Doi 10.475776/2712-7516_2020_4_1_35 уДК 504.054:355/359
экологическая безопасность в системе экономики
войскового хозяйства
Головинский Владимир Васильевич,
доцент, Военный университет Министерства обороны Российской
Федерации, РФ, г. Москва, e-mail: golw54@mail.ru
Реферат. Составной частью национальной безопасности России является экологическая безопасность, которая тесно связана с государственной, общественной, оборонной, информационной и иными видами безопасности страны. Деятельность соединений и воинских частей (военных учреждений) представляет особую опасность для районов их сосредоточения и в целом для окружающей среды всей планеты. Это обусловлено специфичностью средств и методов, которые используют воинские формирования для достижения стоящих перед ними целей. Объектами воинской части, которые могут негативно влиять на окружающую среду, являются котельные на твердом, жидком или газообразном топливе. Данные объекты осуществляют выброс в атмосферу большого количества токсичных газов, сажи и других продуктов горения. Все виды вооружения, военной и специальной техники выбрасывают выхлопные газы, составляющие продукты сгорания горючего и твердого топлива. Влияние на окружающую среду оказывают и неочищенные канализационные стоки, которые образуются в результате жизнедеятельности личного состава воинских частей. Соответственно, воинские части, расквартированные в определенной местности, обязаны обеспечивать соответствующую экологическую безопасность, то есть обеспечивать состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Ключевые слова: экологическая безопасность; национальная безопасность; войсковое хозяйство; военная экономика; материально-техническое обеспечение.
udc 504.054:355/359
environmental safety in the system of the economy
of the military economy
Golovinsky vladimir vasilievich,
Associate Professor, Military University of the Ministry of Defense of the Russian
Federation, RF, Moscow, e-mail: golw54@mail.ru
Abstract. An integral part of Russia's national security is environmental security, which is closely related to the state, public, defense, information and other types of the country's security. The activities of formations and military units (military institutions) pose a particular danger to the areas of their concentration and, in general, to the environment of the entire planet. This is due to the specificity of the means and methods that are used by military formations to achieve their goals. The objects of the military unit that can negatively affect the environment are boiler houses using solid, liquid or gaseous fuels. These objects release into the atmosphere a large amount of toxic gases, soot and other combustion products. All types of weapons, military and special equipment emit exhaust gases that are products of combustion of fuel and solid fuels. The impact on the environment is also exerted by untreated sewage, which are formed because of the vital activity of the personnel of military units. Accordingly, military units stationed in a certain area are obliged to ensure appropriate environmental safety, that is, to ensure the state of protection of the natural environment and vital human interests from the possible negative impact of economic and other activities, natural and man-made emergencies, and their consequences.
Keywords: environmental safety; National security; military economy; military economy; material and technical support.
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право проживать в условиях благоприятной окружающей среды. Это право закреплено Конституцией страны. Однако
Основным законом России на граждан возлагается и обязанность сохранения природных условий жизни и бережного отношения к природным богатствам нашей Родины, кото-
рые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Действующее законодательство определяет, что компоненты природной среды, природные объекты и комплексы являются объектами охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения, которые являются следствием негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека или организаций.
Коренное улучшение экологической ситуации является одной из важнейших задач государства. Сохранение и оздоровление окружающей среды составляют национальные интересы страны в экологической сфере. Из этого следует, что составной частью национальной безопасности России является экологическая безопасность. Она тесно связана с государственной, общественной, оборонной, информационной и иными видами безопасности. Тем самым, наряду с экономической, социальной и военной экологическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности Российской Федерации.
Деятельность соединений и воинских частей (военных учреждений) представляет особую опасность для состояния районов их сосредоточения и в целом для окружающей среды всей планеты. Это обусловлено специфичностью средств и методов, которые используют воинские формирования для достижения стоящих перед ними целей. В первую очередь, причиной огромных жертв и разрушений являются боевые действия войск, ведущиеся на большую глубину и захватывающие огромные пространства.
Не только боевые действия наносят ущерб окружающей среде, но и повседневная деятельность воинских частей. В районах размещения воинских частей и различных военных объектов на природную среду оказывает влияние радиационное, световое, тепловое, химическое, шумовое, электромагнитное воздействие. Загрязнение районов размещения войск осуществляется путем засорения бытовыми и хозяйственными отходами. Также на экологическую ситуацию влияют нерациональное использование природных ресурсов и нарушение технологий применения вооружения, военной и специальной техники.
