right of operational management, economic management

of universities

- спортивные залы (универсальные спортивные залы, спортивные залы по видам спорта);

- тренажерные залы;

- спортивные комплексы;

- уличные плоскостные сооружения (многофункциональные открытые площадки, площадки для игровых видов спорта);

- стадионы.

В меньшей степени распространены (менее 100 объектов спорта в ответивших ООВО) бассейны, лыжные базы и лыжероллерные трассы, стрелковые тиры, легкоатлетические манежи, залы адаптивной физической культуры и лечебной физической культуры, теннисные корты, хоккейные площадки. Также такие типы объектов спорта, как мотоклубы, гребные базы, скалодромы, конноспортивные базы фактически не представлены в образовательных организациях высшего образования.

Также выявлено, что обеспеченность объектами спорта головных образовательных организаций и их филиалов неоднородна.

Объекты спорта, находящиеся в собственности, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, чаще относятся к головным образовательным организациям, и в меньшей степени к их филиалам.

2. Текущее состояние спортивной инфраструктуры в ООВО и потребность в капитальном ремонте

По данным Мониторинга, средний возраст объектов спорта ООВО составляет 38 лет. Если говорить об ООВО различной ведомственной принадлежности, то наибольший средний возраст отмечается у спортивных объектов ООВО МИД России (64 года), ООВО Минкультуры России (51 год), ООВО Минсельхоза России (48 лет), ООВО Роспатента (46 лет). Наименьший средний возраст отмечается у объектов спорта в ООВО Минтранса России (15 лет).

При этом необходимость капитального ремонта спортивной инфраструктуры ООВО

отмечается для указанных в ответах, % объектов спорта ООВО:

- 100 - Роспатента;

- 50-МИД России;

- 49 - Минсельхоза России;

- 44 - Минобрнауки России;

- 40 - Минздрава России;

- 32 - Минтранса России;

- 26 - Минспорта России;

- 17 - Минцифры России и Минкультуры России.

- 16 - муниципального и регионального подчинения.

3. Аренда объектов спорта для занятий физической культурой и спортом обучающимися ООВО

Для решения учебных и внеучебных задач ООВО арендуют объекты спорта, и наиболее часто к аренде прибегают ООВО Ми-нобрнауки России, Минздрава России и Правительства Российской Федерации, а также частные ООВО (рис. 2). При этом наибольшие объемы финансирования аренды спортивной инфраструктуры отмечаются у ООВО, подведомственных Минздраву России, Минтрансу России, Минцифры России и Правительству Российской Федерации.

К наиболее часто арендуемым ООВО типам объектов спорта относятся спортивные залы, стадионы, плавательные бассейны, спортивные комплексы, легкоатлетические манежи, хоккейные площадки (рис. 3). Потребность в аренде указанных типов объектов спорта говорит о недостатке в ООВО спортивной инфраструктуры, необходимой для занятий наиболее популярными видами спорта среди обучающихся, к которым в том числе относятся волейбол, баскетбол, легкая атлетика, плавание [13].

4. Строительство и реконструкция объектов спорта в ООВО

В соответствии с данными Мониторинга, наибольшее количество ООВО, подведомственных Минобрнауки России, Минздраву России, Правительству Российской Федерации, строят объекты спортивной инфраструктуры или планируют их строительство до 2030 г. (рис. 4).

Всего ООВО различной ведомственной принадлежности запланировано к строительству до 2030 г. или находятся на этапе строительства 23 спортивных комплекса, 17 уличных плоскостных сооружений, 13 спортив-

Рис. 2. Количество ООВО различной ведомственной принадлежности, арендующих объекты спорта для организации

физкультурной и спортивной работы с обучающимися

Fig. 2. The number of educational institutions of higher education of various departmental affiliations renting sports facilities

for organizing physical education and sports work with students

Рис. 3. Количество объектов спорта различных типов, арендуемых ООВО для организации физкультурной и спортивной

работы с обучающимися

Fig. 3. The number of sports facilities of various types rented by educational institutions of higher education for the organization

of physical culture and sports work with students

Рис. 4. Количество объектов спорта в ООВО, находящихся на этапе строительства/запланированных к строительству

до 2030 г.

Fig. 4. The number of sports facilities in educational institutions of higher education that are under construction/planned

for construction until 2030

ных залов, 9 стадионов и 17 иных объектов спорта (рис. 5).

5. Использование спортивной инфраструктуры в ООВО для занятий отдельными видами спорта

Среди исследуемых объектов спорта наибольшее количество объектов (более 100 объектов) используется для занятий следующими

видами спорта: волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, бадминтон, бокс, армрестлинг, дартс, лыжные гонки, пауэрлифтинг, тяжелая атлетика, самбо, плавание, шахматы, а также для занятий фитнесом, общей физической подготовкой (рис. 6).

