Научная статья на тему 'ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЙСКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА '

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЙСКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
войска национальной гвардии / экологическая функция / экологическая безопасность / права и свободы человека и гражданина / национальная безопасность / national guard troops / environmental function / environmental safety / human and civil rights and freedoms / national security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеншин Виктор Михайлович

В представленном исследовании раскрываются особенности обеспечения войсками национальной гвардии Российской Федерации экологической функции государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Ensuring The Ecological Function Of The State By The Troops Of The National Guard Of The Russian Federation

The presented study reveals the features of ensuring the ecological function of the state by the troops of the National Guard of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЙСКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_45

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЙСКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА On ensuring the ecological function of the state by the troops of the National Guard of the Russian Federation

ШЕНШИН Виктор Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;

SHENSHIN Viktor Mikhailovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru

Краткая аннотация. В представленном исследовании раскрываются особенности обеспечения войсками национальной гвардии Российской Федерации экологической функции государства.

Abstract: The presented study reveals the features of ensuring the ecological function of the state by the troops of the National Guard of the Russian Federation.

Ключевые слова: войска национальной гвардии; экологическая функция; экологическая безопасность; права и свободы человека и гражданина; национальная безопасность.

Keywords: national guard troops; environmental function; environmental safety; human and civil rights and freedoms; national security.

Для цитирования: Шеншин В.М. Об обеспечении войсками национальной гвардии Российской Федерации экологической функции государства //Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 45-48. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_45.

For citation: Shenshin V.M. On ensuring the ecological function of the state by the troops of the National Guard of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 45-48. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_45.

Статья поступила в редакцию: 06.08.2023

Экологическая функция государства призвана решать проблему охраны окружающей среды и как следствие, решение задачи по обеспечению экологической безопасности, что в основе своей составляет природоохранительный аспект рассматриваемой функции.

Проблема обеспечения экологической безопасности находит свое отражение в одной плоскости с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации.

Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3 «О безопасности» определяются некоторые виды безопасности, среди которых содержится и экологическая безопасность. Следовательно, названный Закон, с одной стороны, определяет необходимость единой государственной политики, в то же время, выделяя обеспечение экологической безопасности в качестве ее самостоятельного аспекта, а с другой -отграничивает права граждан на благоприятную окружающую среду от их прав на обеспечение экологической безопасности.

Федеральный законодатель, определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, исходит из необходимости решения социально-экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года № 10-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года № 92-О, от 21 декабря 2011 года № 1743-О-О и др.).

Содержание экологической безопасности раскрывается в Указе Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, утвердившим Стратегию национальной безопасности Российской Федерации. Для России это новый политико-правовой документ, вносящий существенные коррективы в существующие организационно-правовые подходы относительно национальной безопасности, она является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В подп. 7 пункта 26 Стратегии в качестве одного из стратегических национальных приоритетов названа экологическая безопасность.

Нами поддерживается мнение Никчемной Е.А, утверждающей, что Стратегия должна пониматься как всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии государства для достижения сформулированных и понятных целей1.

Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики России и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав относятся права на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации). Обеспечение реализации и защита этих прав, возлагаемые на государство, предполагают выполнение им как обязанности предусматривать и осуществлять комплекс различных мероприятий, предотвращающих нанесение вреда здоровью граждан и окружающей среде, так и обязанности принимать меры к возмещению вреда, причиненного здоровью граждан. Как указал

1 Никчемная Е.А. Право как средство государственного стратегического планирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2012. - С. 7, 8.

Конституционный Суд Российской Федерации, публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от 14 мая 2009 года № 8-П и от 5 марта 2013 года № 5-П).

Ученые рассматривают безопасность, как сохранность человека, объекта, груза, окружающей среды1. Понятие «сохранность», к сожалению, не обладает четко осознаваемым и общепринятым значением.

Обращение к словарям русского языка не приносит успехов и по исследованию термина «защищенность». Ближайшим по смыслу, лежащим в основе исследуемого термина, является глагол «защищать», определяемый Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой2 как «охранять от посягательств, от враждебных действий, от опасности»3. Содержание этимологически исходного понятия позволяет увидеть «деятельно-созидательную» сущность термина «защищенность».

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под понятием «безопасность» подразумевает положение, при котором кому-нибудь, чему-нибудь не угрожает опасность.

