Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ОРГАНЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ОРГАНЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухлынина Мария Михайловна

В статье проведен анализ деятельности ряда органов, обеспечивающих экологическую безопасность. Обеспечение экологической безопасности страны является одним из приоритетных направлений деятельности государства и его органов, основными задачами которых является защита законных экологических прав и интересов граждан, применение мер юридической ответственности к нарушителям природоохранного и природоресурсового законодательства. Автором исследованы проблемы обеспечения экологической безопасности государственными органами в Российской Федерации. Проанализированы основные нормативные акты в сфере обеспечения экологической безопасности, сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мухлынина Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL SAFETY OF RUSSIA AND THE BODIES THAT ENSURE IT

The article analyzes the activities of a number of bodies that ensure environmental safety. Ensuring the environmental safety of the country is one of the priorities of the state and its bodies, whose main tasks are to protect the legitimate environmental rights and interests of citizens, the application of legal liability measures to violators of environmental and natural resource legislation. The author investigates the problems of ensuring environmental safety by state bodies in the Russian Federation. The main normative acts in the field of environmental safety are analyzed, conclusions are drawn.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ОРГАНЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_119 УДК 349.6

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ОРГАНЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ Environmental safety of Russia and the bodies that ensure it

МУХЛЫНИНА Мария Михайловна,

кандидат юридических наук,

старший научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, Знаменка ул., 10. E-mail: muhlyninamm975@mail.ru;

Mukhlynina Maria M.,

Ph.D (Law), Federal State Budgetary Institution of Science

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (ISL RAS).

10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia.

E-mail: muhlyninamm975@mail.ru

Краткая аннотация: В статье проведен анализ деятельности ряда органов, обеспечивающих экологическую безопасность. Обеспечение экологической безопасности страны является одним из приоритетных направлений деятельности государства и его органов, основными задачами которых является защита законных экологических прав и интересов граждан, применение мер юридической ответственности к нарушителям природоохранного и природоресурсового законодательства. Автором исследованы проблемы обеспечения экологической безопасности государственными органами в Российской Федерации. Проанализированы основные нормативные акты в сфере обеспечения экологической безопасности, сделаны выводы.

Abstract: The article analyzes the activities of a number of bodies that ensure environmental safety. Ensuring the environmental safety of the country is one of the priorities of the state and its bodies, whose main tasks are to protect the legitimate environmental rights and interests of citizens, the application of legal liability measures to violators of environmental and natural resource legislation. The author investigates the problems of ensuring environmental safety by state bodies in the Russian Federation. The main normative acts in the field of environmental safety are analyzed, conclusions are drawn.

Ключевые слова: государственная политика, экологическая безопасность, государственные органы, законодательство, обеспечение экологической безопасности, национальная безопасность.

Keywords: state policy, environmental safety, state bodies, legislation, environmental safety, national security.

Для цитирования: Мухлынина М.М. Экологическая безопасность России и органы ее обеспечивающие // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 119-122. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_119.

For citation: Mukhlynina M.M. Environmental safety of Russia and the bodies that ensure it // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 119-122. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_119.

Статья поступила в редакцию: 16.07.2023

Рациональное природопользование всегда являлось компромиссом между необходимостью наращивания производства и объективными требованиями охраны окружающей среды. Общемировая тенденция все ускоряющихся темпов экономического развития, последствия хозяйственной деятельности, связанные с нанесением вреда окружающей среде, во многих случаях носят трансграничный характер. В этой связи государствам приходится постоянно наращивать усилия и координацию с учетом имеющихся механизмов сотрудничества в области окружающей среды.

Окружающая среда определяет качество жизни будущих поколений, сохранить ее в неизменном состоянии человечеству уже не представляется возможным, но минимизировать свое воздействие на нее в силах современного человека, общества и каждого государства. Интересное представление об окружающей среде у иностранного исследователя Бронфенбреннера У., по его мнению «Экологическая среда задумана как набор вложенных структур, каждая внутри следующей, подобно набору русских матрешек»1.

Одной из концепций, связанных с охраной окружающей среды и снижением экологических рисков, является экологическая безопасность, ее можно рассматривать, как способ защиты человечества от угроз, с которыми сталкивается окружающая среда. Экологическая безопасность стала очень важным аспектом в развитии любого государства. В связи с чем обеспечение экологической безопасности понимается как часть глобальной защиты и имеет международный подход. В настоящее время практически каждая страна имеет свою национальную политику в области экологической безопасности, со временем в глобальном масштабе появилось четкое понимание, что при нарушении требований экологической безопасности может быть причинён экологический, социальный и экономический вред.