В отношении использования спортивной инфраструктуры в ООВО для занятия видами спорта, развиваемыми студенческими спортивными лигами, помимо вышеука-

23

Рис. 5. Объекты спорта, находящихся на этапе строительства/запланированных к строительству до 2030 г. в образовательных организациях высшего образования различной ведомственной принадлежности

Fig. 5. Sports facilities under construction/planned for construction until 2030 in educational institutions of higher education

of various departmental affiliations

Рис. 6. Виды спорта и физической активности, для развития которых используется наибольшее количество объектов

спорта (более 100 объектов)

Fig. 6. Sports and physical activity, for the development of which the largest number of sports facilities is used (more than 100)

занных видов спорта (волейбол, баскетбол, футбол, шахматы, бокс, самбо), в ООВО также используются для занятий хоккеем; танцевальным спортом и акробатическим рок-н-роллом; спортивной борьбой, спортивным туризмом, спортивным ориентированием, тхэквондо, водным поло, джиу-джитсу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

По результатам анализа нормативно-правовых основ обеспечения ООВО объектами спорта и мониторинга состояния и развития объектов спорта в ООВО различной ведомственной принадлежности, выявлены следующие проблемы:

- отсутствие в нормативно-правовом поле требований к обеспечению ООВО объектами спорта;

- отсутствие критериев обеспеченности ООВО объектами спорта и методик расчета потребности ООВО в объектах спорта для вовлечения обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом;

- высокий срок давности введения в эксплуатацию (более 25 лет) большинства объектов спорта в ООВО;

- высокая потребность в капитальном ремонте объектов спорта в ООВО различной ведомственной принадлежности;

- неоднородность обеспеченности объектами спорта головных ООВО и филиалов. Таким образом, выявленное противоречие в отсутствии в нормативно-правовом поле положений, регламентирующих обеспеченность образовательных организаций объектами спорта и необходимости достижения стратегических целей Российской Федерации по вовлечению разных категорий граждан в систематические занятия ФКиС, а также ряд проблем в текущем состоянии спортивной инфраструктуры в ООВО, позволяет определить проблему обеспеченности ООВО спортивной инфраструктурой надлежащего состояния как одну из приоритетных проблем, требующих комплексного межведомственного подхода к ее разрешению.

Список литературы

1. Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении концепции развития студенческого спорта Российской Федерации на период до 2025 года» от 21 ноября 2017 г. № 1007. URL: https://docs.cntd.ru/ document/555766975 (дата обращения: 09.03.2024).

2. Приказ Министерства спорта РФ, Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ «Об утверждении Межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2024 года» от 9 марта 2021 г. № 141/167/90. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/400336061 (дата обращения: 09.03.2024).

3. Власова Т. Н., Бондарь А. А. Анализ спортивной инфраструктуры вузов Министерства сельского хозяйства РФ // Развитие АПК на основе принципов рационального природопользования и применения конвергентных технологий: материалы Международной научно-практической конференции, проведенной в рамках Международного научно-практического форума, посвященного 75-летию образования Волгоградского государственного аграрного университета. Волгоград : Волгоградский государственный аграрный университет, 2019. С. 212-218. EDN: JJVBLY

4. Воробьева Д. С., Джафаров Р. Ш. Доступность спортивной инфраструктуры вузов для муниципальных образований // Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации и зарубежных странах: сборник материалов Всероссийской конференции с международным участием. М. : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. С. 564-569. EDN: OVFEDR

5. Зайцев А. А., Ольховский Р. М. Результаты мониторинга развития студенческого спорта в Российской Федерации // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 1. С. 35-41. https://doi.org/10. 18500/2782-4594-2023-2-1-35-41, EDN: DDKTDR

6. Мустафина А. А., Мухамедкаримова Л. Р. Роль и место спортивных объектов универсиадного движения в жизни регионов // Вопросы отраслевого управления. 2016. № 2 (11). С. 4-10. EDN: XCEUEL

7. Чепелева К. В. Разработка стратегических направлений эксплуатации спортивных объектов - наследия «Универсиады-2019» в г. Красноярске // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. Пенза : Наука и Просвещение, 2018. С. 217-222. EDN: YPZYJV

8. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» от 27 апреля 1993 г. № 4868-1. URL: https://docs.cntd.ru/document/9005412 (дата обращения: 09.03.2024).

9. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 22930/ (дата обращения: 09.03.2024).

10. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 73038/ (дата обращения: 09.03.2024).

11. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1. URL: https://docs.cntd.ru/ document/9003751/ (дата обращения: 09.03.2024).

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности». URL: https://www.consultant.

ru/document/cons_doc_LAW_363079/ (дата обращения: 09.03.2024).

13. Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». URL: https://docs.cntd.ru/ document/420240158 (дата обращения: 15.03.2024).

14. Методические рекомендации по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденные приказом Мин-обрнауки России от 15.09.2016 г. № АП-87/02 вн. URL: https://docs.cntd.ru/document/456021568 (дата обращения: 09.03.2024).

15. Приказ Минобрнауки России от 31.07.2020 г. № 860 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования». URL: https://docs.cntd.ru/document/565667130 (дата обращения: 09.03.2024).

16. Приказ Минпросвещения России от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/72131012/ (дата обращения: 09.03.2024).