Большинство этих факторов прямо или косвенно воздействует не только на природу, но и на сами войска (силы флота). Сохранение окружающей среды, улучшение экологической ситуации в районах развертывания воинских частей (военных учреждений) в нынешнее время стоит очень остро. В последние десятилетия возникла особая проблема военной теории и практики - проблема экологической безопасности.
Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропоген-ных объектов, а также антропогенных объектов включается в понятие окружающей воинские части и военные учреждения среды.
Любое воинское формирование (от отдельного подразделения до военного округа) можно рассматривать как специфическую военную экологическую систему. Главными ее элементами являются личный состав воинской части, служебные и домашние животные, вооружение, военная и специальная техника. К элементам экологической системы также относятся строения воинской части различного назначения, а также окружающая природная среда в пункте постоянной дислокации или местности, где осуществляется та или иная военная деятельность.
Объектами воинской части, которые могут негативно влиять на окружающую среду, являются котельные на твердом, жидком или газообразном топливе. Данные объекты осуществляют выброс в атмосферу большого количества токсичных газов, сажи и других продуктов горения. Все виды вооружения, военной и специальной техники выбрасывают выхлопные газы, составляющие продукты сгорания горючего и твердого топлива. Влияние на окружающую среду оказывают и неочищенные канализационные стоки, которые образуются в результате жизнедеятельности личного состава воинских частей.
Из этого следует, что воинские части, расквартированные в определенной местности, обязаны обеспечивать соответствующую экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Данное понятие в
полной мере относится и к военнослужащим, и к повседневной деятельности войск.
Огромную опасность для экологии представляют твердые бытовые отходы воинских частей, которые сложно собирать и утилизировать. К ним относятся пищевые отходы войсковых столовых и жителей военных городков, различный мусор, содержащий вредные и опасные компоненты, материалы от разборки аккумуляторов, бытовые батарейки, комплектующие оргтехники и бытовых приборов. Канализационные стоки, образуемые в результате водоотведения из объектов казарменно-жилого фонда, домов офицерского состава и других объектов коммунально-эксплуатационного обеспечения, требуют предварительной очистки. Она необходима до слива этих стоков на рельеф или в открытые водоемы, ручьи и реки.
Любые нефтепродукты, пролитые на грунт, представляют опасность для окружающей среды. Компоненты жидкого ракетного топлива, все виды горючего и жидкого котельного топлива обладают высокой токсичностью и могут представлять особую опасность для растительного и животного мира.
На территориях воинских частей и прилегающих к ним зонах в результате хозяйственной деятельности остается большое количество различных металлических и пластмассовых емкостей, в том числе от ядовитых жидкостей. Все они не могут утилизироваться обычным порядком, а требуют предварительной дегазации, дезактивации или дезинфекции. В этих же районах остается большое количество металлолома от списанного вооружения и военной техники. Все это засоряет окружающую среду и не обеспечивает необходимую экологическую безопасность.
Основная деятельность воинских частей в мирное время - плановая боевая подготовка личного состава и связанная с ней хозяйственная деятельность. Наряду с подготовкой войск на руководящий состав воинских частей возлагается ответственность за обеспечение экологической безопасности. Планировка военных городков и строительство в них различных объектов сопряжено с соблюдением экологических требований. А это является одним из направлений развития войскового хозяйства. Из этого следует, что экологическая безопасность хозяйственных
объектов воинских частей и военных учреждений напрямую связана с их экономической деятельностью.
Рассматривая экономическую составляющую обеспечения экологической безопасности воинской части, необходимо отметить, в первую очередь, налаживание взаимодействия с местными федеральными органами исполнительной власти, предоставляющими услуги по удалению нечистот с территории воинской части, включая твердые бытовые отходы. Согласование деятельности с ними напрямую сопряжено с взаиморасчетами воинских частей по вопросам обеспечения экологической безопасности. В некоторых случаях расквартирование воинских частей осуществляется в непосредственной близости с лесными массивами. В этом случае требуется организация взаимодействия с органами лесоохраны по использованию лесных угодий, прилегающих к их территориям и относящихся к лесным хозяйствам Министерства обороны Российской Федерации.
Помимо этого, требуется принятие мер по предотвращению или уменьшению негативного воздействия на окружающую среду и устранению последствий этого воздействия. Все указанные меры подразумевают обязательное финансирование воинских частей, занимающихся боевой подготовкой и осуществляющих хозяйственную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды.
