ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБЛАСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Маслова Екатерина Михайловна
Старший преподаватель кафедры земельного и экологического права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: [email protected]
Обозначены перспективы и направления развития механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в области правовой охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования и экологической безопасности. Анализируется понятие государственно-частного партнерства в сфере охраны окружающей среды. Критически оцениваются положения Федерального закона о ГЧП, которые ограничивают возможность отнесения природных ресурсов к объектам соглашений, не обеспечивают применение ГЧП как рыночного инструмента охраны окружающей среды.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, правовая охрана окружающей среды, рациональное природопользование, экологические проекты
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
IN THE FIELD OF LEGAL ENVIRONMENTAL PROTECTION AND ENVIRONMENTAL MANAGEMENT
Maslova Ekaterina
Urals State Law University (Yekaterinburg), e-mail: [email protected]
The article touches upon prospects for the development of public-private partnership in the field of legal environmental protection, environmental management, and ecological safety. The concept of public-private partnership in the field of environmental protection is analyzed. The author critically estimates the provisions of the Federal Law on Public Private Partnerships that would limit the possibility to refer to the objects of the natural resources agreements and wouldn't provide the use of public-private partnerships as a marketing instrument of environmental protection.
Key words: public-private partnership, legal protection of the environment, environmental management, environmental projects
30 апреля 2012 г. Президентом РФ утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года (далее -Основы)1. Принятие этого нормативного правового акта является важным этапом на пути развития российского экологического законодательства. Основы определяют стратегическую цель, ключевые задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации. В качестве одного из главных механизмов решения задач развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды Основы закре-
1 СПС «КонсультантПлюс».
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»
пляют широкое применение государственно-частного партнерства (ГЧП) при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью.
В свою очередь Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 (далее - Закон) определяет основы государственного регулирования ГЧП, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве. Его целями являются создание правовых условий для привлечения в экономику Российской Федерации инвестиций повышения качества товаров, работ и услуг, обеспечение которыми потребителей относится к ведению органов государственной власти и органов местного самоуправления. Под государственно-частным партнерством в Законе понимается юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера - с другой, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Как видно, цели реализации государственно-частного партнерства не охватывают экологическую сферу, несмотря на то что обеспечение благоприятной окружающей среды является первостепенной задачей государства. Необходимо понимать цели ГЧП более широко, а реализация проектов ГЧП должна быть направлена на достижение таких задач социально-экономического характера, как охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования.
В ч. 1 ст. 7 Закона перечислены объекты соглашения о ГЧП, среди которых к числу экологически значимых можно отнести объекты, используемые для отдыха граждан и туризма (например, природные или дендрологические парки, санаторно-курортные местности и др.) (п. 12); объекты благоустройства территории (включая озеленение городских территорий) (п. 14); объекты, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (п. 13); мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры (п. 15). В ч. 2 ст. 7 Закона установлен запрет на использование имущества, находящегося в исключительной государственной или муниципальной собственности в качестве объекта соглашения о ГЧП.
Все это значительно сужает сферу применения механизмов ГЧП в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, так как, во-первых, практически все природные объекты находятся в государственной собственности и в той или иной степени ограничены в обороте, что обусловлено их особой значимостью для жизни общества и экологии в целом; во-вторых, государственно-частное партнерство должно быть одним из главных механизмов оздоровления эколо-
1 СЗ РФ. 2015. № 29 (Ч. 1). Ст. 4350. Закон вступает в силу 1 января 2016 г. за исключением ст. 46, которая вступает в силу со дня официального опубликования.
гически неблагополучных территорий, основным источником загрязнения которых являются отходы промышленного производства. Таким образом, Закон не отражает экологических приоритетов деятельности государства, установленных Основами, и не позволяет использовать ГЧП в качестве механизма рыночного стимулирования охраны окружающей среды и рационального природопользования. В связи с этим считаем, что в Законе необходимо учесть экологические направления развития государственно-частного партнерства, а в ст. 7 внести перечень исключительных случаев, когда ограниченные или изъятые из оборота объекты природы могут быть объектом соглашения.