М.М. Бринчук замечает: «Обратим внимание на отсутствие единого понимания, единой позиции, выраженных как в законодательных актах, так и в научных трудах по юридическому содержанию понятия «экологическая безопасность», преодолевающих его «расплывчатость»,

4

различное толкование...» .

Не меньше толкований существует и у термина «экологическая безопасность». С.А. Боголюбов пишет «несмотря на закрепление рассматриваемого понятия в законах, использование его во многих нормативных актах экологического и иных отраслей законодательства, большое количество защищенных на эту тему диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук, рассмотрение данного вопроса в докторских диссертациях, в учебной и научной литературе, научные дискуссии по поводу понимания экологической безопасности не прекращаются до сих пор»5.

Обобщая сказанное, отметим, что на сегодня не решен вопрос о том, в какой части экологическая безопасность является элементом государственной (национальной) безопасности; отсутствует доктринальная характеристика отношений в сфере обеспечения экологической безопасности, что выливается в неопределенность и формально-юридического закрепления их регулирования нормами той или иной отрасли права, необходимо уточнить определение экологической безопасности, содержащегося в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

В целях защиты прав граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду принят Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», положения которого направлены, в том числе, и на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Основным назначением экологической функции государства при этом выступает приоритет научности при обосновании сочетания и согласования экологических и экономических интересов общества, создание необходимых гарантий, направленных на реализацию и защиту прав человека на чистую и благоприятную среду его обитания.

М.Н. Бакович писал: «...военнослужащие зачастую нарушают правила, предусмотренные статьями 8.32, 8.35, 8.37. Для воинских частей наиболее характерны нарушения, предусмотренные статьями 8.6, 8.13, 8.14, 8.21, 8.22, 8.23, 8.41»6.

Войска национальной гвардии являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина и относятся к числу специальных отраслевых государственных органов, решающих, в том числе в объеме своей компетенции задачи в области охраны окружающей среды с помощью организационно правовых средств, реализация которых направлена на укрепление экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности на территории Российской Федерации.

Хозяйственная деятельность, организуемая и проводимая в войсковом хозяйстве, связана с использованием материально-технической базы, материальных и денежных средств, как в ходе боевой подготовки, так и в ходе повседневной деятельности. Основной целью хозяйственной деятельности является поддержание боевой и мобилизационной готовности воинских частей войск национальной гвардии, и осуществляться она должна без причинения вреда окружающей среде. Отведенные войсковой части земельные участки необходимо использовать строго по назначению с соблюдением мер экологической безопасности и охраны окружающей среды. На непосредственных землепользователей (командиров воинских частей) возлагается задача по правильному использованию этих земель, сохранности почв, вод от загрязнения, зарастания сорняками, а также защите их от ветровой и водной эрозии и болезней.

Деятельность войск национальной гвардии и иных военных организаций государства, причиняет существенный вред окружающей среде, на это указывает отчетность деятельности прокуратуры7.

Комплексный характер экологической функции проявляется в основных направлениях внутренней и внешней деятельности государства по обеспечению охраны окружающей среды, рациональному использования природных ресурсов и экологической безопасности. Комплексность также

1 Бурков В.Н., Грацианский Е.В., Дзюбко С.И., Щепкин А.В. Модели и механизмы управления безопасностью. - М.: Синтег, - 2001. - 160 с. С. 125.

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: ООО «А Темп», 1997. - 944 с.

3 Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии. М. : ЭКСМО-ИЗиСП, 2010. - 528 с. С. 46.

4 Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Государство и право. - 2008. - № 9. - С. 30-42.

5 Боголюбов С.А. Там же. С. 46.

6 Бакович, М. Н. Некоторые особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности / М. Н. Бакович // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2010. - № 6(156). - С. 40-41. - ЕЭЫ ТНЕИТ.

7 Гамыла О.Н. Правовое регулирование экологической экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 1-3.

выражается в решаемых государством задачах, стоящих пред ним, а также во всестороннем взаимодействии при этом с общественностью.

Продуктивным шагом в рассматриваемом аспекте может послужить экологическое просвещение военнослужащих, которое не просто будет продекларировано, а реально воплощено на практике.

