Научная статья на тему 'Аналитический обзор социологического исследования «Студенческий спорт: возможности и перспективы»'

Аналитический обзор социологического исследования «Студенческий спорт: возможности и перспективы» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социологическое исследование / студенческий спорт / проблемы развития студенческого спорта / студенческие спортивные клубы / спортивная инфраструктура образовательных организаций / sociological research / student sports / problems of student sports development / student sports clubs / sports infrastructure of educational organizations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ольховский Роман Михайлович, Пушкарева Наталья Николаевна, Никитина Владислава Андреевна

Приведены результаты социологического исследования «Студенческий спорт: возможности и перспективы», которое было проведено Центром социологических исследований «14–35» в 2022 г. В рамках проведенного исследования общее количество респондентов составило 7647. Выборка разделена на 3 категории, где респондентам было предложено ответить на вопросы по различным аспектам развития студенческого спорта. По итогам исследования выявлены проблемы и предложены рекомендации, касающиеся вопросов финансового обеспечения, информационного освещения, гендерного баланса, а также иных стратегических задач развития студенческого спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analytical review of the sociological study “Student Sports: Opportunities and Prospects”

The article presents results of a sociological study “Student sports: opportunities and prospects”, which was conducted by the Center for Sociological Research “14–35” in 2022. Total number of respondents was 7,647 respondents. The sample was divided into 3 categories, where respondents were offered to answer questions on various aspects of the student sports development. Based on the results of the study, problems were identified and recommendations were proposed regarding financial support, information coverage, gender balance, as well as other strategic objectives for the development of student sports.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор социологического исследования «Студенческий спорт: возможности и перспективы»»

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 1. С. 35-47 Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 1, pp. 35-47

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2024-3-1-35-47, EDN: RZNWBI

Научная статья УДК 316.74:796-057.875

Аналитический обзор социологического исследования «Студенческий спорт: возможности и перспективы»

Р. М. Ольховский123Н, Н. Н. Пушкарева4, В. А. Никитина2

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия, 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29

2Университет ИТМО, Россия, 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49, лит. А

3Московский педагогический государственный университет, Россия, 119571, г. Москва, пр. Вернадского, д. 88

Государственный университет управления, Россия, 109542, г. Москва, Рязанский пр., д. 99

Ольховский Роман Михайлович, кандидат социологических наук, 1доцент Высшей школы спортивной педагогики; 2директор Аналитического центра физической культуры и спортивных технологий;3старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, russia-sport@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0789-9306

Пушкарева Наталья Николаевна, кандидат социологических наук, директор Центра социологических исследований «14-35», nn_pushkareva@guu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0688-5474 Никитина Владислава Андреевна, аналитик Аналитического центра физической культуры и спортивных технологий, vladislava_nikitina_1998@mail.ru, https://orcid.org/0009-0005-2911-1585

Аннотация. Приведены результаты социологического исследования «Студенческий спорт: возможности и перспективы», которое было проведено Центром социологических исследований «14-35» в 2022 г. В рамках проведенного исследования общее количество респондентов составило 7647. Выборка разделена на 3 категории, где респондентам было предложено ответить на вопросы по различным аспектам развития студенческого спорта. По итогам исследования выявлены проблемы и предложены рекомендации, касающиеся вопросов финансового обеспечения, информационного освещения, гендерного баланса, а также иных стратегических задач развития студенческого спорта.

Ключевые слова: социологическое исследование, студенческий спорт, проблемы развития студенческого спорта, студенческие спортивные клубы, спортивная инфраструктура образовательных организаций

Для цитирования: Ольховский Р. М, Пушкарева Н. Н., Никитина В. А. Аналитический обзор социологического исследования «Студенческий спорт: возможности и перспективы» // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 1. С. 35-47. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-1-35-47, EDN: RZNWBI Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Analytical review of the sociological study "Student Sports: Opportunities and Prospects"

R. M. Olkhovskiy1'2'313, N. N. Pushkareva4, V. A. Nikitina2

1Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, 29 Politekhnicheskaya St., Saint Petersburg 195251, Russia 2ITMO University, 49 lit. A Kronverksky Ave., Saint Petersburg 197101, Russia 3Moscow Pedagogical State University, 88 Vernadsky Ave., Moscow 119571, Russia 4State University of Management, 99 Ryazansky Ave., Moscow 109542, Russia

Roman M. Olkhovskiy, russia-sport@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0789-9306 Natalia N. Pushkareva, nn_pushkareva@guu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0688-5474 Vladislava A. Nikitina, vladislava_nikitina_1998@mail.ru, https://orcid.org/0009-0005-2911-1585

Abstract. The article presents results of a sociological study "Student sports: opportunities and prospects", which was conducted by the Center for Sociological Research "14-35" in 2022. Total number of respondents was 7,647 respondents. The sample was divided into 3 categories, where respondents were offered to answer questions on various aspects of the student sports development. Based on the results of the study, problems were identified and recommendations were proposed regarding financial support, information coverage, gender balance, as well as other strategic objectives for the development of student sports.

Keywords: sociological research, student sports, problems of student sports development, student sports clubs, sports infrastructure of educational organizations

For citation: Olkhovskiy R. M., Pushkareva N. N., Nikitina V. A. Analytical review of the sociological study "Student Sports: Opportunities and Prospects". Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 1, pp. 35-47 (in Russian). https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2024-3-1-35-47, EDN: RZNWBI

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

На сегодняшний день студенческий спорт играет все более значимую роль в жизни студентов, оказывая влияние на здоровье, академические достижения и студенческую жизнь, - именно поэтому с каждым годом усиливается внимание к развитию студенческого спорта на государственном уровне.