Законодательное определение экологической безопасности содержится в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», где в ст. 1 экологическая безопасность представлена как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Сухова Е.А. под обеспечением экологической безопасности понимает систему угроз и организационные, социально-экономические, финансовые, информационные, правовые, технические средства, разработанные и реализуемые с целью предотвращения внутренних и внеш-

1 Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. Experiments by nature and design Harvard university press. Cambridge, Massachusetts, and London, England. 1979. C 3.

них, техногенных и экологических угроз и возможных последствий их действия1.

Обзорно обратившись к истории развития концепции экологической безопасности, можно процитировать слова Портилло Г., что «ключевой момент в истории экологии пришелся на 1980-е годы. Именно здесь стала популяризироваться идея экологической безопасности, включающая социальные, экономические и человеческие элементы. Позднее, в 1990-е годы, ФАО первой ввела понятие «права на безопасность человека» как часть широкого охвата концепции прав человека. Другими словами, люди имеют право на здоровую окружающую среду, в которой они могут жить в гармонии»2. Экологическая безопасность предполагает систему мер по обеспечению защиты человечества и биосферы, считает Остин Э., на государственном уровне разрабатываются определенные законы, защищающие государство от угроз, возникающих в результате антропогенного и природного воздействия на окружающую среду3.

Органы, обеспечивающие экологическую безопасность, выполняют экологическую функцию государства, в эту систему входят правоохранительные органы (органы внутренних дел), суды, специализированные природоохранные прокуратуры, Следственный комитет и иные органы по обеспечению экологической безопасности, охране и защите экологических прав граждан.

Экологическая безопасность каждого гражданина и общества в целом неразрывно связаны с вопросами обеспечения национальной безопасности страны. Одними из стратегических национальных приоритетов при обеспечении и защите национальных интересов Российской Федерации в соответствии с пп. 7 п. 26 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400, являются экологическая безопасность и рациональное природопользование4.

Экологической доктриной Российской Федерации в п. 4 определены пять приоритетных направления деятельности по обеспечению экологической безопасности нашей страны:

Первое направление - обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных

ситуациях;

Второе направление - экологические приоритеты в здравоохранении;

Третье направление - предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

Четвертое направление - предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды;

Пятое направление - контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

В рамках научной статьи рассмотреть подробно каждое из пяти перечисленных направлений деятельности по обеспечению экологической безопасности не представляется возможным, остановимся только на первом (тем более, что оно косвенно перекликается со всеми пятью). Первое направление связано с решением основной задачи - это обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду. Обобщенно большая часть действий в этом направлении связана с тремя видами:

- обеспечение химической и радиационной безопасности, снижение риска воздействия на здоровье человека и природу при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации промышленных и энергетических объектов;

- разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВС РФ), других войск, воинских формирований, в том числе при пусках ракет любого вида и ликвидации экологических последствий вооруженных конфликтов;

- снижение производства и использования токсичных и других особо опасных веществ и отходов (включая радиоактивные отходы и ядерные материалы), обеспечение их безопасного хранения; планомерная ликвидация накопителей токсичных отходов.

Остановимся подробнее на анализе деятельности только одного вида органов, обеспечивающих экологическую безопасность - это органы экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации. Исторически сложилось так, по мнению Портилло Г., что «одной из опасностей, с которыми сталкивалось человечество, была их собственная военная политика в вооруженных конфликтах. Однако сегодня наш враг изменился - теперь это глобальные проблемы... Есть места, где военная безопасность уступает место более широкому видению, которое вместе с потребностью в экологической безопасности пытается решить проблемы, связанные, среди прочего, с отсутствием продовольственной безопасности, социальной нестабильностью, бедностью»5.

Подробнее обратимся к вопросу разработки и реализации мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности ВС РФ, других войск, воинских формирований, ликвидации экологических последствий вооруженных конфликтов, то это очень актуальное в настоящее время направление деятельности государства. По оценкам самого Министерства обороны России Вооруженные Силы являются крупнейшим потребителем природных, людских, энергетических, финансовых и других материальных ресурсов, так для нужд Министерства обороны России государством выделено 11,98 млн га земель, более 4,75 млн га лесов, на которых расположены военные гарнизоны и лесхозы, аэродромы, полигоны, охранные зоны особо важных объектов, складские комплексы и иные военные и оборонные объекты (по данным Росреестра на 2018 г.)6. Данные

2 Suhova Е.А. The content and structure of the concept of environmental safety // Siberian Legal Review. July 2019. 16(2). Рр. 175-181.

2 Portillo G. Environmental security. // Environment. https://www.renovablesverdes.com/en/Environmental-security/

3 Austin А. Environmental safety - what is it? Secondary education and schools // Environment. https://www.renovablesverdes.com/en/Environmental-security/ 2023

4 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351.

