УДК 502.34
DOI: 10.24411/1728-323X-2019-15065
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, К РАЗЛИЧНЫМ КАТЕГОРИЯМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ФАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Д. С. Зиновьев, м. н. с. отдела проблем охраны окружающей среды ФГБУ «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), [email protected], М. В. Зильберман, д. х. н., ст. науч. сотр. отдела проблем охраны окружающей среды ФГБУ «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова (ФБГОУ ВО ПГАТУ им. академика Д. Н. Прянишникова), [email protected], М. В. Черепанов, начальник отдела проблем охраны окружающей среды ФГБУ «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), с[email protected], г. Пермь, Россия, О. В. Морозова, начальник отдела регулирования экологической экспертизы и государственного экологического надзора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России, г. Москва, Россия
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, необходимо поставить на государственный учет. Так, сформированный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлен электронным ресурсом. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», производится распределение объектов по категориям. Для оценки качества распределения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проведен анализ эффективности распределения объектов. Анализ показал, что существующая система критериев отнесения объектов является удовлетворительной. Основными направлениями такой корректировки является изменение количественных критериев, определяющих распределение объектов, осуществляющих одинаковый вид хозяйственной деятельности между категориями I и II.
In accordance with the Federal Law from 1/10/2002 No. 7-FL on Environmental Protection, it is necessary to include the facilities that have negative effect on environment into the state records. Thus, the compiled register of the facilities that have negative effect on environment is submitted as an electronic resource. According to the resolution of the Government of the Russian Federation from 9/28/2015 No. 1029 "On the approval of the criteria of referring the facilities that have negative effect on environment to the facilities of categories I, II, III and IV", the distribution of the facilities on categories is made. For quality assessment of the distribution of the facilities that have negative effect on environment, their distribution efficiency analysis is carried out. The analysis has shown that the existing system of criteria of referring the facilities is satisfactory. The main guideline of the adjustment is the change of the quantitative criteria that define the distribution of the facilities that carry out the same type of economic activity between categories I and II.
Ключевые слова: категорирование, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, критерии, распределение, дифференцирование.
Keywords: categorization, the facilities that make negative effect on environment, criteria, distribution, differentiation.
Введение. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» введены новые понятия с целью распределения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты НВОС) по категориям, в зависимости от уровня воздействия [1].
Формирование и регулирование государственного реестра объектов НВОС осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» [2].
Основополагающим документом для распределения объектов НВОС по категориям является постановление Правительства Российской Федерации от
28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» [3].
Критериями, используемыми для отнесения объектов негативного воздействия к первой, второй и четвертой категориям, являются тип хозяйственной деятельности и ее интенсивность, оцениваемая по производственной мощности объекта.
Реестр НВОС стал первым публично доступным ресурсом, содержащим информацию о негативном воздействии на окружающую среду в Российской Федерации в разрезе отдельных объектов.
Цель настоящей работы состояла в анализе эффективности распределения объектов, внесенных в реестр НВОС, по категориям.
Основная часть. Исходными данными являлся файл, размещенный на сайте onv.fsrpn.ru и содержащий открытые данные реестра НВОС по состоянию на 23.05.2017. В качестве информации, характеризующей отдельный объект, учитывалась его категория и данные об интенсивности воздействия на окружающую среду.
Сведения, характеризующие объем доступной информации об этих характеристиках, представлены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, объекты, содержащие сведения о сбросах и размещении твердых отходов, встречаются в реестре НВОС существенно реже, чем объекты, содержащие сведения о вы-
бросах. Поэтому анализ эффективности распределения объектов по категориям проводился только на основе данных о выбросах.
Поскольку набор веществ, содержащихся в выбросах для отдельных объектов, различался между собой, возникла необходимость введения некоторой обобщенной оценки выбросов. В качестве такой оценки использовалась формула (1).
U = X Vi-Pi,
i = 1
(1)
где и — обобщенная оценка; V — выброс I вещества (тонны в год); Рг — весовой коэффициент
При определении весовых коэффициентов рассматривались две возможности:
— в качестве весовых коэффициентов можно было использовать ставки платежей за выбросы, определенные в [4]. При помощи такого подхода удалось учесть 161 вещество из 1616, присутствующих в данных, и 1 412 597 записей из 1 814 654, содержащихся в реестре;
— в качестве весовых коэффициентов величин, обратных критическим величинам концентраций, содержащимся в [5] (ПДК и ОБУВ). В этом случае удавалось бы учесть все записи и, соответственно, все вещества.