Основными документами, которые регулируют вопросы в области спорта в образовательных организациях высшего образования (далее - ООВО) и профессиональных образовательных организациях (далее - ПОО), являются Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, а также Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ. Стратегическими документами, ориентированными на развитие и совершенствование системы студенческого спорта в России, являются Концепция развития студенческого спорта в РФ до 2025 г. и Межотраслевая программа развития студенческого спорта в РФ до 2024 г.

Одно из направлений реализации Межотраслевой программы - накопление научно-методического опыта в сфере студенческого спорта [1]. В целях эффективного развития системы студенческого спорта необходимо формирование научно-методической базы, в том числе для выявления социальных и культурных факторов, которые влияют на поведение обучающихся в спортивной среде, - одним из наиболее эффективных инструментов в данной области является социологическое исследование.

Материалы и методы

В 2022 г. Центром социологических исследований «14-35» было проведено социологическое исследование «Студенческий спорт: возможности и перспективы». Исследование предусматривало всероссийский онлайн-опрос среди обучающихся ООВО и ПОО из всех федеральных округов Российской Федерации.

В целях получения детальной информации о различных категориях студентов и их отношении к физической культуре и спорту выборка респондентов была разделена на три основных группы:

- студенты, занимающиеся физической культурой и спортом на массовом (любительском) уровне (далее - студенты спортсмены-любители);

- студенты, продолжающие занятия физической культурой спортом в целях достижения высокого спортивного результата (далее - студенты-спортсмены);

- студенты, которые не занимаются физической культурой и спортом. Комплекс вопросов для каждой категории

респондентов касался различных аспектов студенческого спорта:

- вовлеченности студентов в занятия физической культурой и спортом и их отношения к физической культуре и спорту в целом;

- осведомленности студентов о возможностях для занятий физической культурой и спортом в ООВО и ПОО;

- мнения студентов о созданных условиях для занятий физической культурой и спортом в целом;

- заинтересованности студентов в участии в физкультурных и спортивных меропри-

ятиях в качестве спортсменов и (или)

болельщиков.

Результаты и их обсуждение

Всего в исследовании приняли участие 7947 респондентов, из них студентов спортсменов-любителей - 3418 (43,01%), студентов, не занимающихся спортом, - 3 516 (44,24%), студентов-спортсменов - 1013 (12,75%).

Студенты, занимающиеся физической культурой и спортом на массовом (любительском) уровне

Выборка данной группы составила 3 418 респондентов, из них 50,3% мужчин, 49,70% женщин; 46,80% студентов ПОО, 53,20% студентов ООВО. В отношении периодов обучения выборка распределилась следующим образом: большинство респондентов составили студенты первого курса (37,70%), студенты второго курса - 25,40%, студенты третьего курса - 20,70% и других курсов. Всего в исследовании приняли участие респонденты из восьми федеральных округов, из них большинство составили представители Центрального федерального округа (39,44%).

1. Вовлеченность студентов в занятия физической культурой и спортом и их отношение к физической культуре и спорту в целом

В части вовлеченности в занятия физической культурой и спортом представители данной группы отметили следующее: только треть респондентов занимается физической культурой и спортом в ООВО или ПОО -33,80%, остальные респонденты выбирают другие места для тренировок.

Так, более половины (54,68 %) респондентов предпочитают занятия в домашних условиях или на открытых площадках возле дома. Также указываются занятия в фитнес-клубах, спортивных залах и центрах (26%), в спортивных клубах и спортивных секциях по интересам (19,74%), в спортивных школах, школах олимпийского резерва (2,43%).

В разрезе типов образовательных организаций выявлено, что чаще всего в фитнес-залах занимаются студенты ООВО (33,60%). Спортивные секции, спортивные клубы по интересам посещают 21,85% обучающихся ООВО и 17,79% обучающихся ПОО.

В спортивных школах и школах олимпийского резерва чаще занимаются обучающиеся ООВО (3,26%), обучающиеся ПОО занимаются несколько реже (1,67%).

Самое удобное время для занятий физической культурой и спортом для обучающихся ООВО - это период с 19:00 до 24:00 (34,31%), для обучающихся ПОО -с 16:00 до 18:00 (37,36%). Стоит отметить, что большая часть занятий в спортивных секциях, организованных в ООВО и ПОО, проходит в указанный период, однако также необходимо учитывать потребность студентов, предпочитающих самостоятельно заниматься физической культурой и спортом в выбранные часы. В этой связи помимо секций важно предусматривать свободный доступ для посещения студентами объектов спорта, которые в том числе могут быть размещены на территориях студенческих кампусов и общежитий ООВО и ПОО.

Что касается желания заниматься физической культурой и спортом, то больше половины респондентов (69,40%) хотят посещать спортивный зал в своем ООВО и ПОО, 17,40% не хотят, 9,10% уже посещают.

При этом желание заниматься физической культурой и спортом, количество занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом студентов несколько различается. К примеру, на вопрос про спортивные секции, студенты спортсмены-любители ответили по-другому (рис. 1).

На такие процентные распределения влияют различные факторы, к примеру, недостаточная оснащенность спортивной инфраструктурой в образовательной организации, неудобное время проведения спортивных секций в ООВО и ПОО, занятость спортивных залов в течение дня, а также отсутствие достаточного информирования о возможностях занятий физической культурой и спортом в образовательной организации.