Органы местного самоуправления принимают на местах меры по охране окружающей среды. Такое положение отражено в федеральных законах и других нормативно-правовых актах Российской Федерации. Деятельность, связанная с экологической безопасностью субъектов Федерации, закреплена законами и правовыми актами, уставами муниципальных образований и нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно этим нормативно-правовым документам со всех объектов и ор -ганизаций, в том числе и с воинских частей, взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. Выплаты осуществляются за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы их в водные объекты, хранение, захоронение отходов деятельности и потребления.
Оплата негативного воздействия на окружающую среду, согласно бюджетному законодательству Российской Федерации, зачисляется в бюджеты бюджетной системы страны. В связи с тем, что с личным составом воинских частей и военных учреждений проводится боевая подготовка с использованием военной и специальной техники, оказывается негативное влияние на окружающую среду. Ведение войскового хозяйства также сопряжено с воздействием на природную среду в местах дислокации частей (учреждений) и территорий, прилегающих к ним. Поэтому на военные организации наложены обязанности по оплате экологических расходов.
Отдельным направлением деятельности органов военного управления всех уровней является обеспечение экологической безопасности в районах развертывания воинских частей и военных учреждений. Ответственность, обязанности и полномочия органов во -енного управления всех уровней и воинских частей по обеспечению экологической безопасности включаются отдельным пунктом в положения об органах военного управления и о воинских частях.
В местах расквартирования войск (сил флота) обеспечение экологической безопасности осуществляется по территориальному принципу, который предусматривает выполнение органами военного управления задач обеспечения экологической безопасности в отношении воинских частей, исходя из территорий их дислокации (базирования) в границах военного округа (флота) независимо от подчиненности. Распределение зон ответственности между органами военного управления производит командующий войсками военного округа по территориальному принципу обеспечения экологической безопасности.
С целью обеспечения экологической безопасности в пределах своей компетенции на территории и вблизи военных объектов в воинских частях создается экологическая служба. Если в воинской части или учреждении служба не предусмотрена основным штатом, то приказом командира части назначается должностное лицо, отвечающее за экологическую безопасность.
Обеспечение экологической безопасности является одним из пунктов выполнения требований контроля хозяйственной дея-
тельности воинской части. Все отведенные воинским частям земельные участки должны использоваться по назначению с соблюдением мер охраны окружающей среды. Ответственность за выполнение мер экологической безопасности на закрепленных территориях и объектах материально-технической базы возлагается на должностных лиц воинской части, ведущих войсковое хозяйство.
Личный состав воинской части в своей повседневной жизни обязан предотвращать причинение вреда окружающей среде, а также предупреждать происшествия и аварии. На руководящий состав частей и военных учреждений накладывается ответственность по восстановлению окружающей среды в результате боевой подготовки или хозяйственной деятельности. При этом все источники загрязнения окружающей среды воинской части должны быть поставлены на учет, в подразделениях должен постоянно проводиться ведомственный экологический контроль. Командование воинской части обязано наладить взаимоотношение с органами власти на местах с целью организации взаимодействия по обеспечению экологической безопасности.
Взаимоотношения воинских частей с органами местного самоуправления в области охраны окружающей среды основываются на действующем законодательстве Российской Федерации. Однако большая часть вопросов сводится к выплатам воинскими частями за негативное воздействие на окружающую среду. Заключение договоров по обращению с твердыми бытовыми отходами с местными мусороуборочными организациями не всегда решает проблемы своевременного их сбора, вывоза и утилизации. Это связано с удаленностью воинских частей от полигонов для утилизации мусора и отсутствием специального транспорта.
Если проблемы экологической безопасности и защиты окружающей среды воинскими частями и военными учреждениями, расквартированными в крупных населенных пунктах, решаются через органы местного самоуправления, то воинские части, расквар -тированные отдельно от населенных пунктов и в удаленной местности, производят коммунальные услуги самостоятельно и вынуждены принимать меры по соблюдению правил экологической безопасности. В этих случаях
для вывоза твердых бытовых отходов с территорий военных городков муниципальные органы управления не предоставляют специализированный транспорт. Для вывоза собранного мусора воинские части вынуждены использовать свои автомобили транспортной группы. В этих условиях утилизация на полигоны бытовых и промышленных отходов не всегда возможна из-за их большой удаленности. Обеспечить экологическую безопасность и охрану окружающей среды воинским частям бывает затруднительно.
Органы государственной власти на местах, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды в составе комитетов или комиссий, по сути дела, выполняют контролирующую функцию. Отслеживание своевременных выплат с организаций и предприятий различных форм собственности, в том числе воинских частей и военных учреждений, наложение на них штрафных санкций - это все, что могут местные органы власти в вопросах обеспечения экологической безопасности.