За рубежом применение ГЧП имеет давнюю историю и широко распространено, например, во Франции, Великобритании, США, Канаде, Австрии, Бельгии. В нашей стране государственно-частное партнерство является предметом пристального внимание ученых-экономистов, однако в юридической науке исследований по данному вопросу достаточно мало1. Работ, посвященных выявлению и систематизации особенностей, инструментов и механизмов государственно-частного партнерства в сфере правового обеспечения охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности, пока нет, несмотря на то что такая модель взаимодействия государства и частного сектора представляется весьма востребованной.
Вместе с тем реализация принципов ГЧП в сфере экологии является одной из важнейших задач ряда государственных программных и плановых документов. В пример можно привести Государственную программу РФ «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы2, федеральную целевую программу «Чистая вода» на 2011-2017 годы3, Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года4, Основы государственной политики в области охраны защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года5, комплексную стратегию обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации6 и др.
В настоящее время основными сферами развития ГЧП в России являются строительство объектов инфраструктуры, детских садов, школ, спортивных объектов, программы комплексной жилой застройки. Экологическим проектам надлежащего внимания пока не уделяется, хотя, на наш взгляд, они должны быть в числе приоритетных. Как справедливо отмечает Т. В. Петрова, к социально значимым и капиталоемким нужно отнести инвестиционные проекты, направленные на снижение не-
1 См., например: Губанов И. А. Государственно-частное партнерство в реализации функций Российского государства (вопросы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2010; Родин А. А. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в правовом регулировании государственно-частного партнерства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010; Белицкая А. В. Государственно-частное партнерство: понятие, содержание, правовое регулирование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011; Сазонов В. Е. Государственно-частное партнерство в России и за рубежом: административно-правовое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013; Ходырев А. А. Административно-правовое регулирование государственно-частного партнерства на современном этапе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
2 О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-Ф3 (ред. от 20 апреля 2015 г.) // URL: http://www.pravo.gov.ru.
3 Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2010 г. № 1092 (ред. от 2 мая 2013 г.) // СЗ РФ. 2011. № 4. Ст. 603.
4 Приказ Минпромторга РФ, Минсельхоза РФ от 31 октября 2008 г. № 248/482 // СПС «КонсультантПлюс».
5 Распоряжение Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. № 1724-р // СЗ РФ. 2013. № 40 (Ч. 3). Ст. 5096.
6 Приказ Минприроды РФ от 14 августа 2013 г. № 298 // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2013. № 4.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»
гативного воздействия хозяйственной деятельности и восстановление нарушенного состояния окружающей среды (земель, водных объектов и пр.). «Такие проекты зачастую невыполнимы без решения задач по реконструкции и модернизации как собственно производственных объектов, так и объектов инфраструктуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности»1.
Данные проекты позволяют определить приоритеты в выборе наиболее эффективного и ресурсосберегающего способа вложения инвестиций, оценить эколого-эко-номическую пользу планируемых мероприятий для их участников, включая государство. Они также выступают способом привлечения к сотрудничеству различных организаций и специалистов по экологии, экономике, праву и градостроительству, существенно повышают эффективность управления эколого-экономическими рисками, облегчают контроль за реализацией природоохранных мероприятий, служат основой для системного анализа информации в рассматриваемой области2.
Экологические направления развития государственно-частного партнерства можно условно разделить на три группы.
1. Проекты в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. К ним относятся:
переработка и утилизация твердых бытовых отходов (создание межмуниципальных объектов инженерной инфраструктуры, в том числе размещение станций перегрузки, сортировки объектов, их переработки, обезвреживания и захоронения ТБО с привлечением механизмов ГЧП);
реабилитация территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности промышленных предприятий;
предотвращение загрязнения водных объектов сточными водами (путем совершенствования систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод);
экологизация градостроительной деятельности по средствам учета экологических требований в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства при застройке городских территорий.
2. Проекты, направленные на комплексное и рациональное использование природных ресурсов:
освоение новых лесных территорий (строительство лесохозяйственной инфраструктуры);
вовлечение в оборот техногенных месторождений полезных ископаемых.
3. Проекты по созданию особо охраняемых природных территорий и объектов и поддержание их режима.
Наиболее распространенными в настоящее время являются проекты, направленные на благоустройство особо охраняемых природных территорий и городских парков.