Студентам спортсменам-любителям также было предложено указать возможные способы увеличения охвата студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Респонденты предложили планировать удобный график тренировок (с 16.00 до 24.00) (33,80%), увеличить количество спортивных секций и сборных команд (28,90%), а также приобрести новое спортивное оборудование (26,40%).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Какие спортивные секции в вузе/колледже Вы посещаете?», % (цвет онлайн) Fig. 1. Distribution of answers to the question: "What sports sections at the university/college do you attend?", % (color online)

2. Осведомленность студентов о возможностях для занятий физической культурой и спортом в ООВО и ПОО

Более половины респондентов (54,70%) считают, что в их образовательной организации присутствует возможность заниматься любимым видом спорта. Также более 45% респондентов отметили, что такой возможности в их образовательной организации нет (22,6%) или затруднились ответить (22,7%). Такое процентное распределение можно объяснить тем, что студенты могут не иметь доступа к достаточной информации о существующих спортивных секциях и проводимых физкультурных и спортивных мероприятиях, а также устаревшей и неактуальной информацией об организации физкультурной и спортивной работы на информационных ресурсах ООВО и ПОО ввиду несвоевременного обновления данных.

Осведомленность о наличии студенческих спортивных клубов в ООВО и ПОО респондентов также недостаточно высокая:

58,4% респондентов отметили, что в их образовательной организации есть студенческий спортивный клуб, но при этом треть опрошенных (34,6%) затруднились ответить на данный вопрос. Стоит отметить, что Межотраслевой программой развития студенческого спорта до 2024 г. определено приоритетное направление по совершенствованию информационного обеспечения студенческого спорта [1], но, несмотря на это, для студентов по-прежнему характерен низкий уровень осведомленности о деятельности студенческих спортивных клубов в их образовательных организациях. Такое возможно из-за отсутствия системной работы по информированию обучающихся о развитии физической культуры и спорта в ООВО и ПОО или создаваемых условиях для занятий.

Исходя из полученных результатов, представляется целесообразным усиление методического обеспечения информационной работы студенческих спортивных клубов, в основу которого могут быть положены итоги

обобщения лучших практик ООВО и ПОО по данному направлению.

Для повышения эффективности информационного освещения образовательным организациям необходимо применять современные способы коммуникации со студентами, болельщиками, спортсменами и т. д. К примеру, информацию о спортивных занятиях в образовательных организациях респонденты чаще хотели бы получать из групп социальной сети «ВКонтакте» (56,7%) и те-леграм-каналов (38,9%). Стоит отметить, что социальная сеть «ВКонтакте» является многофункциональной и дает возможность освещать студенческий спорт в ООВО и ПОО в различных форматах [2], а мессенджер «Телеграм» является наиболее популярным среди создателей спортивного контента [3].

Помимо этого, представляет интерес осведомленность студентов о доступности занятий физической культурой и спортом в ООВО и ПОО. Большая часть респондентов (60,56%), обучающихся в ПОО, отметили, что все спортивные секции в их образовательных организациях являются бесплатными, в то время как среди студентов ООВО так ответило чуть больше трети (37,63%). Чуть больше четверти обучающихся ООВО (27,55%) отмечают, что в их образовательной организации есть как платные спортивные секции, так и бесплатные. Среди обучающихся ПОО так ответило 7,83%.

Однако в Письме Минобрнауки России от 29 апреля 2021 г. №МН-11/419-ЕД/МН-18/ 8О6-АО «О расходовании средств для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися» закреплено, что средства на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной работы со студентами являются частью субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по реализации образовательных программ. При этом затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами, обучающимися на платной основе, не могут быть ниже нормативных затрат, предназначенных для студентов, обучающихся на бюджетной основе. В результате поддержка культурно-массовой, физкультурной и спортивной работы со студентами имеет юридическую основу и предполагает выделение средств для создания и поддержки соответствующей инфраструктуры, оплаты труда персонала, проведения мероприятий

и приобретения оборудования, и - как следствие - организации спортивных секций для студентов [4].

Так, в статье В. А. Берниковой отмечается, что доступность спортивных секций рассматривается именно как бесплатность и всеобщность, исключая ограничения по здоровью, данных мероприятий [5]. В связи с этим повышение доступности занятий физической культурой и спортом в ООВО и ПОО возможно прежде всего за счет бесплатных спортивных секций.

Но стоит отметить, что часто даже существующие спортивные секции сталкиваются с низкой посещаемостью. Как уже было отмечено выше, проблема часто кроется также в недостаточной осведомленности студентов о возможности участия в таких мероприятиях и ограниченности выбора доступных услуг [5].

3. Мнение студентов о созданных условиях для занятий физической культурой и спортом в целом

Одной из целей Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г. является обеспечение возможности студентов ПОО и ООВО получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре [6], при этом инфраструктура профессиональных образовательных организаций часто недостаточна оснащена (рис. 2).

В отношении мнения респондентов о ресурсном обеспечении спорта в ООВО и ПОО выявлено, что данное направление высоко оценено студентами по десятибалльной шкале: оснащенность спортивных залов ООВО и ПОО респонденты оценивают на 7 баллов, работу тренерского состава спортивных секций, клубов, сборных ООВО и ПОО респонденты оценивают на 8 баллов.

По мнению большинства респондентов, спортивные и тренажерные залы, площадки для игры в баскетбол и волейбол есть в ООВО и ПОО, но при этом прослеживается тенденция недостаточной обеспеченности ПОО объектами спорта/спортивной инфраструктурой, в отличие от ООВО. Стоит отметить, что незначительная доля опрошенных заявляет об отсутствии спортивной инфраструктуры в их ООВО и ПОО - всего 2,76%.

