Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
913
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENTAL SAFETY / ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / SOURCES OF POLLUTION / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РФ / ARMED FORCES / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ / THE ENVIRONMENTAL SUPPORT OF THE ARMED FORCES / ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / MILITARY ENVIRON- MENTAL SERVICE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Ежов Ю.А.

В последнее время экология, окружающая среда, экологическая безопасность прочно стали объектом государственной политики и элементом национальной безопасности государства. Человечество, с одной стороны, уходит от угрозы ядерной войны, а с другой приближает себя к экологической катастрофе. Более века назад в международном праве появились нормы, направленные на охрану окружающей среды во время военных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL SECURITY AND THE ARMED FORCES

Recently, ecology, environment, environmental security firmhave been the object of public policy and part of the national security state. Humanity, on the one hand, leaving the threat of nuclear war, and the other brings himself to environmental disaster. More than a century ago, in international law there rules aimed at protecting the environment during the war.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ю.А. ЕЖОВ, доцент кафедры административного и информационного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В последнее время экология, окружающая среда, экологическая безопасность прочно стали объектом государственной политики и элементом национальной безопасности государства. Человечество, с одной стороны, уходит от угрозы ядерной войны, а с другой приближает себя к экологической катастрофе. Более века назад в международном праве появились нормы, направленные на охрану окружающей среды во время военных действий.

Ключевые слова: безопасность, экологическая безопасность, источники загрязнения окружающей среды, Вооруженные Силы РФ, экологическое обеспечение Вооруженных Сил РФ, военная экологическая служба.

Y.A. EZHOV, Associate Professor of the Administrative and Information Law Department of the Finance University under the Government of the Russian Federation, PhD.

ENVIRONMENTAL SECURITY AND THE ARMED FORCES

Recently, ecology, environment, environmental security firm have been the object of public policy and part of the national security state. Humanity, on the one hand, leaving the threat of nuclear war, and the other brings himself to environmental disaster. More than a century ago, in international law there rules aimed at protecting the environment during the war.

Keywords: safety, environmental safety, sources of pollution, the Armed Forces, the environmental support of the Armed Forces, military environmental service.

В наше время в ряде западных стран под эгидой Комитета НАТО, в период 80-х - 90-х годов выполнено несколько международных проектов «Вооруженные силы и окружающая среда». Они явились основой для активной и конструктивной практической деятельности, проводимой военными ведомствами этих стран по обеспечению экологической безопасности вооруженных сил. Можно отметить, что с началом «строительства» российских Вооруженных Сил вопросам соблюдения экологического законодательства явно уделялось недостаточно внимания. Лишь в 1992 году в составе Министерства обороны РФ было создано Управление экологии и специальных средств защиты. В 1992-1995 годах на уровне Совета Безопасности, Правительства РФ и Министерства обороны РФ, был принят ряд решений в этой области, что, по существу, явилось первым шагом в создании новой системы обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил РФ.

Обеспечения безопасности страны (национальной безопасности) обычно связывают с защитой от изменений, навязываемых ей изнутри или извне посредством незаконного применения силы или угрозы использования силы. Важным составным элементом национальной безопасности является экологическая безопасность — совокупность свойств объектов Вооруженных Сил РФ, окружающей их среды обитания и состояние организационных мер и технических средств, обеспечивающих исключение или сведение к минимуму воздействия неблагоприятных

экологических фактов деятельности Вооруженных Сил на окружающую среду, население, личный состав и объекты Вооруженных Сил РФ.

При выработке стратегии обеспечения экологической безопасности наиболее приемлемыми являются следующие подходы: оборонительный — укрепление экологической безопасности путем уменьшения уязвимости отечественных экосистем от внешних воздействий; адаптивный — усиление приспосабливаемое экосистем к внешним изменениям и, наконец, кооперативный - международное сотрудничество для устранения опасности воздействия на окружающую среду. При рассмотрении путей обеспечения экологической безопасности можно выделить такие виды как: экологически опасные вещества (окислы серы, токсичные соединения, углекислый газ и др.) и физико-химические процессы (тепловое, электромагнитное и др. загрязнения); в каналах распространения: природные (через атмосферные процессы, через почву, по воде) и антропогенные (международный транспорт, импорт экологически опасных технологий, производств, видов продукции, отходов и т.п.).