References

1. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation "On Approval of the Concept for the Development of Student Sports in the Russian Federation for the period up to 2025", No. 1007 dated November 21, 2017. Available at: https://docs.cntd.ru/document/555766975?marker= 6560I0 (accessed March 09, 2024) (in Russian).

2. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation, the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the Ministry of Education of the Russian Federation "On Approval of the Intersectoral Program for the Development of University Sports until 2024", No. 141/167/90 dated March 9, 2021. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400336061/ (accessed March 09, 2024) (in Russian).

3. Vlasova T. N., Bondar A. A. Analysis of the sports infrastructure of the universities of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. In: Razvitie APK na osnove printsipov ratsionalnogo prirodopolzovaniya i primeneniya konvergentnykh tekhnologiy: materialy Mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, prove-dennoy v ramkakh Mezhdunarodnogo nauchno-praktich-eskogo foruma, posvyashchennogo 75-letiyu obrazovaniya Volgogradskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Development of the agro-industrial complex based on the

principles of rational environmental management and the use of convergent technologies: Materials of the International Scientific and Practical Conference held within the framework of the International Scientific and Practical Forum dedicated to the 75th anniversary of the Volgograd State Agrarian University]. Volgograd, Volgograd State Agrarian University Publ., 2019, pp. 212-218 (in Russian). EDN: JJVBLY

4. Vorobyeva D. S., Dzhafarov R. Sh. Accessibility of the sports infrastructure of universities for municipalities. In: Problemy i perspektivy razvitiya mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii i zarubezhnykh stranakh: sbornik materialov Vserossiyskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Problems and prospects for the development of local self-government in the Russian Federation and foreign countries: A collection of materials of the All-Russian Conference with international participation]. Moscow, People's Friendship University of Russia Publ., 2021, pp. 564-569 (in Russian). EDN: OVFEDR

5. Zaytsev A. A., Olkhovskiy R. M. Results of student sports development monitoring in the Russian Federation. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 1, pp. 35-41 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-1-35-41, EDN: DDKTDR

6. Mustafina A. A., Mukhamedkarimova L. R. The role and place of sports facilities of the Universiade movement in the life of the regions. Sectoral Governance Issues, 2016, no. 2 (11), pp. 4-10 (in Russian). EDN: XCEUEL

7. Chepeleva K. V. The development of strategic directions of exploitation of sports facilities - the heritage of the Universiade-2019 in Krasnoyarsk. In: Sovre-mennaya ekonomika: aktualnye voprosy, dostizheniya i innovatsii: sbornik statey XXI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern economy: Topical issues, achievements and innovations: Collection of articles of the XXI International scientific and practical conference]. Penza, Science and Education, 2018, pp. 217-222. EDN: YPZYJV

8. Law of the Russian Federation "Fundamentals of Legislation of the Russian Federation on Physical Culture and Sports ", No. 4868-1 dated April 27, 1993. Available at: https://docs.cntd.ru/document/9005412 (accessed March 09, 2024) (In Russian)

9. Federal Law "On Physical Education and Sports in the Russian Federation", No. 80-FZ dated April 29, 1999. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_22930/ (accessed March 09, 2024) (in Russian).

10. Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" No. 329-FZ dated December 04, 2007. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_73038/ (accessed March 09, 2024) (in Russian).

11. Law of the Russian Federation "On Education", No. 3266-1 dated July 10, 1992. Available at: https://docs.cntd.ru/document/9003751 (accessed March 09, 2024) (in Russian).

12. Resolution of the Government of the Russian Federation "On licensing of educational activities", No. 1490 dated September 18, 2020 Available at: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363079/ (accessed March 09, 2024) (in Russian).

13. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "On the approval of indicators characterizing the general criteria for assessing the quality of educational activities of educational organizations", No. 1547 dated December 05, 2014. Available at: https://docs.cntd.ru/document/420240158 (accessed March 09, 2024) (in Russian).

14. Methodological recommendations for the calculation of indicators for independent assessment of the quality of educational activities of educational organizations approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. No. An-87/02 bh dated September 15, 2016. Available at: https://docs.cntd.ru/document/ 456021568 (accessed March 09, 2024) (in Russian).

15. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation "On the approval of indicators characterizing the general criteria for assessing

the quality of conditions for the implementation of educational activities by organizations carrying out educational activities under educational programs of higher education ". No. 860 dated July 31, 2020. Available at: https://docs.cntd. ru/document/565667130 (accessed March 09, 2024) (in Russian).

16. Order of the Ministry of Education "On the approval of indicators characterizing the general criteria for assessing the quality of conditions for the implementation of educational activities by organizations carrying out educational activities under basic general education programs, educational programs of secondary vocational education, basic vocational training programs, additional general education programs". No. 114 dated March 13, 2019. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/72131012/ (accessed March 09, 2024) (in Russian).

Поступила в редакцию 18.03.2024; одобрена после рецензирования 24.03.2024; принята к публикации 25.03.2024 The article was submitted 18.03.2024; approved after reviewing24.03.2024; accepted for publication 25.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.