Исходя из этого, в распоряжении комиссий или комитетов при местных органах государственной власти должны быть силы и средства для строительства объектов, обеспечивающих защиту окружающей среды от негативного воздействия, а также предоставление услуг по очистке территорий организаций и предприятий, в том числе воинских частей и учреждений. К этим силам и средствам должны относиться строительные организации, которые в состоянии строить объекты, предназначенные для очистки канализационных стоков и улавливания вредных выбросов в атмосферу. Целесообразно данные объекты располагать в непосредственной близости от воинских частей и учреждений. При этом после ввода объектов в эксплуатацию воинские части и другие организации обязаны оплачивать их дальнейшее функционирование.
Для обращения с твердыми бытовыми отходами в распоряжении местных органов власти должны быть автотранспортные предприятия, укомплектованные специальной техникой, предназначенной для сбора и вывоза с территорий военных городков бытового и иного мусора. Эти работы могут передаваться коммерческим структурам на конкурсной основе. Данные услуги должны
предоставляться на договорных условиях и оплачиваться воинскими частями с соответствующих статей бюджетной классификации Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, любое воинское формирование, расквартированное на определенной местности и осуществляющее повседневную деятельность войск, является субъектом, негативно влияющим на окружающую среду и нарушающим экологический баланс. Главными элементами экологической системы воинской части могут быть личный состав, вооружение, военная и специальная техника.
Боевая подготовка и другая повседневная деятельность воинских частей оказывает негативное воздействие на окружающую среду в местах их дислокации. Исходя из этого, воинские части, являясь хозяйствующими субъектами, обязаны осуществлять оплату в различные бюджеты за негативное воздействие на окружающую среду, а также услуги местных органов власти по утилизации отхо -дов и очистке стоков либо производить это своими силами.
Экологическую безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации обеспечивает комплекс мер правового, организационно-технического, социально-экономического, воспитательного и иного характера. Эти меры проводятся в целях защиты жизненно важных интересов военнослужащих, гражданского персонала, населения от возможного негативного воздействия деятельности Вооруженных Сил, предотвращения и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В воинских частях, ведущих войсковое хозяйство, на экологическую службу либо на отдельное должностное лицо возлагается ответственность за выполнение на закрепленной территории и объектах материально-технической базы мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Должностные лица воинских частей в пределах своей компетенции отвечают за обеспечение экологической безопасности подчиненных подразделений и объектов. Они же обязаны обеспечивать организацию взаимодействия с местными органами власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Список литературы:_
1. Об охране окружающей среды : федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017). - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об экологической экспертизе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) : федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ (ред. от 28.12.2017). - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории : федеральный закон от 10.07.2001 № 92-ФЗ (ред. от 25.06.2012). - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации : приказ Министра обороны Российской Федерации 2014 г. № 333. - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации : приказ Министра обороны Российской Федерации 2015 г. № 530. - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О мерах по обеспечению экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации : приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 15. - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
7. О первоочередных мероприятиях по обеспечению экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации : приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 г. № 107. - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации 2007 г. - Доступ из справочной право -вой системы «КонсультантПлюс».
References:_
1. Ob ohrane okruzhayushchej sredy : federal'nyj zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ (red. ot 31.12.2017). - Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
2. Ob ekologicheskoj ekspertize» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2018) : federal'nyj zakon ot 23.11.1995 g. № 174-FZ (red. ot 28.12.2017). - Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
3. O special'nyh ekologicheskih programmah reabilitacii radiacionno zagryaznennyh uchastkov territorii : federal'nyj zakon ot 10.07.2001 № 92-FZ (red. ot 25.06.2012). - Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
4. Ob utverzhdenii Rukovodstva po vojskovomu (korabel'nomu) hozyajstvu v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii : prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii 2014 g. № 333. - Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
5. Ob utverzhdenii Polozheniya ob organah ekologicheskoj bezopasnosti Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii : prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii 2015 g. № 530. - Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
6. O merah po obespecheniyu ekologicheskoj bezopasnosti Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii : prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii 1999 g. № 15. - Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
7. O pervoocherednyh meropriyatiyah po obespecheniyu ekologicheskoj bezopasnosti pri osushchestvlenii deyatel'nosti Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii : prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii 1997 g. № 107. -Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
8. Ustav Vnutrennej sluzhby Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii 2007 g. - Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».