В распределении по созданным условиям для занятий физической культурой и спортом в ООВО и ПОО также присутствует некоторое неравенство среди ООВО и ПОО (рис. 3).

76.52

Спортиеные залы Площадка для игры Площадка для игры Тренажерный зал Футбольное поле в баскетбол в волейбол

■ ООВО ИПОО

Рис. 2. Оснащенность спортивной инфраструктуры образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, по мнению студентов спортсменов-любителей, %

Fig. 2. Equipping of the sports infrastructure of educational organizations of higher education and professional educational

organizations, according to student amateur athletes, %

Проблема недостатка или отсутствия спортивной инфраструктуры, а также нехватки квалифицированных тренеров и судей в образовательных организациях в целом может быть связана с проблемами финансирования строительства спортивной инфраструктуры, а также с недостаточной поддержкой со стороны руководства образовательной организации [7]. Стоит отметить, что решение проблемы недостаточной спортивной инфраструктуры, недостаточных условий для занятий спортом требует совместных усилий различных заинтересованных сторон, включая образовательные организации, органы власти и частных спонсоров.

4. Заинтересованность студентов в участии в физкультурных и спортивных мероприятиях в качестве спортсменов и (или) болельщиков

Что касается физкультурных и спортивных мероприятий, в которых студенты спортсмены-любители хотели бы принимать участие, то наиболее популярными стали: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее - комплекс ГТО) (31,94%), матчи по различным видам спорта (29,72%), соревнования студенческих спортивных лиг (21,54%). При этом различались наиболее популярные виды/форматы спортивных соревнований у респондентов из ООВО

и ПОО: например, в мероприятиях по всем доступным для молодежи видам спорта принимало бы участие больше студентов ООВО (35,19%), чем студентов ПОО (24,7%), в соревнованиях студенческих спортивных лиг -29,74 и 13,99% соответственно. Отсутствие желания принимать участие в физкультурных и спортивных мероприятиях выразили 9,71% обучающихся ООВО и 12,95% обучающихся ПОО.

Стоит отметить, что интерес к участию в комплексе ГТО мог возрасти в том числе из-за комбинированного способа продвижения комплекса, поэтому многие студенты ознакомлены с ним и готовы принимать в нем участие [8]. Одной из немаловажных причин участия студентов в комплексе ГТО является возможность получения повышенной стипендии - так, согласно приказу Минобрнауки России от 27.12.2016 № 1663, за выполнение нормативов и требований золотого знака отличия комплекса «Готов к труду и обороне» студенты могут претендовать на повышенную государственную академическую стипендию [9]. В Межотраслевой программе развития студенческого спорта также предусмотрен показатель доли студентов, принявших участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, в общей численности студентов ООВО и ПОО [1]. В целом данные показатели могут предоставить ценную

Рис. 3. Созданные условия для занятий спортом в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организаций, по мнению студентов спортсменов-любителей, %

Fig. 3. Created conditions for playing sports in educational organizations of higher education and professional educational

organizations, according to student amateur athletes, %

информацию для оценки эффективности проведения информационной программы о комплексе ГТО.

Одним из значимых факторов популяризации студенческого спорта также является развитие движения болельщиков. Привлечение болельщиков и зрителей к мероприятиям в области студенческого спорта является важным фактором повышения интереса молодежи к занятиям [10]. По результатам опроса, чуть больше половины респондентов (58,4%) смотрит и поддерживает в качестве болельщиков выступления спортивных команд и спортсменов их ООВО и ПОО во время соревнований, 30,2% не поддерживают, при этом из них 15,6% хотели бы начать поддерживать.

Исходя из этого, многие респонденты выразили желание посещать физкультурные

и спортивные мероприятия, чтобы принимать участие в качестве болельщиков. Однако существуют некоторые проблемы, которые затрудняют развитие сообщества болельщиков - такие, как слабая представленность студенческих спортивных мероприятий в СМИ и социальных сетях, низкий уровень проведения таких мероприятий, низкий уровень ресурсной обеспеченности [10], к примеру, существует проблема недостатка мест для болельщиков в спортивных залах. Также проблема связана с отсутствием достаточного информирования о студенческом спорте среди населения страны, отсутствием культуры посещения студенческих соревнований в качестве болельщиков и зрителей [11].

Студенты, продолжающие занятия физической культурой спортом в целях достижения высокого спортивного результата

Второй целевой аудиторией исследования стали студенты-спортсмены, выборка которых составила 1013 человек, из них 51,63% мужчин, 48,37% женщин; 59,45% студентов ООВО, 40,55% студентов ПОО; большинство студентов первого курса - 42,5%, студентов второго курса - 20,7%, студентов третьего курса - 19,1% и других курсов; 62,5% не представляют свою ООВО и ПОО на спортивных соревнованиях, 37,5% представляют; большинство студентов (65,45%) принимали участие в региональных соревнованиях, во всероссийских - 57,16%, а также в межрегиональных - 53,9%.

1. Вовлеченность студентов в занятия физической культурой и спортом и их отношение к физической культуре и спорту в целом

В основном спортсмены начинают систематически заниматься физической культурой и спортом в стенах общеобразовательных организаций (51,7%) и до школы (40,1%), затем уже продолжают в системе студенческого спорта. В ООВО и ПОО начинают заниматься спортом лишь 2,7% и 1,9% соответственно, что говорит о том, что в студенческий спорт студенты приходят уже со своим опытом и определенными достижениями. Таким образом, основной задачей в развитии студенческого спорта является удержание студентов-спортсменов в спортивной системе для дальнейшего их продвижения. Для того чтобы студенты-спортсмены задерживались в спортивной системе ООВО и ПОО, необходимо вовремя обнаруживать таких студентов, чтобы в дальнейшем вести с ними комплексную работу.