В итоге предпочтение было отдано второму варианту, а весовые коэффициенты определялись по формуле (2).
Таблица 1 Распределение объектов по категориям
Условия отбора в группу Число объектов, отнесенных к категории
I II III IV
Все объекты 5770 28 023 111 385 37 944
Объекты, для которых име- 5407 25 106 102 654 33 218
ются данные о выбросах
Объекты, для которых име- 1065 2003 5228 1222
ются данные об отходах
Объекты, для которых име- 973 3358 3482 74
ются данные о сбросах
Таблица 2 Статистические характеристики объектов НВОС, принадлежащих к различным категориям
Категория Объектов Медиана Отношение квартилей
Все 164 276 4,1774 78,736
I 5355 816,2653 51,067
II 24 839 36,1132 66,284
III 101 687 4,4305 45,645
IV 32 395 0,5333 40,009
P =
1
ПДКсс 1
, если определен ПДКсс
^^ , если не определен ПДКсс, ПДКмр . (2)
но определен ПДКмр
1
ОБУВ
если определен только ОБУВ
Для определения статистических характеристик объекты объединялись в группы по категориям. При выборе статистических характеристик для сравнения отдельных категорий объектов НВОС учитывался тот факт, что исходные данные содержали грубые ошибки. Поэтому в качестве статистических характеристик были выбраны значения медианы и полуширины распределения.
Результаты проведенных расчетов указаны в табл. 2.
Значения медиан выборок, сгруппированных по категориям, образуют убывающую последовательность, представленную на рис. 1.
Сравнение величин отношений квартилей для выборок, сгруппированных по отдельным категориям, с величиной отношения квартилей для вы-
n
логнормальному распределению, определяемому формулой (3).
fx) = exp (-[l—-^] 2д) /x ■■ а • , (3)
где f(x) — дифференциальная функция логнор-мального распределения; x — аргумент распределения; ц, а — параметры распределения.
При этом между параметрами логнормального распределения и статистическими характеристиками имеются соотношения, представленные в табл. 3.
Сопоставление фактических интегральных кривых распределения с результатами расчетов приведено на рис. 2.
Как видно из рис. 2, фактические кривые распределения довольно хорошо совпадают с расчетными кривыми. Таким образом, предположение о соответствии фактических распределений лог-нормальному распределению выглядит правдоподобно, использование выражений, приведенных в табл. 2, для оценки средних значений представляется оправданным.
Оценки средних величин воздействий для отдельных категорий объектов НВОС и распределение доли воздействия по категориям объектов представлено в табл. 4.
Согласно данным табл. 4 использование существующих критериев категорирования объек-
Распределение выбросов для отдельных категорий объектов НВОС
0,0001 0,01 1 100 10000 1000000
Обобщенная оценка выброса (относительные единицы)
0 Все категории факт Все категории расчет Категория I факт Категория I расчет
Категория II факт Категория II расчет О Категория III факт ^^^ Категория III расчет
п Категория IV факт Категория IVpac4er
Рис. 2. Распределение выбросов для отдельных категорий объектов НВОС
Медиана распределения в зависимости от категории объектов, включенных в выборку
щ У-6717Е3-"1" R>= 0,9890
......
а ш
К Еггегврия объекта
Рис. 1. Медиана распределения в зависимости от категории объектов, включенных в выборку
борки с включением всех объектов показывает, что группирование по категориям приводит к формированию более узких групп, чем исходное распределение.
Как видно из рис. 1, представленная последовательность близка к геометрической прогрессии с показателем е2'41 » 11,1.
Для оценки доли воздействия, приходящейся на отдельную категорию объектов, необходимо оценить средние величины воздействия для каждой из категорий.