Источниками загрязнения природной среды на военных объектах в основном обычно выступают: объекты коммунально-бытового назначения; объекты обеспечения жизнедеятельности; районы и места боевой подготовки, само вооружение и военная техника. Объекты первых двух из названных типов относятся к общим для всех воинских частей источникам загрязнения. Два последую-

щих типа объектов могут обладать значительной спецификой — в зависимости от принадлежности их к различным видам Вооруженных Сил и родам войск. Источниками загрязнения, общими для всех воинских частей (независимо от принадлежности к определенному виду Вооруженных Сил и роду войск), могут быть названы: казарменный и жилой фонд; котельные, пищеблоки, медпункты, банно-прачечное хозяйство; системы канализации, очистные сооружения; подсобные хозяйства; транспортные средства общего назначения; пункты технического обслуживания и ремонта транспортных средств и специальной техники; заправочные пункты, пункты зарядки аккумуляторов, компрессорные станции; склады горючего и смазочных материалов; места сбора бытовых отходов и мусора. Это источники, которые действуют постоянно и не связаны с принадлежностью воинской части (военного объекта). Поэтому их можно условно именовать военно-бытовыми источниками. Они мало отличаются от аналогичных источников гражданских ведомств. Вместе с тем эти источники следует отнести к наиболее неблагоприятным — с точки зрения частоты нарушений ими природоохранного законодательства. Причина такого явления кроется в низкой экологической культуре обслуживающего персонала и всех военнослужащих, проявляющейся в отсутствии должного внимания руководящего звена к созданию и поддержанию в исправном состоянии природоохранных и природозащитных сооружений на войсковых объектах — с од-

ной стороны, и в нарушениях природоохранных требований подчиненным составом в быту, при эксплуатации и обслуживании техники, на полевых занятиях и учениях — с другой. Нарушения требований экологического законодательства могут быть устранены в значительной степени мерами воспитательно-образовательного характера. Они в основном допускаются не по злому умыслу, а из-за отсутствия соответствующих знаний, навыков и привычек. Очистка отходящих газов, сточных вод, оборотное водоснабжение и пр., требуют определенных финансовых и материальных затрат, без которых в принципе не могут быть созданы при-родозащитные сооружения при строительстве и модернизации военных объектов. Гораздо сложнее решается проблема со специфическими факторами воздействия (под факторами воздействия на окружающую среду здесь понимается любое абиотическое, биотическое и антропогенное воздействие, оказывающее влияние на процессы, явления или состояние этой среды), свойственным только военным объектам.

К сожалению, удовлетворение материальных потребностей Общества, по крайней мере в настоящее время, не может осуществляться без нанесения определенного ущерба окружающей среде. Однако этот ущерб должен быть по возможности минимальным, так как от сохранения среды обитания зависит существование человека как биологического вида. Вооруженные Силы не могут стоять в стороне от решения столь сложной и актуальной задачи, тем

более что именно они обладают колоссальным природоразрушающим потенциалом, способным уничтожить сложившиеся экосистемы Земли в случае возникновения вооруженных конфликтов. Предотвращение (предупреждение) загрязнения окружающей среды необходимо как при аварийных ситуациях на военных объектах, так и при функционировании их в штатном режиме, когда по тем или иным причинам происходит превышение значений установленных допустимых выбросов, сбросов и лимитов размещения отходов. Предотвращение (предупреждение) загрязнения окружающей среды вследствие деятельности военных объектов в значительной мере может быть осуществлено мерами как организационного, так и технического характера. Меры организационного характера включают в себя следующие основные мероприятия: планирование мероприятий по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду при осуществлении военной деятельности; планирование мероприятий по поддержанию технических средств предотвращения загрязнения в исправном состоянии; соблюдение режимов функционирования указанных технических средств; соблюдение правил работы с потенциальными загрязнителями в соответствии с действующими инструкциями; исключение проливов и утечек нефтепродуктов; сбор и утилизацию масел, кислот, щелочей и других технических жидкостей; сбор, сортировку и удаление производственных и бытовых отходов; исключение наруше-

ний растительно-почвенного покрова и загрязнения водоисточников при передвижениях и действиях войск на местности; сведение к минимуму времени работы двигателей боевых, специальных и транспортных машин на холостом ходу; установление режимов и направлений излучения при работе радиотехнических систем, систем связи и навигации; прекращение работы источников электромагнитного, лазерного, радиационного излучения и исключение выбросов опасных химических веществ, превышающих установленные пределы и т. д.