Чаще всего респонденты занимаются спортом в ООВО и ПОО (36,5%), в спортивных секциях, спортивных клубах по интересам (33,4%), в спортивных школах, школах олимпийского резерва (27,6%).

67,4% спортсменов хотели бы посещать спортивные залы их ООВО и ПОО, 10,8% не выразили такого желания.

Так же, как и студенты спортсмены-любители, студенты-спортсмены отмечают, что самое удобное время для занятий спортом или посещения спортивных секций в ООВО и ПОО в течение дня является период с 16:00

до 18:00 (31,59%) и 19:00 до 24:00 (31,1%). 11,65% отметили, что для них самое удобное время для занятий-это утро (с 06:00 до 12:00), 9,28% - обед и послеобеденное время (с 13:00 до 15:00), 16,38% затруднилось ответить.

Что касается возможных путей вовлечения студентов в спорт, то, по мнению респондентов, привлечь как можно больше студентов к занятиям спортом в ООВО и ПОО помогут увеличение количества спортивных секций/сборных команд (34,7%), планирование удобного графика тренировок в секциях (31,3%), а также увеличение финансирования студенческого спорта в целом (25,70%).

2. Осведомленность студентов

о возможностях для занятий физической культурой и спортом в ООВО и ПОО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более половины респондентов (58,8%) отмечают, что в их образовательной организации имеется возможность заниматься любым видом спорта, 24,6% заявляют, что такой возможности нет, 16,6% затруднились ответить. В целом процентное распределение ответов студентов-спортсменов практически не отличается от распределения ответов студентов спортсменов-любителей.

Осведомленность о наличии студенческих спортивных клубов в ООВО и ПОО среди студентов-спортсменов выше, чем среди студентов спортсменов-любителей: 63,2% отмечают, что в их образовательной организации имеется спортивный клуб, 10,3% отметили, что в их ООВО и ПОО нет спортивного клуба, 26,5% не знают о наличии клуба.

Среди условий, которые созданы для занятий спортом в образовательной организации, респонденты отмечают: большой выбор спортивных секций/сборных команд (53,2%), возможность участвовать в спортивных соревнованиях внутри ООВО/ПОО (51,4%), возможность участвовать в спортивных соревнованиях за сборную команду ООВО/ПОО (47,3%).

3. Мнение студентов о созданных условиях для занятий физической культурой

и спортом в целом

Оценки студентов-спортсменов оснащенности спортивных залов и тренерского состава спортивных секций соответствуют оценкам спортсменов-любителей по десятибалльной шкале: оснащенность спортивных залов ООВО и ПОО респонденты оценивают на 7 баллов, работу тренерского состава

спортивных секций, клубов, сборных ООВО и ПОО респонденты оценивают на 8 баллов.

Респонденты отмечают следующие причины, которые мешают развитию студенческого спорта: недостаточное финансирование (51,1%), старое оборудование и инвентарь (26,2%), отсутствие массовых физкультурных и спортивных мероприятий (18,6%).

31,49% респондентов отметили, что сборные команды их ООВО и ПОО финансируются достаточно, значительная часть респондентов (39,78%) отметили недостаточность финансирования, чуть больше одной пятой опрошенных (28,73%) затруднились ответить.

Для повышения эффективности ресурсного обеспечения студенческого спорта в ООВО и ПОО целесообразно прежде всего взаимодействие между структурными подразделениями, реализующими дисциплины (модули) по физической культуре и спорту. Также важно вовлечение физкультурно-спортивных организаций и иных некоммерческих организаций в совместную работу с образовательными организациями и их студенческими спортивными клубами. Такие организации могут выступать в качестве партнеров по организации спортивных мероприятий, проведению тренировок и поддержке спортивных команд [12]. Более того, одним из направлений деятельности студенческого объединения при студенческом спортивном клубе является создание, развитие и продвижение бренда студенческого спортивного клуба (далее - ССК), фандрайзинг и взаимодействие с партнерами [13]. Через синергию и координацию усилий образовательных организаций, студенческого спортивного клуба и физкультурно-спор-тивных организаций достигается сокращение издержек и более эффективное использование средств на организацию физкультурной и спортивной работы со студентами [12].

4. Заинтересованность студентов в участии в физкультурных и спортивных мероприятиях в качестве спортсменов и (или) болельщиков

Самыми востребованными спортивными мероприятиями для респондентов являются комплекс ГТО (42,6%), матчи по разным видам спорта (40,6%), соревнования студенческих спортивных лиг (39,3%). Среди студентов-спортсменов желание участия в каких-либо спортивных мероприятий выше, чем у студентов спортсменов-любителей, но рас-

пределение самых востребованных спортивных мероприятий в рейтинге аналогичное.

Самыми востребованными у студентов видами поощрения за победу или призовые места на соревнованиях, по мнению опрошенных, являются повышенная стипендия (59%), единоразовое денежное вознаграждение (48,1%), а также путевка в санатории, дома отдыха, путешествие по России (31,1%). Таким образом, студенты не только оценивают материальные поощрения, но также проявляют интерес к возможностям для отдыха и путешествий. При разработке программ поощрения и мотивации студентов-спортсменов следует учитывать эти предпочтения и предлагать разнообразные варианты вознаграждений, чтобы удовлетворить различные потребности и интересы студентов.