Для получения таких оценок выдвинуто предположение о том, что распределение объектов по величине обобщенной оценки соответствует
Таблица 3
Связь между статистическими характеристиками и параметрами логнормального распределения
Статистический параметр Выражение через параметр распределения
Медиана распределения Среднее значение Полуширина распределения ехр(ц) ехр(ц + а2/2) 1,35ехр(а)
Таблица 4
Основные характеристики разделения объектов НВОС по категориям
Категория объектов Доля объектов (%) Средняя величина воздействия (относительные единицы) Доля воздействия (%)
I 3,26 52 823,55 69,73
II 15,12 3866,78 23,68
III 61,90 255,12 6,40
IV 19,72 24,22 0,19
тов НВОС приводит к ожидаемым результатам, а именно — формированию относительно узких групп объектов, существенно различающихся между собой.
Понятно, что распределение объектов по категориям, результаты которого показаны в табл. 3, не является единственно возможным. С точки зрения эффективности разделения объектов по категориям наилучшее разделение должно соответствовать следующим условиям:
— средние значения негативного воздействия для категорий объектов образуют геометрическую прогрессию;
— равная размытость распределений для всех категорий.
Указанным условиям соответствует распределение негативного воздействия, определяемое выражением (4):
4
Дх) = Е Щ- ^Щх, ц + (г - 1)- Д|, а), (4)
I = 1
где х — интенсивность негативного воздействия; F(x) — доля объектов, для которой негативное воздействие меньше или равно х; аг- — доля объектов г категории; г — номер категории; LogЩ — интегральная функция логнормального распределения; ц — параметр логнормального распределения | для I категории объектов НВОС; Д| — шаг параметра используемый при расчетах для II, III и IV категорий; а — параметр логнормального распределения а, один для всех категорий.
Доли объектов (аг), а также параметры ц, Д| и а определялись из условия минимизации суммы квадратов разностей между зависимостью Дх), рассчитанной по данным реестра НВОС и по выражению (7).
Сопоставление результатов этих расчетов с результатами разделения объектов, представленных в реестре НВОС, показано в табл. 5.
Из табл. 5 следует, что результаты «наилучшего» и фактического разделения для объектов I категории мало отличаются друг от друга по среднему уровню воздействия и доле объектов в категории. При этом доля воздействия, приходящегося на объекты первой категории, для наилучшего распределения несколько возрастает по сравнению с фактическим распределением. Для остальных категорий различия сводятся в основном к перераспределению доли объектов II и IV категорий и существенном снижении доли воздействия, приходящегося на каждую категорию за исключением первой.
Таким образом, анализ эффективности отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к различным категориям в зависимости от их воздействия на атмосферный воздух показывает, что существующая система критериев отнесения объектов является в целом удовлетворительной, однако допускает отдельные корректировки. Основными направлениями такой корректировки является изменение количественных критериев, определяющих распределение объектов, осуществляющих
Таблица 5
Сопоставление результатов «наилучшего» разделения объектов по категориям с фактическим разделением
Средний уровень Доля объектов Доля воздействия, приходящегося
Категория воздействия (отн. ед.) в категории, % на объекты категории, %
«Наилучшее» Фактическое «Наилучшее» Фактическое «Наилучшее» Фактическое
разделение разделение разделение разделение разделение разделение
I 41 864,71 52 823,55 3,0 3,3 85,6528 69,7336
II 726,40 3866,78 28,3 15,1 13,8330 23,6776
III 12,60 255,12 60,4 61,9 0,5131 6,3953
IV 0,22 24,22 8,3 19,7 0,0012 0,1934
одинаковый вид хозяйственной деятельности между категориями I и II. Кроме того, критерии отнесения объектов НВОС к этим категориям могут изменяться, дополняться или исключаться. В любом случае предложения по изменению отдельных критериев могут быть оценены с точки зрения увеличения или уменьшения эффективности распределения объектов между категориями.
Выводы. Данные, представленные в реестре НВОС, свидетельствуют об удачном формулировании критериев, однако корректировка критериев с целью улучшения является возможной.
Разработаны и опробованы алгоритмы, позволяющие на основе данных реестра НВОС оценить целесообразность корректировки отдельных критериев отнесения объектов НВОС к отдельным категориям.