Пунктом 86 статьи 9 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» установлено полномочие Росгвардии в сфере экологии, к которому относится обеспечение выполнения в войсках национальной гвардии экологических требований, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрены обязанности граждан, к которым относятся обязанность сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. Указанные обязанности коррелируют с принципом военного права - детальной регламентацией воинских правоотношений1, который нашел отражение на практике в содержащихся в статье 324 Устава внутренней службы, утвержденного Президентом Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 положениях, предусматривающих основные мероприятия по охране окружающей среды от угроз, возникающих в ходе повседневной деятельности полка (подразделения), и рациональному природопользованию. Такими мероприятиями являются: изучение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране окружающей среды, экологическая подготовка и воспитание личного состава; предупреждение загрязнения окружающей среды в районе дислокации и в других местах выполнения мероприятий повседневной деятельности полка (подразделения); восстановление окружающей среды, загрязненной при выполнении мероприятий повседневной деятельности полка (подразделения), а также в случае аварий; рациональное природопользование (внедрение ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий, рекультивация земель, рациональное использование водных ресурсов и т.д.).

Для некоторых категорий должностных лиц воинской части общевоинскими уставами определен круг обязанностей, за неисполнение которых, или ненадлежащее исполнение которых на них может возлагаться ответственность в соответствии с законодательством. Так, в соответствии с п. 43 УГК и КС ВС РФ, начальник экологической службы гарнизона отвечает за своевременное проведение гарнизонных мероприятий по сохранению и восстановлению природной среды, защите интересов военнослужащих, лиц гражданского персонала и населения от возможного негативного воздействия деятельности воинских частей гарнизона на окружающую среду, предотвращению и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах воинских частей гарнизона.

В дополнение к изложенному в статье 36 УГК и КС ВС РФ он обязан: разрабатывать и представлять на утверждение начальнику гарнизона план обеспечения экологической безопасности гарнизона; осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды; участвовать в реализации мероприятий по обеспечению экологической безопасности, предотвращению и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в местах дислокации и деятельности воинских частей гарнизона; докладывать начальнику гарнизона об экологической обстановке в местах дислокации и деятельности воинских частей гарнизона и необходимых мерах по ее улучшению.

Военная деятельность относится к экологически опасным видам деятельности, поскольку в воинских частях имеется большое число потенциально опасных в экологическом отношении военных объектов: хранилища и склады боеприпасов, вооружения, военной техники, горючесмазочных материалов, химических веществ и т.д. На них могут происходить аварии, приводящие к загрязнению окружающей среды - атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод, растительности и животного мира. Однако вредное воздействие на окружающую среду оказывают не только такие объекты, но и все другие, на которых эксплуатирует, хранится и утилизируется вооружение и военная техника.

Военнослужащие оказывают существенное воздействие на окружающую среду. Поэтому во всех воинских частях, в соответствии с природоохранным законодательством, требованиями приказов, должна проводиться работа по охране окружающей природной среды, как в ходе повседневной деятельности, так и при эксплуатации вооружения и военной техники.

Экологическая безопасность вооружения и военной техники при эксплуатации обеспечивается выполнением общих и частных требований, которые предъявляются к каждому образцу. Они включаются в инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию изделия; руководство по эксплуатации; инструкцию по транспортированию изделия железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом.

Отметим некоторые обязанности военнослужащих в области природоохранной деятельности: знать положения Федерального закона «Об охране окружающей среды», требования других руководящих документов по вопросам охраны природы и строго выполнять их; беречь природу и охранять её богатства; следить за выполнением правил эксплуатации и поддерживать в исправном состоянии технические устройства, обеспечивающие очистку, обезвреживание и обеззараживание вредных веществ, попадающих в атмосферный воздух, землю, канализационные системы и водные объекты; не допускать утечки нефтепродуктов на складах ГСМ, в автопарках, при заправке боевых машин и другой военной техники, работе на ней и при её обслуживании; следить за соблюдением мер безопасности и предотвращать утечку агрессивных жидкостей, моющих растворов, лаков и красителей на пунктах обслуживания аккумуляторных батарей, технического обслуживания и ремонта техники; не допускать длительной работы автомобильного транспорта и другой техники на холостом ходу в расположении автопарков, жилого и казарменного фонда; своевременно докладывать обо всех случаях нанесения вреда природной среде и принимать меры по возможному предотвращению и ликвидации последствий загрязнения окружающей природной среды и нанесению ей ущерба.