5 Portillo G. Environmental security // Environment. https://www.renovablesverdes.com/en/Environmental-security/

6 Тришункин В.В., Астафеева О.С. Экологическая безопасность Вооруженных Сил Российской Федерации Статья с сайта Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2020 // https://mto.ric.mil.ru/Stati/item/253187/

военные объекты, потенциально могут быть источниками негативного воздействия на окружающую среду. С целью обеспечения экологической безопасности в системе органов ВС РФ, создаются специализированные органы, осуществляющие такое обеспечение, их законодательное закрепление мы находим в Положении об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации. Интересно, что впервые приказ Минобороны об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской был принят 20 августа 2007 г., а в 2015 г. ему на смену пришел второй (ныне действующий) Приказ «Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации»1, в котором обеспечение экологической безопасности выделено в отдельное направление деятельности органов военного управления всех уровней, воинских частей, должностных лиц, военнослужащих и гражданского персонала российских вооруженных сил (пп.2 п.1 Приказа). Однако первое в РФ Управление экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации было создано гораздо раньше - 15 июля 1992 г., согласно Приказа Минобороны РФ № 4020 (теперь эта дата отмечается как День военного эколога).

Обеспечение экологической безопасности ВС РФ понимается комплекс мер правового, организационно-технического, социально-экономического, воспитательного и иного характера, проводимых в целях защиты жизненно важных интересов военнослужащих, гражданского персонала, населения от возможного негативного воздействия деятельности Вооруженных Сил, предотвращения и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах Вооруженных Сил.

Органы экологической безопасности ВС РФ обеспечивают такое состояние, которое исключает (сводит к минимуму) неблагоприятное воздействие деятельности ВС РФ на окружающую среду, население, личный состав, вооружение, военную технику и военные объекты. Тем самым эти меры становятся составной частью экологической безопасности России.

Любые искусственные объекты, в том числе и объекты Минобороны Российской Федерации, всегда взаимодействуют с окружающей их средой и зачастую это взаимодействие носит негативный характер, исходит, прежде всего, от аэродромов, ядерных энергетических установок, складов боеприпасов, вооружения, военной техники, хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов, отработанного ядерного топлива, горюче-смазочных материалов, компонентов ракетных топлив, боевых химических веществ. Взаимодействие между искусственными и естественными объектами Земли или, точнее, их взаимовлияние требует совместного рассмотрения взаимодействующих объектов как сложных тел (систем), называемых природно-техническими системами2.

К большому сожалению, в современных условиях непоправимыми последствиями для природы оборачиваются не только активные военные действия, но и повседневная деятельность войск. Любая война с экологической точки зрения - это нарушение сложившегося природного баланса, существующих экосистем, разрушение мест обитания и гибель животных и растений. В настоящее время в мире идет не менее 20 войн и военных конфликтов в различных уголках нашей планеты. Даже простое передвижение гусеничной техники, к которой относятся тягачи, танки, бронетранспортеры, при движении практически снимают верхнюю часть почвы со всеми ее обитателями, разрыхляют песчаные почвы и уплотняют влажные. Из-за боевых действий гибнут леса: лесные пожары, взрывы, леса превращаются в укрепрайоны, деревья массово вырубаются на дрова для нужд населения и военных. Боевая стрельба ведет к загрязнению воздуха, воды, земли тяжелыми металлами и токсинами, содержащимися в ракетах и снарядах.

Что же касается России, то по оценкам специалистов Службы экологической безопасности ВС РФ суммарный эффект от ее влияния на природу в мирное время сопоставим с влиянием отрасли промышленности среднего масштаба. Кроме того, на этих объектах могут возникать аварии с загрязняющими выбросами в воздух, почву, загрязнением поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира. Центральным органом военного управления, выполняющим функции руководства обеспечением экологической безопасности войск, является Штаб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ (далее - Штаб МТО), основной задачей которого является развитие системы обеспечения экологической безопасности деятельности войск, общее руководство осуществляет заместитель Министра обороны, отвечающий за организацию материально-технического обеспечения войск (сил). По данным Минобороны России для реализации данной задачи Штабом в 2019 г. была проведена инвентаризация загрязненных территорий и разработан комплекс мер по ликвидации экологического ущерба на военных объектах. По итогам инвентаризации, в созданный реестр загрязненных территорий было включено 76 участков, которые были загрязнены нефтепродуктами, твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и строительными отходами. Мероприятия по очистке загрязнений, в соответствии с решением главнокомандующих видов Вооруженных Сил Российской Федерации и командующих войсками военных округов, производятся силами подразделений по ликвидации экологического ущерба по территориальному принципу, в секторах ответственности военных округов, видов и родов войск ВС РФ, учитывая природно-климатические условия регионов. На объектах, где проведение данных работ возможно только силами специализированных организаций, действия будут осуществляться в рамках государственных контрактов. В состав подразделений по ликвидации экологического ущерба включены личный состав и техника войск радиационной химической и биологической защиты, инженерных войск, инженерно-аэродромных подразделений и воинских частей.