Особенно важным видится развитие сотрудничества государства и частного сектора в промышленных центрах. Экологическая обстановка здесь зачастую критическая, наблюдаются устойчивые тенденции к деградации почв, загрязнению водных объектов сточными водами, высокая загазованность атмосферного воздуха. В свете представленной концепции крупные промышленные предприятия - основные загрязнители окружающей среды - могут стать главной движущей силой в реализации и социально значимых инвестиционных проектов.
1 Петрова Т. В. Финансирование в сфере охраны окружающей среды: новые и традиционные подходы // Экологическое право. 2010. № 6. С. 28-33.
2 Лукьянчиков Н. Н, Потравный И. М. Экономика и организация природопользования. М., 2002. С. 448.
Сегодня 30 предприятий оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду Свердловской области. Соглашения о взаимодействии в сфере охраны окружающей среды заключены с девятью из них: Рефтинской ГРЭС, ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод», «Святогор», «Металлургический завод имени Серова», комбинатом «Ураласбест», Первоуральским рудоуправлением, Высокогорским ГОКом, предприятиями «Водоканал» Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Эти организации взяли на себя обязательства по поэтапному снижению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты, объемов размещения отходов производства и потребления до уровня, соответствующего нормативным показателям. Кроме того, в соглашениях предусмотрены совместные действия по выполнению комплекса мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов, благоустройству санитарно-защитных зон и территорий городов присутствия предприятий. В настоящее время в процессе подписания находятся еще шесть соглашений, более десяти - на стадии согласования, поиска эффективных решений и доработки.
Формируется социальное партнерство в сфере экологического туризма в природных парках Свердловской области. Природные парки «Река Чусовая», «Оленьи ручьи», «Бажовские места», на территориях которых расположены памятники природы, исторические объекты, становятся все более популярными объектами туризма и отдыха жителей области1.
В промышленных регионах применение механизмов государственно-частного партнерства является одним из самых перспективных направлений природоохранной деятельности. Правовое регулирование охраны окружающей среды в регионе должно осуществляться с учетом природно-климатических особенностей и основного вида хозяйственной деятельности, развивающегося на данной территории, а законодательство субъектов РФ - отражать специфику экологических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта РФ. В настоящее время региональные законы о ГЧП приняты более чем в 60 субъектах РФ2.
Идею такого партнерства в сфере охраны окружающей среды следует понимать шире, а не сводить исключительно к реализации совместных инвестиционных проектов. Любые формы государственной поддержки субъектов хозяйственной деятельности при решении ими собственных или иных экологических проблем в известном смысле представляют собой государственно-частное партнерство3. По справедливому суждению С. П. Калашниковой, ГЧП означает не только привлечение частного сектора для финансирования инвестиционных проектов на основе доходов, полученных от эксплуатации объектов инфраструктуры, но и применение знаний и опыта управления частного сектора для более эффективной реализации государственных проектов4.
В мировой практике государственно-частное партнерство понимается, как правило, в двух смыслах. «Во-первых, это система отношений государства и бизнеса
1 Пахальчак Г. Ю. О перспективах развития механизмов государственно-частного партнерства в экологической сфере // Дискуссия. 2013. Вып. 9; URL: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=15.
2 Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве: Закон Свердловской области от 23 мая 2011 г. № 28-ОЗ // Обл. газ. 2011. 25 мая; см. также: Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах: Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. №627-100; Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве: Закон Московской области от 8 июня 2011 г. № 80/2011-ОЗ.
3 Там же.
4 Калашникова С. П. Государственно-частное партнерство в целях устойчивого эколого-экономического развития на основе маркетингового подхода // Науч. вестн. МГГУ. 2013. № 11. С. 69.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»
в договорной форме, которая широко используется в качестве инструмента международного, регионального, муниципального, экономического и социального развития. Во-вторых, это конкретные проекты, реализуемые различными государственными органами и бизнесом совместно или только частными компаниями на объектах государственной и муниципальной собственности. За рубежом государственно-частным партнерством принято называть очень широкий спектр бизнес-моделей и отношений. В самом общем смысле этот термин применяется при любом использовании ресурсов частного сектора для удовлетворения общественных потребностей. Сферы применения государственно-частного партнерства в развитых зарубежных странах очень разнообразны. Сотрудничество между партнерами может проходить в рамках различных законодательных структур, с разнообразным диапазоном задач и компетенций»1.