Осуществляя экологическую функцию российское государство должно учитывать, что смысл всей политики - это сбережение людей,

1 Корякин В.М. Введение в теорию военного права: Моногр. // Рос. военно-правовой сб. 2007. № 9. С. 36.

умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому усилия должны быть направлены на поддержку традиционных ценностей, семьи, на демографические программы, на улучшение экологии, здоровья людей, на развитие образования и культуры». Благополучие российского народа должно стать главным и незыблемым принципом внутренней и внешней политики России1.

Отметим, что комплекс существующих проблем по обеспечению экологической безопасности в деятельности военизированных организаций не может быть решен без прямого участия государства, что предполагает применение оперативных мер2.

Проведение мероприятий, направленных на обеспечение состояния защищенности интересов личности, общества и государства предъявляют повышенные требования к поддержанию экологической безопасности.

Библиография:

1. Бакович, М. Н. Некоторые особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности / М. Н. Бакович // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2010. - № 6(156). - С. 40-41. - EDN THERIT.

2. Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии. М. : ЭКСМО-ИЗиСП, 2010. - 528 с. С. 46.

3. Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Государство и право. - 2008. - № 9. - C. 30-42.

4. Бурков В.Н., Грацианский Е.В., Дзюбко С.И., Щепкин А.В. Модели и механизмы управления безопасностью. - М.: Синтег, - 2001. - 160 с. С. 125.

5. Гамыла О.Н. Правовое регулирование экологической экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид.

наук. М., 2008. С. 1-3. 45.

Дикаев С.У. Об угрозах безопасности России и не извлечённых уроках истории // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2015. - № 2 (37). - С. 42-

7. Корякин В.М. Введение в теорию военного права: Моногр. // Рос. военно-правовой сб. 2007. № 9. С. 36.

8. Никчемная Е.А. Право как средство государственного стратегического планирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2012. - С. 7, 8.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: ООО «А Темп», 1997. - 944 с.

10. Юнак А.И. Проблемы обеспечения экологической безопасности в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации // Экологическая безопасность России: проблемы правоприменительной практики. Сборник научных трудов. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - С. 152.

References:

1. Bakovich, M. N. Some features of bringing military personnel to administrative responsibility / M. N. Bakovich // Law in the Armed Forces - Military-legal review. -2010. - № 6(156). - PP. 40-41. - EDN THERIT.

2. Bogolyubov S.A. Lawmaking in the field of ecology. Moscow : EKSMO-IZiSP, 2010. - 528 p. p. 46.

3. Brinchuk M.M. Ensuring environmental safety as a legal category // State and law. - 2008. - № 9. - C. 30-42.

4. Burkov V.N., Graziansky E.V., Dzyubko S.I., Shchepkin A.V. Models and mechanisms of safety management. - M.: Sinteg, - 2001. - 160 p. s. 125.

5. Gamyla O.N. Legal regulation of environmental expertise in the Armed Forces of the Russian Federation: Abstract. dis. ... cand. jurid. M., 2008. pp. 1-3.

6. Dikaev S.U. About threats to Russia's security and the lessons of history not learned // Criminology: yesterday, today, tomorrow. - 2015. - № 2 (37). - Pp. 42-45.

7. Koryakin V.M. Introduction to the theory of military law: Monograph. // Russian Military Law Collection 2007. No. 9. p. 36.

8. Nikchemnaya E.A. Law as a means of state strategic planning: abstract. dis. ... cand. jurid. sciences. - M., 2012. - p. 7, 8.

9. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions. - M.: LLC "A Temp", 1997. - 944 p.

10. Yunak A.I. Problems of ensuring environmental safety in the activities of the Armed Forces of the Russian Federation // Environmental safety of Russia: problems of law enforcement practice. Collection of scientific papers. - St. Petersburg: Legal Center Press, 2003. - p. 152.

1 Дикаев С.У. Об угрозах безопасности России и не извлечённых уроках истории // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2015. - № 2 (37). - С. 42-45.

2 Юнак А.И. Проблемы обеспечения экологической безопасности в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации // Экологическая безопасность России: проблемы правоприменительной практики. Сборник научных трудов. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - С. 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.