К мерам технического характера относятся инженерные методы и способы очистки выбросов и сбросов работающих энергетических, производственных, коммунально-бытовых объектов и систем от вредных компонентов до поступления их в окружающую среду. Для их очистки применяются механические, физико-химические, химические, биохимические, термические методы и различные средства. Для очистки и обезвреживания выходящих газов используются самые различные технические устройства и установки: «сухие» и «мокрые» механические пылеулавливатели, фильтрационные установки, пылеосадительные камеры, центробежные конструкции, пенные газоочистители, пылеулавливатели ударно-смывного действия, ультразвуковые аппараты, инерционные пылеулавливатели. В целях очистки сточных и канализационных вод применяются следующие технические устройства: водные отстойники, решеточно-проце-

живающие установки, песколовки, нефтеловушки, барабанно-вакуум-ные фильтрующие установки, центробежные конструкции, дисперсные установки, пенные сепараторы, ультрафиолетовые установки, дегазаторы удаления растворенных газов, окислительные установки.

Предотвращение загрязнения почв и земель на военных объектах осуществляется по следующим направлениям: уничтожение, обезвреживание и утилизация твердых и жидких бытовых отходов; уничтожение, обезвреживание и утилизация отходов сельскохозяйственных предприятий; рекультивация земель.

Для уничтожения твердых отходов используются механические и термические методы. Основными техническими средствами при этом являются механодробилки и специальные печи. Жидкие отходы, как правило, утилизируются полях запахивания. Рекультивация земель предусматривает заравнивание повреждений грунта и засеивание его растительными культурами, наложение на поврежденные участки продуктивного нового грунта. Характер влияния на окружающую среду различных военных объектов, отличающихся своим предназначением, типом выполняемых задач и другими характеристиками, не одинаков. Наиболее опасными в экологическом отношении являются потенциально опасные военные объекты. К таким объектам относятся: радиационно опасные энергетические ядерные установки; склады и базы с элементами ядерного оружия; ядерные иссле-

довательские реакторы; хранилища жидких радиоактивных отходов; хранилища твердых радиоактивных отходов; хранилища отработанного ядерного топлива; места захоронения радиоактивных отходов; химически опасные хранилища и склады химических веществ, в том числе химических боеприпасов (кассет) с боевыми химическими веществами; хранилища и склады боевых химических веществ; места уничтожения и захоронения боевых химических веществ; хранилища и склады компонентов ракетного топлива; взры-во- и пожароопасные - базы, арсеналы, хранилища и склады различного рода боеприпасов, вооружения и военной техники; хранилища, склады и базы горючего и смазочных материалов, агрессивных жидкостей, объемов сжатого воздуха.

С функционированием именно этих объектов, с нарушениями технологических процессов и авариями на них связаны негативные воздействия на окружающую среду. Для деятельности атомного флота, например, характерно накопление и хранение ядерного топлива и радиоактивных отходов на береговых технических базах и специальных плавсредствах. Для ядерных установок характерно то, что даже при безаварийном режиме их функционирования продукты деления (газообразные и летучие изотопы криптона, ксенона, йода) через микроскопические неплотности и дефекты трубопроводов попадают во внешнюю среду. Испытания ядерного оружия, проводящиеся в атмосфере, космосе, под водой, приводят к глобально-

му радиоактивному загрязнению атмосферы и земной поверхности. На таких объектах, как склады и базы ГСМ и других специальных жидкостей, при годовом обороте материалов и веществ, превышающем 50 тыс. тонн, соответствующая утечка составляет 5 - 6 процентов, то есть не менее 2,5-3,0 тыс. тонн. Это ведет в итоге к значительному загрязнению грунтов и подземных вод. Вопрос очистки и восстановления природной среды приобретает особое значение в условиях, когда на объекте возникает аварийная ситуация, связанная с нарушением технологических процессов или выходом их из-под контроля.