Также многие студенты (43,73%) отмечают, что их образовательная организация способствовала развитию их спортивной карьеры. Это говорит о том, что эти студенты ощущают поддержку и положительное влияние своей образовательной организации на их спортивные достижения. 38,98% отмечают, что их образовательная организация не способствовала развитию их спортивной карьеры, 17,28% затруднились ответить.

Более половины студентов-спортсменов (76,61%) поддерживают в качестве болельщиков спортивные команды и спортсменов их ООВО и ПОО, когда они выступают на соревнованиях, 23,39% не поддерживают.

Что касается поддержки самих студентов-спортсменов на соревнованиях болельщиками, то 55,1% отметили, что имеют постоянную группу поддержки их команды или болельщиков их ООВО и ПОО, 44,9% отмечают, что такой группы поддержки нет. Такие данные в целом коррелируют с тем, какое процентное соотношение было в ответах у студентов спортсменов-любителей - 58,4% из них ответили, что смотрят и поддерживают выступления спортивных команд и спортсменов их ООВО и ПОО во время соревнований.

Студенты, не занимающиеся физической

культурой и спортом

Третьей категорией студентов, которые приняли участие в исследовании, стали студенты, не занимающиеся физической культурой и спортом. Выборка составила 3527 респондентов (44,24% от общей выборки).

В отношении данной категории рассмотрены причины, по которым студенты не занимаются физической культурой и спортом, а также возможные способы их привлечения к занятиям или участию в мероприятиях в качестве спортсменов или болельщиков.

Из общего числа респондентов данной категории 18,48% отмечают, что в целом не испытывают интереса к занятиям физической культурой и спортом, 25,76% - что не занимаются спортом, но хотели бы. Причинами, по которым студенты не хотят заниматься спортом, стали: отсутствие желания заниматься спортом (52,4%), а также отсутствие свободного времени (37%). Среди тех, кто хотел бы заниматься спортом, причинами, которые этому препятствуют, являются: отсутствие свободного времени (51,3%), высокая стоимость абонементов и занятий в спортивных секциях (31,7%).

Стоит отметить, что большинство из тех, кто не занимается физической культурой спортом - 74,29 % - составили женщины, мужчины составили лишь 25,71%. Большой разрыв между мужчинами и женщинами в данной категории респондентов можно объяснить различными факторами, которые могут оказывать влияние на низкий уровень участия студенток в спортивных мероприятиях. Повлиять на эту динамику могут социальные и культурные аспекты, ресурсные ограничения и другие факторы. В отношении социальной и культурной среды стереотипы и предубеждения по-прежнему оказывают влияние на студенток, воздействуя на их мотивацию и интерес к спорту. Кроме того, ресурсные ограничения могут сыграть свою роль в ограничении доступности спортивных возможностей для женщин студенческого сообщества. Ограничения по времени, вызванные учебными обязанностями, работой или обязанностями по уходу за семьей, также могут ограничивать возможности студенток для участия в физкультурных и спортивных мероприятиях.

Развитие исследований в области гендер-ного распределения в студенческом спорте является необходимым для более глубокого понимания причин и последствий этой ситуации. Через научную базу исследований возможно получить углубленное понимание проблем, с которыми сталкиваются студентки относительно своего участия в спортивных мероприятиях, и разработать стратегии и политики, способствующие более равномерному участию женщин в спортивной жизни образовательной организации.

Также представляет интерес соотношение студентов, не занимающихся физической культурой и спортом, в разрезе типов образовательных организаций. Более половины респондентов (57,2%), не занимающихся спортом, являются студентами ПОО, 42,80% -студенты ООВО. Такой процентный дисбаланс может обусловливаться отсутствием достаточного финансирования и качественной инфраструктуры для организации физкультурной и спортивной деятельности в ПОО.

Развитию студенческого спорта, по мнению студентов, которые не занимаются спортом, препятствуют недостаток финансирования (33,40%), старое оборудование, инвентарь (29,3%), что соотносится с тем, что выбирали студенты-спортсмены, также 25,7% респондентов отметили, что имеют небольшой выбор спортивных секций в их ООВО и ПОО.

Чтобы привлечь студентов к занятиям спортом в ООВО и ПОО, респонденты предложили планировать удобный график тренировок в секциях (46,5%), увеличить количество спортивных секций/сборных команд (30%), что соотносится с тем, что выбирали студенты, которые занимаются спортом, также 28% респондентов отметили необходимость разработки системы мотивации и поощрений для студентов.

В отношении уровня заинтересованности студентов данной категории в участии в физкультурных и спортивных мероприятиях выявлено следующее: почти четверть респондентов (23,4%) хотели бы принять участие в мероприятиях по различным видам спорта, в велозаездах - 22,6%, в днях здоровья -21,8%, 19,6% не хотели бы принимать участие в физкультурных и спортивных мероприятиях.

Чуть более половины респондентов (52%) поддерживают спортивные команды и спортсменов их ООВО и ПОО, когда они выступают на соревнованиях, 48% не поддерживают. Из этого следует, что половина респондентов, которые не занимаются спортом, все равно вовлечены в студенческий спорт как болельщики.