Несмотря на острую необходимость и преимущества использования государственно-частного партнерства в сфере экологии, инвесторы заинтересованы в экологически ориентированном инвестировании лишь формально. «Анализ реализации многих инвестиционных проектов показывает, что в основном они ориентированы на экономическую эффективность без должной разработки и применения системы мер по обеспечению учета публичных экологических интересов»2. Таким образом, приоритетной задачей государства в этой области должна стать выработка механизмов повышения инвестиционной привлекательности и контроля за исполнением экологических требований на всех стадиях реализации проектов государственно-частного партнерства. К сожалению, на данный момент имеющиеся в России экономико- и организационно-правовые механизмы не позволяют эффективно осуществлять мероприятия в указанном направлении.
Библиография
Белицкая А. В. Государственно-частное партнерство: понятие, содержание, правовое регулирование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
Гаипова Т. Ф. Особенности ГЧП в России // URL: http://vestnik-es.vlsu.ru/fileadmin/_temp_/ Gaipova_T.F._Osobennosti_gosudarstvennochastnogo_partnerstva_v_Rossii.pdf.
Губанов И. А. Государственно-частное партнерство в реализации функций Российского государства (вопросы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010.
Калашникова С. П. Государственно-частное партнерство в целях устойчивого эколого-эконо-мического развития на основе маркетингового подхода // Науч. вестн. МГГУ. 2013. № 11.
Лукьянчиков Н. Н., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования. М., 2002.
О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // СЗ РФ. 2015. № 29 (Ч. I). Ст. 4350.
О федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011-2017 годы: постановление Правительства РФ от 22 декабря 2010 г. № 1092 (ред. от 2 мая 2013 г.) // СЗ РФ. 2011. № 4. Ст. 603.
О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ (ред. от 20 апреля 2015 г.) // URL: http://www.pravo.gov.ru.
Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации: приказ Минприроды РФ от 14 августа 2013 г. № 298 // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2013. № 4.
1 Гаипова Т. Ф. Особенности ГЧП в России // URL: http://vestnik-es.vlsu.ru/fileadmin/_temp_/Gaipova_T.F._ Osobennosti_gosudarstvennochastnogo_partnerstva_v_Rossii.pdf.
2 Шаврина Е. В. Правовое обеспечение учета публичных экологических интересов при инвестиционном проектировании // СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. M 1724-р // СЗ РФ. 2013. M 40 (Ч. 3). Ст. 5096.
Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года: приказ Минпромторга РФ, Минсельхоза РФ от 31 октября 2008 г. M 248/482 // СПС «Кон-сультантПлюс».
Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве: Закон Московской области от 8 июня 2011 г. N° 80/2011-ОЗ // URL: http://www.gosbook.ru/node/59642.
Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах: Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. M 627-100 // URL: https://gov.spb.ru/law?d&nd=8442332&prevDoc=891808830.
Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве: Закон Свердловской области от 23 мая 2011 г. M 28-ОЗ (в ред. от 3 декабря 2014 г.) // Обл. газ. 2011. 25 мая.
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года: утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г. // СПС «КонсультантПлюс».
Пахальчак Г. Ю. О перспективах развития механизмов государственно-частного партнерства в экологической сфере // Дискуссия. 2013. Вып. 9; URL: http://www.journal-discussion.ru/publication. php?id=15.
Петрова Т. В. Финансирование в сфере охраны окружающей среды: новые и традиционные подходы // Экологическое право. 2010. M 6.
Родин А. А. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в правовом регулировании государственно-частного партнерства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
Сазонов В. Е. Государственно-частное партнерство в России и за рубежом: административно-правовое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013.
Ходырев А. А. Административно-правовое регулирование государственно-частного партнерства на современном этапе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
Шаврина Е. В. Правовое обеспечение учета публичных экологических интересов при инвестиционном проектировании // СПС «КонсультантПлюс».