В комплекс общих мероприятий по восстановлению природной среды при авариях на радиационно и химически опасных военных объектах входят: оценка типа, характера и источника аварии; определение масштабов аварии и ущерба, нанесенного природной среде; определение комплекса мероприятий по ликвидации последствий аварии и восстановлению природной среды. В комплекс мероприятий по восстановлению природной среды при авариях на ра-диационно опасных военных объектах непосредственно входят также локализация источника аварии и обработка загрязненной территории. Локализация источника аварии предполагает прекращение функционирования объекта и исключение дальнейшего выброса в природную среду радиоактивных веществ. Для обработки загрязненных территорий используются следующие способы: обработка пылеподавляющи-

ми композициями; химико-биологическое задержание; экранирование слоями чистого материала; обволакивание. В качестве пылеподавляю-щих композиций используют битумные эмульсии, поливиниловый спирт, некоторые отходы промышленного производства и другие специальные химические соединения. Химико-биологическое задержание включает в себя в основном рекультивацию земель с использованием таких рецептур, как: минеральные удобрения, смеси многолетних злаковых трав, латекс, торфяная крошка. Большое значение при рекультивации земель придается обработке грунтов методами вспашки, рыхления, фрезерования, дискования. Для экранирования загрязненной территории используют строительные и другие листовые материалы, грунт, глину, песок, щебень. Обволакивание загрязненных территорий предполагает устройство рвов, барьеров (земляных, бетонных) или замораживание грунта. Кроме того, в целях ликвидации последствий аварий производят дезактивацию загрязненных участков, обмыв водной струей, снос загрязненного грунта, зданий, построек и вывоз их с объекта. Практически такие же меры, методы и способы применяют при аварийных утечках ГСМ и агрессивных жидкостей. В то же время здесь имеются и некоторые особенности, которые связаны главным образом с загрязнением больших акваторий. Основными методами восстановления акваторий являются: устройство плавучих боновых заграждений (пленочного или панельного типа);

сжигание нефтепродуктов на воде; использование абсорбирующего (впитывающего) материала (сена, соломы, древесных опилок и др.); сбор нефтепродуктов с воды с помощью эжекторов, мотопомп и т. п.

Локализация проливов и утечек нефтепродуктов на почве осуществляется путем снижения степени испарения нефтепродукта, снижения уровня проникновения его в грунт и ограничения места разлива насыпями и рвами. Для снижения испарения нефтепродукта используют пенообразователи, пенозатвердители, а для снижения проникновения в грунт -структурообразователи, полимерные пленки или применяют метод замораживания грунта. Сбор основной массы нефтепродукта с поверхности почвы может проводиться с использованием различных поглощающих материалов - опилок, торфа, керамзита и др. (так, например, 1 кг опилок поглощает более 2, а 1 кг торфа - около 1,2 кг нефти). В целях очистки грунта, загрязненного нефтепродуктами, применяются следующие методы: удаление загрязненного грунта и захоронение нефтесодержащих шла-мов; удаление основной массы загрязнителя с помощью насосных установок и вакуумных фильтров; продувка почвы воздухом; термическое воздействие на загрязненный грунт. Возможно также использование химических методов, позволяющих превращать токсичные вещества в нетоксичные соединения.

Вооруженные Силы РФ являются одним из крупных экологопользо-вателей. В соответствии с законом «Об обороне», земли, леса, воды и

другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации. Серьезным источником загрязнения окружающей среды является ракетно-космическая деятельность Вооруженных Сил. За многие годы эксплуатации полигонов в ряде районов РФ образовались очаги загрязнения от падения отделяющихся частей ракет с остатками компонентов жидкого ракетного топлива. Остается сложной радиационно-экологи-ческая ситуация в районах базирования Северного и Тихоокеанского флотов и в морях, омывающих северное и дальневосточное побережье страны, в результате деятельности атомного флота и эксплуатации ядерных реакторов, сброса и захоронения радиоактивных отходов в море. На береговых технических базах ВМФ в настоящее время скопилось большое количество отработанного ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов, подводных лодок и надводных кораблей с ядерными и энергетическими установками, выведенными из боевого состава флота. Острую проблему для Вооруженных Сил РФ представ-

ляет загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Около 50% складов и их оборудование устарели. В результате утечки нефтепродукты попадают в поверхностные воды и в подземные горизонты, где образуют линзы. Образовались и требуют ликвидации линзы нефтепродуктов в гарнизонах Мирный, Котлас, Бологое, Тейково, Кострома, Йошкар-Ола, и др.