В ходе реализации 53 государственных контрактов, по сведениям Минобороны за 2019 г., службами военных округов было утилизировано 8,3 т отходов 2-го класса опасности и более 600 тыс. отработанных ртутьсодержащих ламп, проведена очистка более 4 га земель на 6 объектах, загрязненных нефтепродуктами и ТКО земель, передано на утилизацию 10 т нефтесодержащей жидкости и т.д. Особую тревогу для Мино-

1 Приказ Министра обороны РФ от 14.09.2015 № 530 «Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации» // Документ опубликован не был. Информация с сайта 11Р1_: Ьос.т11.ги>Ьоситеп18/ди1ск_8еагсИ/пра.Мт.

2 Зенкевич М.Ю., Прокофьев В.Е., Янович К.В. Управляемая природно-техническая система как основа альтернативной стратегии охраны окружающей среды // Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2021. № 2 (14). С. 132.

бороны России вызывает устранение локальных загрязнений нефтепродуктами - эти загрязнения носят накопительный характер еще со времен СССР, возникли они в результате проливов нефтепродуктов в районах баз, складов ГСМ и котельных хозяйств как на действующих, так и выведенных из эксплуатации объектах. В результате часть земель на военных объектах находится в неудовлетворительном состоянии. Самое странное, на наш взгляд, это то, что Управление экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации было создано, как упоминалось ранее, в 1992 г., а по данным Минобороны России «необходимый инструментальный контроль на таких объектах не проводился с начала их функционирования, что не позволяет сразу оценить, насколько они загрязнены, а также выбрать метод ликвидации последствий бездумной эксплуатации занимаемых площадей»1.

Таким образом, необходимая нормативная правовая база для ритмичного и эффективного функционирования органов по обеспечению экологической безопасности, охране и защите экологических прав граждан, в России создана и выполняет свои задачи.

Библиография:

1. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. Experiments by nature and design. Harvard university press. Cambridge, Massachusetts, and London, England. 1979. 330 с^ШШШЁ^^^^^Шш^^^ШШ^^Ш^Ш^Ш^^^ШШЁ^ШШШШШШШШ^Ш

2. Suhova Е.А. The content and structure of the concept of environmental safety // Siberian Legal Review. July 2019. 16(2). Рр. 175-181.

3. Portillo G. Environmental security // Environment. https://www.renovablesverdes.com/en/Environmental-security/^^Bl^H

4. Austin А. Environmental safety - what is it? Secondary education and schools // Environment. https://www.renovablesverdes.com/en/Environmental-

security/

5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351.

6. Тришункин В.В., Астафеева О.С. Экологическая безопасность Вооруженных Сил Российской Федерации. Статья с сайта Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2020 //

7. Приказ Министра обороны РФ от 14.09.2015 № 530 «Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Рос-

сийской Федерации» // Документ опубликован не был. Информация с сайта URL: doc.mil.ru>documents/quick_search/npa.htm.

8. Зенкевич М.Ю., Прокофьев В.Е., Янович К.В. Управляемая природно-техническая система как основа альтернативной стратегии охраны окружающей среды // Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2021. № 2 (14). С. 131- 139.

References:

1. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. Experiments by nature and design. Harvard university press. Cambridge, Massachusetts, and London, England. 1979. 330 p.

2. Suhova E.A. The content and structure of the concept of environmental safety // Siberian Legal Review. July 2019. 16(2). Pp. 175-181.

3. Portillo G. Environmental security // Environment. https://www.renovablesverdes.com/en/Environmental-security/

4. Austin A. Environmental safety - what is it? Secondary education and schools // Environment. https://www.renovablesverdes.com/en/Environmental-security / 2023.

5. Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 05.07.2021, No. 27 (Part II), Article 5351.

6. Trishunkin V.V., Astafeeva O.S. Environmental safety of the Armed Forces of the Russian Federation. Article from the website of the Ministry of Defense of the Russian Federation dated 13.04.2020 // https://mto.ric.mil.ru/Stati/item/253187/

7. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation No. 530 dated 14.09.2015 "On approval of the Regulations on env ironmental safety bodies of the Armed Forces of the Russian Federation" // The document was not published. Information from the website URL: doc.mil.ru >documents/quick_search/npa.htm

8. Zenkevich M.Yu., Prokofiev V.E., Yanovich K.V. Controlled natural-technical system as the basis of an alternative strategy for environmental protection // Actual problems of military scientific research. 2021. No. 2 (14). pp. 131- 139.

1 Тришункин В.В., Астафеева О.С. Экологическая безопасность Вооруженных Сил Российской Федерации Статья с сайта Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2020 // https://mto.ric.mil.ru/Stati/item/253187/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.