Bibliography
Belickaya A. V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: ponyatie, soderzhanie, pravovoe regulirovanie: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2011.
Gaipova T. F. Osobennosti GChP v Rossii // URL: http://vestnik-es.vlsu.ru/fileadmin/_temp_/ Gaipova_T.F._Osobennosti_gosudarstvennochastnogo_partnerstva_v_Rossii.pdf.
Gubanov I. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v realizacii funkcij Rossijskogo gosudarstva (voprosy teorii i praktiki): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2010.
Kalashnikova S. P. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v celyax ustojchivogo ehkologo-ehkonomi-cheskogo razvitiya na osnove marketingovogo podxoda // Nauch. vestn. MGGU. 2013. M 11.
Luk'yanchikov N. N., Potravnyj I. M. Ehkonomika i organizaciya prirodopol'zovaniya. M., 2002.
O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii // SZ RF. 2015. M 29 (Ch. I). St. 4350.
O federal'noj celevoj programme «Chistaya voda» na 2011-2017 gody: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22 dekabrya 2010 g. W° 1092 (red. ot 2 maya 2013 g.) // SZ RF. 2011. M 4. St. 603.
O federal'nom byudzhete na 2015 god i na planovyj period 2016 i 2017 godov: Federal'nyj zakon ot 1 dekabrya 2014 g. W° 384-FZ (red. ot 20 aprelya 2015 g.) // URL: http://www.pravo.gov.ru.
Ob uchastii Moskovskoj oblasti v gosudarstvenno-chastnom partnerstve: Zakon Moskovskoj oblasti ot 8 iyunya 2011 g. W° 80/2011-OZ // URL: http://www.gosbook.ru/node/59642.
Ob uchastii Sankt-Peterburga v gosudarstvenno-chastnyx partnerstvax: Zakon Sankt-Peterburga ot 25 dekabrya 2006 g. W° 627-100 // URL: https://gov.spb.ru/law?d&nd=8442332&prevDoc=891808830.
Ob uchastii Sverdlovskoj oblasti v gosudarstvenno-chastnom partnerstve: Zakon Sverdlovskoj oblasti ot 23 maya 2011 g. W° 28-OZ (v red. ot 3 dekabrya 2014 g.) // Obl. gaz. 2011. 25 maya.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»
Ob utverzhdenii kompleksnoj strategii obrashheniya s tverdymi kommunal'nymi (bytovymi) otxodami v Rossijskoj Federacii: prikaz Minprirody RF ot 14 avgusta 2013 g. № 298 // Normirovanie v stroitel'stve i ZhKX. 2013. № 4.
Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki v oblasti ispol'zovaniya, oxrany, zashhity i vos-proizvodstva lesov v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 26 sentyabrya 2013 g. № 1724-r // SZ RF. 2013. № 40 (Ch. 3). St. 5096.
Ob utverzhdenii Strategii razvitiya lesnogo kompleksa Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: prikaz Minpromtorga RF, Minsel'xoza RF ot 31 oktyabrya 2008 g. № 248/482 // SPS «Konsul'tantPlyus».
Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti ehkologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii do 2030 goda: utv. Prezidentom RF 30 aprelya 2012 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».
Paxal'chak G. Yu. O perspektivax razvitiya mexanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v ehkologicheskoj sfere // Diskussiya. 2013. Vyp. 9; URL: http://www.journal-discussion.ru/publication. php?id=15.
Petrova T. V. Finansirovanie v sfere oxrany okruzhayushhej sredy: novye i tradicionnye podxody // Ehkologicheskoe pravo. 2010. № 6.
Rodin A. A. Vzaimodejstvie mezhdunarodnogo i vnutrigosudarstvennogo prava v pravovom reguli-rovanii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010.
Sazonov V. E. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii i za rubezhom: administrativno-pravovoe issledovanie: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2013.
Shavrina E. V. Pravovoe obespechenie ucheta publichnyx ehkologicheskix interesov pri investicion-nom proektirovanii // SPS «Konsul'tantPlyus».
Xodyrev A. A. Administrativno-pravovoe regulirovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva na sovremennom ehtape: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2013.
О
4 о
m
3
£ w В
и <
w
5 ¡4
и p
S
4
5 ^
2