Из-за нехватки судов-сборщиков льяльных и балластных вод, а также береговых (плавучих) станций по их переработке остается высоким (5-10 ПДК) уровень загрязнения моря в пунктах базирования флота. Серьезную проблему представляет состояние очистных сооружений бытовых отходов в военных гарнизонах. Очистку проходят примерно 28 млн куб. м сточных вод, сбрасываемых объектами Министерства обороны. Плановые задания по вводу в эксплуатацию очистных сооружений в гарнизонах из года в год не выполняются. Из-за насыщенности Вооруженных Сил РФ радиотехническими средствами возникла проблема защиты населения от электромагнитных излучений. В настоящее время особенно острой проблемой для Вооруженных Сил РФ является ликвидация и утилизация большого количества ядерного и химического оружия, вооружения и военной техники, осуществляемые по международным договорам и соглашениям. Сложность решения этих задач определяется отсутствием оптимальных технологий утилизации, которые учитывали бы в полной мере требования экологической безопасности.

Ухудшение состояния окружающей среды оказывает негативное влияние на жизнедеятельность Вооруженных Сил РФ, снижает их боевую готовность.

Система экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ формируется в соответствии с Концепцией экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ, утвержденной начальником Генерального штаба Вооруженных сил 2 февраля 1993 года. Создание и функционирование этой системы обусловливается следующими факторами: наличие постоянной войсковой деятельности, отрицательно влияющей на экосистему, и необходимость комплексного решения экологических проблем армии и флота; несоблюдение требований законодательства РФ по обеспечению защиты окружающей среды в ходе повседневной деятельности Вооруженных Сил, усиление внимания органов государственной власти, общественности и международного сообщества к вопросам экологической безопасности военно-промышленного комплекса; необходимость учета влияния экологической обстановки на деятельность Вооруженных Сил РФ в мирное и военное время; участие Вооруженных Сил РФ в программах уничтожения ядерного, химического и обычного вооружения и повышение значимости экологических аспектов этих программ.

Под экологическим обеспечением Вооруженных Сил РФ понимается комплекс правовых, экономических, социальных, научно-теоретических и организационно-технических ме-

роприятий, осуществляемых ими в мирное и военное время, направленных на сохранение и восстановление окружающей среды в ходе деятельности Вооруженных Сил РФ и обеспечение решения задач войсками и силами флота в условиях воздействия экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов. Целью экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ является достижение экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил РФ и защита личного состава, вооружения и военной техники в условиях воздействия неблагоприятных экологических факторов.

Основными принципами экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ являются: сохранение жизни и здоровья человека и окружающей среды при решении задач Вооруженными Силами РФ в мирное время; выполнение боевых задач Вооруженными Силами в военное время с учетом, по возможности, экологических аспектов и соблюдения международных актов по экологии; соблюдение требований национального экологического законодательства; научно обоснованное сочетание потребностей повышения боевого потенциала Вооруженных Сил РФ и необходимости обеспечения их экологической безопасности. Основными задачами экологического обеспечения Вооруженных Сил в мирное время являются: контроль за состоянием окружающей среды и прогноз экологической обстановки в районах дислокации и боевой подготовки войск и сил флота, включая создание автоматизированной системы эколо-

гического мониторинга в Вооруженных Силах; нормативно-правовое обеспечение деятельности Вооруженных Сил с учетом требований их экологической безопасности, включая обеспечение выполнения в Вооруженных Силах РФ законодательных и нормативных актов государства в области охраны экосистемы страны; разработку норм и правил по экологической безопасности с учетом специфики деятельности Вооруженных Сил; экологическую паспортизацию военных объектов и др.; планирование и осуществление мероприятий экологического обеспечения в повседневной деятельности и в ходе боевой подготовки войск и сил флота, включая строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию природоохранных сооружений и установок; организацию сбора и утилизации экологически опасных отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности и боевой подготовки; проведение работ по восстановлению экосистемы в местах дислокации и боевой подготовки войск и др.; ликвидация последствий экологических катастроф и чрезвычайных ситуаций, произошедших в результате деятельности войск и сил флота или в местах их дислокации; проведение экологических экспертиз, оценка ущерба окружающей среде в результате действий войск и сил флота; участие в экологическом обеспечении процесса утилизации и уничтожения ядерного, химического и обычного вооружения; разработка и осуществление мероприятий по защите здоровья и боеспособности личного состава армии и флота в ус-

ловиях воздействия на них неблагоприятных экологических факторов; военно-научное обеспечение основных направлений экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ; оснащение Вооруженных Сил РФ приборами и оборудованием для контроля состояния и восстановления экосистемы; подготовка специалистов, экологическое обучение и воспитание военнослужащих.