Выводы

В исследовании были приведены различные категории студентов по уровню их вовлеченности в занятия физической культурой и спортом, при этом результаты опроса помогли выявить следующие общие проблемы,

возникающие в развитии студенческого спорта в образовательных организациях:

- недостаточная осведомленность студентов о возможностях для занятий физической культурой и спортом в их образовательных организациях, причиной которой может являться отсутствие доступной и актуальной информации о спортивных секциях, организации физкультурной работы в ООВО и ПОО;

- проблемы развития сообществ болельщиков в студенческом спорте, которые включают слабую представленность студенческого спорта в СМИ и социальных сетях, низкий уровень качества проведения физкультурных и спортивных мероприятий в ООВО и ПОО, недостаточный уровень ресурсной обеспеченности студенческих спортивных клубов для повышения качества проводимых мероприятий. При этом, учитывая, что многие студенты, не занимающиеся физической культурой и спортом, посещают мероприятия в качестве болельщиков, дальнейшее развитие сообществ болельщиков может стать важным фактором их будущего вовлечения в занятия спортом;

- проблемы ресурсного обеспечения студенческого спорта в ООВО и ПОО, а именно недостаток спортивной инфраструктуры и невозможность свободно посещать объекты спорта в удобное время;

- дисбаланс финансирования культурно-массовой, физкультурной и спортивной работы в ООВО и ПОО - по данным опроса, в ПОО отсутствует достаточное финансирование, которые способствовало бы развитию студенческого спорта наравне с иными направлениями работы в образовательных организациях;

- проблема гендерного дисбаланса, которая выражается в сравнительно низком уровне участия девушек в физкультурной и спортивной работе в образовательных организациях по ряду причин. Полученные выводы позволили сформировать ряд рекомендаций по борьбе с данными проблемами:

- сбор лучших практик, систематизация информационной работы в области студенческого спорта, методическое обеспечение информационной работы студенческих спортивных клубов;

- сбор лучших практик, систематизация и методическое обеспечение работы по развитию движения болельщиков,

а также проведение дополнительных социологических исследований по проблеме слабого развития сообществ болельщиков в студенческом спорте;

- повышение эффективности расходов на организацию физкультурной и спортивной работы путем взаимодействия студенческих спортивных клубов с иными структурными подразделениями образовательной организации, сотрудничества с общественными объединениями, развитие государственно-частного партнерства и увеличение объема финансирования системы студенческого спорта за счет внебюджетных источников;

- увеличение объемов финансирования развития спортивной инфраструктуры в ООВО и ПОО, обеспечение доступности спортивной инфраструктуры, включая строительство и модернизацию спортивных объектов, обеспечение доступа к спортивному оборудованию и инвентарю, а также предоставление доступа обучающихся к объектам спорта для свободного посещения в удобное время;

- усиление взаимодействия и сотрудничества ООВО и ПОО в целях обмена лучшими практиками и опытом по развитию студенческого спорта, а также коллективного использования спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом студентами;

- проведение дополнительных социологических исследований по вопросам дисбаланса в ООВО и ПОО в развитии студенческого спорта, а также гендерного дисбаланса в студенческом спорте.

Список литературы

1. Межотраслевая программа развития студенческого спорта до 2024 г., утв. Приказом Минспорта России, Минобрнауки России, Минпросвещения России от 09.03.2021 г. № 141/167/90. URL: https://studsport. ru /10. 03. 2021 _ megotraslevaya _ programma _ razvitiya _ studencheskogo_sporta_do_2024_goda (дата обращения: 02.11.2023).

2. Гунько М. В. Использование социальной сети «ВКон-такте» в работе пресс-атташе футбольных студенческих команд // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы XII научно-практической конференции с международным участием. М. : Медиагруппа «ХАСК», 2022. С. 145149.

3. Канаева Д. С. Телеграм-каналы как новый тренд ме-диакоммуникаций в спорте // Журналистика, массовые

коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и студентов. Белгород : ООО «Космос», 2023. С. 258-261.

4. Письмо Миннауки и высшего образования России от 29 апреля 2021 г. №МН-11/419-ЕД/МН-18/806-АО «О расходовании средств для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися». URL: https://www.cbias.ru/ wp-content/uploads/2021/05/2021_04_29_MN-11_419_ED_ MN-l8_8O6_AO.pdf (дата обращения: 05.11.2023).

5. Берникова В. А. Доступность занятий различными видами спорта обучающимся в вузе // Спортивно-массовая работа и студенческий спорт: возможности и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. СПб. : СПбГУПТД, 2015. С. 9-11.

6. Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г., утв. Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21 ноября 2017 г. № 1007. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 555766975 (дата обращения: 06.11.2023).

7. Левшаков Н. А. Современное состояние и перспективы развития студенческого спорта // Актуальные проблемы и современные тенденции развития физического воспитания молодежи и студенческого спорта: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Йошкар-Ола : МО-СИ, 2023. С. 65-70.

8. Токарь О. С. Реклама как способ привлечения студентов к сдаче норм ГТО // Молодежь XXI века: шаг в будущее : материалы XVIII региональной научно-практической конференции. Благовещенск : БГПУ, 2017. С. 343-344.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2016 г. № 1663 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (с изменениями и дополнениями). URL: https://sutd.ru/upload/Prikaz_MON_1663.pdf (дата обращения: 08.11.2023).

10. Назаров А. А. Маркетинговая деятельность по привлечению болельщиков и зрителей к мероприятию в студенческом спорте (на примере организации вечера бокса «Бокс живьем») // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Казань : Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2018. С. 113-115.

11. Шамхалов А. М. О потенциале развития зрелищного аспекта студенческих соревнований // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб. : ООО «Золотое Сечение», 2015. С. 152-158.