Библиографический список
1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон № 219-ФЗ [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 09.07.2014]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: постановление № 572 [Правительство Российской Федерации 23.06.2016]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий: постановление № 1029 [Правительство Российской Федерации от 28.09.2015]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах: постановление № 913 [Правительство Российской Федерации от 13.09.2016]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
5. Перечень веществ (атмосфера) ред. от 14.12.2016 (ГН 2.1.6.1338—03, ГН 2.1.6.2309—07, ГН 2.1.6.2177—07). — Режим доступа: http://eco-c.ru/guides/emission (дата обращения 17.05.2018)
EFFICIENCY ASSESSMENT OF REFERRING THE FACILITIES THAT HAVE NEGATIVE EFFECT ON ENVIRONMENT TO VARIOUS CATEGORIES DEPENDING OF THEIR ACTUAL IMPACT
D. S. Zinoviev, Junior Researcher, Federal State Budgetaty Institution "Ural State Research Institute of Regional Ecological Problems" (Federal State Budgetaty Institution UralNII "Ecologia"), [email protected];
M. V. Zilberman, Ph. D. (Chemistry), Dr. Habil., Professor, Federal State Budgetaty Institution "Ural State Research Institute of Regional Ecological Problems" (Federal State Budgetaty Institution UralNII "Ecologia"), Academician D. N. Pryanishnikov Perm State Agrarian and Technological University, [email protected];
M. V. Cherepanov, Head of the Department, Federal State Budgetaty Institution "Ural State Research Institute of Regional Ecological Problems" (Federal State Budgetaty Institution UralNII "Ecologia"), [email protected]. Russian Federation, Perm; O. V. Morozova, Head of the Division of Regulation of environmental assessment and state ecological supervision of Department of State policy and regulation in the sphere of environmental protection of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Russian Federation, [email protected]. Russian Federation, Moscow
References
1. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob ohrane okruzhayushchej sredy" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Fed-eracii: Feder. zakon № 219-FZ [prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 09.07.2014]. — Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tantPlyus". [On the introduction of the amendments to the Federal Law on Environmental Protection and separate acts of the Russian Federation: federal law № 219-FZ [is adopted by the State Duma of Feder. Assam. of the Russian Federations 07.09.2014]. Access from legal-reference system "KonsultantPlus"]. [in Russian]
2. Ob utverzhdenii pravil sozdaniya i vedeniya gosudarstvennogo reestra ob'ektov, okazyvayushchih negativnoe vozdejstvie na okruzhayushchuyu sredu: postanovlenie № 572 [Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii 23.06.2016]. — Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tantPlyus". [On the approval of the rules of creation and maintaining the state register of the facilities that have negative effect on environment: the resolution № 572 [the Government of the Russian Federation 06.23.2016]. Access from legal-reference system "KonsultantPlus"]. [in Russian]
3. Ob utverzhdenii kriteriev otneseniya ob'ektov, okazyvayushchih negativnoe vozdejstvie na okruzhayushchuyu sredu, k ob'ek-tam I, II, III i IV kategorij: postanovlenie № 1029 [Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii ot 28.09.2015]. — Dostup iz sprav.-pra-vovoj sistemy "Konsul'tantPlyus". [On the approval of the criteria of reference of the facilities that have negative effect on environment to the facilities of categories I, II, III and IV: the resolution № 1029 [The Government of the Russian Federation from 09.28.2015]. Access from legal-reference system "KonsultantPlus"]. [in Russian]
4. O stavkah platy za negativnoe vozdejstvie na okruzhayushchuyu sredu i dopolnitel'nyh koehfficientah: postanovlenie № 913 [Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii ot 13.09.2016]. — Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tantPlyus". [On the rates of the fees for the negative effect on environment and additional coefficients: the resolution № 913 [The Government of the Russian Federation from 09.13.2016]. Access from legal-reference system "KonsultantPlus"]. [in Russian]
5. Perechen' veshchestv (atmosfera) red. ot 14.12.2016 (GN 2.1.6.1338—03, GN 2.1.6.2309—07, GN 2.1.6.2177—07). — Rezhim dostupa: http://eco-c.ru/guides/emission (data obrashcheniya 17.05.2018) [The list of substances (atmosphere) of an edition from 12.14.2016 (GN 2.1.6.1338—03, GN 2.1.6.2309—07, GN 2.1.6.2177—07). Access mode: http://eco-c.ru/guides/ emission, date of the address 05.17.2018]. [in Russian]