Таким образом, экологическое обеспечение является одним из элементов повседневной деятельности Вооруженных Сил РФ в мирное время. В статье 41 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» говорится: «Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды».

Перечень чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники, определяется законодательством Российской Федерации. Таким образом, ФЗ РФ «Об охране окружающей

среды» распространяет экологические требования, установленные для размещения строительства и эксплуатации предприятий и иных хозяйственных объектов, на всю военную деятельность, размещение, строительство и эксплуатацию военных и оборонных объектов. Должностным лицам органов государственного экологического контроля предоставлено право в установленном порядке посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; Таким образом, военная сфера, создающая наиболее высокий процент вредного воздействия на природную среду, была возвращена в систему гражданского правого регулирования охраны окружающей среды. Вместе с тем учитываются специфические особенности функционирования данной отрасли. В частности, предварительное согласование мест строительства объектов военной деятельности подчиняется требованиям сохранения государственной тайны.

В Вооруженных Силах РФ действует система органов государственного экологического контроля, определенная главой XI Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».

Она дополняется ведомственными органами контроля - инспекция-

ми охраны окружающей природной среды. Эти инспекции осуществляют проверку выполнения законодательства об охране природы и рациональном природопользовании в воинских частях, на других военных объектах. Инспекции вправе: вносить в органы военного управления предложения о запрещении или приостановлении эксплуатации коммунальных сооружений, производственных и хозяйственных объектов, о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в совершении экологических правонарушений. Указанные меры дополняются экологическим мониторингом, который существует в вооруженных Силах РФ, паспортизацией военных и оборонных объектов, обязательной экологической экспертизой вооружения, техники и военных объектов.

С 1992 г. в составе Министерства обороны РФ организовано управление экологии и специальных средств защиты. Помимо контроля это управление выполняет функцию организатора мероприятий по уменьшению негативного воздействия Вооруженных Сил на окружающую природную среду. В состав управления входят экологические службы военных округов. Они займут основное место в экологической работе Министерства обороны. В структуре такой службы — инспекционные группы, экологические лаборатории, экологический батальон для очистки и оздоровления окружающей природной среды. В частях военного округа создаются экологические группы, взводы, полигоны. Военная экологическая служба работает в тесном кон-

такте с территориальными органами Минприроды РФ.

В настоящее время в системе национальной безопасности РФ все большее значение приобретает обеспечение экологической безопасности. Учитывая, что обеспечение экологической безопасности взаимосвязано с обеспечением экономической, политической военной и другими составляющими национальной безопасности, а экологические проблемы охватывают все отрасли народного хозяйства, меры по обеспечению экологической безопасности должны возлагаться на все министерства и ведомства РФ, включая Министерство обороны.

При решении проблем обеспечения экологической безопасности Вооруженные Силы РФ рассматриваются со следующих позиций: в силу специфики деятельности армии и флота, их насыщенности сложными энерго- и материалоемкими техническими системами, Вооруженные Силы являются реальным и потенциальным источником загрязнения экосистемы; сами Вооруженные Силы осуществляют свою деятельность порой в очень неблагоприятной экологической обстановке, связанной с функционированием промышленности, энергетики и транспорта, и должны принимать меры для обеспечения безопасности и сохранения здоровья личного состава, членов семей и жителей военных городков; Вооруженные Силы обладают мощным материальным и научно-техническим потенциалом, являются хорошо организованным и мобильным организмом, который способен участвовать в реше-

нии как собственных, так и государственных экологических проблем. Библиографический список:

1. Довгуша В.В., Кудрин И. Д., Тихомиров М.Н. Введение в военную экологию. М., 1995.

2. Богомолов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2011.

3. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для Вузов. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.