12. Ольховский Р. М., Филимонова С. И.,ЖдановичД. О., Еремина Е. А. Совершенствование механизмов финансового обеспечения деятельности студенческих спортивных клубов // Теория и практика физической культуры. 2021. № 3. С. 45-47. https://doi.org/10.24412/0040-3601-2021-3-45-47

13. Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 5 сентября 2022 г. № МН-11/2713 «О типовой модели студенческого спортивного клуба». URL: https:// base.garant.ru/405896403/ (дата обращения: 03.12.2023).

References

1. Intersectoral program for the development of student sports until 2024, No. 141/167/90 dated March 09, 2021 (in Russian). Available at: https://studsport.ru/10.03.2021_ megotraslevaya _ programma _ razvitiya _ studencheskogo _ sporta_do_2024_goda (accessed November 2, 2023).

2. Gunko M. V. The use of the Vkontakte social network in the work of the press attache of football student teams. Innovatsionnye tekhnologii v sporte i fizicheskom vospi-tanii podrastaiushchego pokoleniia: materialy XII nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation: Materials of the XII scientific and practical conference with international participation]. Moscow, ASK Media Group, 2022. pp. 145-149 (in Russian).

3. Kanaeva D. S. Telegram channels as a new trend of media communications in sports In: Telegram-kanaly kak novyi trend mediakommunikatsii v sporte: materialy Vserossi-iskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh issledovatelei, aspirantov i studentov [Journalism, mass communications and media: The view of young researchers: Materials of the All-Russian (with international participation) scientific and practical conference of young researchers, graduate students and students]. Belgorod, Kosmos LLC, 2023, pp. 258-261 (in Russian).

4. Letter of the Ministry of Science and Highes Education of the Russian Federation "On spending funds for the organization of cultural, physical culture and sports, recreational work with students", No.MN-11/419-ED/MN-18/806-JSC dated April 29, 2021 (in Russian) Available at: https://www.cbias.ru/wp-content/uploads/2021/05/2021_ 04_29_MN- 11_419_ED_MN- 18_806_A0.pdf (accessed November 5, 2023).

5. Bernikova V. A. Accessibility of classes in various sports to students at the university. In: Sportivno-massovaiarabota i studencheskii sport: vozmozhnosti i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Mass sports and student sports: Opportunities and prospects: Materials of the International Scientific and Practical Conference] Saint Petersburg, Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design Publ., 2015, pp. 9-11 (in Russian)

6. Concept on Student Sports Development in the Russian Federation until 2025, No. 1007 dated November 21, 2017 (in Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/ 555766975 (accessed November 6, 2022).

7. Levshakov N. A. The current state and prospects of student sports development. In: Aktual'nye problemy i sovremennye tendentsii razvitiia fizicheskogo vospitaniia molodezhi i studencheskogo sporta: materialy Vserossi-iskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi konferentsii [Current problems and modern trends in the development of physical education of youth and student sports: Materials of the All-Russian (with international participation) scientific and practical conference]. Yoshkar-Ola, International Open Social Institute Publ., 2023, pp. 65-70 (in Russian).

8. Tokar O. S. Advertising as a way to attract students to pass the TRP standards. Molodezh' XXI veka: shag v budushchee: materialy XVIII regional'noi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii [Youth of the XXI century: A step into the future: Materials of the XVIII regional scientific and practical conference]. Blagoveshchensk, Blagoveshchensk State Pedagogical University Publ., 2017, pp. 343-344 (in Russian).

9. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "On approval of the Procedure for awarding state academic scholarships and (or) state social scholarships to full-time students at the expense of budget allocations ofthe Federal budget, state scholarships to graduate students, residents, trainee assistants studying full-time at the expense of budget allocations of the federal budget, payment of scholarships to students of preparatory departments of federal state educational institutions of higher education, for students at the expense of budget allocations from the federal budget" (with amendments and additions),

No. 1663 dated December 27, 2016 (in Russian). Available at: https://sutd.ru/upload/Prikaz_MON_1663.pdf (accessed November 8, 2023).

10. Nazarov A. A. Marketing activities to attract fans and spectators to an event in student sports (on the example of organizing a boxing evening "Boxing live"). Problemy i innovatsii sportivnogo menedzhmenta, rekreatsii i sportivno-ozdorovitel'nogo turizma: materialy IV Vserossi-iskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Problems and innovations of sports management, recreation and sports and wellness tourism: Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference]. Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism Publ., 2018, pp. 113-115 (in Russian).

11. Shamkhalov A. M. On the potential for the development of the spectacular aspect of student competitions. In: Fizicheskaia kultura i sport v sisteme obrazovaniia Rossii: innovatsii i perspektivy razvitiia: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Physical culture and sports in the Russian education system: Innovations and development prospects: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg, Golden Section LLC Publ., 2015, pp. 152-158 (in Russian).

12. Olkhovskiy R. M., Filimonova S. I., Zhdanovich D. O., Eremina E. A. Improving the mechanisms of financial support for the activities of student sports clubs. Theory and Practice of Physical Education, 2021, no. 3, pp. 45-47 (in Russian). https://doi.org/10.24412/0040-3601-2021-3-45-47

13. Letter from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation "On the standard model of a student sports club", No. MH-11/2713 dated September 5, 2022 (in Russian). Available at: https://base.garant. ru/405896403/ (accessed December 3, 2023).

Поступила в редакцию 28.12.2023; одобрена после рецензирования 15.01.2024; принята к публикации 20.01.2024 The article was submitted 28.12.2023; approved after reviewing 15.01.2024; accepted for publication 20.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.